Всего населения | |
---|---|
Только депортированное население 1944 года: оценка 400000 в 1990 году (исключая мухаджиров до 1944 года в Турции) Только текущее количество депортированных: 500000-600000 (без учета потомков до 1944 года в Турции) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Грузия | 1,500 |
Турция | 100 000–1,5 миллиона (включая потомков мухаджиров 19 и 20 веков) |
Казахстан | 150 000–250 000 |
Азербайджан | 90 000–130 000 |
Россия | 70 000–100 000 |
Кыргызстан | 42 000–55 000 |
Узбекистан | 15 000–38 000 |
Украина | 8,000-15,000 |
Соединенные Штаты | 9 000–16 000 |
Северный Кипр | 180 |
Языки | |
Месхетинский турецкий диалект азербайджанский русский грузинский казахский | |
Религия | |
Преимущественно суннитский ислам, меньшинство - шиитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Грузины |
Турки-месхетинцы, также называемые турецкими месхетинцами, турками- ахыска и турецкими ахисканами ( турецкий : Ahıska Türkleri, грузинский : მესხეთის თურქები Meskhetis t'urk'ebi), представляют собой этническую подгруппу турок, ранее населявших месхетинский регион Грузии, вдоль границы с Турцией. Турецкое присутствие в Месхети началось с турецкой военной экспедиции 1578 года, хотя тюркские племена поселились в этом регионе еще в XI и XII веках.
Сегодня турки-месхетинцы широко рассеяны по территории бывшего Советского Союза (а также в Турции и США ) из-за принудительной депортации во время Второй мировой войны. В то время Советский Союз готовился начать кампанию давления на Турцию, и Иосиф Сталин хотел очистить Месхетию от стратегически важного турецкого населения, которое могло быть враждебно настроено к советским намерениям. В 1944 году турок-месхетинцев обвинили в контрабанде, бандитизме и шпионаже в сотрудничестве со своими родственниками через турецкую границу. Изгнанные Иосифом Сталиным из Грузии в 1944 году, они столкнулись с дискриминацией и нарушениями прав человека до и после депортации. Примерно 115 000 турок-месхетинцев были депортированы в Среднюю Азию, и впоследствии лишь несколько сотен смогли вернуться в Грузию. Те, кто эмигрировал в Украину в 1990 году, поселились в трущобах, населенных сезонными рабочими.
Большинство турок-месхетинцев считают себя потомками османских поселенцев. Pro- грузинская историография традиционно утверждали, что турки - месхетинцы, которые говорят на Карский диалект турецкого языка и принадлежат к Ханафи школы суннитского ислама, просто тюркизированных месхетинцы (этнографическая подгруппа из грузин ) преобразуется в ислам в период между XVI век и 1829 год, когда регион Самцхе-Джавахети (Исторический Месхети ) находился под властью Османской империи. Однако российский антрополог и историк профессор Анатолий Михайлович Хазанов выступил против прогрузинского нарратива и заявил, что:
вполне возможно, что приверженцы этого [прогрузинского] взгляда слишком упрощали этническую историю группы, особенно если сравнивать ее с другой мусульманской грузинской группой - аджарцами, которые, несмотря на свое обращение в ислам, сохранили не только грузинский язык, но в некоторой степени и грузинской традиционной культуры и самоидентификации. В отличие от этого, традиционная культура турок-месхетинцев, хотя и содержала некоторые грузинские элементы, была похожа на турецкую.
Антрополог Кэтрин Томлинсон указала, что в советских документах о депортации турок-месхетинцев в 1944 году община называлась просто «турками» из-за их веры в ислам, не только они, но и каждый мусульманин Грузии назывались турками и что Термин «турки-месхетинцы» был придуман после их второй депортации из Узбекистана. По словам Рональда Виксмана, термин «месхетинец» вошел в употребление только в конце 1950-х годов. Действительно, большинство турок-месхетинцев называют себя просто «турками» или «турками-ахисканами» ( турецкий : Ahıska Türkleri), имея в виду регион, что означает «турки региона Ахыска». Месхетинцы иногда заявляют, что средневековые половцы - кипчаки в Грузии ( кипчаки в Грузии ) могли быть одними из их возможных предков. По мнению историков, это менее вероятно, потому что часть кипчаков покинула Грузию во время нашествия монголов, а часть присоединилась к монголам.
По Амасийскому миру (1555 г.) Месхети был разделен на две части: Сефевиды сохранили восточную часть, а османы - западную. В 1578 году османы напали на владения Сефевидов в Грузии, что положило начало Османско-Сефевидской войне 1578-1590 годов, а к 1582 году османы овладели восточной (Сефевидской) частью Месхети. Сефевиды вернули себе контроль над восточной частью Месхети в начале 17 века. Однако по Зухабскому договору (1639 г.) вся Месхети попала под контроль Османской империи, и это положило конец попыткам Ирана вернуть этот регион.
15 ноября 1944 года тогдашний Генеральный секретарь из КПСС, Иосиф Сталин приказал депортировать более 115000 месхетинцев со своей родины, которые были тайно изгнаны из своих домов и согнали на железнодорожные вагоны. От 30 000 до 50 000 депортированных умерли от голода, жажды и холода, а также в результате депортаций и лишений, перенесенных в изгнании. Советская охрана сбрасывала турок-месхетинцев на железнодорожных путях через обширный регион, часто без еды, воды и укрытия.
Согласно переписи населения 1989 года, 106 000 турок-месхетинцев проживали в Узбекистане, 50 000 - в Казахстане и 21 000 - в Киргизии. В отличие от других национальностей, которые были депортированы во время Второй мировой войны, не было указано никаких причин для депортации турок-месхетинцев, которая оставалась секретной до 1968 года. Только в 1968 году советское правительство наконец признало, что турки-месхетинцы были депортирован. Причина депортации турок-месхетинцев заключалась в том, что в 1944 году Советский Союз готовился начать кампанию давления на Турцию. В июне 1945 года Вячеслав Молотов, который тогда был министром иностранных дел, предъявил послу Турции в Москве требование о сдаче трех провинций Анатолии ( Карс, Ардахан и Артвин ). Поскольку Москва также готовилась поддержать армянские претензии на несколько других анатолийских провинций, война против Турции казалась возможной, и Иосиф Сталин хотел очистить стратегическую грузино-турецкую границу, где поселились турки-месхетинцы и которые, вероятно, были враждебны таким советским намерениям..
В отличие от других депортированных мусульманских групп, месхетинцев не реабилитировали и не разрешили вернуться на родину. В апреле 1970 года лидеры турецкого месхетинского национального движения обратились в посольство Турции в Москве с просьбой разрешить иммигрировать в Турцию в качестве турецких граждан, если советское правительство упорно отказывалось разрешить им переселиться в Месхети. Однако ответом советского правительства был арест месхетинских лидеров.
В 1989 году вспыхнули беспорядки между турками-месхетинцами, поселившимися в Узбекистане, и коренными узбеками. Националистическое недовольство месхетинцами, которые соревновались с узбеками за ресурсы в перенаселенной Ферганской долине, вылилось в край. Сотни турок-месхетинцев были убиты или ранены, почти 1000 домов были разрушены, а тысячи турок-месхетинцев бежали в изгнание. Большинство турок-месхетинцев, около 70 000 человек, уехали в Азербайджан, а остальные отправились в различные регионы России (особенно Краснодарский край ), Казахстан, Кыргызстан и Украину.
Около 2000 турок-месхетинцев были вынуждены бежать из своих домов на Украине с мая 2014 года из-за боевых действий между правительственными силами и пророссийскими сепаратистами. Представитель турецкой месхетинской общины в восточном городе Донецка Небикан Басатов сказал, что бежавшие искали убежища в России, Азербайджане, Турции и различных частях Украины. Более 300 турок-месхетинцев из тюркоязычного меньшинства на востоке Украины прибыли в провинцию Эрзинджан на востоке Турции, где они будут жить в соответствии с недавно принятыми в стране мерами по предоставлению убежища.
По данным советской переписи 1989 года, в Советском Союзе проживало 207 502 турка. Однако советские власти зарегистрировали многих турок-месхетинцев как принадлежащих к другим национальностям, таким как « азербайджанцы », « казахи », « киргизы » и « узбеки ». Следовательно, официальные переписи не обязательно отражают реальное население турок-месхетинцев; например, согласно переписи населения Азербайджана 2009 года, в стране проживало 38 000 турок; однако в переписи не проводится никакого различия между турками-месхетинцами и турками из Турции, которые стали гражданами Азербайджана, поскольку обе группы классифицируются в официальной переписи как «турки» или «азербайджанцы». Согласно отчету Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, опубликованному в 1999 году, в Азербайджане проживало 100 000 турок-месхетинцев, а в 2001 году несуществующий Бакинский институт мира и демократии заявил, что в Азербайджане проживало от 90 000 до 110 000 турок-месхетинцев, аналогично, по академическим оценкам. также предположили, что турецкая месхетинская община Азербайджана насчитывает от 90 000 до 110 000 человек.
В последнее время некоторые турки-месхетинцы в России, особенно в Краснодаре, столкнулись с враждебностью со стороны местного населения. Краснодарские турки-месхетинцы стали жертвами серьезных нарушений прав человека, включая лишение их гражданства. Они лишены гражданских, политических и социальных прав, им запрещено владеть собственностью и работать. Таким образом, с 2004 года многие турки уехали из Краснодарского края в США в качестве беженцев. Большое их количество, насчитывающее около 1300 особей, находится в Дейтоне, штат Огайо. Им по-прежнему запрещена полная репатриация в Грузию. Однако в Грузии расизм в отношении турок-месхетинцев все еще преобладает из-за различий в верованиях и этнической напряженности.
Большинство турок-месхетинцев - мусульмане-сунниты, а меньшинство - мусульмане-шииты.
Турки-месхетинцы говорят на восточно-анатолийском диалекте турецкого языка, который происходит из регионов Карс, Ардахан и Артвин. Турецкий месхетинский диалект также заимствован из других языков (включая азербайджанский, грузинский, казахский, киргизский, русский и узбекский ), с которыми турки-месхетинцы контактировали во время русского и советского правления.
Свадьбы турок-месхетинцев состоят из традиционного предложения родителей жениха, и, если родители невесты принимают это предложение, проводится помолвка или Нишан. Всем в Нишане подают церемониальный сладкий напиток, называемый шарбат. Собственно свадьба длится два дня. В первый день невеста уезжает из дома, а во второй - свадьба. Перед тем как войти в дом своего мужа, невеста каблуком своей обуви сломает ногой две пластины и поливает дверной проем медом. Эта традиция служит желанию счастья молодым женихам и невесте в их браке. В конце свадьбы начинается танец, в котором мужчины и женщины танцуют отдельно. Наконец, молодожены исполняют свой последний танец, который называется « Вальс » и завершает свадьбу.
Ниже приводится список людей турецкого месхетинского происхождения: