a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Рокировка - это ход в игре шахматы с участием короля игрока и любой из исходных ладей игрока. Это единственный ход в шахматах, в котором игрок перемещает две фигуры за один ход, и это единственный ход, кроме хода коня , когда фигура "перепрыгивает" другую..
Рокировка заключается в перемещении короля на два поля в сторону ладьи на первом ранге игрока с последующим перемещением ладьи на поле, через которое король пересек. Рокировка может быть произведена только в том случае, если король никогда не ходил, соответствующая ладья никогда не двигалась, поля между королем и задействованной ладьей не заняты, король не находится под шахом и король не пересекает закончиться на поле, атакованном фигурой противника. Рокировка - одно из правил шахмат, технически это ход короля (Hooper Whyld 1992 : 71).
нотация для рокировки, как в описательной, так и в алгебраической системе, 0-0 с королевский фланг ладьей и 0-0-0 с королевским флангом ладьей; в PGN вместо них используются O-O и O-O-O. Рокировку на королевском фланге иногда называют короткой рокировкой (ладья перемещается на короткое расстояние, т.е. на два поля), а рокировку на ферзевый фланг - на длинную рокировку (ладья перемещается на большое расстояние, т.е. на три клетки) (Hooper Whyld 1992).
Рокировка была добавлена к европейским шахматам в 14 или 15 веках и приобрела свой нынешний вид только в 17 веке. В азиатских версиях шахмат такого хода нет.
.
|
|
|
Рокировка разрешена при соблюдении всех следующих условий:
Условия с 4 по 6 можно резюмировать с помощью более запоминающейся фразы: нельзя рокироваться из, через или в шах.
Распространено заблуждение, что требования к рокировке даже более строгие, чем указанные выше. Для пояснения:
В гандикапных играх, где даны шансы ладьи, игрок, дающий шансы, все еще может рокироваться с отсутствующей ладьей, перемещая только короля.
Рокировка - важная цель в дебюте, потому что она служит двум ценным целям: она часто перемещает короля в более безопасную позицию подальше от центра доски, и это перемещает ладью на более активную позицию в центре доски.
Выбор стороны для рокировки часто зависит от оценки компромисса между безопасностью короля и активностью ладьи. Рокировка на королевский фланг обычно немного безопаснее, потому что король оказывается ближе к краю доски и часто все пешки на стороне рокировки защищаются королем. При рокировке на ферзевый фланг король размещается ближе к центру, а пешка на вертикали a- не защищена; таким образом, позже король часто перемещается на b1, чтобы защитить пешку a и отодвинуть короля от центра доски. Кроме того, рокировка на ферзевый фланг требует перемещения ферзя, если это еще не сделано; следовательно, это может занять немного больше времени, чем рокировка на королевский фланг. С другой стороны, рокировка на ферзевый фланг более эффективно помещает ладью - на центральную линию d. Часто она активна сразу, тогда как при рокировке на королевский фланг может потребоваться темп, чтобы переместить ладью на более эффективное поле.
Обычно оба игрока делают рокировку на королевском фланге и редко - на ферзевом фланге. Если один игрок делает рокировку на королевский фланг, а другой на ферзевый, это называется противоположной (или противоположной) рокировкой. Рокировка на противоположные стороны обычно приводит к ожесточенной схватке, поскольку пешки обоих игроков могут свободно продвигаться, чтобы атаковать рокированную позицию противоположного короля, не подвергая рокировке короля самого игрока. Примером может служить Югославская атака в Вариант Дракона из Сицилийской защиты.
. Если король вынужден двигаться до того, как у него появится возможность рокировки, игрок может все еще желать подтолкнуть короля к краю доски, а соответствующую ладью - к центру. Когда игроку требуется три или четыре хода, чтобы выполнить то, что рокировка могла бы быть выполнена за один ход, это иногда называется искусственной рокировкой или ручной рокировкой.
Согласно строгим правилам касания-ходов, применяемым в большинстве турниров, рокировка считается ходом короля. Однако в соответствии с действующими правилами Шахматной федерации США игрок, который намеревается сделать рокировку и коснется ладьи первым, не получит штрафа и получит разрешение на рокировку при условии, что рокировка разрешена в данной позиции. Тем не менее, правильный способ рокировки - это сначала сделать ход королем. Как обычно, игрок может изменить свое решение на другое разрешенное поле назначения для короля, пока оно не будет освобождено. Однако, когда ход короля в два поля завершен, игрок должен выполнить рокировку (если она разрешена), и ладья должна быть перемещена соответствующим образом. Игрок, выполняющий запрещенную рокировку, должен вернуть короля и ладью на их исходные места, а затем переместить короля, если есть другой допустимый ход короля, включая рокировку на другую сторону. Если нет допустимого хода короля, правило бокового хода не применяется к ладье (Just Burg 2003 : 13–14,17–18,23).
Официальные правила также требуют, чтобы весь ход был выполнен только одной рукой. Ни одно из этих правил обычно не соблюдается в казуальной игре и не известно неконкурентным игрокам (Just Burg 2003 : 13–14,17–18,23). Право на рокировку должно быть одинаковым во всех трех случаях для действительной заявки на ничью в соответствии с правилом трехкратного повторения.
В шахматных задачах предполагается, что рокировка разрешена, если это представляется возможным, если это не может быть доказано с помощью ретроградного анализа что ранее ходил либо король, либо выбранная ладья.
Варианты западных шахмат имеют несколько способов реализовать рокировку в своих правилах.
В вариантах игры на стандартной доске 8 × 8 рокировка часто такая же, как и в стандартных шахматах. Однако существуют игры, такие как проигрышные шахматы, в которых рокировки вообще отсутствуют. Примечательным вариантом является chess960, который изменил правила рокировки для поддержки различных стартовых позиций.
Рокировка также может быть адаптирована к вариантам с различными размерами досок. Некоторые такие варианты, как шахматы Капабланки (10 × 8) или шахматы на действительно большой доске (16 × 16), сохранили рокировку ладей, что означает, что это король. который движется дальше по доске. И наоборот, в других играх, таких как Dragonfly (7 × 7), указывается, что король по-прежнему строит две клетки в каждом направлении, а ладья - это фигура, которая движется по-другому. Несколько вариантов, в первую очередь шахматы с гну (11 × 10), позволяют игроку выбирать, на сколько полей он / она хочет переместить короля (и соответственно переместить ладью). Наконец, существует множество вариантов, таких как Большие шахматы, которые не позволяют рокировку.
В вариантах игры на досках разной формы (например, треугольной, шестиугольной или трехмерной) рокировка обычно отсутствует.
В 2019 году бывший чемпион мира по шахматам Владимир Крамник предложил вариант шахмат, в котором у игроков не будет возможности рокироваться. Поскольку король больше не мог рокироваться в безопасное место, этот вариант теоретически привел бы к более динамичным играм, поскольку было бы значительно труднее добиться ничьей, и фигуры были бы вынуждены вступать в бой.
Рокировка - особенность западных шахмат. Региональные варианты игры (такие как макрук, сёги, xiangqi, janggi и sittuyin ) обычно подходят не иметь ходов, напоминающих рокировку, или ходов, которые предполагают перемещение более чем одной фигуры. Игроки сёги часто используют термин «замок », чтобы обозначить концепцию построения многослойной оборонительной структуры, которая защищает короля.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В этой игре Юрий Авербах - Сесил Парди (1960), черные рокировали ферзевый фланг. Авербах указал, что ладья прошла через контролируемое белыми поле и считает это незаконным. Парди указал, что рокировка была законной, поскольку это относится только к королю, на что Авербах ответил: «Только король? Не ладья?» (Evans 1970 : 38–39), (Lombardy Daniels 1975 : 188).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В этой партии Эдвард Ласкер - сэр Джордж Томас (Лондон, 1912), черные только что сыграли 17... Крg1. Белые могли поставить мат путем 18.0-0-0 #, но вместо этого сыграли 18.Kd2 #. (См. Известные игры Эдварда Ласкера.)
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Эта партия, Лодевейк Принс - Лоуренс Дэй (1968), закончилась раньше, на 28-м ходу, но если бы Принс продолжил игру, он не смог бы избежать этой позиции. Теперь черные ставят мат рокировкой: 31... 0-0-0 #. (См. Известные шахматные партии Лоуренса Дей.)
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В игре Feuer – O'Kelly, Belgian Championship 1934, Feuer применил то, что позже стало известно как известная открывающая ловушка против O'Kelly, когда он рокировался на ферзевом фланге с шахом, одновременно атакуя и выигрывая ладью О'Келли на b2, захватившую пешку Фейера на этом поле.
Рокировка уходит корнями в «скачок короля». Существовали две формы прыжка: (1) король двигался один раз, как конь, и (2) король двигался на два поля на своем первом ходу. Ход конем можно использовать в начале игры, чтобы увести короля в безопасное место, или позже в игре, чтобы избежать угрозы. Эту вторую форму играли в Европе еще в 13 веке. В Северной Африке король был перемещен на безопасное поле с помощью двухэтапной процедуры: (1) король перешел на второй ранг , и (2) ладья переместилась на исходное поле короля, и король переместился на исходное поле ладьи (Davidson 1981 : 48).
До того, как слон и ферзь приобрели свои текущие ходы в 16 веке, они были слабыми фигурами, а король находился в относительной безопасности в середине доски. Когда слон и ферзь получили свои текущие ходы, они стали очень сильными, и король больше не находился в безопасности на своем исходном поле, так как его можно атаковать издалека и с обеих сторон. Рокировка была добавлена, чтобы позволить королю добраться до более безопасного места и позволить ладьям войти в игру раньше (Дэвидсон 1981 : 16).
Правило рокировки менялось в зависимости от места и времени. В средневековой Англии, Испании и Франции белому королю разрешалось прыгать на c1, c2, d3, e3, f3 или g1, если не было взятия, значит, король не был под шахом и не переходил шах. (Черный король может двигаться аналогичным образом.) В Ломбардии белый король может перепрыгнуть еще на одно поле на b1, h1 или на a2 (и эквивалентные поля для черного короля). Позже в Германии и Италии ход короля был объединен с ходом пешки.
В Риме с начала 17 века до конца 19 века ладья могла быть помещена на любое поле вплоть до поля короля включительно, а король мог быть перемещен на любое поле с другой стороны поля. ладья. Это называлось «вольная рокировка».
В Геттингенской рукописи (ок. 1500) и партии, опубликованной Луисом Рамиресом де Лусена в 1498 году, рокировка состояла из двух ходов: сначала ладьей, а затем король.
Текущая версия рокировки была установлена во Франции в 1620 году и в Англии в 1640 году (Sunnucks 1970 : 66).
В издании своего шахматного трактата 1811 года Иоганн Альгайер ввел обозначение 0-0. Он различал «0-0r» (r = справа) и «0-0l» (l = слева). Обозначение 0-0-0 для рокировки на ферзевый фланг было добавлено в 1837 году Аароном Александром. Затем эта практика была принята в первом издании (1843 г.) Handbuch des Schachspiels.
На большинстве европейских языков рокировка известна производным от того же корня, что и английское слово " ладья »(например, rochieren, rochada, enroque), в то время как местные прилагательные, означающие« длинный »и« короткий »(или« большой »и« маленький »), используются в этих странах для обозначения рокировки на ферзевый и королевский стороны соответственно.