Флейта сякухати школы Тодзан с выступом вверх.. Слева: вверху вид, четыре отверстия.. Справа: вид снизу, пятое отверстие. | |
Духовые духовые инструменты | |
---|---|
Классификация | деревянные духовые |
Классификация Хорнбостела – Сакса | 421.111.12. (Открытый одинарный конец- выдувная флейта с отверстиями для пальцев) |
Разработан | 7 век нашей эры |
сякухати (японский : 尺八 、 し ゃ く ち, произносится ) (китайский : 尺八; пиньинь : chǐbā) - это японская и древнекитайская продольная, выдувная флейта, то есть изготовлен из бамбука.
Первоначально он был завезен из Китая в Японию в VII веке и достиг своего пика в период Эдо (17–18 века). Самая старая сякухати в Японии в настоящее время хранится в Сёсо-ин, Нара. Сякухати, появившаяся в Японии, много раз меняла свою форму и масштаб после этого, а настоящая сякухати была завершена в период Эдо в 17 веке. Сякухати традиционно изготавливается из бамбука, но теперь существуют версии из ABS и твердых пород дерева. Он использовался монахами Фукэ Дзэн из Дзэн Буддизм в практике суйдзэн (吹禅, медитации на дутье).
Инструмент настроен на минорную пентатонику.
Имя сякухати означает «1,8 сяку », что связано с его размером. Это соединение двух слов:
Таким образом, «сяку-хати» означает «один сяку восемь сун »(54,54 см), стандартная длина сякухати. Длина других сякухати варьируется от 1,3 до 3,6 сяку. Хотя размеры различаются, все они по-прежнему называются «сякухати».
Сякухати со своей школой Кинко утагути (歌 口, выдувной край) и инкрустацией Миоан-дзи аппликатура сякухати и обозначенияСякухати обычно сделаны из корня мадакэ (真 竹) (Phyllostachys bambusoides ) бамбук стебель и являются чрезвычайно универсальными инструментами. Профессиональные музыканты могут воспроизводить практически любую высоту звука на инструменте и исполнять широкий репертуар оригинальной музыки Zen, ансамблевой музыки с koto, biwa и сямисэн, народная музыка, джаз и другие современные произведения.
Большая часть тонкости сякухати (и навыков игрока) заключается в ее богатой цветовой гамме и возможности ее вариаций. Различные аппликатуры, амбушюры и количество мери / кари могут давать ноты одинаковой высоты, но с тонкими или драматическими различиями в окраске тона. Отверстия могут быть частично закрыты (1/3 закрыты, 1/2, 2/3 и т. Д.), А шаг может изменяться незначительно или существенно путем изменения угла выдувания. Пьесы Honkyoku (本 曲) в значительной степени полагаются на этот аспект инструмента, чтобы усилить их тонкость и глубину.
В отличие от записывающего устройства, где игрок дует в воздуховод - узкий воздуховод над блоком, который называется «fipple » - и, таким образом, имеет ограниченный контроль высоты тона., исполнитель на сякухати дует как удар по крышке пустой бутылки (хотя у сякухати есть острый край, по которому можно ударить, это называется утагути) и, следовательно, имеет существенный контроль высоты звука. Пять отверстий для пальцев настроены на минорную пентатонику без полутонов, но с использованием техник, называемых мери メ リ и кари カ リ, в которых угол выдувания регулируется для изменения высоты звука. вниз и вверх, соответственно, в сочетании с регулировкой амбушюром и приемами аппликатуры, игрок может изменять каждую высоту звука на целый тон или более. Шаги также можно уменьшить, закрасив (казаси カ ザ シ) или частично закрыв отверстия для пальцев. Поскольку большинство звуков может быть достигнуто с помощью нескольких различных техник аппликатуры или дутья на сякухати, тембр каждой возможности принимается во внимание при сочинении или игре, поэтому используются разные названия для написания нот с одинаковой высотой тона, которые различаются. по тембру. Сякухати имеет диапазон из двух полных октав (нижняя называется otsu 乙 / 呂, верхняя - kan 甲) и частичной третьей октавы (dai-kan 大甲), хотя опытные игроки могут воспроизводить ноты до E7 (2637,02 Гц). на сякухати 1,8. Различные октавы создаются с использованием тонких вариаций дыхания, положения пальцев и амбушюра.
Пример обозначения хонкёку первые две строки Kumoijishi 雲 井 獅子. рукописная запись Курахаси Ёдо 倉橋 容 堂В традиционном репертуаре сякухати вместо языка для артикуляции, как у многих западных духовых инструментов, пробивая дыры (oshi 押 し / osu オ ス) очень быстро используется движение, и каждая нота имеет соответствующие повторяющиеся аппликатуры, например для повторения C5 (リ) используется пятая дырка (тональная дырка D5).
Сякухати 1,8 производит D4 (D выше среднего C, 293,66 Гц) в качестве своей основной ноты - самой низкой ноты, которую она воспроизводит всеми пятью пальцами. отверстия прикрыты, и нормальный угол обдува. Напротив, сякухати 2,4 имеет основную частоту A3 (A ниже среднего C, 220 Гц). По мере увеличения длины расстояние между отверстиями для пальцев также увеличивается, растягивая пальцы и технику. Более длинные флейты часто имеют смещенные отверстия для пальцев, а очень длинные флейты почти всегда изготавливаются по индивидуальному заказу для индивидуальных игроков. Некоторые хонкёку, в частности хонкёку школы Незасаха (Кимпу-рю), предназначены для игры на этих более длинных флейтах.
В связи с необходимыми навыками, затраченным временем и диапазоном качества материалов для изготовления бамбуковой сякухати, можно рассчитывать заплатить от долларов США до 8000 долларов США за новую или использовала флейту. Поскольку каждый кусок бамбука уникален, сякухати не может производиться серийно, и мастера должны потратить много времени на поиск правильной формы и длины бамбука, отверждение его в течение более или менее десяти лет в контролируемой среде, а затем приступить к формированию отверстия для почти год использую пасту Ji 地 - много слоев смеси, включая порошок тоноко (砥 の 粉) и сешиме, и покрытый лаком уруши - для каждой отдельной флейты для достижения правильной высоты звука и тональности всех нот. Образцы чрезвычайно высокого качества, с ценными вставками или имеющие историческое значение могут стоить 20 000 долларов США и более. Пластиковые или ПВХ сякухати имеют некоторые преимущества перед своими традиционными бамбуковыми аналогами: они легкие, чрезвычайно прочные, почти непроницаемые для тепла и холода и обычно стоят менее 100 долларов США. Также доступны сякухати из дерева, которые обычно стоят меньше, чем бамбук, но больше, чем синтетические материалы. Однако почти все музыканты предпочитают бамбук, ссылаясь на его тональные качества, эстетику и традиции.
Сякухати, заимствованный из китайской бамбуковой флейты. Бамбуковая флейта впервые пришла в Японию из Китая в 7 веке. Сякухати выглядит как китайский инструмент Сяо, но сильно отличается от него.
В средневековый период сякухати были наиболее известны своей ролью в секте Фукэ дзэн-буддийских монахов, известной как комусо («жрецы небытия» или «монахи пустоты» 虚無 僧), которые использовали сякухати как духовный инструмент. Их песни (так называемые «хонкёку ») были рассчитаны в соответствии с дыханием игроков и считались медитацией (суйдзэн) в той же степени, что и музыка.
Путешествие по Японии было ограничено сёгунат в это время, но секте Фуке удалось добиться освобождения от сёгуна, поскольку их духовная практика требовала от них переходить с места на место, играя на сякухати и прося милостыню (одна известная песня отражает эту нищенскую традицию " Хи фу ми, хачи гаеши »,« Раз, два, три, передай чашу для подаяний », 一 二三 鉢 返 の 調). Они убедили сёгунов дать им «исключительные права» играть на этом инструменте. В свою очередь, некоторым требовалось шпионить в пользу сёгуната, и Сёгун также послал нескольких своих шпионов в облике монахов Фуке. Это было облегчено благодаря плетеным корзинам (tengai 天 Fu), которые Фуке носили на головах, как символ их отрыва от мира.
В ответ на эти события несколько особенно сложных пьес хонкёку, например, «Дальний зов оленя» (Shika no tone 鹿 の 遠 音), стали широко известны как «тесты»: если вы могли их сыграть, вы были настоящий Фуке. В противном случае вы, вероятно, были шпионом и вполне могли быть убиты, если окажетесь на недружественной территории.
Исполнитель, играющий на сякухати на 60-м фестивале Химэдзи осиро, 2009С Реставрацией Мэйдзи, начавшейся в 1868 году, сёгунат был упразднен, как и Фукэ, чтобы помочь выявить и устранить ополченцев сёгуна. Сама игра на сякухати была официально запрещена на несколько лет. Народные традиции, не относящиеся к фукэ, не сильно пострадали от этого, поскольку мелодии можно было так же легко сыграть на другом пентатоническом инструменте. Тем не менее, репертуар хонкёку был известен исключительно секте Фукэ и передавался путем повторения и практики, и большая часть его была потеряна, как и многие важные документы.
Когда правительство Мэйдзи снова разрешило играть на сякухати, это было только в качестве инструмента, сопровождающего кото, сямисэн и т. Д. Только позже хонкёку было разрешено играть публично как сольные пьесы.
На сякухати традиционно играют почти исключительно мужчины в Японии, хотя эта ситуация быстро меняется. Многие учителя традиционной музыки сякухати указывают, что большинство их учеников - женщины. В 2004 году на фестивале Big Apple Shakuhachi в Нью-Йорке состоялся первый в истории концерт женщин-мастеров сякухати со всего мира. Этот фестиваль был организован и продюсирован Ронни Ньогецу Рейшин Селдин, который был первым штатным мастером сякухати, который преподавал в Западном полушарии. Нёгецу также имеет 2 лицензии Дай Шихан (Великий Мастер) и руководит KiSuiAn, крупнейшим и наиболее активным Сякухати Додзё за пределами Японии, с 1975 года.
Первым неяпонцем, который стал мастером сякухати, стал американец. -Австралиец Райли Ли. Ли отвечал за Всемирный фестиваль сякухати, который проводился в Сиднее, Австралия с 5 по 8 июля 2008 года на базе Сиднейской консерватории. Райли Ли сыграла сякухати в «Мантрах рассвета», сочиненных Россом Эдвардсом специально для выступления «Рассвет», которое проходило на парусах Сиднейского оперного театра на рассвете 1 января 2000 года и транслировалось по всему миру.
сякухати создает гармонический спектр, который содержит основную частоту вместе с четными и нечетными гармониками и небольшим шумом. Пять тональных отверстий позволяют музыкантам играть ноты D-F-G-A-C-D. Перекрестные (или вилочные) аппликатуры, полуприкрывающие звуковые отверстия и дуновение мери / кари вызывают повышение резкости звука, называемое интонационной аномалией. В частности, вторая и третья гармоники демонстрируют хорошо известный тембр сякухати. Несмотря на то, что геометрия сякухати относительно проста, звуковое излучение сякухати довольно сложно. Звук, исходящий из нескольких отверстий, и естественная асимметрия бамбука создают индивидуальный спектр в каждом направлении. Этот спектр зависит от частоты и техники игры.
Международное общество сякухати ведет каталог известных профессиональных, любительских и обучающих сякухати исполнителей.
Основные жанры сякухати:
Доступны записи в каждой из этих категорий; однако больше альбомов каталогизировано в категориях, выходящих за рамки традиционной области. Начиная с 2018 года, сякухати-исполнители продолжают выпускать записи в различных традиционных и современных стилях.
Первая запись сякухати появилась в Соединенных Штатах в конце 1960-х годов. Горо Ямагути записал A Bell Ringing in the Empty Sky для Nonesuch Explorer Records на LP, альбом, получивший признание Rolling Stone во время его выпуска. Одной из пьес, представленных в пластинке Ямагути, была «Sokaku Reibo», также называемая «Tsuru No Sugomori» («Внедрение крана»). НАСА позже решило включить этот трек как часть Golden Record на борту космического корабля Voyager.
сякухати часто используются в музыкальных произведениях современных фильмов, например, Джеймса Хорнера. К фильмам, в которых он широко используется, относятся: части «Ребенка каратэ» II и III Билла Конти, Легенды осени и Храброе сердце от Джеймса Хорнера, Парк Юрского периода и его продолжения от Джона Уильямса и Дона Дэвиса и Последний самурай Ханс Циммер и Воспоминания гейши Джон Уильямс.
Известный японский композитор в жанрах классической музыки и музыки для кино Тору Такемицу Написал много пьес для сякухати и оркестра, в том числе свои известные Celeste, Autumn и November Steps.
Австралийский мастер и композитор сякухати Джим Франклин написал впечатляющее количество сочинений для сякухати соло, включая электронику. После обширных исследований и консультаций с виртуозом Йошиказу Ивамото, британский композитор Джон Палмер довел виртуозность инструмента до предела, включив в Koan (1999, 1999) широкий спектр расширенных техник. для сякухати и ансамбля). В композиции Карло Форливеси для сякухати и гитары Ugetsu (雨 月) «Техника исполнения представляет заметные трудности в нескольких совершенно новых ситуациях: смелое движение« расширения »соответствующих традиций двух инструментов. порой доведены до пределов возможного, цель - добиться того, чтобы сякухати и гитара играли на одном уровне и с виртуозностью (два инструмента, которые так непохожи в культурном и акустическом отношении), тем самым увеличивая диапазон выразительности, фактура диалога, гармоническое измерение и тон-цвет ». Музыкант из Нью-Йорка Джеймс Нёраку Шлефер играет, преподает и сочиняет для сякухати.
Брайан Ричи из Violent Femmes сформировал Джаз квинтет в 2002 году под названием The N.Y.C. Shakuhachi Club. Они играют авангардно-джазовые версии традиционных американских народных и блюзовых песен с сякухати Ричи, играющей в центре внимания. В 2004 году они выпустили свой дебютный альбом на Weed Records.
Звук сякухати также время от времени используется в электронике, поп- и рок-музыке, особенно после того, как она обычно продается как «предустановленный» инструмент на различных синтезаторах и клавишных с 1980-х годов. Вот список хорошо известных треков, где можно услышать звук эмулированной или сэмплированной сякухати:
Год | Исполнитель или группа | Альбом | Песня, диапазон, примечания |
---|---|---|---|
1982 | Duran Duran | Рио | "Спасите молитву "[полный текст] |
1983 | Осаму Китадзима | Лицом к лицу | «Следы 2,3,5,7,9» [Tacoma Records TAK-7107] |
1985 | Tangerine Dream | Le Parc | «Йеллоустонский парк» [0: 00–0: 05, 2: 23–2: 50] |
1985 | Мандариновый сон | Легенда OST | "Открытие" [0: 00–0: 30] |
1985 | Мандариновый сон | Легенда OST | "Unicorn Theme" [0: 00–0: 10] |
1985 | Dire Straits | Brothers in Arms | «Поездка через реку» [0: 00–0: 06 ] |
1985 | Echo the Bunnymen | Песни для изучения и пения | "Bring On the Dancing Horses "[0: 45–0: 53 и в каждом последующем припеве] |
1985 | Ван Чун | Жить и умереть в Лос-Анджелесе (OST) | «Проснись, хватит мечтать» [??? - ???] |
1985 | Слезы страха | Head Over Heels (single) | "When in Love with Слепой "(сторона b) [0: 44–0: 54, 1: 32–1: 36, 1: 45–1: 56] |
1985 | Ох, любовь моя | «О, любовь моя» [0: 45–0: 56,1: 57-2: 02,3: 10-3: 22,4: 40-5: 12] | |
1986 | Альфа Блонди | Иерусалим | "Иерусалим" [0: 00–0: 13] |
1986 | Erste Allgemeine Verunsicherung | Geld oder Leben! | "Fata Morgana" [0 : 02–0: 09] |
1986 | Shriekback | Oil and Gold | "Coelocanth" [целая песня] |
1986 | Coil | Horse Rotorvator | «Первые пять минут после смерти» [1: 15–1: 45, 2: 38–3: 38, 4: 30 – конец], болезненная сякухати. |
1986 | Питер Гэбриэл | So | "Кувалда "[0: 00–0: 16, 3: 16–3: 34] |
1986 | Плохие парни Синий | Вернись и Пребывание | «Вернись и останься» [0: 19–0: 31] |
1987 | Катушка | Золото - металл | «Первые пять минут после насильственной смерти» [ 0: 30–1: 30, 2: 45–3: 45 и т. Д., Болезненная сякухати. |
1987 | Катушка | Неестественная история III | «Музыка для рекламы»: Ликер [0:41 –1: 26] Природный газ [03: 15–04: 00] |
1987 | Роджер Уотерс | Radio KAOS | «Я или Он» [0: 09–0: 22, 1:27 –1: 35, 2: 06–2: 20 и т. Д.] |
1987 | Раш | Удержи огонь | «Тай Шань» |
1988 | И деревья | Годы Мельничного пруда | «Человек из песчаника» [0: 33–0: 39, 3: 25–4: 36] |
1988 | Вангелис | Direct | «Воля ветра» [1: 02–1: 53, 2: 22–3: 13] |
1988 | Шаде | Сильнее гордости | «Любовь сильнее гордости» [0 : 28–0: 33, 2: 08–2: 14, 2: 28–2: 33, 3: 08–3: 30 и т. Д.] |
1988 | Маршалл Джефферсон | Открой нам глаза | «Открой наши глаза» [0:12 и далее] |
1 989 | The Sugarcubes. (Бывшая группа Бьорка ) | Здесь сегодня, завтра на следующей неделе! | «Насос» [2: 06–2: 22] |
1990 | Enigma | MCMXC и | "Sadeness (Принципы похоти, часть 1) "[1: 14–1: 54, 2: 56–3: 16] |
1990 | Enigma | MCMXC и | «Стук в запретные двери» [1:13 и повсюду] |
1991 | по григорианскому языку | Sadisfaction | «Так грустно» [0: 18–0: 40, 1:04 –1: 14, 1: 38–1: 48, 2: 12–2: 22] |
1991 | Клаус Шульце | Beyond Recall | «Воздушные авиалинии» [0: 00–0: 05, 0: 15–0: 20, 0: 40–0: 50, 1: 00–1: 05 и т. Д.] |
1992 | LTJ Bukem | Тема Демона / Пара битов | «Тема демона» [3: 47–4: 38, 6: 52–7: 10] |
1992 | Snap! | Exterminate! | «Exterminate! Feat. Никки Харрис "[2: 20–2: 52 и т. Д.] |
1993 | Дэйв Брубек | Поздняя ночь Брубек | « Песня Кото »[4: 30–9: 50] - Имитация флейты Бобби Милителло |
1993 | Непослушный по природе | 19 Непослушный III | «Hip Hop Hooray» [0: 02–0: 08] |
1993 | Future Sound of London | Cascade | "Cascade 1" [2: 05–6: 25] + "Cascade 6" [1: 40–2: 15], треки открытия / закрытия |
1994 | Future Sound of London | Lifeforms | «Маленький брат» [4: 00–5: 13 (конец)], более близкий трек |
1994 | Клаус Шульце as. Ричард Ванфрид | Трансляция | «Конец - когда-нибудь» [2: 17–2: 36] |
1994 | Пол Хардкасл | Хардкасл | "Lazy Days" [0: 00–0: 10] |
1994 | Первобытный художник | «Orgon Akkumulator» [повсюду] | |
1995 | Майкл Болтон | Greatest Hits (1985-1995) | «Могу я прикоснуться к тебе... там?» [0: 00–0: 04, 3: 26–3: 50, 4: 24–5: 07] |
1995 | Реактор Джуно | По ту сторону Бесконечности | "Самурай" [разбросаны повсюду] |
1995 | Фарсайд | Лабкабин калифорния | "Эй, ты" [повсюду] |
1995 | Force Styles | Довольно зеленые глаза | "Довольно зеленые глаза" [01: 26–1: 45,05: 20 -05: 50] |
1995 | Грег Адамс | Скрытая повестка дня | "Бирма-Роуд" [0:40 и далее] |
1995 | Эния | Память о Деревья | "China Roses "," Tea-House Moon " |
1996 | Тошио Иваи | SimTunes | Пайпер, синий" жук "доступен голос, низкий C 3 - C5 |
1998 | Симфония X | Сумерки на Олимпе | «Снежная леди» [0: 00–0: 26] |
2000 | Космонова | Открой мир | «Открой мир» [основная мелодия] |
2000 | Лети на крыльях любви | «Лети на крыльях любви» [0: 08–0: 17] | |
2001 | Incubus | Morning View | «Водная передача» и «Круги» |
2003 | Linkin Park | Meteora | «Никто не слушает» |
2004 | Air | Talkie Walkie | "Cherry Blossom Girl " |
2004 | Осенние слезы | Затмение | «На расстоянии» [0: 32–0: 56, 1: 19–2: 15, 2 : 37–3: 04, 3: 47–4: 15] |
2010 | «Голубь Андремо ? " [0: 31–1: 21] | ||
2011 | Dj Dean встречает Барбарес | Double Trouble | «Hamburg Rulez Reloaded» [0: 44–1: 50 ] |
2011 | Пол Хардкасл | Хардкасл VI | «Тропический лес / Что происходит» [4: 23–4: 32] |
2011 | «Ритуал», «Харакири» "," Самурайский металл " | ||
2011 | Magnetron | " Magnetron (Simoncino Protho Remix) " | |
2012 | " Night Music " | ||
2012 | Флора | «Пусть ваши ноги (сделают работу)» | |
2013 | «Soli (e) tude» | ||
2015 | Форт-Ромо | Саку | «Саку» |
На Викискладе есть материалы, связанные с сякухати. |