Yasak

редактировать

Yasak или yasaq, иногда iasak, (Русский : ясак; родственный Ясса ) - тюркское слово для обозначения «дань», которое использовалось в Императорской России для обозначения меховой дани, взимаемой с коренных народов Сибири..

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 Природа
  • 3 Коллекция
  • 4 Ссылки

Происхождение

Происхождение ясака можно проследить до налога, взимаемого с местных жителей, в основном не -Тюркское население в Золотой Орде. Слово ясак является русской вариацией казахского / тюркского слова «Жасак», которое имеет два значения:

Во-первых, «Это то, что вы должны делать», из постановления закона того времени, введенного Великий Шынгыс-хан (Чингисхан ) '.

Второй - это «отряд из десяти человек», которые были самой маленькой ячейкой в ​​армии, которые также пришли собирать дань в размере 1/10 прибыли в пользу Алтын Орды (Золотая Орда ), и их имя стало тенью дани и, в свою очередь, осталось в европейских языках под ассоциативным именем, а не настоящим определением.

Существует большая неопределенность относительно времени, когда понятие ясака было введено в Московии. Представляется вероятным, что налог был унаследован Московией от Поволжских ханств Казань и Астрахань - двух осколков Золотой Орды, покоренных Иван IV в 1550-х гг. Эти территории были заселены целым рядом нехристианских народов, которые должны были платить ясак натурой или наличными. Покойный французский исследователь истории Евразии Рене Груссе в своем классическом труде «Империя степей» прослеживает «ясак» (Правила) еще дальше от морального кодекса, наложенного Чингисханом на свою первоначальную орду. Ясак продолжал практиковаться монгольскими ордами, пока они не попали под влияние буддистов Желтой церкви (Монголия, Китай) и мусульман (Золотая Орда, Персия, Средняя Азия) в последующие столетия.

Самое раннее упоминание о подаче встречается в письме, отправленном (правителем Ногайской Орды и предком рода Юсуповых ) царю Ивану IV в г. 1559 г., через три года после завоевания Иваном дельты Волги и Астрахани. Граница между двумя государствами еще не была установлена, и Исмаил жаловался, что иван-губернатор Астрахани потребовал ясак от тех жителей дельты, которые Исмаил считал своими подданными, «зерном от тех, кто занимается земледелием, и рыбой от тех, кто ловит рыбу». 61>

Природа

Вогулы, доставляющие дань меху Ермаку Тимофеевичу

Ясак был постепенно завезен в Северную Азию в XVII веке как следствие завоевания Сибири Россией. Отношения царя с туземцами строились на принципах quid pro quo. Ежегодная доставка ясака местными представителями обычно сопровождалась спонсируемым государством праздником и раздачей королевских даров туземцам. В эту компенсацию входили табак, кремни, ножи, топоры и другие полезные инструменты. Некоторые коренные народы, особенно на Дальнем Востоке, предпочитали разноцветные хрустальные бусы. Местный воевода мог также обеспечить плательщиков ясака ("ясачные люди") провизией, такой как рыбий жир.

, когда царь не доставил должной компенсации или его подарки были сочтены недостаточными. или слишком дешево, выразят свое недовольство плательщики ясака. Согласно одному сообщению 17-го века, не только ясак-собиратели были избиты, но и туземцы продолжили «бросать подарки государю, привязывать их к шее собакам и бросать в огонь, и они платят ясак без всякой любезности. они пинают его ногами и бросают на землю и называют нас, ваших слуг, плохими людьми ". В некоторых случаях такие конфликты побуждали местных жителей восстать против московского правительства.

Именно на этом нестабильном фоне царские чиновники работали над превращением ясака из обмена предметов (многовековая концепция, унаследованная от Сибирского ханства и Золотой Орды) в постоянный и регулярный сбор, но процесс длился века. Во многих приграничных районах выяснилось, что «регулярные поставки... подарков местному правителю и его знати были фактически единственным способом обеспечить сотрудничество туземцев». В бассейне Волги ясак был заменен обычным налогом в 1720-х годах, и большая часть Сибири последовала его примеру в 1822 году. В значительной степени символическая форма ясака по-прежнему взималась с кочевых народов Восточной Сибири (Якуты, эвенки, чукчи ) до русской революции 1917 года.

Сбор

Ясацкие процедуры сбора строго не регламентировались и значительно варьировались от улус в улус. Перепись требовалась для определения числа плательщиков ясака, результаты которой заносились в список плательщиков ясака, или «ясак-книгу», из которых только с 17 века сохранилось более 1700 человек. Ожидалось, что каждый плательщик ясака мужского пола в возрасте от 18 до 50 лет принесет шерт, или присягу на верность царю.

Большинство народов Сибири платили дань по домам, но якуты отдавали дань по количеству скота в каждом дворе, а башкиры платили ясак по результатам земельной переписи. Ясак подлежал оплате соболя, рыжей лисиц, бобров, куниц ; при некоторых обстоятельствах в качестве оплаты разрешался также крупный рогатый скот. Ясочные платежи легли в основу торговли пушниной России с Западной Европой.

Сибирский Приказ отвечал за сбор ясака в Московской Руси. В 1727 году указ постановил, что ясак можно было платить наличными, но эта мера оказалась менее выгодной для императорской казны, и двенадцать лет спустя она была отменена. Затем Кабинет Министров постановил, что ясак оплачивается соболями, а при его отсутствии - другими мехами.

Екатерина Великая провела реформу сбора ясака, учредив ряд «ясачьих комиссий» с головным офисом в Тобольске. В 1827 году сбор ясака был возложен на две основные ясачьи комиссии, одну для Восточной Сибири, а другую для Западной Сибири, деятельность которых регулировалась специальным законом.

Список литературы

Общие
Inline
Последняя правка сделана 2021-06-22 10:59:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте