Танцевальная мания

редактировать

Танцевальная мания во время паломничества в церковь в Синт-Янс-Моленбек, гравюра 1642 года автора Хендрик Хондиус с рисунка 1564 года Питера Брейгеля Старшего

Танцевальная мания (также известная как танцующая чума, хореомания, Танец Святого Иоанна и танец Святого Вита ) был социальным феноменом, который произошел в основном в континентальной Европе между XIV и XVII веками. В нем участвовали группы людей, которые беспорядочно танцевали, иногда тысячи за раз. мания затронула мужчин, женщин и детей, которые танцевали, пока не падали в обморок от истощения. Одна из первых крупных вспышек произошла в Аахене, в Священной Римской империи (в современной Германии), в 1374 году, и она быстро распространилась по Европе; одна особенно заметная вспышка произошла в Страсбурге в 1518 в Эльзасе, также в Священной Римской империи (ныне Франция).

Танцевальная мания, затронувшая тысячи людей на протяжении нескольких веков, не была единичным событием и была хорошо задокументирована в современных отчетах. Тем не менее, это было плохо изучено, и средства правовой защиты основывались на догадках. Часто музыканты аккомпанировали танцорам из-за веры в то, что музыка лечит манию, но эта тактика иногда имела обратный эффект, поощряя других присоединиться к ней. Среди современных ученых нет единого мнения относительно причины танцевальной мании.

Несколько предложенных теорий варьируются от религиозных культов, стоящих за процессиями, до людей, танцующих, чтобы избавиться от стресса и выбросить из головы нищету того периода. Предполагается, что это было массовое психогенное заболевание, при котором наблюдаются физические симптомы без известной физической причины, влияющие на группу людей, как форму социального влияния.

Содержание
  • 1 Определение
  • 2 Вспышки
  • 3 Характеристики
    • 3.1 Тарантизм
  • 4 Реакции
  • 5 Теории
  • 6 Культурные ссылки
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Примечания
    • 8.2 Библиография
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Определение

«Танцевальная мания» происходит от термина «хореомания», от греческих choros (танец) и mania (безумие), и также известен как «танцующая чума». Этот термин был придуман Парацельсом, и изначально это состояние считалось проклятием, посланным святым, обычно Св. Иоанн Креститель или св. Вита, и поэтому был известен как «Танец Святого Вита» или «Танец Святого Иоанна». Жертвы танцевальной мании часто заканчивали свои шествия в местах, посвященных этому святому, которому молились, пытаясь положить конец танцам; инциденты часто случались во время праздника св. Вита.

Св. В 17 веке «Танец Витуса» был поставлен под диагноз «хорея Сиденхама ». Танцевальная мания также известна как эпидемическая хорея и эпидемия танцев. Заболевание нервной системы, хорея, характеризуется симптомами, напоминающими симптомы танцевальной мании, которая также довольно неубедительно считается формой эпилепсии. Ученые описали танцевальную манию как «коллективное психическое расстройство», «коллективное истерическое расстройство» и «массовое безумие».

Вспышки

Самая ранняя из известных вспышек танцевальной мании произошла в 7 веке., и он появлялся много раз по всей Европе примерно до 17 века, когда внезапно прекратился. Один из самых ранних известных инцидентов произошел где-то в 1020-х годах в Бернбурге, когда 18 крестьян начали петь и танцевать вокруг церкви, нарушив рождественскую службу.

Дальнейшие вспышки произошли в 13 веке, в том числе в 1237 году, когда большая группа детей путешествовала из Эрфурта в Арнштадт (около 20 км (12 миль)), прыгая и танцуя. Кстати, в явном сходстве с легендой о крысолове из Гамлена, легендой, возникшей примерно в то же время. В другом инциденте, произошедшем в 1278 году, около 200 человек танцевали на мосту через реку Маас, что привело к его обрушению. Многие из выживших полностью выздоровели в соседней часовне, посвященной святому Виту. Первая крупная вспышка мании произошла между 1373 и 1374 годами, инциденты были зарегистрированы в Англии, Германии и Нидерландах.

24 июня 1374 года одна из крупнейших вспышек началась в Аахене, ( Германия ), прежде чем распространиться в другие места, такие как Кельн, Фландрия, Франкония, Эно, Мец, Страсбург, Тонгерен, Утрехт и такие страны, как Италия и Люксембург. Дальнейшие эпизоды произошли в 1375 и 1376 годах, с инцидентами во Франции, Германии и Нидерландах, а в 1381 году произошла вспышка в Аугсбурге. Дальнейшие инциденты произошли в 1418 году в Страсбурге, где люди голодали в течение нескольких дней, и вспышка болезни, возможно, была вызвана истощением. Во время другой вспышки, в 1428 г. в Шаффхаузене, монах танцевал до смерти, и в том же году группа женщин в Цюрихе, как сообщается, танцевала неистовство.

Еще одна из крупнейших вспышек болезни произошла в июле 1518 года в Страсбурге (см. Танцующая чума 1518 года ), где женщина начала танцевать на улице и в возрасте от 50 до К ней присоединились 400 человек. Дальнейшие инциденты произошли в 16 веке, когда мания достигла своего пика: в 1536 году в Базеле, когда была вовлечена группа детей; а в 1551 г. в Анхальте с участием всего одного человека. В 17 веке, случаи повторяющихся танцев были зарегистрированы профессором медицины Грегором Хорстом, который отметил:

Несколько женщин, которые ежегодно посещают часовню Святого Вита в Дрефельхаузене... танцуют безумно весь день и всю ночь, пока не падают в обморок. в экстазе. Таким образом, они снова приходят в себя и почти ничего не чувствуют до следующего мая, когда их снова... заставляют в День святого Вита отправиться в это место... [одна] об этих женщинах говорится. танцевать каждый год в течение последних двадцати лет, другой - целых тридцать два года.

Танцевальная мания, кажется, полностью вымерла к середине 17 века. По словам Джона Уоллера, хотя было зарегистрировано множество инцидентов, наиболее задокументированными случаями являются вспышки 1374 и 1518 годов, о которых имеется множество современных свидетельств.

Характеристики

Вспышки танцевальной мании были разными., и некоторые его характеристики были записаны. Обычно это происходит во времена трудностей, и кажется, что до десятков тысяч людей танцуют часами, днями, неделями и даже месяцами.

В современной литературе женщин часто изображают как обычных участников танцевальной мании., хотя современные источники говорят об обратном. Также обсуждается, был ли танец спонтанным или организованным мероприятием. Однако несомненно то, что танцоры, казалось, находились в бессознательном состоянии и не могли контролировать себя.

В своем исследовании социальных явлений автор Роберт Бартоломью отмечает, что современные источники отметьте, что участники часто не проживали там, где проходили танцы. Такие люди будут путешествовать с места на место, и другие присоединятся к ним по пути. С собой они принесли необычные для местных жителей обычаи и поведение. Варфоломей описывает, как танцоры носили «странные, красочные одежды» и «держали деревянные палки».

Роберт Маркс в своем исследовании гипноза отмечает, что некоторые украшали волосы гирляндами. Однако не все вспышки были связаны с иностранцами, и не все были особенно спокойными. Варфоломей отмечает, что некоторые «расхаживали голыми» и «делали непристойные жесты». У некоторых даже был половой акт. Другие вели себя как животные: прыгали, прыгали и прыгали.

Они почти не останавливались, а некоторые танцевали, пока не сломали ребра и впоследствии не умерли. Всюду танцоры кричали, смеялись или плакали, а некоторые пели. Варфоломей также отмечает, что наблюдатели танцевальной мании иногда подвергались жестокому обращению, если они отказывались присоединиться. Участники демонстрировали странную реакцию на красный цвет; в «Истории безумия в Германии шестнадцатого века» Миделфорт отмечает, что они «вообще не могли воспринимать красный цвет», а Бартоломью сообщает, что «было сказано, что танцоры не могли выносить... красный цвет, часто становясь жестоким при виде [ Это]".

Варфоломей также отмечает, что танцоры «не выносили остроконечных туфель» и что танцорам нравились удары ногами. Люди, страдающие танцевальной манией, страдали от множества недугов, включая боли в груди, судороги, галлюцинации, гипервентиляцию, эпилептические припадки и видения. В конце концов, большинство просто упало, охваченное истощением. Миделфорт, однако, описывает, как некоторые попадали в состояние экстаза. Обычно мания была заразной, но часто поражала небольшие группы, такие как семьи и отдельные лица.

Тарантизм

В Италии аналогичным явлением был тарантизм, жертвы которого были отравлены птицеедом или скорпионом. Самая ранняя из известных вспышек болезни произошла в 13 веке, и единственное известное противоядие - это танцевать под определенную музыку, чтобы отделить яд от крови. Это происходило только в летние месяцы. Как и в случае с танцевальной манией, люди внезапно начинали танцевать, иногда под воздействием ощущаемого укуса или укуса, и к ним присоединялись другие, которые считали, что яд от их старых укусов был реактивирован жарой или музыкой. Танцоры исполняли тарантеллу в сопровождении музыки, которая в конечном итоге «лечила» жертву, по крайней мере временно.

Некоторые участвовали в дальнейших действиях, таких как связывание себя виноградными лозами и порка каждого другие - притворяются, что сражаются на мечах, пьют много вина и прыгают в море. Некоторые умирали, если не было музыки, сопровождающей их танец. У больных обычно были симптомы, напоминающие симптомы танцевальной мании, такие как головные боли, дрожь, подергивания и видения.

Как и в случае с танцевальной манией, участникам явно не нравился черный цвет, и сообщалось, что женщины страдали больше всего. В отличие от танцевальной мании, тарантизм был ограничен Италией и южной Европой. Это было обычным явлением до 17 века, но внезапно закончилось лишь небольшими вспышками в Италии вплоть до 1959 года.

Исследование этого явления в 1959 году профессором истории религии Эрнесто де Мартино выяснилось, что большинство случаев тарантизма, вероятно, не были связаны с укусами пауков. Многие участники признались, что не были укушены, но полагали, что были заражены кем-то, кто был инфицирован, или что они просто прикоснулись к пауку. Результатом была массовая паника с «лекарством», которое позволяло людям вести себя так, как это обычно было запрещено в то время. Несмотря на различия, тарантизм и танцевальная мания часто считаются синонимами.

Реакции
Музыка обычно игралась во время вспышек танцевальной мании, поскольку считалось, что это решает проблему. Картина Питера Брейгеля Младшего по рисункам его отца

Поскольку настоящая причина танцевальной мании была неизвестна, многие способы лечения были просто обнадеживающими догадками, хотя некоторые действительно казались эффективными. Вспышка 1374 г. произошла всего через несколько десятилетий после Черной смерти, и ее лечили аналогичным образом: танцоров изолировали, а некоторых изгнали. Люди верили, что танцы были проклятием, наложенным св. Витус ; в ответ они молились и совершали паломничества к местам, посвященным св. Виту.

Также были вознесены молитвы св. Иоанн Креститель, который, по мнению некоторых, также был виновником танцев. Другие утверждали, что одержимы демонами или сатаной, поэтому изгнание нечистой силы часто совершалось над танцорами. Варфоломей отмечает, что во время танца участников часто играла музыка, поскольку это считалось эффективным лекарством, а во время некоторых вспышек болезни музыкантов даже привлекали для игры. Мидельфорт описывает, как музыка побуждала других присоединиться к ним и, таким образом, фактически ухудшала ситуацию, как и танцевальные заведения, которые иногда устраивали.

Теории

Были предложены многочисленные гипотезы для причины танцевальной мании, и остается неясным, была ли это настоящая болезнь или социальное явление. Одна из наиболее известных теорий состоит в том, что жертвы пострадали от отравления спорыньей, которое было известно как St. Огонь Антония в средние века. Во время паводков и влажных периодов эрготы могли расти и поражать рожь и другие культуры. Эрготизм может вызывать галлюцинации и судороги, но не может объяснить другое странное поведение, которое чаще всего ассоциируется с танцевальной манией.

Другие теории предполагают, что симптомы были похожи на энцефалит, эпилепсию и тиф, но, как и в случае с эрготизмом, эти состояния не могут объяснить все симптомы.

Во многих источниках обсуждается, как танцевальная мания и тарантизм могли быть просто результатом стресса и напряжение, вызванное стихийными бедствиями того времени, такими как эпидемии и наводнения. Хетерингтон и Манро описывают танцевальную манию как результат «общего стресса»; люди могли танцевать, чтобы избавиться от дневного стресса и бедности, и при этом пытались впасть в экстаз и увидеть видения.

Другая популярная теория состоит в том, что все вспышки были инсценированы, а появление странное поведение было связано с его незнакомостью. Религиозные культы могли разыгрывать хорошо организованные танцы в соответствии с древнегреческими и римскими ритуалами. Несмотря на то, что в то время эти ритуалы были запрещены, эти ритуалы могли проводиться под видом неконтролируемой танцевальной мании. Юстус Хекер, писатель-медик 19-го века, описал это как своего рода фестиваль, где практикуется " разжигание «Нодфира». Это включало прыжки через огонь и дым, чтобы предотвратить болезнь. Варфоломей отмечает, что участники этого ритуала часто продолжали прыгать и прыгать еще долго после того, как пламя утихло.

Несомненно, что многие участники танцевальной мании были психологически обеспокоены, но также вероятно, что некоторые приняли участие страха или просто хотел скопировать всех остальных. Источники согласны с тем, что танцевальная мания была одной из самых ранних зарегистрированных форм массовой истерии, и описывают ее как «психическую эпидемию» с многочисленными объяснениями, которые могут объяснить поведение танцоров. Было высказано предположение, что вспышки могли быть вызваны культурной инфекцией, вызванной, во времена особых трудностей, глубоко укоренившимися народными верованиями в регионе относительно злых духов способны наложить «танцевальное проклятие», чтобы наказать своих жертв.

Культурные отсылки
  • Группа из Корнуолла 3 Daft Monkeys описала эту танцевальную чуму в своей песне 2010 года «Days of the Dance ».
  • Чума представлена ​​как одна из различных вспышек болезней, которые можно встретить в мире игры Crusader Kings II как часть расширения The Reaper's Due и в Stellaris как событие на недавно колонизированных планетах. Обе игры созданы одним и тем же разработчиком, Paradox Interactive.
  • Сезон 2, эпизод 3 телесериала Legion упоминает чуму в списке странных происшествий как примеры «конверсионных расстройств».
  • Сезон 1, эпизод 10 телесериала Зло рассказывает о чуме в эпизоде, в центре которого - эпидемия пения или напевания определенной песни.
  • Персонажи Смурфы впервые появляются в приключении 1958 года Йохана и Пивита «Шесть смурфированных флейт», в котором Пивитт находит магнитофон, музыка которого заставляет людей танцевать, пока они не падают в обморок от истощения. Затем диктофон украден кем-то, кто использует его для совершения нескольких преступлений, распространяя принудительные танцы по средневековой Европе.
  • Сезон 2, серия 18 шоу Скуби-Ду! Mystery Incorporated ссылается на чуму как на предыдущий случай неконтролируемых танцев.
  • В мюзикле Don't Stop Me есть целое число, указывающее на танцевальную чуму, в которой персонажи, по-видимому, страдают от нее и, как таковые, умирают два персонажа.
  • Мидсоммар - Сцена танца Maypole основана на Hårgalåten, песне Hårga, которая сама по себе является народной мелодией, основанной на легенде, датируемой по крайней мере еще в 1785 году, известной как Hårgadansen или танец Hårga: в нем рассказывается о дьяволе, замаскированном под скрипач, который заставил детей деревни танцевать до смерти.
  • В Баффи Истребительница вампиров эпизод «Еще раз, с чувством », Саннидейл преследует демон, который заставляет жителей петь свои истинные чувства, а затем танцевать, пока они не воспламеняются самопроизвольно.
  • В Фокус-покус (фильм 1993 года) ведьмы поют песню заклинаний и заклинают всех, чтобы заставить их танцевать до самой смерти.
См. Также
Ссылки

Примечания

Библиография

  • Варфоломей, Роберт Э. (2001). Маленькие зеленые человечки, мяукающие монахини и паника, охотящаяся за головами. Макфарланд. ISBN 978-0-7864-0997-6.
  • Дирк Блом, Янв (2009). Словарь галлюцинаций. Springer. ISBN 978-1-4419-1222-0.
  • Feldman, Marc D.; Фельдман, Жаклин М.; Смит, Роксенна (1998). Страннее, чем вымысел: когда наш разум предает нас. Американская психиатрическая пресса. ISBN 978-0-88048-930-0.
  • Хетерингтон, Кевин; Манро, Роллан (1997). Идеи различия. Вили-Блэквелл. ISBN 978-0-631-20768-9.
  • Маркс, Роберт У. (2005). История гипноза. Kessinger Publishing. ISBN 978-1-4191-5424-9.
  • Миделфорт, Х. К. Эрик (2000). История безумия в Германии шестнадцатого века. Stanford University Press. ISBN 978-0-8047-4169-9.
  • Вюйе, Гастон (2004). История танцев с древнейших времен до наших дней. Kessinger Publishing. ISBN 978-0-7661-8166-3.
Дополнительная литература
  • Dancing Mania Лии Эстерианны и Ричарда Элизабетского
  • Бартоломью RE (май 1994 г.)). «Тарантизм, танцевальная мания и демонопатия: антрополитические аспекты« массовой психогенной болезни »». Psychol Med. 24 (2): 281–306. doi : 10.1017 / S0033291700027288. PMID 8084927.
  • Дональдсон Л.Дж., Кавана Дж., Рэнкин Дж. (Июль 1997 г.). «Танцующая чума: загадка общественного здравоохранения». Здравоохранение. 111 (4): 201–4. DOI : 10.1016 / S0033-3506 (97) 00034-6. PMID 9242030.
  • Хименес-Рольдан С., Оберт Дж. (Июнь 2007 г.). «Истерическая хорея: отчет о вспышке болезни и документация фильма Артура Ван Гехухтена (1861–1914)». Mov. Disord. 22 (8): 1071–6. doi : 10.1002 / mds.21293. PMID 17230482.
  • Геккер, Юстус (1859 г.). Танцевальная мания средневековья.
  • Krack P (декабрь 1999). «Реликвии танцевальной мании: танцевальное шествие Эхтернаха». Неврология. 53 (9): 2169–72. doi : 10.1212 / wnl.53.9.2169. PMID 10599799. S2CID 36892826.
  • Окунь М.С., Томми Н. (июль 2004 г.). «Америко Негретт (1924–2003): диагностика болезни Хантингтона в Венесуэле». Неврология. 63 (2): 340–3. doi : 10.1212 / 01.wnl.0000129827.16522.78. PMID 15277631. S2CID 24618596.
  • Уоллер, Джон (2008). Время танцевать, время умирать. Икона Книги. ISBN 978-1-84831-021-6.
  • Уоллер, Джон (12 сентября 2008 г.). «Танцующая смерть». BBC.
  • Уоллер, Джон (18 сентября 2008 г.). «Падение». Хранитель. Guardian Media Group.
  • Дэвидсон, Эндрю (1867). «Хореомания: исторический очерк» (PDF). Оливер и Бойд. Архивировано из оригинала (PDF) 1 апреля 2019 г. Дата обращения 25 января 2014 г.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-16 11:45:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте