Современный чаранго | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Другие имена | Квиркинчо, Мулита, Тату, Кирки |
Классификация Хорнбостела – Сакса | 321.321-5. (Составной хордофон, звучащий голыми пальцами ) |
Разработан | Начало 18 века (возможно ранее) |
Диапазон воспроизведения | |
E4 - (G6) Настройка Чаранго (Am7) | |
Сопутствующие инструменты | |
Walaycho; Chillador; Ronroco; и др. (см. текст). Concheras (также имеет спину броненосца) |
чаранго - небольшой андский струнный инструмент семейства лютня, который, вероятно, возник в популяциях кечуа и аймара на территории Альтиплано в постколониальные времена, после того как европейские струнные инструменты были завезены испанцами во время колонизации. широко распространен в андских регионах Боливии, Перу, Эквадора, северных Чили и северо-запад Аргентина, где это популярный музыкальный инструмент, который существует во многих разновидностях.
Чаранго длиной около 66 см (26 дюймов) традиционно был сделана из панциря со спины броненосца (на южноамериканском испанском языке называемого quirquincho или mulita), но он также может быть сделан из дерева, что, по мнению некоторых, является лучшим резонатором. Древесина чаще используется в современных инструментах. Чаранго для детей также можно сделать из калебаса. Многие современные чаранго теперь изготавливаются из разных пород дерева. Обычно он состоит из десяти строк в пяти курсах по две строки в каждом, но существует множество других вариантов.
Чаранго в основном играли в традиционной андской музыке, но все чаще и чаще используются другими латиноамериканскими музыкантами. Игрок в чаранго называется чарангоистом.
Когда испанские конкистадоры пришли в Южную Америку, они принес с собой vihuela (предок классической гитары). Неясно, является ли чаранго прямым потомком определенного испанского струнного инструмента; возможно, оно произошло от виуэлы, бандуррии (мандолина ) или лютни. Эрнесто Кавур, боливийский чаранго, композитор и историк-консультант многих музеев по всему миру, отметил характеристики чаранго в различных виуэлах и гитарах XVI века и утверждает, что чаранго является прямым потомком чаранго. Виуэла.
Существует много историй о том, как чаранго появился с его отличительной крошечной звуковой коробкой в виде броненосца. Одна история гласит, что местным музыкантам нравился звук, который производила виуэла, но им не хватало технологий, чтобы придать дереву такую форму. Другая история гласит, что испанцы запретили туземцам заниматься музыкой их предков, и что чаранго было успешной попыткой сделать лютню, которую можно было бы легко спрятать под одеждой, такой как пончо.
Нет четких доказательств того, что указывает на конкретное место или момент времени рождения чаранго, но существует ряд обсуждаемых теорий. Одна из них заключается в том, что, как считается, чаранго приобрел свою нынешнюю форму в начале 18 века в городе Потоси в Королевской Аудиенсии Чаркас части Наместника. Перу (на территории современной Боливии ), вероятно, от контактов индейцев с испанскими поселенцами. Кавур представляет свидетельства боливийских фресок и скульптур еще 1744 года, например, в церкви Сан-Лоренцо в городе Потос (Потоси), на фасаде которой изображены две русалки, играющие, как он считает, чаранго.
Еще две теории, которые исследуются, заключаются в том, что чаранго изначально пришли в Потоси из региона Аякучо в колониальном Перу в результате миграции внутри популяций кечуа. Это говорит о том, что чаранго возник на территории современного Перу в результате культурного обмена, а затем распространился на остальную часть Анд. Эта теория также не была доказана.
Поскольку современные государства Перу и Боливия еще не были основаны в то время, трудно проследить происхождение чаранго из конкретной страны, и этот вопрос по-прежнему широко обсуждается среди националистов обеих стран.
Один боливийский музыкант выдвинул третью теорию, согласно которой Чаранго был создан как вариант тимпл-канарио с Канарских островов. Однако требуются дополнительные исследования.
Первая опубликованная историческая информация о чаранго, возможно, была собрана Вегой еще в 1814 году, когда священник из Тупизы задокументировал, что «индейцы с большим энтузиазмом использовали guitarrillos mui fuis... здесь, в Анды Боливии они назвали их Чаранго ». Турино упоминает, что он нашел резные сирены, изображающие игру на чаранго, в некоторых колониальных церквях в высокогорье Боливии. Одна из церквей, о которых идет речь в Турине, вполне может быть упомянута Кавуром; Строительство здания Сан-Лоренцо началось в 1547 году и не было завершено до 1744 года.
Согласно Эдуардо Карраско из Квилапайун, в первую неделю после Государственный переворот 1973 г., военные организовали встречу с народными музыкантами, на которой было объяснено, что традиционные инструменты чаранго и кена теперь запрещены.
Происхождение термина «чаранго» не совсем понятно. Один источник предполагает, что инструмент получил свое название от игроков, которых называли charangeros, что означает «человек сомнительного характера и низкой морали». Другой прослеживает термин до изменения испанского термина, charanga, который может относиться либо к типу военной музыки, исполняемой на духовых инструментах, либо к расстроенному оркестру. Чарангиста Альфредо Кока предлагает еще третью теорию: утверждение, что «чаранго» происходит от испанского искаженного слова кечуа «чаджваку», что означает радость, шумность, неистовство, относящееся непосредственно к звуку чаранго. В подтверждение этого он указывает на обычную практику конкистадоров заимствования местной терминологии.
Чарангиста Эрнесто Кавур не согласен и склонен поддерживать второе происхождение, утверждая, что слово «чаранго» происходит от неправильного произношения испанского слова «чаранга», означающего «духовой оркестр» ( разумное следствие «военной музыки, играемой на духовых инструментах»).
Одно из наиболее полных современных заявлений о происхождении термина «чаранго» содержится во введении к методу Чаранго Дюрана и Педротти, якобы первый полный, двуязычный метод чаранго, который будет опубликован:
Традиционно чаранго изготавливали из высушенной панциря броненосца для спины и дерева для верхней части звуковой коробки, шеи и т. д. Хотя это все еще распространено, это больше не является нормой: скорее, они теперь обычно делают из дерева, с выгнутой спинкой, просто имитирующей форму панциря броненосца. В отличие от большинства деревянных лютней, корпус и гриф обычно сделаны из цельного куска дерева, которому придана форма. Десять струн чаранго требуют довольно большой грифа, часто приближающегося или даже превышающего размер его миниатюрного звукового ящика. Помимо этих визуальных различий, он напоминает нечто среднее между мандолиной с чашей и маленькой гавайской гитарой.
. Общая длина типичного чаранго составляет около 66 см, а длина струнной шкалы - около 37 см. Количество ладов от пяти до восемнадцати. Наиболее распространенная форма инструмента состоит из десяти струн из нейлона, кишки или (реже) металла. (Варианты формы чаранго могут иметь от четырех до пятнадцати струн в различных комбинациях одинарных, двойных или тройных струн.) Тело обычно имеет зауженную талию, напоминающую гитарную семью, а не грушевидная лютня. Существует множество незначительных вариаций формы корпуса и деки (верха), и используется много разных пород дерева, хотя, как и в случае с гитарами, предпочтительны тона для верха из кедра или ели. семьи. У старых инструментов были колки настройки фрикционного типа (аналогичные тем, которые используются на скрипках), но сегодня колышки в стиле классической гитары с настроенными «машинными» тюнерами являются нормой, хотя они иногда располагаются перпендикулярно грифе. Большинство инструментов включают в себя определенную степень орнамента, который может варьироваться от простых декоративных вставок по периметру верха до искусно вырезанных головных уборов и целых сцен, выгравированных, вырезанных или выжженных на задней части тела. Иногда добавляются кнопки ремешка, а также точки маркера положения на грифе.
Варианты могут включать в себя отдельный наклеенный гриф, состоящую из двух частей верхнюю пластину из контрастного дерева, фрикционные колки старого образца из палисандра или черного дерева, гитару. коробчатая конструкция или даже горловина с выдолбленным отверстием. Размер, форма и количество звуковых отверстий сильно различаются и могут быть одним круглым или овальным отверстием, двумя полумесяцами или даже несколькими отверстиями различной конфигурации. Другой вариант - гриф с двумя отверстиями, просверленными на 3/4, параллельно грифе и близко к гриву (нововведение, которое, как говорят, окрашивает тон инструмента).
Позже цельнокорпусный электрический стали доступны акустико-электрические чаранго с полым телом. Инструменты с твердым корпусом похожи на миниатюрные электрогитары, в то время как электроакустические гитары обычно представляют собой стандартные акустические инструменты с добавлением контактного микрофона или пьезоэлектрического звукоснимателя . для пропускания выхода прибора через усилитель.
В своей книге Мотоциклетные дневники Че Гевара описал чаранго, который он видел около Темуко, Чили, в 1952 году. Он был «сделан из трех или четырех проводов. два метра длиной, плотно натянутые на жестяные банки, прикрепленные к доске. Музыкант использует своего рода металлическую тряпку, с помощью которой он перебирает провода, производя звук, похожий на звук игрушечной гитары. "
Базовый чаранго состоит из пяти пар (или рядов) струн, обычно настроенных GCEAE. Эта настройка без учета октав аналогична типичной настройке C укулеле или венесуэльской cuatro с добавлением второго курса E. В отличие от большинства других струнных инструментов, все десять струн настроены внутри одной октавы. Пять курсов расположены следующим образом (с 5-го по 1-й): G4 G4 - C5 C5 - E5 E4 - A4 A4 -E5 E5. Некоторые charanguistas используют «октавные» струны на других парах в дополнение к средней части. Обратите внимание, что самая низкая высота - это струна «E» в среднем (3-м) диапазоне, которой предшествуют более высокие ноты «g» (5-е) и «c» (4-е), за которыми следует еще более высокая «a» ( 2-й курс и «е» (1) курсы. Этот шаблон настройки известен как шаблон с повторным входом, потому что высота тона струн не увеличивается равномерно от одной струны или курса к другой, а увеличивается от высокого к низкому, а затем снова к высокому тону.
Игрок на чаранго.Разветвление настройки чаранго состоит в том, что у большинства аккордов очень узкий тональный диапазон, часто с множеством дублирований высоты тона, что дает удивительно мощный звук маленького инструмента. Седьмой и девятый аккорды переливаются сильнее, чем на гитаре, из-за близких гармоний. Что касается игры мелодии, персонаж может создавать звук арфы с короткими интервалами (то есть, как у фортепиано с нажатой педалью сустейна). Благодаря небольшому расстоянию между струнами (интервалы, такие как 2-е), простой чередующийся рисунок в стиле пальцев правой руки может производить очень быстрые хроматические и диатонические движения с минимальным движением левой руки по грифу. Это делает чаранго чрезвычайно подвижным мелодическим инструментом, особенно по сравнению с инструментами, традиционно играемыми с плоским медиатором.
. Как и для любого струнного инструмента, настройки для чаранго могут различаться, но чаще всего используются «стандартизированные» настройки ( для 10-струнной версии с пятью курсами):
строй Чаранго (Am7) Ноты чаранго.Курс | настройка Am7 | Комментарии |
---|---|---|
5 | G4 G4 (391,99 Гц, выше среднего C) | 2-й самый низкий тон, ближайший к лицу |
4 | C5 C5 (523,25 Гц) | «C» выше среднего C |
3 | E5 E4 ( 659,26 Гц, 329,63 Гц) | Струны настроены на октаву друг от друга |
2 | A4 A4 (440,00 Гц) | «A» выше среднего C |
1 | E5 E5 (659,26 Гц) | Самый высокий тон, ближайший к полу |
Настройки G # m7 и Gm7 достигаются путем настройки на полутон или полную ступень вниз соответственно. Em7 достигается за счет настройки идеальной четвертой.
Есть металлическая струна, нейлоновая / внутренняя струна и чаранго со смешанными струнами. Некоторые версии с металлическими струнами имеют все струны одного калибра. Есть также твердотельные электрические чаранго.
Есть много видов чаранго. Во многих случаях вариант назван в честь города или региона, в котором он возник или где его чаще всего можно увидеть, например, Чаранго Айкиленьо в Айкиле, Боливия. Количество струн на этих вариантах инструментов колеблется от четырех до 20, и струны могут быть одинарными, двойными, тройными или четверными. (В стандартном чаранго 10 струн в пяти курсах по две струны в каждой.)
Вот некоторые типы чаранго:
Валайчо 12-струнный чилладорДругие, менее распространенные представители семейства чаранго включают:
Как один из самых популярных струнных инструментов в регионах, расположенных вдоль Анд, существует бесчисленное множество других региональных вариаций чаранго, например:
Несколько гибридов также изготавливались чаранго с другими инструментами, например: чарангена (чаранго и кена ); чарансику (чаранго и зампона ); и чаранго чарангуита (чаранго и гитара ).
Чаранго известен под разными именами в различных регионах Анд. Некоторые из них включают:
). варианты этих условий.
На Викискладе есть материалы, связанные с Чаранго. |