Базилевс

редактировать
Серебряная монета царя Селевкидов Антиоха I Сотера. На реверсе изображен Аполлон, сидящий на омфалосе. Греческая надпись гласит ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ (царя Антиоха).

Базилевс (греч. : βασιλεύς) - греческий термин и титул, означающий различные типы монархов в истории. В английском -говорящем мире это, пожалуй, наиболее широко понимается как «король» или «император». Титул использовался государями и другими авторитетными лицами в Древней Греции, византийскими императорами и королями современной Греции.

. Женские формы - basileia (βασίλεια), базилиса (βασιλίς), базилиса (βασίλισσα) или архаическая basilinna (βασιλίννα), что означает «королева» или «императрица».

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Древняя Греция
    • 2.1 Исходные смыслы, встречающиеся на глиняных табличках
      • 2.1.1 Базилевс против ванакса в микенские времена
      • 2.1.2 Архаический базилевс
    • 2.2 Псевдоархитское определение базилевса как «властителя» и «живого» закон "
    • 2.3 Использование василевса в классические времена
  • 3 Александр Великий
  • 4 Римляне и византийцы
  • 5 Новый Завет и Иисус
  • 6 Современная Греция
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Источники
  • 11 Внешние ссылки
Этимология

Этимология слова basileus сомнительна. микенской формой была * gʷasileus (линейное письмо B : 𐀣𐀯𐀩𐀄, qa-si-re-u), обозначающее какого-то придворного чиновника или местного вождя, но не настоящего царя. Его гипотетическая ранняя протогреческая форма могла бы быть * gʷatileus. Некоторые лингвисты предполагают, что это негреческое слово, заимствованное греками бронзового века из ранее существовавшего лингвистического догреческого субстрата Востока. Шиндлер (1976) приводит доводы в пользу внутригреческого нововведения типа перегиба -eus на основе индоевропейского материала, а не средиземноморского заимствования.

Древняя Греция

Первоначальный смысл, встречающийся на глиняных табличках

Первое письменное упоминание этого слова встречается на обожженных глиняных табличках, обнаруженных при раскопках Микенские дворцы изначально были уничтожены пожаром. Таблички датируются периодом с 15 века до н.э. до 11 века до нашей эры и имеют надпись Linear B, которая была расшифрована Майклом Вентрисом в 1952 году и соответствует очень ранней форме. греческого. Слово басилевс записывается как ка-си-ре-у и его первоначальное значение было «вождь » (в одной конкретной табличке вождь гильдии бронзов кузнецов упоминается как qa-si-re-u). Здесь первая буква q- представляет PIE лабиовеляр согласный * / gʷ /, преобразованный в более позднем греческом языке в / b /. Линейное письмо B использует тот же глиф для / l / и / r /, который теперь по соглашению единообразно пишется латинским «r». (Староперсидское слово «вазир» имеет почти то же значение, что и вождь). Линейное письмо B изображает только слоги одинарной гласной или согласной-гласной формы, поэтому конечные -s не представлены.

Basileus vs. wanax в микенские времена

Это слово можно противопоставить wanax, другое слово, используемое более конкретно для «царь » и обычно означает «Верховный король » или «повелитель». С крахом микенского общества положение wanax перестает упоминаться, и basileis (форма множественного числа) появляются высшими властителями в греческом обществе. В произведениях Гомера Ванакс появляется в форме ánax, в основном в описаниях Зевса (ánax andrōn te theōn te, «царь людей и богов ") и очень немногих человеческих монархов, в первую очередь Агамемнона. В остальном термин сохранился почти исключительно как компонент составных личных имен (например, Anaxagóras, Pleistoánax) и до сих пор используется в новогреческом в описании anáktoron / anáktora ("[место или дом] ánax "), то есть королевского дворца. Последнее, по сути, то же самое слово, что и 𐀷𐀩𐀏𐀳𐀫 wa-na-ka-te-ro, wanákteros, «wanax / king» или «принадлежащий wanax / king», используемое в таблицах линейного письма B для обозначения различных мастеров, обслуживающих король (например, «дворец», или королевский, прядильщик, или рабочий из слоновой кости), и предметы, принадлежащие или предложенные королю (древки копья, пшеница, специи, участки и т. д.).

Большинство греческих лидеров в трудах Гомера описываются как basileís, что в английском языке переводится как «короли». Однако более точный перевод может быть «князья» или «вожди», что лучше отражает условия в греческом обществе во времена Гомера, а также роли, приписываемые персонажам Гомера. Агамемнон пытается отдать приказы Ахиллу среди многих других, в то время как другой василевс служит его возничим. Однако его воле нельзя подчиняться автоматически. В Гомере ожидается, что Ванакс будет править другими базилиями на основе консенсуса, а не принуждения, поэтому Ахиллес восстает (основная тема Илиады ), когда понимает, что Агамемнон обращается с ним несправедливо.

Архаический базилевс

Исследование Роберта Дрюса (1983) продемонстрировало, что даже на пике геометрического и архаичного греческого общества базилевс не переводится автоматически как «король». ". В ряде мест власть осуществлялась коллегией базилиев из определенного клана или группы, и эта должность имела ограничения по срокам. Тем не менее, василевс может также применяться к наследственным лидерам «племенных» государств, таких как аркадийцы и мессенцы, и в этих случаях термин приближается к значению «царь».

Псевдоархитское определение базилевса как «суверенного» и «живого закона»

Согласно трактату псевдо Архита «О справедливости и законе», цитируется Джорджо Агамбеном в «Исключительном положении» (2005), «Базилевс» более адекватно переводится на «Государь », чем на «король». Причина этого в том, что он обозначает скорее личность царя, чем должность царя: власть магистратов (архонтов, «архонтов ») проистекает из их социальных функций или должностей, тогда как суверен черпает власть в себе. Суверены имеют auctoritas, тогда как магистраты сохраняют imperium. Псевдоархитас стремился создать теорию суверенитета, полностью основанную на законах, которая сама по себе является единственным источником легитимности. Он заходит так далеко, что квалифицирует Basileus как nomos empsykhos, или «живой закон», который, согласно Агамбену, является источником Führerprinzip и Карла Шмитта теории о диктатуре.

Использование базилевса в классические времена

Монета греко-бактрийского / индо-греческого царя Агафокла Бактрия (годы правления 190–180 до н.э.), носившая титул базиликов.

В классические времена большинство греческих государств отменили наследственную королевскую должность в пользу демократических или олигархическое правление. Существовали некоторые исключения, а именно два наследственных царя Спарты (которые служили совместными командующими армией и также назывались архагетаи), цари Кирены, цари Македонии и молосов в Эпире и царей Аркадии Орхомена. Греки также использовали этот термин для обозначения различных царей «варварских » (т.е. негреческих) племен в Фракии и Иллирии, а также Ахемениды цари Персии. Персидский царь также упоминался как Мегас Басилевс (Великий Царь) или Базилевс Басилен, перевод персидского титула xšāyaθiya xšāyaθiyānām («Царь царей ») или просто «царь». В Лебадее существовал также культ Зевса Василея. Аристотель отличал василевса, ограниченного законом, от неограниченного тирана (тирана), который обычно захватил власть.

В Афинах, архонт базилевс был одним из девяти архонтов, магистратов, выбранных по жребию. Из них эпонимы архонтов (в честь которых был назван год), полемарх (полемос архонт = военачальник) и василевс разделили власть древних царей Афин с basileus, наблюдающий за религиозными обрядами и делами об убийствах. Его жене пришлось ритуально выйти замуж за Диониса на фестивале Anthesteria. Филиппид Пайанский был одним из самых богатых афинян в эпоху Ликурга Афинского, он был почитаем архонтом, василевсом в 293/2. Подобные рудиментарные офисы, называемые базилевсом, существовали и в других греческих городах-государствах.

Напротив, авторитарных правителей в классической Греции никогда не называли василевсом, а называли архонтами или тиранами; хотя Фейдон Аргосский описывается Аристотелем как василевс, сделавший себя тираном.

Многие греческие авторы, примиряя карфагенское господство в западном Средиземноморье с восточными стереотипами абсолютистского неэллинского правительства, называли пуническим главным судьей, суфетом., как василевс на их родном языке. Фактически, эта должность соответствовала в основном республиканским рамкам, будучи примерно эквивалентной по мандату римскому консулу. Это смешение особенно заметно в положительном описании Карфагенской конституции в Политике, которое дает Аристотель, а также в трудах Полибия, Диодор Сицилийский и Диоген Лаэртский. Римские и раннехристианские писания, заимствованные из греческих языков, способствовали дальнейшему неправильному описанию суфета, ошибочно обозначенного как латинский rex.

Александр Великий

Basileus и megas basileus использовались исключительно Александром Великим и его эллинистические преемники в Птолемеева Египте, Азии (например, Империя Селевкидов, Пергамское царство и негреческие государства, но находящиеся под влиянием Греции, такие как Понтийское царство ) и Македония. (Женский аналог - василисса (царица), что означает как царствующую королеву (например, Клеопатру VII Египетскую ), так и королеву-консорт ). Именно в это время термин «басилевс» приобрел полностью царский оттенок, что резко контрастировало с гораздо менее сложными более ранними представлениями о королевской власти в Греции.

Римляне и византийцы
Бронзовый фоллис из Льва VI Мудрого (годы правления 886–912). На реверсе показаны греческие титулы с латинской транскрипцией, использованные в имперских монетах : + LEOn En ΘEO BASILEVS ROMEOn, «Лев, милостью Бога-Императора римлян».

Под римлянами, термин басилевс стал использоваться в эллинистической традиции для обозначения римского императора в обычной и литературной речи грекоязычного Восточного Средиземноморья. Хотя ранние римские императоры старались сохранить фасад республиканских институтов и не принимать формально монархические титулы, использование basileus наглядно демонстрирует, что современники ясно понимали, что Римская империя была монархия во всем, кроме имени. Тем не менее, несмотря на широкое распространение, титул «басилевс» из-за «королевских» ассоциаций оставался неофициальным для императора и был ограничен в официальных документах королем-клиентом Востока. Вместо этого, в официальном контексте имперские титулы Цезарь Август, переведенные или транслитерированные на греческий как Кайсар Себастос или Кайсар Августос, и Император, переведенные как Автократ, были использованы.

Однако к 4-му веку василевс в официальном обиходе применялся исключительно к двум правителям, которые считались равными римскому императору: персидский сасанид шаханшах («царь королей "), и в меньшей степени царь Аксума, значение которого было довольно второстепенным в византийском мировоззрении. Следовательно, титул приобрел коннотацию «император», и когда варварские королевства возникли на руинах Западной Римской империи в V веке, их правители упоминались по-гречески не как basileus, а как rēx или rēgas, эллинизированные формы латинского титула rex, король.

Первое задокументированное использование basileus Rhomaíōn в официальном контексте, как ни странно, исходит от персов: в письме, отправленном императору Морису ( r. 582–602) Хосроэ II, Морис на греческом языке называется basileus Rhomaíōn вместо привычного среднеперсидского наименования kēsar-i Hrōm («Цезарь римлян»), в то время как персидский правитель называет себя соответственно Persōn basileus, тем самым отказываясь от своих претензий на греческий эквивалент своего официального титула, basileus basileōn («царь царей»). После этого титул, кажется, медленно вкрался в императорский титул, и, как засвидетельствовано, что Император Ираклий использовал его вместе с давним автократом Кайсаром в письме к Кавадху II в 628 году. в законе, обнародованном 21 марта 629 г., латинские титулы были полностью опущены, и вместо них использовалась простая формула πιστὸς ἐν Χριστῷ βασιλεύς, «верный во Христе Императоре». Принятие новой имперской формулы традиционно интерпретировалось такими учеными, как Эрнст Штейн и Георгий Острогорский, как свидетельство почти полной эллинизации Империи тем самым. время. Однако в имперской чеканке продолжали использоваться латинские формы. Только во время правления Льва III Исавра (годы правления 717–741) титул василевс появился на серебряных монетах, а на золотых монетах только при Константине VI (r. 780–797). Первоначально «BASILEUS» штамповалось на византийских монетах латинским шрифтом, и лишь постепенно некоторые латинские символы были заменены греческими, что привело к смешанным формам, таким как «BASIΛEVS».

Миниатюра начала XV века с изображением императора Мануила II Палеолога со своей семьей: императрица Елена Драгаш и трое их сыновей, Иоанн, Андроник и Феодор. Полный императорский титул использует как типично византийские, так и возрожденные архаические римские элементы: ΜΑΝΟΥΗΛ ΕΝ ΧΩ ΤΩ ΘΩ ΠΙϹΤΟϹ ΒΑϹΙΛΕΥϹ ΚΑΙ ΑΥΤΟΚΡΑΤΩΡ ΡΩΜΑΙΩΝ Ο ΠΑΛΑΙΟΛΟΓΟϹ ΚΑΙ ΑΕΙ ΓΟΥϹΤΟϹ, «Мануил по милости Бога Христа, верный император и самодержец римлян Палеолог, навсегда Август ". Из его сыновей Иоанн, старший и соправитель, также назван василевсом, в то время как его братья называются деспотами.

. До 9 века византийцы сохраняли термин василевс среди христианских правителей. исключительно для своего императора в Константинополе. Первоначально такое использование было принято самими «варварскими» королями Западной Европы: несмотря на то, что они пренебрегали фикцией римского сюзеренитета с VI века и далее, они воздерживались от принятия императорского титулатура. Ситуация начала меняться, когда западноевропейские государства начали оспаривать политическое превосходство Империи и ее право на универсальный имперский титул. Каталитическим событием стала коронация Карла Великого как imperator Romanorum («Император римлян ») Папой Львом III 25 декабря 800 г. в Санкт-Петербург Петра в Риме. Дело осложнялось тем, что Восточной Империей тогда управляла Ирэн (годы правления 797–802), которая получила контроль после смерти ее мужа, Императора Льва IV (годы правления 775–780) в качестве регента для своего 9-летнего сына, Константина VI (годы правления 780–797). После совершеннолетия Константина Ирэн в конце концов решила править от своего имени. В последовавшем конфликте Ирэн одержала победу, а Константин был ослеплен и заключен в тюрьму, чтобы вскоре умереть. Отвращение, вызванное этим инцидентом с филицидом и цареубийством, усугубилось традиционным (и особенно франкским ) отвращением к идее женщины властительницы. Следовательно, для франков императорский трон был пуст и свободен для Карла Великого. Хотя часто утверждается, что, будучи монархом, Ирина называла себя мужской формой басилевса, на самом деле она обычно использовала титул василисса.

Претензия Карла Великого на императорский титул римлян положила начало длительной дипломатической полемике, которая была разрешился только в 812 г., когда византийцы согласились признать его «базилевсом». Стремясь подчеркнуть свою римскую легитимность, византийские правители впоследствии начали использовать более полную форму basileus Rhomaíōn (βασιλεύς Ῥωμαίων, «император римлян») вместо простого «базилевса», практика, которая продолжалась в официальном употреблении до конец империи. Титул автократа также был возрожден к началу 9 века (и появляется на монетах с 912 года). Он был зарезервирован для старшего правящего императора из числа нескольких соправителей (симбасилеев), которые осуществляли фактическую власть. Термин megas basileus («Великий император») также иногда использовался с той же целью. К палеологическому периоду полный стиль Императора был окончательно оформлен фразой «X, во Христе Бог верный Император и Самодержец римлян» (греч. : «Χ, ἐν Χριστῷ τῷ Θεῷ πιστὸς βασιλεὺς καὶ αὐτοκράτωρ Ῥωμαίων "," Χ, en Christō tō Theō histós basileus kai autokratōr Rhōmaíōn ").

Последующие германские императоры также получили титул «базилевс франков ». Византийский титул, в свою очередь, вызвал дальнейшие дипломатические инциденты в 10 веке, когда западные властители обращались к императорам как к «императорам греков». Подобная дипломатическая полемика (на этот раз сопровождавшаяся войной) возникла из-за имперских устремлений Симеона I Болгарии в начале 10 века. Стремясь завоевать Константинополь, Симеон претендовал на титул «базилевс болгар и римлян», но был признан «базилевсом болгар» только византийцами. Однако с XII века этот титул все чаще, хотя и не официально, использовался для могущественных иностранных государей, таких как короли Франции или Сицилии, цари восстановленных Болгарская империя, латинские императоры и императоры Трапезунда. Со временем этот титул стал применяться к крупным нехристианским правителям, таким как Тамерлан или Мехмед II. Наконец, в 1354 г. Стефан Душан, король Сербии, принял императорский титул на основании царской линии его болгарской матери Феодора Смилетс из Болгарии, самовоспроизводящейся сам по-гречески василевс и автократик римлян и сербов, который, однако, не был признан византийцами.

Новый Завет и Иисус

Хотя термины, используемые для римский император - Кайсар Августос (Указ от Цезаря Августа, Догма для Кайсароса Августа, Лука 2: 1) или просто Кайсар (см. Предоставить Цезарю... ) и Понтий Пилат именуется Гегемон (Матфей 27: 2), Ирод - Василевс (на его монетах также Ирод Василия, «царя Ирода», и Иосифа )

. Что касается Иисуса, термин «басилевс» приобретает новое христианское богословское значение из дальнейшего представления о Василевсе как о главном религиозном деятеле в эллинистический период Иисуса. - Василевс Базилин (Βασιλεὺς βασιλέων = Король Родов gs, Откровение 17:14, 19:16) (предыдущая ближневосточная фраза для правителей империй), или Basileus tōn basileuontōn (Βασιλεὺς τῶν βασιλευόντων = буквально Царь тех, кто является царями, 1 Тимофею 6:15). Другие титулы с участием Basileus включают Basileus tōn Ouranōn, что переводится как Царь Небес, с его Basileia tōn Ouranōn, т.е. Царство или Царство Небесное, и Basileus tōn Ioudaiōn, то есть Король Евреи (см. ИНРИ ). В византийском искусстве стандартным изображением Иисуса является Basileus tēs Doxēs King of Glory (на Западе «Христос или Образ жалости» ); фраза, полученная из Псалмов 24:10 и Господа славы (Кириос тес Доксес, 1 Коринфянам 2: 8).

Современная Греция

В поствизантийский период термин «базилевс», благодаря возобновившемуся влиянию классических авторов на язык, вернулся к своему прежнему значению «царь». Это преобразование уже началось в неформальном использовании в произведениях некоторых византийских авторов-классицистов. В Лондонской конвенции 1832 года Великие державы (Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии, Июльская монархия Франция и Имперская Россия ) согласились, что новое греческое государство должно стать монархией, и выбрали Виттельсбаха принца Отто Баварского как его первый король.

Монета 5 драхм 1876 г., на которой изображен бюст Георга I из Греции и надпись ΓΕΩΡΓΙΟΣ Α! ΒΑΣΙΛΕΥΣ ΤΩΝ ΕΛΛΗΝΩΝ («Георг I, король эллинов»).

Кроме того, великие державы постановили, что его титул должен был быть «Βασιλεὺς τῆς Ἑλλάδος» Vasilefs tes Elládos, что означает «король Греции», вместо «τασλιιι» Ἑλλήνων "Vasilefs ton Ellénon, т.е." король греков ". Этот титул имел два значения: во-первых, Отто был королем только небольшого Королевства Греции, а не всех греков, большинство которых все еще оставалось под властью Османской империи. Империя. Во-вторых, королевская власть не зависела от воли греческого народа, что еще раз подчеркивается добавлением Отто формулы «ἐλέῳ Θεο» eléo Theou, т.е. Милостью (Милосердием) Бога. В течение 10 лет, до Революции 3 сентября 1843 г., Отто правил как абсолютный монарх, и его автократическое правление, которое продолжалось даже после того, как его заставили предоставить конституцию, сделало его очень непопулярным. После изгнания в 1862 году новая датская династия Дома Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбург началась с короля Георга I. Как для утверждения национальной независимости от воли держав, так и для того, чтобы подчеркнуть конституционные обязанности монарха перед народом, его титул был изменен на «Король эллинов», который оставался официальным королевским титулом до отмены греческая монархия в 1974 году.

Два греческих царя, носивших имя Константин, имя большого сентиментального и символического значения, особенно в ирредентистском контексте Мегалийской идеи, часто, хотя никогда официально, были пронумерованы в порядке прямой преемственности последнего византийского императора Константина XI, как Константин XII и Константин XIII соответственно.

См. Также
  • Портал Древней Греции
  • флаг Портал Византийской Империи
  • флаг Греческий портал
Примечания
Ссылки
Источники
  • Роберт Дрюс. Василевс. Доказательства царствования в геометрической Греции, Йель (1983).
  • Майкл Янда. «Annäherung an basileús», в Analecta Homini Universali Dicata... Festschrift für Oswald Panagl zum 65. Geburtstag, vol. 1. Под редакцией Томаса Криша, Томаса Линднера и Ульриха Мюллера. Штутгарт: Ханс Дитер Хайнц, 2004, стр. 84-94.
  • Йохем Шиндлер. «О греческом типе hippeús», в «Studies Palmer», изд. Meid (1976), 349–352.
Внешние ссылки
Найдите βασιλεύς в Wiktionary, бесплатном словаре.
Последняя правка сделана 2021-05-12 14:00:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте