а | б | c | d | е | ж | г | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | г | час |
Макрук ( тайский :หมากรุก ; RTGS : mak ruk ; произносится [màːk rúk] ), или тайские шахматы, является настольной игрой, которая произошла от индийской игры в чатуранга 6-го векаили ее близкого родственника, и поэтому связана с шахматами.. Классифицируется как шахматный вариант. Считается, что слово «рук» ( тайский :รุก) на тайском языке происходит от слова « рух », что на персидском языке означает «колесница» (а также является общим происхождением названия ладьи в западных шахматах). Персидские торговцы прибыли в королевство Аюттхая примерно в 14 веке, чтобы распространять свою культуру и торговать с Тайским королевством. Поэтому возможно, что сиамский макрук в его нынешней форме произошел непосредственно от персидской игры Шатрандж в результате культурного обмена между двумя народами в этот период. Это потому, что движение королевы Макрука, или «семени» ( тайский :เม็ด), по сути то же самое, что и ферз в Шатранже.
○ | ● | ○ | ||
บ | ||||
● | ● | |||
ม็ | ||||
● | ● | |||
● | ● | ● | ||
ค | ||||
● | ● | |||
● | ● | |||
● | ● | |||
ม | ||||
● | ● | |||
● | ● |
│ | ||||
│ | ||||
─ | ─ | ร | ─ | ─ |
│ | ||||
│ |
● | ● | ● | ||
● | ข | ● | ||
● | ● | ● | ||
английский | король (1) | королева (1) | епископ (2) | рыцарь (2) | ладья (2) | пешка (8) | повышенная пешка (ферзь) |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Тайский | ขุน | เม็ด | โคน | ม้า | เรือ | เบี้ย | เบี้ย หงาย |
РИТЭГС | хун | встретил | хон | ма | ruea | Биа | биа-нгай |
Значение | феодал | семя | дворянин | лошадь | лодка | раковина каури | перевернутая раковина каури |
В исходной позиции пешки ставятся на третью и шестую горизонтали. Королевы размещаются справа от королей. Пешки переходят в (เบี้ย หงายbia ngai, перевернутые раковины каури) и двигаются как ферзи, когда достигают шестого ранга.
Если ни у одной из сторон нет пешек, игра должна быть завершена за определенное количество ходов, иначе будет объявлена ничья. При взятии фишки счет возобновляется только в том случае, если это последняя фишка игрока в игре.
Когда последняя фигура (не король) игрока, находящегося в невыгодном положении, взята, отсчет может быть начат или возобновлен с вышеупомянутого подсчета более слабым игроком, а у более сильного игрока теперь есть максимальное количество ходов в зависимости от осталось штук:
Игрок, находящийся в неблагоприятном положении, объявляет счет своих ходов бегства, начиная с количества фигур, оставшихся на доске, включая обоих королей. Выигравший игрок должен поставить мат королю своего противника до объявления максимального числа, в противном случае игра объявляется ничьей. Во время этого процесса счет может возобновиться, если счетный игрок захочет остановиться и начать счет снова.
Например, если у белых две ладьи и конь против одинокого черного короля, у них есть три хода, чтобы поставить мат своему противнику (заданное значение 8 минус общее количество фигур 5). Если черные берут белую ладью, счет не возобновляется автоматически, если только черные не хотят этого, в ущерб себе. Однако многие игроки этого не понимают и перезапускают счет, убегая вместе с королем.
Существуют правила, которые не применимы к стандартной, формальной игре или были отменены в профессиональной игре. Их называют сутрами. Первые бесплатные ходы аналогичны таковым в Камбоджийском Оуке.
Разновидность шахмат, в которую играют в Камбодже, называемые Ок ( អុក [ʔok] ) или Ок Чактранг ( អុក ចាក់ ត្រង់ [ʔok.cak.trɑŋ] ), практически идентичны макруку с некоторыми небольшими отличиями. Если никакие фигуры не были взяты, у игроков есть следующие возможности:
Есть свидетельства того, что в Камбодже играли в Ок с XII века, поскольку он изображен на нескольких рельефах в храмах Ангкора.
Первый турнир Ok был проведен в Камбодже 3–4 апреля 2008 г. по завершении стандартизированного правила, установленного Олимпийским комитетом Камбоджи и Камбоджийской шахматной ассоциацией.
В варианте Ка Ок (также известном как Кар Ок) побеждает тот, кто первым поставит другого под контроль. Другой вариант камбоджийских шахмат был описан Дэвидом Притчардом в первом издании Энциклопедии шахматных вариантов, но позже было установлено, что он был включен по ошибке, поскольку в Камбодже в такую игру не играли.