Парацельс

редактировать
Парацельс
Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (Парацельс). Добро пожаловать V0004455.jpg Портрет 1538 года работы Августина Хиршфогеля
Родился Теофраст фон Гогенхайм c. 1493 Яйцо, недалеко от Айнзидельна, Швиц, Старая Швейцарская Конфедерация (современная Швейцария)
Умер 24 сентября 1541 г. (1541-09-24)(47 лет) Зальцбург, архиепископство Зальцбург (современная Австрия)
Другие имена Филипп Авреол Теофраст, доктор Парацельс
Образование
Эра Философия Возрождения
Область Западная философия
Школа Гуманизм эпохи Возрождения
Известные идеи
Влияния
Под влиянием

Парацельс ( / ˌ р æ г ə с ɛ л ы ə с / ;. С 1493 - 24 сентября 1541), родом Теофраст фон Хоэнхайм (полного наименование Philippus Ауреолус Теофраста Бомбаст фон Хоэнхайм), был швейцарский врач, алхимик, лежал богослов, философ немецкого Возрождения.

Он был пионером в нескольких аспектах « медицинской революции » эпохи Возрождения, подчеркивая ценность наблюдения в сочетании с полученной мудростью. Его считают «отцом токсикологии ». Парацельс также оказал значительное влияние как пророк или прорицатель, его «Предсказания» изучались розенкрейцерами в 1600-х годах. Парацельсианство - это медицинское движение раннего Нового времени, вдохновленное изучением его работ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранняя карьера
    • 1.2 Базель (1526–1528)
    • 1.3 Более поздняя карьера
    • 1.4 Смерть и наследие
  • 2 Философия
  • 3 Вклад в медицину
    • 3.1 Химия
    • 3.2 Герметизм
    • 3.3 Открытия и лечение
    • 3.4 Токсикология
    • 3.5 Психосоматизм
  • 4 Прием и наследие
    • 4.1 Портреты
    • 4.2 Парацельсианство и розенкрейцерство
    • 4.3 В литературе и драме
  • 5 Работ
    • 5.1 Избранные английские переводы
  • 6 Ссылки
  • 7 Дальнейшее чтение
  • 8 Внешние ссылки

биография

Парацельс родился в Эгг-ан-дер-Зиль, деревне недалеко от перевала Эцель в Айнзидельне, Швиц. Он родился в доме рядом с мостом через реку Зиль (известный как Teufelsbrücke). Исторический дом 14 века был разрушен в 1814 году. На его месте стоит ресторан Krone. Его отец Вильгельм (ум. 1534) был химиком и врачом, незаконным потомком швабской знатной семьи Бомбаст фон Гогенхайм. Было высказано предположение, что происхождение Парацельса от семьи Бомбастов Гогенхайм было его собственным изобретением, и что его отца на самом деле звали Хёэнер и он был уроженцем Гайса в Аппенцелле, но вполне вероятно, что Вильгельм был незаконнорожденным сыном Георга Бомбаста фон Хоэнхайм (1453-1499), командир из ордена Святого Иоанна в Rohrdorf.

Мать Парацельс был, вероятно, родом из Einsiedeln региона и облигаций женщины- из Einsiedeln аббатства, которая до замужества работала прорабом в больнице аббатства. Парацельс в своих трудах неоднократно ссылался на свое деревенское происхождение и иногда использовал Eremita (от имени Einsiedeln, что означает «отшельник») как часть своего имени.

Мать Парацельса, вероятно, умерла в 1502 году, после чего отец Парацельса переехал в Филлах, Каринтия, где он работал врачом, заботясь о медицинских потребностях паломников и жителей монастыря. Парацельс получил образование от своего отца в области ботаники, медицины, минералогии, горного дела и натурфилософии. Он также получил глубокое гуманистическое и богословское образование от местных священнослужителей и монастырской школы аббатства Святого Павла в Лаванттале. Вероятно, что Парацельс получил свое раннее образование в основном от своего отца. Некоторые биографы утверждали, что его наставляли четыре епископа и Иоганнес Тритемиус, настоятель Спонхейма. Однако нет никаких свидетельств того, что Тритемий проводил много времени в Айнзидельне, ни о Парацельсе, посещавшем Спонхейм или Вюрцбург перед смертью Тритемия в 1516 году. Учитывая все обстоятельства, Парацельс почти наверняка получил инструкции из их писаний, а не в результате непосредственного обучения лично. В 16 лет он начал изучать медицину в Базельском университете, а затем переехал в Вену. Он получил докторскую степень в Университете Феррары в 1515 или 1516 году.

Ранняя карьера

Луврская копия утраченного портрета Квентина Матсиса, источника иконографической традиции «толстого» Парацельса.

«Парацельс искал универсальные знания, которых не было в книгах или на факультетах», таким образом, между 1517 и 1524 годами он предпринял серию обширных путешествий по Европе. Его странствия привели его из Италии, Франции, в Испанию, Португалию, в Англию, Германию, Скандинавию, Польшу, Россию, Венгрию, Хорватию, на Родос, Константинополь и, возможно, даже в Египет. В этот период путешествия Парацельс поступил на службу в качестве военного хирурга и участвовал в войнах, которые вели Венеция, Голландия, Дания и татары. Затем Парацельс вернулся домой из своих путешествий в 1524 году.

«Посетив своего отца в Филлахе и не найдя местной возможности для практики, он поселился в Зальцбурге » в качестве врача в 1524 году и оставался там до 1527 года. «С 1519/2020 он работал над своими первыми медицинскими сочинениями, и он теперь завершены Elf Traktat и Volumen medicinae Paramirum, в которых описываются одиннадцать распространенных болезней и их лечение, а также его ранние медицинские принципы ". Вернувшись в Филлах и работая над своими первыми медицинскими работами, «он размышлял над многими фундаментальными вопросами, такими как смысл жизни и смерти, здоровье, причины болезней (внутренние дисбалансы или внешние силы), место людей в мире и во Вселенной и отношения между людьми (включая его самого) и Богом ».

Базель (1526–1528)

Базельский университет, где Парацельс начал работать в качестве профессора в 1527 году.

В 1526 году он купил права гражданства в Страсбурге, чтобы открыть свою собственную практику. Но вскоре после этого его вызвали в Базель к постели печатника Иоганна Фробениуса, который, как сообщается, вылечил его. В то время голландский гуманист эпохи Возрождения Эразм Роттердамский, также работавший в Базельском университете, стал свидетелем медицинских навыков Парацельса, и два ученых инициировали письменный диалог на медицинские и богословские темы.

В 1527 году Парацельс был лицензированным врачом в Базеле с привилегией читать лекции в Базельском университете. Базель в то время был центром гуманизма эпохи Возрождения, и Парацельс здесь вступил в контакт с Эразмом Роттердамским, Вольфгангом Лахнером и Иоганнесом Околампадом.

Когда Эразм заболел, покидая Базель, он написал Парацельсу, который в то время был городским врачом и профессором медицины Базельского университета:

Я не могу предложить тебе
Награда, равная твоему искусству и знаниям
Я обязательно предлагаю тебе благодарную душу
Ты вспомнил из теней Фробениуса, который является моей второй половинкой:
Если ты восстанавливаешь меня, ты восстанавливаешь друг друга.

Лекции Парацельса в Базельском университете обычно читались на немецком, а не на латыни. Он заявил, что хочет, чтобы его лекции были доступны каждому. Он также опубликовал резкую критику базельских врачей и аптекарей, вызвав политический беспорядок, угрожающий его жизни. В знак своего презрения к традиционной медицине Парацельс публично сжег издания произведений Галена и Авиценны. 23 июня 1527 года он сжег на рыночной площади копию « Канона медицины» Авиценны, огромного фолианта, служившего столпом академических исследований. Он был склонен ко многим вспышкам ненормативной лексики, ненавидел непроверенные теории и высмеивал всех, кто придавал большее значение титулам, чем практике (`` если болезнь подвергнет нас испытанию, все наше великолепие, титул, кольцо и имя будут в той же мере полезны ''. как конский хвост »). В течение своего времени в качестве профессора Базельского университета он приглашал парикмахеров-хирургов, алхимиков, аптекарей и других, не имеющих академического образования, чтобы служить в качестве примеров его веры в то, что это знают только те, кто практиковал искусство: `` Пациенты - ваш учебник, кровать - это ваш кабинет ». Парацельса сравнивали с Мартином Лютером из-за его откровенно дерзких действий против существующих авторитетов в медицине. Парацельс отверг это сравнение. Известно, что Парацельс сказал: «Я предоставляю Лютеру защищать то, что он говорит, и я буду нести ответственность за то, что говорю. То, что вы желаете Лютеру, вы желаете и мне: вы желаете, чтобы мы оба были в огне». Один товарищ по Базельским годам высказал весьма нелестное мнение о Парацельсе: «Два года, которые я провел в его компании, он провел в пьянстве и обжорстве, днем ​​и ночью. Его нельзя было найти трезвым час или два вместе, особенно после того, как он отъезд из Базеля ». Под угрозой судебного разбирательства, в котором не было выиграно, он уехал из Базеля в Эльзас в феврале 1528 года.

Более поздняя карьера

Памятник Парацельсу в Берацхаузене, Бавария

В Эльзасе Парацельс снова начал жизнь странствующего врача. Побывав в Кольмаре с Лоренцом Фрисом  [ Викиданные ] и ненадолго в Эсслингене, он переехал в Нюрнберг в 1529 году. Его репутация была выше его, и медицинские работники исключили его из практики.

Имя Парацельс впервые засвидетельствовано в этом году и используется в качестве псевдонима для публикации Практики политико-астрологического характера в Нюрнберге. Пагель (1982) предполагает, что это имя предназначалось для использования в качестве автора немедицинских работ, в то время как его настоящее имя Теофраст фон Гогенхайм использовалось для медицинских публикаций. Первое упоминание о докторе Парацельсе в медицинском издании было в 1536 году в качестве автора Grosse Wundartznei. Название обычно интерпретируется либо как латинизация Гогенгейма (на основе celsus «высокий, высокий»), либо как требование «превосходить Цельса ». Утверждалось, что это имя не было изобретением самого Парацельса, который был бы против гуманистической моды латинизированных имен, но было дано ему кругом друзей в Кольмаре в 1528 году. как бы выражают «парадоксальный» характер человека, приставка « пара » наводит на мысль, что она повторяется в названиях основных философских работ Парацельса, Paragranum и Paramirum (как бы «за гранью зерна» и «за гранью удивления»); paramiric трактата будучи объявлен Парацельс еще в 1520 году.

Большой медицинской проблемой этого периода был сифилис, который, возможно, недавно был завезен из Вест-Индии и разрастался как пандемия, не получившая лечения. Парацельс решительно назвал лечение гваяковым деревом бесполезным, мошенничество, совершенное Фуггером из Аугсбурга как основным импортером древесины в двух публикациях по этой теме. Когда его дальнейшее пребывание в Нюрнберге стало невозможным, он удалился в Берацхаузен, надеясь вернуться в Нюрнберг и опубликовать расширенный трактат о «французской болезни», но его публикация была запрещена указом Лейпцигского медицинского факультета в лице Генриха. Стромер, близкий друг и соратник семьи Фуггеров.

В Берацхаузене Парацельс подготовил « Парагранум», свой главный труд по медицинской философии, завершенный в 1530 году. Перейдя в Санкт-Галль, он затем завершил свой « Опус Парамирум» в 1531 году, который он посвятил Иоахиму Вадиану. Из Сент-Галла он перебрался в страну Аппенцелля, где был проповедником и целителем среди крестьян. В том же году он также посетил шахты в Шваце и Холле в Тироле, работая над своей книгой о болезнях шахтеров. Он переехал в Инсбрук, где ему снова запретили тренироваться. Он миновал Штерцинг в 1534 году, направившись к Мерану, Вельтлину и Санкт-Морицу, которые он хвалил своими целебными источниками. В Меране он также познакомился с социально-религиозными программами анабаптистов. Он посетил аббатство Пфеферс, посвятив его баням отдельную брошюру (1535 г.). Он миновал Кемптен, Мемминген, Ульм и Аугсбург в 1536 году. В конце концов ему удалось опубликовать свою книгу «Великая хирургия» ( Die grosse Wundartznei), напечатанная в Ульме, Аугсбурге и Франкфурте в этом году.

Его Astronomia magna (также известная как Philosophia sagax) была завершена в 1537 году, но опубликована только в 1571 году. Это трактат по герметизму, астрологии, гаданию, теологии и демонологии, положивший основу более поздней славе Парацельса как «пророка». ". Его девиз Alterius non sit qui suus esse potest («Пусть никто не принадлежит другому, который может принадлежать самому себе») начертан на портрете 1538 года Августина Хиршфогеля.

Смерть и наследие

Дополнительная информация: § Прием и наследство

В 1541 году Парацельс переехал в Зальцбург, вероятно, по приглашению Эрнеста Баварского, где и умер 24 сентября. Похоронен на кладбище Святого Себастьяна в Зальцбурге. Его останки были перенесены в церковь Святого Себастьяна в 1752 году.

После его смерти движение парацельсианства было захвачено многими, желавшими ниспровергнуть традиционную галеновскую физику, и его методы лечения стали более широко известны и использовались. Его автографы были утеряны, но многие из его работ, которые остались неопубликованными при его жизни, были отредактированы Иоганном Хузером из Базеля в 1589–1591 годах. Его работы часто переиздавались и широко читались в течение конца 16-го - начала 17-го века, и хотя его «оккультная» репутация оставалась спорной, его вклад в медицину получил всеобщее признание, например, в фармакопее 1618 года Королевского колледжа врачей в Лондоне, в том числе «Парацельсова». " средства защиты.

В конце 16 века также наблюдалось существенное развитие псевдопарацельсовской письменности, особенно писем, приписываемых Парацельсу, до такой степени, что биографы не могут провести четкую грань между подлинной традицией и легендой.

Философия

Герметизм
Мифология
Герметические искусства
Герметические сочинения
Связанные исторические личности (античные и средневековые)
Связанные исторические личности (раннее Новое время)
Современные ответвления

Как врач начала 16 века Парацельс имел естественную близость к герметической, неоплатонической и пифагорейской философиям, центральным для эпохи Возрождения, мировоззрению, примером которого являются Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. Астрология была очень важной частью медицины Парацельса, и он был практикующим астрологом, как и многие врачи с университетским образованием, работавшие в то время в Европе. Парацельс посвятил несколько разделов в своих трудах созданию астрологических талисманов для лечения болезней. Он в значительной степени отвергал философию Аристотеля и Галена, а также теорию юмора. Хотя он действительно принял концепцию четырех элементов, таких как вода, воздух, огонь и земля, он видел их просто как основу для других свойств, на которых можно строить.

Он часто рассматривал огонь как Небесный свод, находящийся между воздухом и водой. Парацельс часто использует яйцо, чтобы описать элементы. В своей ранней модели он утверждал, что воздух окружает мир, как яичная скорлупа. Яичный белок под скорлупой похож на огонь, потому что в нем есть своего рода хаос, который позволяет ему удерживать землю и воду. Земля и вода составляют шар, который в терминах яйца является желтком. В « Де Метеорис» Парацельс утверждает, что небосвод - это небеса.

Подход Парацельса к науке находился под сильным влиянием его религиозных убеждений. Он считал, что наука и религия неразделимы, а научные открытия были прямым посланием Бога. Таким образом, он считал, что божественный долг человечества - раскрыть и понять все Его послание. Парацельс также считал, что добродетели, из которых состоят природные объекты, не естественны, а сверхъестественны и существовали в Боге до создания Вселенной. Из-за этого, когда Земля и Небеса в конечном итоге рассеются, достоинства всех природных объектов продолжат существовать и просто вернутся к Богу. Его философия об истинной природе добродетелей напоминает идею Аристотеля о естественном месте элементов. Для Парацельса цель науки состоит не только в том, чтобы больше узнать об окружающем мире, но и в поиске божественных знаков и потенциально понять природу Бога. Если бы человек, который не верит в Бога, стал врачом, он не имел бы лучшего положения в глазах Бога и не преуспел бы в своей работе, потому что он не практикует во имя Его. Чтобы стать эффективным врачом, требуется вера в Бога. Парацельс рассматривал медицину как нечто большее, чем просто формальную практику. Для него медицина была божественной миссией, и хороший характер в сочетании с преданностью Богу были важнее личных навыков. Он призвал врачей практиковать самосовершенствование и смирение наряду с изучением философии, чтобы получить новый опыт.

Вклад в медицину

Мемориал в Айнзидельне, воздвигнутый в 1941 году по случаю 400-летия со дня смерти Парацельса, по инициативе искусствоведа Линуса Бирхлера, первого президента Швейцарского общества Парацельса.

Химия

Парацельс был одним из первых профессоров медицины, которые осознали, что врачам необходимы солидные академические знания в области естественных наук, особенно химии. Парацельс первым начал использовать химические вещества и минералы в медицине. Из своего исследования элементов Парацельс принял идею трехчастных альтернатив для объяснения природы медицины, состоящей из горючего элемента (серы), жидкого и изменчивого элемента (ртути) и твердого постоянного элемента (соли). Первое упоминание о модели ртутно-серой соль было в Opus paramirum знакомства до около 1530. Парацельс считал, что принципы, сера, ртуть, и соли содержали яды, способствующие все болезни. Он считал, что у каждой болезни есть три отдельных лекарства в зависимости от того, как она была вызвана отравлением серой, ртутью или солью. Парацельс понял важность серы, соли и ртути из средневековой алхимии, где все они занимали видное место. Он продемонстрировал свою теорию, сжег кусок дерева. Огонь был создан серой, дым - ртутью, а остаточный пепел - солью. Парацельс также считал, что ртуть, сера и соль дают хорошее объяснение природы медицины, потому что каждое из этих свойств существует во многих физических формах. Tria прима также определил человеческую личность. Соль представляла тело; ртуть олицетворяла дух (воображение, моральное суждение и высшие умственные способности); сера олицетворяла душу (эмоции и желания). Понимая химическую природу tria prima, врач может открыть средства лечения болезней. Симптомы каждого заболевания зависели от того, какой из трех основных факторов вызвал болезнь. Парацельс предположил, что вещества, которые ядовиты в больших дозах, могут быть лечебными в малых дозах; он продемонстрировал это на примерах магнетизма и статического электричества, когда небольшой магнит может притягивать гораздо более крупные металлы.

Вероятно, он был первым, кто элемент цинк ( цинк) свое современное название, примерно 1526, скорее всего, на основе заостренным появления его кристаллов после выплавки ( Zinke перевод на «заостренный» на немецком языке). Парацельс изобрел химиотерапию, химический анализ мочи и предложил биохимическую теорию пищеварения. Парацельс использовал химию и химические аналогии в своих учениях студентам-медикам и медицинскому истеблишменту, многие из которых находили их неприемлемыми.

Парацельс в начале шестнадцатого века неосознанно наблюдал водород, поскольку он заметил, что в реакции, когда кислоты атакуют металлы, газ является побочным продуктом. Позже Теодор де Майерн повторил эксперимент Парацельса в 1650 году и обнаружил, что газ легко воспламеняется. Однако ни Парацельс, ни де Майерн не предполагали, что водород может быть новым элементом.

Герметизм

Его герметические убеждения заключались в том, что болезнь и здоровье в теле зависят от гармонии человека ( микрокосма ) и природы ( макрокосма ). Он использовал другой подход, нежели те, что были до него, используя эту аналогию не в смысле очищения души, а в том смысле, что люди должны иметь определенный баланс минералов в своем теле, и что некоторые болезни тела имеют химические средства, которые могут вылечить их. В результате этой герметичной идеи гармонии макрокосм Вселенной был представлен в каждом человеке как микрокосм. Примером такого соответствия является доктрина сигнатур, используемых для определения целебных свойств растений. Если растение выглядело как часть тела, это означало его способность лечить данную анатомию. Таким образом, корень орхидеи выглядит как яичко и, следовательно, может излечить любое заболевание, связанное с яичком. Парацельс мобилизовал теорию микрокосма-макрокосма, чтобы продемонстрировать аналогию между стремлением к спасению и здоровьем. Поскольку люди должны отражать влияние злых духов с помощью морали, они также должны предотвращать болезни с помощью хорошего здоровья.

Парацельс считал, что истинная анатомия может быть понята только после того, как будет обнаружено питание каждой части тела. Он считал, что поэтому нужно знать влияние звезд на эти конкретные части тела. Болезни вызывали яды, принесенные со звезд. Однако «яды» не обязательно были чем-то отрицательным, отчасти потому, что родственные вещества взаимодействовали, но также потому, что только доза определяла, является ли вещество ядовитым или нет. Парацельс утверждал полную противоположность Галена в том, что подобное лечит подобным. Если звезда или яд вызвали болезнь, то ей нужно противостоять другой звездой или ядом. Поскольку все во Вселенной взаимосвязано, полезные медицинские вещества можно найти в травах, минералах и их различных химических комбинациях. Парацельс рассматривал вселенную как единый целостный организм, который пронизан объединяющим животворящим духом, который в целом, включая людей, был «Богом». Его убеждения поставили его в противоречие с католической церковью, для которой обязательно должна была существовать разница между творцом и сотворенным.

Парацельс также описал четырех элементарных существ, каждое из которых соответствует одному из четырех элементов : Саламандры, соответствующие огню; Гномы, соответствующие земле; Ундины, соответствующие воде; и сильфиды, соответствующие воздуху.

Открытия и лечение

Парацельсу часто приписывают повторное введение опиума в Западную Европу во время немецкого Возрождения. Он превозносил преимущества опиума и таблетки, которую он назвал лауданумом, которая, как часто утверждали другие, была настойкой опия. Парацельс не оставил полного рецепта, а известные ингредиенты значительно отличаются от лауданума 17-го века.

Парацельс изобрел, или по крайней мере назвали своего рода линимента, оподельдок, смесь мыла в спирте, к которому камфоры, а иногда и ряд растительных эссенций, в первую очередь полыни, были добавлены. Рецепт Парацельса является основой для большинства более поздних версий линимента.

Его работа Die große Wundarzney является предшественником антисептики. Это конкретное эмпирическое знание возникло из его личного опыта военного врача во время венецианских войн. Парацельс потребовал, чтобы применение коровьего навоза, перьев и других ядовитых смесей к ранам было отказано в пользу поддержания их в чистоте, заявив: «Если вы предотвратите инфекцию, Природа вылечит рану сама». Работая военным хирургом, Парацельс столкнулся с грубостью медицинских знаний того времени, когда врачи считали, что инфекция является естественной частью процесса исцеления. Он выступал за чистоту и защиту ран, а также за соблюдение диеты. Популярные идеи того времени выступали против этих теорий и предлагали зашивать или накладывать гипсовые раны. Историки сифилитической болезни приписывают Парацельсу признание наследственности сифилиса. В своей первой медицинской публикации, короткой брошюре о лечении сифилиса, которая также была наиболее полным клиническим описанием периода, когда-либо созданным, он написал клиническое описание сифилиса, в котором утверждал, что его можно лечить с помощью тщательно отмеренных доз ртути. Точно так же он был первым, кто обнаружил, что болезнь можно заразиться только при контакте.

Гиппократ выдвинул теорию, согласно которой болезнь была вызвана дисбалансом четырех жидкостей : крови, мокроты, черной желчи и желтой желчи. Эти идеи были развиты Галеном в чрезвычайно влиятельный и очень стойкий набор медицинских верований, просуществовавших до середины 1850-х годов. Напротив, Парацельс верил в три вида жидкости: соль (символизирующую стабильность), серу (представляющую горючесть) и ртуть (представляющую ликвидность); он определил болезнь как отделение одного юмора от двух других. Он считал, что органы тела функционируют алхимически, то есть они отделяют чистое от нечистого. Доминирующими методами лечения во времена Парацельса были особые диеты, помогавшие «очистить гнилые соки» в сочетании с очищением и кровопусканием для восстановления баланса четырех жидкостей. Парацельс дополнил и оспорил эту точку зрения своей верой в то, что болезнь была результатом нападения на тело внешних агентов. Он возражал против чрезмерного кровопускания, говоря, что этот процесс нарушает гармонию системы, и что кровь нельзя очистить, уменьшив ее количество. Парацельс считал, что голодание помогает телу исцеляться. «Пост - величайшее лекарство, врач изнутри».

Парацельс положил начало клинической диагностике и назначению высокоспецифических лекарств. Это было необычно для периода, когда пациент постоянно принимал лекарства от всех болезней. Он предвосхитил теорию микробов, поскольку он предположил, что болезни являются сущностями сами по себе, а не состояниями существования. Парацельс первым ввел черный морозник в европейскую фармакологию и прописал правильную дозировку для облегчения некоторых форм артериосклероза. Наконец, он рекомендовал использовать железо для «плохой крови» и ему приписывают создание терминов «химия», «газ» и «алкоголь».

При жизни Парацельса и после его смерти он часто прославился как чудесный целитель и исследователь тех народных лекарств, которые были отвергнуты отцами медицины (например, Галеном, Авиценной). Считалось, что он добился успеха с его собственными лекарствами, излечившими чуму, по словам тех, кто его почитал. Поскольку эффективных лекарств от серьезных инфекционных заболеваний не изобрели до 19 века, Парацельс сам придумал множество рецептов и смесей. При инфекционных заболеваниях с лихорадкой обычно назначали потогонные и тонизирующие средства, которые хотя бы давали временное облегчение. Также многие из его лекарств содержали знаменитый « териак », препарат, полученный из восточной медицины, иногда содержащий опиум. Следующее предписание Парацельса было посвящено деревне Штерцинг :

Также sol das trank gemacht werden, dadurch die pestilenz im schweiss ausgetrieben wird: (Значит, должно быть приготовлено зелье, при котором мор изгоняется с потом:)

eines guten gebranten weins... ein moß, (Лекарственный бренди)
eines guten tiriaks zwölf lot, (Териак)
myrrhen vier lot, (мирра)
wurzen von roßhuf sechs lot, (Tussilago sp.)
сперма ceti,
terrae sigillatae ietlichs ein lot, (Лекарственная земля)
schwalbenwurz zwei lot, (Vincetoxicum sp.)
диптан, бибернель, baldrianwurzel ietlichs ein lot (Dictamnus albus, валериана, пимпинелла)
gaffer ein quint. (Камфора)

Dise ding alle durch einander gemischet, in eine sauberes glas wol gemacht, auf acht tag in der sonne stehen lassen, nachfolgents dem kranken ein halben löffel eingeben... (Смешайте все это вместе, поместите их в чистый стакан, дайте им постоять на солнышке восемь дней, потом дайте больному половину ложки...)

-  Э. Кайзер, "Парацельс. 10. Auflage. Монография Ровольта. Стр. 115", Рейнбек в Гамбурге. 1090- ISBN   3-499-50149-X (1993)

Одним из его самых недооцененных достижений было систематическое изучение минералов и целебных свойств альпийских минеральных источников. Его бесчисленные странствия также привели его во многие районы Альп, где такие методы лечения уже применялись в менее распространенных масштабах, чем сегодня. В основной работе Парацельса « О болезни шахтеров и других болезнях горняков» ( нем. Von der Bergaucht und anderen Bergkrankheiten) представлены его наблюдения за болезнями шахтеров и воздействием различных минералов и металлов на человеческий организм.

Токсикология

Парацельс расширил свой интерес к химии и биологии до того, что сейчас считается токсикологией. Он ясно изложил концепцию реакции на дозу в своей Третьей защите, где заявил, что «только доза определяет, что вещь не является ядом». ( Sola dosis facit venenum " Только доза создает яд "). Это использовалось, чтобы защитить его использование неорганических веществ в медицине, поскольку посторонние часто критиковали химические агенты Парацельса как слишком токсичные для использования в качестве терапевтических агентов. Его вера в то, что болезни локализуются в конкретном органе, была расширена до включения токсичности для органа-мишени; то есть в организме есть определенное место, где химическое вещество будет оказывать наибольшее воздействие. Парацельс также поощрял использование экспериментальных животных для изучения как полезных, так и токсичных химических эффектов. Парацельс был одним из первых ученых, которые внедрили химию в медицину. Он выступал за использование неорганических солей, минералов и металлов в лечебных целях. Он считал, что органы в теле действуют на основе отделения чистых веществ от нечистых. Люди должны есть, чтобы выжить, и они едят как чистые, так и нечистые вещества. Функция органов - отделять нечистое от чистого. Чистые вещества будут поглощены телом, а нечистые будут выходить из него в виде экскрементов. Он не поддержал теорию четырех юморов Гиппократа. Парацельс полагал, что вместо четырех жидкостей есть три: соль, сера и ртуть, которые представляют стабильность, горючесть и ликвидность соответственно. Отделение одного из этих жидкостей от двух других может привести к заболеванию. Чтобы вылечить болезнь определенной степени интенсивности, необходимо ввести вещество аналогичной природы, но противоположной интенсивности. Эти идеи составляют соответственно принципы подобия и противоположности Парацельса.

Психосоматизм

В своей работе Von den Krankeiten Paracelsus пишет: «Таким образом, причина болезни chorea lasciva [ хорея Сиденхама, или танец святого Вита] - это просто мнение и идея, принятые воображением, влияющие на тех, кто верит в такие вещи. Это мнение и идея являются источником болезни как у детей, так и у взрослых. У детей дело также в воображении, основанном не на мышлении, а на восприятии, потому что они что-то слышали или видели. Причина в следующем: их зрение и слух настолько сильны, что бессознательно у них возникают фантазии о том, что они видели или слышали ». Парацельс призывал к гуманному обращению с психически больными, поскольку он видел, что они не одержимы злыми духами, а просто «братья», пойманные в ловушку излечимого недуга ». Парацельс - один из первых врачей, предположивших, что психическое благополучие и моральное сознание оказывает прямое влияние на физическое здоровье. Он предположил, что состояние психики человека может вылечить и вызвать болезнь. Теоретически человек может сохранить хорошее здоровье исключительно благодаря своей воле. Он также заявил, что независимо от того, сможет ли человек преуспеть в своем ремесло зависело от их характера. Например, если у врача были проницательные и аморальные намерения, он в конечном итоге потерпел неудачу в своей карьере, потому что зло не могло привести к успеху. считал, что седация (с препаратами серы ) может ускорить исцеление и вылечить психические заболевания.

Прием и наследство

Портреты

Портрет Хиршфогеля 1540 года. Портрет "розенкрейцеров" 1567 года. Гравюра Питера Ван Сомпеля, до 1643 г.; После Питера Сутмана Портрет в полный рост из голландского издания « Истории церкви и ереси» Готфрида Арнольда (1701 г.), гравюра Ромейна де Хоге.

Самый старый из сохранившихся портретов Парацельса - это гравюра на дереве Августина Хиршфогеля, опубликованная в 1538 году, еще при жизни Парацельса. Еще более старая картина Квентина Матсиса была утеряна, но сохранились, по крайней мере, три копии 17-го века: одна - анонимного фламандского художника, хранящаяся в Лувре, одна - Питера Пауля Рубенса, хранящаяся в Брюсселе, и одна - ученика Рубенса., сейчас хранится в Упсале. Другой портрет Хиршфогеля, датированный 1540 годом, утверждает, что изображает Парацельса «в возрасте 47 лет» ( sue aetatis 47), то есть менее чем за год до его смерти. На этом портрете Парацельс изображен держащим свой меч, сжимая в правой руке сферическое навершие. Выше и ниже изображения девизы Alterius non sit qui suus esse potest («Пусть никто не принадлежит другому, который может принадлежать самому себе») и Omne donum perfectum a Deo, inperfectum a Diabolo («Все совершенные дары от Бога, [ все несовершенные [те] от Дьявола »); более поздние портреты дают немецкую интерпретацию в двух рифмующихся куплетах ( Eines andern Knecht soll Niemand sein / der für sich bleiben kann allein / all gute Gaben sint von Got / des Teufels aber sein Spot). Посмертные портреты Парацельса, сделанные для публикаций его книг во второй половине XVI века, часто изображают его в той же позе, держащего меч за рукоять.

Так называемый «портрет розенкрейцеров», опубликованный в журнале «Philosophiae magnae Paracelsi» («Наследники Арнольда Биркмана», Кельн, 1567 г.), во многом основан на портрете Хиршфогеля 1540 г. (но в зеркальном отражении, так что теперь левая рука Парацельса опирается на рукоять меча), добавляя множество дополнительных элементов: на рукояти меча начертано Азотом, а рядом с фигурой Парацельса показано оружие Бомбаста фон Гогенхайма (с дополнительной окантовкой из восьми крестиков ). На заднем плане изображены «ранние розенкрейцерские символы», в том числе голова ребенка, выступающая из земли (указывающая на перерождение). Возможно, портрет принадлежит Франсу Хогенбергу, работавшему под руководством Теодора Биркмана (1531 / 33–1586).

Парацельсианство и розенкрейцерство

Дополнительная информация: Парацельсианство

Парацельса особенно почитали немецкие розенкрейцеры, считавшие его пророком и разработавшие область систематического изучения его сочинений, которую иногда называют « парацельсианством » или, реже, «парацельсизмом». Фрэнсис Бэкон предостерег от Парацельса и розенкрейцеров, считая, что «древнее мнение о том, что человек является микрокосмом », было «фантастически искажено Парацельсом и алхимиками».

«Парацельсизм» также произвел первое полное издание произведений Парацельса. Иоганн Хузер из Базеля (ок. 1545–1604) собрал автографы и копии рукописей и подготовил издание в десяти томах в 1589–1591 гг.

Пророчества, содержащиеся в трудах Парацельса по астрологии и гаданию, начали отдельно редактироваться как Prognosticon Theophrasti Paracelsi в начале 17 века. Его предсказание «великого бедствия, которое только начинается», указывающее на конец света, было позже связано с Тридцатилетней войной, а определение Густава Адольфа из Швеции как «льва с севера» основано на одном из «прогнозов» Парацельса. Иеремия 5: 6.

Карл Густав Юнг изучал Парацельса. Два очерка о Парацельсе, одно из которых было написано в доме, где Парацельс родился в Айнзидельне в июне 1929 года, а другое посвящено 400-летию со дня смерти Парацельса в 1941 году в Цюрихе.

В литературе и драме

В современной литературе опубликован ряд беллетризованных изображений Парацельса. Первое представление жизни Парацельса в форме исторического романа было опубликовано в 1830 году Диоклесом Фабром д'Оливе (1811–1848, сыном Антуана Фабра д'Оливе ). Роберт Браунинг написал длинное стихотворение, основанное на жизни Парацельса. под названием Парацельс, опубликовано в 1835 году. Мейнрад Линерт в 1915 году опубликовал рассказ (который он приписал Галлу Морелю ) о мече Парацельса. Fullmetal Alchemist характер Von Хоэнхайм (полное имя Теофраст Бомбаст фон Хоэнхайм) назван в честь Парацельса.

Артур Шницлер написал пьесу в стихах « Парацельс» в 1899 году. Эрвин Гвидо Колбенхейер написал роман-трилогию ( Парацельс-Трилогия), опубликованную в 1917–1926 годах. Марта Силлс-Фукс (1896–1987) написала три völkisch пьесы с Парацельсом в качестве главного героя в течение 1936–1939 годов, в которых Парацельс изображен как пророческий целитель немецкого народа. Немецкий фильм драмы Парацельс был сделан в 1943 году, режиссер Георг Вильгельм Pabst. В том же 1943 году Ричард Биллинджер написал пьесу « Парацельс» для Зальцбургского фестиваля.

В фильме Мика Вальтари « Микаэль Карваялка» (1948) есть сцена, в которой Парацельс приобретает свой легендарный меч. Парацельс - главный герой рассказа Хорхе Луиса Борхеса « Роза де Парасельсо» (антологизированный в «Памяти Шекспира», 1983). «Роза Парацельса: о тайнах и таинствах», заимствованная у Хорхе Луиса Борхеса, также является романом Уильяма Леонарда Пикарда.

Работает

Wikisource-logo.svg  В немецком Wikisource есть оригинальный текст, связанный с этой статьей: Paracelsus

Автор Парацельс
Философский тезаурус Авроры, 1577 г.

Благодаря работам Карла Видемана, который более 30 лет копировал работы Парацельса, многие неопубликованные работы сохранились.

Опубликовано при его жизни
  • De gradibus et composcibus рецептор натуральный, 1526.
  • Vom Holtz Guaico (on guaiacum ), 1529 год.
  • Practica, gemacht auff Europen 1529.
  • Von der Frantzösischen kranckheit Дрей Бюхер (о сифилисе ), 1530 г.
  • Von den wunderbarlichen zeychen, so in vier jaren einander nach im Hymmelgewelcke und Luft ersehen 1534
  • Von der Bergsucht oder Bergkranckheiten (о шахтерских болезнях), 1534 г.
  • Vonn dem Bad Pfeffers в Oberschwytz gelegen ( купальни Пфеферс ), 1535 год.
  • Praktica Teutsch auff das 1535 Jar 1535
  • Die große Wundarzney («Великая книга хирургии»), Ульм, 1536 г. (Ганс Варнье); Аугсбург 1536 г. (Хайнрих Стайнер (= Штайнер)), Франкфурт 1536 г. (Георг Рабен / Вейганд Ханен).
  • Prognosticatio Ad Vigesimum Quartum annum duratura 1536 г.
Посмертные публикации
  • Вундт и Лейбарцней. Франкфурт: Кристиан Эгенольф, 1549 г. (переиздано в 1555 г., 1561 г.).
  • Das Buch Paramirum, Мюлуз: Питер Шмид, 1562.
  • Aureoli Theophrasti Paracelsi schreiben Von Tartarjschen kranckheiten, nach dem alten nammen, Vom grieß sand vnnd [unnd] stein, Базель, ок. 1563.
  • Das Buch Paragranvm Avreoli Theophrasti Paracelsi: Darinnen die vier Columnae, as da ist, Philosophia, Astronomia, Alchimia, vnnd Virtus, auff welche Theophrasti Medicin fundirt ist, tractirt werden, Франкфурт, 1565.
  • Opvs Chyrvrgicvm, Франкфурт, 1565.
  • Ex Libro de Nymphis, Sylvanis, Pygmaeis, Salamandris, et Gigantibus и др. Nissae Silesiorum, Excudebat Ioannes Cruciger (1566)
  • Von den Krankheiten so die Vernunfft Berauben. Базель, 1567 г.
  • Philosophia magna, tractus aliquot, Кёльн, 1567.
  • Краткое содержание Philosophiae et Medicinae utriusque, Базель, 1568.
  • Neun Bücher Archidoxis. Перевод на латынь Адамом Шретером. Краков: Maciej Wirzbięta, 1569.
  • Цвельф Бюхер, darin alle gehaimnüß der natur eröffnet, 1570
  • Astronomia magna: oder Die gantze Philosophia sagax der grossen und kleinen Welt, Франкфурт, 1571.
  • De natura rerum libri septem: Opuscula verè aurea; Ex Germanica lingua in Latinam translata per M. Georgium Forbergium Mysiumphilusphiae ac medicinae studiosum, 1573.
  • Де Песте, Страсбург: Майкл Токситес, Бей Никлаус Вайриот, 1574.
  • Volumen Paramirum, Страсбург: Кристиан Мюллер, 1575.
  • Метаморфозы Теофраста Парацельси: Dessen werck seinen meister loben wirt, Базель, 1574 г.
  • Фон дер Вундарцней: доктор Теофрасти фон Хоэнхайм, бейдер Арцней Доктортис, 4 Бюхер. Базель: Питер Перна, 1577.
  • Kleine Wundartzney. Базель: Питер Перна, 1579.
  • Opus Chirurgicum, Боденштейн, Базель, 1581.
  • Quart edition (медицинские и философские трактаты), десять томов, Базель, 1589–1591; Издание Хузера хирургических работ Парацельса было опубликовано посмертно в Страсбурге в 1605 году.
    • т. 1, In diesem Theil werden griffen die Bücher, welche von Ursprung und herkommen, Aller Kranckheiten handeln в Genere. Базель. 1589 [VD16 P 365] urn: nbn: de: bvb: 12-bsb00022502-1
    • т. 2, Dieser Theil Begreifft fürnemlich die Schrifften, inn denen die Fundamenta angezeigt werde [n], auff welchen die Kunst der rechten Artzney stehe, und auß was Büchern dieselbe gelehrnet werde, Базель. 1589 [VD16 P 367] урна: nbn: de: bvb: 12-bsb00022503-6
    • т. 3, Inn diesem Theil werden griffen deren Bücher ettliche, Welche von Ursprung, Ursach und Heylung der Kranckheiten handeln в Виде. Базель, 1589 [VD16 P 369] urn: nbn: de: bvb: 12-bsb00022504-2
    • т. 4, In diesem Theil werden gleichfals, wie im Dritten, solche Bücher begin, welche von Ursprung, Ursach unnd Heilung der Kranckheiten in Specie handlen. Базель, 1589 [VD16 P 371] urn: nbn: de: bvb: 12-bsb00022505-7
    • т. 5, Bücher de Medicina Physica Basel, 1589 урна: nbn: de: bvb: 12-bsb10164682-7
    • т. 6, In diesem Tomo seind ​​griffen solche Bücher, in welchen deß mehrer theils von Spagyrischer Bereitung Natürlicher dingen, die Artzney betreffend, gehandelt wirt. Item, ettliche Alchimistische Büchlin, so allein von der Transmutation der Metallen tractiren. Базель, 1590 [VD16 P 375] урна: nbn: de: bvb: 12-bsb00022506-2
    • т. 7, In diesem Theil sind verfasset die Bücher, in welchen fürnemlich die Kräfft, Tugenden und Eigenschafften Natürlicher dingen, auch derselben Bereitdungen, betreffent die Artzney, beschriben, werden. Базель, 1590 [VD16 P 376] urn: nbn: de: bvb: 12-bsb00022507-8
    • т. 8, In diesem Tomo (Welcher der Erste unter den Philosophischen) werden solche Bücher begin, darinnen fürnemlich die Philosophia de Generationibus amp; Fructibus quatuor Elementorum beschrieben wirdt. Базель, 1590 [VD16 P 377] urn: nbn: de: bvb: 12-bsb00022508-3
    • т. 9, Diser Tomus (Welcher der Ander unter den Philosophischen) получил Solcher Bücher, darinnen allerley Natürlicher und Ubernatürlicher Heymligkeiten Ursprung, Ursach, Wesen und Eigenschafft, gründtlich und warhafftig beschriben werhafftig. Базель, 1591 [VD16 P 380] урна: nbn: de: bvb: 12-bsb00022509-3
    • т. 10, Dieser Theil (welcher der Dritte unter den Philosophischen Schrifften) Begreifft fürnemlich das treffliche Werck Theophrasti, Philosophia Sagax, oder Astronomia Magna genannt: Sampt ettlichen andern Opusculis, und einem Appendice. Базель, 1591 [VD16 P 381] urn: nbn: de: bvb: 12-bsb00022510-5, Франкфурт 1603
    • Klage Theophrasti Paracelsi, uber seine eigene Discipel, unnd leichtfertige Ertzte, Darbeneben auch unterricht, wie er wil, daß ein rechter Artzt soll geschickt seyn, und seine Chur verrichten, und die Patienten versorgen, и т. Д.; Auß seinen Büchern auff das kürtzste zusammen gezogen, Wider die Thumkünen selbwachsende, Rhumrhätige, apostatische Ertzte, und leichtfertige Alchymistische Landtstreicher, die sich Paracelsisten nennen; … Jetzo zum ersten также zusammen bracht, und in Truck geben. 1594 [VD16 P 383] urn: nbn: de: bvb: 12-bsb00015650-2
  • Kleine Wund-Artzney. Штрасбург (Ледертц), Бенедикт Фигулус. 1608.
  • Opera omnia medico-chemico-chirurgica, Женева, Vol. 3, 1658.
  • Prognosticon Theophrasti Paracelsi, т. 4 из VI Prognostica Von Verenderung vnd zufaelligem Glueck vnd Vnglueck der... Potentaten im Roemischen Reich, Auch des Tuercken vnd Pabst ed. Хенрикус Неотехнус, 1620 г.
Современные издания
  • Парацельс: Sämtliche Werke: nach der 10 Bändigen Huserschen Gesamtausgabe (1589–1591) zum erstenmal in neuzeitliches deutsch übersetzt, mit Einleitung, Biographie, Literaturangaben und erklärenden Anmerkungen. Под редакцией Бернхарда Ашнера. 4 тома. Йена: Г. Фишер, 1926–1932.
  • Парацельс: Sämtliche Werke. Под редакцией Карла Судхоффа, Вильгельма Маттиссена и Курта Гольдаммера. Часть I (Медицинские, научные и философские труды), 14 томов (Мюнхен и Берлин, 1922–1933). Часть II (Богословские и религиозные труды), 7 томов (Мюнхен и Висбаден, 1923–1986).
  • Зарегистрируйте zu Sudhoffs Paracelsus-Ausgabe. Allgemeines und Spezialregister: Personen, Orte, Pflanzen, Rezepte, Verweise auf eigene Werke, Bußler, E., 2018, ISBN   978-90-821760-1-8
  • Теофраст Парацельс: Верке. Под редакцией Уилла-Эриха Пекерта, 5 томов. Базель и Штутгарт: Schwabe Verlag, 1965–1968.

Избранные английские переводы

  • Герметические и алхимические сочинения Парацельса, два тома, переведенные Артуром Эдвардом Уэйтом, Лондон, 1894 г. (в книгах Google), см. Также исправленное издание 2002 г. (только предварительный просмотр). Частичное содержание: Coelum Philosophorum; Книга о настойке философов; Сокровище сокровищ для алхимиков; Аврора философов; Алхимический катехизис.
  • Парацельс: Основные чтения. Выбрано и переведено Николасом Гудриком-Кларком. Беркли, Калифорния: North Atlantic Books, 1999.
  • Парацельс: его жизнь и доктрины. Франц Хартманн, Нью-Йорк: Theosophical Publishing Co., 1918.
  • Парацельс (Theophrastus Bombastus von Hohenheim, 1494–1541). Основные теоретические труды. Отредактировано и переведено с комментарием и введением Эндрю Уикса. Лейден / Бостон: Брилл, 2008, ISBN   978-90-04-15756-9.
  • Парацельс: Избранные сочинения под ред. с введением Иоланды Якоби, пер. Норберт Гутерман, Нью-Йорк: Пантеон, 1951 переиздано Принстон 1988

использованная литература

дальнейшее чтение

внешние ссылки

Интернет-библиографии и факсимильные издания
Другой
Последняя правка сделана 2023-03-21 05:49:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте