бива (琵琶) - японец с короткой шеей лютня, часто используется в повествовании. Бива - инструмент, избранный Бентен, богиней музыки, красноречия, поэзии и образования в японском буддизме. Бива - это щипковый струнный инструмент, который сначала был популярен в Китае, а затем распространился по всей Восточной Азии. Говорят, что он прибыл в Японию из Китая в период Нара (710–794 гг.), И даже считается, что его корни восходят к Персии. Обычно он имеет длину 60-106 см и сделан из дерева. Инструмент состоит из корпуса в форме капли воды с ручкой, и, хотя обычно имеется четыре струны, существуют и пятиструнные разновидности. В Японии бива обычно выщипывают бачи вместо пальцев и часто используют для игры гагаку. Кроме того, он используется в качестве музыкального сопровождения, когда слепые монахи читают библейские тексты или когда читают «Сказку о Хэйкэ», военную хронику эпохи Камакура (1185–1333).
Происхождение бива - китайское пипа (琵琶). Он прибыл в Японию в двух формах. С тех пор количество видов бива увеличилось более чем в четыре раза. Гильдии, поддерживающие игроков бива, особенно бива хоши, способствовали распространению музыкального развития бива на протяжении сотен лет. Бива хоши выступление дублировалось с выступлениями других бива-исполнителей за много лет до хейкёко и продолжается по сей день. Это совпадение привело к быстрой эволюции бива и его использования и сделало его одним из самых популярных инструментов в Японии.
Тем не менее, несмотря на свою популярность, Война Онин и последующий Период Воюющих Государств нарушили обучение бива и уменьшили количество опытных пользователей. С отменой Тодо в период Мэйдзи, игроки бива потеряли покровительство.
К концу 1940-х годов бива, чисто японская традиция, была почти полностью отброшена в пользу западных инструментов; однако, благодаря совместным усилиям японских музыкантов, интерес к бива возрождается. Как японские, так и иностранные музыканты начали использовать традиционные японские инструменты, особенно бива, в своих композициях. В то время как слепые певцы бива больше не доминируют в бива, многие исполнители продолжают использовать инструмент традиционными и современными способами.
Бива пришла в Японию в 7 веке и возникла из Китайский инструмент пипа, а сама пипа произошла от аналогичных инструментов в Западной Азии. Этот тип бива называется гаку-бива и использовался в ансамблях гагаку и является наиболее широко известным типом. Хотя маршрут неясен, другой тип бива попал в регион Кюсю, и эта тонкая бива (называемая мосо-бива или кодзин -бива) использовалась в церемониях и религиозных церемониях. обряды. Вскоре, когда государство Рицурё рухнуло, придворные музыканты столкнулись с восстановлением и искали убежища в буддийских храмах. Там они взяли на себя роль буддийских монахов и столкнулись с мосо-бива. Они включили удобные аспекты мосо-бива, его небольшой размер и портативность, в свою большую и тяжелую гаку-бива и создали хэйке-бива, который, как указывает его тезка, использовался в основном для произнесения Повесть о Хайке.
В течение следующих нескольких столетий исполнители обеих традиций часто пересекались и разрабатывали новые музыкальные стили и новые инструменты. К периоду Камакура (1185–1333) хэйке-бива превратился в популярный инструмент. Хэйке-бива можно описать как нечто среднее между гаку-бива и мосо-бива. Он сохранил округлую форму гаку-бива и играл с большим плектром, как мосо-бива. Хэйке-бива также была маленькой, как и мосо-бива (на самом деле меньше), и использовалась для тех же целей.
В то время как современные сацума-бива и тикудзэн-бива оба берут свое начало от мосо-бива, сацума-бива использовалась для нравственного и умственного воспитания самураями из Сацума Домен в период Воюющих царств, а затем в общих выступлениях. Бива тикудзэн использовалась буддийскими монахами, посещающими частные дома, для совершения поминальных служб, не только для буддийских обрядов, но и для рассказа занимательных историй и новостей во время сопровождения самих себя на бива, и считалось, что эта форма рассказывания историй получила такое распространение..
Похоже, что с XVI до середины XIX века о бивах написано немного. Известно, что в это время возникло три основных направления бива: зато (самый низкий уровень государственной гильдии слепых игроков в бива), шифу (самурайский стиль) и тёфу (городской стиль). Эти стили подчеркивали 琵琶 歌 (бива-ута) - вокализацию с аккомпанементом бива - и легли в основу стилей 江 戸 歌 (эдо-ута), таких как шиннай и кота. Из этих стилей также вышли два основных оставшихся в живых традиции бива: сацума-бива и чикудзэн-бива. Примерно с эры Мэйдзи (1868–1912) до войны на Тихом океане сацума-бива и тикудзэн-бива были популярны по всей Японии, а в начале Эра Сева (1925–1989), нисики-бива была создана и приобрела популярность. Из оставшихся традиций бива только хиго-бива остается стилем, который в послевоенную эпоху исполняли почти исключительно слепые. Хиго-бива тесно связана с хайке-бива и, аналогично, опирается на устно-повествовательную традицию, посвященную войнам и легендам.
К середине периода Мэйдзи (1868–1912) инструменты были усовершенствованы, и в большом количестве были сочинены легко понятные песни. В начале периода Тайсё (1912–1926), Сацума-бива была преобразована в Нисики-бива, которая была популярна среди игроков-женщин того времени. С этим бива встретил период процветания, и сами песни были не только о Повести о Хэйке, но и о китайско-японской войне и русско-японской войне такие как «Такео Хиросе », «Хитачимару», «203 Хилл » приобрели популярность. Однако игра на бива почти исчезла в период Мэйдзи, когда западная музыка и инструменты стали популярными, пока такие игроки, как Цурута Кинши и другие не возродили жанр с помощью современных стилей игры и сотрудничества с западными композиторами. 48>
Существует более семи типов бива, характеризующихся количеством струн, звуками, которые он может издавать, типом плектра и их использованием. Так как бива не воспроизводится при настройке темперированного, высота звука приближается к ближайшей ноте.
Гаку-бива, чикузен-бива, хейке-бива, мосо-бива, сацума-бива и их плектры
В общем, бива считается одним из основных традиционных инструментов Японии, и, как таковой, на протяжении всей своей долгой истории в Японии он оказывал влияние и испытывал влияние других традиционных инструментов и композиций.
В Хогаку музыкальные инструменты обычно служат в качестве аккомпанемента к вокальным выступлениям. В песне преобладает хогаку, и подавляющее большинство композиций хогаку вокальные. В этом контексте бива была одним из самых выдающихся инструментов.
Гагаку обычно покровительствовал императорскому двору или святыням и храмам. Гагаку ансамбли состояли из струнных, духовых и ударных инструментов, где струнные и духовые инструменты пользовались большим уважением, а ударные считались менее значимыми. Среди струнных инструментов бива, по-видимому, был самым важным инструментом в оркестровых выступлениях гагаку.
В то время как бива не использовалась в shōmy, стиль пения бива тесно связан с сёмё, особенно с мосо и хэйке стилем пения бива. И сёмё, и мосо уходят корнями в буддийские ритуалы и традиции. До прибытия в Японию сёмё использовалось в индийском буддизме. Мосо-бива также уходит корнями в индийский буддизм, а хейке-бива, как предшественник мосо-бива, был основным инструментом бива хоши, которые были слепыми. Буддийские священники.
Вообще говоря, у biwas четыре струны. При этом современные сацума и тикудзэн бива могут иметь пять струн. Первая струна самая толстая, а четвертая - самая тонкая (вторая струна самая толстая на чикудзэн-бива, а четвертая и пятая струны имеют одинаковую толщину для пятиструнных тикудзэн и сацума-бива). Различная толщина струны создает разные тембры при ударе с разных направлений.
В biwa, настройка не фиксирована. Общие тоны и высоты могут колебаться вверх или вниз на целые шаги или микротоны. При пении хором певцы бива часто шатаются и поют в несинхронизированном, гетерофоническом аккомпанементе. В сольных выступлениях исполнитель бива поет монофонически с мелизматическим акцентом на протяжении всего выступления. Эти однотонные не соответствуют заданной гармонии. Вместо этого певцы бива имеют тенденцию петь с гибкой высотой звука, не различая сопрано, альт, тенор или бас. Этот стиль пения дополняется бива, который игроки бива используют для воспроизведения коротких глиссанди на протяжении всего выступления. Стиль пения бива, как правило, носовой, особенно при пении гласных, согласных ん и нот, содержащих «г» (например, が, ぎ, ぐ, げ, ご, ぎゃ, ぎゅ, ぎょ ). Кроме того, исполнители бива варьируют громкость своего голоса от едва слышимого до очень громкого (редко оглушающего). Поскольку выступления бива обычно проводились для небольших групп, певцам не нужно было проецировать свои голоса, как это делают певцы оперы в западной традиции.
Музыка Бива основана на пентатонике (иногда называемой пятитональной или пяти нотной шкалой), что означает, что каждая октава содержит пять нот. Эта гамма иногда включает дополнительные ноты, но ядро остается пентатоническим. Ритм в выступлениях бива обеспечивает широкую гибкость пульса. Песни не всегда измеряются, хотя более современное сотрудничество измеряется. Ноты, сыгранные на биве, обычно начинаются медленно и тонко и постепенно ускоряются, увеличивая и уменьшая темп на протяжении всего выступления. Текстура пения бива часто описывается как «разреженная».
плектр также вносит свой вклад в структуру музыки бива. Плектры разного размера давали разные текстуры; например, плектр, используемый на moso-biwa, был намного больше, чем на gaku-biwa, производя более резкий и энергичный звук. Плектр также важен для создания звука савари, который особенно часто используется с сацума-бива. То, из чего сделан плектр, также меняет текстуру: слоновая кость и пластмассовые плектры создают более эластичную текстуру по сравнению с резким гулом деревянного плектра.
Использование бива в Японии сократилось. значительно начиная с периода Хэйан. Внешнее влияние, внутреннее давление и социально-политические беспорядки изменили определение патронажа бива и имиджа бива; например, Онинская война в период Муромати (1338–1573) и последующий период Воюющих царств (15-17 вв.) нарушили цикл опеки для исполнителей. В результате молодые музыканты обратились к другим инструментам, и интерес к музыке бива снизился. Даже бива хоши перешло на другие инструменты, такие как сямисэн (трехструнная лютня).
Интерес к бива возродился в период Эдо (1600–1868 гг.)), когда Токугава Иэясу объединил Японию и основал сёгунат Токугава. Иэясу отдавал предпочтение музыке бива и стал ее главным покровителем. Он помог укрепить гильдии бива (называемые Тодо), финансируя их и предоставляя им особые привилегии (142). Сямисэн-исполнители и другие музыканты сочли финансово выгодным переход на бива, и, перейдя на новый уровень, они привнесли новые стили. Период Эдо оказался одним из самых плодотворных и художественно творческих периодов для бива за его долгую историю в Японии (143).
В 1868 году сёгунат Токугава рухнул, уступив место периоду Мэйдзи и Реставрации Мэйдзи. В Мэйдзи был упразднен класс самураев , и тодо лишились своего покровительства. Игроки Бива больше не пользовались особыми привилегиями и были вынуждены содержать себя. В начале Мэйдзи (1868 г.) в Токио насчитывалось не менее ста традиционных придворных музыкантов. Однако к 1930-м годам в Токио было всего 46 традиционных придворных музыкантов. Четверть этих музыкантов погибли на войне. Жизнь в послевоенной Японии была трудной, и многие музыканты отказались от музыки в пользу более устойчивых средств к существованию.
В то время как многие стили бива процветали в начале 1900-х годов (например, Киндай-бива с 1900-х по 1930-е годы) цикл опеки был снова разорван. В настоящее время во многих традициях бива нет прямых средств изучения бива. Даже игроки на хиго-бива, которые были довольно популярны в начале 20-го века, могут больше не иметь прямых средств изучения устной композиции, поскольку носители традиции либо умерли, либо больше не могут играть. Киндай-бива по-прежнему сохраняет значительное количество профессиональных и любительских практикующих, но стили зато, хейке и мосо-бива практически вымерли.
Поскольку музыка бива пришла в упадок в Японии после Тихоокеанской войны, многие японские композиторы и музыканты нашли способы оживить к ней интерес. Они признали, что изучение теории музыки и композиции в Японии почти полностью состояло из западной теории и обучения. Начиная с конца 1960-х годов эти музыканты и композиторы начали включать японскую музыку и японские инструменты в свои композиции; например, один композитор, Туру Такемицу, сотрудничал с западными композиторами и сочинял, включая явно азиатскую бива. Его хорошо принятые композиции, такие как November Steps, в котором бива хейкёку сочетается с западным оркестровым исполнением, возродили интерес к бива и вызвали серию совместных усилий других музыкантов в самых разных жанрах, от J-Pop и энка то син-хогаку и гэндайгаку.
Другие музыканты, такие как Ямасика Ёсиюки, которого большинство этномузыкологов считают последним из бива хоши, сохранили множество музыкальных произведений. песни, которые почти потерялись навсегда. Ямашика, родившийся в конце эпохи Мэйдзи, продолжал традицию бива хоши до своей смерти в 1996 году. С конца шестидесятых до конца восьмидесятых годов композиторы и историки со всего мира посетили Ямашику и записали многие из его песен. До того времени песенная традиция бива хоши была полностью устной. Когда Ямашика умер в 1996 году, эра опеки бива хоши умерла вместе с ним, но музыка и гений той эпохи продолжаются благодаря его записям.
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Бива. |