Лесные финны

редактировать
Лесные финны
metsäsuomalaiset
Флаг лесных финнов . Неофициальный флаг лесных финнов
Регионы со значительным населением
Норвегия и Швеция
Языки
Сегодняшние: норвежский и шведский. Ранее: финский (савонский диалекты )
Религия
Христианство (Лютеранство )
Родственные этнические группы
Другие Балтийские финны

Лесные финны (Финский : Metsäsuomalaiset, норвежский бокмол : Скогфиннер, норвежский нюнорск : Скогфиннар, шведский : Скогсфиннар) были финны мигрантами из Савонии и Северная Тавастия в Финляндии, которые поселились в лесных районах собственно Швеции и Норвегии в конце 16-го и начале-середине 2000-х гг. 17 века, и традиционно занимались подсечно-огневым сельским хозяйством, методом, используемым для превращения лесов в сельскохозяйственные угодья. К концу 18 века лесные финны стали в основном такими же подобны шведской и норвежской культурам, и их язык, разновидность савонского финского, сегодня вымер, хотя он сохранился среди крошечного меньшинства до 20 века.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 История
  • 3 Современное принятие
  • 4 Карл Аксель Готлунд
  • 5 Ситуация сегодня
  • 6 Известные люди лесного финского происхождения
  • 7 Источники
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Этимология

Использование термина «лесные финны» впервые упоминается в санкциях, введенных датско-норвежским королем в 1648 году, хотя они (по крайней мере, местные жители Норвегии) ​​чаще были известны как саволаксфиннер (савонские финны ), ругфиннер (ржаные финны) от их основного урожая, или особенно Сведжефиннер (рубящие финны). Сами люди часто употребляли термин Finnskoginger (Люди из леса финнов).

История

Картина Ээро Ярнефельта, изображающая сожжение леса

Лесные финны произошли от пограничных столкновений с 13 века. Державы к востоку от Финляндии, Новгород, а затем и Россия, постоянно бросали вызов шведскому суверенитету над зачастую малонаселенными провинциями Восточной Финляндии. Чтобы обезопасить свое королевство, шведские короли, в частности Густав Васа (r. 1523–1560) и Эрик XIV (r. 1560–1568), поощрял фермеров к заселению этих обширных пустынных регионов, которые, в свою очередь, использовались для традиционно подсечно-огневого земледелия.

Эти поселения столкнулись с рядом проблем, от конфликтов с исконным населением саамов и карелов до тяжелых условий проживания на приграничных территориях во время войны. Тот факт, что самоубийство требует относительно низкой плотности населения или постоянных поставок новых «приграничных» земель, также вызвало перенаселение и к концу 16 века вынужденную миграцию лесных финнов из Савония (шведский : Savolax) и Северный Хяме (Тавастланд).

Основная часть лесных финнов двинулась на север в Остроботнию (Österbotten) и Кайнуу (Каяналанд), на восток в сторону северной Карелии (Карелен), и на юг к Ингрии (Ингерманландия) (в то время часть Швеции, ныне часть России). Однако примерно 10–15% отправились на запад через Балтийское море в поисках в основном необитаемых земель, наиболее подходящих для их нужд.

Первые поселения лесных финнов в Швеции были основаны в Норрланде, в провинциях Гестрикланд, Ангерманланд и Хельсингланд в 1580-х и -90-х гг. Другой путь миграции начался из Медельпада и продолжался в начале 17 века на землях короны в провинциях Даларна, Вермланд и Далсланд - среди прочего - занять территории, непосредственно прилегающие к границе с Данией-Норвегией.

В конце концов, с 1620-х годов лесные финны начали селиться в Норвегии. Там они поселились в восточных графствах Хедмарк, Оппланд, Акерсхус, Осло и Бускеруд. Однако наибольшая концентрация поселений была в богатой лесами восточной части Хедмарка, недалеко от границы со Швецией, в том месте, которое сегодня обозначается как Finnskogen в Norwegian и Finnskog [ арна] на шведском (буквально «Финский лес [ы]»). В этом довольно удаленном регионе лесные финны могли перемещаться между двумя странами - сама граница не была должным образом установлена ​​до 1751 года.

Современное признание

Карл IX, 1550–1611 гг.

В Швеции миграция лесных финнов не только была сначала хорошо принята, но также была организована и поощрялась королями, в частности, Карлом IX (r. 1604–11) и Густав Адольф (r. 1611–32). Они сделали это для того, чтобы заселить обширные приграничные области севера, востока и запада королевства. Среди развлечений, предлагаемых мигрирующим финским фермерам в Швецию, было полное освобождение от всех налогов на семь лет и перспектива владения большими плодородными земельными участками.

Ситуация изменится, когда появится новая, но примитивная, Железная промышленность росла в начале 17 века, плавку производили на древесном угле. Лесные финны с их требовательным подсечно-огневым земледелием внезапно стали считаться экономической угрозой из-за увеличения стоимости древесного угля за счет сжигания теперь ценной древесины. Выжигание лесов было официально запрещено в 1647 году, и финны были обязаны поддерживать металлургические заводы, поставляя древесный уголь по искусственно заниженной цене.

Лесной Финн из Швеции или Норвегии в начале XIX века

К концу 18 века большая часть потомков лесных финнов культурно ассимилировалась с основным шведским населением. В течение предыдущих двух столетий были приняты различные законы и постановления, чтобы ускорить процесс «шведификации» лесных финнов, включая полный запрет на использование финского языка.

Рюкзак лесных финнов, или kontti.

Во время правления Кристины, королевы Швеции, в прокламации 1646 г. содержался призыв к убийству и сожжению домов всех тех финнов, которые этого не сделали. хотят изучать шведский язык в районе, который позже был назван собственно Швецией, к западу от Ботнического залива. Чтение книг, написанных на финском языке, в некоторых случаях приводило к тюремному заключению еще в 18 веке.

В Дании-Норвегии (Норвегия тогда была частью союза) ситуация была в чем-то похожей. Дано-норвежские власти в Копенгагене якобы поддерживали фактическую иммиграцию и подсечно-огневое земледелие из-за относительно высоких урожаев ржи по сравнению с традиционными норвежскими основными продуктами питания. Однако с середины XVII века местные жители выражали недовольство пришельцами, и в 1648 году король Фридрих III издал «указ о лесных финнах» (норвежский язык: Forordning om skogfinner), ультиматум, который при условии, что они либо вернутся в Швецию, либо примут такое же налогообложение, что и коренные норвежцы.

Несмотря на принятие нового законодательства к 1673 году, иммиграция продолжалась, и к 1686 году власти отреагировали на это, организовав перепись лесных финнов (норвежский язык: Finnemanntallet) - в то время, вероятно, самую подробную перепись в Норвегии. В него вошли не только мужчины, но и женщины и дети популяции лесных финнов. Перепись 1686 года все еще существует и дает ценную информацию о масштабах иммиграции в Норвегию в то время, и в общей сложности насчитывалось 1225 человек (включая 160 лиц смешанного финско-норвежского происхождения). Более того, большинство из них на самом деле были потомками иммигрантов из Савонии.

Лесных финнов в Пурале, Остмарк во время сбора урожая в 1931 году.

В течение следующих столетий возможности для их традиционного метода подсечки уменьшились. Социальные успехи, в том числе изменение акцента на сельскохозяйственных моделях, основанных на пастбищах, улучшение образования и коммуникации изменили основы, от которых зависел образ жизни Forest Finn. Со временем содержание домашнего скота и других домашних животных в пищу постепенно стало важной частью жизни лесных финнов. По мере роста стоимости древесины лесное хозяйство как самостоятельное занятие стало прибыльным как для лесных финнов, так и для других.

Зависимость от подсечно-огневого метода постепенно уменьшалась в 19 веке из-за новых экономических реалий. Этот упадок ускорили создание системы образования и развитие коммуникации. Долгосрочное давление с целью адаптации и влияние смешения с существующим скандинавским населением в сочетании с экономическими и социальными изменениями привели к окончательной утрате их идентичности как лесных финнов.

Карл Аксель Готлунд

Карл Аксель Готлунд, 1796–1875

Карл Аксель Готлунд (1796–1875) был одним из центральных финских национальных пробужденных, которого обычно приписывают спасая фольклор лесных финнов, он также пытался выступить среди них как национальный пробудитель.

Готтлунд родился в семье финского священника Маттиаса Готтлунда, одного из самых выдающихся представителей идей Просвещения в Финляндии, а Карл Аксель вырос в дух Просвещения, и основная структура его мышления представляла рационалистические идеалы Просвещения. Семья жила в Юва, Савония с 1805 года. Язык семьи был шведский из-за его шведскоязычной матери, но в финноязычном районе молодой Карл Аксель финнизованный.

Готлунд совершил два путешествия к лесным финнам: первое в 1817 г. в Даларну, а второе, более длительное, в 1820–21 гг. в Вермланд. Он собирал фольклорные и другие этнографические данные, а также генеалогическую информацию, последнее отчасти потому, что он хотел улучшить социальное положение лесных финнов и не допустить, чтобы Швеция стала владеть их землей. Он подсчитал, что в начале XIX века в Центральной Скандинавии проживало около 40 000 финнов, из которых около 14 000 проживали в Вермланде.

Его общественная и политическая деятельность на благо лесных финнов была идеалистической. Он хотел создать автономную область под названием Фенния из Финских лесов по обе стороны шведско-норвежской границы с большой экономической и политической независимостью. Налоговая граница была бы снята, а владение землей шведами и норвежцами было бы ограничено. Он бы закрыл железные заводы. Сам он хотел стать наместником запланированного им финского прихода. Все эти планы провалились, и сам Готлунд был сослан из Стокгольма в Упсалу.

. Несмотря на этот полный политический провал, Готлунд оказал положительное культурное влияние на лесных финнов. Среди своих достижений Готлунд основал три собрания лесных финнов. Сам Готтлунд стал легендарным героическим персонажем Лесных финнов.

Ситуация сегодня

Олле Гуннар Вестлинг (слева) является потомком лесных финнов и связан с Finnskogarna.com, продвигающим туризм, основанный на культуре лесных финнов в Швеции. Он отец принца Даниэля, герцога Вестергетландского, мужа наследной принцессы Швеции Виктории.

Сегодня лесные финны полностью ассимилировались в норвежском и шведском обществах, и их язык стал вымершие. Последними известными шведскими лесными финнами, которые свободно говорили по-фински, были Йоханнес Йоханссон-Ойноинен (он же Нийттахон Юсси, умер в 1965 году) и Карл Перссон (умер в 1969 году).

Однако культура лесных финнов в той или иной степени живет в Норвегии и Швеции, и ряд географических названий свидетельствует о финском происхождении различных территорий, в которых они обосновались, включая долину реки Делавэр Соединенных Штатов. Например, в муниципалитете Груэ, Норвегия, более четверти географических названий по-прежнему финские.

Лесные финны, которые сегодня считаются в Норвегии национальным меньшинством, являются группа, отличная от других финских групп в Скандинавии: торнедальцы вдоль шведско-финской границы, квены в северных норвежских округах Трумс и Финнмарк и финны, перебравшиеся в Швецию после Второй мировой войны. Однако все эти группы имеют финскую этническую принадлежность.

Известные люди лесного финского происхождения

Источники

  • Карл Аксель Готтлунд - биография.
  • Пулккинен, Ристо: Карл Аксель Готтлунд. (Финская национальная биография )
  • CA Gottlund: Ruotsin suomalaismetsiä samoilemassa - Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, 1928.
  • Metsäsuomalaiset Ruotsissa («Лесные финны в Швеции»). Валлин Вяйнё. Отава, 1898. Отава, Хельсинки. 246>Sverigesradio.se - Олле Вестлинг (5.53-6.00 мин.) «Hver femte svensk seijs ju härstamma från den skogfinska innflytningen» - говорят, что каждый пятый швед является потомком иммиграционной службы Forestfinn.
  • Finnkulturcentrum.com - Центр финской культуры.

Источники

Дополнительная литература

  • Мортон, Джон С. История происхождения краеугольного камня апелляций применительно к Содружеству Пенсильвании: вместе с Выдержки из многих органов власти относительно принятия Декларации независимости Континентальным конгрессом 4 июля 1776 г., к которой прилагается новая конституция Пенсильвании с алфавитным содержанием. Филадельфия: Claxton, Remsen Haffelfinger, 1874.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-20 11:23:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте