![]() | |
Жанры | Доска игра. Абстрактная стратегическая игра. Разумный спорт |
---|---|
Игроки | 2 |
Время подготовки | < 1 minute |
Время игры | Неформальные игры: от 20 минут до нескольких часов. Блиц игры : до 10 минут |
Случайный шанс | Нет |
Требуются навыки | Стратегия, тактика |
Синоним (ы) | Китайские шахматы. Слоновые шахматы. Игра в слона |
Сянци | |||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Китайский | 象棋 | ||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Xiangqi (китайский : 象棋; пиньинь : xiàngqí; английский: ), также называемый Китайские шахматы, представляет собой стратегию бо ard игра для двух игроков. Это одна из самых популярных настольных игр в Китае, она принадлежит к той же семье, что и международные шахматы, чатуранга, сёги, индийские шахматы и джангги. Помимо Китая и территорий со значительными этническими китайскими общинами, сянци также является популярным развлечением во Вьетнаме, где он известен как c tướng .
Игра представляет собой битву между двумя армиями с целью захвата вражеского генерала ( король). Отличительные особенности сянци: пушка (пао), которая должна прыгать для захвата; правило, запрещающее генералам встречаться напрямую друг с другом; области на доске, называемые рекой и дворцом, которые ограничивают движение одних фигур (но усиливают движение других); и размещение фигур на пересечениях линий доски, а не внутри квадратов.
Сянци играется на доске шириной в девять линий и длиной в десять линий. Как и в игре Go (Wéiqí 圍棋 / 围棋), фишки размещаются на пересечениях, которые известны как точки. Вертикальные линии известны как файлы (китайский : 路; пиньинь : lù; «дорога»), а горизонтальные линии известны как ранги (традиционный китайский : 線; упрощенный китайский : 线; пиньинь : xiàn; "линия").
В центре с первого по третий и с восьмого по десятый ряды доски расположены две зоны, каждая три точки на три точки, разграниченные двумя диагональными линиями, соединяющими противоположные углы и пересекающимися в центральной точке. Каждая из этих областей известна как 宮 / 宫 gōng, замок.
Разделение двух противоборствующих сторон между пятым и шестым рядами есть 河 hé, «река». Река часто обозначается фразами 楚 河 chǔ hé, что означает «река Чу », и 漢 界 (в традиционном китайском ),
hàn jiè, что означает «Граница Хань », ссылка на Войну Чу-Хань. Хотя река обеспечивает визуальное разделение между двумя сторонами, ее присутствие влияет только на две части: солдаты получают усиленное движение после перехода через реку, а слоны не могут ее пересечь. Отправные точки солдат и пушек обычно, но не всегда, отмечены крестиками.
Фигуры начинаются в положении, показанном на диаграмме выше. Какой игрок ходит первым, менялось на протяжении истории и от одной части Китая к другой. В разных книгах сянци говорится, что сначала должна двигаться черная или красная сторона. В некоторых книгах эти две стороны называются север и юг ; какое направление соответствует какому цвету также меняется от источника к источнику. Обычно в большинстве современных турниров Красный ходит первым.
Каждый игрок по очереди перемещает одну фигуру из точки, которую он занимает, в другую. Фигурам обычно не разрешается перемещаться через точку, занятую другой фигурой. Фигура может быть перемещена на точку, занятую фигурой противника, и в этом случае фигура противника захватывается и удаляется с доски. Игрок не может взять одну из своих фигур. Фигуры никогда не повышаются (превращаются в другие фигуры), хотя солдат может двигаться боком после того, как пересекает реку. Почти все фигуры захватывают, используя свои обычные движения, в то время как у пушки есть специальный прием захвата, описанный ниже.
Игра заканчивается, когда один игрок ставит мат генералу другого. Когда генералу угрожает быть захваченным вражеским игроком на следующем ходу, противник «поставил шах» (упрощенный китайский : 照 将 / 将军; традиционный китайский : 照 將 / 將軍, сокращенное (упрощенный китайский : 将; традиционный китайский : 將; пиньинь : jiāng jiāng )), и генерал находится «под контролем». Должен быть объявлен чек. Если игрок генерала не может сделать ход, чтобы предотвратить захват генерала, ситуация называется «мат» (упрощенный китайский : 将 死; традиционный китайский : 將 死). В отличие от шахмат, где пат означает ничью, в сянци это проигрыш для находящегося в пате игрока.
В сянци игрок - часто с материальным или позиционным недостатком - может пытаться проверять или преследовать фигуры таким образом, что ходы выпадают в цикл, не позволяя противнику выиграть. Хотя это принято в западных шахматах, в сянци используются следующие особые правила, которые затрудняют ведение игры путем бесконечных проверок или погони, независимо от того, повторяются ли позиции фигур или нет:
Различные наборы правил установить разные ограничения на то, что считается бессрочным. Например, клубные правила сянци разрешают игроку делать чек или преследовать шесть раз подряд, используя одну фишку, двенадцать раз, используя две фишки, и восемнадцать раз, используя три фишки, прежде чем считать действие вечным. проверки и погоня, хотя и популярны, не единственные; существует множество ситуаций в конце игры.
Каждый игрок управляет армией из 16 частей; армии обычно окрашены в красный и черный цвета. Фигуры представляют собой плоские круглые диски, на которых нанесен или выгравирован китайский иероглиф, обозначающий тип элемента, а также цвет, указывающий, какой игрок является владельцем. Черные фигуры отмечены несколькими символами, отличными от соответствующих красных фигур.
В континентальном Китае в большинстве наборов по-прежнему используются традиционные китайские иероглифы (в отличие от упрощенных китайских иероглифов ). Современные предметы обычно пластиковые, хотя некоторые наборы деревянные, а в более дорогих наборах может использоваться нефрит . В более древние времена многие декорации представляли собой простую неокрашенную резьбу по дереву; таким образом, чтобы различать части двух сторон, в большинстве соответствующих фигур использовались похожие, но немного различающиеся символы. Эта практика, возможно, возникла в ситуациях, когда был только один материал для изготовления частей и не было красящего материала, чтобы отличить противостоящие армии. Самая старая из найденных на сегодняшний день сянци - это часть piece (колесницы). Он хранится в Провинциальном музее Хэнань.
Генералы (или короли ) помечены 將 (трад.) / 将 (упрощ.) jiàng («генерал») на черной стороне и 帥 (трад.) / 帅 (упрощ.)
shuài («маршал») на красной стороне.
Генерал начинает игру в середине заднего края дворца. Генерал может двигаться и захватывать одну точку ортогонально и не может покидать дворец, за следующим исключением.
Если два генерала сталкиваются друг с другом в одном ряду без промежуточных фигур, может быть выполнен ход 飛 將 («летающий генерал»), при котором идущий генерал пересекает доску, чтобы захватить вражеского генерала.. На практике это правило означает, что создание такой ситуации в первую очередь означает переход под шах, и поэтому это запрещено.
Индийский король для этой фигуры был изменен на общий из-за китайских табу на именование ; Правители Китая возражали против того, чтобы их королевские титулы давались игровым элементам.
Советники (также известные как стражи или министры, реже помощники, мандарины или воины ) помечены как 士 ши («ученый», «джентльмен», «офицер "," хранитель ") для Черного и 仕
shì (" ученый "," чиновник "," опекун ") для Красного. Редко в наборах используется символ 士 для обоих цветов.
Советники начинают по обе стороны от генерала. Они перемещаются и захватывают одну точку по диагонали и не могут покидать дворец, что ограничивает их пятью точками на доске. Советник, вероятно, происходит от мантри в чатуранге, как королева в западных шахматах.
Существуют некоторые разногласия относительно того, действительно ли «士» означает «ученый», «джентльмен», то есть «士人», или «охранник», «опекун», что будет «衛士» ( упрощенный китайский: 卫士). Кому-то последнее кажется более правдоподобным, потому что их функции, похоже, заключаются в охране / защите общего. Распространенный западный перевод «советник» не отражает этого смыслового слоя.
Слоны (или епископы ) помечены как 象 xiàng («слон») для Черного и 相 xiàng («министр») для Красного. Они расположены рядом с советниками. Эти фигуры перемещаются и захватывают ровно две точки по диагонали и не могут перепрыгивать промежуточные фигуры; ход описан как подобный персонажу 田 Tián («поле»). Если слон не может двигаться из-за стоящей по диагонали фигуры, это называется «блокировкой глаза слона» (塞 象 眼).
Слоны не могут переходить реку, чтобы атаковать врага генерал, и служат в качестве защитных фигур. Поскольку движение слона ограничено всего семью позициями на доске, его можно легко поймать или угрожать. Два слона часто используются для защиты друг друга.
Китайские иероглифы для слов «министр» и «слон» - это омофоны в мандаринском диалекте ( Слушайте ), и оба имеют альтернативные значения как «внешний вид» или «имидж». Однако на английском оба они называются слонами.
Лошади (или рыцари ) помечены 馬 mǎ для черных и 傌 mǎ для красных в наборах, отмеченных Традиционные китайские символы и 马 mǎ для черного и красного в наборах, отмеченных иероглифами упрощенного китайского. В некоторых традиционных наборах используется 馬 для обоих цветов. Лошади начинают игру рядом со слонами на их внешних боках. Лошадь движется и захватывает одну точку перпендикулярно, а затем одну точку по диагонали от своего прежнего положения, движение, которое традиционно описывается как действие символа 日 Rì. Лошадь не прыгает, как конь в западных шахматах, и может быть заблокирована фигурой, расположенной в одной точке по горизонтали или вертикали рядом с ней. Блокирование лошади называется «хромать ногой лошади» (蹩 馬腿). На диаграмме слева показано движение лошади.
Так как лошади могут быть заблокированы, иногда возможно поймать лошадь противника. У лошади одного игрока может быть преимущество в асимметричной атаке, если лошадь противника заблокирована, как показано на диаграмме справа.
Колесницы (или ладьи ) помечены 車 jū для Черного и 俥
jū для Красного в наборах, отмеченных Традиционными китайскими иероглифами и 车 для черного и красного в наборах, отмеченных иероглифами упрощенного китайского языка. В некоторых традиционных наборах используется 車 для обоих цветов. В контексте китайских шахмат все эти символы произносятся как
jū (вместо обычного произношения chē). Колесница движется и захватывает любое расстояние перпендикулярно, но не может перепрыгивать промежуточные части. Колесницы начинают игру с точек по углам доски. Колесница часто считается самой сильной частью игры из-за ее свободы передвижения и отсутствия ограничений.
Англоговорящие игроки иногда называют колесницу ладьей, поскольку она похожа на ладью в западных шахматах. Китайские игроки (и другие) часто называют эту деталь автомобилем, поскольку это одно из современных значений символа 車.
Пушки помечены 砲 pào ("катапульта ") для Черных и 炮 pào («пушка») для красных. Имена омофоны, хотя иногда 炮 используется и для Красного, и для Черного. Shí радикал слова означает «камень», а радикал 火 huǒ слова 炮 означает «огонь». Фигуры обоих цветов на английском языке обычно называют пушками. Черная фигура иногда обозначается 包 bāo.
У каждого игрока есть две пушки, которые начинаются в ряду позади солдат, на две точки впереди лошадей. Пушки перемещаются, как колесницы, на любое расстояние перпендикулярно, не прыгая, но могут захватить, только прыгнув на одну фигуру, друга или врага, по пути атаки. Фрагмент, через который прыгает пушка, называется 炮臺 (трад.) / 炮台 (упрощ.) Pào tái («платформа для пушки» или «экран»). Между пушкой, экраном и захватываемой фигурой может быть любое количество незанятых пространств, в том числе ни одного. Пушки можно обменять на лошадей сразу со стартовых позиций.
Солдаты имеют метку 卒 zú («пешка» или «рядовой») для Черного и 兵
bīng («солдат») для Красного. Каждая сторона начинается с пяти солдат. Солдаты начинают игру, находясь в каждой второй точке на один ряд от берега реки. Они перемещаются и захватывают, продвигаясь на одну точку. После того, как они пересекли реку, они также могут двигаться и захватывать одну точку по горизонтали. Солдаты не могут отступить и, следовательно, не могут отступить; однако после перехода на последнюю строчку доски солдат все еще может двигаться боком у края врага. Англоговорящие игроки иногда называют солдата «пешкой» из-за сходства фигур.
Фигуры | Очки |
Солдат перед переходом через реку | 1 |
Солдат после переход через реку | 2 |
Советник | 2 |
Слон | 2 |
Лошадь | 4 |
Пушка | 4½ |
Колесница | 9 |
Эти приблизительные значения не принимают во внимание положение рассматриваемой фигуры (кроме солдат в общем смысле), положение других фигур на доске или количество оставшихся фигур.
Другие общие правила оценки:
Существует несколько типов обозначений, используемых для записи игр сянци. В каждом случае ходы пронумерованы и записаны по одному и тому же шаблону.
Это яснее, но не требуется записывать каждую пару ходов в отдельная строка.
Книга Китайские шахматы описывает метод записи ходов, в котором ряды доски нумеруются от 1 до 10 от ближайшего к самому дальнему, за которым следует цифра от 1 до 9. для файлов справа налево. Оба значения относятся к движущемуся игроку. Затем ходы обозначаются следующим образом:
[название фигуры] ([прежний ранг] [бывший файл]) - [новый ранг] [новый файл]
Таким образом, наиболее распространенное начало в игре будет записано как:
Имя | Сокр. | Части |
Советник | A | ![]() |
Пушка | C | ![]() |
Колесница | R * | ![]() |
Elephant | E | ![]() |
General | G | ![]() |
Horse | H | ![]() |
Soldier | S | ![]() |
Система обозначений, частично описанная в A Manual of Chinese Chess и используемая в нескольких реализациях компьютерного программного обеспечения, описывает ходы в относительных терминах следующим образом:
[однобуквенное сокращение фрагмента] [бывший файл] [оператор, указывающий направление движения] [новый файл или, в случае чисто вертикального движения, количество пройденных рангов]
Номера файлов отсчитываются от прав каждого игрока до каждый игрок слева.
В случае, если в одном файле есть два одинаковых фрагмента, вместо прежнего номера файла используютсясимволы + (передний) и - (задний). Направление движения обозчаетсяна символом оператора. Знак плюс используется для обозначения движения вперед. Знак минус используется для обозначения движения назад. Точка или точка или знака равенства используются для обозначения горизонтального или бокового движения. Для фигуры, которая движется по диагонали (например, лошади или слона), вместо точки используется знак плюс или минус.
Таким образом, наиболее распространенный дебют в игре будет записан как:
Согласно обозначениям Всемирной федерации Xiangqi (WXF) для тандемных пешек, когда есть (тандемные пешки)>= 3 в ряду, P вместо пешки указывать не нужно. Вместо этой позиции пешки в тандемной линии используется как первое целое число (при этом самая передняя пешка обозначается как 1). Второе целое число - это файл, в котором он находится. Это также хорошо решило бы двух наборов тандемных проблем пешек на двух разных вертикалях.
Таким образом обозначение для перемещения средней пешки (3 тандемные пешки в ряду) с 5-го ряда на 4-й ряд будет:
В старых книгах, написанных на китайском языке, система то же самое, за исключением того: название произведений написаны на китайском языке; название пушки с обеих сторон - 炮; имя лошади с обеих сторон - 馬; поступ движение обозначается 進 (произносится jìn); обратное движение обозначается 退 (tuì); боковое движение обозначается 平 (píng); а числа написаны по-китайски либо для обоих игроков, либо только для черных.
Таким образом наиболее распространенное начало в игре может быть записано как:
Эта система неофициальная и в основном используется Западные игроки.. Это похоже на алгебраическую нотацию для западных шахмат. Буквы используются для файлов и чисел для рангов. Файл «а» находится слева от красного, а ранг «1» ближе всего к красному. Обозначение точки не зависит от того, какой игрок ходит; для обеих сторон «a1» - это самая нижняя левая точка со стороны красных.
[однобуквенная аббревиатура] [бывшая позиция] [индикация захвата] [новая позиция] [проверка индикации] [анализ]
Фигуры сокращены, как в системе обозначений 2, за исключением того, что для солдат не используются буквы.
Прежняя позиция указывается только в том случае, если необходимо различить две идентичные фигуры, которые могли сделать ход. Если они используют один и тот же файл, какой ранг перемещается; если они имеют одинаковый уровень, укажите, какой файл перемещается. Если они не разделяют ни рядовых, ни должностей, то указывается досье.
Захват обозначается знаком «x». Символ не используется для обозначения хода без захвата.
Проверка обозначается знаком «+», двойная проверка - «++», тройная проверка - «+++», четырехкратная проверка - «++++». Мат обозначается знаком «#».
В целях анализа неудачные ходы обозначаются знаком "?" и хорошие ходы на "!". Их можно комбинировать, если анализ неопределенным («!?» Может быть любым, но, вероятно, плохим; «?!» Вероятно, плохим), или повторять для выделения («??» - это катастрофа).
Таким образом, наиболее распространенный дебют в игре будет записан как:
Пример краткой игры («ранний мат»):
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|
Из-за размера доски и небольшого количества дальнобойных фигур существует тенденция к битва за то, чтобы сосредоточиться на определенной области доски.
Сянци включает в себя несколько тактик, общие для игр в шахматной семье. Здесь кратко обсуждаются некоторые общие.
Вилка | Булавка | Шпажка |
---|---|---|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Тройной шах | Четверной шах | Тройной шах, альтернативная позиция | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() обычно солдаты не используют друг друга до финала, потому что из начальной позиции требуется минимум пять ходов солдаты обеспечивают взаимную защиту между двумя из них. Солдаты, лошади, пушки и колесницы могут выстраиваться в строй, защищая друг друга. Однако выстраивать колесницы следует с осторожностью, так как это может привести к потере одной колесницы из-за более слабой части врага. Лошади, которые друг друга, называются связаннымиьми (китайский: 連環 馬), что делает защиту односторонней, что является безопасным строем лошадей, хотя ему все еще можно угрожать солдатом, колесницей и одной второстепенной лошадью.. Обычно используют пушки независимо для контроля определгов и файлов. Использование пушки для управления средним шлейфом считается жизненно важной стратегией, потому что оно связывает такие фигуры, как советники и слоны. Два ряда, примыкающие к среднему ряду, также считаются важными, и лошади и колесницы люди, чтобы поставить там мат. Генерал обычно наиболее безопасен в своей исходной позиции перед фазой эндшпиля, атака генерала обычно включает в себя вытеснение генерала из его исходной позиции с помощью шаха или угроз. Таким образом, в сянци очень важны точки зрения и построения. Для атакующей (красной) лошади самые фатальные очки c9 и g9 (китайский: 槽 馬), тем более что без надлежащей защиты быстрый помощник может последовать за ним с дополнительной колесницей или пушкой.
Для пушки одно из самых фатальных образований - это открытая пушка (китайский: 空心 炮), где пушка напрямую контролирует средний ряд без каких-либо других частей между пушкой и генералом. Это построение особенно опасно, так как защищающаяся сторона не может двигать никакую фигуру перед пушкой; Дополнительная функция может провести двойной контроль (с ладьей перед пушкой), за которым следует ветряная мельница, часто выигрывая усиление хотя бы одну фигуру. Если защищающаяся сторона не может прогнать пушку или захватить ее, она должна продвинуть генерала вперед, чтобы избежать этой угрозы, оставляя генерала уязвимым для атак. Другое роковое построение, называемое «центроидной лошадью, управляемой пушкой» (китайский: 炮 鎮 窩心 馬, диаграмма справа), также требует особенно плохой вражеских фигур. На диаграмме «центроидный конь» черных занимает центр дворца, блокируя генерала и советников черных, будучи прижатым к генералу красной пушкой, не может двигаться. Пушка черных на е8 также прикована к их собственному генералу; он тоже не может двигаться и ограничивает движение двух слонов черных, делая их неспособными защищать друг друга. Такое построение в миттельшпиле часто смертельную угрозу задушенных товарищей, как показано на диаграмме, пушку, нельзя прогнать, в результате чего генерал, советники, пушка на е8 и лошадь черных навсегда не могут двигаться. Несмотря на то, что у черных небольшая фигура, у красных есть явный выигрыш: партия завершилась 41.Hg7 (разветвление слона и связанная пушка и создание матовой угроз) Eg10 42.Hh9 Ci9 43.Hf8 + Cf9 (если бы не второй черный. Пушка, это мгновенный мат) 44.Hxg6, и черные сдались: единственная активная фигура черных (пушка на f9) абсолютно беспомощна, чтобы остановить лошадь и солдат Красного, которые вскоре вторгнутся во дворец. Обычная конфигурация защиты - оставить генерала на его исходной позиции, разместить одного советника и одного слона на двух точках непосредственно перед генералом, а другого советника и слона оставить на исходных позициях, в сторону генерала. В этой схеме пары советник-слон поддерживают друг друга, а генерал невосприимчив к атакам пушек. Потеря любой из частей делает генерала уязвимым для пушек, и от настройки, возможно, придется отказаться. Защитник может отодвинуть советников или слонов от генерала или даже намеренно принести их в жертву, чтобы отразить атаку из пушки.
Длинные последовательности проверок, ведущие к мату или получению материала, распространены как в шахматных композициях, так и в реальной жизни. играть. Опытный игрок в сянци часто должен рассчитывать на несколько шагов или даже на десятки шагов вперед для форсированной последовательности. На диаграмме справа у черных есть непосредственная угроза матом, которую невозможно парировать, вынуждая красных проверять черных на каждом ходу. Хотя для матов требуется 11 ходов, его общая идея ясна: вызвать подавленный шах, пожертвовав колесницу в центре дворца (e9), затем заставить черных открыть центральную вертикаль, позволяя красному генералу помочь атаке, и наконец мат, столкнувшись с генералами. Дебюты
Так как левый и правый фланги стартовой расстановки симметричны, принято делать первый ход на правом фланге. Считается, что начало с левого фланга бесполезно сбивает с толку. Чаще всего нужно переместить пушку в центральную колонну, это отверстие известно как 當頭 炮 (трад.) / 当头 炮 (упрощ.) Dāng tóu pào или «Центральная пушка». Самый распространенный ответ - продвигать лошадь на одном и том же фланге. Вместе это движение и реакция известны под рифмой 當頭 炮 , 馬來 跳 (трад.) / 当头 炮 , 马来 跳 (упрощ.) Альтернативные общие первые ходы черных - развитие пушек (1.... C8.5 / 1.... Che8, либо 1.... C2.5 / 1.... Cbe8) ; обратите внимание, что после любого из этих ходов взятие центрального солдата с пушкой (2. C5 + 4 или 2. Cxe7 +) является ловушкой для новичков, которая препятствует развитию и координации фигур красных, если черные играют правильно (например, 1. Che3 Che8 2. Cxe7 + ?? Ade9 3. Hg3 Hg8 4. Ce5 Rh10, когда черные первыми развивают ладью и потеря средней пешки черных фактически позволила лошадям черных занять центр на следующих ходах). Другие распространенные первые ходы Красных включают перемещение слона в центральную колонну (1. Ege3), продвижение солдата по третьей или седьмой вертикали (1. c5), продвижение лошади вперед (1. Hg3), и перемещая пушку в 4-й или 6-й (d- или f-) ряд (1. Chd3 или 1. Chf3). По сравнению с отверстиями Центральной пушки, эти отверстия обычно менее ограничены теорией. Общий совет по открытию включает быстрое развитие по крайней мере одной колесницы и размещение ее на открытых рядах и рядах, поскольку это самая мощная часть с большой дальностью атаки. Есть такая поговорка, что только бедный pl Айер не двигает колесницу в первые три хода (китайский: 三步 不出 車 , 必定 要 輸棋); однако это не происходит правильно, и на самом деле это часто нарушается современная играх сянци. Атака и защита центра, особенно центральных солдат / центральных пешек, являются обычными темами в дебюте, отсюда и дебюты Центральной пушки. Обычно, по крайней мере, одну лошадь нужно переместить в середину, чтобы защитить центрального солдата; однако незащищенные центральные солдаты также могут стать «отравленными пешками» на ранних ходах, особенно если у атакующей стороны нет немедленных действий, чтобы сохранить давление на центральную вертикаль. Стратегия миттельшпиляСтратегия сянци разделяет общие темы с шахматами, но имеет некоторые отличия:
ФиналХотя эндшпиль сянци требует значительного мастерства, чтобы сыграть, есть ряд широко известных книжных побед. и книги рисуют. Без аналога пешечное превращение, эндшпиль сянци больше фокусируется на форсировании мата или патовой игры и в этом отношении напоминает шахматные эндшпили без пешек. Так как пат - это поражение для застывшего игрока, а не ничья, большинство розыгрышей книги происходит из-за крепостей, несколько ничьих из-за недостатка материала. Общее правило в эндшпиле сянци Преимущество является то, что, когда на доске меньше материала, не так легко обменивать фигуры, так как с меньшим атакующих фигур на доске легче защищаться (отличие от западных шахмат, где почти всегда выгодно разменять фигуры, вверх по материалу). Следовательно, если этот тип эндшпиля может быть перенесен путем обмена, фигурка в другом типе эндшпиля, который является самим эндшпиль является книжной победой. Цугцван в эндшпиле сянци
Побуждение к цугцвангу является темой темой для победы в простых эндшпилях и почти исключительно в простых эндшпилях. В эндшпиле генерал + солдат против генерала, приведенном справа, первая главная цель Реда - занять среднюю вертикаль. Красные выигрывают ходом 1. Gd1, выжидательный ход, и черные находятся в цугцванге. Черные должны продолжить 1.... Ge8, поскольку 1.... Ge10 сразу проигрывают после 2. f9 #. После 1.... Ge8 2. f9 Gf8 3. e9 Ge8 4. d9 Gf8 5. Ge1 генерал красных успешно занимает среднюю вертикаль. Партия завершалась 5.... Gf9 6. e9 +, и, несмотря на ответ черных, 7. Ge2 # (несвежий) мат черных и, таким образом, выигрыш в партии.
Взаимный цугцванг возможен, но очень редко и обычно встречается в композициях финала. В этом эндшпиле, показанном справа, тот, кто ходит, проигрывает, поскольку, когда любой из двух генералов перемещается в открытую d- или f-линию, товарищ в 1 получает угрозу этим ходом, в то время как движение игрока только помогает вражескому генералу занимают один из файлов. Например, Красный может двигать только двух своих солдат, если он должен двигаться. Перемещение f- (или d-) солдата позволяет вражескому генералу занять f-строку (d-файл). Даже если 1. fe9 + Gf10 2. d10, когда красные угрожают мат в 1, черные все равно немедленно матируют либо 2.... fe2 #, либо 2.... f1 #. Солдатский (пешечный) эндшпиль
Лошадиные финалы
Пушечные эндшпиль
Эндшпиль «Лошадь + Пушка»Этот тип эндшпиля считается одним из наиболее сложных эндшпилей. Обычно известные книжные победы и розыгрыши книг:
Эндшпиль с колесницей
Эндшпиль с одной колесницей:
Колесница + солдаты (не продвинутые):
Колесница + лошадь:
Колесница + пушка:
Две колесницы:
ИсторияИгра под названием «сянци» упоминалась как относящаяся к периоду Воюющих царств ; согласно тексту первого века до н.э. Шо Юань (說 苑 / 说 苑), это было одним из интересов лорда Ци. Но правила этой игры не описаны, и она не обязательно была связана с современной игрой. Император У Северного Чжоу написал книгу в 569 г. н.э. под названием Сян Цзин. В нем описаны правила астрономической игры под названием сянци или сянси (象 戲 / 象 戏). Слово xiàngqí 象棋 обычно переводится как «игра слона» или «игра в фигурки», потому что китайский иероглиф 象 означает «слон» и «фигура»; он возник как стилизованный рисунок слона и использовался для написания слова, означающего «фигура», вероятно потому, что два слова произносились одинаково. По этим причинам Мюррей предположил, что «в Китае [шахматы] взял на себя доску и название игры, названной 象棋 в смысле `` Астрономическая игра '', которая представляла видимые движения видимых невооруженным глазом астрономических объектов в ночном небе, и что самые ранние китайские ссылки на 象棋 означали Астрономическую игру а не китайские шахматы ». Предыдущие игры под названием xiàngqí, возможно, были основаны на движениях небесных объектов. Однако связь между 象 и астрономией незначительна и возникла из-за того, что созвездия назывались «фигурами» в астрономических контекстах, где другие значения «фигуры» были менее вероятными; это использование могло побудить некоторых древних китайских авторов предположить, что игра 象棋 началась как симуляция астрономии. Чтобы поддержать его В качестве аргумента Мюррей процитировал старый китайский источник, в котором говорится, что в старом сянци (из которого современные сянци, возможно, заимствовали некоторые из своих правил) игровые фигуры могли быть перетасованы, чего не происходит в современных шахматах. стиль сянци. Мюррей также писал, что в древнем Китае существовало более одной игры под названием сянци. Альтернативная гипотеза Мюррея состоит в том, что сянци был создан по образцу войск в период Воюющих царств. Дэвид Х. Ли, например, утверждает, что игра была разработана Хань Синем зимой 204 г. до н.э. - 203 г. до н.э. для подготовки к предстоящей битве. Однако его теории были подвергнуты сомнению другими исследователями шахмат. Самое раннее описание правил игры появляется в рассказе «Cén Shùn» (岑 順) в сборнике (玄 怪 錄), написанном в средней части династии Тан. В период экономического и культурного развития в период Династия Цин, сянци вступила в новый этап. Известны были многие школы кругов и игроков. С популяризацией сянци было опубликовано множество книг и руководств по технике игры. Они сыграли важную роль в популяризации сянци и улучшении техники игры в наше время. В 2004 году была написана энциклопедия китайских шахматных дебютов в западном стиле. Современная играЕвропейская доска сянци
Турниры и лигиХотя в сянци есть свои родом из Азии, есть лиги и клубы сянци по всему миру. У каждой европейской страны обычно есть своя правящая лига; например, в Великобритании сянци регулируется Китайской шахматной ассоциацией Соединенного Королевства. Азиатские страны также имеют общенациональные лиги, такие как Малайзийская китайская шахматная ассоциация. Кроме того, существует несколько международных федераций и турниров. Китайская ассоциация сянци ежегодно проводит несколько турниров, включая турниры Yin Li и Ram Cup. К другим организациям относятся Азиатская федерация сянци и Всемирная федерация сянци, которые дважды в год проводят турниры и соревнования, в большинстве из которых принимают участие игроки из стран-членов. Существуют европеизированные версии досок (10 × 9) и фигур сянци. РейтингиАзиатская федерация сянци (AXF) и ее соответствующие членские ассоциации ранжируют игроков в формат, аналогичный рейтинговой системе Эло в шахматах. Согласно базе данных XiangQi, по состоянию на июнь 2012 года ведущими игроками женского и мужского пола в Китае были Тан Дань и Цзян Чуань с рейтингами 2529 и 2667 соответственно. Среди других сильных игроков - Чжао Гуань Фан (женщина), Сюй Иньчуань (мужчина), Лу Цинь (мужчина) и Ван ЛиньНа (женщина). Азиатская федерация сянци также присвоила титул гроссмейстер, чтобы выбрать людей со всего мира, которые преуспели в сянци или внесли особый вклад в игру. Не существует особых критериев для того, чтобы стать гроссмейстером, и в сентябре 1996 года список гроссмейстеров составлял менее сотни человек. Звание гроссмейстера присуждается такими организациями, как AXF и Китайская ассоциация сянци (CXA). Компьютерысложность дерева игр сянци составляет примерно 10; в 2004 году прогнозировалось, что лучший игрок из людей будет побежден до 2010 года. Сянци - одно из самых популярных соревнований компьютер против компьютера на компьютерных олимпиадах. Компьютерные программы для игры в сянци демонстрируют ту же тенденцию развития, что и произошло с международными шахматами: обычно это консольные приложения (называемые движками), которые сообщают свои ходы в текстовой форме через некоторый стандартный протокол. Затем для графического отображения платы они полагаются на отдельный графический пользовательский интерфейс (GUI). Благодаря такой стандартизации через один и тот же графический интерфейс можно использовать множество различных движков, что также можно использовать для автоматической игры разных движков друг против друга. Популярные протоколы: UCI (Universal Chess Interface ), UCCI (Universal Chinese Chess Interface), протокол Qianhong (QH) и протокол WinBoard / XBoard (WB) (последние два названы в честь графические интерфейсы, в которых они реализованы). Сейчас существует множество десятков движков xiangqi, поддерживающих один или несколько из этих протоколов, включая некоторые коммерческие движки. ВариантыБлиц-шахматы . У каждого игрока есть только 5–10 минут. Маньчжурские шахматы. Изобретены во время династии Цин. Красные кони, пушки и одна из колесниц отсутствуют, но оставшаяся колесница также может использоваться как лошади и пушки. Шахматы снабжения . Подобно западному варианту шахмат Шахматы Бугхауза, этот вариант имеет возможность повторно размещать захваченные фигуры, аналогично правилу в сёги. Четыре игрока играют по два человека в двух играх бок о бок. Один товарищ по команде играет черными, а другой - красными. Любая фишка, полученная при взятии фишки противника, передается товарищу по команде для использования в другой игре. Эти фигуры могут быть развернуты товарищем по команде, чтобы дать ему преимущество перед другим игроком, при условии, что фигура начинается на стороне игрока и не заставляет оппонента находиться под шахом. Формирование. Подобно Шахматам Фишера, фигуры одного игрока размещаются случайным образом на одной стороне реки, за исключением генералов и советников, которые должны быть на своих обычных позициях. и слоны, которые должны начинать с двух из семи точек, которых они обычно могут достичь. Фигуры другого игрока расставлены так, чтобы отражать фигуры первого. Все остальные правила такие же. Banqi. Этот вариант более известен в Гонконге, чем в материковом Китае. В нем используются фигуры и доска сянци, но не соблюдаются никакие правила, что больше похоже на западную игру Stratego, а также китайскую игру Luzhanqi. Вариации, в которые играют со специальными доски или фишкиСуществует множество версий сянци с тремя игроками, или сан сянки, которые играют на специальных досках. Сан Го Ци. «Игра Трех Королевств» играется на специальной шестиугольной доске, где три армии сянци (красная, синяя и зеленая) борются за господство. Река Y-образной формы делит доску на три территории в форме драгоценных камней, каждая из которых содержит сетку, расположенную на одной стороне доски сянци, но искаженную, чтобы в игру могли играть три человека. У каждого игрока есть восемнадцать частей: шестнадцать обычных сянци плюс две новые, которые стоят на том же уровне, что и пушки. Новые предметы имеют разные названия в зависимости от их стороны: хуо («огонь») для красного, ци («флаг») для синего и фэн («ветер») для зеленого. Они перемещаются на две клетки ортогонально, а затем на одну по диагонали. Каждый из генералов носит имя исторического китайского королевства - Шу для красного, Вэй для синего и Ву для зеленого - времен Китая периода Троецарствия. Вполне вероятно, что Сан Го Ци впервые появился при династии Южная Сун (960–1279). Сан Ю Ци. «Шахматы трех друзей» были изобретены Чжэн Цзиндэ из Шексиан. в провинции Аньхой во время правления императора Канси из династии Цин (1661–1722). В нее играют на Y-образной доске с полной армией фигур сянци, расставленных в конце каждого из трех широких радиусов доски. В центре доски находится треугольная зона с определенными элементами, такими как океан, горы или городские стены, каждая из которых непроходима для определенных фигур. Двое из пяти солдат армии заменены новыми фигурами, называемыми фишками хуо ("огненные"), которые перемещаются на одно деление по диагонали вперед. Две части ци («флаг») расположены на передних углах дворца; они продвигаются на два деления вперед внутри своего лагеря, а затем на одно деление в любом направлении во вражеском лагере. Санренци . «Шахматы на троих» - это коммерческий вариант игры на крестообразной доске без реки. с некоторыми особыми правилами, включая четвертую нейтральную страну под названием Хан. У Хана есть три колесницы, одна пушка и один генерал по имени «Император Сянь Хань», но эти фигуры не двигаются и не принадлежат никому из игроков до определенного момента в игре, когда два игрока объединяются против третьего игрока.. В этот момент третий игрок получает возможность также контролировать Хань. Си Гуо Ци . «Шахматы четырех королевств» также играются на крестообразной доске без реки, но с четырьмя игроками. Поскольку здесь нет рек, слоны могут свободно перемещаться по доске. Ци Го Сян Ци. «Игра семи королевств» символически основана на Периоде враждующих царств. UnicodeЭлементы Xiangqi были добавлены к стандарту Unicode в июне 2018 года с выпуском версии 11.0. Они появляются в блоке Unicode Chess Symbols, который представляет собой U + 1FA00 – U + 1FA6F:
Популярная культураИгра появляется в романе начала 17 века Джин Пин Мэй. В Сезон 1, Эпизод 21 из Интересное лицо, главный герой Джон Риз играет в игру с пожилым китайцем. См. также
ПримечанияСсылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
|