Мокши

редактировать
Мокша Альтернативное название: Мордвин-Мокша
Зубу мокшаны. Dubasov.jpg Зубу мокша женщины. Фото Ивана Дубасова.
Всего населения
296 900
Регионы со значительной численностью населения
  Россия : 4 767
Языки
Мокша, русский, татарский
Религия
Русское православие, лютеранство, язычество
Родственные этнические группы
другие волжские финны, особенно эрзя и марийцы

В мокша (также Mokshans, Мокша люди, в мокшах : Моксает / Mokšet) составляет мордовскую этническую группу, принадлежащую к Volgaic ветви финских народов. Они живут в Российской Федерации, в основном у реки Волга и реки Мокша, притока реки Оки.

Наряд невесты. Сундук украшения. Мордва-мокша, Тамбовская губерния, Темниковский уезд, XIX - начало XX вв.

Их родным языком является мокшан, один из двух выживших представителей мордовской ветви уральской языковой семьи. По данным 1994 года переписи населения России, 49% от коренного финского населения в Мордовии определили себя как мокши, в общей сложности более чем 180.000 людей. Большинство мокши принадлежат к Русской православной церкви ; другие религии, исповедуемые мокшами, включают лютеранство и язычество.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Имя
  • 2 История
    • 2.1 Предыстория
    • 2.2 Средневековье
  • 3 Географическое распространение
  • 4 Культура
    • 4.1 Язык
    • 4.2 Мифология
  • 5 Источники
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Имя

Неофициальный флаг мокшанцев.

Вильгельм Рубрук, монах-францисканец, которого король Франции Людовик IX послал послом к ​​монголам в 1250-х годах, называл их «Моксель». Этот же термин появляется в Персидском / Arabic четырнадцатого века хроники из Рашид-ад-Дина. По народной традиции русские впервые использовал термин «мордва» относятся только к эрзя людей, но позже использовал его для обоих эрзян и мокши. Термин «мокша» ( рус. Мокша) начинает появляться в русских источниках в 17 веке.

Местные названия мокши включают:

История

Предыстория

Считается, что разделение волжских финнов на отдельные группы началось около 1200 г. до н.э. Раньше мокша не прослеживается, потому что до этого времени у них не было особой традиции погребения. Согласно археологическим данным, тела в ранних мокшанских захоронениях были ориентированы головой на юг. Геродот упоминает андрофагов, живущих в лесах между верховьями Днепра и Дона, к северу от Скифии ; Считается, что этот народ идентифицируется с городецкой культурой и с ранней мокшей, что делает сообщение Геродота первым появлением мокши в письменной истории. Геродот описывает также скифо-персидскую войну 516-512 гг. До н.э., в которой участвовало все население Среднего Поволжья. В ходе этой войны сарматы вытеснили скифов и подчинили себе несколько мокшанских родов. Во II и III веках нашей эры анты, славяне, мокши и эрзя стали самым многочисленным и могущественным населением Восточной Европы. К концу 4-го века большинство мокша присоединились к союзу гуннских племен, приняли участие в разгроме остготской империи в 377 году, а затем двинулись на восток и поселились в Паннонии. Свидетельства гуннской связи включают мокшанские боевые доспехи, особенно биты и псалии, которые идентичны ранним гуннским боевым доспехам. Археологические данные показывают, что границы мокшанского края с IV по VIII века не менялись. В 450 г. мокши были в союзе с народом Среднего Поволжья, известным как буртас, который, возможно, был аланами.

Средний возраст

Во время второй арабо-хазарской войны в 737 году арабские армии под командованием Марвана ибн Мухаммеда достигли правого берега Волги и вступили в конфликт с буртасами на своем пути на левый или «хазарский» берег Волги. Приблизительно в 889–890 годах хазары воевали с буртами, огузами и печенегами. В 913, после того, как войне между алами-ларисией и Русью в Атиль началась пяти тысяч Руси выживших бежал вверх по Волге, где большинство из них было убито Буртасом. В 932 году хазарский царь Аарон заключил военный союз с огузами. Около 940 г., во время правления царя Иосифа, хазары заключили союз с Буртасом. Впоследствии княжество Буртас-Селикса стало вассалом Хазарского ханства. В 965 году Святослав I из Киева «напал на союзников хазар, захватил Саркел и Булгарию и достиг Семендера», согласно Ибн Хаукалу. Два года спустя, после Великого потопа, он захватил и разрушил Атиль. В начале 10 века царь Волжской Булгарии Алмуш (Алмыш) взял под свой контроль «хазарскую дань». Он обратился в ислам, заключил союз с халифом Багдада аль-Муктафи и основал торговый пост в устье реки Оки. Киевский князь Владимир захватил Болгар в 985 году. Король Алмуш и князь Владимир подписали мирный и торговый договор в 1006 году, что стало началом «вечного мира», продлившегося 80 лет. Война за господство на Оке и эрзянскую крепость Obran Ош снова началась в 1120. князь Юрия города Владимир захватил Oshel в 1220 годе и потребовала снижение болгарского влияния над эрзянским царством (Purgas Русь). Последний был в союзе с Волжской Булгарией. Владимирские князья захватили и разрушили Обран Ош в 1221 году и основали на этом месте Нижний Новгород. Эрзянский царь Пургаз и мокшанский царь Пуреш находились в состоянии войны, и в то время как Пургаз был союзником Волжской Булгарии, Пуреш был союзником князя Юрия. В 1230 году Пургаз осадил Нижний Новгород, но потерпел поражение. После этого сын Пуреша князь Атамаз со своими союзниками- половцами совершил набег на земли Пургаза и полностью разрушил его королевство. Как записано Рашид-ад-Дином в его Джами ат-Таварих, 4 сентября 1236 года было датой, когда сыновья Джучи - Бату, Орда и Берке, сын Угедея Кадан, внук Чагатая Бюри и сын Чингисхана Кулкан объявили войну. на мокшах, буртах и ​​эрзьях. Эта война закончилась 23 августа 1237 года решающей победой монголов у Шварцвальда недалеко от границы Рязанского княжества.

Царь мокшанов Пуреш подчинился Бату-хану и должен был лично возглавить свою армию в качестве вассала в монголо-татарских военных кампаниях. В начале 1241 года монгольское войско захватило Киев, затем перешло Карпаты и вторглось в Польшу. Роджер Бэкон в своем Opus Majus пишет, что мокши были в авангарде монгольской армии и участвовали в захвате Люблина и Завихоста в Польше. Бенедикт Полоне сообщает, что мокшанская армия понесла серьезные потери при взятии Сандомира в феврале и Кракова в марте того же года. 9 апреля 1241 года монгольская армия нанесла поражение союзным польским и немецким войскам в битве при Легнице. Считается, что в той битве был убит король Пуреш. Вскоре после этого сражения мокшанское войско заявило Батыю, что отказывается воевать с немцами. Согласно сообщениям Уильяма Рубрука и Роджера Бэкона, мокши ранее вели переговоры с немцами и богемцами относительно возможности присоединения к их стороне, чтобы вырваться из их насильственного вассального подчинения Батыю. Известно, что Субутай приказал наказать заговорщиков; тысячи мокшан были казнены, но примерно треть из них спаслась бегством и вернулась на родину. Другая треть осталась в авангарде монгольской армии и вошла в Венгрию через перевал Вереке в марте 1242 года, согласно венгерскому епископу Стефану II и Матфею Парижскому.

Географическое распространение

Мокши проживают в основном в центральной и западной частях Республики Мордовия, а также в соседних районах Тамбовской области, а также в западной и центральной частях Пензенской области. Население мокша также проживает в Оренбургской области, Башкортостане, Татарстане, Алтайском крае, а также в диаспорских общинах Эстонии, Казахстана, США и Австралии.

Культура

Женщины мокши в традиционной одежде

Язык

Мокши говорят на мокшанском языке, который входит в мордовскую ветвь уральских языков.

Основная статья: мокшанский язык

Мифология

В традиционной мокшанской мифологии мир был создан Инье Нармон (Большая птица), которого в фольклоре называют Акша Локсти (Белый лебедь). Первым, что создал Инье Нармон, была вода. Якшарга (Утка) принесла песок со дна моря, а Инье Нармон взял песок и с его помощью сформировал землю с Ине Шуфтой (Великим деревом) на ней. Инье Нармон свил гнездо на Инье Шуфта, которую в фольклоре обычно называют Келу (береза). Акша Кал (Белый осетр) нес землю с корнями Инье Шуфта на своей спине. У Инье Нармон было три птенца: Цофкс (Соловей), Куку (Кукушка) и Ожарга (Жаворонок). Цофкс выбрал себе для дома кусты и ивы, Куку поселился в лесу, а Ожарга ушел на луга. Еще одно из древних божеств, упоминаемых в мокшанском фольклоре, было Мешаване (Пчела-мать). Со времени христианизации мокшанов Верховного Бога мокшанов обычно называли Варден Скай (Верховный Творец).

Согласно более поздним легендам, сотворение мира прошло несколько этапов: сначала Идемев (Дьявол) попросил Бог принести песок со дна великого моря. Идемев спрятал во рту песок. Когда Värden Škai начал создавать землю, этот скрытый песок начал расти в устье Идемевса. Ему пришлось выплюнуть это, и на прежней ровной и красивой земле появились пропасти и горы. Первые люди, созданные Варденом Скаи, могли жить 700–800 лет и были гигантами высотой 99 аршин (ярдов). Подземным миром в мокшанской мифологии управляла Масторатия. Души героев, старейшин кланов и воинов, погибших в битвах, после смерти отправились на изумрудно-зеленый остров Усия, где они сидели за длинным столом вместе с великим королем Лушеном и пили чистый мед.

Источники

  • Финно-угры и балты в эпоху средневековья (Археология СССР). М., 1987. С. 398-404
  • Кулаков В И. Древности пруссов VI-XIII вв. САИ. Вып. Г1-9 М., 1990
  • Финно-угры и балты... С. 411-419
  • Jaskanis J. Jacwiez w badaniach archeologicznych. Стан и перспектива бадавце // Rocznik biatostocki. Т. XIV. Биатисток. 1981. С. 49–67.
  • Новаковский В. Osiedia Kultury bogaczcwskiej - proba podsumowania stanu badart // WA. ЛИ-1. 1986–1990 гг.
  • Таутавичюс А.3. Балтские племена на территории Литвы в I тысячелетии н.э. // Из древнейшей истории балтских народов (по данным археологии и антропологии). Рига, 1980. С. 81, 82
  • Кевин Алан Брук. Евреи Хазарии. 2-е изд. Rowman amp; Littlefield Publishers, Inc, 2010. ISBN   978-0-7425-4981-4

использованная литература

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-08 02:51:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте