Классификация | |
---|---|
Сопутствующие инструменты | |
Список |
архлют (испанский : archilaúd, Итальянский : arciliuto, немецкий : Erzlaute) - европейский щипковый струнный инструмент, разработанный около 1600 года как компромисс между очень большим theorbo, размером и реентерабельная настройка, из которых возникли трудности при исполнении сольной музыки, и Renaissance тенор лютня, у которой не хватало басового диапазона теорбо. По сути, теноровая лютня с удлинением грифа теорбо, архилюту не хватает силы тенора и баса, которые обеспечивают большое тело теорбо и, как правило, большая длина струны.
Основные различия между архлютя и барочная лютня Северной Европы состоят в том, что барочная лютня имеет от 11 до 13 , в то время как архилютная лютня обычно имеет 14, а настройка первых шести ходов барочной лютни очерчивает d -минорный аккорд, в то время как архилюта сохраняет строй лютни эпохи Возрождения, с идеальными четвертями, окружающими третью в середине для первых шести. Archlute часто использовался как сольный инструмент в течение первых трех четвертей 17-го века, но редко упоминается как инструмент континуо в этот период, theorbo - это инструмент класса лютни с этой ролью.
Поскольку континуо басовые партии были составлены как быстрее в движении, так и в более высокой тесситуре к концу 17 века, архилюту начали затмевать теорбо в качестве основного щипкового струнного инструмента континуо. В theorbo не хватало высоких нот басовых линий, а растущая практика дублирования части континуо смычком басом (виолончель или виолончель ) привела к отсутствию у архлюты силы тенора и басы менее важный недостаток.
Теорбо обычно использовался в качестве мелодического басового инструмента в трио-сонатах с начала барокко, и архлютан взял на себя и эту функцию, самый известный пример - Трио-сонаты Корелли Opus 1 и 3, включающие партбук для 1-й и 2-й скрипок, «violone o arciliuto» и партии континуо для органа, упрощенная версия книги «violone o arciliuto». В книге «Виолон или арсилиуто» столько же фигурок, которые говорят исполнителю, какие аккорды играть, так и в партбукке органа, что предполагает, что архлютист будет добавлять аккорды поверх баса, где это возможно.
Archlute использовался в операх Генделя и в подобном репертуаре; Джулио Чезаре (1724) имеет непрерывные части, обозначенные как arciliuto, так и tiorba. Возможно, один игрок будет играть на обоих инструментах.
Музыка для соло архлюты обычно записывается в табулатуре.
Любая поздняя итальянская музыка барокко с частью, обозначенной «liuto», будет означать «arciliuto». ', классическая лютня эпохи Возрождения уже не используется. Среди наиболее значительных композиторов архлюты 17 века мы можем назвать Алессандро Пиччинини, Джованни Джироламо Капспергера (ок. 1580-17 января 1651) и в 18 веке Джованни Замбони, чей набор из 12 сонат (1718, Лукка) для инструмента сохранился, а также Антонио Скотти и Мельхиорре Кьеза, миланские композиторы конца 18 века. Другими известными композиторами архлютной музыки были Антонио Тинаццоли, Джузеппе Ваккари и Лодовико Фонтанелли. Современные композиторы для архлюты - Роман Туровский и Константин Божинов.
Среди ныне живущих игроков Эдин Карамазов, Аксель Вольф и Лука Пьянка (основатель Il Giardino Armonico ), которые преимущественно играют архлютов, и Паоло Черичи, Массимо Лонарди, Лучано Контини, Пол О'Детт, Якоб Линдберг и Найджел Норт, широко использующий архилюты.
На Викискладе есть материалы, связанные с Archlutes. |