Яёи Кусама 草 間 彌 生 | |
---|---|
Кусама в 2016 году | |
Родился | Яёи Кусама 草 間 彌 生. (1929-03-22) 22 марта 1929 (возраст 91). Мацумото, Нагано, Япония |
Национальность | Японец |
Известен |
|
Движение | |
Награды | Praemium Imperiale |
Сайт | www.yayoi-kusama.jp |
Яёи Кусама (草 間 彌 生, Кусама Яёи, родился 22 марта 1929 г.) - японский современный художник, который в основном занимается скульптурой и инсталляциями, но также активно занимается живописью., перформанс, кино, мода, поэзия, художественная литература и другие виды искусства. Ее работы основаны на концептуальном искусстве и демонстрируют некоторые атрибуты феминизма, минимализма, сюрреализма, Art Brut, поп-арт и абстрактный экспрессионизм, наполненный автобиографическим, психологическим и сексуальным содержанием. Она была признана одним из самых важных ныне живущих художников Японии.
Кусама выросла в Мацумото и обучалась в Киотской школе искусств и ремесел традиционному японскому языку. стиль живописи называется нихонга. Однако Кусама был вдохновлен американским абстрактным импрессионизмом. Она переехала в Нью-Йорк в 1958 году и была частью нью-йоркской авангардной сцены на протяжении 1960-х, особенно в движении поп-арт . Приняв участие в подъеме контркультуры хиппи в конце 1960-х, она привлекла внимание общественности, когда организовала серию событий, в которых обнаженные участники были нарисованы яркими цветные горошек. С 1970-х годов Кусама продолжала заниматься искусством, в первую очередь инсталляциями в различных музеях по всему миру.
Кусама открыто говорила о своем психическом здоровье. Она говорит, что искусство стало ее способом выразить свое психическое заболевание.
Яёи Кусама родился 22 марта 1929 года в Мацумото, Нагано. Кусама, родившаяся в семье торговцев, владевших питомником растений и семенной фермой, начала рисовать тыквы в начальной школе и создавала произведения искусства, которые она видела на основе галлюцинаций, работы которых позже будут определять ее карьера. Мать не поддерживала ее творческие начинания; Кусама спешила закончить свое искусство, потому что мать забирала его, чтобы отговорить ее. Ее мать, по-видимому, также была физически оскорбительной, и Кусама вспоминает своего отца как «из тех, кто будет играть, много жениться». Художник говорит, что ее мать часто посылала ее шпионить за внебрачными связями отца, что внушало ей на всю жизнь презрение к сексуальности, особенно к мужскому телу и фаллосу. : «Я не люблю секс. Я был одержим сексом. Когда я был ребенком, у моего отца были любовники, и я видел его. Моя мать послала меня шпионить за ним. Я не хотел заниматься сексом с кем угодно годами [...] Сексуальная одержимость и страх перед сексом сидят во мне бок о бок ». Ее травмирующее детство, включая ее фантастические видения, можно назвать источником ее художественного стиля.
Когда ей было десять лет, она начала испытывать яркие галлюцинации, которые она описала как «вспышки света, ауры или плотные поля точек». Эти галлюцинации также включали цветы, которые говорили с Кусамой, и узоры в ткани, на которые она смотрела, оживая, размножаясь, поглощая или уничтожая ее - процесс, который она внесла в свою художественную карьеру и который она называет «Самоуничтожение». Искусство Кусамы стало ее бегством от семьи и собственного разума, когда у нее начались галлюцинации. Сообщается, что она была очарована гладкими белыми камнями, покрывающими русло реки возле ее семейного дома, которые она называет еще одним из основных факторов, повлиявших на ее длительную фиксацию на точках.
Когда Кусаме было 13 лет, ее послали работать на военном заводе, где ей было поручено шить и изготавливать парашюты для японской армии, а затем она участвовала в Второй мировой войне. Обсуждая время, проведенное на фабрике, она говорит, что провела юность «в закрытой темноте», хотя всегда могла слышать сигнал о воздушном налете и видеть, как летят американские B-29. над головой средь бела дня. На ее детство сильно повлияли события войны, и она утверждает, что именно в этот период она начала ценить идеи личной и творческой свободы.
Она продолжила изучение Нихонга живопись в муниципальной школе искусств и ремесел Киото в 1948 году. Разочарованная этим явно японским стилем, она заинтересовалась европейским и американским авангардом, организовав несколько персональных выставок ее картины в Мацумото и Токио в 1950-е гг.
К 1950 году Кусама изображала абстрактные природные формы акварелью, гуашью, и масло, прежде всего на бумаге. Она начала покрывать поверхности - стены, полы, холсты, а позже, предметы домашнего обихода и обнаженных помощников - точками в горошек, которые стали торговой маркой ее работ.
Огромные поля точек в горошек, или «бесконечных сетей», как она их называла, были взяты непосредственно из ее галлюцинаций. Самой ранней записанной работой, в которой она использовала эти точки, был рисунок 1939 года в возрасте 10 лет, на котором изображение японской женщины в кимоно, предположительно матери художника, покрыто и стерто пятнами.. Ее первая серия крупномасштабных, иногда более 30 футов, холстов, «Сети бесконечности», была полностью покрыта последовательностью сетей и точек, намекающих на галлюцинаторные видения.
На своей картине «Цветок» (DSPS) 1954 года Кусама сказала:
Однажды я смотрела на красные цветочные узоры на скатерти на столе, и когда я подняла глаза, я увидела тот же узор, покрывающий потолок, окна, стены и, наконец, всю комнату, мое тело и вселенную. Мне казалось, что я начал самоуничтожаться, вращаться в бесконечности бесконечного времени и абсолютности пространства и превращаться в ничто. Когда я понял, что это происходит на самом деле, а не только в моем воображении, я испугался. Я знал, что мне нужно бежать, чтобы не лишить меня жизни чары красных цветов. Я отчаянно побежал вверх по лестнице. Ступеньки подо мной начали разваливаться, и я упал с лестницы, вывихнув лодыжку.
Прожив в Токио и Франции, Кусама покинул Японию в 27 лет для США. Она заявила, что начала считать японское общество «слишком маленьким, слишком рабским, слишком феодальным и слишком пренебрежительным по отношению к женщинам». Перед отъездом из Японии в США она уничтожила многие из своих ранних работ. В 1957 году она переехала в Сиэтл, где у нее была выставка картин в галерее Zoe Dusanne. Она пробыла там год, прежде чем переехать в Нью-Йорк, после переписки с Джорджией О'Киф, в которой она заявила о своей заинтересованности в том, чтобы стать центром внимания города, и попросила совета О'Киф. Во время своего пребывания в США она быстро завоевала репутацию лидера авангардного движения и получила похвалу за свою работу от анархистского искусствоведа Герберта Рида.
В 1961 году она переехала в студию в то же здание. как Дональд Джадд и скульптор Ева Гессе ; Гессен стал близким другом. В начале 1960-х годов Кусама начал покрывать такие предметы, как лестницы, обувь и стулья, белыми фаллическими выступами. Несмотря на сложность рисунков с микроменеджментом, она создавала их быстро и массово, устанавливая ритм продуктивности, который она до сих пор поддерживает. Она приобрела и другие привычки, например, постоянно фотографироваться с новыми работами и регулярно появляться на публике в своих фирменных стриженных париках и в яркой авангардной моде.
Горошек имеет форму солнца, которое является символом. энергии всего мира и нашей живой жизни, а также формы луны, которая спокойна. Круглый, мягкий, красочный, бессмысленный и бессознательный. Точки в горошек становятся движением... Точки в горошек - это путь к бесконечности.—Яёи Кусама, в манхэттенском самоубийстве
С 1963 года Кусама продолжает серию комнат Зеркало / Бесконечность. В этих сложных инсталляциях с бесконечным зеркалом специально построенные комнаты, облицованные зеркальным стеклом, содержат множество неоновых шаров, висящих на разной высоте над зрителем. Находясь внутри на небольшой платформе, наблюдатель видит, как свет многократно отражается от зеркальных поверхностей, создавая иллюзию бесконечного пространства.
В последующие годы Кусама была чрезвычайно продуктивной, и к 1966 году она уже экспериментировала. с отдельно стоящими инсталляциями размером с комнату, включающими зеркала, свет и музыку. Среди своих друзей и сторонников она считала Джадда и Джозефа Корнелла. Однако она не получала от своей работы финансовой прибыли. Примерно в это же время Кусама регулярно попадала в больницу из-за переутомления, и О'Киф убедила своего дилера Эдит Герберт купить несколько работ, чтобы помочь Кусаме избежать финансовых трудностей. Многие мужчины-художники копировали ее творчество, чем прославили мужчин, но не Кусама. Таким образом, она не могла зарабатывать деньги, которых, по ее мнению, заслуживала. Это разочарование стало настолько сильным, что она попыталась покончить жизнь самоубийством.
В 1960-х Кусама организовывала диковинные мероприятия в заметных местах, таких как Центральный парк и Бруклинский мост, часто с использованием наготы и предназначенного для протеста против войны во Вьетнаме. В одном из них она написала открытое письмо Ричарду Никсону, предлагая заняться с ним сексом, если он остановит войну во Вьетнаме. В период с 1967 по 1969 год она сконцентрировалась на выступлениях, проводившихся с максимальной рекламой, обычно с участием Кусамы, нарисовавшей горошек на своих обнаженных артистках, как в Большой оргии для пробуждения мертвых в Музее современного искусства (1969), которая проходила в Саду скульптур при Музее современного искусства. Музей современного искусства. Во время необъявленного мероприятия восемь исполнителей под руководством Кусамы сняли одежду, вышли обнаженными в фонтан и приняли позы, имитирующие близлежащие скульптуры Пикассо, Джакометти и Майоль.
В 1968 году Кусама председательствовал на проходившей гомосексуальной свадьбе в Церкви Самоуничтожения на Уолкер-стрит, 33 в Нью-Йорке и выступал вместе с Флитвудом Маком и Country Joe and the Fish в Fillmore East в Нью-Йорке. Она открыла студии рисования обнаженными и социальный клуб геев под названием Kusama 'Omophile Kompany (kok).
Нагота, присутствующая в арт-протестах Кусамы, была ужасно постыдной для ее семьи. Это заставило ее почувствовать себя одинокой, и она снова попыталась покончить жизнь самоубийством.
В 1966 году Кусама впервые участвовал в Венецианской биеннале, где проходил 33-й выпуск. Ее Сад Нарциссов состоял из сотен зеркальных сфер на открытом воздухе, которые она называла «кинетическим ковром». Как только произведение было установлено на лужайке перед итальянским павильоном, Кусама, одетая в золотое кимоно, начала продавать каждую отдельную сферу по 1200 лир (2 доллара США), пока организаторы биеннале не положили конец ее предприятию. «Сад Нарцисса» был не только для продвижения художника через СМИ, но и для возможности критики механизации и коммодификации арт-рынка.
Во время своего пребывания в Нью-Йорке у Кусамы было короткое время. отношения с художником Дональдом Джаддом. Затем у нее начались страстные, но платонические отношения с художником-сюрреалистом Джозефом Корнеллом. Она была на 26 лет младше его - они звонили друг другу ежедневно, рисовали друг друга, а он присылал ей персонализированные коллажи. Их долгое сотрудничество продлилось до его смерти в 1972 году.
В 1973 году Кусама вернулась в Японию с плохим здоровьем, где начала писать шокирующе интуитивные и сюрреалистические романы, рассказы и стихи. В 1977 году Кусама попала в больницу для душевнобольных, где в конце концов поселилась на постоянное место жительства. С тех пор она по собственному желанию живет в больнице. Ее студия, в которой она продолжает работать с середины 1970-х, находится недалеко от больницы в Токио. Часто цитируют Кусаму, сказавшую: «Если бы не искусство, я бы давно покончила с собой».
Исходя из этого, она также продолжала создавать произведения искусства в различных средствах массовой информации. как начало литературной карьеры, опубликовав несколько романов, сборник стихов и автобиографию. Ее стиль живописи сместился к использованию ярких акриловых красок на холсте в увеличенном масштабе.
Ее органически абстрактные картины из одной или двух цвета (серия Infinity Nets), которую она начала по прибытии в Нью-Йорк, сравнили с работами Джексона Поллока, Марка Ротко и Барнетта Ньюмана. Когда она уехала из Нью-Йорка, о ней как о художнице практически забыли до конца 1980-х и 1990-х годов, когда ряд ретроспектив возродил международный интерес. Яёи Кусама: ретроспектива была первым критическим обзором Яёи Кусамы, представленным в Центре международного современного искусства (CICA) в Нью-Йорке в 1989 году и организованным Александрой Манро.
После успеха японского павильона На Венецианской биеннале в 1993 году, в великолепной зеркальной комнате, заполненной маленькими тыквенными скульптурами, в которой она находилась в подобранном по цвету костюме фокусника, Кусама создала огромную желтую скульптуру из тыквы, покрытую оптическим узором черные пятна. Тыква стала для нее своеобразным альтер-эго или автопортретом. Более поздняя инсталляция Кусамы «Я здесь, но ничего» (2000–2008) - это просто обставленная комната, состоящая из стола и стульев, посуды и бутылок, кресел и ковриков, однако ее стены вытатуированы сотнями флуоресцентных точек в горошек, светящихся в УФ свет. Результатом является бесконечное бесконечное пространство, в котором стирается личность и все, что находится в комнате.
Сад Нарциссов (2009), Instituto Inhotim, Брумадинью, БразилияМногосоставный парящий рабочий указатель в новое пространство, серия округлых «горбов» красного цвета пожарных машин с белыми точками в горошек был выставлен на озере Панданус. Возможно, одна из самых известных работ Кусамы, различные версии «Сада нарциссов» были представлены по всему миру, включая Le Consortium, Dijon, 2000; Kunstverein Braunschweig, 2003; в рамках Биеннале Уитни в Центральном парке, Нью-Йорк, 2004 г.; и в Jardin de Tuileries в Париже, 2010.
В девятый десяток лет Кусама продолжала работать художницей. Она вернулась к прежним работам, вернувшись к рисованию и живописи; ее работы оставались новаторскими и междисциплинарными, а на выставке 2012 года было представлено несколько работ, написанных акрилом на холсте. Также было показано исследование бесконечного пространства в ее комнатах с зеркалом бесконечности. Обычно это комната в форме куба, облицованная зеркалами, с водой на полу и мерцающими огнями; эти черты предполагают образ жизни и смерти.
В 2015-2016 годах первая ретроспективная выставка в Скандинавии, курируемая Мари Лаурберг, посетила четыре крупных музея региона и открылась в Музее современного искусства Луизианы в Дании. и далее в музей Heine Onstadt, Норвегия, Moderna Museum в Швеции и Художественный музей Хельсинки в Финляндии. Это крупное шоу содержало более 100 объектов и масштабных инсталляций в зеркальной комнате. На нем было представлено несколько ранних работ, которые не были показаны публике с момента их создания, включая презентацию экспериментального дизайна одежды Кусамы 1960-х годов.
Желтая тыква, Наошима (Япония)В 2017 году 50-летняя ретроспектива ее работ открылась в Музее Хиршхорна в Вашингтоне, округ Колумбия. На выставке было представлено шесть комнат с зеркалами бесконечности, и было запланировано посещение пяти музеев в США и Канаде.
25 февраля 2017 года состоялась выставка Кусамы «Вся вечная любовь, которую я испытываю к тыквам», одна из шести частей. в ее Зеркальные комнаты Бесконечности в музее Хиршхорна были временно закрыты на три дня после повреждения одной из светящихся тыквенных скульптур на выставке. Зал площадью 13 квадратных футов (1,2 м), заполненный более чем 60 тыквенными скульптурами, был одной из самых популярных достопримечательностей музея. Эллисон Пек, пресс-секретарь Hirshhorn, заявила в интервью, что в музее «никогда не было выставок с таким спросом посетителей», поскольку в период между его открытием и датой временного закрытия зал посещало в среднем 8000 человек. Хотя в СМИ были противоречивые сообщения о стоимости поврежденной скульптуры и о том, как именно она была сломана, Эллисон Пек заявила, что «отдельная часть не имеет внутренней ценности. Это произведенный компонент для большей части». Выставка была изменена, чтобы восполнить недостающую скульптуру, и Кусама должен был изготовить новую для выставки. Выставка Infinity Mirrors произвела фурор как среди искусствоведов, так и в социальных сетях. Посетители музея поделились 34000 изображений выставки в своих аккаунтах в Instagram, а сообщения в социальных сетях с хэштегом #InfiniteKusama собрали 330 миллионов просмотров, как сообщил Смитсоновский институт на следующий день после закрытия выставки. Работы послужили идеальным фоном для селфи в Instagram, что непреднамеренно добавило перформативности работ.
Также в 2017 году в Токио открылся Музей Яёи Кусамы, где выставлены ее работы.
9 ноября 2019 года выставка Кусамы «Каждый день, я молюсь о любви» была показана в галерее Дэвида Цвирнера до 14 декабря 2019 года. На этой выставке были представлены скульптуры и картины. К выставке издан каталог книг Дэвида Цвирнера, содержащий тексты и стихи художника. На этой выставке также состоялся дебют ее ЗЕРКАЛЬНОЙ КОМНАТЫ БЕСКОНЕЧНОСТИ - ТАНЦУЮЩИЕ ОГНИ, УБИВАЮЩИЕ ВО ВСЕЛЕННУЮ, 2019.
В январе 2020 года Хиршхорн объявила, что представит новые приобретения Кусамы, включая две Зеркальные комнаты Infinity, на выставке предстоящая выставка под названием «Один с вечностью: Яёи Кусама в коллекции Хиршхорна». НазваниеСообщение происходит от открытого письма, которое Кусама написал тогдашнему президенту Ричарду Никсону в 1968 году, в котором он писал: «Давайте забудем себя, дорогой Ричард, и станем единым целым с абсолютом, все вместе в целом».
Куратор Мика Ёситаке заявила, что выставленные работы Кусамы предназначены для, чтобы полностью погрузить человека в накопления, навязчивые идеи и повторения Кусамы. Эти бесконечные, повторяющиеся работы изначально предназначались для устранения навязчивых мыслей Кусамы, но теперь она делится ими со всем миром. Клэр Вун описала один из зеркальных экспонатов Кусамы как способный «... перенести вас в тихий космос, одинокий лабиринт пульсирующего света или в то, что может быть окутывающим внутренностями левиафана, заболевшего корью».
Вызвать эти чувства у аудитории было намеренно. Этот опыт кажется уникальным для ее работы, потому что Кусама хотела, чтобы другие сочувствовали ей в ее беспокойной жизни. Бедатри Д. Чоудху описал, как отсутствие у Кусамы чувства контроля на протяжении всей ее жизни заставляет сознательно или подсознательно контролировать то, как другие воспринимают время и пространство при входе на ее выставки. Это утверждение, похоже, подразумевает, что без травмы, что без травмы, может, и не создавала бы их вовсе. Искусство стало для Кусамы механизмом выживания.
В «Ходячей фигуре» Яёи Кусамы (1966), перформансе, который был задокументирован в серии из восемнадцати цветных слайдов Кусама шел по улицам Нью-Йорка в традиционном японском кимоно, держа в руке зонтик. Кимоно предполагало традиционных роли женщин в японских традициях. Зонтик, однако, выглядел не аутентично, поскольку на самом деле это был черный зонт, выкрашенный в белый цвет снаружи и украшенный искусственными цветами. Кусама шел по незанятым улицам в неизвестном поиске. Затем она повернулась и заплакала без причины, а затем ушла из поля зрения.
Представление, связанное с использованием кимоно, включает стереотипы, с которым сталкиваются американские женщины азиатского происхождения. Однако, как художница-авангардистка, живущая в Нью-Йорке, ее ситуация изменила контекст платья, создаваемое межкультурное влияние. Кусама смогла классифицировала ее, в соответствии с ее белой американской аудиторией классифицировала ее, представав абсурдность культурной категоризации людей в крупнейшем мире плавильном котле.
В 1968 году фильм Кусамы Самоуничтожение, в котором Кусама спродюсировал и снялся, выиграл приз на Четвертом международном конкурсе экспериментальных фильмов в Бельгии и на втором кинофестивале в Мэриленде и второй приз на Анн-Арборе. Кинофестиваль. В 1991 году Кусама снялась в фильме Tokyo Decadence по сценарию и режиссеру Рю Мураками, а в 1993 году она сотрудничала с британским музыкантом Питером Гэбриэлем над инсталляцией. в Йокогама.
В 1968 году Кусама основал Kusama Fashion Company Ltd и начал продавать авангард в «Кусама Корнер» в Bloomingdales. В 2009 году Кусама разработал сотовый телефон в форме сумочки под названием Сумочка для космических путешествий, My Doggie Ring-Ring, телефон с розовыми точками в держателе в форме собаки и телефон с красными и белыми точками внутри зеркальной пунктирной коробки, названной Dots Obsession., «Полное счастье с точками», для бренда «iida» японского гиганта мобильной связи KDDI Corporation. Каждый телефон был ограничен 1000 экземпляров.
В 2011 году Кусама создал обложку для губ ограниченной серии от Lancôme. В том же году она работала с Марком Джейкобсом который посетил ее студию в Японии в 2006 году над линейкой товаров Louis Vuitton, включая изделия из кожи, готовую одежду, аксессуары., обувь, часы и украшения. Продукты стали доступны в 2012 году во всплывающем магазине SoHo , который был украшен выступами в виде щупалец и точками в горошек марки торговой Кусамы. В конце концов, по всему миру были открыты еще шесть всплывающих магазинов. На вопрос о ее сотрудничестве с Марком Джейкобсом Кусама ответила, что «его искреннее отношение к искусству такое же, как и у нее».
В 1977 году Кусама опубликовала сборник стихов и картин под названием 7. Год спустя появился ее первый роман «Манхэттенский наркоман-самоубийца». Между 1983 и 1990 годами она закончила романы «Грот проституток на Кристофер-стрит» (1983), «Сожжение церкви Святого Марка» (1985), «Между небом и землей» (1988), Woodstock Phallus Cutter (1988), Aching Chandelier ( 1989), «Двойное самоубийство в Сакурагазука» (1989) и «Ангелы на Кейп-Коде» (1990), а также несколько выпусков журнала SM Sniper в сотрудничестве с фотографом Нобуёси Араки. В число ее последних писательских усилий входит автобиография Infinity Net, опубликованная в 2003 году, в которой рассказывается о ее жизни, когда она росла в Японии, ее отбытии в США и ее возвращении на родину, где она сейчас проживает. Infinity Net также включает в себя некоторые стихи художницы и фотографии с ее выставок.
На сегодняшний день Кусама выполнил несколько скульптурных работ на открытом воздухе, в основном в виде ярко окрашенных чудовищных растений и цветов, для государственных и частных учреждений, включая Тыква (1994) для Муниципального художественного музея Фукуока ; Призрачные цветы (2002) для; Цумари в цвету (2003) для Станция Мацудай, Ниигата; Тюльпаны де Шангри-Ла (2003) для Euralille в Лилле, Франция; «Тыква» (2006 г.) в Бунка-муре на острове Бенессе в Наосима; Привет, Аньян с любовью (2007) для Аньяна; и «Гимн жизни: тюльпаны» (2007) для парка Беверли Гарденс в Лос-Анджелесе. В 1998 году она реализовала фреску для холла станции метро Gare do Oriente в Лиссабоне. Наряду с этими монументальными работами, она создала небольшие предметы на открытом воздухе, в том числе Ки-Чан и Рю-Чан, пару точечных собак. Все наружные работы отлиты из высокопрочного пластика, армированного стекловолокна, а затем окрашены в уретан до идеального блеска.
В 2010 году Кусама разработала автобус в стиле Town Sneaker, который она назвала Мизутама Ранбу (Дикий танец в горошек) и чей маршрут проходит через ее родной город Мацумото. В 2011 году ей было поручено разработать обложку миллионов карманных карт лондонского метро ; результат получил название «Фестиваль в горошек в Лондоне» (2011). Одновременно с выставкой работ художника в Музее американского искусства Уитни в 2012 году, 37-метровая репродукция картины Кусамы «Желтые деревья» (1994) покрывала здание кондоминиума, строящееся в Мясной округ Нью-Йорка. В том же году Кусама задумала напольную инсталляцию «Тысячи глаз» по заказу новых Судов королевы Елизаветы II, Брисбен.
.
В 1959 году Кусама провела свою первую персональную выставку в Нью-Йорке в галерее Brata, в кооперативе художников. Она показала серию картин в белую сетку, которые с энтузиазмом рецензировал Дональд Джадд (Джадд и Фрэнк Стелла затем приобрели картины с выставки). С тех пор Кусама выставлял работы с Класом Ольденбургом, Энди Уорхолом и Джаспером Джонсом и другими. Выставляясь вместе с европейскими художниками, включая Лючио Фонтана, Пол Бери, Отто Пиене и Гюнтер Юкер, в 1962 году она была единственной художницей. принять участие в широко известной международной групповой выставке Nul (Zero) в Stedelijk Museum в Амстердаме.
Работы Кусамы находятся в собраниях музеев по всему миру, включая Музей современного искусства, Нью-Йорк; Музей искусств округа Лос-Анджелес, Лос-Анджелес; Центр искусств Уокера, Миннеаполис; Художественный музей Феникса, Феникс; Тейт Модерн, Лондон; Stedelijk Museum, Амстердам; Центр Помпиду, Париж; Музей изящных искусств Юты, Солт-Лейк-Сити, Юта; и Национальный музей современного искусства, Токио.
В 2017 году в Хиршхорне открылась пятидесятилетняя ретроспектива работ Кусамы. Музей в Вашингтоне, округ Колумбия. В том же году в Токио был открыт музей Яёи Кусама. Другие крупные ретроспективы ее работ проводились в Музее современного искусства (1998), Музее Уитни (2012) и Тейт Модерн (2012). В 2015 году сайт Artsy назвал Кусаму одним из 10 лучших ныне живущих художников года.
Кусама получил множество наград, в том числе Приз Асахи (2001). ; Орден искусств и литературы (2003 г.); Национальная награда за выслугу лет от Ордена восходящего солнца (2006); и приз за заслуги перед женщинами в области искусства. В октябре 2006 года Кусама стала первой японкой, получившей Praemium Imperiale, одну из высших наград Японии для всемирно признанных художников. Она также получила награды За заслуги перед культурой (2009) и Ango (2014). В 2014 году Кусама была признана самой популярной артисткой года после рекордного количества посетителей, наводнивших ее латиноамериканский тур «Яёи Кусама: бесконечная одержимость». Ежедневно объекты от Буэнос-Айреса до Мехико посещали более 8 500 человек.
восьмидесятилетний мужчина также привлек внимание средств массовой информации благодаря сотрудничеству с Музеем Хиршхорна и Садом скульптур, чтобы сделать ее залы Infinity Mirror 2017 доступными для посетителей с ограниченными возможностями или с ограниченными физическими возможностями; в рамках новой инициативы художественных музеев на площадке были обозначены шесть отдельных залов и предоставлены инвалидам, посещающим выставку, доступ к полной 360-градусной гарнитуре виртуальной реальности, которая позволила им испытать все аспекты помещений, как будто они действительно проходили через них.
Работы Кусамы показали хорошие результаты на аукционах: самые высокие цены на ее работы приходятся на картины конца 1950-х - начала 1960-х годов. По состоянию на 2012 год у ее работ самый высокий оборот среди всех ныне живущих женщин-художников. В ноябре 2008 года Christie's Нью-Йорк продал белую картину Infinity Net 1959 года, ранее принадлежавшую Дональду Джадду, № 2, за 5,1 миллиона долларов США, что на тот момент стало рекордом для живущей художницы. Для сравнения: самая высокая цена за скульптуру из ее нью-йоркских лет - 72 500 фунтов стерлингов (147 687 долларов США), которую можно было получить за комплект из шерсти, макарон, красок и вешалок Golden Macaroni Jacket 1965 года на Sotheby's в Лондоне в октябре 2007 года. Акрил 2006 года на армированной стекловолокном пластмассовой тыкве заработал 264 000 долларов, максимальная цена за одну из ее скульптур, также на Sotheby's в 2007 году. Ее «Пламя жизни - посвященное Ту-Фу» было продано за 960 000 долларов США на Art. Базель / Гонконг в мае 2013 года, самая высокая цена, заплаченная на выставке. Кусама стала самой дорогой из ныне живущих художниц на аукционе, когда White No. 28 (1960) из ее фирменной серии Infinity Nets была продана за 7,1 миллиона долларов на аукционе Christie's в 2014 году.
Викискладе есть медиа, связанные с: Яёи Кусама (категория ) |