Проверить дважды

редактировать
abcdefgh
8Chessboard480.svgg7 черный король черная пешка e5 черная пешка f5 d4 черный ферзь g3 белый слон черная пешка a2 f1 белый король g1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
С этой позиции, 1.Bxe5 ++ - выигрышная двойная проверка.

В шахматах и других связанных играх, двойной шах - это шах, выполненный двумя фигурами одновременно. В шахматной нотации она почти всегда представлена ​​так же, как одиночная проверка («+»), но иногда обозначается символом «++» (однако, «++» также иногда используется для обозначения мат ). В этой статье для ясности используется последнее соглашение.

Содержание
  • 1 Шахматы
    • 1.1 Примеры игр
    • 1.2 Варианты
  • 2 Xiangqi
  • 3 Ссылки

.

Шахматы
abcdefgh
8Chessboard480.svgh6 черный король g5 черная пешка h5 белая пешка f4 белый слон h4 белая ладья h1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция, демонстрирующая, как возможен двойной шах без сдвинутой фигуры проверка, путем прохода Уайта.

Наиболее распространенная форма двойной проверки заключается в перемещении одной фишки для доставки чека и одновременном обнаружении обнаруженного чека из фишки, которую он блокировал. (Такой шах является неотъемлемой частью типа задушенного мата, известного как наследие Филидора.) Единственным возможным ответом на двойной шах являются ходы короля, поскольку обе проверяющие фигуры не могут быть взяты или заблокированы одновременно. В некоторых случаях король может взять одну шахматную фигуру и убежать от другой одним ходом.

В исключительных случаях перемещенная фигура может не участвовать в двойной проверке (то есть давать «двойную обнаруженную проверку», хотя это имя фактически не используется). Единственный способ добиться этого в ортодоксальных шахматах - это на проходе. В показанной позиции черные только что сыграли 1... g7 – g5. Белые отвечают 2.hxg6 e.p. ++. Результатом является двойной шах, даже если ходящая белыми пешка не дает шах (один шах дает ладья, обнаруживаемый ходом захватывающей пешки, другой - слон, обнаруживаемый удалением взятой пешки). Такой двойной шах крайне редко встречается в практической игре, но иногда встречается в задачах.

Примеры игр

Рети против Тартаковера, 1910
abcdefgh
8Chessboard480.svga8 черная ладья b8 черный конь черный слон c8 e8 черный король черный слон f8 h8 черная ладья черная пешка a7 черная пешка b7 черная пешка f7 черная пешка g7 h7 черная пешка черная пешка c6 черный ферзь e5 e4 черные конь d3 белый ферзь a2 белая пешка белая пешка b2 белая пешка c2 d2 белый слон белая пешка f2 белая пешка g2 div class=c1 белый король d1 белая ладья f1 белый слон g1 белый конь h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 8... Nxe4 ??

Арон Нимцович писал: «Даже самый ленивый король отчаянно убегает, несмотря на двойную проверку». Поскольку единственный возможный ответ на двойной шах - это ход короля, двойной шах часто является важным тактическим мотивом. Известный пример - Рети - Тартаковер, Вена 1910, возникший после 1.e4 c6 2.d4 d5 3.Nc3 dxe4 4.Nxe4 Nf6 5.Qd3 e5 ? ! 6.dxe5 Qa5 + 7.Bd2 Qxe5 8.0-0-0 ! Nxe4 ?? 9.Qd8 + !! (с жертвой ферзя для расстановки двойной шах) Kxd8 10.Bg5 ++ и белые маты после 10... Ke8 11.Rd8 # или 10... Kc7 11.Bd8 #.

Андерсен против Дюфрен, 1852
abcdefgh
8Chessboard480.svgb8 черная ладья e8 черный король черная ладья g8 черная пешка a7 b7 черный слон черная пешка c7 черная пешка d7 e7 черный конь черная пешка f7 h7 черная пешка b6 черный слон c6 черный конь белая пешка f6 a4 белый ферзь белый слон a3 c3 белая пешка d3 белый слон f3 черный ферзь a2 белая пешка белая пешка f2 белая пешка g2 div class=d1 белая ладья белая ладья e1 g1 белая король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 19... Qxf3 ?

. Двойной шах был также замечен в знаменитой Вечнозеленой партии, Андерсен - Дюфрен, 1852. Андерсен выиграл ходом 20.Rxe7 +! Nxe7 21.Qxd7 + !! (жертва ферзя для смертельного двойного шаха) Kxd7 22.Bf5 ++ Ke8 (или 22... Kc6 23.Bd7 #) 23.Bd7 + Kf8 24.Bxe7 #.

Варианты

abcdefgh
8Chessboard480.svgчерная пешка d7 a6 белый перевернутый ферзь e6 черный король белая пешка e5 c4 белый слон d4 белый перевернутый конь f4 белый перевернутый конь белая ладья e1 h1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
С моа (показаны перевернутыми рыцарями) и кузнечиком (показаны перевернутой королевой). После того, как черные передвигают пешку на d5, взятие ее на проходе приводит к пятерному шаху.
abcdefgh
8Chessboard480.svgчерная пешка e7 f7 черный король белая пешка f5 d3 белый перевернутый конь f1 белая ладья g1 белая король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
С ночным всадником (показан перевернутым рыцарем). После того, как черные передвигают пешку на е5, взятие ее на проходе приводит к тройному шаху.

В шахматах с вариантами правил или сказочными фигурами возможны другие способы выполнения двойного шаха. Также возможны трех-, четырех- и даже пятикратные проверки. Например, в показанной позиции после того, как черные сыграют 1... d5, белые сыграют 2.exd6e.p. +++++ (моа - это непрыгающий конь, который сначала делает диагональный шаг, а затем - ортогональный. ; кузнечик захватывает, перепрыгивая через кусок). После взятия на проходе черному королю делают шах пять фигур: оба моа, ладья, кузнечик и слон.

Сянци

В сянци китайская версия шахмат, тройная и даже четверная шахматы возможны даже без использования фей, как в следующих примерах:

Доска Xiangqi.svg Xiangqi gd1.svg Xiangqi hl1.svg Xiangqi rl1.svg Xiangqi cl1.svg Xiangqi gl1.svg Тройная проверка : Красный переместил свою лошадь с e5 на d7, дав шах и подвергнув двойному шаху колесницу и пушку.Доска Xiangqi.svg Xiangqi gd1.svg Xiangqi rl1.svg Xiangqi hl1.svg Xiangqi hl1.svg Xiangqi cl1.svg Xiangqi gl1.svg Четверной шах: Красный переместил свою колесницу с f9 на e9, обнажив два шаха у лошадей, дал собственный шах и сделал площадку для пушки на е7, чтобы дать еще один шах. В janggi использование тех же частей и добавление двух слонов, которые оба атакуют генерала через квадрат колесницы, позволяют выполнить шестерную проверку.
Литература
Последняя правка сделана 2021-05-18 14:03:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте