Бива

редактировать
Бива
Gifujyou5848.JPG Выбор бива в японском музее
Классификация
Сопутствующие инструменты

бива (琵琶) - японец с короткой шеей лютня, часто используется в повествовании. Бива - инструмент, избранный Бентен, богиней музыки, красноречия, поэзии и образования в японском буддизме. Бива - это щипковый струнный инструмент, который сначала был популярен в Китае, а затем распространился по всей Восточной Азии. Говорят, что он прибыл в Японию из Китая в период Нара (710–794 гг.), И даже считается, что его корни восходят к Персии. Обычно он имеет длину 60-106 см и сделан из дерева. Инструмент состоит из корпуса в форме капли воды с ручкой, и, хотя обычно имеется четыре струны, существуют и пятиструнные разновидности. В Японии бива обычно выщипывают бачи вместо пальцев и часто используют для игры гагаку. Кроме того, он используется в качестве музыкального сопровождения, когда слепые монахи читают библейские тексты или когда читают «Сказку о Хэйкэ», военную хронику эпохи Камакура (1185–1333).

Происхождение бива - китайское пипа (琵琶). Он прибыл в Японию в двух формах. С тех пор количество видов бива увеличилось более чем в четыре раза. Гильдии, поддерживающие игроков бива, особенно бива хоши, способствовали распространению музыкального развития бива на протяжении сотен лет. Бива хоши выступление дублировалось с выступлениями других бива-исполнителей за много лет до хейкёко и продолжается по сей день. Это совпадение привело к быстрой эволюции бива и его использования и сделало его одним из самых популярных инструментов в Японии.

Тем не менее, несмотря на свою популярность, Война Онин и последующий Период Воюющих Государств нарушили обучение бива и уменьшили количество опытных пользователей. С отменой Тодо в период Мэйдзи, игроки бива потеряли покровительство.

К концу 1940-х годов бива, чисто японская традиция, была почти полностью отброшена в пользу западных инструментов; однако, благодаря совместным усилиям японских музыкантов, интерес к бива возрождается. Как японские, так и иностранные музыканты начали использовать традиционные японские инструменты, особенно бива, в своих композициях. В то время как слепые певцы бива больше не доминируют в бива, многие исполнители продолжают использовать инструмент традиционными и современными способами.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Типа
    • 2.1 Классическая бива
    • 2.2 Средняя и Эдо-бива
    • 2.3 Современная бива
  • 3 Стиль
    • 3.1 Эстетика Бива
  • 4 Использование в современной музыке
  • 5 Записи
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
История

Бива пришла в Японию в 7 веке и возникла из Китайский инструмент пипа, а сама пипа произошла от аналогичных инструментов в Западной Азии. Этот тип бива называется гаку-бива и использовался в ансамблях гагаку и является наиболее широко известным типом. Хотя маршрут неясен, другой тип бива попал в регион Кюсю, и эта тонкая бива (называемая мосо-бива или кодзин -бива) использовалась в церемониях и религиозных церемониях. обряды. Вскоре, когда государство Рицурё рухнуло, придворные музыканты столкнулись с восстановлением и искали убежища в буддийских храмах. Там они взяли на себя роль буддийских монахов и столкнулись с мосо-бива. Они включили удобные аспекты мосо-бива, его небольшой размер и портативность, в свою большую и тяжелую гаку-бива и создали хэйке-бива, который, как указывает его тезка, использовался в основном для произнесения Повесть о Хайке.

В течение следующих нескольких столетий исполнители обеих традиций часто пересекались и разрабатывали новые музыкальные стили и новые инструменты. К периоду Камакура (1185–1333) хэйке-бива превратился в популярный инструмент. Хэйке-бива можно описать как нечто среднее между гаку-бива и мосо-бива. Он сохранил округлую форму гаку-бива и играл с большим плектром, как мосо-бива. Хэйке-бива также была маленькой, как и мосо-бива (на самом деле меньше), и использовалась для тех же целей.

В то время как современные сацума-бива и тикудзэн-бива оба берут свое начало от мосо-бива, сацума-бива использовалась для нравственного и умственного воспитания самураями из Сацума Домен в период Воюющих царств, а затем в общих выступлениях. Бива тикудзэн использовалась буддийскими монахами, посещающими частные дома, для совершения поминальных служб, не только для буддийских обрядов, но и для рассказа занимательных историй и новостей во время сопровождения самих себя на бива, и считалось, что эта форма рассказывания историй получила такое распространение..

Похоже, что с XVI до середины XIX века о бивах написано немного. Известно, что в это время возникло три основных направления бива: зато (самый низкий уровень государственной гильдии слепых игроков в бива), шифу (самурайский стиль) и тёфу (городской стиль). Эти стили подчеркивали 琵琶 歌 (бива-ута) - вокализацию с аккомпанементом бива - и легли в основу стилей 江 戸 歌 (эдо-ута), таких как шиннай и кота. Из этих стилей также вышли два основных оставшихся в живых традиции бива: сацума-бива и чикудзэн-бива. Примерно с эры Мэйдзи (1868–1912) до войны на Тихом океане сацума-бива и тикудзэн-бива были популярны по всей Японии, а в начале Эра Сева (1925–1989), нисики-бива была создана и приобрела популярность. Из оставшихся традиций бива только хиго-бива остается стилем, который в послевоенную эпоху исполняли почти исключительно слепые. Хиго-бива тесно связана с хайке-бива и, аналогично, опирается на устно-повествовательную традицию, посвященную войнам и легендам.

К середине периода Мэйдзи (1868–1912) инструменты были усовершенствованы, и в большом количестве были сочинены легко понятные песни. В начале периода Тайсё (1912–1926), Сацума-бива была преобразована в Нисики-бива, которая была популярна среди игроков-женщин того времени. С этим бива встретил период процветания, и сами песни были не только о Повести о Хэйке, но и о китайско-японской войне и русско-японской войне такие как «Такео Хиросе », «Хитачимару», «203 Хилл » приобрели популярность. Однако игра на бива почти исчезла в период Мэйдзи, когда западная музыка и инструменты стали популярными, пока такие игроки, как Цурута Кинши и другие не возродили жанр с помощью современных стилей игры и сотрудничества с западными композиторами. 48>

Типы

Существует более семи типов бива, характеризующихся количеством струн, звуками, которые он может издавать, типом плектра и их использованием. Так как бива не воспроизводится при настройке темперированного, высота звука приближается к ближайшей ноте.

Классическая бива

  • Гагаку-бива (雅 楽 琵琶) - большая и тяжелая бива с четырьмя струнами и четырьмя ладами, используемая исключительно для гагаку. Он производит отличительные Ichikotsuchō (壱 越 調) и Hyōjō (平 調). Его плектр маленький и тонкий, часто округлый, сделан из твердого материала, такого как самшит или слоновая кость. Он не используется для сопровождения пения. Как и на хейке бива, на ней играют на боку, как на гитаре, игрок сидит, скрестив ноги. В гагаку это называется гаку-бива (楽 琵琶).
  • Гоген-бива (五絃 琵琶) - Этот танский вариант бива можно увидеть на картинах придворных оркестров и использовался в контексте of gagaku, однако был удален с реформами и стандартизацией придворного оркестра в конце 10 века. Предполагается, что исполнительские традиции угасли к X или XI веку (Уильям П. Мальм). Этот инструмент также исчез в китайских придворных оркестрах. Недавно этот инструмент, как и арфа Куго, был возрожден для исторически обоснованных выступлений и исторических реконструкций. Не путать с пятиструнными вариантами современной бива, такими как Чикудзэн бива.
  • Mōsō-biwa (盲 僧 琵琶) - бива с четырьмя струнами, используемая для воспроизведения буддийской мантры и песни. По форме он похож на тикудзэн-бива, но с гораздо более узким телом. Его плектр различается как по размеру, так и по материалам. Тип четырех ладов настроен на E, B, E и A, а тип пяти ладов настроен на B, e, f♯ и f. Шесть ладов настроены на B ♭, E ♭, B ♭ и b ♭.

Мидл и Эдо бива

  • Хэйке-бива (平 家 琵琶) - Бива с четырьмя струнами и пятью ладами, используемыми для играть Хайке Моногатари. Его плектр немного больше, чем у гагаку-бива, но сам инструмент намного меньше, по размеру сравнимый с тикудзэн-бива. Первоначально он использовался путешествующими менестрелями бива, и его небольшой размер предоставил его для игры в помещении и улучшил портативность. Его строй - A, c, e, a или A, c-диез, e, a.
  • Satsuma-biwa (薩摩 琵琶) - бива с четырьмя струнами и четырьмя ладами, популярная в Эдо. период в провинции Сацума (современный Кагосима ) Симадзу Ниссинсай. Современные бива, используемые в современных композициях, часто имеют пять или более ладов, а некоторые имеют удвоенную четвертую струну. Лады Satsuma biwa приподняты на 4 сантиметра от грифа, что позволяет поднимать ноты на несколько ступеней выше, каждая из которых создает характерный для инструмента савари или жужжащий гул. Его плектр из самшита намного шире других, часто достигает ширины 25 см (9,8 дюйма) и более. Его размер и конструкция влияют на звучание инструмента, так как по изогнутому корпусу часто во время игры производятся удары плектром. Сацума-бива традиционно изготавливается из японской шелковицы, хотя при его строительстве иногда используются другие твердые породы дерева, такие как японская зелкова. Из-за медленного роста японской шелковицы древесину необходимо брать с дерева возрастом не менее 120 лет и сушить в течение десяти лет, прежде чем можно будет начать строительство. Струны изготовлены из намотанного шелка. Его настройка: A, E, A, B для традиционного бива, G, G, c, g или G, G, d, g для современных композиций, среди других настроек, но это только примеры, поскольку инструмент настроен на соответствовать тональности голоса игрока. Первая и вторая струны обычно настроены на одну и ту же ноту, а четвертая (или удвоенная четвертая) струна настроена на октаву выше. Самым выдающимся исполнителем сацума-бива 20-го века была Цурута Кинши, которая разработала свой собственный вариант инструмента, который она назвала цурута-бива. Эта бива часто имеет пять струн (хотя это, по сути, 4-струнный инструмент, поскольку пятая струна - это двойная четвертая, которые всегда играются вместе) и пять или более ладов, а конструкция настраивающей головки и ладов немного различается. и Танака Юкио, двое учеников Цурута Кинши, продолжают традицию современной Сацума бива. Композиции Карло Форливеси Boethius (ボ エ テ ィ ウ ス) и Nuove Musiche per Biwa (琵琶 の た め の 新 曲) были написаны для исполнения по модели бива Сацума, разработанной Кинши Цурута и Юкио Танака. «Эти произведения представляют собой радикальный отход от композиционных языков, обычно используемых для такого инструмента. Кроме того, благодаря возможности полагаться на уровень виртуозности, никогда ранее не применявшийся в этом конкретном репертуаре, композитор стремился обновить акустические и эстетические аспекты. профиль бива, раскрывающий огромный потенциал звукового материала: атаки и резонанс, темп (задуманный не только в хронометрическом, но и в сознательно эмпатическом смысле), аккорды, баланс и диалог (с периодическим использованием двух бивов в Nuove Musiche per Biwa), динамика и цвет ».
Плектра для тикудзэн (слева) и бива Сацума

современная бива

  • тикудзэн-бива (筑前 琵琶) - бива с четырьмя струнами и четырьмя ладами или пятью струнами. и пять ладов, популяризированных в период Мэйдзи Татибаной Сатосадой. Большинство современных исполнителей используют пятиструнную версию. Его плектр намного меньше, чем у Сацума бива, обычно около 13 см (5,1 дюйма) в ширину, хотя его размер, форма и вес зависят от пола игрока. Плектр обычно делают из палисандра с наконечниками из самшита или слоновой кости для перещипывания струн. Сам инструмент тоже различается по размеру в зависимости от игрока. Игроки-мужчины используют биву, которая немного шире и / или длиннее, чем у женщин или детей. Корпус инструмента никогда не ударяется плектром во время игры, и на пятиструнном инструменте играют в вертикальном положении, а на четырехструнном - на боку. Инструмент настроен под тональность певца. Пример настройки четырехструнной версии - B, e, f♯ и b, а пятиструнный инструмент может быть настроен на C, G, C, d и g. Для пятиструнной версии первая и третья струны настроены на одну и ту же ноту, вторая струна на три ступени ниже, пятая струна на октаву выше второй струны, а четвертая струна на ступень ниже пятой. Таким образом, ранее упомянутая настройка может быть понижена до B ♭, F, B, c, d. Асахикай и Татибанакай - две основные школы Тикудзэн бива. Часто используется женщинами-исполнителями на бива, такими как.
  • Нишики-бива (錦 琵琶) - Современная бива с пятью струнами и пятью ладами, популяризированная Сито Киндзё. Его плектр такой же, как и у Сацума бива. Настройка ts - это C, G, c, g, g.
Стиль

В общем, бива считается одним из основных традиционных инструментов Японии, и, как таковой, на протяжении всей своей долгой истории в Японии он оказывал влияние и испытывал влияние других традиционных инструментов и композиций.

  • 邦 楽 Hōgaku - Японская традиционная музыка

В Хогаку музыкальные инструменты обычно служат в качестве аккомпанемента к вокальным выступлениям. В песне преобладает хогаку, и подавляющее большинство композиций хогаку вокальные. В этом контексте бива была одним из самых выдающихся инструментов.

  • 雅 楽 Гагаку - Японская придворная музыка

Гагаку обычно покровительствовал императорскому двору или святыням и храмам. Гагаку ансамбли состояли из струнных, духовых и ударных инструментов, где струнные и духовые инструменты пользовались большим уважением, а ударные считались менее значимыми. Среди струнных инструментов бива, по-видимому, был самым важным инструментом в оркестровых выступлениях гагаку.

  • 声明 Shmyō - Буддийское пение

В то время как бива не использовалась в shōmy, стиль пения бива тесно связан с сёмё, особенно с мосо и хэйке стилем пения бива. И сёмё, и мосо уходят корнями в буддийские ритуалы и традиции. До прибытия в Японию сёмё использовалось в индийском буддизме. Мосо-бива также уходит корнями в индийский буддизм, а хейке-бива, как предшественник мосо-бива, был основным инструментом бива хоши, которые были слепыми. Буддийские священники.

Biwa Aesthetics

Вообще говоря, у biwas четыре струны. При этом современные сацума и тикудзэн бива могут иметь пять струн. Первая струна самая толстая, а четвертая - самая тонкая (вторая струна самая толстая на чикудзэн-бива, а четвертая и пятая струны имеют одинаковую толщину для пятиструнных тикудзэн и сацума-бива). Различная толщина струны создает разные тембры при ударе с разных направлений.

В biwa, настройка не фиксирована. Общие тоны и высоты могут колебаться вверх или вниз на целые шаги или микротоны. При пении хором певцы бива часто шатаются и поют в несинхронизированном, гетерофоническом аккомпанементе. В сольных выступлениях исполнитель бива поет монофонически с мелизматическим акцентом на протяжении всего выступления. Эти однотонные не соответствуют заданной гармонии. Вместо этого певцы бива имеют тенденцию петь с гибкой высотой звука, не различая сопрано, альт, тенор или бас. Этот стиль пения дополняется бива, который игроки бива используют для воспроизведения коротких глиссанди на протяжении всего выступления. Стиль пения бива, как правило, носовой, особенно при пении гласных, согласных и нот, содержащих «г» (например, , , , , , ぎゃ, ぎゅ, ぎょ ). Кроме того, исполнители бива варьируют громкость своего голоса от едва слышимого до очень громкого (редко оглушающего). Поскольку выступления бива обычно проводились для небольших групп, певцам не нужно было проецировать свои голоса, как это делают певцы оперы в западной традиции.

Музыка Бива основана на пентатонике (иногда называемой пятитональной или пяти нотной шкалой), что означает, что каждая октава содержит пять нот. Эта гамма иногда включает дополнительные ноты, но ядро ​​остается пентатоническим. Ритм в выступлениях бива обеспечивает широкую гибкость пульса. Песни не всегда измеряются, хотя более современное сотрудничество измеряется. Ноты, сыгранные на биве, обычно начинаются медленно и тонко и постепенно ускоряются, увеличивая и уменьшая темп на протяжении всего выступления. Текстура пения бива часто описывается как «разреженная».

плектр также вносит свой вклад в структуру музыки бива. Плектры разного размера давали разные текстуры; например, плектр, используемый на moso-biwa, был намного больше, чем на gaku-biwa, производя более резкий и энергичный звук. Плектр также важен для создания звука савари, который особенно часто используется с сацума-бива. То, из чего сделан плектр, также меняет текстуру: слоновая кость и пластмассовые плектры создают более эластичную текстуру по сравнению с резким гулом деревянного плектра.

Использование в современной музыке

Использование бива в Японии сократилось. значительно начиная с периода Хэйан. Внешнее влияние, внутреннее давление и социально-политические беспорядки изменили определение патронажа бива и имиджа бива; например, Онинская война в период Муромати (1338–1573) и последующий период Воюющих царств (15-17 вв.) нарушили цикл опеки для исполнителей. В результате молодые музыканты обратились к другим инструментам, и интерес к музыке бива снизился. Даже бива хоши перешло на другие инструменты, такие как сямисэн (трехструнная лютня).

Интерес к бива возродился в период Эдо (1600–1868 гг.)), когда Токугава Иэясу объединил Японию и основал сёгунат Токугава. Иэясу отдавал предпочтение музыке бива и стал ее главным покровителем. Он помог укрепить гильдии бива (называемые Тодо), финансируя их и предоставляя им особые привилегии (142). Сямисэн-исполнители и другие музыканты сочли финансово выгодным переход на бива, и, перейдя на новый уровень, они привнесли новые стили. Период Эдо оказался одним из самых плодотворных и художественно творческих периодов для бива за его долгую историю в Японии (143).

В 1868 году сёгунат Токугава рухнул, уступив место периоду Мэйдзи и Реставрации Мэйдзи. В Мэйдзи был упразднен класс самураев , и тодо лишились своего покровительства. Игроки Бива больше не пользовались особыми привилегиями и были вынуждены содержать себя. В начале Мэйдзи (1868 г.) в Токио насчитывалось не менее ста традиционных придворных музыкантов. Однако к 1930-м годам в Токио было всего 46 традиционных придворных музыкантов. Четверть этих музыкантов погибли на войне. Жизнь в послевоенной Японии была трудной, и многие музыканты отказались от музыки в пользу более устойчивых средств к существованию.

В то время как многие стили бива процветали в начале 1900-х годов (например, Киндай-бива с 1900-х по 1930-е годы) цикл опеки был снова разорван. В настоящее время во многих традициях бива нет прямых средств изучения бива. Даже игроки на хиго-бива, которые были довольно популярны в начале 20-го века, могут больше не иметь прямых средств изучения устной композиции, поскольку носители традиции либо умерли, либо больше не могут играть. Киндай-бива по-прежнему сохраняет значительное количество профессиональных и любительских практикующих, но стили зато, хейке и мосо-бива практически вымерли.

Поскольку музыка бива пришла в упадок в Японии после Тихоокеанской войны, многие японские композиторы и музыканты нашли способы оживить к ней интерес. Они признали, что изучение теории музыки и композиции в Японии почти полностью состояло из западной теории и обучения. Начиная с конца 1960-х годов эти музыканты и композиторы начали включать японскую музыку и японские инструменты в свои композиции; например, один композитор, Туру Такемицу, сотрудничал с западными композиторами и сочинял, включая явно азиатскую бива. Его хорошо принятые композиции, такие как November Steps, в котором бива хейкёку сочетается с западным оркестровым исполнением, возродили интерес к бива и вызвали серию совместных усилий других музыкантов в самых разных жанрах, от J-Pop и энка то син-хогаку и гэндайгаку.

Другие музыканты, такие как Ямасика Ёсиюки, которого большинство этномузыкологов считают последним из бива хоши, сохранили множество музыкальных произведений. песни, которые почти потерялись навсегда. Ямашика, родившийся в конце эпохи Мэйдзи, продолжал традицию бива хоши до своей смерти в 1996 году. С конца шестидесятых до конца восьмидесятых годов композиторы и историки со всего мира посетили Ямашику и записали многие из его песен. До того времени песенная традиция бива хоши была полностью устной. Когда Ямашика умер в 1996 году, эра опеки бива хоши умерла вместе с ним, но музыка и гений той эпохи продолжаются благодаря его записям.

Записи
См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Бива.
Последняя правка сделана 2021-05-12 08:34:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте