. Дунганские девушки в Шор-Тюбе, Казахстан | |
Общая численность населения | |
---|---|
150,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Кыргызстан (перепись 2020 г.) | 73,977 |
Казахстан (перепись 2019 г.) | 72,361 |
Россия (перепись 2010 г.) | 1651 |
Таджикистан | 6000 |
Монголия | 5,300 |
Узбекистан | 1,900 |
Украина | 133 |
Языки | |
дунганский. Дополнительные языки: | |
религия | |
ислам | |
родственные этнические группы | |
хуэй, Китайцы |
Дунгане (Дунгане : Хуэйзў, Xuejzw,, Xiao'erjing : حُوِ ظُ; упрощенный китайский : 东 干 族; традиционный китайский : 東 干 族; пиньинь : Dōnggān zú; Wade – Giles : Tungkan-tsu,, Xiao'erjing: دْوقًا ظُ; русский : Дунгане, дунгане; киргизский : Дуңгандар, Duŋgandar, دۇنغاندار; казахский : Дүң гендер, Dúńgender, دٷڭگەندەر) - термин, используемый на территории бывшего Советского Союза для обозначения группы мусульман людей хуэй происхождения. Тюркоязычные народы провинции Синьцзян на северо-западе Китая также иногда называют мусульман хуэй дунганами. Однако как в Китае, так и в бывших советских республиках, где они проживают, члены этой этнической группы называют себя хуэй, потому что дунгане являются потомками хуэй, пришедших в Среднюю Азию.
Согласно переписи населения ныне независимых государств бывшего Советский Союз, дунгане, перечисленные отдельно от китайцев, можно найти в Казахстане (36900 по переписи 1999 г.), Кыргызстан (58409 по переписи 2009 г.) и Россия (801 по данным переписи населения 2002 года ).
В Ферганской долине первые дунгане, появившиеся в Средней Азии, происходили из Кульджи и Кашгара, как рабы, захваченные рейдерами; в основном они обслуживали частные зажиточные семьи. После того, как русские завоевали Среднюю Азию в конце 19 века и отменили рабство, большинство дунганских рабынь остались там, где они изначально содержались в плену. Русский этнограф Валидимир Петрович Наливкин и его жена сказали, что «женщины-рабыни почти все остались на своих местах, потому что либо были замужем за рабочими и слугами своих бывших хозяев, либо были слишком молоды, чтобы начать самостоятельную жизнь». Дунганские рабыни имели низкий статус и не ценились высоко в Бухаре.
тюркские мусульманские налетчики на рабов из Хоканда не делали различий между хуэй-мусульманином и ханьскими китайцами, порабощая хуэйских мусульман в нарушение исламского закона. Во время восстаний Афаки-Ходжи тюркских мусульман Ходжа Джахангир Ходжа возглавил вторжение в Кашгар из Кокандского ханства и Войска Джахангира захватили несколько сот китайских мусульман-дунган (тунган или хуэй), которые были доставлены в Коканд. таджики купили двух китайских рабов у Шэньси ; они были порабощены в течение года, прежде чем были возвращены таджикским беком Ку-бу-те в Китай. У всех взятых в плен дунган, как торговцев, так и 300 солдат Джанхангира, захваченных в Кашгаре, были отрезаны очереди, когда они были доставлены в Коканд и Среднюю Азию в качестве пленных. Сообщалось, что многие из пленников стали рабами. Счета этих рабов в Средней Азии увеличились. Очереди были сняты с заключенных-дунган-китайцев-мусульман, а затем проданы или переданы. Некоторые из них сбежали на территорию России, где были репатриированы обратно в Китай, и отчеты об их поимках были записаны в китайских записях. Русские записывают инцидент, когда они спасли сбежавших китайских торговцев-мусульман после того, как они были проданы армией Джахангира в Среднюю Азию и отправлены обратно в Китай.
Дунгане в бывших советских республиках - это хуэй, бежавшие из Китая. после войны меньшинств хуэй (также известной как «Дунганское восстание») в 19 веке. Согласно Римскому-Корсакову (1992), три отдельные группы народа хуэй бежали в Российскую империю через горы Тянь-Шань во время исключительно суровой зимы 1877/78 г. после окончания войны меньшинств хуэй. :
Следующая волна иммиграции последовала в начале 1880-х годов. В соответствии с условиями Санкт-Петербургского договора (1881 г.), требовавшего вывода русских войск из Верхнего Или бассейна (Кульджинский район), дунганам (хуэй) и таранчи (уйгур ) этого региона было разрешено перебраться на российскую сторону границы. Многие выбрали этот вариант; согласно российской статистике, 4682 хуэя переехали в Российскую империю по договору. В период с 1881 по 1883 годы они мигрировали небольшими группами, поселившись в деревне Сокулук примерно в 30 км к западу от Бишкека, а также в ряде мест между китайской границей и Сокулуком., в Юго-Восточном Казахстане и в Северном Кыргызстане.
Дунганский народ | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Китайское название | |||||||
Традиционный китайский | 東 干 族 | ||||||
Упрощенный китайский | 东 干 族 | ||||||
| |||||||
Дунганское имя | |||||||
Дунган | Хуэйзў. Доңганзў | ||||||
Сяо'эрцзин | حُوِ ذَو | ||||||
Романизация | Хуэйзв | ||||||
Ханзи | 回族 | ||||||
Русское имя | |||||||
Русское | Дунгане | ||||||
В Российской Империи, Советском Союзе и постсоветских государствах дунгане продолжают называть себя народ хуэй (китайский : 回族, хуэйцзу; в кириллическом советском дунганском правописании xуэйзў).
Имя Дунган неясного происхождения. Согласно одной из популярных теорий, это слово происходит от тюркского döñän («тот, кто поворачивается»), которое можно сравнить с китайским 回 (huí), имеющим аналогичное значение. Другая теория берет его из китайского 东 甘 (Дун Ган), «Восточный Ганьсу », региона, в котором многие дунгане могут проследить свою родословную; однако иероглиф ган (干), используемый в названии этнической группы, отличается от того, что используется в названии провинции (甘).
Термин «дунган» («тонган», «донган») использовался центральноазиатскими тюркоязычными и таджикоязычными народами для обозначения китайскоязычных мусульман на протяжении нескольких столетий. Джозеф Флетчер цитирует тюркские и персидские рукописи, относящиеся к проповеди 17 века кашгарский суфийский мастер Мухаммад Юсуф (или, возможно, его сын Афак Ходжа ) внутри Империи Мин (в сегодняшнем Ганьсу и / или Цинхае ), где кашгарский проповедник, как говорят, обратил 'улама-йи Тунганийян (т. Е. «Дунган ulema ") в суфизм.
Предположительно, именно из тюркских языков термин был заимствован в русский (дунгане, дунгане (мн.); Дунганин, дунганин (пой.)) И китайский (упрощенный китайский : 东 干 族; традиционный китайский : 東 干 族; пиньинь : Dōnggānzú), а также западноевропейские языки.
Надпись: «Стрельба тайфурчи [артиллеристов]. Дунган и кашгарских китайцев». Французская гравюра, относящаяся к государственному периоду Якуб-бекаНа английском и немецком языках этноним «дунган» в различных формах написания засвидетельствован еще в 1830-х гг. иногда обычно ссылаются на народ хуэй в Синьцзяне. Например, Джеймс Принсеп в 1835 году упоминает мусульманских «тунганис» в «Китайской тартарии». В 1839 году Карл Эрнст фон Бэр в своем немецкоязычном описании Российской империи и прилегающих азиатских земель содержит одностраничный отчет о китайскоязычных мусульманах «дунгани» или «тунгани», которые посетили Оренбург в 1827 г. с караваном из Китая; он также упоминает «тугийский» как вариант написания, используемый другими авторами. Р.М. Мартин в 1847 году упоминает "тунганских" купцов в Яркенде.
Это слово (в основном в форме "дунганы" или "тунгани", иногда "дунганы" или "дунгане") приобрело некоторую валюту на английском и других западных языках, когда в ряде книг 1860-1870-х гг. обсуждалось Дунганское восстание в Северо-Западном Китае. В то время можно было увидеть, как европейские и американские авторы применяли термин тунгани к народу хуэй как в Синьцзяне, так и в Шэньси и Ганьсу (который в то время включал сегодняшние Нинся и Цинхай тоже). Авторы, осведомленные об общей картине распространения ислама в Китае, рассматривали этих «тунганов» только как одну из групп китайских мусульман
Маршалл Брумхолл, у которого есть глава о " «Тунганское восстание» в своей книге 1910 года вводит «название тунган или дунган, которым обозначаются мусульмане этих частей [т.е. северо-восточного Китая], в отличие от китайских буддистов, которых называют Китай»; ссылка на «Хитай » показывает, что он рассматривал эти два термина как используемые тюркоязычными. Книга Брумхолла также содержит перевод отчета о китайских мусульманах, написанного османским писателем по имени Абд-уль-Азиз. Абд-уль-Азиз делит «тунганский народ» на две ветви: «тунаганы собственно Китая» (включая, по-видимому, всех хуэйцев в «собственно Китае », поскольку он также говорит, например, о том, что у тунган были 17 мечетей в Пекине) и «Тунгане китайского и русского Туркестана», которые все еще выглядят и говорят по-китайски, но часто также изучают «турецкий» язык.
Позднее авторы продолжали использовать термин дунганский (в различные транскрипции), в частности, для народа хуэй из Синьцзяна. Например, Оуэн Латтимор, написание c. 1940, сохраняет терминологическое различие между этими двумя родственными группами: «Тунгкан» (т.е. Уэйд-Джайлс для «Дунган»), описываемые им как потомки людей Ганьсу Хуэй, переселившихся в Синьцзян в 17 г. -18 века, по сравнению, например, «Мусульмане Ганьсу» или общее «Мусульмане Китая». Этот термин (обычно как «тунгане») продолжает использоваться многими современными историками, пишущими о 19 веке Дунганское восстание (например, Денисом С. Твитчеттом в Кембриджском История Китая, Джеймсом А. Миллуордом в его экономической истории региона или Ким Ходоном в его монографии).
Сами дунгане называли Каракунуз (русский : Каракунуз, иногда Караконыз или Караконуз) ингпаном (китайский : 营盘, Иньпан; русский : Иньпан), что означает «лагерь, стан». В 1965 году Каракунуз был переименован в Масанчи (иногда пишется как «Масанчин») после Magaza Masanchi или Masanchin (дунганский: Магәзы Масанчын; китайский : 马三奇), дунганский участник Коммунистической революции и государственный деятель Советского Казахстана.
В следующей таблице показано расположение дунганских деревень в Казахстане и Кыргызстане, их альтернативные названия и их дунганское население. как сообщает Ma Tong (2003). Кириллическое дунганское написание топонимов - как в учебнике Сушанло, Имазова (1988); написание имени китайскими иероглифами такое же, как в Ma Tong (2003).
Название села (и варианты) | Местоположение (в современных условиях) | Фонд | Текущее дунганское население (из Ma Tang (2003)) |
---|---|---|---|
Казахстан - всего 48000 (Ma Tang (2003)) или 36900 (Казахстанская перепись 1999 года) | |||
Masanchi (Русский : Масанчи; Казах : Масаншы) или Масанчин (русский: Масанчин; Кириллица Дунганский : Масанчын; 马三成), до 1965 г. Каракунуз (Каракунуз, Караконыз). Традиционное дунганское название - Ингпан (кириллица дунганский: Йинпан; русский: Иньпан; китайский : 营盘, Yingpan) | (42 ° 55′40 ″ с.ш., 75 ° 18′00 ″ в.д. / 42,92778 ° с. 75,30000 ° E / 42,92778; 75.30000 (Масанчи) ) Кордайский район, Жамбылская область из Казахстана (8 км к северу от Токмок, Кыргызстан ) | Весна 1878 года. 3314 человек из Шэньси, во главе с Бай Яньху (白彦虎). | 7000, нынешний мэр: Исхар Юсупович Лу |
Сортобе (Казах : Сортобе; Русский : Шортюбе, Шортюбе; Дунганец : Щёртюбе; Китайский : 新 渠, Xinqu) | (42 ° 52'00 "N, 75 ° 15'15" E / 42,86667 ° N, 75,25417 ° E / 42,86667; 75.25417 (Сортобе) ) Кордайский район, Жамбылская область. На северном берегу реки Чуй напротив и в нескольких километрах вниз по течению от Токмока; к югу от Масанчи (Каракунуз) | (группа Каракунуз) | 9000 |
Жалпак-тобе, (казах : Жалпак-тобе; китайский : 加尔帕克 秋 白, Джиарпакэцюбай) | Жамбылский район, Жамбылская область ; около Гродеково, к югу от Тараза | 3,000 | |
Кыргызстан - всего 50,000 (Ма Тан (2003) | |||
Ырдык (Кыргыз : Ырдык; дунганский : Эрдэх; китайский : 二 道沟, Эрдаогоу) | (42 ° 27′30 ″ с.ш. 78 ° 18′0 ″ в.д. / 42,45833 ° с.ш., 78,30000 ° в.д. / 42,45833; 78.30000 (Ырдык) ) Джети-Огузский район из Иссык-Кульской области ; 15 км к юго-западу от Каракола. | Весна 1878 года. 1130 человек, родом из Дидаочжоу (狄道 州) в Ганьсу, во главе с Ма Юсу (马 郁 素), он же Ах Елаорен (阿爷 老人). | 2,800 |
Сокулук (Кыргызский : Сокулук; Дунганский: Сохўлў; китайский : 梢 葫芦, Саохулу); может также включать соседнюю Александровку (Александровка) | Сокулукский район Чуйской области ; 30 км к западу от Бишкека | Некоторые из 4628 хуэйцев, прибывших в 1881-1883 гг. Из Или котловины (Синьцзян). | 12,000 |
Милянфан (Кыргыз : Милянфан; Дунган : Милёнчуан; Китайский : 米粮川, Милиангчуань) | Исык-Атинский район Чуйской области. Южный берег реки Чу, примерно в 60 км к западу от Токмока и примерно столько же к северо-востоку от Бишкека. | (Каракунузская группа (?)) | 10,000 |
село Ивановка (Киргизы : Ивановка; китаец : <) | Исык-Атинский район Чуйской области. Южный берег реки Чу, примерно в 30 км к западу от Токмока. | (Каракунузская группа (?)) | 1500 |
Дунганская община Ош (кыргызов : Ош; Китайцы : 奥什 или 敖 什, Аоше) | Ошская область | Весна 1878 г., 1000 человек, выходцы из Турфана в Синьцзяне, во главе с Ма Дареном, также известным как Ма Да-лао-йе (马 大 老爷) | 800 |
Положение казахстанских деревень в административном делении Жамбылской области, а общая численность населения каждой деревни может быть найдено на сайте областного статистического управления.
Помимо традиционно дунганских деревень, много дунган проживает в близлежащих городах, таких как Бишкек, Токмак, Каракол.
Во время Второй мировой войны некоторые дунгане служили в Красной Армии, одним из них был Ванахун Мансуза (кириллица дунган : мансуза ванахун; традиционный китайский : 曼苏茲 (or 子) · 王 阿洪; упрощенный китайский : 曼蘇茲 · 王 阿洪; пиньинь : Mànsūzī · Wángāhóng) «герой» дунганской войны, возглавивший «минометную батарею».
Ас Дин (200 5) отмечает: «[т] дунганский народ происходит от китайского народа хуэй и в настоящее время проживает в основном в Кыргызстане и Казахстане. Их население составляет около 110 000 человек. У этого народа теперь сформировалась отдельная этническая принадлежность за пределами Китая, но они имеют тесные отношения с народом хуэй по культуре, этническим характеристикам и этнической идентичности. "Сегодня дунгане играют роль культурных" челноков "и экономических посредников между Средней Азией и Китаем. world., президенту Дунганского центра, удалось преобразовать культурные обмены в коммерческое партнерство.
В феврале 2020 года в Кордайском районе Казахстана на границе с Кыргызстаном вспыхнул конфликт между этническими казахами и дунганами.. Согласно официальным казахстанским источникам, 10 человек были убиты и намного больше ранены. В ходе стычки были сожжены автомобили и дома, а также обстреляны винтовки. 600 человек бежали через границу в Кыргызстан.
Дунганский язык, который дунгане называют "языком хуэй" (Хуэйзў йүян или Huejzw jyian), подобен диалекту чжунъюань китайского языка, который широко распространен на юге Ганьсу. и й к западу от Гуаньчжуна в Шэньси в Китае.
Как и другие разновидности китайского, дунганский тональный. Существует два основных диалекта, один с четырьмя тонами, а другой, считающийся стандартным, с тремя тонами в конечной позиции в словах и четырьмя тонами в незавершенной позиции.
Некоторые дунганские лексики могут показаться китайцам старомодными. Например, они называют президента «императором » (Хуаңды, huan'g-di) и называют правительственные учреждения ямен (ямын, я-мин), что означает офисы мандаринов в древнем Китае. Их язык также содержит множество заимствований из арабского, персидского и тюркского. С 1940-х годов язык был написан на кириллице, демонстрируя, что китайский язык может быть написан с помощью алфавита (сравните систему пиньинь ).
В отличие от других национальных меньшинств в Центральной Азии, таких как местные корейцы, большинство дунган трехъязычны. Более двух третей дунган также говорят на русском, и небольшая часть может говорить на кыргызском или других языках, принадлежащих титульным национальностям стран, в которых они проживают.
Исследователь девятнадцатого века Генри Лансделл отметил, что дунганский народ воздерживается от спиртных напитков и опиума, не курит и не употребляет нюхательный табак и
, среднего роста и склонны к полноте. У них высокий и выступающие лбы, густые и изогнутые брови, глаза довольно впалые, довольно выступающие скулы, овал лица, рот среднего размера, губы толстые, зубы нормальные, подбородок круглый, уши маленькие и сжатые, волосы черные и гладкие, борода скудная и грубая, кожа гладкая, шея крепкая, конечности средних размеров. Дунганам свойственны доброта, трудолюбие и гостеприимство.
в земледелии, садоводстве и торговле. В семейной жизни очень силен родительский авторитет. После рождения ребенка мать не встает в течение пятнадцати дней, и без особого праздника ребенок получает свое имя в присутствии муллы на следующий день после его рождения. Обрезание проводится на восьмой, девятый или десятый день. Когда девушка выходит замуж, она получает приданое. Во время болезни они прибегают к помощи медицины и врачей, но никогда не прибегают к экзорцизмам.
После смерти мулла и старики собираются, чтобы читать молитвы; труп заворачивают в белое полотно и затем хоронят, но не сжигают. Вернувшись из погребения, мулла и старейшины вкушают хлеб и мясо. Святым они воздвигают памятники, как мечети, другим - простые холмы. Вдова может выйти замуж повторно через 90 дней, а в третью годовщину смерти устраивается пир ».
Дунгане в основном занимаются земледелием, выращивая рис и овощи, такие как сахарная свекла. Многие также разводят молочный скот., некоторые участвуют в производстве опиума. Дунгане, как правило, эндогамны.
Дунганцы хорошо известны своим гостеприимством и проводят множество церемоний и банкетов, чтобы сохранить свою культуру. У них сложная и красочная празднование дней рождения, свадеб и похорон. Кроме того, в школах есть музеи, в которых хранятся другие элементы их культуры, такие как вышивка, традиционная одежда, серебряные украшения, вырезанные из бумаги животные, цветы и инструменты.
Дунгане все еще практикуют элементы китайской культуры в кухне и одежде, вплоть до 1948 года они также практиковали связывание ног. Консервативные дунгане Шэньси придерживаются китайских обычаев сильнее, чем дунганцы Ганьсу.
Дунгане сохранили китайские традиции, которые исчезли г в современном Китае. Традиционные брачные практики все еще широко распространены среди сватов, браки, проводимые дунганами, похожи на китайские браки в 19 веке, прически и одежда, которые носили женщины, восходят к династии Цин.
Женская одежда Шэньси по-прежнему китайская., хотя остальные дунгане носят западную одежду. Палочки для еды используют дунгане. Кухня дунган напоминает северо-западную китайскую кухню.
Примерно в конце 19 века выкуп за невесту составлял от 240 до 400 рублей для дунганок. Известно, что дунгане охотно берут в невесты других женщин, таких как киргизки и татары, или похищают киргизских девушек. Дунгане Шэньси консервативны даже при вступлении в брак с другими дунганами; они хотят, чтобы только другие дунгане Шэньси выходили замуж за их дочерей, а их сыновьям разрешается жениться на ганьсу-дунганках, киргизках и казахах. Еще в 1962 году межэтнические браки считались анафемой среди дунган.
Во времена династии Цин термин Чжунюаньжэнь (中原 人; 'A человек из Центральных равнин Китая ') был синонимом традиционного китайца, особенно в отношении ханьцев и мусульман хуэй в Синьцзяне или Центральной Азии.
По религиозным причинам, хотя люди хуэй не считают себя ханьцами и не китайцами-ханьцами, они считают себя частью более широкой китайской расы и называют себя Чжунюаньжэнь. Дунганский народ, потомки хуэй, бежавших в Среднюю Азию, называли себя Чжунюаньжэнь в дополнение к стандартным ярлыкам Лао Хуэйхуэй и Хуэйцзы. Чжунюаньжэнь обычно использовался тюркскими мусульманами для обозначения китайцев хань и хуэй. Когда среднеазиатские захватчики из Коканда вторглись в Кашгар, в письме командир Коканди критикует кашгарского тюркского мусульманина Исхака за то, что он якобы не ведет себя как мусульманин тюркского происхождения и хочет быть чжунюаньжэнь.
Найдите حُوِ ذَو в Викисловаре, бесплатном словаре. |