Калмыки

редактировать
Калмыки. Хальмгуд Хамгуд
Чаепитие калмыков.jpg
Общая численность населения
200 000
Регионы со численностью населения
Калмыкия (Россия )
Россия 183,372
Кыргызстан 12,000
Украина 325
США 3,000
Языки
Калмыцкий ойрат, Русский
Религия
Преимущественно Тибетский буддизм. Меньшинство Восточное православное христианство или тенгрианство / шаманизм
Родственные этнические группы
Монголы, джунгарский народ особенно ойраты

Калмыки (калмыки : Хальмгуд, Хаľмгуд, монгольский : халимаг, халимаг; русский : калмыки, романизированный : калмыки) - монгольская подгруппа в Россия, предки которой переселились из Джунгарии в 1607 году. Они создали Калмыцкое ханство в 1630–1771 год. ах на территории Северного Кавказа России. Сегодня они самой большой в Республика Ка Имыкия находится в Калмыцкой степи, на западном берегу Каспийского моря.

Это единственный традиционный буддийский народ, родина которого находится в пределах собственно Европы.

В результате эмиграции небольшие калмыцкие общины были созданы в в Штатах, Франции, Германии и Чехии.

Содержание

  • 1 Истоки и история
    • 1.1 Ранняя история ойратов
    • 1.2 Период открытого конфликта
    • 1.3 Возрождение ойратской власти
    • 1.4 Миграция торгутов
    • 1.5 Калмыцкое ханство
      • 1.5.1 Период самоуправления, 1630–1724 гг.
        • 1.5.1.1 От ойрата до калмыков
      • 1.5.2 Уменьшение автономии, 1724–1771 гг.
    • 1.6 Жизнь в Российской империи
    • 1.7 Русская революция и Гражданская война
    • 1.8 Образование Калмыцкой Советской Республики
    • 1.9 Коллективизация и восстания
    • 1.10 Вторая мировая война и ссылка
    • 1.11 Возвращение из сибирской ссылки
  • 2 Этимология
  • 3 Подгруппы
  • 4 Демография
  • 5 Местоположение
  • 6 Религия
  • 7 Язык
  • 8 Система письма
  • 9 Список известных калмыков
  • 10 Политические деятели
    • 10.1 Ханы Калмыцкого ханства
    • 10.2 Спортсмены
  • 11 Ссылки
  • 12 Библиография
  • 13 Внешние ссылки

Происхождение и история

Калмыки Калмыцкие танцоры

Ранняя история ойратов

Калмыки - это ветвь ойратских монголов, чьи древние пастбища простирались до наших дней. -дневные части Казахстана, России, Монголии и Китая. После падения Монгольской династии Юань в Китае в 1368 году ойраты стали грозным противником халха-монголов, китайской династии Мин (1368–1368 гг.) 1644) и маньчжуры, основавшие династию Цин в Китае в 1644 году. В течение 400 лет ойраты вели военную борьбу за господство и контроль над обеими Внутренней Монголией и Внешняя Монголия. Борьба закончилась в 1757 г. поражением ойратов в Джунгарии ; они были последними из монгольских групп, которые сопротивлялись вассальности Цин (Grousset, 1970: 502–541).

В начале этой 400-летней эры западные монголы обозначили себя как Четыре ойрата. В союз входили четыре основных западно-монгольских племени: хошут, чорос, торгут и дербет. В совокупности Четыре ойрата стремились к власти в качестве альтернативных монголам, которые были наследниками по родовой линии Чингисхана. Четыре ойрата времени от времени объединены соседние племена или отколовшиеся группы, поэтому состав сообщества сильно колебался: более крупные племена доминировали или поглощали более мелкие. К более мелким племенам, входившим в конфедерацию, относились хойты, захчинцы, баиды и мангиты.

Традиционная стоянка калмыков. Калмыцкая юрта, называемая гхером, представляет собой круглую переносную самонесущую конструкцию, состоящую из решетчатых стен, стропил, кровельного кольца, войлока покрытия и натяжных лент.

вместе. эти кочевые племена бродили по травянистым равнинам Западной Внутренней Азии, между озером Балхаш в современном восточном Казахстане и озером Байкал на территории современной России к северу от Центральной Монголии. Они ставили свои юрты и держали стада крупного рогатого скота, отары овец, лошадей, ослов и верблюдов.

Поль Пеллио перевел имя «Торгут» как «garde de jour». Он писал, что торгуты своим именем либо стражи памяти Чингисхана, либо как потомки кераитов, старому гардену de jour. Это было зарегистрировано среди кераитов в Тайной истории монголов до того, как Чингисхан захватил регион (Пеллиот, 1930: 30).

Период открытого конфликта

Четыре ойрата были политическим образованием, образованными четырьмя возникающими ойратскими племенами. В течение 15–17 веков они основали под названием «10 тумен монголов» кавалерийский отряд из 10 000 всадников, включая ойратских туменов и шесть туменов, состоящих из других монголов. Они восстановили свой тип скотоводческий кочевой образ жизни во время конца династии Юань. Ойтрансформировал этот союз, чтобы защитить себя от халха-монголов и преследовать более активную реконструкцию Монголии.

До середины 17 века, когда титул хана был передан Далай-ламе, все монгольские племена признавали это требование и связанное с ним политический престиж. Хотя ойраты не могли отстаивать это утверждение до середины 17 века, на самом деле они имели тесную связь с Чингисханом в силу того факта, что брат Чингисхана, Касар, командовал Племя хошутов.

В ответ на самоназвание западных монголов как «Четыре ойрата» восточные монголы стали называть себя «сорок монголов» или «сорок и четыре». Это означает, что халха-монголы утверждали, что у них есть сорок тюменов к четырем тюменам, поддерживаемым Четырьмя ойратами.

Альянс ойратов был децентрализованным, неформальным и нестабильным. Например, Четыре ойрата не управляли центральными местами, из которых им управляли, и большую часть своего существования им не управляла центральная фигура. Четыре ойрата не основали единую военную или единую монашескую систему. Наконец, только в 1640 году Четыре ойрата приняли единообразные нормы обычного права.

Как кочевники-скотоводы, ойраты организованы на уровне племен, где каждый племенем правил нойон или принц, который также выполняет функции главного тайси-вождя. Главный тайши правил при поддержке младших нойонов, которых также называли тайши. Эти второстепенные нойоны контролируют подразделения племени (улусов) и были политически и экономически независимы от главного тайиши. Вожди тайси стремились влиять на вождей тайси других племен и подчинять их себе, вызывая межплеменное соперничество, раздоры и периодические стычки.

Под руководством Эсена, вождя Тайши Чорос, Четыре ойрата на короткое время объединили Монголию. После смерти Эсена в 1455 году политический союз Дербен ойрат быстро распался, что привело к двух десятилетию ойратско-восточно-монгольского конфликта. Тупик закончился во время правления Батмунха Даян-хана, пятилетнего мальчика, во имя которого сплотились лояльные восточные монгольские силы. Мандухай-хатун и Даян-хан воспользовались разобщенностью и слабостью ойратов и вернули ойратов под власть Монголии. При этом он восстановил контроль над монгольской родиной и восстановил гегемонию восточных монголов.

После смерти Даяна в 1543 году ойраты и халкхи возобновили конфликт. Силы ойратов продвинулись на восток, но младший сын Даяна, Гересенз, получил командование силами халха и вытеснил ойратов к озерус на северо-западе Монголии. В 1552 году, после того как ойраты снова бросили вызов Халхе, Алтан-хан вторгся из Внутренней Монголии с конными отрядами Тюмеда и Ордоса, вытесние элементы различных ойратских племен из Каракорума в Регион Ховд на северо-западе Монголии, объединивший большую часть Монголии в процессе (Grousset, 1970: 510).

Позже ойраты перегруппировались к югу от Горного Алтая в Джунгарии. Но внук Гересенца, Шолой Убаши Хунтайдзи, оттеснил ойратов дальше на северо-запад, по степям рек Оби и Иртыша. Впечатление он основал Халха-ханство под названием Алтан-хан в ойратском сердце Джунгарии.

Несмотря на неудачи, ойраты продолжали свои кампании против Алтанского ханства, пытаясь сместить Шолоя Убаши Хунтайдзи из Джунгарии. Непрерывный, возвратно-поступательный характер борьбы, определивший период, отражен в ойратской эпической песне «Бегство монгольского шолоя Убаши Хунтаиджи», повествующей о победе ойрата над алтан-ханом Халха в 1587 году.

Возрождение ойратской власти

Изображение ойратского каравана начала 20 века, сделанное в Китае или Монголии, путешествующим верхом, возможно, для торговли товарами. Портрет калмык

В начале XVII века Первый Алтан-хан прогнал ойратов на запад в современный восточный Казахстан. Торгуты стали самым западным ойратским племенем, расположившимся лагерем в районе Тарбагатай и на северных участках Иртыша, Ишима и Реки Тобол.

Дальше на запад казахи - мусульманин турко-монгол народ - помешали торгутам отправлять торговые караваны в мусульманские города. и села, расположенные вдоль реки Сырдарьи. В результате торговых отношений с недавно созданными форпостами царского правительства, экспансия и освоение Сибири были мотивированы в основном желанием получить прибыль от торговли с Азией.

Хошут, напротив, был самым восточным ойратом, располагавшимся лагерем в районе Зайсан и в районе Семей в нижнем течении реки Иртыш, где они построено несколько степных монастырей. Хошуты соседствовали с Халхинскими ханствами Алтан-хана и Дзасагту-хана. Оба ханства препятствовали торговле хошутом и другими ойратскими племенами с китайскими приграничными городами. Хошутом правили Байбагас-хан и Гуши-хан, которые были первыми ойратскими лидерами, которые перешли в гелуг школу тибетского буддизма.

Между обоими племенами находились Чорос, Дербет Ойрат и Хоид, все вместе известные как «джунгарский народ », которые медленно восстанавливали базу власти, которой они пользовались при Четвёртых ойратах. Чорос были доминирующим племенем ойратов той эпохи. Их вождь, Хархул, попытался последовать за Эсен-ханом в объединении ойратов, чтобы бросить вызов Халхе.

Портрет [де ] (1763-1832), художника-скульптора калмыцкого происхождения

Под динамичным руководством Хархула джунгары остановили экспансию первого алтан-хана и начали планирование воскресение четырех ойрат под джунгарским знаменем. Во исполнение таких планов Хархул спроектировал и построил столицу под названием Кубак-сари на реке Эмиль рядом с современным городом Таченг. В своей попытке построить нацию Хархул использовать дипломатию, торговлю и сельское хозяйство. Он также стремился приобрести современное вооружение и небольшую промышленность, такую ​​как металлургические заводы, для снабжения армии.

Попытка объединения ойратов вызвала разногласия между племенами и их вождями тайиши, которые были независимыми, но также высоко ценили самих лидеров. Эти разногласия, по общему мнению, заставили Хо Орлука переместить племя торгутов и элементы племени дербет на запад в Поволжье, где его потомки сформировали Калмыцкое ханство. На востоке Гуши-хан отвел часть Хошута в регионах Цайдам и Цинхай на Тибетском нагорье, где он сформировал Хошутское ханство для защиты Тибет и гелуг от внутренних и внешних против. Хархул и его потомки, напротив, сформировали Джунгарское ханство для борьбы с Халхой.

Миграция торгутов

В 1618 году торгуты и небольшой отряд дербет-ойратов (200 000–250 000 человек) решили переселиться из верховьев Иртыша на пастбища нижних Поволжье к югу от Саратова и к северу от Каспийского моря по обоим берегам реки Волги. Торгутов взрывл их тайши Хо Орлук. Они были самым большим мигрирующим племенем ойратов, прихватив с собой почти все племя. Второй по величине группой были дербет-ойраты под руководством их тайши Далай-Батура. Вместе двинулись на запад через южную Сибирь и южный Урал, избегая более прямого пути, который вел бы их через самое сердце территории их врага, казахов. По пути они совершали набеги на русские поселения и казахские и башкирские стоянки.

Было выдвинуто множество теорий, объясняющих причины перемещения. Одна общепринятая теория состоит в том, что среди ойратских племен могло быть недовольство, которое возникло из попыток Хархула, тайши джунгаров, централизовать политический и военный контроль над племенами, находящимися под его руководством. Однако некоторые исследователи полагают, что торгуты искали неоспоримые пастбища, поскольку на их территории вторгались русские с севера, казахи с юга и джунгары с востока. Посягательства к перенаселенности людей и скота. Наконец, третья теория предполагает, что торгуты устали от боевой борьбы между ойратами и Алтанским ханством.

Калмыцкое ханство

Период самоуправления, 1630–1724 гг.

На этом фрагменте карты изображена часть Джунгарского ханства, 1706 г. («Тартарная карта» г. Гийом Делиль (1675–1726), Коллекция карт Библиотеки Конгресса)

По прибытии в нижнее Поволжье в 1630 году ойраты расположились лагерем на земле, которая когда-то была частью Астрахани. Ханство, но теперь на него претендовало царство России. Район был малонаселенным, от юга Саратова до русского гарнизона в Астрахани и на восточном и западном берегах Волги. Российское царство не было готово к колонизации этого района и не могло помешать ойратам разбить лагерь в этом регионе. Но у него был прямой политический интерес к тому, чтобы ойраты не вступили в союз со своими тюркоязычными соседями. Калмыки стали союзниками России и между Калмыцким ханством Россией был подписан договор о защите южной границы России.

Ой быстро укрепили свои позиции, изгнав большинства жителей, ногайскую Орду. Большие группы ногайцев бежали с юго-востока на северную кавказскую равнину и на запад в степи Черного моря, на земли, которые претендовало Крымское ханство, которое само было вассалом или союзником Османской империи. Меньшие группы ногайцев искали защиты у русского гарнизона в Астрахани. Остальные кочевые племена стали вассалами ойратов.

Калмыки сражались с каракалпаками. Полуостров Мангышлак был захвачен в 1639 году калмыками.

Вначале между русскими и ойратами существовали непростые отношения. Взаимные набеги ойратов в русские поселения и казаков и башкир, мусульманских вассалов русских, на ойратские лагеря были обычным делом. Многочисленные клятвы и договоры были подписаны, чтобы лояльность ойратов и военная помощь. Хотя ойраты стали подданными царя, такая преданность ойратов считалась номинальной.

В действительности ойраты управляли собой в соответствии с документом, известным как «Великий кодекс кочевников» (Ики Цааджин Бичиг). Кодекс был обнародован в 1640 году ими, их братьями в Джунгарии и некоторыми из Халкхамов, которые все собраны в гор Тарбагатай в Джунгарии, чтобы разрешить свои разногласия и объединиться под знаменем школы гелуг. Хотя цель объединения не достигнута, лидеры саммита ратифицировали Кодекс, который регулировал все аспекты кочевой жизни.

Защищенная позиция, ойраты стали приграничной державой, часто вступая в союз с Российской империей против соседнего мусульманского населения. В эпоху Аюка-хана ойратырели политическую и военную известность, поскольку Российская империя стремилась к более широкому использованию ойратской кавалерии для поддержки своих кампаний против мусульманских держав на юге, таких как Сефевидский Иран, Османская империя, ногайцы, татары Кубани и Крымское ханство. Аюка-хан также вел войны с казахами, покорил туркмен с полуострова Мангышлак и совершил многочисленные экспедиции против горцев Северного Кавказа. Эти кампании подчеркнули стратегическое значение Калмыцкого ханства, которое функционировало как буферная зона, разделявшая Россию и мусульманский мир, когда Россия вела войны в Европе, чтобы утвердиться в качестве европейской державы.

Чтобы стимулировать выпуск ойратских кавалеристов для поддержки своих военных кампаний, Российская империя полагается на денежные выплаты и сухие товары ойрат-хану и ойратской знати. В этом отношении Российская Империя относилась к ойратам так же, как и к казакам. Предоставление денежных выплат и галантерейных товаров, однако, не остановило взаимных набегов, и, в некоторых случаях, обе стороны не выполнили свои обещания (Halkovic, 1985: 41–54).

Еще одним важным стимулом, который Российская Империя предоставила ойратам, был беспошлинный доступ на рынки приграничных городов России, где ойратам разрешалось обменивать свои стада и предметы, которые они получали из Азии и своих соседей-мусульман. обмен на российские товары. Торговля также велась с соседними тюркскими племенами под контролем России, такими как татары и башкиры. Смешанные браки стали обычным явлением в таких племенах. Это торговое соглашение давало ойрат тайиши, нойоны и зайсанги существенные денежные и прочие выгоды.

Фред Адельман описал эту эпоху как «пограничный период», продолжавшийся от прихода Торгута при Хо Орлуке в 1630 году до конца великого ханства потомка Хо Орлука, Аюка Хана, в 1724 году. сопровождались небольшими заметными аккультурационными изменениями:

В пограничный период между калмыками и русскими было мало устойчивых взаимоотношений. Регулярные контакты заключались в основном в сезонных товарных биржах калмыцкого скота и продукции из него для таких нужд кочевников, как кирпичный чай, зерно, текстиль и металлические изделия, в Астрахани, Царицыне и Саратове. Такого рода обменные отношения между кочевниками и городскими ремесленниками и торговцами традиционно были у калмыков. Политические контакты состояли из ряда договорных соглашений о номинальной лояльности калмыцких ханов России и прекращении взаимных набегов калмыков, с одной стороны, и казаков и башкир, с другой. Несколько калмыцких дворян стали русифицированными и номинально христианскими, которые отправились в Москву в надежде заручиться помощью России в своих политических амбициях в калмыцкой степи. Однако российские дотации калмыцкой знати стали эффективным средством политического контроля лишь позже. Однако постепенно калмыцкие князья стали нуждаться в поддержке России и придерживаться российской политики.

— Адельман, 1960: 14–15

В эпоху Аюка-хана Калмыцкое ханство достигло пика своей военной и политической мощи. Ханство пережило экономическое процветание благодаря свободной торговле с российскими приграничными городами, Китаем, Тибетом и их мусульманскими соседями. В это время Аюка Хан также поддерживал тесные контакты со своими ойратскими родственниками в Джунгарии, а также с Далай-ламой в Тибете.

От Ойрата до Калмыка
Карта Российской Империи, созданная в 1720–1725 годах; на этом фрагменте изображено соседнее калмыцкое государство (выделено зеленым цветом), которое западные ученые называют Джунгарским ханством

Исторически западно-монгольские племена идентифицировали себя по своим племенным названиям. Вероятно, в 15 веке четыре основных западно-монгольских племени образовали союз,приняв качестве в собирательного названия «Дёрбен ойрат». После распада сообщества западно-монгольские племена стали называть просто «ойратами». В начале 17 века возникло второе великое ойратское государство, получившее название Джунгарская империя. В то время как джунгары (племена чорос, дербет и хойт) основывали свою империю в Внутренней Азии, хошуты основывали Хошутское ханство в Тибете, защищенную секту Гелугпа от ее использования, а торги образовали Калмыцкое ханство в нижнем течении Волги.

Став лагерем, ойраты стали называть себя «калмыками». Это имя предположительно было дано им их соседями-мусульманами, а затем использовалось русскими для их описания. Ойраты использовали это имя в своих отношениях с чужаками, а именно со своими русскими и мусульманскими соседями. Они продолжали называть себя своим племенем, кланом или другой внутренней принадлежностью.

Название калмык, однако, не сразу было принято всеми ойратскими племенами в нижнем Поволжье. Еще в 1761 году хошуты и джунгары (беженцы из Маньчжурской империи) называли себя и торгутов исключительно ойратами. Торгуты, напротив, использовали название калмык для себя, а также для хошутов и джунгаров. (Ходарковский, 1992: 8)

Как правило, европейские ученые идентифицируют всех западных монголов в совокупности как калмыков независимо от их местонахождения (Рамстедт, 1935: v - vi). Такие ученые (например, Себастьян Мюнстер) использовали традиционные источники, которые традиционно использовали слово «калмык» для описания западных монголов в уничижительной манере, а западные монголы Китая и Монголии расценили это имя как оскорбительный термин (Haslund, 1935: 214–215). Вместо этого они используют имя ойрат или их соответствующие племенные имена, например, Хошут, Дербет, Чорос, Торгут, Хойт, Баид, Мингат и т. Д. (Анучин, 1914: 57).

Со временем потомки ойратских переселенцев в нижнем Поволжье приняли название «калмык», независимо от их местонахождения, а именно: Астрахань, Донское казачество, Оренбург, Ставрополь, Терек и Урал. Горы. Другое общепринятое название - Улан Залата, или «краснокожие» (Адельман, 1960: 6).

Уменьшение автономии, 1724–1771 гг.

исход калмыков в Джунгарию. Гравюра Шарля Мишеля Жоффруа, 1845 г.

К началу 18 века насчитывалось 300–350 000 калмыков и 15 000 000 русских. После смерти Аюка-хана в 1724 году политическая ситуация среди калмыков стала нестабильной, так как различные группировки стремились получить признание хана. Российская империя также постепенно от автономии Калмыцкого ханства. Эта политика, например, использует создание русских и немецких поселений на пастбищах, которые калмыки используют, чтобы кочевать и кормить свой скот. Кроме того, царское правительство наложило совет на калмыцкого хана, тем самым ослабив его власть, продолжая при этом ожидать, что калмыцкий хан предоставит кавалерийские отряды для сражений от имени России. Русская Православная Церковь, напротив, вынудила многих калмыков принять восточное православие. К середине 18 века калмыки все больше разочаровывались в посягательствах поселенцев и вмешательстве в его внутренние дела.

В январе 1771 г. гнет царской администрации вынудил большую часть калмыков (33 тысячи дворов, или примерно 170 000–200 000 человек) переселиться в Джунгарию. Убаши-хан, правнук Аюка-хана и последнее калмыцкого хана решили вернуть свой народ на их исконную родину, Джунгарию, и восстановить Джунгарское ханство и независимость Монголии. Как отмечает С.Д. Баркман: ​​«Совершенно очевидно, что торгуты не намеревались сдавать китайцев, а надеялись вести независимое существование в Джунгарии».

Убаши послал 30 000 конницы в первый год Русско-турецкая война (1768–74) для получения оружия перед переселением. Далай-лама 8 попросил его благословения и назначил дату отъезда. Посмотрев на астрологическую карту, он назначил возвращение, но в момент отъезда ослабление льда на Волге, выезд только тем калмыкам (около 200000 человек) на восточном берегу. Те 100 000–150 000 человек на западном берегу были вынуждены остаться, и Екатерина Великая казнила влиятельных дворян из их числа.

Портрет калмыцкой Аннушки, русский художник Иван Аргунов, 1767

Примерно пять шестых торгута последовали за Убаши-ханом. Большинство хошутов, чоросов и хоидов также сопровождали торгутов в их путешествии в Джунгарию. Дербет Ойрат, напротив, предпочел вообще не ехать.

Екатерина Великая приказала русскому войску, башкирам и казахам истребить всех переселенцев. Не сумев остановить бегство, Екатерина упразднила Калмыцкое ханство, груз все правительственные полномочия Астраханскому губернатору. Титул хана был отменен. Высшим правящим постом был вице-хан, который также был признан правительством как высший из калмыцких князей. Назначив вице-хана, Российская империя навсегда стала решающей силой в калмыцком правительстве и делах.

После семи месяцев путешествия только одна треть (66 073) первоначальной группы достигла озера Балхаш, западной границы Цинского Китая. Эта миграция стала темой «Восстания татар» Томаса Де Куинси.

Цин переместил калмыков в пять различных областей, чтобы предотвратить их восстание, и влиятельные лидеры калмыков вскоре умерли. Калмыки-переселенцы стали как известны торгуты в цинском Китае. Цин вынудили торгутов отказаться от кочевого образа жизни и вместо этого заняться оседлым земледелием в рамках сознательной политики Цин, направленной на их ослабление.

Жизнь в Российской империи

исхода 1771 года калмыки, оставшиеся в составе Российской империи, продолжили свой кочевой скотоводческий образ жизни, занимая пастбища между Доном и Волгой, зимуя в низменности вдоль берегов Каспийского моря до озера Сарпа на северо-запад и озера Маныч-Гудило на западе. Весной они двигались вдоль реки Дон и системы озер Сарпа, летом достигли возвышенностей Дона, а осенью проходили в низинах Сарпы и Волги. В октябре они вернулись в свои зимние лагеря и пастбища (Krader, 1963: 121 со ссылкой на Pallas, vol. 1, 1776: 122–123).

Свадебное шествие калмыков, 1880 г.

Несмотря на большую численность населения, торгуты все еще оставались численно превосходящими доминируя над калмыками. Другие калмыки в России включаются Дербет Ойратс и Хошут. Элементы чорос и хоит также присутствовали, но их было слишком мало, чтобы сохранить их улус (племенное деление) в качестве самостоятельных административных единиц. В результате они были поглощены улусом более крупных племен.

Факторы, вызвавшие массовое бегство 1771 года, продолжали беспокоить оставшихся калмыков. После исхода торгуты присоединились к казачьему восстанию Емельяна Пугачева в надежде, что он восстановит независимость калмыков. После поражения восстания Пугачева Екатерина Великая передала должность вице-хана из племени вице-хана дербетам, чьи князья якобы оставались верными правительству во время восстания. Таким образом, торгуты были отстранены от роли потомственных лидеров калмыцкого народа. Хошуты не могли оспаривать это политическое устройство из-за своей большой численности населения.

Нарушения в калмыцком обществе, вызванные массовым исходом и участвующими в Пугачевском восстании, ускорили серьезную перестановку в калмыцкой племенной структуре. Правительство калмыков на три административных раздел единицы, прикрепленные, в зависимости от их местоположения, к районным властям Астрахани, и назначило специального государственного органа, носящего титул «Хранитель калмыцкого народа» для целей управления. Правительство также переселило небольшие группы калмыков вдоль Урал, Терек и Кума и в Сибирь.

Карта, показывающая местонахождение калмыков в 1910-е гг.

В результате перераспределения доминирующее в настоящее время племя дербет разделилось на три административные единицы. В западной калмыцкой степи находились в подчинении администрации Астраханской области. Их называли Бага (Малый) Дербет. Напротив, дербетов, которые переселились в северную часть Ставропольской губернии, называли Айк (Большой) Дербет, хотя их население было меньше. Наконец, калмыки Дона стали называть Бузавой. Хотя они состояли из элементов всех калмыцких племен, бузава претендовала на происхождение от племени торгутов. Их название происходит от двух притоков реки Дон: Бусгай и Бусулук. В 1798 г. царь Павел I признал донских калмыков донскими казаками. Таким образом, они получили те же права и льготы, что и их российские коллеги, в обмен на предоставление национальных услуг (Bajanowa, 1976: 68–71). В конце наполеоновских войн калмыцкие кавалерийские части на русской службе вошли в Париж.

. Со временем калмыки постепенно создавались фиксированные поселения с домами и храмами вместо переносных круглых войлоков юрты. В 1865 году Элиста была основана будущая столица Калмыцкой Автономной Советской Социалистической Республики. Этот процесс продолжался вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Русская революция и гражданская война

Как и большинство людей в России, калмыки приветствовали Февральскую революцию с энтузиазмом. Калмыцкие лидеры, что Временное правительство России, пришедшее на смену царскому правительству, предоставит большую автономию и свободу в их отношении, религии и экономики. Однако этот энтузиазм вскоре рассеялся после того, как большевики взяли под свой контроль национальное правительство во время второй революции в ноябре 1917 года.

После того, как большевики взяли под свой контроль, различные политические и этнические группы выступили против Коммунизм организовал свободную политическую и военную коалицию, известную как Белое движение. Добровольческая «Белая армия» была поднята для борьбы с Красной Армией, военным подразделением большевистского правительства. Первоначально эта армия состояла в основном из добровольцев и сторонников царя, но позже к ним присоединились казаки, в том числе донские калмыки, многие из которых сопротивлялись большевистской политике расказачивания.

Вторая революция расколола Калмыцкий народ в противоборствующие лагеря. Многие были недовольны царским правительством за его историческую роль в содействии колонизации калмыцких степей и в поощрении русификации калмыцкого народа. Но другие также испытывали враждебность к большевизму по двум причинам: (1) лояльность калмыцкого народа своим традиционным лидерам (то есть дворянству и духовенству) - источникам антикоммунизма - была глубоко укоренившейся; и (2) большевистская эксплуатация конфликта между калмыками и местными русскими крестьянами, захватившими калмыцкую землю и скот (Loewenthal, 1952: 4).

Астраханская калмыцкая знать во главе с князем Данзаном Тундутовым из Бага Дербетов и князем Сереб-Джаб Тюмен из хошутов выражала свои антибольшевистские настроения, стремясь интегрировать астраханских калмыков в воинские части астраханского казачества. Но прежде чем могла произойти всеобщая мобилизация калмыцких всадников, Красная Армия захватила власть в Астрахани и в калмыцкой степи, тем самым предотвратив мобилизацию.

После взятия Астрахани большевики начали жестокие расправы над калмыцким народом, особенно над буддийскими храмами и буддийским духовенством (Арбаков, 1958: 30–36). В конце концов большевики соберут до 18 000 калмыцких всадников в Красную армию, чтобы помешать им присоединиться к Белой армии (Борисов, 1926: 84). Однако эта цель не помешала многим калмыцким всадникам Красной армии перейти на сторону белых.

Большинство донских калмыков также примкнули к Белому движению, чтобы сохранить свой казачий образ жизни и гордые традиции. Как донские казаки, донские калмыки сначала воевали под командованием генерала белой армии Антона Деникина, а затем под его преемником генералом Петром Николаевичем Врангелем. Поскольку Донское казачье войско, к которому они принадлежали, было главным центром белого движения и казачьего сопротивления, бои велись на казачьих землях и были очень катастрофичными для донских казаков, поскольку деревни и целые регионы неоднократно переходили из рук в руки в братоубийственном конфликте в России. обе стороны совершили ужасные зверства. Донские казаки, в том числе донские калмыки, понесли тяжелые военные и гражданские потери либо в результате самих боев, либо из-за голода и болезней, вызванных войной. Некоторые утверждают, что большевики виновны в массовом истреблении донских казаков, в результате чего погибло около 70 процентов (или 700 000 человек) населения Донских казаков (Геллер и Некрич, 1988: 87).

К октябрю 1920 года Красная Армия подавила сопротивление генерала Врангеля в Крыму, вынудив около 150 000 солдат Белой армии и их семей эвакуироваться в Константинополь, Турция. Небольшой группе донских калмыков удалось спастись на британских и французских судах. Хаос в российском портовом городе Новороссийск описал майор Х.Н.Х. Уильямсоном из британской военной миссии к донским казакам:

Мы все еще слышали разрозненный ружейный огонь и звуки морских орудий, а сторонники большевиков стреляли из снарядов с крыш. Местами красная пехота проникла в город и занималась убийствами, изнасилованиями и всевозможными зверствами, в то время как взрывы сотрясали города, белые поджигали цистерны с бензином, а ветер развеял огромную завесу дыма над заливом. Набережная была черной от людей, умоляющих, чтобы их пустили на сесть на корабли. У некоторых калмыцких казаков остались лошади и маленькие повозки, в которых они ехали, а в воде плавала всякая всячина - сундуки, одежда, мебель, даже трупы. Условия были ужасающими. Беженцы все еще голодали, а больные и мертвые лежали там, где упали. Многие из них даже пытались ворваться в эвакуационный офис, и британским войскам пришлось тогда рассредоточиться штыком. Женщины предлагали драгоценности, все, что у них было - даже себя - за шанс пройти. Но у них не было ни малейшего шанса. Правило заключалось в том, что на борт допускались только белые войска, иждивенцы и семьи людей, которые работали с британцами.

Оттуда эта группа переселилась в Европу, в первую очередь в Белград (где они основали первый буддийский храм в Европе.), Болгарии, Чехословакии и Франции, где ее лидеры оставались активными в Белом движении. В 1922 году несколько сотен донских калмыков вернулись домой по всеобщей амнистии. Некоторые репатрианты, в том числе князь Дмитрий Тундутов, были заключены в вскоре после их возвращения казнены.

Калмыцкой Советской Республики

Советское правительство образовало Калмыцкую автономную область в ноябре 1920 года. Она была образована путем слияния ставропольских калмыцких поселений с большинством астраханских калмыков. Небольшое количество донских калмыков (бузавцев) из Донского войск мигрировало в эту область. Административным центром была Элизабет, небольшая деревня в западной области, которая была расширена в 1920-х годах, чтобы отразить ее статус столицы области.

Октябрь 1935 года Калмыцкая автономная область была преобразована в Калмыцкую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Основными занятиями республики были животноводство, сельское хозяйство, в том числе выращивание хлопка и рыболовство. Промышленности не было.

Коллективизация и восстания

22 января 1922 года Монголия предложила переселить калмыков во время голода в Калмыкию, но Россия отказалась. 71–72000 калмыков погибли во время голода. Калмыки восставали против России в 1926, 1930 и 1942–1943 годах. В марте 1927 года Совет депортировал 20 000 калмыков в Сибирь, тундру и Карелию. Калмыки основали суверенную республику Ойрад Калмык 22 марта 1930 года. Государство Ойрат имело небольшую армию, и 200 калмыцких солдат победили 1700 советских солдат в провинции Дурвуд в Калмыкии, но государство Ойрат было разрушено Советской Армией. в 1930 году. Советские ученые пытались убедить калмыков и бурят в том, что они не были монголами в ХХ веке в рамках политики демонголизации.

В 1929 году Иосиф Сталин приказал насильственная коллективизация сельского хозяйства, вынуждающая астраханских калмыков отказаться от своего традиционного кочевого скотоводческого образа жизни и селиться в деревнях. Все калмыцкие пастухи, имевшие более 500 овец, были отправлены в трудовые лагеря в Сибирь.

Вторая мировая война и изгнание

В июне 1941 года немецкая армия вторглась в Советский Союз, в итоге взяв (некоторый) контроль над Калмыцкой Автономной Советской Социалистической Республикой. Однако в декабре 1942 года Красная Армия, в свою очередь, повторно вторглась в республику. 28 декабря 1943 года советское правительство обвинило калмыков в сотрудничестве с немцами и депортировало все население, включая солдат калмыцкой Красной армии, в различные места в Средней Азии и Сибири. В течение 24 часов перемещение населения происходило зимой без предупреждения в неотапливаемых вагонах для скота.

По данным ведущего российского специалиста по депортациям Н. Ф. Бугая, 4,9% калмукского населения умерло в течение первых трех месяцев 1944 г.; 1,5% за первые три месяца 1945 г.; и 0,7% за тот же период 1946 года. С 1945 по 1950 годло 15 206 калмыков и родилось 7843 человека.

Калмыцкая Автономная Советская Социалистическая Республика быстро распалась. Его территория была разделена и передана в прилегающие регионы - Астраханскую, Сталинградскую область и Ставропольский край. Калмыков здесь больше не было, советские власти изменили название городов и деревень с калмыцких на русские. Например, Элиста стала Степным.

Возвращение из сибирской ссылки

Бывший президент Всемирной шахматной федерации, Кирсан Илюмжинов Гигантские уличные шахматы в столице Калмыкии Элисте Люди в Элиста

Около половина (97–98 000) калмыков, депортированных в Сибирь, умерли, прежде чем им разрешили вернуться домой в 1957 году. Правительство Советского Союза запретило преподавание калмыцких ойрат во время депортации. Основной целью калмыков было переселение в Монголию. Согласно Закону Российской Федерации от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации изгнанных народов» репрессии против калмыков и других народов квалифицируются как акт геноцида.

. В 1957 году премьер-министр СССР Никита Хрущев разрешил калмыкам вернуться в свои дома. По возвращении калмыки появятся, что их родину заселили русские и украинцы, многие из которых предпочли остаться. 9 января 1957 года Калмыкия снова стала автономной областью, а 29 июля 1958 года - автономной республикой в ​​составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

. Последующие годы плохого планирования и широкому распространению . Кроме того, промышленные предприятия строились без экономической целесообразности таких предприятий.

В 1992 году, после распада Советского Союза, Калмыкия предпочла остаться автономной республикой правопреемника Российской Федерации. Роспуск, однако, способствовал краху экономики как на национальном, так и на местном уровне, вызвав серьезные проблемы и проблемы. В результате потрясений многие калмы покинули Калмыкию, особенно в сельской местности, в поисках экономических возможностей в Российской Федерации и за ее пределами.

В 1992 году местный Верховный Совет принял решение изменить название республики на Халмг Тангч. В июне 1993 года калмыцкие власти предъявили претензии на 3900 квадратных метров. километров (1500 квадратных миль) дельты Волги, которые не были возвращены калмыкам при воссоздании Калмыцкой АССР в 1957 году. Калмыцкие власти утверждали, что в соответствии с положениями закона 1991 года. Что касается реабилитации репрессированных народов, земли, находящиеся в настоящее время в Астраханской области и Дагестане, с 1 июля 1993 года формально будут принадлежать Калмыкии. Давний спор о делении границы Калмыкии с Астраханью область и Дагестан вновь всплыли в 2005 году, никаких изменений границ не произошло.

Способность калмыков поддерживать в основном однородное контрастирование с русской примесью других подобных людей », поскольку есть свидетельства о примешивании русских к якутам, например. Пока генетический анализ калмыков подтверждает их монгольские корни, что также показывает, что целые семьи калмыков переехали в Поволжье, а не только мужчины, как это обычно бывает с большинством кочевых племенных групп.

Генетические результаты подтверждают исторические данные, поскольку они указывают на тесную связь между калмыками и монголами. Более того, генетические результаты показывают, что калмыцкая миграция увеличивается значительное количество людей и что калмыки не испытали заметного смешения с русскими.

В наше время Калмыкия поддерживает дружеские дипломатические и культурные связи с Монголией.

Этимология

Эта карта из «Космографии» Себастьяна Мюнстера является одним из самых ранних упоминаний имени калмыков.

Монголы называют калмыков Халимагом. Это означает «уходящие люди». Глагол «Халих» на монгольском языке означает утечку, просачивание или разлив. Итак, название «Халимаг» дано, потому что это были люди, которые просочились из монголов и монгольской земли.

Имя «калмык» - это слово тюркского происхождения, что означает «остаток» или «остаться». Возможно, тюркские племена использовали это название еще в XIII веке. Арабский географ Ибн-Варди зарегистрирован как первый человек, который использовал этот термин в отношении ойратов в четырнадцатом веке (Khodarkovsky, 1992: 5, со ссылкой на Bretschneider, 1910: 2: 167). ходжи из Кашгарии ли применяли это название к ойратам в пятнадцатом веке (Груссет, 1970: 506). В русских письменных источниках название «колмакские татары» упоминается еще в 1530 году, а картограф Себастьян Мюнстер (1488–1552) обозначил использование «калмучей» на карте в своей «Космографии», опубликованной в 1544 году. Однако сами ойраты не приняли это имя как свое.

Подгруппы

Существуют следующие основные этнические подгруппы калмыков: Баатуд, Дербет, Хоид, Хошут, Олот, Торгут и Бузава. Торгуты численно доминируют. Бузавы составляют меньшинство и наиболее русифицированными калмыками.

Демография

Эта статистика касается демографии калмыков в Российской Империи, Советском Союзе и Российской Федерации.

189719261939195919701979198920022010
190,648128,809129,786100,603131,318140,103165,103174,000183,372

Местоположение

Калмыки в Элисте, Республика Калмыкия

Калмыки проживают преимущественно в Республике Калмыкия, субъект федерации России. Калмыкия расположенная на юго-востоке европейской части России, между реками Волга и Дон. Граничит с Республикой Дагестан на юге; Ставропольский край на юго-западе; и Ростовская область и Волгоградская область на западе и северо-западе соответственно. Его восточная граница - Астраханская область. Юго-восточная граница - Каспийское море.

После распада Советского Союза большое количество калмыков, в основном молодежь, перебрались из Калмыкии в более крупные города России, такие как Москва и С. Петербург и США. Этот вызван желанием этих калмыков получить лучшие образовательные и экономические возможности и продолжается сегодня.

В настоящее время калмыки большинство населения Калмыкии. Согласно переписи населения 2010 года, всего в Калмыкии проживало 162 740 калмыков. В 2010 году это составляет 57,4% от общей численности населения республики. Кроме того, у калмыков уровень рождаемости намного выше, чем у русских и других славянских народов, средний возраст калмыцкого населения намного ниже, чем у русских. Это гарантирует, что численность калмыцкого населения в обозримом будущем будет расти.

Религия

Портрет ламы Менке Борманшинова в традиционной желтой шляпе работы Александра Бурчинова. Рисунок интерьера Торгутского передвижного монастыря 1776 года. Это пример мобильного хурул, который использовался тибетскими буддистами в Сибири в начале 20 века. Калмыки использовали подобное устройство до 1840-х годов. Хошутовский хурул был построен князем Тюманом из племени хошутов в честь участия калмыцкой конницы в войне 1812 года. При советской власти были разрушены храмов.. Хошутовский хурул сегодня стоит в руинах. Изображение деревянного калмыцкого хурула, которое когда-то стояло на поселении Цаган Аман близ Астрахани. Обратите внимание на влияние русской архитектуры. Несколько лет назад в Цаган Амане был построен новый хурул тибетского дизайна. Золотой храм в Элисте

Калмыки - единственные жители , национальная религия которых Буддизм. Они приняли буддизм в начале 17 века и принадлежат к тибетской буддийской секте, известной как Гелугпа (Путь добродетели). Гелугпа обычно называют сектой желтой шляпы. Эта религия происходит от индийской махаянской формы буддизма. На Западе это раньше называлось ламаизмом, от имени тибетских монахов, лам.

Исторически калмыцкое духовенство проходило обучение либо в степи, либо в Тибете. Учащиеся, получившие религиозное образование в степи, поступали в калмыцкие монастыри, которые были активными центрами обучения. Многие из этих монастырей действовали из войлочных палаток, которые сопровождали калмыцкие племена во время их передачи. Ойраты содержали палаточные монастыри на всей территории современного Восточного Казахстана и на своем миграционном пути через южную Сибирь к Волге. Они также содержали палаточные монастыри вокруг озера Иссык-Куль на территории современного Кыргызстана.

Ойраты также строили каменные монастыри в регионах Восточного Казахстана. Например, остатки каменных буддийских монастырей были найдены в Алмалыке и в Кызыл-Кенте (см. Изображение справа). Кроме того, в Семипалатинске находился великий буддийский монастырь (семь дворцов), получивший свое название от семизвального буддийского храма. Кроме того, остатки буддийских монастырей были найдены в Аблайкете около Усть-Каменогорска и в Талгаре около Алматы, а также в Сумбе в Нарынкольской области на границе с Китаем.

По окончании обучения калмыцкое духовенство давало не только духовное наставление, но и медицинские советы. Как священнослужители калмыцкие ламы пользовались большим политическим регионом среди знати и имели сильное влияние на все племенное население. Для многих простолюдинов способом к грамотности и престижу было присоединение к калмыцкой монашеской системе.

В рамках политики царское и правительство Русская православная церковь стремились постепенно впитывать и обращать в свою веру любого человека другого вероисповедания или национальности. Целью этой политики было устранение иностранного влияния и закрепление вновь присоединенных территорий. Крещеное коренное население станет лояльным к Российской империи и согласится на то, чтобы им управляли российские чиновники.

Сарт-калмыки, проживающие в Кыргызстане, преимущественно сунниты мусульмане.

Небольшой процент калмыко-казачьих семей в Беларуси обратился в иудаизм в начале XIX века. ст.

Калмыки мигрировали на территории, аннексированную царским правительством, пока оставались на этой территории политику. Поначалу политика способствовала обращению калмыцкого дворянства. Одним из первых обращенных были дети Дондук-Омбо, шестого хана калмыков, правившего между 1737 и 1741 годами, и его черкесской жены (см. Дондуков семья). Другим важным новообращенным был Баксадай-Доржи, внук Аюки Хан, принявший христианское имя, Петр Тайшин. Каждое обращение было мотивировано политическими амбициями стать калмыцким ханом. Калмыки-тайиши, напротив, их зарплату, для них и улусов создавались города и поселения (Ходарковский, 1992: 39).

Позже политика царского правительства по поощрению русских и немецких поселений вдоль Волги косвенно подтолкнула калмыков к обращению по своим причинам. Поселенцы заняли самые плодородные земли вдоль реки, оставив калмыкам бесплодные земли пасти стада. В результате сокращения привело к обнищанию калмыцких тайишей, которые привели к введению своего улус в христианстве для экономических выгод.

Чтобы воспрепятствовать монашескому образу жизни, правительство потребовало возведения постоянных построек на конкретных строительных площадках, одновременно навязывая русских архитекторов (Позднеев, 1914). Эта политика привела к приостановке ламаистских канонических правил, регулирующих строительство монастырей и калмыцких храмов, напоминающих русские православные церкви. Например, Хошутовский Хурул смоделирован по образцу Казанского собора в Санкт-Петербурге, Россия.

Другая политика царского правительства направлена ​​на эффективное ослабление влияния лам. Например, правительство ограничило контакты калмыков с Тибетом. Кроме того, царь начал назначать Шаджин-ламу (титул Верховного ламы калмыков). Кроме того, экономический кризис, возникший в результате посягательства поселенцев, вынудил многие монастыри и храмы закрыть, а лам - принять секуляризованный образ жизни. Успех этой политики подтверждается увеличением количества калмыцких монастырей в Поволжье в течение XIX века (Loewenthal, 1952 со ссылкой на Рязановского, 1929).

Таблица - Количество калмыцких монастырей в Поволжье
ГодНомер
начало XIX века200
183476
184767
до 189562
до 192360+

Подобно царскому правительству, коммунистический режим осознавал влияние калмыцкое духовенство держалось над населением. В 1920-х и 1930-х годах советское проводило политику уничтожения религии посредством контроля и подавления. С целью калмыцкие (храмы) и монастыри были разрушены, это имущество конфисковано; духовенство и многие верующие подвергались преследованиям, убивали или отправляли в трудовые лагеря; религиозные артефакты и книги были уничтожены; а молодым мужчинам запрещалось религиозное обучение.

В 1920-х и 1930-х годах буддийские храмы и монастыри были разрушены, и почти все духовные лидеры были арестованы. К 1940 году все калмыцкие буддийские храмы были закрыты или разрушены, систематически притеснялось. Доктор Левенталь пишет, что политика была настолько жесткой, что калмыцкое духовенство и буддизм не были упомянуты в работе Б. Джимбинова «Советская Калмыкия», опубликованной в 1940 году. В 1944 году Советское правительство выслало всех калмыков, не сражавшихся в Советская армия в Среднюю Азию и Сибирь, обвинив их в сотрудничестве с немецкой армией. После реабилитации в 1957 году калмыкам разрешили вернуться домой из ссылок, но все их восстановить свою религию и построить храм провалились.

К 1980-м годам советская кампания против религии настолько успешной, что большинство калмыков никогда не использует формального духовного руководства. Однако к концу 1980-х годов советское правительство изменило курс и начало проводить политику, благоприятствующую либерализации религии. В результате в 1988 г. была организована первая буддийская община. К 1995 г. в Республике Калмыкия насчитывалось 21 буддийский храм, 17 культовых сооружений различных христианских конфессий и 1 мечеть (Грин, 2000: 7).

27 декабря 2005 года в Элисте, столице Республики Калмыкия, открылся новый хурул. Хурул назывался «Бурхан Бакшин Алтан Суме ». Это самый большой буддийский храм в Европе. Правительство Республики Калмыкия стремилось построить величественный храм монументального масштаба в надежде создать международный учебный центр для буддийских ученых и студентов со всего мира. Что еще более важно, храм является памятником калмыкам, погибшим в ссылке между 1944 и 1957 годами.

Калмыки Кыргызстана проживают в основном в Каракольской области восточный Кыргызстан. Их называют «сартскими калмыками». Происхождение этого названия неизвестно. Точно так же неизвестно, когда, почему и откуда эта небольшая группа калмыков мигрировала в восточный Кыргызстан. Из-за своего статуса меньшинства сартские калмыки переняли тюркский язык и культуру большинства кыргызского населения. В результате почти все теперь принадлежат к мусульманской вере.

Хотя сартские калмыки являются мусульманами, калмыки повсюду в целом остаются верными Гелугпа Ордену тибетского буддизма. В Калмыкии, например, Орден Гелугпа при поддержке правительства построил множество буддийских храмов. Кроме того, калмыки признают Тензина Гьяцо, 14-го Далай-ламу своим духовным лидером, а Эрдне Омбадыкова, американца-калмыка, верховным ламой калмыков. люди. Далай-лама неоднократно бывал в Элисте. Буддизм и христианство получили статус государственных религий. В ноябре 2004 года 14-й Далай-лама посетил Калмыкию.

Язык

Карта Азии На этой карте показаны границы Монгольской империи 13 века в сравнении с сегодняшними монголами. Красная область показывает, где сегодня проживает большинство монгольских говорящих.

Этнолог классифицирует калмыцкий ойрат как представителя восточной ветви монгольских языков : «Монгольский, Восточный, Ойрат-Халха, Ойрат-Калмык-Дархат». Это ставит стандартный монгольский - который по сути халха-монгольский - и калмыкский ойрат довольно близко друг к другу.

Другие лингвисты, такие как Николас Поппе, классифицировали калмыкский ойрат как принадлежащий к западной ветви монгольского языкового подразделения и, следовательно, более далекий от халха и стандартного монгольского языка, на котором говорят в современной Монголии, поскольку языковая группа развивалась отдельно и обособленно. Более того, Поппе утверждает, что, несмотря на небольшую фонетическую и морфологическую разницу, калмыцкий и ойратский - два разных языка. Основное различие заключается в их лексиконе. Калмыцкий язык, например, заимствовал многие слова русского происхождения. Следовательно, калмыцкий язык классифицируется как отдельный язык в основном по лексическим причинам (Poppe 1970).

По численности населения основными диалектами калмыцкого языка являются торгутский, дербетский и бузавский (Борманшинов 1990). Второстепенные диалекты включают хошут и олёт. Калмыцкие диалекты несколько различаются, но различия незначительны. В целом русский язык меньше повлиял на диалекты скотоводческих кочевых калмыцких племен Поволжья.

Напротив, дербеты (а позже торгуты), переселившиеся из Поволжья в Сальский район Донской области, взяли имя Бузава (или донские калмыки). Бузавский диалект возник в результате их тесного взаимодействия с русскими. В 1798 году царское правительство признало бузавцев донскими казаками как в военном, так и в административном отношении. В результате их интеграции в Донское войско в бузавский диалект вошло много слов русского происхождения. (Анон. 1914: 653–660)

В 1938 году калмыцкий литературный язык начал использовать кириллицу. Во время Второй мировой войны всех калмыков, не участвовавших в рядах Советской Армии, насильно выслали в Сибирь и Среднюю Азию, где они были рассеяны и им не разрешалось говорить на калмыцком языке в общественных местах. В результате калмыцкий язык формально не преподавался молодому поколению калмыков. По возвращении из ссылки в 1957 году калмыки говорили и публиковались в основном на русском языке. Следовательно, молодое поколение калмыков в основном говорит на русском, а не на родном языке. Это предмет всеобщего беспокойства. В последние годы калмыцкое правительство предприняло попытки возродить калмыцкий язык. Были приняты некоторые законы относительно использования калмыцкого языка на вывесках магазинов; например, на входных дверях на калмыцком языке появляются слова «Вход» и «Толкай-тяни». Однако попытка восстановить калмыцкий язык потерпела неудачу. Недавно было сокращено время вещания калмыцких программ на радио и телевидении, вместо этого было решено покупать заранее подготовленные программы, такие как англоязычные программы. Эта мера была предпринята для снижения себестоимости продукции. Согласно изданию ЮНЕСКО 2010 г. Красной книги языков, находящихся под угрозой исчезновения, калмыцкий язык классифицируется как определенно находящийся под угрозой исчезновения.

Система письма

В 17 век, Зая Пандита, хошутский буддийский монах, разработал систему письма Clear Script, основанную на классическом вертикальном монгольском письме, чтобы фонетически фиксировать ойратский язык. В конце 19-го и начале 20-го веков Clear Script вышла из употребления, пока калмыки не отказались от нее в 1923 году и не представили кириллицу. В 1930 году калмыкисты ввели модифицированный латинский алфавит, но он использовался недолго.

Список известных калмыков

  • Мария Кирбасова, российская правозащитница, основавшая Комитет солдатских матерей России

Политические деятели

Ханы Калмыцкого ханства

Спортсмены

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-25 10:40:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте