Рокировка

редактировать
Шахматный ход
abcdefgh
8Chessboard480.svg a8 черная ладья c8 черный круг e8 черный король g8 черный круг h8 черная ладья a1 белая ладья c1 белый круг e1 белый король g1 белый круг h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Исходное положение королей и ладей. Королей можно перемещать на квадраты, обозначенные точками одного цвета.

Рокировка - это ход в игре шахматы с участием короля игрока и любой из исходных ладей игрока. Это единственный ход в шахматах, в котором игрок перемещает две фигуры за один ход, и это единственный ход, кроме хода коня , когда фигура "перепрыгивает" другую..

Рокировка заключается в перемещении короля на два поля в сторону ладьи на первом ранге игрока с последующим перемещением ладьи на поле, через которое король пересек. Рокировка может быть произведена только в том случае, если король никогда не ходил, соответствующая ладья никогда не двигалась, поля между королем и задействованной ладьей не заняты, король не находится под шахом и король не пересекает закончиться на поле, атакованном фигурой противника. Рокировка - одно из правил шахмат, технически это ход короля (Hooper Whyld 1992 : 71).

нотация для рокировки, как в описательной, так и в алгебраической системе, 0-0 с королевский фланг ладьей и 0-0-0 с королевским флангом ладьей; в PGN вместо них используются O-O и O-O-O. Рокировку на королевском фланге иногда называют короткой рокировкой (ладья перемещается на короткое расстояние, т.е. на два поля), а рокировку на ферзевый фланг - на длинную рокировку (ладья перемещается на большое расстояние, т.е. на три клетки) (Hooper Whyld 1992).

Рокировка была добавлена ​​к европейским шахматам в 14 или 15 веках и приобрела свой нынешний вид только в 17 веке. В азиатских версиях шахмат такого хода нет.

Содержание

  • 1 Требования
  • 2 Стратегия
  • 3 Правила турниров
  • 4 Рокировка в шахматных задачах
  • 5 Рокировка в других играх шахматной семьи
    • 5.1 Западные варианты шахмат
    • 5.2 Шахматы без рокировки
    • 5.3 Региональные варианты
  • 6 Яркие примеры
    • 6.1 Игра «Авербах»
    • 6.2 Игра Эдварда Ласкера
    • 6.3 Принс против Дня
    • 6.4 Фойер против О'Келли
  • 7 История
  • 8 Номенклатура
  • 9 См. Также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
  • 12 Внешние ссылки

.

Требования

abcdefgh
8Chessboard480.svg a8 черная ладья e8 черный король h8 черная ладья b5 белый ферзь e1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Черные не могут рокироваться ни на одной из сторон, потому что они находятся под шахом со стороны белого ферзя.
abcdefgh
8Chessboard480.svg e8 черный король g7 черный ферзь a1 белая ладья e1 белый король h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ход белых не может рокировать королевский фланг, потому что ферзь черных контролирует g1. Белые могут рокироваться на ферзевом фланге, даже если ладья а1 находится под атакой.
abcdefgh
8Chessboard480.svg e8 черный король g4 черный ферзь a1 белая ладья e1 белый король h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Белые не могут рокироваться ни на одну из сторон. Чтобы сделать рокировку на ферзевом фланге, белый король должен пройти через поле d1, которое атакует ферзь.

Рокировка разрешена при соблюдении всех следующих условий:

  1. Рокировка должна быть на королевский фланг или на ферзевом фланге .
  2. Ни король, ни выбранная ладья уже ходила.
  3. Между королем и выбранной ладьей нет фигур.
  4. Король в настоящее время не находится в шахе.
  5. Король не проходит через поле, которое атаковано вражеской фигурой.
  6. Король не попадает под шах. (Верно для любого допустимого хода.)

Условия с 4 по 6 можно резюмировать с помощью более запоминающейся фразы: нельзя рокироваться из, через или в шах.

Распространено заблуждение, что требования к рокировке даже более строгие, чем указанные выше. Для пояснения:

  • Выбранная ладья может быть атакована.
  • Ладья может пройти через атакованное поле, если король этого не сделает. (Это может произойти только при рокировке на ферзевый фланг, и единственное такое поле - это поле, примыкающее к ладье.)
  • Король мог быть под шахом ранее в игре, при условии, что король не двинулся, когда разрешение шаха.

В гандикапных играх, где даны шансы ладьи, игрок, дающий шансы, все еще может рокироваться с отсутствующей ладьей, перемещая только короля.

Стратегия

Рокировка - важная цель в дебюте, потому что она служит двум ценным целям: она часто перемещает короля в более безопасную позицию подальше от центра доски, и это перемещает ладью на более активную позицию в центре доски.

Выбор стороны для рокировки часто зависит от оценки компромисса между безопасностью короля и активностью ладьи. Рокировка на королевский фланг обычно немного безопаснее, потому что король оказывается ближе к краю доски и часто все пешки на стороне рокировки защищаются королем. При рокировке на ферзевый фланг король размещается ближе к центру, а пешка на вертикали a- не защищена; таким образом, позже король часто перемещается на b1, чтобы защитить пешку a и отодвинуть короля от центра доски. Кроме того, рокировка на ферзевый фланг требует перемещения ферзя, если это еще не сделано; следовательно, это может занять немного больше времени, чем рокировка на королевский фланг. С другой стороны, рокировка на ферзевый фланг более эффективно помещает ладью - на центральную линию d. Часто она активна сразу, тогда как при рокировке на королевский фланг может потребоваться темп, чтобы переместить ладью на более эффективное поле.

Обычно оба игрока делают рокировку на королевском фланге и редко - на ферзевом фланге. Если один игрок делает рокировку на королевский фланг, а другой на ферзевый, это называется противоположной (или противоположной) рокировкой. Рокировка на противоположные стороны обычно приводит к ожесточенной схватке, поскольку пешки обоих игроков могут свободно продвигаться, чтобы атаковать рокированную позицию противоположного короля, не подвергая рокировке короля самого игрока. Примером может служить Югославская атака в Вариант Дракона из Сицилийской защиты.

. Если король вынужден двигаться до того, как у него появится возможность рокировки, игрок может все еще желать подтолкнуть короля к краю доски, а соответствующую ладью - к центру. Когда игроку требуется три или четыре хода, чтобы выполнить то, что рокировка могла бы быть выполнена за один ход, это иногда называется искусственной рокировкой или ручной рокировкой.

Правила турниров

Согласно строгим правилам касания-ходов, применяемым в большинстве турниров, рокировка считается ходом короля. Однако в соответствии с действующими правилами Шахматной федерации США игрок, который намеревается сделать рокировку и коснется ладьи первым, не получит штрафа и получит разрешение на рокировку при условии, что рокировка разрешена в данной позиции. Тем не менее, правильный способ рокировки - это сначала сделать ход королем. Как обычно, игрок может изменить свое решение на другое разрешенное поле назначения для короля, пока оно не будет освобождено. Однако, когда ход короля в два поля завершен, игрок должен выполнить рокировку (если она разрешена), и ладья должна быть перемещена соответствующим образом. Игрок, выполняющий запрещенную рокировку, должен вернуть короля и ладью на их исходные места, а затем переместить короля, если есть другой допустимый ход короля, включая рокировку на другую сторону. Если нет допустимого хода короля, правило бокового хода не применяется к ладье (Just Burg 2003 : 13–14,17–18,23).

Официальные правила также требуют, чтобы весь ход был выполнен только одной рукой. Ни одно из этих правил обычно не соблюдается в казуальной игре и не известно неконкурентным игрокам (Just Burg 2003 : 13–14,17–18,23). Право на рокировку должно быть одинаковым во всех трех случаях для действительной заявки на ничью в соответствии с правилом трехкратного повторения.

Рокировка в шахматных задачах

В шахматных задачах предполагается, что рокировка разрешена, если это представляется возможным, если это не может быть доказано с помощью ретроградного анализа что ранее ходил либо король, либо выбранная ладья.

Рокировка в других играх семейства шахмат

Западные варианты шахмат

Варианты западных шахмат имеют несколько способов реализовать рокировку в своих правилах.

В вариантах игры на стандартной доске 8 × 8 рокировка часто такая же, как и в стандартных шахматах. Однако существуют игры, такие как проигрышные шахматы, в которых рокировки вообще отсутствуют. Примечательным вариантом является chess960, который изменил правила рокировки для поддержки различных стартовых позиций.

Рокировка также может быть адаптирована к вариантам с различными размерами досок. Некоторые такие варианты, как шахматы Капабланки (10 × 8) или шахматы на действительно большой доске (16 × 16), сохранили рокировку ладей, что означает, что это король. который движется дальше по доске. И наоборот, в других играх, таких как Dragonfly (7 × 7), указывается, что король по-прежнему строит две клетки в каждом направлении, а ладья - это фигура, которая движется по-другому. Несколько вариантов, в первую очередь шахматы с гну (11 × 10), позволяют игроку выбирать, на сколько полей он / она хочет переместить короля (и соответственно переместить ладью). Наконец, существует множество вариантов, таких как Большие шахматы, которые не позволяют рокировку.

В вариантах игры на досках разной формы (например, треугольной, шестиугольной или трехмерной) рокировка обычно отсутствует.

Шахматы без рокировки

В 2019 году бывший чемпион мира по шахматам Владимир Крамник предложил вариант шахмат, в котором у игроков не будет возможности рокироваться. Поскольку король больше не мог рокироваться в безопасное место, этот вариант теоретически привел бы к более динамичным играм, поскольку было бы значительно труднее добиться ничьей, и фигуры были бы вынуждены вступать в бой.

Региональные варианты

Рокировка - особенность западных шахмат. Региональные варианты игры (такие как макрук, сёги, xiangqi, janggi и sittuyin ) обычно подходят не иметь ходов, напоминающих рокировку, или ходов, которые предполагают перемещение более чем одной фигуры. Игроки сёги часто используют термин «замок », чтобы обозначить концепцию построения многослойной оборонительной структуры, которая защищает короля.

Яркие примеры

  • Виктор Корчной в своем финальном матче кандидатов 1974 года с Анатолием Карповым, как известно, спросил арбитра, рокировка была разрешена, когда рокировочная ладья была атакована. Арбитр ответил утвердительно, Корчной выполнил ход, и Карпов вскоре подал в отставку.
  • В партии Вольфганг Хайденфельд -, Дублин, 1973, произошло три рокировки. Конечно, третья ( второй - Уайт) было незаконно. Игра выглядит следующим образом:
    1.e4 e6 2.d4 d5 3.Be3 Nf6 4.e5 Nfd7 5.f4 c5 6.c3 Nc6 7.Nf3 Qb6 8.Qd2 c4 9.Be2 Na5 10. 0-0 f5 11.Ng5 Be7 12.g4 Bxg5 13.fxg5 Nf8 14.gxf5 exf5 15.Bf3 Be6 16.Qg2 0-0-0 17.Na3 Ng6 18. Qd2 f4 19.Bf2 Bh3 20.Rfb1 Bf5 21.Nc2 h6 22.gxh6 Rxh6 23.Nb4 Qe6 24.Qe2 Ne7 25.b3 Qg6 + 26.Kf1 Bxb1 27.bxc4 dxc4 28.Qb2 Bd3 + 29.Ke1 Be4 30.Qe2 Bd3 + 29.Ke1 Be4 30.Qe2 31.Qxf3 Rxh2 32.d5 Qf5 33. 0-0-0 Rh3 34.Qe2 Rxc3 + 35.Kb2 Rh3 36.d6 Nec6 37.Nxc6 Nxc6 38.e6 Qe5 + 39.Qxe5 Nxe5 40.d7 + Nxd7 0–1
  • Тим Краббе составил шахматную задачу-шутку, содержащую вертикальную рокировку (король на е1, недоработанная ладья на е8). Брешь в определении рокировки, на которой была основана эта проблема, была устранена ФИДЕ в июне 1974 года новым требованием о том, что рокирующая ладья должна занимать тот же ранг, что и король.>Авербах против Парди, 1960
    abcdefgh
    8Chessboard480.svg a8 черная ладья e8 черный король черный слон f8 h8 черная ладья a7 черная пешка g7 черная пешка h7 черная пешка c6 черная пешка черный слон e6 черная пешка f6 черная пешка e5 белая пешка c4 белая пешка c3 белая пешка a2 d2 белый конь e2 белая пешка белая пешка f2 h2 белая пешка b1 белая ладья c1 белый слон e1 белый король h1 белая ладья 8
    77
    66
    55
    44
    33
    22
    11
    abcdefgh
    Ход черных, рокировка на ферзевый фланг, ладья перебрасывается через атакованное поле b8.

    В этой игре Юрий Авербах - Сесил Парди (1960), черные рокировали ферзевый фланг. Авербах указал, что ладья прошла через контролируемое белыми поле и считает это незаконным. Парди указал, что рокировка была законной, поскольку это относится только к королю, на что Авербах ответил: «Только король? Не ладья?» (Evans 1970 : 38–39), (Lombardy Daniels 1975 : 188).

    Игра Эдварда Ласкера

    Эд. Ласкер против Томаса, 1912 г.
    abcdefgh
    8Chessboard480.svg a8 черная ладья b8 черный конь f8 черная ладья a7 черная пешка b7 черный k слон черная пешка c7 черная пешка d7 e7 черный ферзь g7 черная пешка черная пешка b6 e6 черная пешка f6 белый конь d4 белая пешка g4 белый конь h4 белая пешка g3 белая пешка белая пешка a2 белая пешка b2 c2 белая пешка e2 белый слон белая пешка f2 h2 белая ладья a1 белая ладья e1 белый король g1 черный король 8
    77
    66
    55
    44
    33
    22
    11
    abcdefgh
    Позиция после 17... Kg1

    В этой партии Эдвард Ласкер - сэр Джордж Томас (Лондон, 1912), черные только что сыграли 17... Крg1. Белые могли поставить мат путем 18.0-0-0 #, но вместо этого сыграли 18.Kd2 #. (См. Известные игры Эдварда Ласкера.)

    Принс против Дня

    Принс против Дея, 1968 (анализ)
    abcdefgh
    8Chessboard480.svg a8 черная ладья e8 черный король h8 белый король b7 черный k слон черная пешка d7 f7 черная пешка a6 черная пешка e6 черная пешка g6 черный ферзь черная пешка g5 белая пешка c4 белая пешка a3 e3 белая пешка белая пешка b2 e2 белый слон a1 белая ладья c1 белая ладья e1 белый ферзь 8
    77
    66
    55
    44
    33
    22
    11
    abcdefgh
    Позиция перед 31... 0-0-0 #

    Эта партия, Лодевейк Принс - Лоуренс Дэй (1968), закончилась раньше, на 28-м ходу, но если бы Принс продолжил игру, он не смог бы избежать этой позиции. Теперь черные ставят мат рокировкой: 31... 0-0-0 #. (См. Известные шахматные партии Лоуренса Дей.)

    Фейер против О'Келли

    Фейер против О'Келли, 1934
    abcdefgh
    8Chessboard480.svg c8 черный слон d8 черный король черный слон f8 h8 черная ладья черная пешка c7 e7 черный конь g7 черная пешка h7 черная пешка a6 черная пешка c6 черная пешка черная пешка e5 e4 w белая пешка c3 белый конь e3 белый слон белая пешка a2 b2 черная ладья c2 белая пешка белая пешка f2 белая пешка g2 h2 белая пешка a1 белая ладья e1 белый король h1 белая ладья 8
    77
    66
    55
    44
    33
    22
    11
    abcdefgh
    Позиция после 12... Kxd8. Белые выигрывают ходом 13.0-0-0 +.

    В игре Feuer – O'Kelly, Belgian Championship 1934, Feuer применил то, что позже стало известно как известная открывающая ловушка против O'Kelly, когда он рокировался на ферзевом фланге с шахом, одновременно атакуя и выигрывая ладью О'Келли на b2, захватившую пешку Фейера на этом поле.

    История

    Рокировка уходит корнями в «скачок короля». Существовали две формы прыжка: (1) король двигался один раз, как конь, и (2) король двигался на два поля на своем первом ходу. Ход конем можно использовать в начале игры, чтобы увести короля в безопасное место, или позже в игре, чтобы избежать угрозы. Эту вторую форму играли в Европе еще в 13 веке. В Северной Африке король был перемещен на безопасное поле с помощью двухэтапной процедуры: (1) король перешел на второй ранг , и (2) ладья переместилась на исходное поле короля, и король переместился на исходное поле ладьи (Davidson 1981 : 48).

    До того, как слон и ферзь приобрели свои текущие ходы в 16 веке, они были слабыми фигурами, а король находился в относительной безопасности в середине доски. Когда слон и ферзь получили свои текущие ходы, они стали очень сильными, и король больше не находился в безопасности на своем исходном поле, так как его можно атаковать издалека и с обеих сторон. Рокировка была добавлена, чтобы позволить королю добраться до более безопасного места и позволить ладьям войти в игру раньше (Дэвидсон 1981 : 16).

    Правило рокировки менялось в зависимости от места и времени. В средневековой Англии, Испании и Франции белому королю разрешалось прыгать на c1, c2, d3, e3, f3 или g1, если не было взятия, значит, король не был под шахом и не переходил шах. (Черный король может двигаться аналогичным образом.) В Ломбардии белый король может перепрыгнуть еще на одно поле на b1, h1 или на a2 (и эквивалентные поля для черного короля). Позже в Германии и Италии ход короля был объединен с ходом пешки.

    В Риме с начала 17 века до конца 19 века ладья могла быть помещена на любое поле вплоть до поля короля включительно, а король мог быть перемещен на любое поле с другой стороны поля. ладья. Это называлось «вольная рокировка».

    В Геттингенской рукописи (ок. 1500) и партии, опубликованной Луисом Рамиресом де Лусена в 1498 году, рокировка состояла из двух ходов: сначала ладьей, а затем король.

    Текущая версия рокировки была установлена ​​во Франции в 1620 году и в Англии в 1640 году (Sunnucks 1970 : 66).

    В издании своего шахматного трактата 1811 года Иоганн Альгайер ввел обозначение 0-0. Он различал «0-0r» (r = справа) и «0-0l» (l = слева). Обозначение 0-0-0 для рокировки на ферзевый фланг было добавлено в 1837 году Аароном Александром. Затем эта практика была принята в первом издании (1843 г.) Handbuch des Schachspiels.

    Nomenclature

    На большинстве европейских языков рокировка известна производным от того же корня, что и английское слово " ладья »(например, rochieren, rochada, enroque), в то время как местные прилагательные, означающие« длинный »и« короткий »(или« большой »и« маленький »), используются в этих странах для обозначения рокировки на ферзевый и королевский стороны соответственно.

    См. Также

    Примечания

    Ссылки

    Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-14 11:40:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте