Общая численность населения | |
---|---|
c. 6.2 млн | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Россия :
| 5 310 649 |
Узбекистан | 467,829 |
Казахстан | 203,371 |
Украина | 73,304 |
Туркменистан | 36,355 |
Кыргызстан | 28,334 |
Азербайджан | 25,900 |
Турция | 25,500 |
Китай | 5,000 |
Литва | 4,000 |
Эстония | 1,981 |
Финляндия | 900 |
Языки | |
Татарский, Русский | |
Религия | |
Преимущественно Суннитский ислам с православным и нерелигиозным меньшинством | |
Родственные этнические группы | |
башкиры, чуваши |
Поволжье Татары - это тюркская этническая группа, уроженец Волго-Уральского региона России. Они подразделяются на различные подгруппы. Поволжские татары - вторая по численности этническая в России после русских. Они составляют 53% населения Татарстана и 25% населения Башкортостана.
Татары, населяющие Республику Татарстан, субъект федерации России, составляют одну треть всех татар, а две другие трети проживают за пределами Татарстана. Некоторые общины, проживающие за пределами Татарстана, возникли до русской революции 1917 года, поскольку татары специализировались на торговле.
Возникновение этнонима «татарин» оспаривается: две теории независимо объясняют его происхождение. Монгольский тезис, согласно которому его этимология восходит к китайскому «Та-Тан» или «Да-Дан», более широко принят, чем тюркский. Этноним «татарин» впервые появился в пятом веке нашей эры / нашей эры.
В течение 14 века суннитский ислам был принят многими татарами. Татары стали подданными России после осады Казани в 1552 году. Поскольку русские ассоциировали татар с монгольской Золотой Ордой (правившей Россией в 13 веке), они начали отрицательно стереотипировать Татарский народ. Подобные негативные стереотипы сохранились в современном российском обществе. Некоторые татарские интеллектуалы пытались связать татарское наследие с историческим булгарским населением сегодняшнего Татарстана.
Русские использовали татарский этноним в XVIII и XIX веках для обозначения всех тюркских жителей Российской империи, но до появления Советского Союза тюркские народы Российской империи обычно не считались Татары. Вплоть до конца XIX века поволжские татары в основном идентифицировались как мусульмане, пока не произошла реабилитация этнонима татар. Русские чиновники использовали литературный татарский язык для общения с тюркскими народами из Российской империи до конца XIX века. Роль волжских татар в мусульманских национальных и культурных движениях Российской империи до революции 1917 года значительна, и она продолжалась даже после 1917 года. С 1990-х годов, после распада Советского Союза, татарские власти пытались полностью изменить Русификация Татарстана, произошедшая в советское время.
Большинство волжских Татары - это казанские татары. Они составляют основную часть татарского населения Татарстана. Традиционно они населяют левый берег Волги.
хазарские нашествия вынудили булгар, тюркский народ, переселиться из азовских степей в Среднюю Волгу и нижнюю Каму. регион в первой половине восьмого века. В период X – XIII веков тюркские народы, в том числе и кипчаки, переселились из южной Сибири в Европу. Они сыграли значительную роль в монгольском нашествии на Русь в 13 веке. Татарский этногенез произошел после того, как тюркские народы, смешанные с булгарами и другими местными жителями Поволжья, сохранили кыпчакский диалект и стали мусульманами. К 1500-м годам после падения Золотой Орды возникло несколько новых татарских государств. Этими государствами были Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство и Крымское ханство.
Споры вокруг происхождения татарского народа, будь то они происходят либо от булгар, либо от Золотой Орды. Согласно одной теории, Казань татарское наследие восходит к кыпчакам Золотой Орды, но согласно другой теории, татары произошли от булгарской культуры, пережившей монгольское завоевание 1236–1237 годов.
мишари (или мишар-татары) - этнографическая группа татар Поволжья, говорящая на мишарском диалекте татарского языка. Они составляют примерно треть татарского населения Поволжья. Они потомки куманско-кипчакских племен, которые смешались с буртами в районе Средней Оки и Мешиоры. В настоящее время они проживают в Челябинской, Ульяновской, Пензенской, Рязанской, Нижегородской областях России и в Татарстане., Башкортостан и Мордовия.
Столица касимских татар находится в городе Касим (Касимов в русской транскрипции) в Рязанская область. Их историю см. В «Касимское ханство ». Сегодня в Касимове проживает 1100 кашимских татар. Достоверных сведений об их количестве нигде нет.
татары-нократы проживают в Российской республике Удмуртии и Кировской области. В 20-е годы их было около 15 тысяч человек.
Этнографическая подгруппа казанских татар, проживающая в России Пермский край. Некоторые татарские ученые (например, Закиев) называют их остяками татарами. Их количество составляет (2002 г.) около 130 000 человек.
Политика христианизации мусульманских татар была проведена российскими властями, начиная с 1552 года, что привело к появлению Keräşens (христианизированных татар).
Многие Волжские татары были насильственно обращены в христианство Иваном Грозным в течение 16 века и продолжали сталкиваться с насильственными крещениями и обращениями при последующих русских правителях и православном духовенстве вплоть до 60-х годов 18 века.
Некоторые общественные деятели предполагают, что суары были предками керэшенских татар и были обращены в христианство армянами в VI веке, когда они жили на Кавказе. Суары, как и другие племена, позже принявшие ислам, стали волжскими булгарами, а позже современные чуваши (которые являются православными христианами) и казанские татары (мусульман ).
татары Керэшен живут во многих странах. Волго-Уральского региона. Сегодня они, как правило, ассимилируются среди чувашей, русских и татар. Восемьдесят лет атеистической советской власти сделали татар обеих конфессий не такими религиозными, как когда-то. Русские имена в значительной степени единственное оставшееся различие между татарами и татарами Керэшен.
Некоторые полумские племена в Золотой Орде были обращены в христианство в 13 и 14 веках (несторианство ). Некоторые молитвы, написанные во время этого время в Codex Cumanicus звучит как современные керашенские молитвы, но связь между христианскими половцами и современными Керэшенсами неизвестна.
1921 –1922 г. Голод в Татарстане был периодом массового голода и засухи, которые имели место в Татарской АССР в результате политики военного коммунизма, в результате которой погибло от 500 000 до 2 000 000 крестьян. Это событие было частью большого голода в России 1921–22, который затронул другие части СССР, в результате чего в общей сложности погибло 5 000 000 человек.
Исторически традиционные праздники татар во многом зависели от сельскохозяйственного цикла.
Весенне-летний период
Осенне-зимний период
Татарская кухня богата горячими супами (şulpa), блюдами из теста (qistibi, pilmän, öçpoçmaq, peremech и т. д.) и сладости (çäkçäk, göbädiä и т. д.). К традиционным татарским напиткам относятся айран, катык и кумыс.
В 1910-х годах их было около полумиллиона на территории Казань. В голоде 1921–1922 годов в Татарстане погибло около 2 миллионов поволжских татар. Около 15 000 человек, принадлежащих к тому же стволу, либо мигрировали в Рязань в центре России (нынешняя Европейская Россия), либо поселились в качестве заключенных в течение 16-17 веков в Литве (Вильнюс, Гродно и Подолье ). Около 2000 проживали в St. Петербург. Волго-уральские татары насчитывают около 7 миллионов человек, в основном в России и республиках бывшего Советского Союза. В то время как основная часть населения проживает в Татарстане (около 2 миллионов) и соседних регионах, значительное количество волго-уральских татар проживает в Сибири, Средней Азии и на Кавказе. За пределами Татарстана городские татары обычно говорят на русском как на своем родном языке (в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Уфа, и города Урала и Сибири).
К местам проживания поволжских татар относятся:
Викискладе есть СМИ, связанные с татарским народом. |
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с татарами Поволжья. |