Жертва (шахматы)

редактировать

abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья a8 c8 черный слон d8 черный ферзь e8 черный король h8 черная ладья черная пешка a7 b7 черная пешка черная пешка c7 d7 черный конь e7 черный слон f7 белый слон черная пешка g7 h7 черная пешка d6 черная пешка черный конь f6 черная пешка e5 d4 белая пешка белая пешка e4 белый конь c3 белый конь f3 белая пешка a2 b2 белая пешка белая пешка c2 белая пешка f2 g2 белая пешка белая пешка h2 a1 белая ладья c1 белый слон d1 белый ферзь e1 белый король h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ход 6.Bxf7 + - жертва слона.

В шахматах, a жертва - это ход с отказом от фигуры с целью получения тактической или позиционной компенсации в других формах. Жертвой также может быть преднамеренный обмен шахматной фигуры большей ценности на фишку соперника меньшего достоинства.

Любая шахматная фигура, кроме короля, может быть принесена в жертву. Поскольку игроки обычно стараются удержать свои фигуры, принесение жертвы может стать неприятным сюрпризом для противника, выведя его из равновесия и потратив много драгоценного времени на попытки вычислить, является ли жертва разумной или нет, и стоит ли принять это. Принесение в жертву королевы (наиболее ценной части) или цепочки фигур добавляет сюрприза, и такие игры могут быть присуждены призами за блестящие способности .

Содержание

  • 1 Типы жертв
    • 1.1 Реальные жертвы против фиктивных
      • 1.1.1 Настоящие жертвы
      • 1.1.2 Фальшивые жертвы
    • 1.2 Другие типы жертв
      • 1.2.1 Принудительные и ненасильственные
  • 2 Примеры
    • 2.1 Отражающая жертва
    • 2.2 Самоубийственная жертва
    • 2.3 Не принуждающая жертва
    • 2.4 Позиционная жертва
    • 2.5 Жертвоприношение ради мата
    • 2.6 Жертва ферзя ведет к задушенному мату
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Источники

.

Типы жертвоприношений

Реальное против мнимого

Рудольф Шпильманн предложил разделить мнимые и настоящие жертвы:

  • В реальном жертвоприношении жертвоприношение игроку часто приходится играть с меньшим материалом , чем у его оппонента в течение некоторого времени.
  • В мнимой жертве игрок, приносящий жертву, вскоре восстанавливает материал того же или большего v alue, иначе заставить помощника. Мнимая жертва этого последнего типа иногда известна как псевдожертвование.

В качестве компенсации за настоящую жертву игрок получает динамические, позиционные или другие нематериальные преимущества, которые он должен использовать, иначе рискнет проиграть игру из-за к материальному дефициту. Реальные жертвы также называются спекулятивными жертвами из-за риска.

Реальные жертвы

Атака на короля
Игрок может пожертвовать пешку или фигуру, чтобы получить открытые линии в непосредственной близости от короля соперника, чтобы получить kingside пробел преимущество, чтобы разрушить или повредить покрытие пешки противоположного короля, или чтобы удержать противоположного короля в центре . Если противник не сможет отразить атаку, он скорее всего проиграет. Греческое подарочное жертвоприношение является каноническим примером.
Развитие
Обычно отдавать пешку в дебюте, чтобы ускорить свое развитие. Гамбиты обычно попадают в эту категорию. В какой-то момент противник часто приносит развивающиеся жертвы, прежде чем преимущество развития может превратиться в более серьезную угрозу, такую ​​как атака на королевском фланге.
Стратегический / позиционный
В общем смысле цель всех реальных жертвы - это получение позиционного преимущества. Тем не менее, есть некоторые спекулятивные жертвы, когда компенсация осуществляется в виде открытой вертикали, диагонали или слабости пешечной структуры оппонента . Это самые трудные жертвы, требующие глубокого стратегического понимания.

Фальшивые жертвы

Напарник
Обычное преимущество принесения жертвы - позволить жертвовавшему игроку мат противнику. Поскольку мат является конечной целью шахмат, потеря материала (см. относительная ценность шахматной фигуры ) не имеет значения при успешном мате. Жертвы, ведущие к мату, обычно носят принудительный характер, и часто проверяет, оставляя оппоненту только один или несколько вариантов (например, чек короля конем, ферзь забирает коня, затем ладья ставит мат королю в отсутствие на ферзя).
Как избежать проигрыша
Аналогом вышесказанного является сохранение проигранной игры. Можно было принести жертву, чтобы заставить поставить в тупик или вечный чек, создать крепость, или иным образом заставить ничью, или избежать еще большая потеря материала.
Материальная выгода
Жертва может инициировать комбинацию, которая приводит к общей материальной выгоде, делая первоначальные вложения в жертву окупаемыми. Жертва, ведущая к пешке превращение, является особым случаем этого типа жертвы.
Упрощение
Даже если жертва приведет к чистым материальным потерям в обозримом будущем, жертвующий игрок могут выиграть, потому что они уже впереди по материалам, а обмены упрощают позицию, облегчая победу. Игрок, опережающий по материалам, может решить, что стоит избавиться от одной из последних эффективных фигур, которые есть у оппонента.

Тактические фиктивные жертвы могут быть дополнительно разделены на категории по механизму принесения жертвы. Некоторые жертвы могут относиться к более чем одной категории.

  • В жертвоприношениях с отклонением цель состоит в том, чтобы отвлечь одну из фигур противника от поля, на котором она выполняет определенную задачу.
  • В жертвах на разрушение - фигура. приносится в жертву, чтобы отбросить материально худшую, но тактически более важную фигуру, чтобы жертвующий игрок мог получить контроль над полями, которыми управляла взятая шахматная фигура.
  • Жертвоприношение магнита похоже на жертву отклонения, но Мотивация жертвы магнита состоит в том, чтобы вытащить фигуру соперника на тактически плохое поле, а не увести ее от решающего поля.
  • При очищающей жертве приносящий жертву игрок стремится освободить поле жертвенной фигурой. встал, чтобы либо расчистить ряды для своих фигур, либо поставить другую, более полезную фигуру на том же поле.
  • В темпе жертвоприношения приносящий в жертву игрок воздерживается от тратить время чтобы не дать сопернику выиграть материал потому что сэкономленное время может быть использовано для чего-то еще более полезного, например, для атаки на короля или для продвижения проходной пешки к переводу.
  • В самоубийственной жертве жертвующий игрок стремится избавиться от оставшейся фигуры, способные выполнять допустимые ходы и, таким образом, получить безвыходную ситуацию и ничью из плохой позиции.

Другие типы жертв

Принудительные или ненасильственные

Другой способ классификации жертв - различать принудительные и ненасильственные жертвы. Первый тип не оставляет оппоненту выбора, кроме принятия, обычно потому, что в противном случае он останется в материальном положении без компенсации. С другой стороны, ненасильственные жертвы дают оппоненту выбор. Распространенная ошибка - не понимать, когда от конкретной жертвы можно безопасно отказаться без каких-либо негативных последствий.

Примеры

Отклоняющая жертва

Аронян vs. Свидлер, 2006
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья c8 e8 черная ладья черный король g8 b7 черная пешка f7 черная пешка g7 черный слон h7 черная пешка черная пешка g6 черная пешка a5 g5 белый слон белая пешка a4 черная ферзь c4 d4 белая пешка d3 белый ферзь белая пешка f2 g2 белая пешка белая пешка h2 a1 белая ладья d1 белая ладья g1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 24.exd4 ??

. На диаграмме гроссмейстер Аронян ошибочно сыграл 24. exd4 ??, открывая электронную вертикаль ладьи черных. После того, как Свидлер сыграл 24... Re1 + !, Аронян сдался, потому что ход черных вынуждает ответить 25.Rxe1 (или 25.Qf1 Qxf1 # ), после чего ферзь белых оказывается без защиты и, следовательно, потерянный.

Этот особый тип жертвы также получил название «трюк с крюком и лестницей», потому что белый ферзь ненадежно находится наверху «лестницы», а ладья находится внизу, поддерживая ее.

Самоубийственная жертва

Эванс vs. Решевский, 1963
abcdefgh
8Chessboard480.svg c8 белый ферзь f7 белая ладья черная пешка g7 h7 черные король черная пешка b5 черная пешка e5 черный ферзь g5 черная пешка h5 b4 белая пешка белая пешка e4 f4 черный конь h4 белая пешка белая пешка f3 белая пешка g3 черная ладья e2 h1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ход черных

. Черные сыграли 1... Qxg3 ?, и белые сыграли вничью 2. Фg8 +! Крxg8 (на любом другом ходу у черных мат) 3. Лxg7 +! . Белые намерены продолжать шах на седьмом ранге , и если черные когда-нибудь возьмут ладью, это будет пат.

Это сохранение от Эванса было названо «Мошенничество века». Ладья белых известна как отчаянный.

Не принуждающая жертва

Найдорф vs. Решевский, 1952
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья a8 c8 черный слон d8 черный ферзь черная ладья f8 черный король g8 b7 черная пешка d7 черный конь e7 черный слон f7 черная пешка черная пешка g7 d6 черная пешка e6 черный пешка черный конь f6 черная пешка h6 черная пешка a5 белая пешка b5 белый конь g5 белая пешка c4 h4 белая пешка белая пешка a3 белый конь c3 белая пешка e3 b2 белый слон c2 белый ферзь e2 белый слон белая пешка f2 g2 белая пешка a1 белая ладья e1 белый король h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 13... h6 14.h4

. На этот раз Решевский получает жертву. Белые только что сыграли h2 – h4. Если черные забирают коня, они должны отдать своего коня на f6, чтобы избежать мата на h7. Вместо этого он просто проигнорировал приманку и продолжил развитие.

Позиционная жертва

Спасский vs. Тал, 1971
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья a8 d8 черный ферзь черная ладья f8 черный король g8 черная пешка a7 b7 черный слон e7 черный слон f7 черная пешка черная пешка g7 h7 черная пешка b6 черная пешка e6 черный пешка черный конь f6 черная пешка d5 белая пешка e5 f4 белая пешка белая пешка a3 белый конь c3 белая пешка d3 белый слон e3 белый конь f3 b2 белая пешка g2 белая пешка белая пешка h2 a1 белая ладья d1 белый ферзь белая ладья f1 h1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Черные сыграли 14... d4

. В этой партии черные сыграли 14... d4! 15. Кxd4 Кd5 . В обмен на пожертвованную пешку черные получили полуоткрытую линию, диагональ, форпост на d5 и оседлали белых обратной пешкой на d3.. В итоге игра закончилась вничью.

Жертвовать матом

abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья a8 c8 черный слон d8 черный ферзь e8 черный король черный слон f8 черный конь g8 h8 черная ладья d7 черный конь черная пешка e7 черная пешка g7 h7 черная пешка черная пешка c6 черная пешка f6 черная пешка b5 черная пешка d5 белый слон f5 черная пешка a4 d4 белая пешка белый слон f4 h4 белая пешка белый конь c3 d3 белый ферзь белая пешка e3 белый конь f3 белая пешка a2 b2 белая пешка белая пешка c2 белая пешка f2 g2 белая пешка c1 белый король d1 белая ладья h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Белые ходят

В следующем примере изображена вынужденная жертва слона белыми. Белые могут форсировать мат двумя ходами на диаграмме слева следующим образом: 1. Bg6 + hxg6 2. Qxg6 #

Жертва ферзя приводит к задушенному мату

vs. Морфи, 1849
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья a8 черная ладья f8 черный король g8 черная пешка a7 b6 черный ферзь черный слон e6 черная пешка h6 черная пешка d5 черная пешка f5 черная пешка g5 белая пешка c4 черная пешка f4 h3 черный конь белая пешка a2 b2 белая пешка c2 белый ферзь d2 белый конь g2 белая пешка белая пешка h2 a1 белая ладья c1 белый слон белая ладья f1 h1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ход черных

. В этой позиции черные ходят 22... Qg1 +, вынуждая белую ладью взять ферзя черных путем 23. Лxg1 ; король не может забрать ферзя, потому что он был бы под шахом со стороны коня на h3. Вытеснив ладью из позиции, где она защищала линию f, и в позицию, где она не позволяла королю сделать любой ход, черный конь поставляет задушенного мат путем 23... Nf2 # .

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Эндрю Солтис. Искусство защиты в шахматах. Шахматная библиотека Маккея, 1975. ISBN 0-679-14108-1.
  • Леонид Шамкович. Современная шахматная жертва. Tartan Books, 1978. ISBN 0-679-14103-0.
  • . Справочник по позиционным шахматам. BT Batsford Ltd., 1991. ISBN 0-7134-6395-3.
Последняя правка сделана 2021-06-06 05:59:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте