Слон (шахматы)

редактировать
Шахматная фигура Белый слон Черный слон

Слон (♗, ♝) - это фигура в игре шахматы. Каждый игрок начинает игру с двумя слонами. Один начинается между королевским конем и королем, другой - между королевским конем и королева. Стартовые поля - c1 и f1 для слонов белых и c8 и f8 для слонов черных.

Содержание

  • 1 Расположение и движение
  • 2 Сравнение с другими фигурами
    • 2.1 Против ладьи
    • 2.2 Против коня
  • 3 Использование игры
    • 3.1 Хороший слон и плохой слон
    • 3.2 Фианкетто
    • 3.3 Финал
      • 3.3.1 Епископы противоположного цвета
      • 3.3.2 Неправильный слон
  • 4 История
    • 4.1 Перевод имен
  • 5 Unicode
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

.

Размещение и движение

Слон не имеет ограничений по расстоянию для каждого хода, но ограничен диагональным движением. Епископы, как и все остальные фигуры, кроме рыцаря, не могут перепрыгивать через другие фигуры. Слон берет, занимая поле, на котором стоит фигура противника.

Слонов можно различать в зависимости от того, на каком крыле они начинаются, то есть королевский слон и королевский слон. Вследствие своего диагонального движения каждый слон всегда остается либо на белом, либо на черном квадрате, и поэтому их также принято называть белопольными или чернопольными слонами.

abcdefgh
8Chessboard480.svg c8 черный слон f8 черный слон белый слон c1 белый слон f1 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Первоначальное расположение слонов
abcdefgh
8Chessboard480.svg h8 черный круг a7 черный круг d7 черная пешка g7 черный круг h7 белый круг b6 черный круг e6 белый круг f6 черный круг g6 белый круг c5 черный круг черный круг e5 f5 белый слон d4 черный слон e4 белый круг белый круг g4 c3 черный круг d3 белый круг e3 черный круг h3 белый круг b2 черный круг c2 белая пешка f2 черный круг a1 черный круг g1 черный круг 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Черный слон может перемещаться на любой из квадратов, отмеченных черной точкой. Белый слон может перейти на любое поле, отмеченное белой точкой, или взять черную пешку .

Сравнение с другими фигурами

Против ладьи

A ладья обычно стоит около двух пешек больше, чем у слона (см. относительное значение шахматной фигуры и размен ). Слон имеет доступ только к половине полей доски, тогда как все поля доски доступны ладье . На пустой доске ладья всегда атакует четырнадцать полей, тогда как слон атакует не более тринадцати, а иногда и всего семь, в зависимости от того, насколько близко он к центру. Кроме того, король и ладья могут заставить поставить мат одинокому королю, а король и слон - нет.

Против коня

В целом слоны примерно равны по силе рыцарям, но в зависимости от игровой ситуации любой из них может иметь явное преимущество.

Менее опытные игроки склонны недооценивать слона по сравнению с конем, потому что конь может достичь всех полей и более искусен в разветвлении. Более опытные игроки понимают силу слона (Меднис 1990 : 2).

Слоны обычно набирают силу к эндшпилю по мере того, как захватывается больше фигур и появляется больше открытых линий, на которых они могут действовать. Слон может легко воздействовать на оба фланга одновременно, тогда как конь менее способен на это. В открытом эндшпиле пара слонов явно превосходит либо слона и коня, либо двух коней. Игрок, обладающий парой слонов, имеет стратегическое оружие в виде долгосрочной угрозы разменяться до выгодного эндшпиля.

Два слона и король могут форсировать мат одинокому королю, а два коня не могут. Слон и конь могут заставить мат, но с гораздо большим трудом, чем два слона.

В определенных позициях слон может сам по себе потерять ход (см. триангуляция и темп ), в то время как конь никогда не может этого сделать. Слон может протыкать или приколоть фигуру, а конь не может ни того, ни другого. В некоторых ситуациях слон может препятствовать ходу коня. В этих ситуациях говорят, что слон «доминирует» над конем.

С другой стороны, в дебюте и миттельшпиле слон может быть зажат пешками обоих игроков и, таким образом, уступать коню, который может прыгать. Над ними. Шах конем не может быть заблокирован, а шах слоном может. Более того, на переполненной доске у коня есть много тактических возможностей разделить две вражеские фигуры. Слон может форкнуть, но возможности реже. Один из таких примеров встречается в показанной позиции, которая возникает из Руи Лопеса : 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 Nf6 5.0-0 b5 6.Bb3 Be7 ? ! 7.d4 d6 8.c3 Bg4 9.h3 !? Bxf3 10.Qxf3 exd4 11.Qg3 g6 12.Bh6 !

abcdefgh
8Chessboard480.svg b7 белый круг c6 белый круг черный конь a5 d5 белый слон c4 белый круг b3 белый круг 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Слон доминирует над конем
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья a8 d8 черный ферзь e8 черный король h8 черная ладья c7 черная пешка e7 черный слон черная пешка f7 h7 черная пешка черная пешка a6 черный конь c6 черная пешка d6 f6 черный конь черная пешка g6 h6 белый слон b5 черный p awn d4 черная пешка белая пешка e4 b3 белый слон белая пешка c3 g3 белый ферзь h3 белая пешка белая пешка a2 b2 белая пешка f2 белая пешка g2 белая пешка белая ладья a1 b1 белый конь f1 белые ладья g1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Пример Разветвление слона происходит после 12... Nxe4 ?, когда разветвление 13.Bd5! выигрывает материал после, например, Nxg3 14.Bxc6 + Qd7 15.Bxd7 + Kxd7 16.fxg3.

Использование игры

Хороший слон и плохой слон

Красенков против Звягинцева. Чемпионат мира по шахматам ФИДЕ 2004 г.
abcdefgh
8Chessboard480.svg c8 черный слон черный король g8 d7 черный конь e7 черный ферзь f7 черная ладья h7 черная пешка черная пешка c6 e6 черная пешка черная пешка g6 b5 черный p awn белая пешка c5 черная пешка d5 белая пешка e5 b4 белая пешка d4 белый ферзь белая пешка f4 белый конь b2 белый слон e2 g2 белая пешка белая пешка h2 белая ладья a1 g1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 23.Rxa1

В миттельшпиле игрок только с одним слоном обычно должен размещать свои пешки на полях того цвета, на который слон не может перейти. Это позволяет игроку контролировать поля обоих цветов, позволяет слону свободно перемещаться между пешками и помогает закрепить пешки противника на полях, на которых слон может их атаковать. Такого епископа часто называют «хорошим» епископом.

И наоборот, слона, которому мешают дружеские пешки, часто называют «плохим слоном» (или иногда, пренебрежительно, «высокой пешкой»). Белопольный слон черных во французской защите - известный пример этой концепции. Однако «плохой» слон не всегда должен быть слабым местом, особенно если он находится вне своей собственной пешечной цепи. Кроме того, наличие «плохого» слона может быть выгодным в эндшпиле с разноцветными слонами. Даже если плохой слон размещен пассивно, он может выполнять полезную защитную функцию; хорошо известная шутка от GM Михая Суба гласит, что «Плохие слоны защищают хорошие пешки»

В позиции из партии Красенкова против Звягинцева, заросли черных пешек на подоле черного слона на c8, так что черные фактически играют на одну фигуру меньше, чем у белых. Хотя черные пешки также мешают белому слону на е2, у него гораздо больше атакующих возможностей, и поэтому он является хорошим слоном против плохого слона черных. Черные сдались еще через десять ходов.

Фианкетто

Слон может быть фианкеттированным, например, после перемещения пешки g2 на g3 и слона с f1 на g2. Это может стать сильной защитой для рокированного короля на g1, а слон часто может оказывать сильное давление на длинной диагонали (здесь h1 – a8). С фианкеттированным слоном, как правило, не следует отказываться легко, поскольку возникающие лунки в пешечной структуре могут оказаться серьезной слабостью, особенно если король рокировался на эту сторону доски..

Есть, тем не менее, некоторые современные дебютные варианты, в которых слон с фианкеттом заменяется конем, чтобы удвоить пешки противника, например 1.d4 g6 2.c4 Bg7 3.Nc3 c5 4.d5 Bxc3 +! ? 5.bxc3 f5, резкая линия исходила от Романа Дзиндзичашвили. Отказаться от слона ферзя с фианкетом в пользу коня обычно не так сложно. Например, в Карпов - Браун, Сан-Антонио 1972, после 1.c4 c5 2.b3 Nf6 3.Bb2 g6?!, Карпов отказался от своего фианкетированный слон ходом 4.Bxf6! exf6 5.Nc3, удваивая пешки черных и оставляя им дыру на d5.

Эндшпиль

эндшпиль, в котором у каждого игрока есть только один слон, один контролирующий темных квадраты, а другой свет, часто приводят к ничьей , даже если у одного игрока пешка, а иногда и две больше, чем у другого. Игроки стремятся получить контроль над квадратами противоположных цветов, что приводит к тупиковой ситуации. Однако в эндшпиле с одноцветными слонами даже позиционного преимущества может быть достаточно для победы (Mednis 1990 : 133–34).

Слоны противоположного цвета

шахматы kll45.svg Chess bll45.svg Шахматы kdl44.png Шахматы bdd44.png

Эндшпиль, в котором у каждого игрока есть только один слон (и нет других фигур, кроме короля), а слоны противоположного цвета, часто тянутся, даже если одна сторона имеет лишняя пешка или две. Многие из этих позиций были бы выигрышными, если бы слоны были одного цвета.

Х. Вольф против П. Леонхардта, 1905
abcdefgh
8Chessboard480.svg d6 черный слон f4 черная пешка g4 черная пешка h4 черный король белый слон e2 g2 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ничья с любой стороны для хода
Боголюбов против Блюмиха, 1925
abcdefgh
8Chessboard480.svg c8 черный слон черный король f8 черная пешка f7 g7 черная пешка черная пешка a6 черная пешка c6 черная пешка g6 c4 белая пешка e4 черная пешка b3 белая пешка e3 белый слон h3 белая пешка белая пешка a2 f2 белая пешка g2 белая пешка d1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 28... Kf8

Позиция Вольфа против Леонхардта (см. Диаграмму), показывает важную защитную установку. Черные не могут добиться прогресса, так как белый слон привязывает черного короля к защите пешки на g4, а также препятствует продвижению... f3 +, потому что он просто захватывает пешку - затем либо другая пешка обменивается на слона (немедленная ничья), либо пешка продвигается (легко ничья). В противном случае слон чередуется между полями d1 и e2 (Müller Lamprecht 2001 : 118).

Если две пешки связаны, они обычно выигрывают, если достигают своего шестого ранга , в противном случае игра может быть ничьей (как указано выше). Если две пешки разделены одним файлом , они обычно рисуют, но выигрывают, если они находятся дальше друг от друга (Fine Benko 2003 : 184–204).

В некоторых случаях, когда на доске больше пешек, действительно выгодно иметь слонов на противоположных цветах, если у одной из сторон слабые пешки. В партии 1925 года Ефима Боголюбова против Макса Блюмиха (см. Диаграмму) белые выигрывают, потому что слоны находятся на противоположных цветах, делая черных слабыми на черных полях, слабость черных изолированные пешки на королевском фланге , и слабые сдвоенные пешки на королевском фланге (Рейнфельд 1947 : 80–81). Игра продолжалась:

29.Kd2 Ke7 30.Kc3 f6 31.Kd4 Be6 32.Kc5 Kd7 33.Kb6 g5 34.Kxa6 Kc7 35.Bb6 + Kc8 36.Bc5 Kc7 37.Bf8 f5 38.Bxg7 f4 39.Bf6 f3 40.gxf3 exf3 41.Bxg5 Bxh3 42.Bf4 + 1–0

Неправильный слон

В эндшпиле со слоном в некоторых случаях слон является " неправильный слон ", что означает, что он по какой-то причине стоит на поле неправильного цвета (обычно превращает пешку). Например, со слоном и ладьей пешкой, если слон не может контролировать поле превращения пешки, говорят, что он «неправильный слон», или пешка называется неправильная ладейная пешка. Это приводит к тому, что некоторые позиции вытянуты (путем установки крепости ), которые в противном случае были бы выиграны.

История

Шахматная фигура слона, 11 век Шахматная фигура до Стонтона епископ Фигуры верблюда из монгольского набора

Предшественник епископа в средневековых шахматах, шатрандж (первоначально чатуранга ), был альфил, что означает «слон », который мог прыгать на два квадрата по любой диагонали, и может перепрыгнуть через кусок. Как следствие, каждый фил был ограничен восемью квадратами, и ни один фил не мог атаковать другой. Современный слон впервые появился вскоре после 1200 года в Курьерских шахматах. Фигура с этим ходом, называемая кокатризом или крокодилом, является частью Grande Acedrex в Libro de los juegos, составленном в 1283 году для короля Альфонсо X Кастильского. Игра приписывалась «Индии» тогда весьма расплывчатым термином. Примерно полвека спустя Мухаммад ибн Махмуд аль-Амули в своей «Сокровищнице наук» описывает расширенную форму шахмат, в которой две фигуры движутся «как ладья, но наискось». Епископ был также независимо изобретен в Японии примерно в то же время (13 век), где он являлся частью сё сёги и дай сёги ; он по-прежнему присутствует в современных сёги как прямой потомок сё-сёги.

Производные от alfil сохранились в языках двух стран, где шахматы были впервые представлены в Западной Европе, - итальянском (alfiere) и испанском (alfil). Он был известен как ауфин по-французски или ауфин, альфин или лучник в раннем английском.

Самые ранние упоминания о епископах на шахматной доске - это два латинских текста 13-го века, De Vetula и Quaedam moralitas de scaccario. Термин «епископ» впервые вошел в английский язык в 16 веке, а первый известный письменный пример относится к 1560-м годам. Во всех других германских языках, за исключением исландского, это называется разными именами, все из которых прямо переводятся на английский как «бегун» или «посланник». Однако на исландском языке это называется «бискуп», что имеет то же значение, что и в английском языке. Использование этого термина в исландском языке предшествовало тому, что было в английском языке, поскольку первое упоминание слова «бискап» в исландских текстах относится к началу XIV века, а в XII веке Льюис Чессмен изображает епископ как однозначно церковная фигура. В саге об графе Магусе, написанной в Исландии где-то между 1300–1325 гг., Описывается, как епископ поставил мат императору. Это привело к некоторым предположениям о происхождении английского слова «слон».

Канонические шахматные фигуры восходят к шахматному набору Стонтона 1849 года. Глубокая канавка фигуры символизирует епископскую (или аббатскую) митру. Некоторые писали, что канавка произошла от оригинальной формы изделия: слона с канавкой, представляющей бивни слона. Англичане, по-видимому, решили назвать фигуру слоном, потому что выступы наверху напоминали митру. Этот грув по-разному интерпретировался в разных странах по мере продвижения игры в Европу; во Франции, например, канавка была принята за шапку шута, поэтому во Франции епископа называют «fou», «шут», а в Румынии - nebun (сумасшедший).

В некоторых славянских языках (например, чешском / словацком) епископа называют střelec / strelec, что прямо переводится на английский как «стрелок», что означает лучник, в то время как в других он все еще известен как «слон» (например, русский слон). В южнославянских языках он обычно известен как lovac, что означает «охотник» или laufer, взятый из немецкого названия того же изделия (laufer также является со-официальным польским названием для произведения наряду с goniec). Альтернативное имя епископа на русском языке - офицер (русский : офицер); его также называют αξιωματικός (аксиоматикос) по-гречески, афіцэр (афицер) по-белорусски и oficeri по-албански.

В монгольском и нескольких индийских языках он называется верблюд.

На литовском языке это рикис, своего рода военачальник в средневековой Литве.

Переводы имен

Язык

Епископ Перевод
африкаанс LLoperбегун
албанский OOficeriофицер
арабский ففيل (fīl)слон
азербайджанский FFil слон
армянский ՓՓիղ (P῾ił)слон
баскский AАльфила
белорус (Тарашкевица )Аафіцэрофицер
бенгальский Hগজ / হাতি (Goj / Hati)
болгарский Оофицерофицер
каталонский Aальфил
китайский B象 (xiàng)слон
чешский Sstřelecстрелок
датский Lløberбегун
голландский Lloper / raadsheerбегун / советник
английский Bепископ
эсперанто Kkurieroкурьер
эстонский Oodaкопье
финский Llähettiкурьер
французский Ffouшут
грузинский კკუ (ku)черепаха
немецкий LLäuferбегун
греческий Ααξιωματικός (axiomatikós)офицер
хинди Oऊँट (ūṁṭ)верблюд
иврит ררץ (рац)бегун
хауса Ggiwaслон
венгерский Ffutóбегун
исландский Bbiskupепископ
Идо Eэпископоепископ
индонезийский Gгаджахслон
межславянский Lлавецохотник
ирландский Eвосточный островепископ
Итальянец Aальфиерезнаменосец
японец Bビ シ ョ ッ プ (бишоппу)
яванский Mментриминистр
каннада ರರಥ ( ratha)колесница
корейский B비숍 (bi syob)
латинский знак / курсор / stultus / alphinusзнаменосец / посланник / дурак
Латыш Lлайнис
литовец Rрикислитовский военачальник
Лойбан Xхантослон
люксембургский LЛифербегун
Ма кедонский Lловецохотник
малаялам Bആന (anaa)слон
маратхи Oउंट (Unṭ)верблюд
Монгольский Ттэмээ (temee)верблюд
норвежский букмол Lлёпербегун
норвежский нюнорск Lлёпарбегун
Персидский ففیلслон
Польский Ggoniecкурьер
Португальский Bbispoепископ
Румынский Nнебундурак
русский Сслон (slon)слон
шотландский гэльский Eeasbaigепископ
сербохорватский Лловац (lovac)охотник
северный сото MpMopišopo
сицилиец Aalferu
словацкий Sстрелецстрелок
словенец Llovecохотник
испанский Aalfil
шведский Llöpareбегун
тамил Bஅமைச்சர் / மந்திரி (amaicchar / manthiri)министр
телугу శకటు (śakaţu)
тайский คโคน (khōn)слон
турецкий Ffilслон
Украинский Cслон (слон)слон
урду فيلہ (fiyalah)
вьетнамский Ttượngслон
валлийский Eesgobепископ

Unicode

Unicode определяет две кодовые точки для слона:

♗ U + 2657 White Chess Bishop (HTML ♗)

♝ U + 265D Black Chess Bishop (HTML ♝)

См. Также

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть средства массовой информации относится к шахматным слонам.
Последняя правка сделана 2021-05-12 07:43:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте