Алгебраическая нотация (шахматы)

редактировать
Метод записи и описания ходов в игре в шахматы Алгебраическая нотация

Алгебраическая нотация (или AN ) - это метод записи и описания ходов в игре шахматы. Он основан на системе координат для однозначной идентификации каждого квадрата на шахматной доске. Сейчас это стандарт для всех шахматных организаций и сообществ, журналов и газет. В русскоязычных параллельный метод описательной записи обычно использовался в шахматных публикациях примерно до 1980 года. Некоторые старые игроки все еще используют описательную запись, но ФИДЕ.

больше не признает ее. Алгебраическая нотация в различных формах и на разных языках основана на системе разработанной Филиппом Стаммой. Стамма использовал современные названия полей, но он использовал p для ходов названия пешек и исходный файл фигуры (от a до h) вместо начальной буквы фигуры. В этой статье описывается стандартная алгебраическая система обозначений (SAN ), требуемая ФИДЕ.

Содержание
  • 1 Название квадратов
  • 2 Название фигур
  • 3 Обозначение ходов
    • 3.1 Захваты
    • 3.2 Устранение неоднозначности ходов
    • 3.3 Повышение пешки
    • 3.4 Предложение ничьей
    • 3.5 Рокировка
    • 3.6 Проверка
    • 3.7 Мат
    • 3.8 Конец игры
  • 4 Обозначения для серии ходов
  • 5 История
  • 6 Названия фигур на разных языках
  • 7 Тип обозначения
    • 7.1 Алгебраическая нотация фигурки
    • 7.2 Длинная алгебраическая нотация
    • 7.3 Числовая нотация ICCF
  • 8 PGN для компьютерной памяти
  • 9 Условные обозначения
  • 10 См. Также
  • 11 Ссылки
  • 12 Внешние ссылки
Присвоение имен квадратам

Каждый квадрат шахматной доски идентифицируется уникальной парой координат - буквой и числом. Вертикальные столбцы квадратов, называемые files , обозначены буквами от до h слева от Уайта (queenside ) вправо (королевский сайд ). Горизонтальные ряды квадратов, называемые ранги , пронумерованы от 1 до 8, начиная со стороны белых. Таким образом, каждый квадратный уникальный идентификатор - букву файла, за которым следует порядковый номер. (Например, белый король начинает игру на поле e1; черный конь на b8 может двигаться на открытые поля a6 или c6.)

Обозначение фигур

Каждая тип фигуры (кроме пешек) обозначается заглавной буквой. Англоговорящие используют используют буквы K для короля, Q для ферзя, R для ладьи, B для слона и N для рыцарь (поскольку K уже используется). S (от немецкого Springer) также использовался для обозначения рыцаря в первых числах алгебраической системы обозначений и до сих пор используется в некоторых шахматных задачах (где N означает nightrider, популярный сказочная шахматная фигура ).

Игроки, говорящие на других языках, могут использовать другие буквы; например, франкоязычные игроки используют F для слона (от fou). В шахматной литературе, особенно для международной аудитории, языковые буквы часто заменяются универсальными значками для фигур, например, Nf3 представлены как ♘ f3. Этот стиль известен как алгебраическая нотация фигурок.

Пешки не идентифицируются заглавными буквами, а скорее по их отсутствию. Для записи ходов различать пешки не обязательно, так как только одна пешка может перейти на данное поле. (Захваты ниже пешкой являются исключением и обозначены иначе, как описано.)

Обозначение ходов

Каждый ход фигуры обозначается значком заглавная буква фигуры плюс координата квадрата назначения. Например, Be5 (заменить слона на e5), Nf3 (заменить коня на f3). Для ходов пешкой буква, обозначающая пешку, не используется, дается только поле назначения. Например, c5 (переместить пешку на c5).

Захваты

Когда кусок делает захват , «x» вставляется непосредственно перед квадратом назначения. Например, Bxe5 (слон берет фигуру на e5). Когда пешка делает взятие, вертикальное, из которой отошла пешка, используется для ее идентификации. Например, exd5 (пешка в электронном файле захватывает фигуру на d5). двоеточие (:) иногда используется вместо «x», либо в том же месте, где идет «x» (B: e5 ), либо в конце (Сe5: ), но его использование запрещает ФИДЕ.

На проходе взятия обозначаются указанием файла отхода взятой пешки, символа «x», поля назначения (не поля взятой пешки) и (необязательно) суффикса «e.p.» указание на захват был проходом. Например, exd6e.p.

Некоторые тексты, такие как Энциклопедия шахматных дебютов, не содержат никаких указаний на то, что был сделан захват. (Например, Be5 вместо Bxe5; ed6 вместо exd6 или exd6e.p.) Когда это однозначно, взятие пешки иногда описывается указанием только файлов вовлечены (exd или ed ), но такое описание не допускает ФИДЕ. Эти сокращенные формы иногда называют минимальными или сокращенными алгебраическими обозначениями.

Устранение неоднозначности ходов

abcdefgh
8Chessboard480.svg b8 один d8 черная ладья e8 стрелка вправо f8 два h8 черная ладья a7 черный слон c7 стрелка вверх-влево d6 черный слон a5 белая ладья белый ферзь e4 h4 белая ферзь a3 тройка g3 стрелка вниз-влево a2 стрелка вверх f2 стрелка вниз-влево белая ладья a1 e1 четыре h1 белый ферзь 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
1.Bdb8, 2.Rdf8, 3.R1a3, 4.Qh4e1

Когда две (или более) одинаковые фигуры могут двигаться на одно и то же поле, движущаяся фигура однозначно идентифицируется путем указания букв части, за которой (в порядке убывания предпочтений):

  1. файл отправления (если они различаются); или
  2. ранг отправления (если одинаковые, но ранги различаются); или
  3. как вертикаль, так и ранг отхода (когда одна или несколько пешек произошли в редких случаях, когда одна или несколько пешек повысились до, в результате чего у игрока три или более одинаковых фигур, которые могут достичь одного и того же поля).

Например, на диаграмме Bb8 будет неоднозначным, поскольку любой из слонов на a7 и d6 может легально перейти на b8. Таким образом, ход слона d6 определяется как Bdb8, что указывает на то, что ходил слон по вертикали d. Хотя их также можно различать по рангам, буква файла имеет приоритет.

Для черных ладей на 8-й горизонтали частицы могут перейти на f8, поэтому ход ладьи d8 на f8 обозначается как Rdf8 . Для обеих белых ладей на вертикали a3, необходимо указать ранг ходящей фигуры, т. Е. R1a3 .

В случае, если белый ферзь на h4 перемещается на e1, одних только рядовых и карьерных фигур недостаточно, чтобы отличить от других белых ферзей. Таким образом, этот ход записывается как Qh4e1 .

Как и выше, можно вставить «x», чтобы указать взятие; например, если последним случаем был взятие, это было бы записано как Qh4xe1 .

Превращение пешки

Когда пешка перемещается на последнюю строчку и продвигается на, фигура повышен до указывается в конце обозначения хода, например: e8Q (повышение до ферзя). Иногда используется знак равенства или круглые скобки: e8 = Q или e8 (Q), но ни один из форматов не является стандартом ФИДЕ. В Portable Game Notation (PGN) повышение пешки всегда указывается с использованием формата знака равенства (e8 = Q ).

В более старых книгах повышение пешек можно найти с помощью косой черты: e8 / Q .

Предложение ничьей

В Правилах шахмат ФИДЕ знак равенства в круглых скобках "(=)", используется для записи предложения ничьей в протоколе рядом с ходом, но это не является частью алгебраической записи.

Рокировка

Рокировка обозначается специальными обозначениями 0-0 (для королевский фланг рокировка) и 0- 0-0 (ферзевый фланг рокировка).

В то время как Правила шахмат ФИДЕ используют цифру ноль (0-0 и 0-0-0 ), PGN требует верхнего регистратора. буква O (OO и ООО ).

Шах

Ход, который помещает короля соперника в шах, обычно имеет символ Добавлен В качестве альтернативы, иногда используется кинжал (†) или сокращение "ch". Двойная проверка обычно обозначается так же, как проверка, но представляется иногда как "dbl ch", или в старых книгах как "++". В некоторых публикациях обнаруженный чек обозначается аббревиой, например, "dis ch". Энциклопедия шахматных дебютов не содержит никаких указаний на чек.

Мат

Мат по завершении ходов может быть представлен символом «#». (Некоторые используют вместо этого «++», но USCF рекомендует этого «#».) Вместо обычно используется слово мат. увидеть двойной кинжал (‡). Мат обозначается буквой «≠» (не равно знаку ) в Шахматное приложение macOS. В России и бывшем СССР, где взятия обозначаются знаком «:», также может быть обозначен «X», «x» или «×».

Конец игры

Обозначение 1–0 в конце ходов указывает на победу белых, 0–1 указывает на победу черных, и ½ - ½ указывает на розыгрыш. В случае фальсификации возможны также оценки 0–0, ½ - 0 и 0– ½. Если игрок (-и) результаты проигрывает по умолчанию, будут +/–, - / + или - / -.

Часто нет никаких указаний относительно того, как игрок выиграл или проиграл (кроме мата, см. Выше), поэтому можно написать просто 1–0 или 0–1, чтобы показать, что один игрок подал в отставку или потеряны из-за контроля времени или конфискации. (Точно так же партия может закончиться ограниченными частями.) Прямую информацию дают слова «белые сдаются» или «черные сдаются», хотя это не считается частью обозначений, а скорее возвратом. к окружающему повествовательному тексту.

Обозначение для серии ходов

Игра или серия ходов обычно записываются одним из двух способов.

abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья a8 черный слон c8 d8 черный ферзь черный король e8 f8 черный слон g8 черный конь h8 черная ладья b7 черная пешка c7 черная пешка d7 черная пешка черная пешка f7 g7 черная пешка h7 черная пешка черная пешка a6 c6 черный конь b5 белый слон e5 черная пешка e4 белая пешка белый конь f3 a2 whi пешка b2 белая пешка белая пешка c2 белая пешка d2 f2 белая пешка g2 белая пешка div class=белая ладья a1 b1 белый конь c1 белый слон d1 белый ферзь e1 белый король h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6
  • В двух столбцах, как пары белые / черные, которым предшествуют номер хода и точка:
    1. e4 e5
    2. Кf3 Кc6
    3. Bb5 a6
  • По горизонтали:
    1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Bb5 a6

Ходы могут чередоваться с комментариями (аннотациями). счет игры Когда возобновляется ходом черных, позиция белого хода заполняется многоточием (...), например:

1. e4 e5 2. Nf3
белые атакуют черную пешку e.
2... Nc6
Черные одновременно защищаются и развиваются.
3. Bb5
белые разыгрывают Руи Лопеса.
3... a6
Черные выбирают Морфи.
История

Описательные обозначения были обычным явлением в Среднем веке в Европе. Однако форма алгебраической шахматной системы обозначений, которая кажется, была заимствована из мусульманских шахмат, появилась в Европе в рукописи XII века, именуемой MS. Париж Фр. 1173 (стр.). Файлы идут от a до h, как и в текущих стандартных стандартных обозначениях. Однако ранги также обозначаются буквами, за исключением 8-го ранга, который отличается тем, что у него нет буквы. Разряды обозначены в обратном порядке - с 7-го по 1-е: k, l, m, n, o, p, q.

Другая система обозначений, использующая только буквы, встречается в средневековых шахматах, Rechenmeister. Шахзабель Шпиль Якоба Кебеля 1520 года.

Алгебраическая нотация описана в 1847 году Говардом Стонтоном в его книге «Справочник шахматиста». Стонтон доверяет эту идею немецким авторам, и в частности «Александру, Яенишу и« Handbuch ».

Названия фигур на разных языках

Таблица содержит названия всех фигур, а также слова для шахмат, шах и мат на нескольких языках. NB: alfil - это специфическое для шахмат заимствованное слово из арабского языка, которое потеряло свое первоначальное значение слова «слон» на европейских языках, которые используют его для фигуры под названием епископ на английском языке.

.

ЯзыкКороль Ферзь Ладья Слон Конь Пешка Шахматы Шах Мат / Мат
фигурка♔ ♚♕ ♛♖ ♜♗ ♝♘ ♞♙ ♟Н / Д+# или ++
Африкаанс KКонинг. корольDДама. ледиTТоринг. башняLЛопер. бегунRРуйтер. всадник(P) Пион.Скаак СкаакСкаакмат
Албанский MМбрети. корольMsh Мбретёреша. королеваKuКулла. башняOОфицери. офицерKaКали. конь(U) Уштари. солдатШаху ШахШах мат
арабский ممَلِك (malik). царьووزير (wazïr). визирьررخ / طابية (rukhkh / ābiya). крепость / замокفيل (fīl). слонححصان (ħiṣān). лошадьببيدق / عسكري (baidaq / ʻaskarī). пешка / солдатرنج ( shaṭranj)كِش مَلِك (kish malik)كِش مات (kish māt)
азербайджанский Şах. шах VVəz ir. визирьTTop. пушкаFFil. слонAAt. лошадьPPiyada. пехотинецШахмат шах. шахмат. мат
Армянский ԱԱրքա (Ark῾a). царьԹԹագուհի (T῾ agowhi). царицаՆավակ (Navak). корабльՓՓիղ (P῾ił). слонՁՁի (Dzi). лошадьԶնվոր (Zinvor). солдатախմատ (Šaxmat). ատրակ (Čatrak)ախ (Šax)ատ (Mat)
баскский EErregea. корольDДама. ледиGГазтелуа. замокAАльфила.ZЗалдуна. рыцарь(P) Пеоя. пешкаЗаке ЗакеXake mate
белорусский (Тарашкевица )Ккароль. корольВзвізыр. визирьЛдладзьдзя. ладьяАафіцэр. офицерВвершнік. всадник(Л) латнік. пешкаШахматы ШахМат
бенгальский Rরাজা (Raja).Mমন্ত্রী (Montri).Nনৌকা (Nouka).Hগজ / হাতি (Goj / Hati).Gঘোড়া (G hora).Bবোড়া / সৈন্য / পেয়াদা (Bora / Sainya / Peyada).দাবা (daba)কিস্তি (kisti)কিস্তিমাত (kistimat)
болгарский Ццар. царьДцарица. ледиТтоп. пушкаОофицер. офицерКкон. конь(П) пешка.Шахмат / ШахШах(Шах и) мат
каталонский Rrei.Ddama / reina. леди / королеваTторре. башняAальфил.Cкавалл. лошадь(P) peó.Escacs Escac / XecEscac i mat
китайский K王 (wáng). корольQ后 (hòu). королеваR車 (jū). колесница B象 (xiàng). слонN馬 (mǎ). лошадь(P) 兵 (bīng). солдат象棋 (guójì xiàngqí). международные шахматы將軍(jiāngjūn). генерал將 死 (jiāngsǐ). генерал мертв
чешский Kkrál. корольDdáma. ледиVvěž. башняSstřelec. стрелокJjezdec. всадник(P) песец. п еший солдатШачи ШачМат
датский Kконге. корольDдроннинг. королеваTторн. башняLлёбер. бегунSспрингер. джемпер(B) бонде. крестьянинСкак СкакСкакмат
голландский Kконинг. корольDдама / конингин. леди / королеваTторен / кастил. башня / замокLлопер / радшир. бегун / советникPпаард. лошадь( пи) пион.Шакен ШаакМат / Шакмат
английский Kкороль.Qферзь.Rладья, ладья.Bслон.Nконь.(P) пешка.шахматы шахмат / мат
эсперанто Rreĝo. корольDдамо. ледиTтуро. башняKkuriero. курьерĈevalo. лошадь(P) peono.Ako akakmato
эстонский Kкунингас. корольLлипп. флагVванкер. колесница / экипажOoda. копьеRрацу. верховая лошадь(E) эттур. экспед итормужчина. после малев Тули / Шахх. пожарМэтт
Финский Kкунингас. корольDдаами / кунингатар. леди / королеваTторни. башняLлахетти. посланникRрацу. конь(S) сотилас. солдатШакки ШаккиМатти / Шаккиматти
французский Rкороль. корольDдама. ледиTтур. башняFfou. шутCкавалер. всадник(P) pion.Échecs ÉchecÉchec et mat
грузинский მფმეფე (mep'e). царьლლაზიერი (lazieri). царицаეეტლი (etli). колесницаკკუ (ку). черепахаმმხედარი (мхедари). всадникპპაიკი ( paiki). пешкаჭადრაკი (Čadraki)ქიში (K'ishi)შამათი (Shamat'i)
Немецкий KКёниг. корольDДама. леди / королеваTТурм. башняLЛойфер. бегунSСпрингер. джемпер(B) Бауэр. крестьянинШах ШахМэтт / Шахматт
Греческий Ρβασιλιάς (vasiliás). корольΒβασίλισσα (василисса). королеваΠπύργος (pýrgos). ιΑξμτ (axiomatikós). офицерΙππος (íppos). лошадь(Σ) πιόνι (pióni). пешкаΣκάκι (Skáki)Σαχ (Sach)Mατ (Mat)
Хинди Rराजा (rājā). царьVवज़ीर (vazīr). визирьHहाथी (hāthī). слонOऊँट (ūṁṭ). верблюдGघोड़ा (ghoṛā). лошадь(P) प्यादा (pyādā). пехотинецशतरंज (Шатрандж )शाह (Шах)शाहमात (Шахмат)
Иврит ממלך (Мелех). царьמהמלכה (Малка). царицаצצריח (Цариах). башняררץ (Рац). бегунפפרש (Параш). всадникרגלי (Регли). пехотинецשחמט (Шахмат)שח (Шах)מט (Мат)
Хауса Sсарки. царьQсарауния. царицаRсансанин. крепостьGгива. слонJяруми. конный воин(P) со я. солдатцес цекицеки мат
венгерский Kкирали. корольVвезер / киралинё. визирь / королеваBбастья. ба stionFfutó. бегунHHuszár / ló. гусар / лошадь(Gy) gyalog / paraszt. лакей / крестьянинСакк СаккМэтт
исландский Kконгур. корольDдроттнинг. ферзьHхрокур. ладьяBбискуп. слонRриддари. конь(P) peð. пешкаSkák SkákSkák og mát
Идо Rrejo. корольDдамо. ледиTтурмо. башняEэпископо. епископKкавало. конь(P) пионо.Шаколудо ШакоШакмато
Индонезийский Rраджа. корольMментери. министр / визирьBбентенг. замок / крепостьGгаджах. слонKкуда. лошадь(P) пион.Катур Секак / СтерСекакмат
Интерславский Kкраль. корольCкарика / дама. императри ца / ледиZzamok / věža. замок / башняLlovec. охотникJjezdec / konj. всадник / лошадь(P) pěšak. пехотинецŠahyШахмлн лет t
ирландский Rrí. корольBбанрион. королеваCкейсил. оплотEeaspag. епископDридире. рыцарь(ф.) fichillín / ceithearnach. маленькая шахматная фигура / kern Ficheall SáinnMarbhsháinn
итальянский Rre. корольDдонна / Регина. леди / королеваTторре. башняAальфиера. знаменосецCкавалло. лошадь(P) педон. пеший солдатScacchi ScaccoScacco matto
японский Kキ ン グ (kingu).Qク イ ー ン (kuīn).Rル ー ク (rūku).Bビ シ ョ ッ プ (496>(496>) (naito).(P) ポ ー ン (pōn).チ ェ ス (chesu)王 手 /. チ ェ ッ ク (chekku)詰 み /. チ ェ ッ ク メ イ ト (chekkumeito)
яванский Rраджа. корольQрату / пердхана ментри. королева / премьер-министрBбентенг. крепостьMментри. министрKджаран. конь(P) пион.секак
каннада ರಾರಾಜ (раджа). царьಮಮಂತ್ರಿ (мантри). министрಆಆನೆ (aane). слонರರಥ (ratha). колесницаಕುಕುದುರೆ (kudure). лошадьಪಾಪಾದಾತಿ (paadaati). п еший sodier
корейский K킹 (король).Q퀸 (kwin).R룩 (коврик).B비숍 (bi syob).N나이트 (na i teu).(P) 폰 (pon).체스 (che seu)체크 ( che keu)체크 메이트 (che keu me i teu)
латынь rex. корольregina. queenturris / elephas. башня / слонсигнифер / курсор / stultus / alphinus. знаменосец / посланник / дуракконный. рыцарьпед / педо. пехотинецScacci ScaccusМаттус
латыш Kкаралис. корольDдама. дамаTторнис. башняLlaynis.Zzirgs. лошадь(B) bandinieks. крестьянинŠahs ŠahsŠahs un mats
литовский Kkaralius. корольVвалдова. королеваBбокштас. башняRрикис. литовский военачальникŽжиргас. конь(P) pėstininkas. пешкаШахматай ШахМатас
Ло jban Nanoltrunau. корольNinoltruni'u. королеваSslanydi'u. замокXxanto. слонXixirma. лошадь(S) сончи. солдатчахмати гунта. атакаlo nolraitru cu morsi. король мертв
люксембургский KКиннек. корольDДамм. ледиTТуерм. башняLЛифер. бегунPПэрд. лошадь(B) Бауэр. фермерШах ШахШахматт
Македонский Kкрал. корольDкралица / дама. королева / ледиTтоп. пушкаLловец. охотникSкоњ. лошадьPпешак / пион. пехотинец / пешкашах шахмат
малаялам Kരാജാവ് (раджаву). корольQമന്ത്രി (manthri). министрRതേര് (theru). колесницаBആന (anaa). слонN / Kt കുതിര (kuthira). конь(P) കാലാൾ / പടയാളി. (kalal / padayali). пеший солдатചതുരംഗം (chathurangam)ചെക്ക്.ചെക്ക് മേറ്റ്.
Маратхи Rराज ा (rājā). царьVवजीर (vajīr). визирьHहत ्ती (hātti). слонOउंट (Unṭ). верблюдGघोडा (ghoḍā). лошадь(P) प्यादे (pyāde). пехотинецबुद्धिबळ (buddhibal)शह (shāh)sh (shāhmāt)
монгольский Нноён. ноян Ббэрс (ферс). визирьттэрэг (tereg). колесницаТтэмээ (теми). верблюдМморь (mor). всадник(Х) хүү (hüü). пехотинецШатар шаг / дуг / цодмад
норвежский букмол Kконг. корольDдроннинг. королеваTторн. башняLлопер. бегунSспрингер. джемпер(B) бонде. крестьянинСьякк СьяккСьяккматт
норвежский нюнорск Kконге. корольDдроннинг. королеваTторн. башняLløpar. бегунSспрингар. джемпер(B) bonde. крестьянинSjakk SjakkSjakkmatt
персидский شاه. корольووزیر. визирь / министрق / ر قلع ه / رخ. замокففیل. слонااسب. лошадьسسرباز. солдатرنج کیش (киш)مات ( mat)
польский Kкрон. корольHгетман.Wwieża. башняGгонец. курьерSскочек. джемпер(P) pion. пешкаszachy szachmat (szach-mat / szach i mat)
португальский Rrei. корольDdama / rainha. леди / королеваTторре. башняBбиспо. епископCкавало. лошадь(P) peão.Xadrez XequeКсеке-мат
румын Rрег. корольDдамэ / регина. леди / королеваTповорот. башняNнебун. дуракCкал. лошадь(P) pion.ah ahMat
русский Кркороль (король). корольФферзь (ferz '). визирьЛладья (ладья). лодкаСслон (слон). слонКконь (конь). лошадь(П) пешка (пешка).шахматы (шахматы)шах (шах)мат (мат)
шотландский гэльски й Rправый. корольBбанриг. ферзьTtùr. башняEeasbaig. слонDридир. конь(P) pàn. пешкаfeòirne casgтул-chasg
сербохорватский Ккраљ (kralj). корольДкраљицa / дама (kraljica / dama). королева / ледиТтоп (верх). башняЛловац (lovac). охотникСскакaч / коњ (skakač / konj). прыгун / лошадь(П) пешак / пион (pešak / pion). пешеход / пешкаШах (Šah)Шах (Šah)Мат (Mat)
Северный сото ККгоши.KgКгошигади.NНтлосебо / Мошате.MpМопишопо.MМогале.SСейтширелетшо.Тшеше ЧекМат
Сицилиец Rre. корольDриггина. королеваTтурру. башняAалферу.Sscecc [h] u. осел(P) пидину. пехотинецScacchi
словацкий Kkra. корольDdáma. ледиVveža. башняSstrelec. стрелокJjazdec. всадник( P) pešiak. пехотинец / пешкаŠach ŠachMat / Šachmat
словенец Kkralj. корольDдама. ледиTтрднява. замокLlovec. охотникSскакач. джемпер(P) кмет. фермерШах ШахМат / Шахмат
Испанский Rрей. корольDдама / рейна. леди / королеваTторре. башняAальфил.Cкабалло. лошадь(P) peón. пеший солдатАйедрез ЖакЖак мате
шведский Kкунг. корольDплотина / дроттнинг. леди / королеваTразорванная. башняLlöpare. бегунSspringare / häst. лошадь(B) bonde. крестьянинSchack SchackSchack matt
тамил Kஅரசன் (arasaṉ). корольQஅரசி (araci). королеваRகோட்டை (kōṭṭai). замокBஅமைச்சர் / மந்திரி (amaicchar / manthiri). министрN / Kt குதிரை (kutirai). лошадь(P) காலாள் / சிப்பாய் (kālāḷ / cippāy). пеши й солдат / сипой சதுரங்கம் (sathurankam)முற்றுகை (muṟṟ ukai)இறுதி முற்றுகை (iṟuti muṟṟukai)
телугу రాజు (rāju). корольమంత్రి (matri). министрఏనుగు (ēnugu). слонశకటు (śakaţu).గుర్రం (gurraṃ). лошадьబంటు (baṃţu). солдатచదరంగం ( cadaraṃgaṃ)దాడి (dāḍi)కట్టు (kaţţu)
тайский ขขุน (khun). корольตเม็ด / ตรี / มนตรี (met / trī / montrī). советникรเรือ (reūa). корабльคโคน (khōn). слонมม้า (mā). лошадь(บ) เบี้ย ( bīa). слугаหมากรุก (mākruk)รุก (ruk)จน (jon)
Турецкий Ş / K şah / kral. шах / корольVвезир. визирьKкале. замокFфил. слонAна. лошадь(P) эр / piyon. солдат / пешкаSatranç ahMat
украинский Kркороль (король). корольФферзь (ferz). визирьTтура ( тур). башняCслон (слон). слонKкінь (кин). лошадь(П) пішак / пішка (пишак / пишка). пехотинецШахи (шахи)Шах (шах)Мат (мат)
урду بادشاہ (bādshāh).وزیر (vazīr).رخ (rukh).فيلہ (fiyalah).گھوڑا (ghōṛā).ادہ (pyādah).رنج (Šaṭranj)شہ (sheh)شہمات (shehmāt)
Вьетнамский Vvua. корольHhậu. королеваXxe. колесницаTtượng. слонMmã. лошадьtốt. солдатCờ vua ChiếuChiếu bí / Chiếu hết / Hết cờ
валлийский Tтейрн / бренин. лорд / корольBбренхайн. королеваCкастель. замокEэсгоб. епископMмарчог. всадник(G) гверинвр. крестьянинGwyddbwyll SiachSiachmat
Подобные обозначения

Помимо стандарта ФИДЕ (или сокращенно) алгебраическая нотация (SAN ) уже описана, несколько подобных систем используются для их собственных особых преимуществ.

Алгебраическая нотация фигурки

Алгебраическая нотация фигурки (или FAN ) - широко используемый вариант алгебраической нотации, который заменяет символ фигуры на букву. представляющий фигуру, например: ♞c6 вместо Nc6 . (Пешки не помечены, как и в обычной алгебраической записи.) Это позволяет читать ходы независимо от языка.

Набор Unicode Разные символы включает все символы, необходимые для FAN. Чтобы отобразить или напечатать эти символы, на компьютере должен быть установлен один или несколько шрифтов с хорошей поддержкой Unicode, веб-страница или документ текстового процессора и т. Д., uses.

Long algebraic notation

Some computer programs (and people) use a variant of algebraic chess notation termed long algebraic notation or fully expanded algebraic notation. In long algebraic notation, moves specify both the starting and ending squares. Sometimes it is separated by a hyphen (contrary to FIDE rules), for example: e2e4or Nb1-c3with hyphen. Captures are still indicated using "x": Лd3xd7 .

Длинная нотация занимает больше места и поэтому не так часто используется. Однако он имеет преимущество ясности, особенно для менее опытных игроков или игроков, изучающих игру. В некоторых книгах, в которых используются в основном короткие алгебраические обозначения, вместо форм устранения неоднозначности, описанных ранее, используются длинные обозначения.

Форма длинной алгебраической записи (без названий фигур) также широко используется в стандарте Универсальный шахматный интерфейс (UCI), который является обычным способом взаимодействия графических шахматных программ с шахматами. двигатели (например, для AI ).

Цифровая нотация ICCF

В международных заочных шахматах использование алгебраической нотации может вызвать путаницу, поскольку в разных языках используются разные названия (и, следовательно, разные буквы) для фигур; следовательно, стандартом передачи ходов в этой форме шахмат является числовое обозначение ICCF. В последние годы в большинство заочных игр играли на онлайн-серверах, а не по электронной или обычной почте, что привело к сокращению использования числовой нотации ICCF.

PGN для хранения на компьютере

Шахматные партии часто хранятся в компьютерных файлах с использованием Portable Game Notation (PGN), в котором используется алгебраическая шахматная нотация, а также дополнительная маркировка для кодификации игра. Как уже упоминалось, PGN требует заглавной буквы O для обозначения рокировки (например, O-O ), в то время как в Руководстве ФИДЕ используется цифра ноль (0-0 ).

Символы аннотации

Хотя технически и не являются частью алгебраической системы обозначений, ниже приведены некоторые общие символы, часто используемые аннотаторами, например, в публикациях Chess Informant и Энциклопедия шахматных дебютов, чтобы дать оценочный комментарий к ходу или позиции.

На ходу:

  • ! отличный ход
  • !! особенно хороший - и обычно удивительный - ход
  • ? плохой ход; ошибка
  • ?? грубая ошибка
  • !? интересный ход, который может быть не лучшим
  • ?! сомнительный ход или ход, который может оказаться плохим
  • ⌓ лучший ход, чем сделанный
  • □ единственный разумный ход или единственный доступный ход
  • TN (или N) теоретическая новинка

На позициях:

  • = равные шансы для обоих игроков
  • + / = (или ⩲) белые имеют небольшое плюс
  • = / + (или ⩱) У черных небольшой плюс
  • +/– (или ±) У белых чистый плюс
  • - / + (или ∓) У черных явный плюс
  • + - У белых выигрышное преимущество
  • - + У черных есть выигрышное преимущество
  • ∞ неясно, есть ли преимущество у любой из сторон
  • = / ∞ тот, кто находится внизу в материале , имеет компенсацию для него

Выбранный символ просто добавляется в конец обозначения хода, например : 1.d4 e5 ?! 2.dxe5 f6 3.e4! Nc6 4.Bc4 +/−

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
В Викиучебнике Шахматы есть страница по теме: Нотация игры
Найдите алгебраическую нотацию или Приложение: Алгебраическая нотация в Викисловаре, бесплатном словаре.
Последняя правка сделана 2021-06-10 22:35:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте