Энка

редактировать

Энка (演 歌) - популярный японский музыкальный жанр, стилистически напоминающий традиционную японскую музыку. Современная энка, однако, является относительно недавней музыкальной формой, хотя в ее вокализме используется более традиционный музыкальный стиль, чем в музыке рюкука, популярной в довоенные годы.

Современная энка, разработанная в послевоенную эпоху, является формой сентиментальной балладной музыки. Некоторыми из первых современных певцов энка были Хачиро Касуга, Мичия Михаши и Хидео Мурата. Возрождение энка в его современной форме началось с 1969 года, когда дебютировала Кейко Фудзи. Самые известные певцы энка - это Шиничи Мори и Киёси Хикава.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Музыкальный стиль
  • 3 История
    • 3.1 XIX век – 1920-е годы: Сошиэнка и скрипка энка
    • 3,2 1920-е – 1940-е: Эра рюкки
    • 3,3 Конец 1940-х – 1954: приход новых певцов
    • 3,4 1955–1959: Ранняя история современной энка
    • 3,5 1960-е: Коммерческие успех
    • 3,6 1970-е: сохранение популярности
    • 3,7 1980-е: потеря определения
    • 3,8 1990-е годы: упадок
    • 3,9 2000-е: музыкальная гибридность
    • 3,10 2010-е
  • 4 Международная популярность
  • 5 См. также
  • 6 Сноски
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Этимология

Термин энка впервые использовался для обозначения политических текстов, связанных с музыкой, которые пели и распространяли активистами оппозиции, принадлежащими к Движению за свободу и права людей в период периода Мэйдзи (1868–1912), как средство обхода правительственных ограничений на выступления политического инакомыслия - и в этом смысле слово d происходит от «энзецу но ута» (演説 の 歌), что означает «песня речи».

Согласно другой теории, современное энка означает «энджиру ута» (演 じ る 歌), что означает «песня для исполнения».

Жанр, называемый энка, также считается целесообразной классификацией для звукозаписывающих компаний как а также J-pop. Например, Харуми Мияко, которую обычно считали певицей энка, сказала: «Я не думаю, что пою« энка »» и «На самом деле, не было такого термина, как« энка ». когда я дебютировал ».

Музыкальный стиль

Основная гамма современной энки называется ナ 抜 き 短 (ヨ ナ 抜 き 短 音階) или« Малая гамма без четверки и семерки (фа и те) », и представляет собой модифицированную версию Йонануки Чо-Онкай (ナ 抜 き 長 音階) или «Большая шкала без четырех и семи (Фа и Си)», которая произошла от более старой японской шкалы «Ryo Scale » (呂音階, Ре Онкай). Одна из самых ранних японских песен, в которой, как говорят, частично использовалась эта песня, - это «Кодзё-но Цуки » Рентаро Таки, которая в переводе на русский язык называлась сёка (唱歌, «школьная песня»). период Мэйдзи. Седьмая - ступень шкалы не используется в "K си минор.

. Музыка, основанная на пентатонической шкале, имеет некоторое сходство на блюз. Тексты песен Enka обычно написаны одинаково на темы любви и потери, одиночества, преодоления трудностей и стойкости перед лицом трудностей, даже самоубийства или смерти. Хотя энка - это жанр кайокёку, он считается более выразительным и эмоциональным, хотя нет четкого согласия по этому поводу.

Архетипические певцы энка используют стиль melisma - когда поется один слог текста при последовательном переходе между несколькими разными нотами - известная как кобуши. Кобуши возникает, когда высота голоса певца неравномерно колеблется в пределах одного градуса шкалы : это можно сравнить с вибрато, которое колеблется с регулярным циклом. Техника кобуши не ограничивается энка, как это можно услышать в итальянской песне «Santa Lucia ». В конце 1930-х - начале 40-х годов музыка композитора Масао Кога стала напоминать буддийскую шомё - возможно потому, что его лейбл попросил его сочинять музыку.. Хотя Кога стал композитором, чьи работы считаются основополагающими для создания жанра, современная энка отличается от основной музыки Коги, потому что стили пения многих послевоенных певцов отличались от кобуши из музыкальной ноты Коги. Сам современный певец энка признался в 2006 году: «Я был даже сбит с толку, потому что музыкальная нота [Коги] отличалась от ноты старого певца».

Энка предлагает традиционный, идеализированный или романтизированный аспект японской культуры и взглядов.. Певцы энка, преимущественно женщины, обычно выступают в кимоно или в вечерних платьях. Мужчины-исполнители энка обычно носят официальную одежду, а на некоторых выступлениях - традиционную японскую одежду. В энка распространены отсылки к традиционной японской музыке. Мелодии энка - это в основном западные гармонии, и используются электронные инструменты, такие как синтезаторы и электрогитара с большим количеством искажений, но в его музыкальные инструменты также входят традиционные японские инструменты, такие как сякухати и сямисэн.

История

XIX век – 1920-е годы: Соши энка и скрипка энка

, энка-ши в период Мэйдзи

Политические песни, называемые энка в период Мэйдзи (1868 г.) –1912) также называют Соши Энка (壮士 演 歌), чтобы отличить его от современной энка. Уличные певцы назывались энка-ши (演 歌 師). Первая песня энка называется "" (ダ イ ナ マ イ ト 節). Песни того времени включают «Oppekepe Bushi» Отодзиро Каваками.

В период Тайсё (1912–26) энка-ши начал включать в себя скрипка, поэтому их песни получили название скрипка энка. Энка-ши того периода был Тосио Сакураи (桜 井 敏 雄), который, в свою очередь, учил Харуо Ока.

. В современной Японии Закон о дорожном движении регулирует появление уличных артистов. Тем не менее, японские исполнители, такие как Утадзи Фукуока (福岡 詩 still), до сих пор поют энка периода Тайсё. Когда в 1995 году произошло землетрясение , саммит Soul Flower Mononoke Summit, музыкальный проект рок-группы Soul Flower Union, сыграл сосиэнка, чтобы помочь поддержать дух жертв катастрофы.

1920-е – 1940-е годы: Эра рюкука

В начале периода Сёва в конце 1920-х годов звукозаписывающие компании производили рюкку вместо энка-ши. Энка-ши начал использовать гитару, и их окрестили нагаси (流 し). Харуо Ока дебютировал с песней 1939 года «Kokkyō no Haru» (国境 の 春, букв. «Весна в Border ») на японском лейбле King Records. Однако в послевоенные годы термин энка стал необычным.

Конец 1940-х – 1954: приход новых певцов

Поскольку джаз стал популярным в послевоенной Японии, японцы певица Хибари Мисора выпустила свою дебютную песню "Kappa boogie-woogie " на Nippon Columbia в 1949 году, когда ей было всего 12 лет. Она продолжала петь джазовые песни. на протяжении 1950-х и 1960-х годов. Позже она исполнила много песен энка в 60-х и 70-х годах.

В 1948 году Хачиро Касуга выиграл первый конкурс талантов King Records. В следующем году он присоединился к звукозаписывающей компании, где Харуо Ока был его старшим. Его дебютный сингл «Akai Lamp no Shū Ressha» (赤 い ラ ン プ の 終 列車, букв. «Последний поезд с красной лампой») был выпущен в 1952 году. Песня в стиле Кабуки «Отоми-сан» (お 富)さ ん, букв. «Мисс Отоми») изначально была написана для Оки, но ее спела Касуга, и в 1954 году «Отоми-сан» стала очень популярным хитом в Японии. Касуга впервые принял участие в NHK Кохаку Ута Гассен вместе с «Отоми-сан» в том году. Композитор песни, Масанобу Токучи, родился на острове Окинава, вырос в Амами и стал важной фигурой в представлении музыки островов Рюкю в Японии.

1955–1959: Ранняя история современной энка

Хотя «Отоми-сан» был популярен, сам Касуга не был полностью удовлетворен этим и записал песню "Wakare no Ippon-sugi" (別 れ の 一 本 杉, букв. "Прощай, кедр") автора. Песня была выпущена в 1955 году и позже считалась настоящей песней энка. По иронии судьбы, на песню также повлиял ритм музыки танго, потому что Фунамура чувствовал, что танго похоже на энка в своем местном колорите. Позднее кавер на "Wakare no Ippon-sugi" исполняли такие разные певцы, как Мичия Михаши, Хидео Мурата, Кейко Фудзи, Хибари Мисора, Сабуро Китадзима, Такаши Хосокава и Хироши Ицуки. Позже Касуга был назван первым певцом энка.

Мичия Михаши, который изначально пел японскую народную музыку (минъё ) и выучил цугару-джамисен, выпустил свой дебютный альбом сингл "Sake no Nigasa yo" как записывающийся певец в 1954 году. "Onna Sendō Uta" Михаши стал хитом в 1955 году. Друг Фунамуры Кимио Такано, автор текстов "Wakare no Ippon-sugi", умер в 1956 году в возрасте 26 лет. Музыка Хибари Мисора превратилась в энка, когда ее больше не считали кумиром подростков.

Примерно в послевоенный период рокёку (или нанива-буси), известная во время войны, упала в популярности. главным образом потому, что их разговоры считались слишком длинными. Энка, с другой стороны, ставшая популярной примерно в то время, называлась сокращенной версией рокёку, потому что несколько певцов энка, таких как Хидео Мурата и Харуо Минами, изначально были певцами рокёку, а энка имеет множество тем в общее с жанром. Одним из известных певцов рокёку, оказавших влияние на энка, был Кумоэмон Точукен, учеником которого был Мурата. Минами дебютировал на Teichiku Records в 1957 году, а Мурата на Nippon Columbia в 1958 году. Мурата перепел песню «Jinsei Gekijō» (人生 劇場, букв. «Драма жизни»), составленную Масао Кога. Харуо Минами был известен тем, что носил кимоно, что в то время считалось необычным стилем для певца.

1960-е: коммерческий успех

Мемориальный музей певца Хидео Мурата

В начале 1960-х годов рокабилли под влиянием Элвиса Пресли начал набирать популярность. Кю Сакамото, выходец из японского рокабилли, присоединился к японской популярной музыке. Однако многие японские музыкальные критики жаловались на рокабилли, и песня Хидео Мураты в «чистом японском стиле» 1961 года «Ōsho», написанная Тору Фунамура, стала синглом с миллионным тиражом в Японии. Когда Кю Сакамото впервые принял участие в Kōhaku Uta Gassen с песней «Ue o Muite Arukō» (он же «Sukiyaki ») в 1961 году, Хидео Мурата также дебютировал. с песней "Ōsho" на том же концерте.

Молодой певец энка Юкио Хаши появился в 1960 году, Сабуро Китадзима в 1962 году и Харуми Мияко в 1964 году. Сатико Кобаяси дебютировал с синглом 1964 года «Usotsuki Kamome» (ウ ソ ツ キ 鴎, букв. «Чайка-лжец») в возрасте всего 10 лет. Самый известный и любимый исполнитель энка - это Хибари Мисора (1937–1989), известная как «Королева Энки» и «Королева Сёва» того периода, когда она жила и прославилась. Песня Мисоры "Yawara", написанная Масао Кога, получила гран-при на конкурсе Japan Record Award 1965 . Масару Мацуяма также дебютировал в 1965 году, но не смог добиться коммерческого успеха и сменил сценическое имя на Hiroshi Itsuki в 1971 году.

Mina Aoe появилась с синглом K "kotsu no Blues "(恍惚 の ブ ル ー ス, букв." Ecstasy Blues ") в 1966 году, став пионером жанра" энка- блюз ". Шиничи Мори дебютировал с синглом 1966 года" Onna no Tameiki "(女 の た め い き, букв. «Женский вздох»). Его песня 1969 года "Minatomachi Blues" (港 町 ブ ル ー ス, букв. "Port Town Blues") возглавляла чарт японских синглов Oricon в течение пяти недель и была продана тиражом более одного миллиона копий. Пришел Кейко Фудзи выпустила сингл 1969 года "Shinjuku no Onna" (新宿 の 女, букв. "Женщина в Синдзюку") в возрасте 18 лет. Термин энка, который не использовался в послевоенную эпоху, был возрожден ее выступлением.

1970-е: Сохранение популярности

Песня 1970 года Кейко Фудзи «Keiko no Yume wa Yoru Hiraku » получила награду за массовую популярность на 12-й церемонии вручения наград Japan Record Awards и главный приз первой премии Japan Music Awards. В том же году она также приняла участие в 21-м Kōhaku Uta Gassen с песней. Ее альбом 1970 года Shinjuku no Onna / 'Enka no Hoshi' Fuji Keiko no Subete (新宿 の 女 / "演 歌 の 星" 藤 圭子 の す べ て, Woman in Shinjuku / 'Star of Enka' All of Keiko Fuji) установил рекорд подряд номер один, возглавляющий чарты Oricon в течение 20 "последовательных" недель. Это рекорд, который все еще стоит.

После начала чарта Oricon в 1968 году самая продаваемая энка - Широ Мия и «Онна но Мичи » 1972 года. Песня возглавляла японский чарт синглов Oricon в течение 16 недель подряд и была продана тиражом более 3,25 миллиона копий, став вторым самым продаваемым синглом в Японии после "Oyoge! Taiyaki-kun ".

Песня Хироши Ицуки "Yozora" выиграла главный приз на 15-й церемонии вручения наград Japan Record Awards в 1973 году. Шиничи Мори выпустил сингл "Erimo Misaki" ? в 1974 году. Хотя песня была написана музыкантом, не являющимся энка Такуро Ёсида, «Эримо Мисаки» выиграла главный при 16th Japan Record Awards в том же году.. Песня Харуми Мияко «Кита но Ядо кара "?также выиграла Гран-при на 18-й церемонии вручения премии Japan Record Awards в 1976 году. Новые певцы энка, дебютировавшие в 70-е годы, в том числе Саюри Исикава и Такаши Хосокава, которые были учениками Мичия Михаси.

Масао Кога умер в 1978 году после Карьера сочинения около 5000 песен. Тору Фунамура стал самозанятым в 1978 году, начав выступления и вернувшись на исходное положение ? для своего старого друга Кимио Такано. Кейко Фудзи объявила о своем уходе в 1979 году и ушла в Соединенные Штаты, где, как ни странно, в 2006 году 400 000 долларов, которые она несла наличными, были конфискованы Управлением по борьбе с наркотиками. Она отрицала какие-либо нарушения, и в 2008 году с нее сняли все обвинения, а деньги вернули ей.

>Гран-при на 24th Japan Record Awards в 1982 году. В следующем году он перепел песню Наоми Чиаки "Yagiri no Watashi". Он также получил гран-при на после Japan Record Awards. Общий объем продаж работ Мичия Михаши в 1983 году превысил 100 миллионов записей, что сделало его первым художником, добившимся этого в Японии.

11 июня 1986 года член кумир группа Onyanko Club, выпустила сингл энка «Ajisai Bashi», написанный Ясуси Акимото. Сингл дебютировал под номером 1 в еженедельном чарте синглов Oricon. Сингл Ikuzo Yoshi 1986 года "Yukiguni" стал 300-м синглом номер один Oricon в 1987 году.

Другие новые певцы enka примерно в то время были Фуюми Сакамото и Аяко Фудзи. Хибари Мисора, в возрасте 50 лет, выпустил сингл "Midaregami" 10 декабря 1987 года. "Midaregami" занял 9-е место в недельных чартах Oricon. Ясуси Акимото написала текст своего сингла 1989 года "Kawa no Nagare no Y ni ". Однако она умерла в 1989 году, и диапазон энка расширился до жанра кайокёку, в то время как жанр кайокёку исчез.

1990-е годы: упадок

Хатиро Касуга умер в 1991 году. Традиционные темы энка перестали цениться молодыми японцами, и музыка в западном стиле J-pop стала более популярной, продажи энка снизились. Однако у этого жанра все же было много приверженцев. Помимо телепрограмм, энка можно было услышать во многих ресторанах, питейных заведениях, караоке, барах и кафе. С другой стороны, «яркий» певец энка Ёсими Тендо, которого игнорировали, когда были популярны «темные» песни энка, такие как песня Кейко Фудзи «Keiko no Yume wa Yoru Hiraku», принял участие в Kōhaku Uta Gassen впервые в 1993 году. Другие новые исполнители энка, такие как Тошими Тагава и Фуюми Сакамото, также появлялись в телепрограммах, которые поддерживали энка. Тайваньская дива Тереза ​​Тэн также пела на японском языке и исполняла песни энка с 70-х до своей смерти в 1995 году в возрасте 42 лет.

2000-е: Музыкальная гибридность

Энка. Однако популярность среди молодых японцев возросла в первое десятилетие 21 века. Киёси Хикава дебютировал на Nippon Columbia в 2000 году с синглом «Hakone Hachiri no Hanjirō», который стал хитом. Ранние сольные релизы тогдашнего Morning Musume участника Юко Накадзавы также были энка. Напротив, Нана Мизуки, которая выучила энка в детстве, стала актрисой озвучивания, а также появилась в качестве певицы на King Records в 2000 году.

25 августа, 2004, Johnny Associates 'группа Kanjani Eight дебютировала с ограниченным в Кансай релизом "Naniwa Iroha Bushi" под Teichiku Records. Песня была основана на «Кавачи ондо » и содержала рэп. Песня стала хитом и достигла 8-го места в недельном чарте синглов Oricon только благодаря продажам на Кансай. Затем, 22 сентября 2004 года, "Naniwa Iroha Bushi" был выпущен по всей стране и повторно дебютировал в еженедельных чартах синглов Oricon, заняв первое место, став первым синглом энка, который достиг первого места за семнадцать лет с тех пор, как <59.>Сингл Юджиро Исихара "Kita no Tabibito" 1987 года, согласно Oricon.

Hikawa также выпустила сингл "Hatsukoi Ressha" 9 февраля 2005 года, который дебютировал на позиции №1 в чартах Oricon, и стал первым синглом Hikawa, занявшим первое место в недельных чартах Oricon. Пожилая певица Джунко Акимото также дебютировала на King Records, выпустив свой первый сингл "Madison-gun no Koi" 21 июля 2005 года. Однако ? ее музыкальный стиль был кайокёку 70-х.

Ветеран певца энка Хироши Ицуки в свои 58 лет выпустил сингл «Takasebune» 19 апреля 2006 года, став его первым синглом в десятке лучших за 22 года после выхода «Nagaragawa Enka» 1984 года. Он дебютировал на девятом месте в чарте Oricon.

Песня Хикавы "Ikken" выиграла гран-при 48th Japan Record Awards 30 декабря 2006 года. Kanjani Eight был переведен поп / рок-лейблу Imperial Records, суб-лейблу Teichiku Records в 2007 году. В том же году суперзвезда 80-х Акина Накамори выразила свое уважение музыке энка, выпустив альбом - полный легких энка-песен.

Джунко Акимото выпустила сингл «Ai no Mama de…» 23 января 2008 года, достигнув вершины еженедельного чарта синглов Oricon в январе 2009 года, что сделало ее в возрасте 61 года самой старой сольной певицей. на вершину хит-парадов. В том же году Hikawa выпустила два последовательных сингла, занявших первое место - «Rykyoku Ichidai» и «Tokimeki no Rumba» - в еженедельных чартах Oricon. Песня Фуюми Сакамото 2009 года "Asia no Kaizoku", написанная автором, была песней энка с рок-музыкой. Сакамото сказал: «Если Аюми поет эту песню, это рок-песня. Однако если я спою ее, это будет песня энка».

2010-е годы

1 января 2010 г., 73- летний Sabur Kitajima выпустил сингл "Fūfu Issh" (夫婦 一生, букв. "Пара на всю жизнь"), заняв 10-е место в еженедельных чартах Oricon, что сделало его первым сольным артистом, попасть в десятку лучших в свои 70 лет. После того, как Фуюми Сакамото появилась в телепрограмме Масахиро Накаи Nakai Masahiro no Kinyōbi no Sumatachi e 19 марта 2010 года, ее двойной сингл A-side "Mata Kimi ni Koi Shiteru / Asia no Kaizoku »впервые попал в топ-10, заняв 9-е место в чарте Oricon. Этот сингл стал ее первым синглом в десятке лучших за 21 год с тех пор, как "Otoko no Jōwa" вошел в десятку лучших в чартах Oricon в 1989 году.

Международная популярность

Энка имела популярность сильное влияние на музыку Тайваня, который когда-то был японской колонией. Первым неяпонским певцом энка был Сарбджит Сингх Чадха из Индии. Его альбом enka был выпущен в 1975 году и имел успех в Японии, продав 150 000 копий. Через несколько лет он вернулся в Индию, но вернулся в Японию в 2008 году.

В 2002 году стал первым филиппинским певцом энка, отправившись с ней в Японию синглы "Shiawase ni Naroo", "Nagai Aida" и многие другие.

В Соединенных Штатах, хотя энка остается популярной среди части (обычно пожилого) японо-американского населения, у энка много поклонников среди неяпонцев. В стране действуют несколько оркестров энка и исполнителей, таких как San Jose Chidori Band, который иногда летом выступает на O-Bon фестивалях.

См. Также
Сноски
Ссылки
Дополнительная литература

Яно, Кристина Р. Слезы тоски: Ностальгия и нация в японской популярной песне. Азиатский центр Гарвардского университета: 2003.

Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-19 11:09:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте