Нганасаны

редактировать
Нганасан
Ngasani.jpg Нганасаны, 1927 г.
Общее население
978 (2002) Уменьшить
Регионы со значительным населением
Россия - 834 (2002). Украина - 44 (2001)
Языки
Нганасанский язык, Русский язык
Религия
Анимизм, шаманизм, православие
родственные этнические группы
селькупы, энцы, ненцы

нганасаны (; нганасан: ӈәнә "са (нә") ŋənəhsa (nəh), ня (") ńæh) - самодийская этническая группа, коренная в Полуостров Таймыр на севере Сибири. В Российской Федерации они признаны одним из коренных народов Севера России. в населенных пунктах, Волочанка, Новая в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края, с меньшим населением, проживающим в города Дудинка и Норильск.

Считается, что нганасаны являются потомками палео-сибирских народов, которые были культурно ассимилированы различными самодийскими народами. Нганасаны традиционно были полукочевым народом, основной формой существования которого была охота на диких оленей , в отличие от ненцев, пасших оленей. Начиная с начала 17 века, нганасаны подчинялись ясаку царской Руси. Они жили относительно независимо до 1970-х годов, когда они поселились в деревнях, в которых живут сегодня, которые находятся на южной окраине исторических кочевых путей нганасанов.

Нет уверенности в точном количестве нганасанов, проживающих в России сегодня. Всероссийская перепись 2002 г. насчитала 862 нганасана, проживающих в России, 766 из которых проживали в бывшем Таймырском автономном округе. Однако по оценкам тех, кто изучает нганасан, их население составляет около 1000 человек. Исторически нганасанский язык и таймырский пиджинский русский были единственными языками, на которых говорили среди нганасан, но с повышенным образованием и деревенскими поселениями русский стал первым языком многих нганасан. Некоторые нганасаны живут в деревнях с долганским большинством, например. Язык нганасан считается находящимся под серьезной угрозой, и, по оценкам, не более 500 нганасан могут говорить на нганасанском языке, с очень ограниченным знанием среди лиц восемнадцати лет и младше.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 География
  • 3 История
    • 3.1 Происхождение
    • 3.2 Контакты с русскими
    • 3.3 Советский Союз
  • 4 Религия
  • 5 Язык
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Библиография
  • 9 Внешние ссылки
Этимология
Традиционные исполнители нганасан. Фольклорная группа Dentedie (Северное сияние) в Финляндии, 2018

Нганасаны сначала называли себя на русском как самоеды, но они также часто использовали этот термин, говоря о народ энцев и вместо этого называют себя «народом авам». Для нганасан этот термин означал нгано-нганасана, что означает «настоящие люди» на языке нганасан, и относился как к ним самим, так и к соседним маду энцам. Однако на своем родном языке нганасаны авама называют себя нья-танса, что переводится как «товарищеское племя», тогда как вадеевские нганасаны на Востоке предпочитают называть себя а'са, что означает «брат», но также эвенки или долганы. Русские также первоначально называли нганасан тавги-самоедами или тавги, что происходит от слова тавгы в ненецком языке. После русской революции нганасаны переняли свое нынешнее название.

География
Нганасанские традиционные солнцезащитные очки из поселка Волочанка. Они защищают глаза от яркого света арктическим летом

Нганасаны - самая северная этническая группа Евразийского континента и Российской Федерации, исторически населявшая тундру полуострова Таймыр. Ареалы, в которых они обитали, простирались на площади более 100000 квадратных километров, от Хатангского залива на востоке и от озера Таймыр на севере до Река Дудыпта на юге. Охотничьи угодья нганасанов часто совпадали с угодьями долганов и энцев к востоку и западу соответственно. Зимой они жили на юге полуострова на краю арктической линии деревьев, а летом они преследовали диких северных оленей до 400 миль к северу, иногда доходя даже до гор Бырранга.

История

Происхождение

Большинство этнографов, изучающих их, считают нганасан возникшими как этнические группа, когда самодийские народы мигрировали на полуостров Таймыр с юга, встретив палео-сибирские народы, жившие там, которые они затем ассимилировали в свою культуру. Одна группа самодийцев вступила в брак с палео-сибирскими народами, жившими между Тазом и Енисеем, образуя группу, которая Советский этнограф БО Долгих именуется Самоедами-Воронами. Другая группа породнилась с палео-сибирскими жителями реки Пясина и образовала другую группу, которую он назвал самоедами-орлами. Впоследствии группа тунгусов мигрировала в район около озера Пясино и, где они были поглощены самоедской культурой, образовав новую группу, названную тидири.. Была еще одна группа тунгусских народов, называемых тавгами, которые жили по бассейнам рек Хатанга и Анабар и вступили в контакт с вышеупомянутыми самодийскими народы, впитав их язык и создав свой собственный тавг савойский диалект. Известно, что предки нганасан ранее населяли территорию южнее от книги в городе Мангазея, в которой перечисляются ясак (меховая дань), уплаченные нганасанами в <156 г.>соболь, животное, не обитающее в тундре, где сейчас живут нганасаны.

К середине XVII века тунгусские народы начали подтолкнуть самодийские народы на север к тундре полуостров Таймыр, где они слились в одно племя под названием «авам нганасаны». Поскольку тавги были крупнейшей самодийской группой во время этого слияния, их диалект лег в основу современного языка нганасан. В конце XIX века группа тунгусов, называемых ваньядырами, также переселилась на полуостров Восточный Таймыр, где они были поглощены авамскими нганасанами, в результате чего образовалось племя, которое сейчас называется вадеевскими нганасанами. В XIX веке член долган, тюркский народ, живший к востоку от нганасанов, также был поглощен нганасанами, а его потомки образовали одноименный клан, который сегодня хотя лингвистически полностью самодийский, по-прежнему считается долган по происхождению.

Контакт с русскими

Нганасаны впервые вступили в контакт с Русские где-то в начале 17 века, после некоторого сопротивления, начали платить дань царю в виде соболя меха под ясаком в 1618 году. Сборщики дани обосновались в «Зимних кварталах Авама», у слияния рек реки Дудипта и, где находится современное поселение. Нганасаны часто пытались не платить ясак, меняя имена, которые они давали русским. Отношения между русскими и нганасанами не всегда были мирными. В 1666 году нганасаны устроили засаду и трижды убили ясаков коллекционеров, солдат, торговцев и их переводчиков, похитив соболь меха и принадлежащее им имущество. Всего за год было убито 35 человек.

У нганасан было мало прямых контактов с торговцами и, в отличие от большинства коренных сибиряков, они никогда не крестились Или связались миссионеры. Некоторые нганасаны торговали напрямую с русскими, другие - через долган. Обычно соболиные меха обменивали на спирт, табак, чай и различные инструменты, продукты, которые быстро интегрировались в культуру нганасан . Еще один импорт от русских - болезнь. В 1830-х годах, а затем снова с 1907 по 1908 год, нганасаны были опустошены вспышками оспы.

Советский Союз

Нганасаны впервые вступили в контакт с Советским Союзом в 1930-е годы, когда правительство ввело программу коллективизации. Советы установили, что 11% семей владели 60% оленей, тогда как нижние 66% владели только 17%, и исправили это путем коллективизации оленеводческой собственности в колхоз, вокруг которого Затем поселился нганасан. Это означало большие изменения в образе жизни, поскольку нганасаны, которые в первую очередь были охотниками на оленей, были вынуждены увеличить свое небольшое поголовье одомашненных оленей, которые ранее использовались в основном только для перевозки или ели в периоды голода. Кроме того, Советы проявили больший интерес к нганасанам как к народу, и начиная с 1930-х годов этнографы начали изучать их обычаи.

Несмотря на коллективизацию и учреждение колхоза, нганасаны могли вести полукочевой образ жизни после одомашненных стад оленей вплоть до начало 1970-х, когда государство расселило нганасанов вместе с долганами и энцами в трех разных деревнях, которые оно построило:, Волочанка и Новая. Нганасаны колхозы были объединены в деревни, и после поселения в них нганасаны перешли с работы в колхозах на работу в Таймирском государственном охотничьем хозяйстве, которое поставляло мясо растущим промышленный центр Норильск на юго-запад. К 1978 году все домашнее оленеводство прекратилось, и с новым советским оборудованием вылов диких оленей в 1980-х годах достиг 50 000 голов. Большинство мужчин нганасан работали охотниками, а женщины работали учителями или швеями, украшающими оленьи сапоги. Дети нганасан начали обучение на русском и даже получили среднее образование. Советская плановая экономика принесла пользу нганасанам, обеспечив их поселения адекватной заработной платой, оборудованием, потребительскими товарами и образованием, что позволило нганасанам достичь относительно высокого уровня жизни к концу 1980-х.

Религия

Традиционная религия нганасанов - анимистическая и шаманский. Их религия является особенно хорошо сохранившимся примером сибирского шаманизма, который до недавнего времени оставался относительно свободным от иностранного влияния из-за географической изоляции нганасанов. Из-за их изолированности шаманизм был живым явлением в жизни нганасанов даже в начале 20 века. Последние известные сеансы нганасанского шамана были записаны на пленку антропологами в 1970-х.

Язык
См. Также
Примечания
Ссылки

Библиография

Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-31 07:53:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте