Гагаузы в традиционной одежде | |
Общая численность населения | |
---|---|
ок. 300,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Молдова. (см. Гагаузия ) | 126,010 |
Украина | 31,923 |
Турция | 15,000 |
Россия | 13,690 |
Беларусь | 204 |
Латвия | 92 |
Румыния | 45 |
Болгария | 40 |
Эстония | 35 |
Литва | 18 |
Языки | |
Религия | |
Восточная православная церковь | |
Родственные этнические группы | |
болгары, молдаване, балканские Турки |
гагаузы (гагаузы : гагаузлары) - тюркский народ, проживающий в основном на юге Молдовы (Гагаузия, Тараклийский район, Басарабский район ) и юго-западная Украина (Буджак ). Большинство гагаузов - восточно-православные христиане.
Сегодня гагаузы за пределами Молдовы живут в основном в украинских регионах Одесса и Запорожье, а также в Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Болгария, Греция, Румыния, Бразилия, Туркменистан, Беларусь, Эстония, Латвия, Грузия, Турция, и русский регион Кабардино-Балкария.
Энциклопедия мировых культур перечисляет этноним гагаузов как «тюркские» и «тюркоязычные булгары». Астрид Менз так пишет об этимологии:
В более старых этнографических трудах, таких как Пис (1894 г.) и Иречек (1891 г.), охватывающих гагаузы в Болгарии, упоминается, что только их соседи использовали этноним гагаузы, отчасти как оскорбление. Сами гагаузы этим самоназванием не пользовались; действительно, они сочли это оскорбительным. И Пис, и Иречек упоминают, что гагаузы в Болгарии, как правило, регистрировались либо как греки из-за их религии (явно результат османской системы проса), либо как болгарские из-за недавно появившейся концепции национализма. По словам информаторов Писа из Молдовы, гагаузы там называли себя Хыристиян-Булгары (христианские булгары), а гагаузы использовали только как прозвище (Пис 1894, с. 90). Этимология этнонима гагаузы столь же неясна, как и их история. Как отмечалось выше, они не упоминались - по крайней мере, не под этим именем - ни в каких исторических источниках до их иммиграции в Бессарабию. Поэтому более старых версий этого этнонима у нас нет. Это, в сочетании с сообщением о том, что гагаузы почувствовали себя оскорбленными, когда их назвали этим именем, делает этимологию несколько сомнительной.
Гагаузский язык принадлежит к огузским ветвь тюркских языков, в которую также входят азербайджанский, турецкий и туркменский языки. Гагаузский язык особенно близок к балканским турецким диалектам, на которых говорят в Греции, северо-восточной Болгарии, а также в районах Куманово и Битола Северной Македонии. Балканские тюркские языки, в том числе гагаузский, представляют собой типологически интересный случай, потому что они тесно связаны с тюркским и в то же время содержат северотюркский (татарский или кыпчакский ) элемент, кроме главный южнотюркский (огузский) элемент (Покровская, 1964). Современный гагаузский язык имеет два диалекта: центральный (или «булгарский ») и южный (или морской) (Покровская, 1964; Гордон, 2005).
Подавляющее большинство гагаузов - православные христиане.
Традиционная экономика была сосредоточена на животноводстве (особенно овцеводстве ) и сельском хозяйстве, которое сочетало зерно и огородничество с виноградарством. Даже в недавнем прошлом, несмотря на культурное сходство гагаузов с болгарами Бессарабии, между ними существовали важные различия: болгары были крестьянами; Хотя гагаузы также занимались сельским хозяйством, они были по существу скотоводами в мировоззрении.
Основным продуктом питания является зерно, во многих его разновидностях. Ряд семейных праздников и ритуалов был связан с выпечкой пшеничного хлеба, как дрожжевого хлеба (например, калачи ), так и пресного. лепешки.
Любимым блюдом был слоеный пирог, начиненный сыром из овечьего молока и пропитанный сметаной перед выпечкой. Другими деликатесами были пироги с покрошенной тыквой и сладкие пироги, приготовленные из первого молока коровы, которая только отела. Традиционное ритуальное блюдо под названием курбан объединяет болгарскую пшеницу кашу с забитым (или принесенным в жертву ) бараном и является еще одним свидетельством происхождения гагаузов на Балканах. мир и степь - пастырский комплекс. Мясные соусы с перцем особенно важны: один сочетает луковую и мелкозернистую кашу, а другой - томатную. красное домашнее вино подается к обеду и ужину. Головной сыр - незаменимый компонент праздничных обедов.
Ближе к концу XIX века в хорошую погоду костюм гагаузской женщины состоял из холщовой рубахи, без рукавов. платье, халат и большой черный платок. Зимой надевали платье с рукавами, суконную куртку и шубу без рукавов. Обязательными элементами женского платья были серьги, браслеты, бусы, а у зажиточных гагаузов ожерелье из золотых монет. «Их украшений развешано так много, - писал дореволюционный исследователь, - что они покрывают всю грудь до пояса».
Традиционная мужская одежда включала рубашку, тканевые брюки, широкий красный кушак или пояс и шляпу. Зимняя шапка была из овечьей шерсти каракульской. Костюм пастуха представлял собой обычную рубаху в сочетании с овчинными штанами с загнутым начесом, шубой без рукавов и короткой дубленкой, иногда украшавшейся красно-зеленой прострочкой.
Происхождение гагаузов неясно. В начале 20 века болгарский историк М. Димитров насчитывает 19 различных теорий об их происхождении. Спустя несколько десятилетий гагаузский этнолог М.Н. Губогло увеличивает число до 21. В некоторых из этих теорий гагаузы представлены как потомки булгар, половцев - кипчаков. (есть современная гагаузская фамилия Гипджаклы) или род турок-сельджуков или как лингвистически тюркизированные болгары. Тот факт, что они исповедуют восточно-православное христианство, может свидетельствовать о том, что их предки уже жили на Балканах до османского завоевания в конце 14 века.
Согласно 15 век Огузнаме повествование, в 1261 году туркмен дервиш Сари Салтук сопровождал группу туркмен в Добруджу, где они были поселены византийским императором Михаилом VIII для защиты северной границы империи. Однако в тот же период Добруджа была оккупирована татарами. Этот же источник помещает его в Крым после 1265 года, вместе с туркменами, перенесенными туда татарским ханом Берке, а после 1280 года упоминается, что он вел кочевников обратно в Добруджу. После смерти Сари Салтика часть туркмен вернулась в Анатолию, а другая осталась христианами, став предками гагаузов. Они сохранили свою политическую независимость от Второй Болгарской империи. Их небольшое княжество Добруджа просуществовало до османского завоевания в 1417 году. Название Гагаузы может быть воспоминанием о названии Кайкаус II.
Гипотеза Степь предполагает, что гагаузы могут быть потомками других тюркских кочевых племен, кроме сельджуков: таких как булгары и половцы-кипчаки из степей Евразии. В XIX веке, до переселения в Бессарабию, гагаузы с болгарских территорий Османской империи считали себя болгарами. Этнологические исследования показывают, что «гагаузы» были языковым, а не этническим. Гагаузы в то время называли себя «Хасли Булгар» (Истинные Булгары ) или «Эски Булгары» (Старые Булгары) и считали термин гагаузы, применяемый к ним славяноязычными болгарами. (кого они называли туканом), унизительный. Гагаузы называли свой язык турецким и соответственно заявляли о своем происхождении от ранних тюркских булгар, которые в VII веке основали Первую болгарскую империю на Дунае. Действительно, одна современная гагаузская фамилия - Кыпчаклы.
Перепись населения Российской Империи 1897 г. не выделила гагаузов как особую группу, но сообщила о существовании 55 790 носителей «турецкого языка». "(предположительно гагаузский язык ) в Бессарабской губернии.
При сравнении населения было обнаружено, что гагаузы более близки генетически к соседние юго-восточные европейские группы, чем лингвистически связанные анатолийские популяции. Более существенные различия в распределении компонентов Y-хромосомы появились между гагаузами и другими тюркскими народами.
Сходство с соседними популяциями может быть связано с отсутствием социальных барьеров между местными и тюркскими - Православное население Балканского полуострова. Другая возможность - языковой сдвиг в соответствии с моделью доминантного меньшинства, т.е. тюркификация.
гагаузы принадлежат к гаплогруппам Y-ДНК I2a (23,6%), R1a (19,1%), G (13,5%), R1b (12,4%), E1b1b1a1 (11,1%), J2 (5,6%) и гаплогруппа N (2,2%). Наконец, филогенетический анализ Y-ДНК помещает гагаузов наиболее близко к болгарам, македонцам, румынам, сербам и другим балканским популяциям, что привело к большой генетической дистанции от тюркского народа и других тюркских народов. Анализ показал, что гагаузы принадлежат к балканскому населению, предполагая, что гагаузский язык представляет собой случай языковой замены в Юго-Восточной Европе. Согласно более подробному аутосомному анализу тысяч SNP, а не только половой хромосомы, гагаузы наиболее близки к этническим македонцам, за которыми следуют греческие македонцы помимо Салоники, и другие, такие как болгары, румыны и черногорцы.
. Результаты генетического сравнения популяций Балкан, Анатолии и Центральной Азии показали, что гагаузы являются частью балканской генетической группы.
Между 1820 и 1846 годами Российская империя выделила землю гагаузам и дала им материальные стимулы для поселения в Бессарабии на поселениях, оставленных ногайскими племенами. Они поселились в Бессарабии вместе с бассарабскими болгарами, в основном в Авдарме, Комрате (или Комрате), Конгазе (Конгаз), Томай, Cișmichioi и другие бывшие ногайские села, расположенные в центральном Буджакском районе. Первоначально гагаузы также селились в нескольких деревнях, принадлежащих боярам по всей южной Бессарабии и княжеству Молдавия, но вскоре переехали, чтобы присоединиться к своей семье в Буджаке. До 1869 г. гагаузы в Бессарабии называли болгарами. Во время румынского правления самой южной Бессарабии (1856–1878) они поддерживали болгарские школы в своих поселениях и участвовали в болгарском национальном движении. Поэтому некоторые этнологи (Карел Шкорпил, Гаврил Занетов, Бенио Цонев ) утверждают, что гагаузы имеют болгарское происхождение.
В 1860-е годы часть гагаузов переселилась в окрестности Бердянска на побережье Азовского моря, а в 1908–1914 годах - в Среднюю Азию.
За исключением пятидневной независимости в Зимой 1906 года, когда крестьянское восстание было объявлено автономным, гагаузским народом в основном правили Российская империя, Румыния, Советский Союз и Молдова.
Волна Столыпинская аграрная политика привела часть гагаузов в Казахстан между 1912 и 1914 годами, а позже еще одна группа поселилась в Узбекистане в очень трудные годы начальной коллективизации. Чтобы не потерять свои гражданские права, они в 30-е годы называли себя «булгарами»; Гагаузы села Майслерге Ташкентского района сохраняют это название по сей день.
В 1970 году общая численность гагаузов в СССР достигла 156 600 человек ( 26 400 из них проживали в Украинской ССР и 125 000 в Молдавской ССР). В 1979 году в СССР проживало около 173000 гагаузов.
Гагаузы национализм оставался интеллектуальным движением в течение 1980-х годов, но к концу десятилетия усилился как элиты, так и оппозиционные группы в Советском Союзе. начал принимать националистические идеалы. В 1988 году активисты из местной интеллигенции объединились с другими этническими меньшинствами, чтобы создать движение, известное как «Гагаузский народ» (гагаузский: Gagauz halkı). Год спустя «Гагаузский народ» провел свое первое собрание, приняв постановление о создании автономной территории на юге Молдавской ССР со столицей Комрат. Популярность гагаузского националистического движения возросла после того, как молдавский (румынский ) был принят в качестве официального языка Республики Молдова в августе 1989 года.
В августе 1990 года Комрат объявил себя автономной республикой, но правительство Молдовы аннулировало это заявление как неконституционное. Гагаузов также беспокоили последствия для них воссоединения Молдовы с Румынией, что казалось все более вероятным. Поддержка Советского Союза оставалась высокой: на местном референдуме в марте 1991 года было почти единогласно проголосовано «за» остаться в СССР; Однако молдаване в Гагаузии бойкотировали референдум. Многие гагаузы поддержали попытку переворота в Москве, что еще больше обострило отношения с Кишиневом. Однако, когда парламент Молдовы голосовал по вопросу о том, должна ли Молдова стать независимой, шесть из двенадцати гагаузских депутатов проголосовали за.
Флаг ГагаузииГагаузия провозгласила себя независимой как Гагаузская Республика 19 августа 1991 года - в день попытки переворота в Москве - за которым последовало Приднестровье в сентябре. В феврале 1994 года Президент Мирча Снегур, выступая против независимости Гагаузии, пообещал Гагаузскую автономную область. Снегур также выступил против предложения о том, чтобы Молдова стала федеративным государством, состоящим из трех «республик»: Молдовы, Гагаузии и Приднестровья. В 1994 году парламент Молдовы предоставил "народу Гагаузии" право "внешнего самоопределения" в случае изменения статуса страны. Это означает, что в случае, если Молдова решит присоединиться к другой стране (судя по всему, это относится к Румынии), гагаузы будут иметь право решать, оставаться или нет частью нового государства, посредством референдума о самоопределении..
В результате референдума по определению границ Гагаузии тридцать населенных пунктов (три города и двадцать семь сел) выразили желание войти в состав Гагаузского автономного территориального образования. В 1995 году был избран губернатором (башканом) Гагаузии сроком на четыре года, как и депутаты местного парламента, «Народного собрания» (Халк Топлушу) и его председатель.
С 1991 года гагаузы стали трансграничной нацией, расположенной в Буджаке и разделенной между Республикой Молдова и Украиной. В Украине, Гагаузы в основном живут вблизи общины бессарабских болгар вокруг города Болград. По данным, гагаузы в Украине составляли 31 923 человека, из которых 27 617 (86,5%) проживали в Одесская область (Буджакский район).