Бардайсан

редактировать
Сирийский ученый, ученый, астролог и философ (154-222)

Бардайсан (11 июля 154 - 222 гг. Нашей эры; сирийский : ܒܪ ܕܝܨܢ, Bardaiṣān), известный на арабском языке как Ибн Дайсан (ابن ديصان) и на латыни как Bardesanes, был сирийцем или партианец гностик и основатель бардайсанитов . Ученый, ученый, астролог, философ, гимнограф и поэт, Бардайсан также был известен своими познаниями в Индии, о которой он написал книгу, ныне утерянную.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранняя жизнь и образование
    • 1.2 Проповедническая деятельность
    • 1.3 Встреча с религиозными людьми из Индии
    • 1.4 Изгнание и смерть
    • 1.5 Бардайсанитская школа
  • 2 Доктрина
  • 3 Писания
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Биография

Ранние годы и образование

Бардайсан (сирийский : ܒܪ ܕܝܨܢ bar Daiān "сын Daiān") был сирийским автором, родившимся 11 июля 154 г. в Эдессе, Осроене, в те времена находился под попеременным влиянием как Римской империи, так и Парфянской империи. Чтобы указать город, в котором он родился, родители назвали его «Сыном Дайсана», реки, на которой находилась Эдесса. Иногда его также называют «вавилонянином» (Порфирий ); и, в связи с его более поздней важной деятельностью в Армении, «армянин» (Ипполит Римский ), в то время как Ефрем Сириец называет его «философом арамеев. "(сирийский : ܦܝܠܘܣܘܦܐ ܕܐܖ̈ܡܝܐ, Filosofā d-Arāmāyē). Некоторые источники ссылаются на его высокое происхождение и богатство; согласно Михаилу Сирийскому, родители Бардайсана бежали из Персии, и Секст Юлий Африканский сообщает, что он был из парфянской знати. Его родители, Нухама и Нахсирам, должны были быть людьми высокого ранга, так как их сын получил образование у наследного принца Осроена при дворе Абгара VIII. Африканус говорит, что он видел, как Бардайсан с луком и стрелами отмечал очертания лица мальчика своими стрелами на щите, который мальчик держал.

Из-за политических волнений в Эдессе Бардайсан и его родители переехали на некоторое время. в то время как в Иераполис (ныне Манбидж ), сильный центр вавилонизма. Здесь мальчик воспитывался в доме священника Анудузбара. В этой школе он изучил все тонкости вавилонской астрологии, обучение, которое навсегда повлияло на его разум и доказало проклятие его дальнейшей жизни. В возрасте двадцати пяти лет ему довелось услышать проповеди Гистаспа, епископа Эдесского, получить наставления, креститься и даже принять диакона или священника. «Священство», однако, может просто означать, что он причислен к одной из коллегии пресвитеров, потому что Бардайзен остался в мире и имел сына по имени Гармоний, который, согласно церковной истории Созомена, был » глубоко разбираясь в греческой эрудиции, он первым подчинил свой родной язык метрам и музыкальным законам; эти стихи он произносил для хоров ». Когда Абгар IX, друг его юности, взошел на престол (179 г.), Бардайсан занял его место при дворе. По словам Ефрема, одного из его критиков, он был искренним христианином, но явно не был аскетом, но был одет в наряды «с бериллами и кафтаном ».

Проповедь деятельность

Говорят, что Бардайсан обратил князя Абгара IX в христианство (вероятно, после 202 г., то есть после его визита и почетного приема в Риме), и даже он этого не сделал, у него был важный участие в христианизации города. И король, и философ трудились над созданием первого христианского государства. Однако, хотя он проявил большую литературную деятельность против Маркиона и Валентина, сам Бардайсан создал свою собственную неортодоксальную христианскую догму, смешав ее доктрины с вавилонской астрологией. Другие комментаторы говорят, что его философия в конечном итоге стала напоминать философию Валентина, если не полностью придерживаться ее. Епифаний Саламинский и Бар Гебрей утверждают, что он был сначала ортодоксальным христианином, а затем адептом Валентина. Как гностик, он определенно отрицал воскресение тела, и, насколько мы можем судить по неясным цитатам из его гимнов, предоставленных Ефремом, он объяснил происхождение мира процессом эманации от верховного Бога, которого он называл Отец живых. Его учение легло в основу манихейства, а затем сект батини шиитского ислама.

Бардайсана и его движения христиане считали еретиком, и он был подчинен к критической полемике. Те утверждали, вероятно, ошибочно, что он стал валентинианским гностиком из-за разочарованных амбиций христианской церкви. В частности, против него яростно боролся святитель Ефрем. кто упомянул его в своих гимнах:

И если он думает, что сказал последнее слово
, он достиг язычества,
О Бар-Дайсан,
сын Река Дайсан,
, чей разум текуч, как его имя!

Встреча с религиозными людьми из Индии

Порфирий утверждает, что однажды в Эдессе Бардайсан взял интервью у индийской делегации святых ( Древнегреческий : Σαρμαναίοι "śramaṇas "), который был отправлен римскому императору Элагабалу или другому северанскому императору, и расспрашивал их о природе индийской религии. Встреча описана в Porphyry De abstin., Iv, 17 и Stobaeus (Eccles., Iii, 56, 141):

Для государства индейцев, разделенных на многие части, существует один среди них племя божественно мудрых людей, которых греки привыкли называть гимнософистами. Но из них есть две секты, одну из которых возглавляют брамины, а другой саманайцы. Однако раса браминов получает божественную мудрость такого рода по преемственности, так же, как и священство. Но саманеи избираются и состоят из тех, кто желает обладать божественным знанием. И подробности, касающиеся их, следующие, как повествует вавилонский Бардайсан, который жил во времена наших отцов и был знаком с теми индейцами, которые вместе с Дамадамисом были отправлены к Цезарю. Все брамины происходят из одной семьи; поскольку все они происходят от одного отца и одной матери. Но саманцы не являются потомками одной семьи, поскольку, как мы уже сказали, собраны из каждой нации индейцев.

— Porphyry De abstin., Iv,

Изгнание и смерть

В конце концов, после 353 года существования Осроенское царство закончилось римлянами при Каракалле. Воспользовавшись антихристианской фракцией в Эдессе, захватил Абгара IX и отправил его в цепях в Рим. Хотя друг Каракаллы уговаривал его к отступничеству, Бардайсан твердо стоял на своем, говоря, что он не боится смерти, так как в любом случае ему придется ее претерпеть, даже если теперь он должен подчиниться императору. В возрасте шестидесяти трех лет он был вынужден укрыться в крепости Ани в Армении и пытался проповедовать там, но без особого успеха. Он также составил историю армянских царей. Он умер в возрасте шестидесяти восьми лет либо в Ани, либо в Эдессе. Согласно Михаилу Сиринскому, у Бардайсана кроме Гармония было еще два сына, Абгарун и Хасду.

Бардайсанская школа

Последователи Бардайсана (бардайсаниты) продолжали его учение в секте 2 века, которую более поздние христиане считали еретической. Считается, что сын Бардайсана, Гармоний, еще дальше отклонился от пути ортодоксии. Получив образование в Афинах, он добавил к вавилонской астрологии своего отца греческие идеи, касающиеся души, рождения и разрушения тел и своего рода метемпсихоза.

Некий Маринус, последователь Бардайсана. и дуалист, о котором говорится в «Диалоге Адамантия», придерживался доктрины двоякого первобытного существа; ибо дьявол, по его словам, не создан Богом. Он также был докетистом, так как отрицал рождение женщины Христом. Бардайсанская форма гностицизма оказала влияние на манихейство.

св. Усердные усилия Ефрема по подавлению этой могущественной ереси не увенчались успехом. Раббула, епископ Эдесский в 431–432 годах, обнаружил, что он процветает повсюду. О его существовании в седьмом веке свидетельствует Иаков Эдесский ; в восьмом - Георгий, епископ арабский ; в десятом - историк Масуди ; и даже в двенадцатом. Похоже, что бардизанство сначала слилось с валентинианством, а затем с общим манихейством.

Доктриной

Сложились различные мнения относительно истинного учения Бардезана. Уже Ипполит (Философ., VI, 50) его доктрина была описана как разновидность валентинизма, наиболее популярной формы гностицизма. Адольф Хильгенфельд в 1864 г. отстаивал эту точку зрения, основываясь в основном на отрывках из Св. Ефрем, посвятивший свою жизнь борьбе с бардизанством в Эдессе. Однако утверждалось, что сильные и пылкие высказывания святого Ефрема против бардизанцев его времени не являются справедливым критерием доктрины их учителя. Необычайное почитание его собственных соотечественников, очень сдержанное и полууважительное упоминание о нем у ранних отцов и, прежде всего, «Книга законов стран» предполагает более мягкий взгляд на заблуждения Бардайсана.

Как и ранние христиане, Бардайсан верил во Всемогущего Бога, Творца неба и земли, чья воля абсолютна и которому все подчинено. Бог наделил человека свободой воли, чтобы совершить свое спасение, и позволил миру быть смесью добра и зла, света и тьмы. Все вещи, даже те, которые мы сейчас считаем неодушевленными, имеют определенную долю свободы. Во всех них свет должен победить тьму.

гласит: «Последователи Дайсана верят в две стихии, свет и тьму. Свет вызывает добро, сознательно и по свободной воле; тьма вызывает добро. зло, но по силе природы и необходимости. Они верят, что свет - это живое существо, обладающее знанием, мощью, восприятием и пониманием; и от него движение и жизнь берут свой источник; но эта тьма мертва, невежественна, немощна, жестка и бездушны, без активности и различения; и они считают, что зло внутри них является результатом их природы и делается без их сотрудничества ».

Он, очевидно, отрицал воскресение тела, хотя и верил в тело Христа был наделен неподкупностью как особым даром. Бардайсан постулировал, что через шесть тысяч лет этой Земле придет конец, и мир без зла займет ее место.

Бардайсан также думал, что солнце, луна и планеты были живыми существами, для которых под властью Бога управление этим миром было в значительной степени доверено; и хотя человек был свободен, созвездия оказывали на него сильное влияние на добро или зло. Согласно Св. Ефрему, Солнце и Луна считались мужским и женским принципами, и идеи неба у бардайсанитов были не без примеси чувственности (или «непристойности»). Руководствуясь тем фактом, что «дух» в сирийском языке является женским, Бардайсан мог придерживаться неортодоксальных взглядов на Троицу.

Писания

Бардайсан, по-видимому, был объемистым автором. Хотя почти все его работы погибли, мы находим упоминания о следующем:

  • Диалоги против Маркиона и Валентина.
  • Диалог «Против судьбы», адресованный Антонину. Является ли этот Антонин просто другом Бардайсана или римским императором, и в последнем случае, о каком из Антонинов имеется в виду, остается спорным. Также неясно, идентичен ли этот диалог с «Книгой законов стран», о которой позже.
  • «Книга Псалмов», числом 150, в подражание Давиду Псалтырь. Эти псалмы стали известны в истории Эдессы; их слова и мелодии из поколения в поколение жили в устах народа. Только когда святой Ефрем сочинял гимны в том же пятисложном размере и пел их на те же мелодии, что и псалмы Бардайсана, последний постепенно утратил популярность. У нас, вероятно, есть несколько гимнов Бардайсана в Гностических Деяниях Фомы ; «Гимн душе»; «Благословение мудрости»; освящающая молитва при Крещении и Святом Причастии. Из них только «Гимн душе » общепризнан Бардезаном, авторство остальных сомнительно. Хотя этот гимн омрачен множеством неясностей, он поражает своей душевной красотой. Душа отправляется из своего небесного дома на землю, символизируемую Египтом, чтобы получить драгоценную жемчужину. В Египте он на время забывает о своем царственном происхождении и славной судьбе. Об этом ему напоминает письмо из дома, ему удается вырвать одежду света, оно возвращается, чтобы получить свое положение и славу в царстве своего отца.
  • Астролого-теологические трактаты, в которых были изложены его особые принципы. изложил. На них ссылается св. Ефрем, и среди них был трактат о свете и тьме. Фрагмент астрономического труда Бардайсана сохранил епископ арабских племен Георгий и переиздал Нау.
  • A "История Армении". Моисей из Хорены утверждает, что Бардайсан, «укрывшись в крепости Ани, прочитал там храмовые записи, в которых также были записаны деяния царей; к ним он добавил события своего времени. написал все на сирийском, но впоследствии его книга была переведена на греческий язык ". Хотя правильность этого утверждения не вызывает никаких подозрений, оно, вероятно, имеет под собой фактическое основание.
  • «Отчет об Индии». Бардайсан получил информацию от индийских шраманов (странствующих монахов) послов римского императора Гелиогабала. Несколько отрывков сохранились у Порфирия и Стобея.
  • «Книги законов стран». Этот знаменитый диалог, древнейший остаток не только бардизанской науки, но даже сирийской литературы, если не считать версию Священного Писания, принадлежит не самому Бардайсану, а некоему Филиппу, его ученику. Однако главным оратором в диалоге является Бардайсан, и у нас нет причин сомневаться в том, что то, что ему в рот, правильно представляет его учение. Отрывки из этого сочинения сохранились на греческом языке у Евсевия и Цезария; на латыни в «Признаниях» Псевдо-Климента Полный сирийский текст был впервые опубликован из рукописи VI или VII веков в Британском музее Уильямом Кюртоном в его Spicilegium Syriacum (Лондон, 1855), и Nau. Это оспаривается, был ли оригинал в сирийском или по-гречески; Нау решено в пользу первого. В ответ на вопрошающий ученик по имени Абида Бардайсан пытается показать, что действия человека не полностью обусловлены Судьбой, как результат звездных комбинаций. Исходя из того факта, что одни и те же законы, обычаи и манеры часто преобладают среди всех людей, живущих в определенном районе или из-за того, что они живут в разных местах в рамках одних и тех же традиций, Бардайсан пытается показать, что положение звезд при рождении людей может иметь только одно мало общего с их последующим поведением, отсюда и название «Книга законов стран».

См. также

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Бардайсан
Последняя правка сделана 2021-05-11 12:03:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте