В теории музыки термин степень шкалы относится к положению конкретная нота на шкале относительно тоники, первая и основная нота шкалы, из которой предполагается, что каждая октава начать. Градусы полезны для указания размера интервалов и аккордов и того, являются ли они мажор или минор.
В самом общем смысле масштаб Степень - это номер, присвоенный каждой ступени шкалы, обычно начиная с 1 для тоники. Такое определение подразумевает, что определен тоник. Например, 7-тональная диатоническая гамма может стать мажорной гаммой после выбора правильной ступени в качестве тонической (например, до-мажорная гамма C – D – E – F– G – A – B, в котором C - тоник). Если на гамме нет тоника, начальную ступень нужно выбирать произвольно. В теории множеств, например, 12 градусов хроматической шкалы обычно нумеруются, начиная с C = 0, двенадцать классов высоты тона нумеруются от 0 до 11.
В более конкретном смысле градусам шкалы присваиваются имена, указывающие на их конкретную функцию внутри шкалы (см. Таблицу ниже). Это определение подразумевает функциональную шкалу, как в случае с тональной музыкой.
. В этом примере даются названия функций степеней шкалы в семи нотной диатонической шкале. Имена для мажорной и минорной гамм одинаковы, только седьмая ступень меняет название при сведении:
Термин шаг шкалы иногда используется как синоним со степенью шкалы, но в качестве альтернативы он может относиться к расстоянию между двумя последовательными и соседними градусами шкалы (см. шаги и пропуски ). Термины «полный шаг » и «половинный шаг » обычно используются в качестве названий интервалов (хотя «полный шаг шкалы» или «половинный шаг шкалы» не используются). Количество градусов шкалы и расстояние между ними вместе определяют шкалу, в которой они находятся.
В анализе Шенкера «степень шкалы» (или «шаг шкалы») переводит Шенкеровский немецкий Stufe, обозначает «аккорд, получивший структурное значение» (см. анализ Шенкера # Гармония ).
Степени традиционной мажорная и малая шкала могут быть идентифицированы несколькими способами:
Тоника | |||||||||||||||
Субтоника | Супертоника | ||||||||||||||
Субмедианта | Медианта | ||||||||||||||
Субдоминанта | Доминанта | ||||||||||||||
Степень | Имя | Соответствующий режим (основная клавиша) | Соответствующий режим (минор) | Значение | Нота (до мажор) | Нота (до минор) |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Тоника | Ионический | Эолийский | Тональный центр, нота окончательного разрешения | C | C |
2 | Супертоник | Дориан | Локриан | На целую ступень выше тоника | D | D |
3 | Медиант | Фригийский | Ионический | Посередине между тоникой и доминантой, (в минорной тональности) корень относительной большой тональности | E | E ♭ |
4 | Субдоминанта | Лидия | Дориан | Нижняя доминанта, тот же интервал ниже тоники как доминанта выше тонического | F | F |
5 | Доминантного | Миксолидийского | Фригийского | Второго по важности после тоника | G | G |
6 | Субмедианта | Эолийского | Лидийского | Нижняя медианта, посередине между тоник и субдоминанта, (в мажорной тональности) корень ре латативный минор | A | A ♭ |
7 | субтонический (в натуральной минорной гамме ) | миксолидийском | на целую ступень ниже тоники в натуральной минорной гамме. | B ♭ | ||
Ведущий тон (в основной гамме ) | Locrian | на полшага ниже тоника. Мелодически сильное сродство к тонику и ведет к тонику | B | |||
1 | Tonic (октава ) | Ионический | Эолийский | Тональный центр, нота конечного разрешения | C | C |