Сякухати

редактировать
Японская флейта с выдувным концом
Сякухати
Shakuhachi-2.png Флейта сякухати школы Тодзан с выступом вверх.. Слева: вверху вид, четыре отверстия.. Справа: вид снизу, пятое отверстие.
Духовые духовые инструменты
Классификация деревянные духовые
Классификация Хорнбостела – Сакса 421.111.12. (Открытый одинарный конец- выдувная флейта с отверстиями для пальцев)
Разработан7 век нашей эры

сякухати (японский : 尺八 、 し ゃ く ち, произносится ) (китайский : 尺八; пиньинь : chǐbā) - это японская и древнекитайская продольная, выдувная флейта, то есть изготовлен из бамбука.

Первоначально он был завезен из Китая в Японию в VII веке и достиг своего пика в период Эдо (17–18 века). Самая старая сякухати в Японии в настоящее время хранится в Сёсо-ин, Нара. Сякухати, появившаяся в Японии, много раз меняла свою форму и масштаб после этого, а настоящая сякухати была завершена в период Эдо в 17 веке. Сякухати традиционно изготавливается из бамбука, но теперь существуют версии из ABS и твердых пород дерева. Он использовался монахами Фукэ Дзэн из Дзэн Буддизм в практике суйдзэн (吹禅, медитации на дутье).

Инструмент настроен на минорную пентатонику.

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 История
  • 3 Акустика
  • 4 Известные исполнители
  • 5 Записи
  • 6 В киноиндустрии
  • 7 Западная современная музыка
  • 8 Джаз
    • 8.1 Синтезированная сякухати
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

Обзор

Имя сякухати означает «1,8 сяку », что связано с его размером. Это соединение двух слов:

  1. сяку ( ) - архаическая единица длины, равная 30,3 сантиметрам (0,994 английских фут ) и разделенная на десять частей.
  2. хати ( ) означает «восемь», здесь восемь сун, или десятые части сяку.

Таким образом, «сяку-хати» означает «один сяку восемь сун »(54,54 см), стандартная длина сякухати. Длина других сякухати варьируется от 1,3 до 3,6 сяку. Хотя размеры различаются, все они по-прежнему называются «сякухати».

Сякухати со своей школой Кинко утагути (歌 口, выдувной край) и инкрустацией Миоан-дзи аппликатура сякухати и обозначения

Сякухати обычно сделаны из корня мадакэ (真 竹) (Phyllostachys bambusoides ) бамбук стебель и являются чрезвычайно универсальными инструментами. Профессиональные музыканты могут воспроизводить практически любую высоту звука на инструменте и исполнять широкий репертуар оригинальной музыки Zen, ансамблевой музыки с koto, biwa и сямисэн, народная музыка, джаз и другие современные произведения.

Большая часть тонкости сякухати (и навыков игрока) заключается в ее богатой цветовой гамме и возможности ее вариаций. Различные аппликатуры, амбушюры и количество мери / кари могут давать ноты одинаковой высоты, но с тонкими или драматическими различиями в окраске тона. Отверстия могут быть частично закрыты (1/3 закрыты, 1/2, 2/3 и т. Д.), А шаг может изменяться незначительно или существенно путем изменения угла выдувания. Пьесы Honkyoku (本 ​​曲) в значительной степени полагаются на этот аспект инструмента, чтобы усилить их тонкость и глубину.

В отличие от записывающего устройства, где игрок дует в воздуховод - узкий воздуховод над блоком, который называется «fipple » - и, таким образом, имеет ограниченный контроль высоты тона., исполнитель на сякухати дует как удар по крышке пустой бутылки (хотя у сякухати есть острый край, по которому можно ударить, это называется утагути) и, следовательно, имеет существенный контроль высоты звука. Пять отверстий для пальцев настроены на минорную пентатонику без полутонов, но с использованием техник, называемых мери メ リ и кари カ リ, в которых угол выдувания регулируется для изменения высоты звука. вниз и вверх, соответственно, в сочетании с регулировкой амбушюром и приемами аппликатуры, игрок может изменять каждую высоту звука на целый тон или более. Шаги также можно уменьшить, закрасив (казаси カ ザ シ) или частично закрыв отверстия для пальцев. Поскольку большинство звуков может быть достигнуто с помощью нескольких различных техник аппликатуры или дутья на сякухати, тембр каждой возможности принимается во внимание при сочинении или игре, поэтому используются разные названия для написания нот с одинаковой высотой тона, которые различаются. по тембру. Сякухати имеет диапазон из двух полных октав (нижняя называется otsu 乙 / 呂, верхняя - kan 甲) и частичной третьей октавы (dai-kan 大甲), хотя опытные игроки могут воспроизводить ноты до E7 (2637,02 Гц). на сякухати 1,8. Различные октавы создаются с использованием тонких вариаций дыхания, положения пальцев и амбушюра.

Пример обозначения хонкёку первые две строки Kumoijishi 雲 井 獅子. рукописная запись Курахаси Ёдо 倉橋 容 堂

В традиционном репертуаре сякухати вместо языка для артикуляции, как у многих западных духовых инструментов, пробивая дыры (oshi 押 し / osu オ ス) очень быстро используется движение, и каждая нота имеет соответствующие повторяющиеся аппликатуры, например для повторения C5 (リ) используется пятая дырка (тональная дырка D5).

Сякухати 1,8 производит D4 (D выше среднего C, 293,66 Гц) в качестве своей основной ноты - самой низкой ноты, которую она воспроизводит всеми пятью пальцами. отверстия прикрыты, и нормальный угол обдува. Напротив, сякухати 2,4 имеет основную частоту A3 (A ниже среднего C, 220 Гц). По мере увеличения длины расстояние между отверстиями для пальцев также увеличивается, растягивая пальцы и технику. Более длинные флейты часто имеют смещенные отверстия для пальцев, а очень длинные флейты почти всегда изготавливаются по индивидуальному заказу для индивидуальных игроков. Некоторые хонкёку, в частности хонкёку школы Незасаха (Кимпу-рю), предназначены для игры на этих более длинных флейтах.

В связи с необходимыми навыками, затраченным временем и диапазоном качества материалов для изготовления бамбуковой сякухати, можно рассчитывать заплатить от долларов США до 8000 долларов США за новую или использовала флейту. Поскольку каждый кусок бамбука уникален, сякухати не может производиться серийно, и мастера должны потратить много времени на поиск правильной формы и длины бамбука, отверждение его в течение более или менее десяти лет в контролируемой среде, а затем приступить к формированию отверстия для почти год использую пасту Ji 地 - много слоев смеси, включая порошок тоноко (砥 の 粉) и сешиме, и покрытый лаком уруши - для каждой отдельной флейты для достижения правильной высоты звука и тональности всех нот. Образцы чрезвычайно высокого качества, с ценными вставками или имеющие историческое значение могут стоить 20 000 долларов США и более. Пластиковые или ПВХ сякухати имеют некоторые преимущества перед своими традиционными бамбуковыми аналогами: они легкие, чрезвычайно прочные, почти непроницаемые для тепла и холода и обычно стоят менее 100 долларов США. Также доступны сякухати из дерева, которые обычно стоят меньше, чем бамбук, но больше, чем синтетические материалы. Однако почти все музыканты предпочитают бамбук, ссылаясь на его тональные качества, эстетику и традиции.

История

Эскиз комусо (справа), играющий на сякухати

Сякухати, заимствованный из китайской бамбуковой флейты. Бамбуковая флейта впервые пришла в Японию из Китая в 7 веке. Сякухати выглядит как китайский инструмент Сяо, но сильно отличается от него.

В средневековый период сякухати были наиболее известны своей ролью в секте Фукэ дзэн-буддийских монахов, известной как комусо («жрецы небытия» или «монахи пустоты» 虚無 僧), которые использовали сякухати как духовный инструмент. Их песни (так называемые «хонкёку ») были рассчитаны в соответствии с дыханием игроков и считались медитацией (суйдзэн) в той же степени, что и музыка.

Путешествие по Японии было ограничено сёгунат в это время, но секте Фуке удалось добиться освобождения от сёгуна, поскольку их духовная практика требовала от них переходить с места на место, играя на сякухати и прося милостыню (одна известная песня отражает эту нищенскую традицию " Хи фу ми, хачи гаеши »,« Раз, два, три, передай чашу для подаяний », 一 二三 鉢 返 の 調). Они убедили сёгунов дать им «исключительные права» играть на этом инструменте. В свою очередь, некоторым требовалось шпионить в пользу сёгуната, и Сёгун также послал нескольких своих шпионов в облике монахов Фуке. Это было облегчено благодаря плетеным корзинам (tengai 天 Fu), которые Фуке носили на головах, как символ их отрыва от мира.

В ответ на эти события несколько особенно сложных пьес хонкёку, например, «Дальний зов оленя» (Shika no tone 鹿 の 遠 音), стали широко известны как «тесты»: если вы могли их сыграть, вы были настоящий Фуке. В противном случае вы, вероятно, были шпионом и вполне могли быть убиты, если окажетесь на недружественной территории.

Исполнитель, играющий на сякухати на 60-м фестивале Химэдзи осиро, 2009

С Реставрацией Мэйдзи, начавшейся в 1868 году, сёгунат был упразднен, как и Фукэ, чтобы помочь выявить и устранить ополченцев сёгуна. Сама игра на сякухати была официально запрещена на несколько лет. Народные традиции, не относящиеся к фукэ, не сильно пострадали от этого, поскольку мелодии можно было так же легко сыграть на другом пентатоническом инструменте. Тем не менее, репертуар хонкёку был известен исключительно секте Фукэ и передавался путем повторения и практики, и большая часть его была потеряна, как и многие важные документы.

Когда правительство Мэйдзи снова разрешило играть на сякухати, это было только в качестве инструмента, сопровождающего кото, сямисэн и т. Д. Только позже хонкёку было разрешено играть публично как сольные пьесы.

На сякухати традиционно играют почти исключительно мужчины в Японии, хотя эта ситуация быстро меняется. Многие учителя традиционной музыки сякухати указывают, что большинство их учеников - женщины. В 2004 году на фестивале Big Apple Shakuhachi в Нью-Йорке состоялся первый в истории концерт женщин-мастеров сякухати со всего мира. Этот фестиваль был организован и продюсирован Ронни Ньогецу Рейшин Селдин, который был первым штатным мастером сякухати, который преподавал в Западном полушарии. Нёгецу также имеет 2 лицензии Дай Шихан (Великий Мастер) и руководит KiSuiAn, крупнейшим и наиболее активным Сякухати Додзё за пределами Японии, с 1975 года.

Первым неяпонцем, который стал мастером сякухати, стал американец. -Австралиец Райли Ли. Ли отвечал за Всемирный фестиваль сякухати, который проводился в Сиднее, Австралия с 5 по 8 июля 2008 года на базе Сиднейской консерватории. Райли Ли сыграла сякухати в «Мантрах рассвета», сочиненных Россом Эдвардсом специально для выступления «Рассвет», которое проходило на парусах Сиднейского оперного театра на рассвете 1 января 2000 года и транслировалось по всему миру.

Акустика

сякухати создает гармонический спектр, который содержит основную частоту вместе с четными и нечетными гармониками и небольшим шумом. Пять тональных отверстий позволяют музыкантам играть ноты D-F-G-A-C-D. Перекрестные (или вилочные) аппликатуры, полуприкрывающие звуковые отверстия и дуновение мери / кари вызывают повышение резкости звука, называемое интонационной аномалией. В частности, вторая и третья гармоники демонстрируют хорошо известный тембр сякухати. Несмотря на то, что геометрия сякухати относительно проста, звуковое излучение сякухати довольно сложно. Звук, исходящий из нескольких отверстий, и естественная асимметрия бамбука создают индивидуальный спектр в каждом направлении. Этот спектр зависит от частоты и техники игры.

Известные игроки

Международное общество сякухати ведет каталог известных профессиональных, любительских и обучающих сякухати исполнителей.

Записи

Сика нет Tne Запись хонкёку

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Основные жанры сякухати:

  • хонкёку (традиционное, соло)
  • санкёку (ансамбль, с кото и сямисэн)
  • синкёку (новая музыка, написанная для сякухати и кото, обычно композиции пост- эпохи Мэйдзи под влиянием западной музыки)

Доступны записи в каждой из этих категорий; однако больше альбомов каталогизировано в категориях, выходящих за рамки традиционной области. Начиная с 2018 года, сякухати-исполнители продолжают выпускать записи в различных традиционных и современных стилях.

Первая запись сякухати появилась в Соединенных Штатах в конце 1960-х годов. Горо Ямагути записал A Bell Ringing in the Empty Sky для Nonesuch Explorer Records на LP, альбом, получивший признание Rolling Stone во время его выпуска. Одной из пьес, представленных в пластинке Ямагути, была «Sokaku Reibo», также называемая «Tsuru No Sugomori» («Внедрение крана»). НАСА позже решило включить этот трек как часть Golden Record на борту космического корабля Voyager.

В киноиндустрии

сякухати часто используются в музыкальных произведениях современных фильмов, например, Джеймса Хорнера. К фильмам, в которых он широко используется, относятся: части «Ребенка каратэ» II и III Билла Конти, Легенды осени и Храброе сердце от Джеймса Хорнера, Парк Юрского периода и его продолжения от Джона Уильямса и Дона Дэвиса и Последний самурай Ханс Циммер и Воспоминания гейши Джон Уильямс.

Известный японский композитор в жанрах классической музыки и музыки для кино Тору Такемицу Написал много пьес для сякухати и оркестра, в том числе свои известные Celeste, Autumn и November Steps.

Западная современная музыка

Австралийский мастер и композитор сякухати Джим Франклин написал впечатляющее количество сочинений для сякухати соло, включая электронику. После обширных исследований и консультаций с виртуозом Йошиказу Ивамото, британский композитор Джон Палмер довел виртуозность инструмента до предела, включив в Koan (1999, 1999) широкий спектр расширенных техник. для сякухати и ансамбля). В композиции Карло Форливеси для сякухати и гитары Ugetsu (雨 月) «Техника исполнения представляет заметные трудности в нескольких совершенно новых ситуациях: смелое движение« расширения »соответствующих традиций двух инструментов. порой доведены до пределов возможного, цель - добиться того, чтобы сякухати и гитара играли на одном уровне и с виртуозностью (два инструмента, которые так непохожи в культурном и акустическом отношении), тем самым увеличивая диапазон выразительности, фактура диалога, гармоническое измерение и тон-цвет ». Музыкант из Нью-Йорка Джеймс Нёраку Шлефер играет, преподает и сочиняет для сякухати.

Джаз

Брайан Ричи из Violent Femmes сформировал Джаз квинтет в 2002 году под названием The N.Y.C. Shakuhachi Club. Они играют авангардно-джазовые версии традиционных американских народных и блюзовых песен с сякухати Ричи, играющей в центре внимания. В 2004 году они выпустили свой дебютный альбом на Weed Records.

Synthesized shakuhachi

Звук сякухати также время от времени используется в электронике, поп- и рок-музыке, особенно после того, как она обычно продается как «предустановленный» инструмент на различных синтезаторах и клавишных с 1980-х годов. Вот список хорошо известных треков, где можно услышать звук эмулированной или сэмплированной сякухати:

ГодИсполнитель или группаАльбомПесня, диапазон, примечания
1982Duran Duran Рио "Спасите молитву "[полный текст]
1983Осаму Китадзима Лицом к лицу«Следы 2,3,5,7,9» [Tacoma Records TAK-7107]
1985Tangerine Dream Le Parc «Йеллоустонский парк» [0: 00–0: 05, 2: 23–2: 50]
1985Мандариновый сон Легенда OST "Открытие" [0: 00–0: 30]
1985Мандариновый сон Легенда OST "Unicorn Theme" [0: 00–0: 10]
1985Dire Straits Brothers in Arms «Поездка через реку» [0: 00–0: 06 ]
1985Echo the Bunnymen Песни для изучения и пения "Bring On the Dancing Horses "[0: 45–0: 53 и в каждом последующем припеве]
1985Ван Чун Жить и умереть в Лос-Анджелесе (OST) «Проснись, хватит мечтать» [??? - ???]
1985Слезы страха Head Over Heels (single) "When in Love with Слепой "(сторона b) [0: 44–0: 54, 1: 32–1: 36, 1: 45–1: 56]
1985Ох, любовь моя«О, любовь моя» [0: 45–0: 56,1: 57-2: 02,3: 10-3: 22,4: 40-5: 12]
1986Альфа Блонди Иерусалим"Иерусалим" [0: 00–0: 13]
1986Erste Allgemeine Verunsicherung Geld oder Leben! "Fata Morgana" [0 : 02–0: 09]
1986Shriekback Oil and Gold"Coelocanth" [целая песня]
1986Coil Horse Rotorvator «Первые пять минут после смерти» [1: 15–1: 45, 2: 38–3: 38, 4: 30 – конец], болезненная сякухати.
1986Питер Гэбриэл So "Кувалда "[0: 00–0: 16, 3: 16–3: 34]
1986Плохие парни Синий Вернись и Пребывание«Вернись и останься» [0: 19–0: 31]
1987Катушка Золото - металл «Первые пять минут после насильственной смерти» [ 0: 30–1: 30, 2: 45–3: 45 и т. Д., Болезненная сякухати.
1987Катушка Неестественная история III «Музыка для рекламы»: Ликер [0:41 –1: 26] Природный газ [03: 15–04: 00]
1987Роджер Уотерс Radio KAOS «Я или Он» [0: 09–0: 22, 1:27 –1: 35, 2: 06–2: 20 и т. Д.]
1987Раш Удержи огонь «Тай Шань»
1988И деревья Годы Мельничного пруда«Человек из песчаника» [0: 33–0: 39, 3: 25–4: 36]
1988Вангелис Direct«Воля ветра» [1: 02–1: 53, 2: 22–3: 13]
1988Шаде Сильнее гордости «Любовь сильнее гордости» [0 : 28–0: 33, 2: 08–2: 14, 2: 28–2: 33, 3: 08–3: 30 и т. Д.]
1988Маршалл Джефферсон Открой нам глаза «Открой наши глаза» [0:12 и далее]
1 989The Sugarcubes. (Бывшая группа Бьорка )Здесь сегодня, завтра на следующей неделе! «Насос» [2: 06–2: 22]
1990Enigma MCMXC и "Sadeness (Принципы похоти, часть 1) "[1: 14–1: 54, 2: 56–3: 16]
1990Enigma MCMXC и «Стук в запретные двери» [1:13 и повсюду]
1991по григорианскому языку Sadisfaction «Так грустно» [0: 18–0: 40, 1:04 –1: 14, 1: 38–1: 48, 2: 12–2: 22]
1991Клаус Шульце Beyond Recall «Воздушные авиалинии» [0: 00–0: 05, 0: 15–0: 20, 0: 40–0: 50, 1: 00–1: 05 и т. Д.]
1992LTJ Bukem Тема Демона / Пара битов«Тема демона» [3: 47–4: 38, 6: 52–7: 10]
1992Snap! Exterminate!«Exterminate! Feat. Никки Харрис "[2: 20–2: 52 и т. Д.]
1993Дэйв Брубек Поздняя ночь Брубек« Песня Кото »[4: 30–9: 50] - Имитация флейты Бобби Милителло
1993Непослушный по природе 19 Непослушный III«Hip Hop Hooray» [0: 02–0: 08]
1993Future Sound of London Cascade "Cascade 1" [2: 05–6: 25] + "Cascade 6" [1: 40–2: 15], треки открытия / закрытия
1994Future Sound of London Lifeforms «Маленький брат» [4: 00–5: 13 (конец)], более близкий трек
1994Клаус Шульце as. Ричард Ванфрид Трансляция«Конец - когда-нибудь» [2: 17–2: 36]
1994Пол Хардкасл Хардкасл"Lazy Days" [0: 00–0: 10]
1994Первобытный художник«Orgon Akkumulator» [повсюду]
1995Майкл Болтон Greatest Hits (1985-1995) «Могу я прикоснуться к тебе... там?» [0: 00–0: 04, 3: 26–3: 50, 4: 24–5: 07]
1995Реактор Джуно По ту сторону Бесконечности "Самурай" [разбросаны повсюду]
1995Фарсайд Лабкабин калифорния "Эй, ты" [повсюду]
1995Force Styles Довольно зеленые глаза"Довольно зеленые глаза" [01: 26–1: 45,05: 20 -05: 50]
1995Грег Адамс Скрытая повестка дня"Бирма-Роуд" [0:40 и далее]
1995Эния Память о Деревья "China Roses "," Tea-House Moon "
1996Тошио Иваи SimTunes Пайпер, синий" жук "доступен голос, низкий C 3 - C5
1998Симфония X Сумерки на Олимпе «Снежная леди» [0: 00–0: 26]
2000Космонова Открой мир«Открой мир» [основная мелодия]
2000Лети на крыльях любви «Лети на крыльях любви» [0: 08–0: 17]
2001Incubus Morning View «Водная передача» и «Круги»
2003Linkin Park Meteora «Никто не слушает»
2004Air Talkie Walkie "Cherry Blossom Girl "
2004Осенние слезы Затмение «На расстоянии» [0: 32–0: 56, 1: 19–2: 15, 2 : 37–3: 04, 3: 47–4: 15]
2010«Голубь Андремо ? " [0: 31–1: 21]
2011Dj Dean встречает БарбаресDouble Trouble«Hamburg Rulez Reloaded» [0: 44–1: 50 ]
2011Пол Хардкасл Хардкасл VI«Тропический лес / Что происходит» [4: 23–4: 32]
2011«Ритуал», «Харакири» "," Самурайский металл "
2011Magnetron" Magnetron (Simoncino Protho Remix) "
2012" Night Music "
2012Флора«Пусть ваши ноги (сделают работу)»
2013«Soli (e) tude»
2015Форт-Ромо Саку«Саку»

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Генри Джонсон, сякухати: корни и маршруты, Амстердам, Брилл, 2014 (ISBN 978-90-04-24339-2 )
  • Ивамото Ёсиказу, Потенциал сякухати в современной музыке, «Contemporary Music Review», 8/2, 1994, стр. 5–44
  • Цукитани Цунеко, Сякухати и ее музыка, в Элисон МакКуин Токита, Дэвид В. Хьюз (под редакцией), The Ashgate Research Companion to Japanese Music 7, Aldershot, Ashgate, 2008, стр. 145–168
  • Райли Ли (1992). «Тоска по колоколу; исследование передачи в традиции сякухати хонкёку », диссертация, Сиднейский университет
  • Сеяма Туру, Реконтекстуализация сякухати (Сякухати) и ее музыки от традиционного / классического к современному / популярному, «мир музыки», 40/2, 1998, стр. 69–84

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с сякухати.
Последняя правка сделана 2021-06-08 03:08:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте