Boeing B-29 Superfortress

редактировать
Четырехмоторный американский тяжелый бомбардировщик

B-29 Superfortress
B-29 в полете.jpg
A USAAF B-29 Superfortress
РольСтратегический бомбардировщик, Тяжелый бомбардировщик
ПроизводительBoeing
Первый полет21 сентября 1942 года
Введение8 мая 1944 г.
в отставке21 июня 1960 г.
Статусв отставке (см. Выжившие самолеты )
Основные пользователиВВС США. ВВС США. Королевские ВВС
Произведено1943–1946
Построено3970
Стоимость единицы639 188 долларов США (стоимость прототипа 3 392 396,60 долларов США.)
ВариантыВсе модели. Boeing KB-29 Superfortress. XB-39 Superfortress. Boeing XB-44 Superfortress. Boeing B-50 Superfortress
Разработан вBoeing 377 Stratocruiser. Туполев Ту-4
Сборочный конвейер Boeing в Уичито, Канзас (1944)

Boeing B-29 Superfortress - четырехмоторный ne винтовой тяжелый бомбардировщик, разработанный Boeing и использовавшийся в основном Соединенными Штатами во время Второй мировой войны и корейского Война. Названный отсылкой к своему предшественнику, B-17 Flying Fortress, Superfortress был разработан для высотных стратегических бомбардировок, но также отличался низкими ночными зажигательными бомбардировками и в сбросе морских мин для блокады Японии. B-29 также сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки и стали единственным самолетом, который когда-либо использовал ядерное оружие в бою.

Один из крупнейших самолетов мировой войны. II, в-29 был о состоянии дел в данной области техники технологии, в том числе под давлением кабины, двойной колесный, трехколесным шасси, и аналогового компьютер -управляемая система управления огнем, которая позволяла одному наводчику и командиру управления огнем управлять четырьмя дистанционными пулеметными турелями. Затраты на проектирование и производство в размере 3 млрд долларов (эквивалент 43 млрд долларов сегодня), что намного превышает затраты на Манхэттенский проект в размере 1,9 млрд долларов, сделали программу B-29 самой дорогой за всю войну.

Усовершенствованная конструкция B-29 позволила ему оставаться на вооружении в различных ролях на протяжении 1950-х годов. Этот тип был снят с производства в начале 1960-х годов после того, как их построили 3970 штук.

Некоторые из них использовались в качестве летающих телевизионных передатчиков компанией Stratovision. Королевские ВВС управляли B-29 как Вашингтон до 1954 года.

B-29 был прародителем серии бомбардировщиков, транспортов, заправщиков, разведывательных самолетов Boeing, и кроссовки. B-50 Superfortress с переоборудованным двигателем стал первым самолетом, совершившим беспосадочный кругосветный полет во время 94-часового полета в 1949 году. Boeing C-97 Stratofreighter За авиалайнером, впервые поднявшимся в воздух в 1944 году, в 1947 году последовал его коммерческий вариант авиалайнера, Boeing Model 377 Stratocruiser. Это преобразование от бомбардировщика к авиалайнеру было похоже на эволюцию B-17 / Model 307. В 1948 году компания Boeing представила танкер KB-29, за которым в 1950 году последовала модель 377-производная KC-97. Линейка вариантов Stratocruiser с негабаритными грузами - это Guppy / Mini Guppy / Super Guppy, которые остаются на вооружении НАСА. и другие операторы.

Советский Союз произвел 847 Туполев Ту-4, нелицензионную перепроектированную копию самолета.

Более 20 B-29 остаются статичными дисплеями, но только два, Fifi и Doc, все еще летают.

Содержание
  • 1 Дизайн и разработка
    • 1.1 Размещение оборонительных орудийных турелей
    • 1.2 Герметизация
  • 2 История операций
    • 2.1 Вторая мировая война
      • 2.1.1 Передовая база в Китае
      • 2.1.2 Авиабазы ​​на новых Марианских островах
      • 2.1.3 Атомные бомбы
      • 2.1.4 B-29 в Европе и Австралии
    • 2.2 Советский Туполев Ту-4
    • 2.3 Переход к ВВС США
    • 2.4 Корейская война и послевоенная служба
  • 3 Варианта
  • 4 Операторы
  • 5 Выжившие самолеты
  • 6 Авиационные происшествия и инциденты
  • 7 Технические характеристики (B-29)
  • 8 Примечательные выступления в СМИ
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
    • 10.1 Примечания
    • 10.2 Ссылки
    • 10.3 Библиография
  • 11 Внешние ссылки
Проектирование и разработка

До Второй мировой войны Армейский авиационный корпус США пришел к выводу, что Boeing B-17 Flying Fortress, который будет основным стратегическим бомбардировщиком американцев во время войны, будет неадекватным. для Pacific Theater, для которого требовался бомбардировщик, способный нести большую полезную нагрузку на расстояние более 3000 миль.

Длина размаха крыла 141 фут (43 м) самолета Boeing B-29 Superfortress Базирующееся в поле Дэвис-Монтан ярко проиллюстрировано здесь облачными горами Санта-Каталина в качестве контрастного фона. Два больших самолета оливкового цвета пролетают над сельскохозяйственными угодьями. YB-29 Superfortress в полете. 1000-й B -29 Церемония поставки на завод Boeing в Уичито в феврале 1945 года.

В ответ на это Boeing начал работу над бомбардировщиками дальнего действия с наддувом в 1938 году. Проектные исследования Boeing для модели 334 были производной от модели 334 под давлением. 339>Boeing B-17 Flying Fortress с шасси с носовым колесом. Хотя у авиакорпуса не было денег на разработку, Boeing продолжал разработку за счет собственных средств в качестве частного предприятия. В апреле 1939 года Чарльз Линдберг убедил генерала Генри Х. Арнольда производить в больших количествах новый бомбардировщик, чтобы противостоять производству немцев. В декабре 1939 года авиационный корпус выпустил официальную спецификацию так называемого «супербомбардировщика», который мог доставить 20 000 фунтов (9 100 кг) бомб к цели на расстоянии 4292 км (2667 миль) и со скоростью 400 миль в час (640 км). /час). Предыдущие частные венчурные исследования Boeing послужили отправной точкой для его ответа на эту спецификацию.

Boeing представил свою модель 345 11 мая 1940 года, конкурируя с проектами Consolidated Aircraft (Model 33, позже стал B-32 ), Lockheed (Lockheed XB-30 ) и Douglas (Douglas ХВ-31 ). Дуглас и Lockheed вскоре отказались от работы над своими проектами, но Boeing получил заказ на два летающих прототипа, получивших обозначение XB-29, и планер для статических испытаний 24 августа 1940 года. исправлено: 14 декабря добавлен третий летающий самолет. Consolidated продолжала работать над своей моделью 33, так как авиационный корпус рассматривал ее как запасной вариант на случай возникновения проблем с конструкцией Boeing. В мае 1941 г. компания Boeing получила первоначальный заказ на производство 14 служебных испытательных самолетов и 250 серийных бомбардировщиков, а в январе 1942 г. это число было увеличено до 500 самолетов. Для прочности B-29 имел конструкцию фюзеляжа с круглым поперечным сечением. Необходимость создания избыточного давления в зоне кабины также привела к тому, что B-29 стал одним из очень немногих американских боевых самолетов Второй мировой войны, имевших бесступенчатую конструкцию кабины, без отдельного лобового стекла для пилотов.

Производство B-29 было сложной задачей. В нем участвовали четыре завода по основной сборке: пара заводов Boeing в Рентоне, штат Вашингтон (Boeing Renton ), и Уичито, Канзас (ныне Spirit AeroSystems ), завод Bell в Мариетта, Джорджия около Атланты («Белл-Атланта»), и Martin завод в Омахе, Небраска («Мартин-Омаха» - Оффатт Филд ). В проекте были задействованы тысячи субподрядчиков. Первый прототип совершил свой первый полет с Boeing Field, Сиэтл 21 сентября 1942 года. Сочетание высокотехнологичной конструкции самолета, сложных требований, огромной нагрузки на производство и поспешных разработок вызвали неудачи. Второй прототип, который, в отличие от невооруженного первого, был оснащен системой оборонительного вооружения Sperry с дистанционно управляемыми турелями с перископами, совершил первый полет 30 декабря 1942 г., этот полет был прерван из-за серьезного возгорания двигателя. 18 февраля 1943 года второй прототип, вылетевший из Боинг Филд в Сиэтле, подвергся возгоранию двигателя и разбился. В результате авиакатастрофы погиб пилот-испытатель Boeing Эдмунд Т. Аллен и его команда из 10 человек, 20 рабочих мясокомбината Frye Meat Packing и пожарный Сиэтла. Изменения в производственном корабле происходили так часто и так быстро, что в начале 1944 года B-29 летели с производственных линий прямо на склады модификаций для масштабных перестроек с учетом последних изменений. Контрактные на AAF центры модификации и собственная система аэродрома изо всех сил пытались справиться с объемом требований. На некоторых объектах не хватало ангаров, способных разместить гигантский B-29, что требовало наружных работ в морозную погоду, что еще больше откладывало необходимые модификации. К концу 1943 года, хотя было поставлено почти 100 самолетов, только 15 летали. Это побудило генерала Хэпа Арнольда вмешаться для решения проблемы: производственный персонал был отправлен с заводов в центры модификации, чтобы ускорить получение достаточного количества самолетов для оснащения первых бомбовых групп в то, что стало известно как «битва при Канзасе ». В результате за пять недель с 10 марта по 15 апреля 1944 г. было модернизировано 150 самолетов.

Наиболее частой причиной головных болей при обслуживании и катастрофических отказов были двигатели. Хотя дуплекс-циклон Wright R-3350 радиальные двигатели впоследствии стали надежной рабочей лошадкой в ​​больших самолетах с поршневыми двигателями, ранние модели столкнулись с опасными проблемами надежности. Эта проблема не была полностью решена до тех пор, пока самолет не был оснащен более мощным Pratt Whitney R-4360 "Wasp Major" в программе B-29D / B-50, которая прибыла. слишком поздно для Второй мировой войны. Временные меры включали в себя манжеты на лопастях гребного винта для отвода большего потока охлаждающего воздуха во впускные отверстия, на которых были установлены перегородки для направления потока воздуха на выпускные клапаны. Также увеличен поток масла к клапанам, установлены асбестовые перегородки вокруг резиновых толкателей фитингов для предотвращения утечки масла, проведены тщательные предполетные проверки для обнаружения незакрепленных клапанов, а также частую замену пяти верхних цилиндров (каждые 25 часов работы двигателя) и всех двигателей (каждые 75 часов).

Пилоты, включая нынешних пилотов Памятных ВВС Fifi, один из двух последних оставшихся летающих B-29, описывает полет после взлета как неотложную борьбу за воздушную скорость (как правило, полет после взлета должен состоять из стремления к высоте). Радиальные двигатели нуждаются в потоке воздуха, чтобы они охлаждались, и если не набрать скорость как можно скорее, это может привести к отказу двигателя и риску возгорания. Один из полезных методов заключался в проверке магнето уже на взлете, а не во время обычного статического разгона двигателя перед взлетом.

Внутренняя фотография задней герметичной кабины B-29 Superfortress, июнь 1944 г.

В военное время, B-29 был способен летать на высоте до 31 850 футов (9710 м) со скоростью до 350 миль в час (560 км / ч) (истинная скорость ). Это была его лучшая защита, потому что японские истребители с трудом могли достичь этой высоты, и немногие могли догнать B-29, даже если они действительно достигли этой высоты. Только самое тяжелое из зенитных орудий могло достичь его, и поскольку силы Оси не имели бесконтактных взрывателей, поражающих или повреждающих самолет с земли в Бой оказался трудным.

Позиционирование оборонительных орудийных турелей

Хвостовое вооружение, B-29 Superfortress, Аэрокосмический музей Хилла. Блистер прицельной станции наводчика

Система центрального управления огнем General Electric на B- 29 управлял четырьмя дистанционно управляемыми турелями, вооруженными двумя пулеметами .50 Browning M2 каждая. Все орудия наводились оптическим способом с расчетом наведения по аналоговым электрическим приборам. Было пять связанных между собой прицельных станций, расположенных в носовой и хвостовой частях, и три блистера из плексигласа в центральной части фюзеляжа. Пять аналоговых компьютеров General Electric (по одному для каждого прицела) повысили точность оружия за счет компенсации таких факторов, как скорость полета, опережение, сила тяжести, температура и влажность.. Компьютеры также позволяли одному наводчику управлять двумя или более турелями (включая хвостовые орудия) одновременно. Наводчик на верхнем посту выполнял функции начальника управления огнем, управляя распределением башен между другими наводчиками во время боя. В хвостовой позиции изначально располагались два пулемета Браунинг калибра.50 и одна 20-мм пушка М2. Позднее с самолетов удалили 20-мм пушку и иногда заменяли ее третьим пулеметом.

В начале 1945 года генерал-майор Кертис Лемей, командир XXI бомбардировочного командования - базирующаяся на Марианских островах бомбардировочная группа B-29 приказала снять большую часть оборонительного вооружения и дистанционно управляемое прицельное оборудование с находящихся под его командованием B-29. Затронутый самолет имел такую ​​же уменьшенную оборонительную огневую мощь, как и планер Silverplate B-29, предназначенный для доставки ядерного оружия, и в результате этого изменения мог нести большее количество топлива и бомб. Облегчение оборонительного вооружения стало возможным благодаря переходу от высотных дневных бомбардировок фугасными бомбами к маловысотным ночным налётам с использованием зажигательных бомб. Как следствие этого требования Bell Atlanta (BA) произвела серию из 311 B-29B, у которых не было турелей и прицельного оборудования, за исключением хвостового положения, которое было оснащено РЛС управления огнем AN / APG-15. Эта версия могла также иметь улучшенную РЛС дальнего обзора APQ-7 «Орел», установленную в обтекателе в форме крыла под фюзеляжем. Большая часть этих самолетов находилась в составе 315-го бомбардировочного крыла, Северо-Западное месторождение, Гуам.

Герметизация

Экипаж впервые в бомбардировщике будет наслаждаться комфортом полного герметизации. Эта первая в истории система давления в кабине серийного бомбардировщика союзников была разработана для B-29 Garrett AiResearch. И передний, и задний отсек экипажа должны были герметизироваться, но конструкторы должны были решить, будут ли бомбовые отсеки без давления или полностью герметичный фюзеляж, в котором необходимо сбросить давление перед открытием двери бомбоотсеков. Решение заключалось в том, чтобы бомбоотсекатели не находились под давлением, а также длинный туннель, соединяющий переднее и заднее отсеки экипажа. Экипажи могли использовать туннель, если необходимо переползти из одного герметичного отсека в другой.

История операций

Вторая мировая война

Радиус действия баз B-29. Boeing B-29 Superfortress B-29 из 16-й бомбардировочной группы во время Второй мировой войны в 1944 г. Enola Gay, Silverplate версия Boeing B -29 Высадка в Суперфортресс после доставки Маленького мальчика над Хиросимой

В сентябре 1941 года в планах ВВС армии США по ведению войны против Германии и Японии было предложено разместить B-29 в Египте для операций против Германии. Британские авиабазы, вероятно, были переполнены. Планирование ВВС на протяжении 1942 года и в начале 1943 года по-прежнему предусматривало развертывание B-29 против Германии, переброску в Тихий океан только после окончания войны в Европе. Однако к концу 1943 года планы изменились, отчасти из-за задержек производства, и B-29 был предназначен для Тихоокеанского театра. Новый план, реализованный по указанию президента Франклина Д. Рузвельта в качестве обещания Китаю, названный Операция Маттерхорн, предусматривает развертывание подразделений B-29 для нападения на Японию с четырех передовых баз в южный Китай, с пятью основными базами в Индии, и атаковать другие цели в регионе из Китая и Индии по мере необходимости. Регион Чэнду был в конечном итоге выбран вместо региона Гуйлинь, чтобы избежать необходимости поднимать, оснащать и обучать 50 китайских дивизий для защиты передовых баз от японских наземных атак. XX Бомбардировочное командование, изначально предназначавшееся как два боевых крыла по четыре группы в каждом, было сокращено до одного крыла из четырех групп из-за отсутствия самолетов, что автоматически ограничивало эффективность любых атак из Китая..

Это был чрезвычайно дорогостоящий план, поскольку между Индией и Китаем не было наземного сообщения, и все поставки приходилось доставлять через Гималаи либо транспортными самолетами, либо B -29s, причем с некоторых самолетов сняли броню и оружие и использовали для доставки топлива. B-29 начали прибывать в Индию в начале апреля 1944 года. Первый полет B-29 на аэродромы в Китае (над Гималаями, или «Горб ») состоялся 24 апреля 1944 года. Первый боевой вылет B-29 был выполнен 5 июня 1944 года, когда 77 из 98 B-29, запущенных из Индии, бомбили железнодорожные цеха в Бангкоке и других местах в Таиланде. Во время миссии было потеряно пять B-29, ни один из них не попал под огонь противника.

Передовая база в Китае

5 июня 1944 года B-29 совершили налет на Бангкок, где сообщается как испытание перед развертыванием на японских домашних островах. Источники не сообщают, откуда они были запущены, и различаются в зависимости от числа задействованных - 77, 98 и 114. Целями были Мемориальный мост Бангкока и крупная электростанция. Бомбы упали на расстоянии более двух километров, не повредили ни одно гражданское здание, но разрушили несколько линий трамвая и разрушили как японский военный госпиталь, так и штаб-квартиру японской тайной полиции. 15 июня 1944 года 68 B-29 взлетели с баз в окрестностях Чэнду, 47 B-29 бомбили Императорский металлургический завод в Yawata, префектура Фукуока, Япония. Это была первая атака на японские острова после рейда Дулиттла в апреле 1942 года. Во время этого рейда произошли первые боевые потери B-29: один B-29 был уничтожен на земле японскими истребителями после аварийной посадки. в Китае один погиб в результате зенитного огня над Яватой, а другой, ракета Стокетта (после капитана Марвина М. Стокетта, командующего самолетом) B-29-1-BW 42-6261, исчез после взлета из Чакулии, Индия, над Гималаями (12 KIA, 11 членов экипажа и один пассажир). Этот налет, который нанес незначительный урон цели, и только одна бомба поразила целевой заводской комплекс, почти исчерпал запасы топлива на базах В-29 в Чэнду, что привело к замедлению операций до тех пор, пока запасы топлива не могли быть пополнены. Начиная с июля, налеты на Японию с китайских аэродромов продолжались с относительно небольшой интенсивностью. Япония подверглась бомбардировке:

  • 7 июля 1944 г. (14 B-29)
  • 29 июля (70+)
  • 10 августа (24)
  • 20 августа (61)
  • 8 сентября (90)
  • 26 сентября (83)
  • 25 октября (59)
  • 12 ноября (29)
  • 21 ноября (61)
  • 19 декабря (36)
  • 6 января 1945 г. (49)

К концу января 1945 г. B-29 были сняты с аэродромов в Китае. В предыдущий период из Китая и Индии были совершены налеты B-29 по многим другим целям по всей Юго-Восточной Азии, включая серию рейдов на Сингапур и Таиланд. 2 ноября 1944 года 55 B-29 совершили налет на сортировочные станции Бангкока Банг Сью в ходе крупнейшего рейда войны. Семь RTAF Накадзима Ки-43 Хаябуса из Фунг Бин (авиагруппа) 16 и 14 IJAAF Ki-43 предприняли попытку перехвата. Подполковник RTAF Тердсак Воррасап атаковал B-29, повредив его, но был сбит ответным огнем. Один B-29 был потерян, возможно, тот, который был поврежден лейтенантом Тердсаком. 14 апреля 1945 года в результате второго налета B-29 на Бангкок были уничтожены две ключевые электростанции, и это была последняя крупная атака, проведенная против тайских целей. Усилия B-29 были постепенно перенесены на новые базы на Марианских островах в Центральной части Тихого океана, с последним боевым вылетом B-29 из Индии 29 марта 1945 года.

B-29A-30-BN, 42-94106, на дальнем задании.

Авиабазы ​​на новых Марианских островах

Помимо логистических проблем, связанных с операциями из Китая, B- 29 могли достичь только ограниченной части Японии, вылетая с китайских баз. Решение этой проблемы заключалось в захвате Марианских островов, в результате чего такие цели, как Токио, находились примерно в 2400 км к северу от Марианских островов в пределах досягаемости атак B-29. В декабре 1943 года Объединенный комитет начальников штабов согласился захватить Марианские острова.

Войска США вторглись на Сайпан 15 июня 1944 года. Несмотря на японскую военно-морскую контратаку, которая привела к битве при Филиппинское море и тяжелые бои на суше, Сайпан был захвачен к 9 июля. Затем последовали операции против Гуама и Тиниана, все три острова были захвачены к августу.

Морские строительные батальоны (Сибис ) сразу начали строительство авиабазы, подходящие для B-29, начинающиеся еще до окончания наземных боев. Всего было построено пять крупных аэродромов: два на плоском острове Тиниан, один на Сайпан и два на Гуам. Каждый был достаточно большим, чтобы в конечном итоге разместить бомбовое крыло, состоящее из четырех групп бомб, что давало в общей сложности 180 B-29 на каждый аэродром. Эти базы могли поставляться с кораблей и, в отличие от баз в Китае, не были уязвимы для атак японских сухопутных войск.

Базы стали стартовыми площадками для крупных рейдов B-29 против Японии в последний год войны. Первый B-29 прибыл на Сайпан 12 октября 1944 года, а первый боевой вылет оттуда был выполнен 28 октября 1944 года, когда 14 B-29 атаковали атолл Трук. 73-е бомбардировочное авиакрыло совершило первый вылет против Японии с баз на Марианских островах 24 ноября 1944 года, отправив 111 B-29 для атаки Токио. Для этой первой атаки на японскую столицу после рейда Дулитла в апреле 1942 года 73-е бомбовое крыло командир крыла бригадный генерал Эмметт О'Доннелл-младший. был командиром миссии на B-29 Dauntless Dotty.

Кампания зажигательных налетов началась с бомбардировки Кобе 4 февраля 1945 года, а затем достигла своего пика в результате самых разрушительных бомбардировок. Рейд в истории (даже с учетом более поздних ядерных атак на Хиросиму и Нагасаки с помощью самолетов Silverplate) в ночь с 9 на 10 марта 1945 года на Токио. С тех пор набеги усилились, и продолжались регулярно до конца войны. Атакам удалось разрушить большинство крупных японских городов (за исключением Киото и некоторых других) и нанести серьезный ущерб военной промышленности Японии. Минирование японских портов и судоходных путей (Операция «Голод ), проводившееся бомбардировщиками B-29 с апреля 1945 года, хотя и менее признано общественностью, но уменьшило способность Японии поддерживать свое население и перемещать свои войска.

Атомные бомбы

Возможно, самыми известными B-29 были шестьдесят пять экземпляров серии Silverplate, которые были модифицированы для сбрасывания атомных бомб. У них также были лишены всех орудий, кроме хвостового, чтобы иметь более легкий самолет. Самолеты Silverplate были вручную отобраны подполковником Полом Тиббетсом для миссии прямо со сборочного конвейера на заводе в Омахе, который должен был стать базой ВВС Оффатт. Бомбардировщики Silverplate отличались от других B-29, которые тогда находились на вооружении, наличием системы впрыска топлива и реверсивного винта. Пилот Чарльз Суини считает, что двусторонние опоры спасли Бокскара после аварийной посадки на Окинаве после бомбардировки Нагасаки.

Энола Гей, пилотируемая Тиббетсом, сбросила первую бомбу под названием Маленький мальчик, Хиросима 6 августа 1945 года. Enola Gay полностью восстановлена ​​и выставлена ​​в Смитсоновском Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи, недалеко от аэропорта Даллес в Вашингтоне, округ Колумбия Бокскар три дня спустя сбросили вторую бомбу под названием Толстяк на Нагасаки. Бокскар выставлен в Национальном музее ВВС США.

. После капитуляции Японии, названной Днем Победы, B-29 использовались для других целей. Некоторые снабжали военнопленных едой и другими предметами первой необходимости, сбрасывая бочки с пайками в лагеря японских военнопленных. В сентябре 1945 года был осуществлен дальний перелет в целях связи с общественностью: генералы Барни М. Джайлз, Кертис ЛеМэй и Эммет О'Доннелл-младший пилотировал три специально модифицированных B-29 с авиабазы ​​Титосэ в Хоккайдо в муниципальный аэропорт Чикаго, продолжая путь до Вашингтона, округ Колумбия, самого дальнего Беспосадочное расстояние (около 6400 миль), пролетевшее к этой дате на самолетах ВВС США, и первый беспосадочный рейс из Японии в Чикаго. Два месяца спустя полковник Кларенс С. Ирвин командовал другим модифицированным B- 29, Pacusan Dreamboat, совершивший мировой рекорд дальнего перелета из Гуама в Вашингтон, округ Колумбия, преодолев 7 916 миль (12740 км) за 35 часов, с полной взлетной массой 155 000 фунтов (70 000 кг). Почти год спустя, в октябре 1946 года, тот же самый B-29 пролетел без остановок 9 422 мили от острова Оаху, Гавайи, до Каира, Египет, менее чем за 40 часов, продемонстрировав возможность направления авиалиний над полярной ледяной шапкой.

B-29 в Европе и Австралии

Royal Air Force Washington B.1 из No. 90-я эскадрилья RAF, базирующаяся в RAF Marham

Хотя B-29 рассматривался для других театров военных действий и кратко оценивался в Великобритании, B-29 использовался исключительно во время Второй мировой войны на Pacific Theater. Использование YB-29-BW 41-36393, так называемого Hobo Queen, одного из служебных испытательных самолетов, облетавших несколько британских аэродромов в начале 1944 года, было частью программы «дезинформации» из-за его упоминания в опубликованном американцами Штерненбаннер Пропагандистский буклет на немецком языке из Дня високосного года в 1944 году, предназначенный для распространения в Рейхе с намерением обмануть немцев, заставив поверить в то, что B-29 будет использоваться для Европа.

Американские программы послевоенной военной помощи предоставили ВВС Великобритании достаточно сил супердержавы для оснащения нескольких эскадрилий бомбардировочного командования ВВС Великобритании. Самолет был известен как Washington B.1 на вооружении Королевских ВВС и служил с марта 1950 года до тех пор, пока последние бомбардировщики не были возвращены в начале 1954 года. Поэтапный отказ был вызван поставками бомбардировщиков English Electric Canberra. Три Вашингтона, модифицированные для ELINT, и стандартная версия бомбардировщика, используемая для поддержки No. 192 эскадрильи RAF были списаны в 1958 году, их заменили самолеты de Havilland Comet.

Два британских самолета Washington B.1 были переданы Королевским австралийским ВВС (RAAF) в 1952 году. Они были прикреплены к Группе исследований и разработок самолетов и использовался в испытаниях, проводимых от имени британского министерства снабжения. Оба самолета были сданы на хранение в 1956 году и были проданы на металлолом в 1957 году.

Советский Туполев Ту-4

Туполев Ту-4 в Монино музей

В конце Вторая мировая война, советские разработки современных четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков отставали от западных. Петляков Пе-8 - единственный тяжелый бомбардировщик ВВС СССР - впервые совершил полет в 1936 году. Предназначался для замены устаревшего Туполева ТБ-3, К концу Второй мировой войны было построено всего 93 Пе-8. В 1944 и 1945 годах четыре B-29 совершили вынужденную посадку на советской территории после бомбардировок Японской Маньчжурии и Японии. В соответствии с советским нейтралитетом в войне на Тихом океане, бомбардировщики были интернированы Советским Союзом, несмотря на американские просьбы об их возвращении. Вместо того, чтобы вернуть самолет, Советы перепроектировали американские B-29 и использовали их в качестве образца для Ту-4.

31 июля 1944 г. Ramp Tramp (серийный номер 42-6256) ВВС США 462-я (очень тяжелая) бомбовая группа была перенаправлена ​​в Владивосток, Россия, после двигатель вышел из строя, и винт не мог быть опорой. Этот B-29 был частью налета 100 самолетов на японский сталелитейный завод Showa в Аншане, Маньчжурии. 20 августа 1944 года Каит Паомат (42-93829), летевший из Чэнду, был поврежден зенитной артиллерией во время налета на металлургический завод Явата. Из-за полученных повреждений экипаж решил уйти в Советский Союз. Самолет разбился в предгорьях Сихотэ-Алиня к востоку от Хабаровска после того, как экипаж спасся.

11 ноября 1944 года во время ночного налета на Омуру в Кюсю, Япония, генерал Х. Х. Арнольд Спешл (42-6365) был поврежден и был вынужден уйти во Владивосток в Советском Союзе. Экипаж интернирован. 21 ноября 1944 года Дин Хао (42-6358) был поврежден во время налета на авиазавод в Омуре и был вынужден уйти во Владивосток.

Интернированным экипажам этих четырех B-29 было разрешено бежать в оккупированный американцами Иран в январе 1945 года, но ни один из B-29 не был возвращен после того, как Сталин приказал Туполеву ОКБ исследовать и скопировать Б-29 и в кратчайшие сроки изготовить проект, готовый к серийному производству.

Потому что алюминий в СССР поставлялся в калибрах, отличных от тех, что доступны в США (метрическая vs Imperial), весь самолет пришлось тщательно модернизировать. Кроме того, Туполев заменил свои излюбленные профили крыльев на те, которые использовались в Boeing, поскольку у самих Советов уже был собственный Wright R-1820 - производный 18-цилиндровый радиальный двигатель Швецов АШ-73 сравнимой мощности и рабочего объема с радиальными цилиндрами Duplex Cyclone B-29, доступными для их конструкции. В 1947 году Советский Союз представил как Туполев Ту-4 (NATO ASCC, кодовое имя Bull), так и транспортный вариант Ту-70. На многих более поздних бомбардировщиках и транспортных средствах Советы использовали позиции стрелков-стрелков, аналогичные B-29.

Переход к ВВС США

Производство B-29 было прекращено после Второй мировой войны. последний экземпляр был построен на заводе Boeing в Рентоне 28 мая 1946 года. Многие самолеты были отправлены на хранение, были объявлены избыточными запасами и в конечном итоге были списаны как излишки. Другие оставались в активном составе и оснащали Стратегическое авиационное командование, когда оно было сформировано 21 марта 1946 года. В частности, модифицированный самолет "Silverplate" 509-й составной группы оставался единственным самолетом, способным доставить атомную бомбу., и поэтому подразделение участвовало в серии испытаний Operation Crossroads, где 1 июля 1946 года B-29 Dave's Dream сбросил бомбу типа "Толстяк" в Test Able.

Некоторые В-29, оборудованные лопатками для отбора проб с фильтром, использовались для наблюдения за наземными испытаниями ядерного оружия в США и СССР путем отбора проб радиоактивного загрязнения. The USAF also used the aircraft for long-range weather reconnaissance (WB-29), for signals intelligence gathering (EB-29) and photographic reconnaissance (RB-29).

Korean War and postwar service

A photo-reconnaissance B-29 that crashed on final approach to Iruma Air Base, Japan, after an attack by MiG-15 pilot Major Bordun over the Yalu River. Five crew died. The tail gunner claimed to have shot down a MiG, but both attacking MiGs returned to base (9 November 1950) A 307th Bomb Group B-29 bombing a target in Korea, c. 1951.

The B-29 was used in 1950–53 in the Korean War. At first, the bomber was used in normal strategic day-bombing missions, though North Korea's few strategic targets and industries were quickly destroyed. More importantly, in 1950 numbers of Soviet MiG-15 jet fighters appeared over Korea, and after the loss of 28 aircraft, future B-29 raids were restricted to night-only missions, largely in a supply-interdiction role.

The B-29 dropped the 1,000-lb VB-3 "Razon" (a range-controllable version of the earlier Azon guided ordnance device) and the 12,000 lb. VB-13 "Tarzon " MCLOS radio-controlled bombs in Korea, mostly for demolishing major bridges, like the ones across the Yalu River, and for attacks on dams. The aircraft also was used for numerous leaflet drops in North Korea, such as those for Operation Moolah.

A Superfortress of the 91st Strategic Reconnaissance Squadron flew the last B-29 mission of the war on 27 July 1953.

Over the course of the war, B-29s flew 20,000 sorties and dropped 200,000 tonnes (180,000 tons) of bombs. B-29 gunners were credited with shooting down 27 enemy aircraft. In turn 78 B-29 were lost; 57 B-29 and reconnaissance variants were lost in action and 21 were non-combat losses.

Soviet records show that one MiG-15 jet fighter was shot down by a B-29 during the war. This occurred on 6 December 1950, when a B-29 shot down Lieutenant N. Serikov.

With the arrival of the mammoth Convair B-36, the B-29 was reclassified as a medium bomber byВВС. Однако более поздний вариант B-50 Superfortress (первоначально обозначенный B-29D ) был достаточно хорош для выполнения вспомогательных функций, таких как спасение в воздухе и море, радиоэлектронная разведка. сбор, дозаправка в воздухе и метеорологическая разведка.

B-50D был заменен в начале 1950-х на Boeing B-47 Stratojet, который в свою очередь был заменен на Boeing B-52 Stratofortress. Последние действующие варианты KB-50 и WB-50 были выведены из эксплуатации в середине 1960-х годов, а последний образец был снят с вооружения в 1965 году. Всего было построено 3970 B-29.

Варианты
Bell X-1 и его базовый корабль B-29

Варианты B-29 были внешне похожи по внешнему виду, но на самом деле были построены на разных центральных секциях крыла, которые сказались размеры размаха крыльев. Крыло построенного Рентоном B-29A-BN использовало другой процесс сборки и было на фут длиннее в размахе. Построенный в Грузии B-29B-BA был меньше весил за счет сокращения вооружения. Запланированная серия C с более надежными R-3350 не была построена.

Кроме того, изменились пакеты двигателей; включая тип гребных винтов и диапазон переменного шага. Заметным примером были возможные 65 планеров (до конца 1947 года) для спецификации Silverplate и имени преемника "Saddletree"; построен для Манхэттенского проекта с гребными винтами с реверсивным шагом Curtiss Electric.

Другие различия возникли из-за добавленного оборудования для различных миссий. Эти роли включали грузовых перевозчиков (CB); спасательный самолет (СБ); метеорологические корабли (WB); и тренеры (ТБ); и воздушные танкеры (КБ).

Некоторые из них использовались для необычных целей, таких как летающие ретрансляционные телевизионные передатчики под названием Stratovision.

WB-29A из 53-й метеорологической разведывательной эскадрильи в 1954 году с наблюдательной станцией на крыше фюзеляжа

B-29D постепенно привел к XB-44 и семейству B-50 Superfortress (который был оснащен четырьмя двигателями мощностью 3500 л.с. (2600 кВт) Pratt Whit ней Р-4360 -35 Оса Основные двигатели).

Другая роль заключалась в качестве корабля-носителя. Сюда входило приспособление для перевозки экспериментальных самолетов истребителей-паразитов, таких как McDonnell XF-85 Goblin и Republic F-84 Thunderjets в режиме блокировки полета и офф. Он также использовался для разработки программы бортового раннего предупреждения ; он был предком различных современных самолетов-радиолокаторов. B-29 с оригинальными силовыми установками Wright Duplex Cyclone использовался для запуска в знаменитого сверхзвукового исследовательского реактивного реактивного самолета Bell X-1, а также ракет Cherokee для испытаний на выброс сиденья.

Некоторые B-29 были модифицированы для использования в качестве испытательных стендов для различных новых систем или особых условий, включая системы управления огнем, операции в холодную погоду и различные конфигурации вооружения. Несколько переоборудованных B-29 были использованы для экспериментов с дозаправкой в ​​воздухе и переименованы в KB-29s. Пожалуй, самые важные испытания были проведены на XB-29G ; он нес прототип реактивных двигателей в бомбоотсеке и спуск их в воздушный поток для измерения измерений.

Операторы
Австралия
Великобритания
  • Royal Air Force (87 предоставлены ВВС США в аренду как Вашингтон B.1)
США
Советский Союз
  • Советские ВВС (три B-29 USAAF совершили вынужденную посадку в СССР во время Второй мировой войны и так и не вернулись; их перепроектировали, чтобы сделать советский Туполев Ту-4 Бомбардировщик "Бык".)
Уцелевший самолет
Два оставшихся летающих B-29: FIFI (вверху) и Doc (внизу)

Двадцать два В-29 хранятся в различных музеях по всему миру, в том числе два летающих экземпляра: FIFI, принадлежащий Мемориальным ВВС, и Doc, принадлежащий Доку. Друзья. Док совершил свой первый за 60 лет полет из Уичито, штат Канзас, 17 июля 2016 года. ра на хранении или в процессе восстановления, восьми частичных планеров на хранении или в процессе восстановления и четырех известных мест крушения.

Три из Silverplate B-29, модифицированных для сброса ядерных бомб, выжили. Энола Гей (носовой номер 82), на которой была сброшена первая атомная бомба, был полностью восстановлен и выставлен в Смитсоновском Центре Стивена Ф. Удвара-Хейзи. из национального музея авиации и космонавтики возле международного аэропорта Даллес в 2003 году. B-29, сбивший Толстяка на Нагасаки, Бокскар (нос номер 77) восстановлен и выставлен в Национальном музее ВВС США на Авиазе Райт-Паттерсон в Дейтоне, Огайо. Третий - 15-й Серебряный знак, который будет доставлен в последний день войны на Тихом океане. Он выставлен в Национальном музее ядерной науки и истории в Альбукерке, штат Нью-Мексико, на нем изображена копия ядерной бомбы Марк-3 «Толстяк».

B-29 «Это дикий Хог» в Имперском военном музее, Даксфорд

Только два из 22 музеяных самолетов находятся за пределами Штатов: это Хог Уайлд в Имперском военном музее в Даксфорде и еще один в Аэрокосмический музее КАИ в Сачоне, Южная Корея.

Несчастные случаи и происшествия
Мемориал в Мемориале ветеранов Аляски жертвы авиакатастрофы B-29 в горах Талкитна в 1957 году.

Несчастные случаи и инциденты с участием B-29 включают:

  • крушение B-29 около Кловиса, Нью-Мексико, вечером в пятницу, 10 ноября 1944 г. Все 15 членов экипажа погибли.
  • Катастрофа В-29 на Уэйкроссе в 1948 году, в результате которой Соединенные Штаты против Рейнольдса иск в отношении Привилегии Государственные тайны
  • Крушение Боинга B-29 на озере Мид в 1948 году.
  • Катастрофа 3 ноября 1948 года на Бликлоу болото, Англия. 65>
  • 11 апреля 1950 г. B-29 вылетел из базы ВВС Киртланд в 21:38 и врезался в гору на База Манзано примерно через три минуты, погибла команда. Детонаторы были установлены в ядерной бомбе на самолете. Ящик с бомбой был разрушен, и в результате пожара бензина сгорело некоторое количество фугасных материалов. Другие части несгоревшего ОФ были разбросаны по обломкам. Четыре запасных детонатора в сумке для переноски были извлечены неповрежденными. Не было никаких проблем с загрязнением или восстановлением. Восстановленные компоненты были возвращены в Комиссию по атомной энергии. И оружие, и капсула с ядерным взрывом находились на борту самолета, но капсула не была вставлена ​​в бомбу по соображениям безопасности, поэтому ядерный взрыв был невозможен.
  • 1953 "Tip Tow" авария, Пеконик-Бэй, штат Нью-Йорк.
Технические характеристики (B-29)
Станция бортинженера в Бокскар

Boeing B-29 Superfortress 3-view.svg

Данные из Quest for Performance

Общие характеристики

  • Экипаж: 11 (пилот, второй пилот, бомбардир, бортинженер, штурман, радист, радиолокационный наблюдатель, правый стрелок, левый стрелок, центр управления огнем, хвостовой стрелок)
  • Длина: 99 футов 0 дюймов (30,18 м)
  • Размах крыла: 141 футов 3 дюйма (43,05 м)
  • Высота: 27 футов 9 дюймов (8,46 м)
  • Площадь крыла: 1736 кв. Футов (161,3 м)
  • Соотношение сторон: 11,5
  • Профиль :корень: Boeing 117 (22%); наконечник: Boeing 117 (9%)
  • Коэффициент аэродинамического сопротивления с нулевой подъемной силой : 0,0241
  • Фронтальная площадь: 41,16 кв. Фута (3,824 м)
  • Масса пустого: 74,500 фунтов (33,793 кг)
  • Масса брутто: 120,000 фунтов (54,431 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 133,500 фунтов (60,555 кг).
135,000 фунтов (61000 кг) боевая перегрузка

Рабочие характеристики

  • Максимальная: 357 миль / ч (575 км / ч, 310 узлов)
  • Крейсерская скорость: 220 миль / ч (350 км / ч, 190 узлов)
  • Скорость сваливания: 105 миль / ч ( 169 км / ч, 91 кн)
  • Диапазон: 3250 миль (5230 км, 2820 морских миль)
  • Перегоночная дальность: 5600 миль (9000 км, 4900 морских миль)
  • Практический потолок : 31850 футов (9710 м)
  • Скороподъемность: 900 фут / мин (4,6 м / с)
  • Относительная сила: 16,8
  • Нагрузка на крыло: 69,12 фунт / кв. Фут (337,5 кг / м)
  • Мощность / масса : 0,073 л.с. / фунт (0,120 кВт / кг)

Вооружение .

  • Пушки:
    • 8 или 10 × 0,50 дюйма (12,7 мм) Browning M2 / AN в дистанционно управляемых турелях. (отсутствует в Silverplate B-29)
    • 2 × 0,50 BMG и 1 × 20-мм пушка M2 в хвостовом положении (пушка была позже удалена)
  • Бомбы:
    • 5000 фунтов (2300 кг) на расстоянии 1600 миль (2600 км; 1400 морских миль) на большой высоте
    • 12000 фунтов (5400 кг) на расстоянии более 1600 миль (2600 км; 1400) морских миль) на высоте
    • максимум 20 000 фунтов (9 100 кг) на коротком расстоянии на малой высоте
    • Может быть модифицирован для несения двух 22 000 фунтов (10 000 кг) бомб Большого шлема снаружи.
    • Версия Silverplate доставила первые атомные бомбы.
Заметные появления в СМИ
См. Также
  • Авиационный портал

Связанная разработка

Airc плотной сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Ссылки

Примечания

Цитаты

Библиография

>Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Боинг Б- 29 Superfortress.
Последняя правка сделана 2021-05-12 12:50:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте