Цугару-джамисен | |
---|---|
Стилистическое происхождение | Минъё |
Культурное происхождение | Начало 19 - конец 20 века Цугару, Япония |
Типовые инструменты | Шамисен |
Местные сцены | |
Цугару, Канаги, Хиросаки |
Tsugaru-jamisen ( кандзи :津軽三味線, хираган :つがるじゃみせん) или Tsugaru-Сямисэн (хираган:つがるしゃみせん) относится как к японской жанру сямисэна музыкапроисходящей из Сангарского полуострова в современной префектуре Аомори и инструмент она выполняется с. Его исполняют по всей Японии, хотя ассоциации с Цугару остаются сильными. Цугару-джамисен считается самым узнаваемым жанром сямисэн- музыки и пользовался популярностью в Японии несколько раз.
Хотя ясно, что инструмент возник из Китая через Окинаву в 16 веке н.э., конкретные разработчики цугару-джамисен не известны с уверенностью, в основном потому, что письменные записи о его разработке не хранились, и он никогда не был официально признан японцами. правительство. Что известно, так это то, что цугару-джамисен возник на небольшом полуострове к западу от современной префектуры Аомори под названием Цугару. Кроме того, некоторые исследователи высказывают предположения о происхождении этого стиля на основании имеющихся данных. Существует мнение, что этот стиль был разработан бездомными и слепыми людьми, называемыми босама.
Один ученый, Дайдзё Кадзуо, на основании интервью музыкантов и их семей предположил, что жанр произошел от босамы по имени Нитабо. Согласно его исследованиям, Нитабо приобрел и модифицировал сямисэн в 1877 году, для чего применил другой стиль игры. Нитабо округлил плектр инструмента так, что он имел форму рисовой лопатки. Кроме того, он принял стиль игры с сямисэн, который держался вертикально, включил область вокруг моста как игровую площадку и включил удары по струнам и удары по струнам в отличие от исключительного использования плектра. Однако другие ученые, такие как Джеральд Громер, утверждают, что из-за отсутствия документации рассказ, представленный Кадзуо, может быть не совсем точным.
У Нитабо было несколько слепых учеников, таких как Кинобо и Чосакубо, которые внесли свой вклад в развитие стиля. Последний ученик Нитабо, Сиракава Гунпачиро, выступал за пределами региона Цугару в составе труппы народных исполнителей. Гунпачиро также выступала на профессиональном уровне, например, в концертных залах Токио. В результате его успехов цугару-джамисен стал популярным в 1920-х годах, но его популярность пошла на убыль с началом Второй китайско-японской войны в конце десятилетия.
В течение 1955-1965 годов многие исполнители этого жанра переехали в городские центры Японии, такие как Токио. Эта миграция была частью более крупного движения из-за бума в традиционном искусстве в Японии. Цугару-джамисен получил еще один всплеск популярности, когда Гунпачиро выступил со звездой энка Мичия Михаши в театре Нихон в Токио в 1959 году. В результате этого массового знакомства с жанром начали появляться молодые приверженцы этого жанра. Takahashi Chikuzan, который также был босамой, также был высоко оцененным практиком этого жанра и начал гастролировать по Японии в 1964 году.
Цугару-джамисен играется на более крупном сямисэне, называемом футозао ( 太 棹 ), с более толстым грифом и более толстыми струнами, чем те, которые используются в большинстве других стилей. Цугару-сямисэн легко узнать по его ударным качествам (плектр ударяет по корпусу инструмента при каждом ударе) и по звучанию исполняемых ритмов. В отличие от большей части другой японской музыки, некоторые пьесы цугару-сямисэн исполняются в тройном ритме, хотя эти три доли не акцентируются, как в западной музыке.
Цугару-сямисэн имеет большой и постоянно расширяющийся репертуар. Интервью с известными исполнителями, такими как Takahashi Chikuzan и Yamada Chisato, а также записи, выпущенные звездами прошлого, позволяют составить следующую таблицу. Большинство названий, приведенных ниже, существуют в двух версиях: в форме песни (вокальная линия с сопровождением сямисэна и тайко на барабанах) и в виде сольной пьесы сямисэн (см. Шестую группу ниже). В последнее время молодые исполнители пытаются объединить стили или мотивы игры цугару-сямисэн с джазом, роком и другими формами коммерческой музыки. За исключением аранжировок, классифицируемых как шин минъё, эти пьесы обычно считаются традиционными.
Tsugaru-сямисэн характеризуется множеством различных фраз и стилей. В акробатической технике ( киокубики) импровизация - это особенность. Игрок часто ударить по струнам и кожу очень сильно и быстро с Баки. Традиционно они используют только левый указательный и безымянный пальцы, а гамма в основном пентатоническая (do re mi sol la). Техника, уникальная для стиля цугару-сямисэн последних лет, - это тремоло, на котором играется тыльной стороной бачи, не задевая кожу.
Группа А представляет песни, которые сегодня редко можно услышать, хотя когда-то они были основой репертуара странствующих, часто слепых, музыкантов-попрошаек, известных как босама. В начале 20 века эти кудоки постепенно вытеснялись более короткими песнями без повествования. Bosama (и, со временем, другие исполнители), как правило, концентрируют свои усилия на некоторых пять любимых песнях (группа С). К середине 20-го века три песни (Группа В) и их версии сямисэн стали ядром репертуара Цугару-сямисэн, которым они и остаются сегодня. Действительно, « Джонкара буси » - в версии, которую старый босама, вероятно, даже не узнал бы, - сегодня стал фактически символом вневременного «духа Цугару».
Песни группы D - хотя и не менее традиционные, чем песни групп A, B и C - по-видимому, не были основной частью репертуара bosama. Вместо этого они, как правило, пели непрофессионалы, как правило, без аккомпанемента сямисэн. Но после «бума» цугару-сямисэн после Второй мировой войны эти песни начали привлекать к себе повышенное внимание. Сямисэн аккомпанемент сочинял или аранжировал такие исполнители, как Такахаши Чикудзан (Takahashi 1976: 142). Несколько раньше там было общенациональное движение, чтобы произвести «новые народные песни» (см Hughes 1985: 144-54, 281-309; Kojima 1970), в результате песен, перечисленных в группе Е. В последнее время все еще, соло Сямисэн версий аранжированы песни группы D. Сольные версии старых песен стали центром репертуара, что привело к развитию длинных сольных импровизаций (Группа F) и ансамблевой игры (Группа G).
Одной из самых интересных характеристик репертуара Цугару-сямисэн является то, что можно назвать его совокупным характером. Как видно из списка песен в группе B, более новые варианты песен, как правило, сосуществуют вместе со старыми версиями, а не заменяют их. Хотя старые песни и их сямисэн- аккомпанемент или сямисэн- версии, без сомнения, сами несколько изменились по сравнению с тем, чем они были много десятилетий назад (и они, конечно, никогда не были полностью единообразными с самого начала), остается уверенным, что «старые», «средняя» и «новая» версии различаются не только стилистически, но и исторически. Их структурные различия содержат как бы застывшую историю.
Дайдзё Кадзуо Дайдзё провел большую часть своей жизни, изучая Цугару-Сямисэн и встречаясь со многими из старых босам. Его сочинения, часто в полу-новеллистической форме, подчеркивают, что все возникло с одного « Нитабо ». Большинство ученых отвергают это однолинейное происхождение жанра.
Громер, Джеральд
Новое издание включает много недавно обнаруженной исторической информации и обновляет том. В настоящее время он доступен только на amazon.co.jp и остается наиболее подробным исследованием Цугару-сямисэн на любом языке на сегодняшний день. Включает перевод автобиографии Такахаши Чикудзана (Takahashi 1976).
Хьюз, Дэвид
(введение в японскую народную песню в целом).
Джонсон, Генри
Кимура Гэндзо
Кодзима Томико
(Изучение движения "новая народная песня")
Мацуно Такео
Суда Наоюки и Энтони Рауш
(Сокращенный перевод Дайдзё 1995 г. и включает некоторые более общие антропологические материалы).
Такахаши Чикудзан
(Автобиография одного из великих деятелей прошлого Цугару-сямисэн. Перевод Громера в 1991, 1999 и 2012 годах).