a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Пат - это ситуация в игре шахматы, когда игрок, чья очередь делать ход, не находится в проверке, но у него нет разрешенного хода. Правила шахмат предусматривают, что при возникновении патовой ситуации игра заканчивается ничьей. Во время эндшпиля пат - это ресурс, который может позволить игроку с худшей позицией сыграть вничью, а не проиграть. В более сложных позициях патовая ситуация встречается гораздо реже и обычно принимает форму афера, которая успешна только в том случае, если вышестоящая сторона невнимательна. Пат также часто встречается в исследованиях эндшпиля и других шахматных задачах.
Исход патовой ситуации был стандартизирован как ничья в 19 веке. До этой стандартизации его трактовка широко варьировалась, в том числе считалась победой для зашедшего в тупик игрока, половинной победой для этого игрока или проигрышем для этого игрока; не допускается; и в результате патовый игрок пропускает ход. Некоторые региональные варианты шахмат не позволяли игроку сделать патовый ход. В проигрышных шахматах, другом варианте шахмат, это обычно рассматривается как победа для зашедшего в тупик игрока.
В популярном употреблении слово «тупик» относится к конфликту, который зашел в тупик и в котором разрешение или дальнейшие действия кажутся очень трудными или маловероятными.
.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
С ходом черных, черные находятся в патовой ситуации на диаграммах с 1 по 5. Пат является важным фактором в эндшпиле - например, расстановка эндшпиля на диаграмме 1 довольно часто имеет значение в игре. (см. Король и пешка против короля ). Положение на диаграмме 1 произошло в игре 1898 года между Амосом Бёрном и Гарри Пиллсбери, а также в игре 1925 года между Савилли Тартаковером и Ричардом Рети. Такая же позиция, за исключением смещения в файл e- , имела место в игре 2009 года между Гатой Камским и Владимиром Крамником.
. На диаграмме 4 показан пример вытяжки пешки против ферзя . Подобные патовые ситуации часто могут спасти игрока от проигрыша явно безнадежной позиции (см. ферзь против пешечного эндшпиля ). В этой позиции, даже если бы это был ход белых, невозможно избежать этого тупика, не позволив пешке черных перейти в. (Белые могут выиграть получившийся ферзь-ферзевый окончание, однако, , если белый король находится достаточно близко ).
На диаграмме 5 черные вынудили позицию зайти в тупик, видя, что белый слон не может заставить черного короля уйти с ферзевого поля ладья пешка.
Как видно из предыдущего раздела, пат - типичный элемент эндшпиля (Pachman 1973 : 17), часто позволяющий игроку худшая позиция для ничьей (Hooper Whyld 1992 : 387). Что касается шахмат, ниже приведены некоторые примеры из реальной игры.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В этой партии Вишванатан Ананд - Владимир Крамник из чемпионата мира по шахматам 2007, черные должны захватить пешку на f5, что приведет к патовой ситуации (Бенко 2008 : 49). (Любой другой ход черных проигрывает.)
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Умышленная патовая ситуация произошла на 124-м ходу пятой партии партии. матч чемпионата мира 1978 года между Виктором Корчным и Анатолием Карповым. Игра была теоретической ничьей для многих ходов (Кароли и Аплин 2007 : 170), (Гриффитс 1992 : 43–46). (Слон белых бесполезен; он не может защищать ферзевое поле на a8 или атаковать черную пешку на светлом поле a4. Если белый король направляется к черной пешке, черный король может двинуться в сторону a8 и создать крепость.) Однако между игроками не было разговоров, поэтому никто из них не стал предлагать ничью по соглашению . Корчной сказал, что ему доставляет удовольствие поставить Карпова в тупик, и что это немного унизительно (Каспаров 2006 : 120) harvcol error: no target: CITEREFKasparov2006 (help ). (Между прочим, по состоянию на 2014 год это самая продолжительная игра в финальном матче чемпионата мира по шахматам, а также единственная игра на чемпионате мира, которая закончилась безвыходно до 2007 года (Fox James 1993 : 236).)
|
|
Иногда неожиданная патовая ситуация спасает игру. В партии Осип Бернштейн - Василий Смыслов (см. Первую диаграмму) черные должны выиграть, пожертвовав пешку f и используя короля для поддержки пешки b. Однако Смыслов считал, что пешка «b» продвигается вперед, поскольку протыкает белую ладью, если она берет пешку на b2. Игра пошла:
Теперь, если 2... Rdiv class="ht" + 3.Kf3! Rxb2 - пат (см. Диаграмму анализа). Смыслов сделал ход 2... Kg4, и партия завершилась вничью после 3.Kf1 (см. ладейный и пешечный против ладейного эндшпиля ) (Минев 2004 : 21).
|
|
В партии Бернштейна-Смыслова возможность патовой ситуации возникла из-за грубая ошибка. Он может возникнуть и без него, как в партии Милан Матулович - Николай Минев (см. Первую диаграмму). Продолжение игры:
Единственная значимая попытка добиться прогресса. Теперь все ходы черных (например, 3... Ra3 + ? ) проигрывают, за одним исключением.
и теперь 4.Rxa6 будет патом. Вместо этого белые сыграли 4.Rc5 +, и через несколько ходов партия была завершена вничью (Минев 2004 : 22).
|
|
В партии Элайджа Уильямс - Дэниэл Харрвиц (см. Первую диаграмму) у черных были конь и пешка в эндшпиле. Обычно это было бы решающим материальным преимуществом, но черные не могли найти способа добиться прогресса из-за различных патовых ресурсов, доступных белым. Партия продолжалась:
Уходя от угрожающего 73... Nc2 +.
76... Nc2 + 77.Rxc2 +! Kxc2 - пат.
77... Kxc3 - пат.
79... Rd3 80.Rxd3 +! оставляет черным недостаточно материала для победы после 80... Nxd3 81.Kxa2 или стандартной крепости в углу ничьей после 80... Kxd3.
Теперь игроки согласились на ничью, поскольку 84... Kxb3 или 84... Rxb3 - пат, как и 84... Ra8 85.Rxc3 +! Крxc3.
Черные могли выиграть партию до своей критической ошибки на 82-м ходу. Вместо этого выигрывает 82... Nb4, например: 83.Rc8 Re3 84.Rb8 + Kc5 85.Rc8 + Kd5 86.Rd8 + Kc6 87. Ra8 Re1 + 88.Kb2 Kc5 89.Kc3 a1 = Q + и побеждает.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Эта игра 2007 года, Магнус Карлсен - Лук ван Вели, закончилась тупиком. Шестнадцатилетний Карлсен использовал «защиту второго ранга» в ладейном эндшпиле и слона против ладьи в течение 46 ходов. Правило пятидесяти ходов должно было вступить в силу, согласно которому Карлсен мог требовать ничью. Игра закончилась с
пат (Нанн 2009 : 200).
Тупик также может возникнуть при большем количестве фигур на доске. Вне относительно простых эндшпильных позиций, таких как вышеприведенные, патовая ситуация возникает редко, обычно когда сторона с превосходящей позицией не учитывает возможность патовой ситуации (Pachman 1973 : 17). Обычно это достигается за счет того, что проигравшая сторона жертвует одну или несколько фигур для создания патовой ситуации. Фигура, которую приносят в жертву для создания патовой ситуации, иногда называют отчаянием.
|
|
Одним из самых известных примеров отчаяния является партия Ларри Эванс - Самуэль Решевский, которую окрестили Мошенничество века ". Эванс на 49-м ходу пожертвовал ферзя, а на 50-м - ладью. Ладья белых была названа вечной ладьей. Захват его приводит к пату, но в остальном он остается на седьмом ранге и проверяет черного короля до бесконечности (то есть вечный шах ). Игра неизбежно закончилась бы ничьей по соглашению, трехкратным повторением или возможным заявлением в соответствии с правилом пятидесяти ходов (Averbakh 1996 : 80–81).
После 48... Qg6! 49.Rf8 Qe6! 50.Rh8 + Kg6, черные остаются фигурой впереди после 51.Qxe6 Nxe6, или вынуждают мат после 51.gxf4 Re1 + и 52... Qa2 +.
|
|
Позиция справа произошла у Бориса Гельфанда - Владимир Крамник, 1994 ФИДЕ Матч претендентов, партия 6, в Санги Нагар, Индия. Крамник, лишенный двух пешек и защищающийся, был бы очень доволен ничьей. Гельфанд только что сыграл 67. Re4 – e7 ? (см. Первую диаграмму), сильный ход, угрожающий 68.Qxf6, выигравшему третью пешку, или 68.Rc7, еще больше сжимающему черных. Черные ответили 67... Qc1 ! Если белые возьмут незащищенную ладью черными ходом 68.Qxd8, отчаянный ферзь черных форсирует ничью 68... Qh1 + 69.Kg3 Qdiv class="ht" + !, убедительно 70.Kxdiv class="ht" Пат (вторая диаграмма). Если белые избегают патовой ситуации 68.Rxg7 + Kxg7 69.Qxd8, черные вытягивают вечный шах с 69... Qh1 + 70.Kg3 Qg1 + 71.Kf4 Qc1 +! 72.Ke4 Qc6 +! 73.Kd3 !? (73.d5 Qc4 +; 73.Qd5 Qc2 +) Qxf3 +! 74.Kd2 Qg2 +! 75.Kc3 Qc6 + 76.Kb4 Qb5 + 77.Ka3 Qd3 +. Гельфанд сыграл 68. d5, но все равно ничья.
|
|
В Троицком –Вогте, 1896 г. знаменитый эндшпиль композитор Алексей Троицкий совершил элегантную аферу в реальной игре. После Троицкого 1. Rd1!, черные попали в ловушку с, казалось бы, сокрушительным 1... Bh3?, угрожая 2... Qg2 #. Игра завершилась 2. Rxd8 + Kxd8 3. Qd1 +! Qxd1 Пат . Слон, конь и пешка f белых закреплены и не могут двигаться.
|
|
Пат - частая тема в исследованиях эндшпиля (Hooper Whyld 1992 : 388) и других шахматных композициях. Примером может служить исследование «Белые, чтобы играть и рисовать», составленное американским мастером Фредериком Райном и опубликованное в 2006 г. (Benko 2006 : 49). Белые спасают ничью ходом 1.Ne5 +! Черные выигрывают после 1.Nb4 +? Крb5! или 1.Qe8 +? Bxe8 2.Ne5 + Kb5! 3.Rxb2 + Nb3. 1... Bxe5 После 1... Kb5? 2.Rxb2 + Nb3 3.Rxc4! Qxe3 (лучше всего; 3... Qb8 + 4.Kd7 Qxh8 5.Rxb3 + форсирует мат ) 4.Rxb3 +! Qxb3 5.Qh1! Bf5 + 6.Kd8 !, белые выигрывают. 2. Qe8 +! 2.Qxe5? Qb7 + 3.Kd8 Qd7 #. 2... Bxe8 3. Rh6 + Bd6 3... Kb5 4.Rxb6 + Kxb6 5.Nxc4 + также ведет к ничейному эндшпилю. Не 5.Rxb2 +? Bxb2 6.Nc4 + Kb5 7.Nxb2 Bh5! захват коня белых. 4. Лxd6 +! Kxd6 5. Nxc4 +! Nxc4 6. Rxb6 + Nxb6 + На самом деле ход короля - лучшая попытка, но итоговый эндшпиль с двумя конями и слоном против ладьи - хорошо обоснованная теоретическая ничья (Fine Benko 2003 : 524) (Müller Lamprecht 2001 : 403) (Staunton 1847 : 439). 7. Крd8! (крайняя правая диаграмма) Черные идут впереди на три фигуры, но если белым позволено забрать слона, двух коней недостаточно, чтобы заставить мат. Единственный способ спасти слона - переместить его, что приведет к патовой ситуации. Подобная идея иногда позволяет нижней стороне сохранить ничью в концовке слона, коня и короля против одинокого короля.
|
|
Справа - произведение А. Дж. Ройкрофт, который был опубликован в British Chess Magazine в 1957 году. Уайт делает ничью с 1. c7! после чего идут две основные линии:
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Некоторые шахматные задачи требуют, чтобы «белые сделали ход и поставили черных в тупик за n ходов» (а не более распространенная «ход белых и мат черным за n ходов»). Проблемисты также пытались построить как можно более короткую игру, заканчивающуюся патом. Сэм Лойд придумал один длиной всего десять ходов: 1.e3 a5 2.Qh5 Ra6 3.Qxa5 h5 4.Qxc7 Rah6 5.h4 f6 6.Qxd7 + Kf7 7.Qxb7 Qd3 8.Qxb8 Qh7 9.Qxc8 Kg6 10.Qe6 (диаграмма слева). Похожая патовая ситуация достигается после: 1.d4 c5 2.dxc5 f6 3.Qxd7 + Kf7 4.Qxd8 Bf5 5.Qxb8 h5 6.Qxa8 Rh6 7.Qxb7 a6 8.Qxa6 Bh7 9.h4 Kg6 10.Qe6 (Фредерик Райн).
Лойд также продемонстрировал, что пат может возникнуть при всех фигурах на доске: 1.d4 d6 2.Qd2 e5 3.a4 e4 4.Qf4 f5 5.h3 Be7 6.Qdiv class="ht" Be6 7.Ra3 c5 8.Rg3 Qa5 + 9.Nd2 Bh4 10.f3 Bb3 11.d5 e3 12.c4 f4 (диаграмма справа). Вариант этой игры встречается даже в турнирной игре.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Существуют своеобразные шахматные композиции с двойным патом. Слева и справа - двойные патовые позиции, в которых ни одна из сторон не имеет разрешенного хода. В практической игре теоретически возможен двойной пат, хотя, как известно, никогда не случалось. Рассмотрим следующую позицию:
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Игра заканчивается вничью после выжидательного хода, такого как 1.Rg2 (1... b2 2.Rxb2; 1... c2 2.Rg4!). Однако у белых 1.Rb2 ?, интересная ошибка: если черные ошибаются 1... cxb2 +? затем белые делают ничью путем 2.Kb1, создавая двойную патовую позицию. Черные могли выиграть путем 1... c2! ставит белых в цугцванг.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Самая быстрая известная партия, заканчивающаяся двойной патовой позицией, была обнаружена Энцо Минервой и опубликована в итальянской газете l ' Unità 14 августа 2007 г.: 1.c4 d5 2.Qb3 Bh3 3.gxh3 f5 4.Qxb7 Kf7 5.Qxa7 Kg6 6.f3 c5 7.Qxe7 Rxa2 8.Kf2 Rxb2 9.Qxg7 + Kh5 10.Qxg8 Rxb1 11.Rxb1 Kh4 12.Qxh8 h5 13.Qh6 Bxh6 14.Rxb8 Be3 + 15.dxe3 Qxb8 16.Kg2 Qf4 17.exf4 d4 18.Be3 dxe3.
Правило пат имеет имел запутанную историю (Мюррей 1913 : 61). Хотя сегодня патовая ситуация повсеместно признается ничьей, на протяжении большей части истории игры этого не было. В предшественниках современных шахмат, таких как чатуранга, патовая ситуация была победой для стороны, управлявшей им. (Murray 1913 : 229,267) Эта практика сохранялась в шахматах, в которые играли в начале 15-х гг. века Испания (Мюррей 1913 : 781). Однако Лусена (ок. 1497) рассматривал пат как низшую форму победы (Мюррей 1913 : 461), который в играх на деньги выигрывал только половину ставки, и это продолжалось. так было в Испании в 1600 г. (Мюррей 1913 : 833). Правило в Англии примерно с 1600 по 1800 год заключалось в том, что тупик - это потеря для управляющего им игрока, - правило, которое выдающийся историк шахмат Х. Дж. Р. Мюррей полагает, что это могло быть заимствовано из русских шахмат (Мюррей 1913 : 60–61 466). Это правило исчезло в Англии до 1820 года, его заменило французское и итальянское правило, согласно которому ничейный результат был ничьей (Мюррей 1913 : 391).
Предположим, что у черных пат. На протяжении всей истории такой тупик был в разное время:
Периодически писатели утверждали, что тупиковая ситуация должна быть снова сделана победой для стороны, вызвавшей тупик. Грандмастер Ларри Кауфман пишет: «На мой взгляд, называть тупик ничьей совершенно нелогично, поскольку он представляет собой окончательный цугцванг, где любой ход приведет к вашему королю. взято "(Кауфман 2009). Британский мастер Т. Х. Тайлор утверждал в статье 1940 года в British Chess Magazine, что нынешнее правило, рассматривающее тупик как ничью, «не имеет исторического основания и нерационально и в первую очередь отвечает за огромный процент ничьих. и, следовательно, должны быть отменены »(Reinfeld 1959 : 242–44). Годы спустя Фред Рейнфельд писал: «Когда Тайлор написал свою атаку на правило тупика, он выпустил вокруг своей несчастной головы рой сварливых проклятий, которые все еще гудят». (Reinfeld 1959 : 242) Ларри Эванс называет предложение сделать тупик победой зашедшего в тупик игрока «грубым предложением, которое... радикально изменит многовековые традиции и сделает шахматы скучными. "(Evans 2007 : 234) harvcol error: нет цели: CITEREFEvans2007 (help ). Это изменение правила приведет к большему вниманию к материалу ; лишняя пешка была бы большим преимуществом, чем сегодня.
Если бы игрок не мог двигаться в патовой ситуации, это повлияло бы на исход некоторых эндшпилей. В некоторых ситуациях превосходящая сторона может форсировать пат, но не мат. В других случаях защищающийся игрок может использовать пат как защитную технику, чтобы избежать проигрыша (согласно текущему правилу). Если предложенное изменение правила было бы внесено, обе эти ситуации стали бы выигрышами для превосходящей стороны вместо ничьих.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Не все варианты шахмат считают пат как ничью. Многие региональные варианты, а также некоторые варианты западных шахмат, приняли свои собственные правила обращения с патовым игроком. В чатуранге, который широко считается общим предком всех вариантов шахмат, пат был победой для патового игрока (Murray 1913 : 229,267). Примерно в 7 веке эта игра была принята на Ближнем Востоке как шатрандж с очень похожими на нее правилами. предшественник; однако правило пата было изменено на его полную противоположность: то есть это была победа для игрока, доставившего пат. Эта игра, в свою очередь, была представлена западному миру, где она в конечном итоге превратилась в современные (западные) шахматы, хотя правило тупика для западных шахмат не было стандартизовано как ничья до 19 века (см. история правила).
Чатуранга также превратилась в несколько других игр в различных регионах Азии, каждая из которых имеет различные правила выхода из тупика:
Большинство вариантов западных шахмат не указаны в их наборе правил, что происходит, когда игрок зашел в тупик, что означает, что правило такое же, как и в стандартных западных шахматах, то есть ничья. Однако есть несколько вариантов, в которых правило указано и отличается от правил стандартных шахмат:
Пат стал широко используемой метафорой для других ситуаций, когда есть конфликт или соперничество между двумя сторонами, такое как война или политические переговоры, и ни одна из сторон не может добиться победы, что приводит к тому, что также называется тупиком, тупик или мексиканское противостояние. Шахматисты отмечают, что это употребление - неправильное название, потому что, в отличие от шахмат, ситуация часто бывает временной, которая в конечном итоге разрешается, даже если в настоящее время кажется неразрешимой (Голомбек 1977 : 304) (Soltis 1978 : 54).
Найдите тупик в Викисловаре, бесплатном словаре. |