balama (турецкий : bağlama, от balamak, «связывать», произносится ) - это струнный музыкальный инструмент.
Его иногда называют саз (персидский : ساز, «делать; составить ", произносится ), что означает инструмент. Однако термин «саз» на самом деле относится к семейству щипковых струнных инструментов, лютней с длинной шеей, используемых в османской классической музыке, турецкой народной музыке, турецкой Арабески, азербайджанская музыка, курдская музыка, армянская музыка и в некоторых частях Сирии, Ирак и балканские страны.
Согласно Словарю музыки и музыкантов New Grove, «термины« баглама »и« саз »используются в Турции как синонимы». Подобно западной лютне и ближневосточной уду, у него глубокая круглая спина, но гораздо более длинная шея. В него можно играть с помощью плектра или с помощью пальца стиля, известного как şelpe.
В музыке Греции название baglamas (греч. : μπαγλαμάς) дано тройному бузуки, родственный инструмент. В турецком поселении в Анатолии с конца XI века и позже был введен двухструнный туркмен дутар, на котором играли в некоторых районах Турция до недавнего времени.
Самый распространенный струнный народный инструмент в Турции, у баглама семь струны разделены на два, два и три ряда. Его можно настраивать по-разному и принимать разные названия в зависимости от региона и размера: Bağlama, Divan Sazı, Bozuk, öğür, Kopuz Irızva, Cura, Tambura и т. Д. Cura - самый маленький член семейства баглама: больше, чем cura - тамбура, настроенная на октаву ниже. Диван сази, самый большой инструмент в семье, настроен на октаву ниже.
Баглама состоит из трех основных частей: чаши (называемой текне), сделанной из тутового дерева или можжевельника, бука, ели или ореха, ели деки (göğüs) и шейка из бука или можжевельника (сок). Колки для настройки известны как бургу (буквально винт ). Лады привязываются к соку леской, что позволяет их регулировать. На багламе обычно играют с помощью мизрапа или тезене (похожего на медиатор ), сделанных из коры вишневого дерева или пластика. В некоторых регионах на нем играют пальцами в стиле, известном как elpe или erpe.
Существуют также электрические багамы, которые можно подключить к усилителю. У них могут быть одиночные или двойные звукосниматели.
Азербайджанский саз в основном использовался ашиками. Искусство азербайджанцев ашиков сочетает в себе поэзию, рассказывание историй, танцевальную, вокальную и инструментальную музыку в традиционное исполнительское искусство. Это искусство является одним из символов азербайджанской культуры и считается эмблемой национальной идентичности и хранителем азербайджанского языка, литературы и музыки.
Классический репертуар азербайджанских ашиков, характеризующийся аккомпанементом копуза, струнного музыкального инструмента, включает 200 песен, 150 литературно-музыкальных произведений, известных как дастаны, около 2000 стихотворений и множество рассказы.
С 2009 года искусство азербайджанских ашиков внесено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
Классификация | |
---|---|
Сопутствующие инструменты | |
Баглама - это синтез исторических музыкальных инструментов Средней Азии и дотурецкого Анатолии. Частично происходит от тюркского комуза. Копуз, или комуз, отличается от баглама тем, что у него обтянутый кожей корпус и две или три струны из овечьей кишки, волчьей кишки или конского волоса. На нем играют пальцами, а не плектром, и на нем нет ладов. Баглама буквально переводится как «что-то связанное», вероятно, отсылка. к привязанным ладам инструмента. Слово баглама впервые используется в текстах 18 века. Французский путешественник Жан Бенджамин де Лаборд, посетивший Турцию в течение того столетия, записал, что «баглама или тамбура по форме точно такие же, как когур, но меньше». Our / öur был в некотором смысле переходным инструментом между старым Komuz и новым стилем Balama и имеет форму тела, подобную инструменту, называемому panduri в Грузии.
Согласно историку Хаммеру, металлические струны впервые были использованы на комузе с длинным грифом, известном как колча копуз, в Анатолии 15 века. Это был первый шаг к появлению çöğür (когур), переходного инструмента между комузом и багламой. Согласно писателю 17 века Эвлии Челеби, когур впервые был изготовлен в городе Кютахья на западе Турции. Чтобы выдержать нагрузку на металлические струны, кожаный корпус заменили деревянным, удлинили гриф и добавили лады. Вместо пяти ниток для волос теперь было двенадцать металлических струн, расположенных в четыре группы по три. Сегодня когур меньше, чем баглама среднего размера.
Имя | Част. (низкий) | Длина корпуса | Радиус чаши | Длина шейки | Длина провода | Описание |
---|---|---|---|---|---|---|
Cura | 586 Гц D | 22,5 см | 13,5 см | 30 см | 48 см | Наименьшее. |
Üçtelli saz | Три проволочных струны, один курс. | |||||
öğür saz | Когур. | |||||
Тамбура | 293 Гц D | 38 см | 22,8 см | 52 см | 80 см | См. Танбур. |
Бахлама | 220 Гц A | 44,5 см | 24,9 см | 55 см | 88 см | Самый распространенный. |
Бозук саз | G | См. бузуки. | ||||
Мейдан сази | 110 Гц A | 52,5 см | 31,5 см | 70 см | 112 см | |
Aşik sazı | ||||||
Divan sazı | 146 Hz D | 49 см | 29,4 см | 65 см | 104 см | |
Bas sazı | Басовая версия. |
На бахламе есть три группы струн, или курс, с удвоенными или утроенными струнами. Эти струнные группы можно настраивать различными способами, известными как düzen (буквально «порядок»). Для наиболее распространенной настройки bağlama düzeni, курсы настраиваются сверху вниз, A-G-D. Некоторые другие дюзены - Кара Дюзен (C-G-D), Мискет Дюзени (A-D-F #), Мюстезат (A-D-F), Абдал Дюзени и Раст Дюзени.
Музыкальная гамма баглама отличается от многих западных инструментов, таких как гитара, тем, что имеет отношения, близкие к Четверть тона. Традиционные отношения ладов баглама перечислены Ялчином Тура:
Однако, как подтвердил Окан Озтюрк, производители инструментов теперь часто устанавливают лады на багламе. с помощью ладовых калькуляторов и тюнеров на основе 24-тональной равномерной темперации.
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Balama. |