В шахматах крепость - это эндшпиль рисование техника, при которой сторона позади в материале устанавливает зону защиты, в которую противник не может проникнуть. Это может включать удерживание вражеского короля подальше от своей позиции или зону, из которой противник не может вытеснить его (например, см. Пример противоположного цвета слонов ). Элементарная крепость - это теоретически нарисованная (т.е. книжная розыгрыш ) позиция с уменьшенным количеством материала, в которой пассивная защита будет поддерживать ничью. (Müller Pajeken 2008 : 183)
Крепости обычно имеют четыре характеристики:
Крепости представляют собой проблему для компьютерных шахмат : компьютеры не могут распознать позиции типа крепости и не могут добиться победы над ними, несмотря на заявление о выигрышном преимуществе (Guid Bratko 2012 : 35).
.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Возможно, наиболее распространенный тип крепости, часто встречающийся в эндшпиле с лишь несколькими фигурами на доске, - это место, где защищающийся король может укрыться в углу доски и не может быть прогнан или поставлен матом вышестоящей стороной. Эти две диаграммы представляют собой два классических примера. В обоих случаях черные просто тасуют своего короля между a8 и доступным полем, примыкающим к a8 (a7, b7 или b8, в зависимости от положения белого короля и пешки). У белых нет возможности сместить черного короля, и они могут сделать ничью посредством пата или каким-либо другим способом.
Обратите внимание, что окончание слона и неправильной ладейной пешки (то есть, где пешка является ладьей пешкой, поле превращения имеет цвет, противоположный пешка слона) на диаграмме является ничьей, даже если пешка находится на седьмой ранге или дальше назад на линии a- . Курс на слона и пешечное окончание с неправильной ладьей - довольно распространенный способ жеребьевки, доступный слабой стороне (Müller Pajeken 2008 : 183).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Крепость часто достигается жертвой, например, фигурой за пешка. В игре между Григорием Серпером и Хикару Накамурой в 2004 г. США. Chess Championship, белые проиграют после 1.Nd1 Kc4 или 1.Nh1 Be5 или 1.Ng4 Bg7. Вместо этого он сыграл
Направление на h1. Еще через 10 ходов была достигнута позиция на следующей диаграмме:
Серпер против Накамурыa | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
У черных нет возможности оттолкнуть белого короля от угла, поэтому они сыграли
, и после 13.h4 gxh4 партия завершилась патовой.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Защита заднего ряда в некоторых ладья и пешка против ладейного эндшпиля - это еще один тип крепости в углу (см. Диаграмму). Защитник усаживает своего короля на ферзевое поле пешки, а ладью на задней горизонтали (на «длинной стороне» короля, а не, например, на h8 в позиции диаграммы), чтобы защититься от горизонтальные проверки. Если 1.Rg7 + в позиции диаграммы, черные идут в угол ходом 1... Kh8! Обратите внимание, что эта защита работает только против ладейных пешек и коней (Меднис 1982 : 15–17).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В эндшпиле ладьи против слона защитник может сформировать крепость в «безопасном» углу - углу, не того цвета, на котором находится слон (см. Диаграмму). Белые должны выйти из потенциального пат, но они не могут улучшить свою позицию (Сейраван 2003 : 200–201).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В этой позиции от де ла Вилья белые делают ничью, если их король не покидает угол. Это также ничья, если слон другого цвета, так что это не случай неправильного слона (de la Villa 2008 : 25).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
На диаграмме черные делают ничью, отводя ладью назад и вперед между полями d6 и f6, или перемещает своего короля, когда делает шах, оставаясь позади ладьи и рядом с пешкой. Эта крепость работает, когда выполняются все эти условия:
Белый король не может пересечь горизонт черную ладью, а белый ферзь не может сделать ничего полезного.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Такие позиции (когда защищающаяся ладья и король находятся рядом с пешкой и король противника не может атаковать сзади) разыгрываются, когда (см. Диаграмму):
В противном случае выигрывает ферзь (Гривас 2008 : 297).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В этой позиции с ходом черных черные могут добраться до крепости ничьей.
и теперь 3... Ka3 и еще несколько ходов достигают крепости. В реальной партии черные сделали слабый ход 3... Rd3? и потерян (Nunn 2010 : 180–81).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В этой партии 1959 года между Уитакером и Феррисом белые пожертвовали ладью за коня, чтобы обменяйтесь парой пешек и достигните этой позиции и объявив, что это была ничья, потому что (1) ферзь не может мат в одиночку, и (2) черный король и пешка не могут приблизиться, чтобы помочь (Whitaker Hartleb 1960). Тем не менее, анализ таблицы эндшпиля показывает, что черные вынуждены выигрывать за 19 ходов, начиная с 50... Qc7 + (единственный выигрышный ход), используя тот факт, что ладья в настоящее время не защищена - снова демонстрируя, как tablebases уточняют традиционную теорию эндшпиля.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Из диаграммы в Салов vs. Корчной, Вейк-ан-Зее 1997 г. Белые смогли удержать ничью с ладьей и ферзем, даже если у сторон было одинаковое количество пешек. Он сохранил ладью на пятой горизонтали, блокируя короля черных, и был осторожен, чтобы не потерять ладью из-за вилки и не позволить ферзю пожертвовать за ладью в обстоятельствах, когда это принесет победу. для черных. Игроки согласились на ничью после:
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В концовках со слонами противоположных цветов (т. е. когда у одного игрока есть слон, который движется по светлым полям, а слон другого игрока движется по темным полям), это часто возможно построить крепость и, таким образом, сохранить ничью, когда один игрок отстает на одну, две или иногда даже на три пешки. Типичный пример показан на схеме. Белые, хотя отстали на три пешки, создали крепость ничьей, поскольку у черных нет возможности бороться с мертвой хваткой белых над светлыми полями. Белые просто держат слона на диагонали h3 – c8 (Дворецкий 2006 : 92).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В эндшпиле с разноцветными слонами позиционные факторы могут быть важнее материала. В этой позиции черные жертвуют пешкой (оставляя у себя три пешки вниз), чтобы добраться до крепости.
После 4... Be2 5.Kh6 Bd1 6.h5 черные просто выжидают, сыграв 6... Be2 (Müller Pajeken 2008 : 191).
Вот рисунок крепостей с двумя второстепенными фигурами против королевы (Дворецкий 2006 : 289). Обычно защищающаяся сторона не может добраться до одной из этих позиций.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Крепость епископа и рыцаря - это еще один тип крепости в углу. При необходимости король может перейти на один из квадратов, примыкающих к углу, а слон может отступить в угол. Это дает нижней стороне достаточно темповых движений, чтобы избежать цугцванга. Например: (Müller Lamprecht 2001 : 339–41)
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В окончании два слона против ферзя ферзь побеждает, если Лолли Позиция не достигнута, но некоторым из них требуется до семидесяти одного хода, чтобы поставить мат или выиграть слона, поэтому в игру вступает правило пятидесяти ходов. На схеме:
и белые не могут предотвратить... Bb6, что возвращает к позиции Лолли (Müller Lamprecht 2001 : 340–41,401).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В крепости двух рыцарей рыцари находятся рядом друг с другом, и их король должен находиться между ними и атакующим королем. Однако защитник должен играть точно (Müller Lamprecht 2001 : 339–41).
Лолли, 1763 г.a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Есть несколько позиций с двумя конями против ферзя. Лучший способ - расположить рыцарей рядом друг с другом по вертикали или по рангу, а их король находится между ними и королем противника. Это не настоящая крепость, поскольку она не статична. Положение коней может измениться в зависимости от ходов соперника. В этом положении (Lolli, 1763),
и черные имеют идеальную оборонительную позицию.
|
|
Если рыцари не могут быть рядом друг с другом по вертикали или званию, вторая лучшая позиция - это если они находятся рядом друг с другом по диагонали (см. Диаграмму).
Третий тип оборонительного строя - это когда рыцари защищают друг друга, но этот метод более рискованный (Nunn 2002 : 300ff).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Иногда две второстепенные фигуры могут достичь крепости против ферзя, даже если на доске есть пешки. В Ри - Хорт, Вейк-ан-Зее 1986 (первая диаграмма) у черных было материальное неудобство - ладья и слон против ферзя. Дворецкий пишет, что черные, вероятно, проиграют после естественного 1... Bf2 +? 2.Kxf2 Rxh4 из-за 3.Kg3 Rh7 4.Kf3 с последующим маршем короля на c6, или 3.Qg7 !? Rxf4 + 4.Kg3 Rg4 + 5.Kf3, угрожая 6.Qf6 или 6.Qc7 (Дворецкий 2006 : 315). Вместо этого Хорт добился ничьей с помощью 1... Rxh4 !! 2. Kxh4 Bd4! (пленение ферзя белых) 3. Kg3 Ke7 4.Kf3 Ba1 (вторая диаграмма), и игроки согласились на ничью. У ферзя белых нет ходов, все пешки черных защищены, а их слон будет курсировать взад и вперед по полям a1, b2, c3 и d4.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
На большом турнире Нью-Йорк 1924 года бывший чемпион мира Эмануэль Ласкер попал в беду против своего тезки. Эдвард Ласкер, но удивил всех, обнаружив новую крепость финала (Ласкер 1951 : 314–15). Несмотря на то, что вместо ладьи и пешки у них только конь, белые делают ничью, перемещая коня вперед и назад между b2 и a4. Единственная настоящая победная попытка черных - вывести короля на c2. Однако для этого черным нужно переместить своего короля так далеко от пешки, чтобы белые могли сыграть Ka3 – b2 и Nc5xb3, когда окончание ладья против коня - легкая ничья. Игра завершилась:
Если 99... Ke2, 100.Nc5 Kd2 101.Kb2! (101.Nxb3 + ?? Kc2 и черные выигрывают) и 102.Nxb3 ничья.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
слона может создать крепость против ладьи и пешки слона на шестом разряде, если слон находится в поле цвета седьмого поля пешки, а защищающийся король находится перед пешка. В этой позиции белые выиграли бы, если бы они поставили короля на шестую горизонталь перед пешкой. Черные делают ничью, удерживая слона на диагонали от a2 до e6, кроме случаев, когда дается шах. Слон удерживает белого короля от поля e6 и проверяет его, идет ли он на g6, чтобы отогнать его. Возможное продолжение:
2.f7 - интересная попытка, но затем черные играют 2... Kg7! а затем 3... Bxf7 с ничьей. 2... Kg7 предотвращает 3.Kf6, которое принесет победу.
Единственный ход, который можно сделать вничью, так как слон должен иметь возможность проверить короля, если тот идет на g6.
Если 7.f7 Bxf7 !: пешку можно безопасно взять , когда белый король находится на h6.
Ничья, потому что белые не могут добиться прогресса (de la Villa 2008 : 219–21).
Периметр защиты - это техника рисования, при которой сторона, находящаяся позади в материале или иным образом в невыгодном положении, ставит до периметра, в значительной степени или полностью состоящего из пешечной цепи, которую противник не может проникнуть. В отличие от других форм крепости, в миттельшпиле защитный периметр часто можно установить с несколькими фигурами, оставшимися на доске.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Позиция на первой диаграмме, шахматная задача W.E. Рудольф (La Strategie 1912) иллюстрирует периметр защиты. У белых уже огромный материальный недостаток, но они вынуждают ничью, отдав оставшиеся фигуры, чтобы создать непробиваемый периметр защиты своими пешками. Белые делают ход 1. Сa4 +! Kxa4 (1... Kc4 2. Bb3 +! Kb5 3. c4 + Kc6 4. Ba4 + !, форсирование Rb5, победа белых) 2. b3 + Kb5 3. c4 + Kc6 4. d5 + Kd7 5. e6 +! Крxd8 6. f5! (вторая диаграмма). Теперь у черных две ладьи и слон (обычно подавляющее материальное преимущество), но у них нет надежды прорваться через периметр защиты белых. Единственные выигрышные попытки черных - это поставить ладьи на b5, c6 и т. Д. И надеяться, что белые захватят их. Белые делают ничью, игнорируя все подобные предложения и просто тасуя своего короля (Кмоч 1959 : 174–75).
Петросян против Хазаиa | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Приведенный выше пример может показаться фантастическим, но черные достигли аналогичного периметра защиты в Аршак Петросян –Хазаи, Шильде 1970 (первая диаграмма). У черных сложный эндшпиль, так как белые могут атаковать и выиграть пешку «а» силой, а у них нет контригры. Черные попробовали необычный 45... Qb6 !?, на что белые ответили очевидным 46. Кxb6 +? На самом деле это критическая ошибка, позволяющая черным построить неприступную крепость. Белым следовало осуществить свой план по завоеванию пешки a черных, например, с 46.Qc1 (угрожая 47.Nxb6 + cxb6 48.h4! Gxh4 49.Qh1 и Qh3, выигрывая) Qa7 47.Qd2 с последующим Kb3, Nc3, Ka4, Na2 – c1 – b3. 46... cxb6 Теперь черные угрожают 47... h4, заблокировав всю доску своими пешками, поэтому белые пытаются открыть позицию. 47. h4 gxh4 48. Qd2 h3! 49. gxh3 Иначе 49... h2 ничья. 49... h4! (вторая диаграмма) Черные построили свою крепость и теперь могут сделать ничью, просто двигая своим королем. Единственный способ, которым белые могли попытаться прорвать крепость, - это жертва ферзя в какой-то момент (например, Qxa5 или Qxe5), но ни один из этих способов не дает белым шансов на победу, пока черные держат своего короля в центре. Игроки перетасовали своих королей и ферзя белых еще на шесть ходов, прежде чем согласились на ничью (Müller Pajeken 2008 : 200) (Soltis 1975 : 249–50).
Смирин против HIARCSa | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В Смирин - HIARCS, матч Smirin-Computers 2002 г., супер-гроссмейстер, похоже, столкнулся с проблемой против компьютера, который имеет пара слонов , может связать белого короля с помощью... g3 и угрожает вторжением своим королем на светлые поля. Смирин же видел, что своими пешками он может построить крепость. Игра продолжилась 46... g3 47. h3! Удивительный ход, дающий черным грозную защищенную проходную на шестой горизонтали, но он начинает строить крепость белых, удерживая черных король из g4. 47... Bc5 48. Bb4! Теперь Смирин дает HIARCS выбор между разноцветным слоновым эндшпилем (в котором, кроме того, белые сыграют Be7 и выиграют пешку h если черный король подходит к центру) и концовка слона против коня, в которой Смирин представляет себе крепость. 48... Bxb4 49. axb4 Kf7 Черные могли попытаться предотвратить предстоящий маневр белых с помощью 49... Bd3, но тогда белые могли сыграть 50.Nf3 Kh5 (форсированный) 51.Nd4. 50. Кb5! Ke6 51. Nc3! Завершение строительства крепости. Теперь королю черных нет выхода, а его слон ничего не может сделать, поскольку белый король может помешать... Bf1, атакуя единственную пешку белых на светлом поле. Партия завершилась: 51... Bc2 52. Kg2 Kd6 53. Kg1 Kc6 54. Kg2 b5 55. Kg1 Bd3 56. Kg2 Be4 + 57. Kg1 Bc2 58. Kg2 Bd3 59. Kg1 Be4 60. Kf1 ½ – ½
Вот еще несколько рисунков крепостей (Müller Pajeken 2008 : 183–215).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Kling Horwitz, 1851
| Таблицы Ломоносова
|
Эндшпиль между двумя слонами и конем считался ничьей более ста лет. Было известно, что временная оборонительная крепость на этой позиции может быть разрушена после ряда ходов, но предполагалось, что крепость может быть перестроена в другом углу. Компьютерные таблицы эндшпиля показывают, что слоны обычно побеждают, но на это требуется до 66 ходов. Чтобы вытеснить черных из временной крепости в углу, нужно несколько ходов; тогда точная игра слонами мешает черным сформировать крепость в другом углу. Положение на диаграмме считалось ничьей Клингом и Хорвицем, но компьютерный анализ показывает, что белые выигрывают за 45 ходов (либо матом, либо выигрышем коня). Все длинные победы в этом эндшпиле проходят через этот тип полукрепостной позиции (Nunn 1995 : 265ff).
Пинтер против Бронштейна, 1977a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Эта партия между Йожефом Пинтером и Давидом Бронштейном демонстрирует человеческую игру в эндшпиле. У защитника есть две идеи: (1) держать короля подальше от края доски и (2) держать коня близко к королю. Белые достигают полукрепости после 71. Nb2!, который выпадает после 75... Kb5! . После 90 белые снова попадают в полукрепость в другом углу. Кg2 + . После 100. Ke3 белые больше не могут удерживать эту полукрепость, но после 112 формируют одну в другом углу. Кb7! . На 117-м ходу белые потребовали ничью по правилу пятидесяти ходов (Benko 2007 : 132–34,137).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
«Позиционная ничья» - это концепция, наиболее часто используемая в исследованиях эндшпиля и описывающая тупик, отличный от тупик. Обычно это повторение действий, в которых ни одна из сторон не может добиться прогресса или безопасно отклониться. Обычно преимущество материала уравновешивается позиционным преимуществом. Крепости и вечный шах являются примерами позиционных ничьих (Hooper Whyld 1992). Иногда они спасают ничью из положения, которое кажется безнадежным из-за материального дефицита (Giddens 2007 : 111) harvcol error: no target: CITEREFGiddens2007 (help ). Грандмастер Джон Нанн описывает позиционную ничью как позицию, в которой у одной стороны достаточно материала для нормальной победы, и он не подвергается прямой атаке, а является какой-то особенностью позиции (часто блокада ) не позволяет ему победить (Нанн 1981 : 68).
Простой пример показан в игре между Лайошем Портишем и Любомиром Кавалеком. Белые легко могли выиграть с помощью 1.Be1 Kc6 2.b4. Однако игра продолжилась 1. b4? Nb8 2. b5 Nc6 +! Единственный способ избежать угрожающего 3... Nxa5 - это 3.bxc6 Kxc6, но в результате получается ничья, потому что слон не того цвета, чтобы иметь возможность форсировать превращение ладейной пешки в (см. Выше, неправильный слон и неправильная ладейная пешка ) (Белявский и Михальчишин 2003 : 130 –35).
Пахманa | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Людек Пахман приводит позицию в эндшпиле на диаграмме как простой пример позиционной ничьей. Белые на ходу просто делают выжидательные ходы слоном (Bb1 – c2 – d3). Что касается черных, «если они не желают допустить перехода к ничейному окончанию ладьи против слона, ему ничего не остается, кроме как непрерывно перемещать ладью на [e5] вверх и вниз по [вертикали е]». Пахман объясняет: «Нерешительный результат здесь противоречит принципам, касающимся ценности фигур, и вызван плохим положением черных фигур (связанная ладья на [e4])». (Пахман 1973 : 186–87).
Ботвинник против Кереса, 1951a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Эта позиция из партии Михаила Ботвинника и Пола Кереса в 1951 году Чемпионат СССР заканчивается вничью, потому что черный король не может освободиться, а ладья должна оставаться на линии c- . Игроки согласились на ничью четырьмя ходами спустя (Гидденс 2007 : 111) ошибка harvcol: нет цели: CITEREFGiddens2007 (help ).
Тал против Фишера, 1962a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Первая диаграмма показывает позицию из игры между бывшими Чемпион мира Михаил Тал и будущий чемпион мира Бобби Фишер из Турнира претендентов 1962 года на Кюрасао. После 41 хода Таль имел преимущество, но Фишер пожертвовал разменом (ладья на коня). Партия была сделана вничью на 58-м ходу (Тимман 2005 : 55–56).
Бенко против Бонинаa | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В этой позиции из партии Пала Бенко и Международного Мастера Джея Бонина, белые осознали, что блокаду невозможно прорвать и несмотря на лишний материал, игра завершилась вничью (Бенко 2009 : 40).
Симхович, 1926 г.
| Симхович, 1926
|
Могут ли белые остановить пешку h от ферзя ? Позиция выглядит проигранной для белых, но у них есть защита, которая, похоже, противоречит правилам логики. Белые спокойно построят «крепость», которая укрывает их фигуры от атаки. Единственная слабость в «крепости» белых - пешка g. Эту пешку должен защищать слон, и единственное поле, где это можно сделать безопасно, - это поле h6.
1. Bf6! Белые угрожают остановить продвижение пешки h путем... Be5 +; построить крепость сразу не получается: 1.f6? h2 2.Kf8 h1 = Q 3.Kg7 (3.Kg8 Qg2 4.Bf8 Qa8 5.Kg7 Kd7 6.Kg8 Ke6 7.Kg7 Kf5 8.Kg8 Bb3 9.Kg7 Qh1− +) 3... Kd7 4.Bb4 Ke6 5.Bd2 Kf5 6.Be3 Qf3 7.Bd2 Qe2 8.Bc1 Qd1 9.Be3 Qd3 10.Bc1 Qc3− +; 1... Kd6 2. Be7 + 2.fxg6? Этот ход разрушает крепость 2... fxg6 3.Be7 + Kc6− +. Шахматные компьютерные программы испытывают трудности с оценкой «крепостных» позиций, потому что обычные значения фигур не применяются. 2... Ke5 3. Bd8! Белые могут рисовать по-другому, не нуждаясь в «крепости»: 3.fxg6 fxg6 4.Bd8 Kd6 5.Nf6! h2 6.Ne4 + Ke6 7.Nf2 Bd5 8.Bf6 h1 = Q 9.Nxh1 Bxh1 =; 3... Kd6 Угроза была... Bc7 + 4. Be7 + Kc6 Белые добились закрытия длинной диагонали a8 – h1. Единственный способ избежать этого - повторять ходы черными. Теперь белые могут построить свою «крепость», не беспокоясь о том, что ферзь по длинной диагонали попадет на задний ряд. 5. f6! h2 6. Bf8! h1 = Q 7. Bh6! с идеей 8.Kf8 и 9.Kg7. Белые будут в безопасности за барьером из пешек. Это позиционная ничья.