Флаг сету | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Эстония | 15000 |
Россия | 300 (2013) |
Языки | |
сету, эстонский, русский | |
Религия | |
Восточные православные, исконная вера | |
Родственные этнические группы | |
другие балтийские финны |
сету (сето : setokõsõq, setoq, эстонец : сетукэсед, сетуд) - коренное финно-угорское этническое и языковое меньшинство в юго-восточной Эстонии и северо-западной России. Сето - это в основном сетоязычные православные христиане эстонской национальности. язык сету (например, эстонский и финский ) принадлежит к финской группе уральских языков. Сету стремятся к большему признанию, а не к тому, чтобы их язык считался диалектом эстонского. Наряду с православным христианством, сету широко исповедуют и поддерживают местную традиционную народную религию.
Во всем мире проживает около 15 000 сету. Однако основная масса сету проживает в регионе Сетомаа, который разделен между юго-восточной Эстонией (Пылва и Выро уездов) и северо-западная Российская Федерация (Печорский район из Псковской области ). Сету - официально охраняемое национальное меньшинство Псковской области.
Культура сету расцвела в начале 20 века, когда были организованы многие национальные общества сету. В 1905 году численность сету достигла своего пика. После провозглашения независимости Эстонии ее власти приняли политику эстонификации своего населения, что в конечном итоге привело к фактическому исчезновению сету как самобытного языкового образования Эстонии. В России из-за влияния школ с эстонским языком обучения, высокого уровня смешанных браков и эмиграции в Эстонию резко сократилось количество сету.
До 600 г. вся Сетомаа находилась в пределах обширных северных финских земель коренных финно-угорских народов. Первым значительным событием, отделяющим сету от эстонцев, было насильственное обращение последних в католицизм в 13 веке, тогда как сету, жившие на Новгородской земле, остались язычниками. В 15 веке сету обратились в православие, но сохранили свои народные верования. Позднее элементы католической культуры были принесены сету эстонскими колонистами, а в самой Эстонии они практически исчезли после лютеранской реформации в Эстонии.
В 1920 году по Тартускому мирному договору территория Сетомаа (Сетоленд) была передана вновь созданной Эстонской Республике и входил в Петцеринский уезд. В результате Второй мировой войны Эстонская Республика была насильственно присоединена к Советскому Союзу. А 15 августа 1944 года граница между Эстонской Советской Социалистической Республикой и Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой была пересмотрена властями Москвы на нынешнюю. Проблема приобрела актуальность после восстановления Эстонской Республики в границах Эстонской Советской Социалистической Республики в 1991 году и вскоре после этого была установлена государственная граница. Установление границы впервые в истории привело к разделу Сетумаа между двумя странами.
Сету на фестивале Radaja Seto в 2016 годуВ 2009 году сету полифонический стиль народного пения, получивший название leelo, был добавлен ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия. Seto leelo обычно исполняют женщины, одетые в традиционную одежду. Во время празднования Дня Королевства Сето победивший солист группы leelo награждается титулом «Мать песни».
Конгресс Сето, орган, состоящий из представителей Сето. деревень и организаций, регулярно созывается каждые три года и избирает постоянный совет старейшин.
Общество Конгресса Сету входило в Европейское бюро малоиспользуемых языков. Федерация муниципалитетов Сетомаа в Эстонии (Сетомаа Валдаде Лиит, включающая коммуны Микитямяэ, Вярска, Меремяэ и Миссо ) издает газету Setomaa, частично на языке сету, частично на эстонском.
Кроме того, каждый год сету выбирают управляющего (sootska или ülebtsootska) для так называемого ежегодного празднования Дня Королевства (Seto Kuningriigi päiv), местного праздника, который проходит среди крупных сетуских деревень. Офис носит в основном церемониальный характер и его занимают местные активисты, политики, предприниматели и ученые. Эту традицию заложил этнический сету и исследователь фольклорных песен сету и традиционной вокальной полифонии (Leelo) в Тартуском университете.