Эон (гностицизм)

редактировать

Во многих гностических системах различные эманации «Бога "известны под такими именами, как Один, Монада, Aion teleos (αἰών τέλεος« Широчайший Эон »), Bythos (βυθός,« глубина »или« глубина »), Проархе («до начала», προαρχή), Архе («начало», ἀρχή) и Эоны . В разных системах эти эманации по-разному называются, классифицируются и описываются, но теория эманаций является общей для всех форм гностицизма. В василидийском гнозисе они называются сыновствами (υἱότητες huiotetes; поют: υἱότης huiotes); согласно Маркусу, это числа и звуки; в валентинианстве они образуют пары мужчина / женщина, называемые сизигиями (греч. συζυγίαι, от σύζυγοι syzygoi, букв. «сплетения вместе»).

Этим источником всего сущего является Эон, в котором обитает внутреннее существо, известное как Ennoea («мысль, намерение», греч. Ἔννοια), Charis («благодать», греч. Χάρις) или Sige (« тишина ", греч. σιγή). Разделенное совершенное существо зачинает в себе второй Эон, Нус («ум», греч. Ους). Таким образом создаются сложные иерархии Эонов, иногда до тридцати. Эти Эоны принадлежат чисто идеальному, нуменальному, постижимому или сверхчувственному миру; они нематериальны, это ипостасные идеи. Вместе с источником, из которого они исходят, они образуют Плерома («область света», греч. Πλήρωμα). Самые низкие области Плеромы наиболее близки к тьме, то есть физическому миру.

Переход от нематериального к материальному, от ноуменального к осмысленному - это порок, страсть или грех в Эоне. Согласно Василиду, это недостаток последнего сыновства; согласно другим, грех Великого Архонта или Эона-Создателя Вселенной; согласно другим, это страсть женщины Эона Софии, которая исходит без своего партнера Эона, в результате чего возникает Демиург (греч. Δημιουργός), существо, которого никогда не должно было быть. Это существо не принадлежит Плероме, и Единый излучает два спасительных Эона, Христа и Святой Дух, чтобы спасти человечество от Демиурга. Затем Христос принял человеческий облик (Иисуса), чтобы научить человечество, как достичь Гнозиса. Конечная цель всего Гнозиса - это метанойя (греч. Μετάνοια), которая представляет собой понимание мира и высшей реальности и знание, которое устраняет страх перед материальным существованием, прокладывая путь к жизни и переживанию жизни в ее полной мере перед тем, как душа возвращается в Плерому.

Эоны имеют ряд сходств с иудео-христианскими ангелами, включая роли слуг и эманаций Бога, а также существующие как существа света. Фактически, некоторые гностические ангелы, такие как Армозель, также являются Эонами. Гностическое Евангелие от Иуды, недавно найденное, приобретенное, хранимое и переведенное Национальным географическим обществом, также упоминает Эоны и говорит об учениях Иисуса о них.

Содержание

  • 1 Валентин
  • 2 Птолемей и Колорбас
  • 3 Сиге
  • 4 Энное
  • 5 Харис
  • 6 Ноус
  • 7 Экклесия
  • 8 Антропос
  • 9 Хорос
  • 10 Культурные ссылки
  • 11 См. Также
  • 12 Ссылки
  • 13 Библиография
  • 14 Внешние ссылки

Валентин

Валентин предполагал, как начало всех вещей, Изначальное Существо или Бифос, Которые после долгих лет молчания и созерцания породили другие существа в процессе эманации. Первая серия существ, Эоны, насчитывала тридцать, что представляло пятнадцать сизигий или пар, дополняющих друг друга в сексуальном плане. Одна из распространенных форм изложена ниже:

Схема Эонов

Валентинианская система до недавнего времени была известна только благодаря критике ее противников; однако открытие библиотеки Наг-Хаммади дало доступ к валентинианским текстам, включая источники, которые были предварительно идентифицированы как написанные Валентином.

Тертуллиан «Против валентинианцев» дает несколько иную последовательность. Первые восемь из этих Эонов, соответствующие поколениям с первого по четвертое ниже, называются Огдоад.

  • Первое поколение
    • Бифос (Единый) и Сиге (Тишина, Харис, Энноэ и т. Д.)
  • Второе поколение
    • Ноус (Нус, Разум) и Алетейя (Веритас, Истина)
  • Третье поколение, произошедшее от Ноуса и Алетейи
    • Сермо (Слово) и Вита (Жизнь)
  • Четвертое поколение, произошедшее от Сермо и Виты
    • Антропос (Человек, Человек) и Экклесия (Церковь)
  • Пятое поколение
    • Происходит от Сермо и Виты :
      • Битиос (Глубокий) и Миксис (Смесь)
      • Ageratos (никогда не старый) и Henosis (Union)
      • Autophyes (основная природа) и Hedone (удовольствие)
      • Acinetos (недвижимое) и Syncrasis (Commixture)
      • Monogenes ( Единородный) и Макария (Счастье)
    • Происходит от Антропоса и Экклесии
      • Параклет (Утешитель) и Пистис (Вера)
      • Патрика (по отцовской линии) и Эльпис (Надежда)
      • Метрикос (Материнский) и Агапе (Любовь)
      • Айнос (Хвала) и Синези s (Интеллект)
      • Экклезиастик (Сын Экклесии) и Макариот (Блаженство)
      • Телет (Совершенный) и София (Мудрость)

Птолемей и Колорбас

Согласно Ириней, последователи Гностиков Птолемея и Колорбаса имели Эоны, отличные от Эонов Валентина. Логотипы создаются, когда Anthropos учится говорить. Первые четыре называются Тетрадами, а восемь - божества Огдоад из древнеегипетского пантеона.

  • Первое поколение
    • Бифос (Единый) и Сиге (Молчание, Харис, Энноя и т. Д.)
  • Второе поколение (задуманное Единым):
    • Энноя (Мысль) и Телесис (Воля)
  • Третье поколение, произошедшее от Ennoea и Thelesis:
    • Nous (или Monogenes) и Aletheia
  • Четвертое поколение, произошедшее от Nous и Aletheia:
    • Anthropos (Homo, Man) и Ecclesia (Церковь)
  • Пятое поколение, произошедшее от Антропоса и Экклесии:
    • Логос и Зоя
  • Шестое поколение:
    • Произошло от Логоса и Зои:
      • Битий и Миксис
      • Агератос и Хенозис
      • Autophyes и Hedone
      • Acinetos and Syncrasis
      • Monogenes и Macaria
    • происходят из Антропоса и Экклесии:
      • Параклет и Пистис
      • Патрикос и Элпис
      • Метрикос и Агапе
      • Айнос и Синезис
      • Экклезиастик и Макариот
      • Телетос и София

Порядок Антропоса и Экклесии против Логоса и Зои несколько обсуждается; разные источники дают разные отчеты. Логос и Зоя уникальны для этой системы по сравнению с предыдущей и могут быть усовершенствованной версией первой, насчитывающей 32 Эона, но неясно, действительно ли первые два считались Эонами.

Сиге

Плером де Валентин, из «Истории критики гностицизма»; Jacques Matter, 1826, Vol. II, табл. II

В системе Валентина, изложенной Иринеем (I. 1), происхождение вещей восходит к двум вечным сосуществующим принципам - мужскому и женскому. Самца звали Bythos или Proarche, или Propator и т. Д.; у женщины были имена Энноеа, Харис и Сиге. Вся эонология Валентина была основана на теории сизигий, или пар эонов, причем каждому эону была предоставлена ​​супруга; и предполагаемая потребность в сотрудничестве мужского и женского начала для порождения новых была общей для Валентина и некоторых более ранних гностических систем. Но в этих системах было спорным вопросом, является ли Первый принцип всего таким двояким. Как в более ранних системах, так и даже среди валентинианцев были те, кто считал, что происхождение вещей должно быть связано с одним Принципом, который некоторые описывали как гермафродит ; другие говорили, что прежде всего секс. И среди валентинианцев, насчитавших тридцать эонов, были те, кто считал Битоса и Сиге первой парой; другие, утверждавшие Единый Принцип, исключили Битона из числа и составили число тридцать, не считая его. Так, Ириней говорит о валентинианах (I. II. 4. стр. 10): «Ибо они утверждают, что иногда Отец действует в соединении с Сиге, но в других случаях он проявляет себя независимо как от мужчины, так и от женщины». И (I. xi. 5 ) «Ибо некоторые заявляют, что он не имеет супруга, и не является ни мужчиной, ни женщиной, и, фактически, вообще ничего; в то время как другие утверждают, что он мужско-женственный, приписывая ему природу гермафродита, другие, опять же, наделяют его Сигэ в качестве супруги, что, таким образом, может образовать первое соединение ».

Ипполит предполагает, что Валентин унаследовал свою систему от системы Симона ; и в том, как разъясняется в Apophasis Megale, из которого он дает выдержки, происхождение вещей происходит от шести корней, разделенных на три пары; но все эти корни происходят из единственного независимого Принципа, у которого нет супруги. Имя Сиге встречается в описании, которое Ипполит (vi. 18) цитирует из Апофасиса, как из верховного принципа возникают мужские и женские ответвления nous и epinoia. Имя Sige там дано не одному из ответвлений, а самому высшему Принципу: однако в описании эти ответвления появляются не как отдельные сущности, а как различные аспекты одного и того же Существа.

Кирилл Иерусалимский (Катех. VI. 17) делает Сиге дочерью Битоса и от него матерью Логоса, сказку, которую он относит к инцестам, которые языческая мифология приписывает Юпитеру. Ириней (II. Xii. ) высмеивает абсурдность более поздней формы валентинианской теории, в которой Сиге и Логос представлены как сосуществующие Эоны в одной Плероме. «Где есть Безмолвие, - говорит он, - не будет Слова; и где есть Слово, не может быть Безмолвия». Он продолжает (II. 14 ) проследить изобретение Сиге до языческих поэтов, цитируя Антифана, который в своей Теогонии делает Хаос порождением Ночи и Безмолвия.

Вместо Ночи и Тишины они заменяют Бифуса и Сиге; вместо Хаоса ставят Ноус; и ради Любви (которой, как говорит комический поэт, все остальное было упорядочено) они выдвинули Слово; в то время как для главных и величайших богов они образовали Эонов; и вместо второстепенных богов они рассказывают нам об этом творении их матери, которое находится за пределами Плеромы, называя его второй Огдоадой.... эти люди называют то, что находится внутри Плеромы, реальным существованием, точно так же, как эти философы называли атомами; в то время как они утверждают, что те, которые не имеют Плеромы, не имеют истинного существования, даже если те, кто уважает вакуум. Таким образом, они изгнали себя в этом мире (поскольку они находятся здесь за пределами Плеромы) в место, которого не существует. Опять же, когда они утверждают, что эти вещи [внизу] являются изображениями тех, которые имеют истинное существование [вверху], они снова наиболее явно повторяют доктрину Демокрита и Платона. Ибо Демокрит был первым, кто утверждал, что многочисленные и разнообразные фигуры были как бы отмечены формами [вещей наверху] и спустились из вселенского пространства в этот мир. Но Платон, со своей стороны, говорит о материи, образце и Боге. Эти люди, следуя этим различиям, стилизовали то, что он называет идеями, и образцами, изображениями тех вещей, которые выше...

Энноэ

В попытках, предпринятых Создатели различных гностических систем, чтобы объяснить происхождение существующего мира, первая стадия процесса обычно заключалась в персонализации концепции в божественном разуме того, что должно было исходить от Него. Мы узнаем от Иустина Мученика (Ап. I. 26) и от Иринея (I. 23 ), что слово Ennoea использовалось в техническом смысле в системе Саймон. В латинском переводе Иринея это слово либо сохраняется, либо переводится как «mentis Conceptio». У Тертуллиана есть «injectio» (Де Анима, 34). В Apophasis Megale, цитируемом Ипполитом (ссылка vi. 18, 19, стр. 174), использовано слово не Ennoia, а Epinoia. Ириней утверждает (I. 23 ), что слово Ennoea перешло из системы Симона в систему Менандра. В системе Барбелиота, которую Ириней также считает производной от системы Симона (I. 29 ), Энноя появляется как одна из первых в серии эманаций безымянного Отца.

В системе Валентина (Ирен. I. i. ) Энноя - одно из нескольких альтернативных имен супруги первичного Эона Бифоса. О несколько иной форме, в которой Птолемей представил эту часть системы, см. Ириней (I. xii. ). Ириней критикует эту часть системы (II. Xiii. ). Имя Ennoea также используется в системе Ophite, описанной Иринеем (I. xxx. ).

Харис

Харис в системе Валентина было альтернативным именем, наряду с Энноей и Сиге, для супруги первичного Эона Битос (Ирен. I. 4 ). Имя выражает тот аспект абсолютного Величия, в котором оно рассматривается не как уединенная монада, а как передаваемое от своего совершенства существам, конечным источником которых оно является; и это объяснение дано в валентинианском фрагменте, сохраненном Епифанием (Haer. XXXI. 6), dia to epikechoregekenai auten thesaurismata tou Megethous tois ek tou Megethous. Использование слова Харис позволило Птолемею (цитируемому Ириней, I. 8 ) найти в Иоанна 1:14 первую тетраду Эонов, а именно: Патер, Моноген, Харис., Алетейя. Возникает подозрение, что именно с целью такой идентификации имена, которые можно найти в прологе Евангелия от Иоанна, были добавлены в качестве альтернативных наименований к оригинальным именам Эонов. Но это вопрос, по которому у нас нет данных, чтобы высказать свое мнение. Харис занимает важное место в системе Марка (Ириней, I. 13 ). Имя Харис появляется также в системе Barbelitae (Irenaeus, I. 29 ), но как обозначение более поздней эманации, чем в валентинианской системе. Это слово, возможно, также имеет техническое значение в офитских молитвах, сохраненных Оригеном (Contra Celsum, vi. 31 ), все из которых заканчиваются призывом he charis synesto moi, nai pater, synesto.

Ноус

Экклесия

Эта высшая Экклесия считалась архетипом нижней Экклесии, образованной духовным семенем на земле (Iren. I. v. 6, стр. 28). В гностической системе, описанной Иринеем (I. xxx. p. 109), у нас также есть небесная церковь, но не как отдельный Эон, а как составленная гармонией первых существующих существ. Согласно Ипполиту (ст. 6, с. 95), Наассены насчитали три Экклесии.

Особенно в случае церкви, которую мы находим в христианских рассуждениях до Валентина, следы концепции, лежащей в основе всей доктрины Эонов, что земные вещи имеют свои архетипы в ранее существовавших небесных мирах. вещи. Герма (Vis. II. 4) говорит о церкви как о сотворенной прежде всего и о мире как о созданном для нее; и в недавно обнаруженной части так называемого Второго послания Климента к Коринфянам (ок. 14) автор говорит о духовной церкви, созданной до солнца и луны, как существующей ранее, как Христос. Себя и подобно ему явившиеся в последние дни для спасения людей; и он даже использует язык, который, если бы он не был в достаточной мере объяснен тем, что говорится в Послании к Ефесянам о союзе между Христом и Его церковью, мог бы иметь сходство с валентинианской доктриной об отношениях между Антропосом и Экклесия.

Автор Послания к Евреям цитирует указание Моисею сделать скинию по образцу, показанному ему на горе (отрывок, цитируемый в Деяниях 7: 44 ), и его аргумент основан на выводе о том, что различные части иудейского служения были лишь копиями лучших небесных архетипов. Та же самая небесная скиния появляется как часть образов книги Откровение (11:19, 15: 5 ). В той же книге церковь предстает как жена Агнца, новый Иерусалим, сходящий с небес; и учение св. Павла (Ефесянам 1: 3 ) может быть представлено в форме, в которой церковь существовала в избрании Божьем до основания мира.

Антропос

Как мир является образом живого Эона (tou zontos aionos), так и человек является образом предсуществующего человека проона антропов. Валентин, согласно Клеменсу Александринскому (Valentini homil. Ap. Clem. Strom. IV. 13, 92 ), говорил о Софии как о художнике (zographos), делающем этот видимый нижний мир картиной великолепного архетипа., но слушатель или читатель с такой же готовностью поймет, что под этой Софией подразумевается небесная мудрость Книги Притчей, как и 12-й и падший Эон. Под ней (по Валентину) стоят ангелы-творцы мира, главой которых является Демиург. Ее формация (плазма) - это Адам, созданный во имя проона Антропоса. Созданная таким образом высшая сила помещает в него семя небесной пневматической сущности (sperma tes anothen ousias). Таким образом наделенный более высокой проницательностью, Адам возбуждает страхи ангелов; ибо, как космические антропои охвачены страхом перед изображениями, сделанными их собственными руками, чтобы носить имя Бога, то есть идолами, так эти ангелы заставляют изображения, которые они создали, исчезать (Ep. ad amicos ap. Clem Alex Strom. II, 8, 36 ).

... они говорят, что Ахамот нарисовал эти изображения в честь эонов. Тем не менее они передают эту работу Сотеру как ее создателю, который действовал через Ахамота, чтобы представить ее как сам образ невидимого и неизвестного Отца, которая, конечно, невидима и неизвестна Демиургу, и таким же образом, как он создал тот же Демиург соответствует Нусу, сыну. Архангелы, творения Демиурга, являются моделями остальных эонов.... ты не согласен, что я должен смеяться над этими картинами, написанными таким сумасшедшим художником? Ахамот, женщина, но при этом образ Отца; Демиург, не знающий своей матери - не говоря уже о своем Отце - все же представляющий Нуса, который не игнорирует своего Отца; ангелы, репродукции их хозяев. Это то же самое, что подделка подделки...

— Тертуллиан, Против Валентиниан, XIX

Хорос

Согласно доктрине Валентина, как описано в Ириней i. 2, младшая Эон София, в своем стремлении постичь Отца всего, подвергается опасности быть поглощенной его сущностью, от чего она спасается, вступая в контакт с ограничивающей силой Хоросом, чьей функцией является укрепляйте все вещи за пределами невыразимого величия, ограничивая каждое отведенное ему место. Согласно этой версии Хорос был ранее существовавшей силой; но согласно другому и, по-видимому, более позднему описанию, Хорос - это Эон, созданный только в этом случае по просьбе всех Эонов, которые умоляли Отца предотвратить опасность, которая угрожала затронуть их всех. Затем (как Ипполит рассказывает историю, vi. 31) он руководит производством новой пары Эонов, Христа и Святого Духа, которые восстанавливают порядок, отделяя от Плеромы несформированное потомство Софии. После этого создается Хорос, чтобы обеспечить постоянство созданного таким образом порядка. Ириней (США) меняет этот порядок, и сначала создается Хорос, а затем другая пара.

Валентинианский фрагмент у Епифания (Haer. 31, p. 171), который, кажется, дает более древнюю форму этой ереси, ничего не знает о Хоросе, но он относится к последнему духовному рождению поколения пяти существа без супругов, чьи имена используются в иренейской версии в качестве титулов для сверхштатных Эон Хорос. Но кроме того, у этого Эона есть шестое имя, которое в версии Ипполита стало его основным титулом Стаурос ; и объясняется (Ириней, I. 3 ), что помимо своей функции разделителя, в отношении которой он назван Хоросом, этот Эон выполняет работу по укреплению и урегулированию, в отношении которой он является - позвал Стаурос. Намек на происхождение от sterizo.

Буквальное земное распятие Спасителя (увиденное экстрасенсорной церковью, которая верит только в исторического Иисуса) должно было представлять архетипическую сцену в мире Эонов, когда Младшая София, Ахамот, исцеляется через инструменты Спасителя.

Животный и плотской Христос, однако, действительно страдает по образцу высшего Христа, Который с целью произвести Ахамота был распростертым на кресте, то есть Хоросом, в материальной, но не познаваемой форме.. Таким образом они сводят все вещи к простым изображениям - сами христиане на самом деле являются не чем иным, как воображаемыми существами!

— Тертуллиан, Против валентинианцев, XXVII

Различие, только что объясненное относительно различного использования имена Хорос и Стаурос не соблюдались валентинианцами. Таким образом, последнее слово иногда используется, когда говорится о функции разделения и разделения (Excerpt. Ex Script. Theodot. 22 and 42, Clem. Alex. II. Pp. 974, 979), причем в последнем отрывке отмечается, что крест отделяет верных от неверующих; и Клем. Алекс., Который иногда использует валентинианский язык в ортодоксальном смысле, говорит таким же образом (Paed. III. 12, p. 303, и Strom. II. 20, p. 486).

В валентинианской теории существует двойной Хорос или, по крайней мере, двойная функция, выполняемая Хоросом.

Платон, излагая тайны, касающиеся вселенной, пишет Дионисию, выражаясь примерно так: «... Все относится к Царю всего, и благодаря ему все вещи, и он является причиной всего славного (объектов творения). Второй - о втором, а третий - о третьем. Но относительно Короля нет ничего из того, о чем я говорил. Но после этого душа искренне желает узнать, что это за виды, глядя на те вещи, которые сродни ей, и ни одного из них (самого по себе) недостаточно.... ».. Валентин, следуя этим (замечаниям), сделал фундаментальным принципом в своей системе« Царя всех », о котором упоминал Платон и которого этот еретик называет Патером, Битоном и Проархом. остальные эоны. И когда Платон использует слова «что является вторым в вещах второстепенных», Валентин предполагает, что вторыми являются все эоны, которые находятся в пределах [Horos] (Плеромы, а также) в пределах (самих себя). И когда Платон употребляет слова «третье по сравнению с третьим», он имеет (составляя третье) все устройство (существующее) вне пределов и Плерому.

— Ипполит, Philosophumena, VI, 32

С одной стороны, он выполняет, как уже было описано, функцию внутри Плеромы, отделяя другие Эоны от невыразимого Битона и спасая их от поглощения своей сущностью. С другой стороны, Хорос - это внешняя граница самой Плеромы, придающая ей постоянство и стабильность, защищая ее от вторжения любого постороннего элемента.

Культурные отсылки

Мультсериал Æon Flux черпает свое название и часть своей иконографии из гностицизма, особенно эонов (два главных героя, образующих сизигию) и Демиург.

См. также

Ссылки

Библиография

  • Мид, GRS (1890). Блаватская, Елена (ред.). "Пистис София". Люцифер. Лондон: Теософское издательское общество. 6 (33): 230–239.
Атрибуция

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-10 02:43:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте