Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Финляндия | 1000 |
Языки | |
Татарский (Татарский мишар ), Финский, Шведский | |
Религия | |
Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
татары мишар и другие татары Поволжья |
татары Финляндии (Мишар : Финляндия татарлары; Финский : Suomen tataarit; Шведский : Finländska tatarer) - этническая татарская волжская диаспора в Финляндии, которая исповедуют мусульманскую веру. Их около 1000 человек, и они составляют устойчивое и однородное религиозное, культурное и языковое меньшинство. Татары являются старейшим мусульманским меньшинством в Финляндии и в странах Северной Европы и управляют Финской исламской конгрегацией, старейшей признанной государством мусульманской общиной в западном мире. Финские татары (в основном татары мишар ) имеют свои исторические корни в Восточной Европе, и их язык принадлежит тюркской языковой семье.
В период раннего лет статуса Финляндии как автономного Великого княжества при русских царях, татары уже использовались русскими при строительстве крепости Бомарсунд в <32 г.>Аландские острова и у морской крепости Суоменлинна у побережья Хельсинки. Большинство из них вернулись в Россию. Для тех, кто этого не сделал, исламское кладбище в Бомарсунде свидетельствует об их присутствии в Финляндии.
Предки современных татар прибыли в Финляндию с 1870-х до середины 1920-х годов из группы примерно из 20 деревень в Сергачском районе на реке Волге, юго-восточнее Нижнего Новгорода. Большинство из них были фермерами, но они поселились в Финляндии в качестве торговцев мехом и текстилем и сначала решили поселиться в Хельсинки и его окрестностях. Татары, проживавшие в городе Выборг на Карельском перешейке, переселились в Тампере и Хельсинки, когда территория была передана Советскому Союзу по Московскому мирному договору 1940 г.. Большинство финских татар продолжают жить в Хельсинки и его окрестностях.
В 1925 году Финская исламская конгрегация (финская : Суомен Ислам-сеуракунта). Таким образом, Финляндия была первой западноевропейской страной, официально признавшей исламскую общину. Закон о свободе вероисповедания Финляндии был принят в 1922 году. Сегодня у общины есть мечети в Хельсинки и Ярвенпяя. Вторая община татар была основана в Тампере в 1943 году. Мусульмане-нетатары могут поклоняться финской исламской общине, но не могут стать ее членами. Татарские исламские кладбища есть в Хельсинки, Турку и Тампере.
Татары полностью интегрированы в финское общество и активно участвуют в экономической и культурной жизни Финляндии в самых разных профессиях. В то же время им удалось сохранить самобытность и сохранить татарский язык живым, используя его в семейных и частных кругах, а также в своих культурных организациях. С 1935 года Общество татарской культуры организует преимущественно татарские культурные мероприятия в форме спектаклей, народной музыки, народных танцев и поэтических концертов.
Гордость спортивного клуба «Йолдуз», основанного в 1945 году, - это футбольная команда. Как культурное общество, так и спортивный клуб работают при поддержке Исламской Конгрегации, что способствует сохранению татарской культуры и языка. Известный финский татарин - бывший футболист Атик Исмаил.
С 1948 по 1969 год в Хельсинки существовала татарская начальная школа, которая частично субсидировалась Исламской конгрегацией, а частично - городом Хельсинки. Около половины преподавания велось на финском, а половина - на татарском. Реформа финской школьной системы в 1970-е сделала школу нежизнеспособной из-за небольшого числа учеников и условий, регулирующих государственные субсидии. Вместо этого во время осенних и весенних семестров после уроков Исламская Конгрегация обеспечивает регулярное преподавание татарского языка, культуры, религии и истории с татарским языком обучения. Татарский детский сад существует с 1950-х годов. Летние курсы татарского языка теперь проводятся в Татарском учебном центре в Киркконумми, недалеко от Хельсинки.
Примечательно, что небольшая группа финских татар сумела сохранить владение татарским языком на протяжении пяти поколений. Издательская деятельность татар когда-то была обширной, но теперь прекратилась. Предыдущие публикации включают религиозные тексты, стихи, пьесы, романы, а также периодические издания, самые ранние из которых относятся к 1925 году.