Крепость (шахматы)

редактировать

В шахматах крепость - это эндшпиль рисование техника, при которой сторона позади в материале устанавливает зону защиты, в которую противник не может проникнуть. Это может включать удерживание вражеского короля подальше от своей позиции или зону, из которой противник не может вытеснить его (например, см. Пример противоположного цвета слонов ). Элементарная крепость - это теоретически нарисованная (т.е. книжная розыгрыш ) позиция с уменьшенным количеством материала, в которой пассивная защита будет поддерживать ничью. (Müller Pajeken 2008 : 183)

Крепости обычно имеют четыре характеристики:

  1. Полезные порождения прорывы невозможны.
  2. Если у более сильной стороны есть пешки, они надежно заблокированы.
  3. король более сильной стороны не может проникнуть, потому что он отрезан или у края Доска.
  4. Цугцванг позиции не могут быть принудительно установлены, потому что у защитника есть ожидающих ходов доступных (de la Villa 2008 : 23).

Крепости представляют собой проблему для компьютерных шахмат : компьютеры не могут распознать позиции типа крепости и не могут добиться победы над ними, несмотря на заявление о выигрышном преимуществе (Guid Bratko 2012 : 35).

Содержание

  • 1 Крепость в углу
    • 1.1 Пример игры: Серпер против Накамуры, 2004
    • 1.2 Защита заднего ряда
    • 1.3 Ладья против слона
    • 1.4 Пешка и слон
  • 2 Ладья и пешка против ферзя
    • 2.1 Пример из партии
    • 2.2 Аналогичный пример
    • 2.3 Пример с большим количеством пешек
  • 3 слона разного цвета
    • 3.1 Пример из игры
  • 4 Ферзь против двух второстепенные фигуры
    • 4.1 Слон и конь
    • 4.2 Два слона
    • 4.3 Два коня
    • 4.4 С пешками
  • 5 Конь против ладьи и пешки
  • 6 Слон против ладьи и пешки слона на шестом ранг
  • 7 Периметр защиты (пешечная крепость)
  • 8 Другие примеры
    • 8.1 Крепости против слона
    • 8.2 Крепости против коня
    • 8.3 Крепости против ладьи
  • 9 Полукрепость
  • 10 Позиционная ничья
  • 11 См. Также
  • 12 Примечания
  • 13 Ссылки

.

Крепость в углу

abcdefgh
8Chessboard480.svg a8 black kinga6 белая пешка b6 white kinge1 white bishop8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Слон и неправильная ладья: ничья
abcdefgh
8Chessboard480.svg a7 white pawnb7 черный король c6 white knighte6 white king8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Конь, защищающий ладейную пешку на седьмой горизонтали: ничья
abcdefgh
8Chessboard480.svg черный король g8 c7 black rookчерная пешка d6 e6 white kingh6 white queene5 black bishopg5 white pawn8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Слон, ладья и король защищают f7, g7, h7: ничья

Возможно, наиболее распространенный тип крепости, часто встречающийся в эндшпиле с лишь несколькими фигурами на доске, - это место, где защищающийся король может укрыться в углу доски и не может быть прогнан или поставлен матом вышестоящей стороной. Эти две диаграммы представляют собой два классических примера. В обоих случаях черные просто тасуют своего короля между a8 и доступным полем, примыкающим к a8 (a7, b7 или b8, в зависимости от положения белого короля и пешки). У белых нет возможности сместить черного короля, и они могут сделать ничью посредством пата или каким-либо другим способом.

Обратите внимание, что окончание слона и неправильной ладейной пешки (то есть, где пешка является ладьей пешкой, поле превращения имеет цвет, противоположный пешка слона) на диаграмме является ничьей, даже если пешка находится на седьмой ранге или дальше назад на линии a- . Курс на слона и пешечное окончание с неправильной ладьей - довольно распространенный способ жеребьевки, доступный слабой стороне (Müller Pajeken 2008 : 183).

Положение коня и пешки ладьи на диаграмме, однако, считается ничьей только в том случае, если пешка белых уже находится на седьмой горизонтали, что делает этот ресурс вытягивания доступным для защитника гораздо реже. Белые выигрывают, если пешка еще не находится на седьмой горизонтали и защищена конем сзади. С пешкой на седьмой горизонтали черные имеют патовую защиту с королем в углу (Müller Pajeken 2008 : 189).

Пример игры: Серпер против Накамуры, 2004

Серпер против Накамуры
abcdefgh
8Chessboard480.svg черный король d5 g5 black pawne4 black pawnc3 black bishope3 white pawng3 black pawnh3 белая пешка e2 white kingf2 белый конь белая пешка g2 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Игра белых

Крепость часто достигается жертвой, например, фигурой за пешка. В игре между Григорием Серпером и Хикару Накамурой в 2004 г. США. Chess Championship, белые проиграют после 1.Nd1 Kc4 или 1.Nh1 Be5 или 1.Ng4 Bg7. Вместо этого он сыграл

1. Nxe4! Крxe4
2. Kf1!

Направление на h1. Еще через 10 ходов была достигнута позиция на следующей диаграмме:

Серпер против Накамуры
abcdefgh
8Chessboard480.svg e5 black bishopg5 black pawng3 black pawnh3 белая пешка белая пешка g2 e1 черный король h1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Игра черными. Белые добились крепости.

У черных нет возможности оттолкнуть белого короля от угла, поэтому они сыграли

12... Kf2

, и после 13.h4 gxh4 партия завершилась патовой.

Защита заднего ряда

abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья b8 черный король g8 a7 белая ладья белая пешка g6 h6 white king8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Защита заднего ряда в ладейном и пешечном против ладейных окончаний: другой тип крепости в углу

Защита заднего ряда в некоторых ладья и пешка против ладейного эндшпиля - это еще один тип крепости в углу (см. Диаграмму). Защитник усаживает своего короля на ферзевое поле пешки, а ладью на задней горизонтали (на «длинной стороне» короля, а не, например, на h8 в позиции диаграммы), чтобы защититься от горизонтальные проверки. Если 1.Rg7 + в позиции диаграммы, черные идут в угол ходом 1... Kh8! Обратите внимание, что эта защита работает только против ладейных пешек и коней (Меднис 1982 : 15–17).

Ладья против слона

Сейраван, 2003
abcdefgh
8Chessboard480.svg белая ладья c8 g8 black bishoph8 black kingh6 white king8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ладья против слона, с защищающимся королем в «безопасном» углу. Ход белых, ничья.

В эндшпиле ладьи против слона защитник может сформировать крепость в «безопасном» углу - углу, не того цвета, на котором находится слон (см. Диаграмму). Белые должны выйти из потенциального пат, но они не могут улучшить свою позицию (Сейраван 2003 : 200–201).

1. Лc3 Сa2
2. Лc2 Сb3
3. Rc7 Bg8

Пешка и слон

де ла Вилья, 2008
abcdefgh
8Chessboard480.svg b7 черный слон черный король e3 g3 black pawnбелая пешка g2 f1 white king8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ничья со слоном любого цвета, если белый король не покидает угол

В этой позиции от де ла Вилья белые делают ничью, если их король не покидает угол. Это также ничья, если слон другого цвета, так что это не случай неправильного слона (de la Villa 2008 : 25).

Ладья и пешка против ферзя

Ван дер Пул против Смитса, 2000
abcdefgh
8Chessboard480.svg g8 white queend7 черный король e7 черная пешка f6 черная ладья белый король e5 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Базовая крепость с ладьей и пешкой на второй горизонтали против ферзя

На диаграмме черные делают ничью, отводя ладью назад и вперед между полями d6 и f6, или перемещает своего короля, когда делает шах, оставаясь позади ладьи и рядом с пешкой. Эта крепость работает, когда выполняются все эти условия:

  • пешка все еще находится на втором ранге
  • пешка находится в файлах b через g
  • пешка защищает свою ладью на третьей горизонтали
  • король противника находится за пределами третьей горизонтали защитника
  • защищающийся король защищает свою пешку (Snape 2003 : 91).

Белый король не может пересечь горизонт черную ладью, а белый ферзь не может сделать ничего полезного.

1. Фd5 + Лd6
2. Фb5 + Крd8
3. Фb8 + Крd7
4. Qb5 + ½-½
abcdefgh
8Chessboard480.svg a7 черный крест b7 black crossc7 black crossd7 black crosse7 black crossf7 черный крест черный крест g7 h7 черный крест b6 черный крест c6 черный крест d6 black crosse6 черный крест f6 black crossg6 black crossb5 черный крест g5 черный крест b4 black crossg4 black crossa3 черный крест b3 black crossg3 black crossh3 black crossb2 черный крест c2 black crossd2 black crossчерный крест e2 черный крест f2 g2 black cross8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Розыгрыш белой пешки с точки зрения белых

Такие позиции (когда защищающаяся ладья и король находятся рядом с пешкой и король противника не может атаковать сзади) разыгрываются, когда (см. Диаграмму):

  • пешка находится на вертикали c, d, e или f, а на второй, шестой или седьмой горизонтали
  • пешка находится в любом месте линии b или g
  • пешка находится на линии a или h и на третьей или седьмой горизонтали.

В противном случае выигрывает ферзь (Гривас 2008 : 297).

Пример из игры

Маркотулли против Мальстрёма, 2001
abcdefgh
8Chessboard480.svg h8 white queenc7 black rooke6 white kingb5 black pawnb3 black king8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Черные могут добраться до крепости натяжения.

В этой позиции с ходом черных черные могут добраться до крепости ничьей.

1... b4
2. Крd6 Лc3
3. Kd7

и теперь 3... Ka3 и еще несколько ходов достигают крепости. В реальной партии черные сделали слабый ход 3... Rd3? и потерян (Nunn 2010 : 180–81).

Аналогичный пример

Уитакер против Ферриза, 1959
abcdefgh
8Chessboard480.svg a5 черный ферзь f5 black kingh5 черная пешка белая ладья e3 белая пешка g2 h2 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 50.Re3

В этой партии 1959 года между Уитакером и Феррисом белые пожертвовали ладью за коня, чтобы обменяйтесь парой пешек и достигните этой позиции и объявив, что это была ничья, потому что (1) ферзь не может мат в одиночку, и (2) черный король и пешка не могут приблизиться, чтобы помочь (Whitaker Hartleb 1960). Тем не менее, анализ таблицы эндшпиля показывает, что черные вынуждены выигрывать за 19 ходов, начиная с 50... Qc7 + (единственный выигрышный ход), используя тот факт, что ладья в настоящее время не защищена - снова демонстрируя, как tablebases уточняют традиционную теорию эндшпиля.

Пример с большим количеством пешек

Салов против Корчного, 1997 г.
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная пешка f7 h7 черный король h6 black pawnбелая ладья f5 g4 white pawnf3 белая пешка e1 черный ферзь g1 white king8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Даже с равными пешками Корчной не смог прорвать пятую оборону Салова.

Из диаграммы в Салов vs. Корчной, Вейк-ан-Зее 1997 г. Белые смогли удержать ничью с ладьей и ферзем, даже если у сторон было одинаковое количество пешек. Он сохранил ладью на пятой горизонтали, блокируя короля черных, и был осторожен, чтобы не потерять ладью из-за вилки и не позволить ферзю пожертвовать за ладью в обстоятельствах, когда это принесет победу. для черных. Игроки согласились на ничью после:

48. Kg2 Kg6 49. Rh5 Qe2 + 50. Kg3 Qf1 51. Kf4 Qe1 52. Rd5 Qc1 + 53. Kg3 Qc7 + 54. Kg2 Qf4 55. Rh5 Kf6 56. Rd5 Ke6 57. Rh5 Qd2 + 58. Kg3 f6 59. Rf5 Qc5 61. Kf4 Qe1 62. Rb5 Qc1 + 63. Kg3 Qg1 + 64. Kf4 Qh2 + 65. Ke3 Kf7 66. Rh5 Qg1 + 67. Kf4 Kg6 68. Rd5 Qh2 + 69. Ke3 Kf7 70. Rh5 Qg1 + 71. Kf4 Keh2 72. Rb. Ke3 Kd6 74. Rf5 Qb2 75. Rh5 Ke6 76. Kf4 Qc3 77. Kg3 Qc7 + 78. Kg2 Qf7 79. Rb5 Qe8 80. Rf5 Qg6 81. Rb5 ½ – ½

Слоны противоположного цвета

abcdefgh
8Chessboard480.svg c7 black kinge6 белый слон f6 черная пешка c5 black bishope5 black pawng5 black pawne4 белый король h4 black pawnh3 белая пешка 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Рисование крепости со слонами на противоположных цветах, ход черных

В концовках со слонами противоположных цветов (т. е. когда у одного игрока есть слон, который движется по светлым полям, а слон другого игрока движется по темным полям), это часто возможно построить крепость и, таким образом, сохранить ничью, когда один игрок отстает на одну, две или иногда даже на три пешки. Типичный пример показан на схеме. Белые, хотя отстали на три пешки, создали крепость ничьей, поскольку у черных нет возможности бороться с мертвой хваткой белых над светлыми полями. Белые просто держат слона на диагонали h3 – c8 (Дворецкий 2006 : 92).

Пример из партии

Лотье против Рублевского, 2003 г.
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная пешка f7 g7 white kinge6 black kingg5 white bishopбелая пешка f4 g4 черный слон h4 white pawnбелая пешка g3 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ход черных сдает пешку и строит крепость.

В эндшпиле с разноцветными слонами позиционные факторы могут быть важнее материала. В этой позиции черные жертвуют пешкой (оставляя у себя три пешки вниз), чтобы добраться до крепости.

1... Kf5!
2. Крxf7 Сh5 +
3. Крg7 Сd1
4. Be7 ½-½

После 4... Be2 5.Kh6 Bd1 6.h5 черные просто выжидают, сыграв 6... Be2 (Müller Pajeken 2008 : 191).

Ферзь против двух второстепенных фигур

Вот рисунок крепостей с двумя второстепенными фигурами против королевы (Дворецкий 2006 : 289). Обычно защищающаяся сторона не может добраться до одной из этих позиций.

Епископ и рыцарь

abcdefgh
8Chessboard480.svg a8 black kingb7 черный слон d6 white queenc5 белый король d5 black knight8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Рисование крепости (в любом углу, контролируемом епископом)

Крепость епископа и рыцаря - это еще один тип крепости в углу. При необходимости король может перейти на один из квадратов, примыкающих к углу, а слон может отступить в угол. Это дает нижней стороне достаточно темповых движений, чтобы избежать цугцванга. Например: (Müller Lamprecht 2001 : 339–41)

1. Крb5 Крa7
2. Фd8 Сa8
3. Ka5 Bb7 .

Два слона

Лолли, 1763
abcdefgh
8Chessboard480.svg b7 черный король b6 black bishopc6 black bishope6 белый ферзь b4 white king8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Рисование крепости (в любом углу), позиция Лолли

В окончании два слона против ферзя ферзь побеждает, если Лолли Позиция не достигнута, но некоторым из них требуется до семидесяти одного хода, чтобы поставить мат или выиграть слона, поэтому в игру вступает правило пятидесяти ходов. На схеме:

1. Фe7 + Крc8
2. Фe6 + Крb7
3. Фd6 Сa7
4. Фe7 + Крb6!
5. Фd8 + Крb7!
6. Ka5 Bc5!

и белые не могут предотвратить... Bb6, что возвращает к позиции Лолли (Müller Lamprecht 2001 : 340–41,401).

Два рыцаря

abcdefgh
8Chessboard480.svg e6 black knightf6 черный конь e5 черный король e3 white kingбелый ферзь a2 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Рисование крепости

В крепости двух рыцарей рыцари находятся рядом друг с другом, и их король должен находиться между ними и атакующим королем. Однако защитник должен играть точно (Müller Lamprecht 2001 : 339–41).

Лолли, 1763 г.
abcdefgh
8Chessboard480.svg d5 white queenb4 черный конь c4 black knightc3 черный король f3 white king8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ничья

Есть несколько позиций с двумя конями против ферзя. Лучший способ - расположить рыцарей рядом друг с другом по вертикали или по рангу, а их король находится между ними и королем противника. Это не настоящая крепость, поскольку она не статична. Положение коней может измениться в зависимости от ходов соперника. В этом положении (Lolli, 1763),

1. Фd1 Кd2 +
2. Ke2 Nb3

и черные имеют идеальную оборонительную позицию.

abcdefgh
8Chessboard480.svg e7 black knighta6 черный крест b6 черный крест d6 черный конь e6 black kingf4 белый ферзь d3 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ход белых. Нарисуйте ферзем где угодно, кроме отмеченных квадратов.
abcdefgh
8Chessboard480.svg d7 black knighte6 black kingf6 черный конь e3 white kingбелый ферзь f3 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ничья, но черные должны держать своего короля в хорошей позиции.

Если рыцари не могут быть рядом друг с другом по вертикали или званию, вторая лучшая позиция - это если они находятся рядом друг с другом по диагонали (см. Диаграмму).

Третий тип оборонительного строя - это когда рыцари защищают друг друга, но этот метод более рискованный (Nunn 2002 : 300ff).

С пешками

Ри против Хорта
abcdefgh
8Chessboard480.svg e8 bla ck kingf8 черный конь g8 white queenh7 черная ладья черная пешка d6 g6 черная пешка c5 black bishopd5 white pawnчерная пешка f5 g5 white pawnбелая пешка f4 h4 белый конь g3 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Игра черных Ри против Хорта
abcdefgh
8Chessboard480.svg f8 черный конь g8 white queene7 черный король черная пешка d6 g6 черная пешка d5 white pawnчерная пешка f5 g5 white pawnбелая пешка f4 f3 white kinga1 черный слон 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ничья согласилась. Черные построили неприступную крепость.

Иногда две второстепенные фигуры могут достичь крепости против ферзя, даже если на доске есть пешки. В Ри - Хорт, Вейк-ан-Зее 1986 (первая диаграмма) у черных было материальное неудобство - ладья и слон против ферзя. Дворецкий пишет, что черные, вероятно, проиграют после естественного 1... Bf2 +? 2.Kxf2 Rxh4 из-за 3.Kg3 Rh7 4.Kf3 с последующим маршем короля на c6, или 3.Qg7 !? Rxf4 + 4.Kg3 Rg4 + 5.Kf3, угрожая 6.Qf6 или 6.Qc7 (Дворецкий 2006 : 315). Вместо этого Хорт добился ничьей с помощью 1... Rxh4 !! 2. Kxh4 Bd4! (пленение ферзя белых) 3. Kg3 Ke7 4.Kf3 Ba1 (вторая диаграмма), и игроки согласились на ничью. У ферзя белых нет ходов, все пешки черных защищены, а их слон будет курсировать взад и вперед по полям a1, b2, c3 и d4.

Конь против ладьи и пешки

Эм. Ласкер против Эд. Ласкер, 1924
abcdefgh
8Chessboard480.svg белый конь a4 b4 white kingчерный король f4 b3 black pawng3 черная ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Удивительная ничья

На большом турнире Нью-Йорк 1924 года бывший чемпион мира Эмануэль Ласкер попал в беду против своего тезки. Эдвард Ласкер, но удивил всех, обнаружив новую крепость финала (Ласкер 1951 : 314–15). Несмотря на то, что вместо ладьи и пешки у них только конь, белые делают ничью, перемещая коня вперед и назад между b2 и a4. Единственная настоящая победная попытка черных - вывести короля на c2. Однако для этого черным нужно переместить своего короля так далеко от пешки, чтобы белые могли сыграть Ka3 – b2 и Nc5xb3, когда окончание ладья против коня - легкая ничья. Игра завершилась:

93. Nb2 Ke4 94. Na4 Kd4 95. Nb2 Rf3 96. Na4 Re3 97. Nb2 Ke4 98. Na4 Kf3 99. Ka3! Ke4

Если 99... Ke2, 100.Nc5 Kd2 101.Kb2! (101.Nxb3 + ?? Kc2 и черные выигрывают) и 102.Nxb3 ничья.

100. Kb4 Kd4 101. Nb2 Rh3 102. Na4 Kd3 103. Kxb3 Kd4 + ½ – ½

Слон против ладьи и пешки слона на шестой горизонтали

от де ла Вилья, стр. 220
abcdefgh
8Chessboard480.svg черный король f8 b7 белая ладья e6 black circleбелая пешка f6 d5 черный круг белый король e5 c4 black bishopb3 black circlea2 черный круг 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Черные вытягивают

слона может создать крепость против ладьи и пешки слона на шестом разряде, если слон находится в поле цвета седьмого поля пешки, а защищающийся король находится перед пешка. В этой позиции белые выиграли бы, если бы они поставили короля на шестую горизонталь перед пешкой. Черные делают ничью, удерживая слона на диагонали от a2 до e6, кроме случаев, когда дается шах. Слон удерживает белого короля от поля e6 и проверяет его, идет ли он на g6, чтобы отогнать его. Возможное продолжение:

1... Ba2 2. Kf4

2.f7 - интересная попытка, но затем черные играют 2... Kg7! а затем 3... Bxf7 с ничьей. 2... Kg7 предотвращает 3.Kf6, которое принесет победу.

2... Bc4 3. Kg5 Bd5!

Единственный ход, который можно сделать вничью, так как слон должен иметь возможность проверить короля, если тот идет на g6.

4. Rc7 Ba2! 5. Kg6 Bb1 +! 6. Kh6 Ba2! 7. Ra7

Если 7.f7 Bxf7 !: пешку можно безопасно взять , когда белый король находится на h6.

7... Bc4

Ничья, потому что белые не могут добиться прогресса (de la Villa 2008 : 219–21).

Периметр защиты (пешечная крепость)

Периметр защиты - это техника рисования, при которой сторона, находящаяся позади в материале или иным образом в невыгодном положении, ставит до периметра, в значительной степени или полностью состоящего из пешечной цепи, которую противник не может проникнуть. В отличие от других форм крепости, в миттельшпиле защитный периметр часто можно установить с несколькими фигурами, оставшимися на доске.

abcdefgh
8Chessboard480.svg d8 white bishopb7 черная ладья e7 черная пешка a6 черная ладья черная пешка d6 f6 черная пешка черный слон a5 черный король b5 черная пешка c5 белая пешка e5 g5 black pawnчерная пешка b4 d4 белая пешка белая пешка f4 g4 white pawnh4 black pawna3 black pawnc3 белая пешка h3 белая пешка белая пешка a2 b2 white pawnc2 white bishope2 white king8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Белые на ходу добиваются ничьей.
abcdefgh
8Chessboard480.svg d8 черный король b7 черная ладья e7 черная пешка a6 черная ладья черная пешка d6 e6 белая пешка f6 черная пешка черный слон a5 черная пешка c5 d5 white pawnf5 белая пешка g5 black pawnчерная пешка b4 c4 white pawng4 white pawnh4 black pawna3 black pawnb3 white pawnh3 белая пешка белая пешка a2 e2 white king8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Черные, впереди две ладьи и слон, не могут прорвать периметр защиты белых.

Позиция на первой диаграмме, шахматная задача W.E. Рудольф (La Strategie 1912) иллюстрирует периметр защиты. У белых уже огромный материальный недостаток, но они вынуждают ничью, отдав оставшиеся фигуры, чтобы создать непробиваемый периметр защиты своими пешками. Белые делают ход 1. Сa4 +! Kxa4 (1... Kc4 2. Bb3 +! Kb5 3. c4 + Kc6 4. Ba4 + !, форсирование Rb5, победа белых) 2. b3 + Kb5 3. c4 + Kc6 4. d5 + Kd7 5. e6 +! Крxd8 6. f5! (вторая диаграмма). Теперь у черных две ладьи и слон (обычно подавляющее материальное преимущество), но у них нет надежды прорваться через периметр защиты белых. Единственные выигрышные попытки черных - это поставить ладьи на b5, c6 и т. Д. И надеяться, что белые захватят их. Белые делают ничью, игнорируя все подобные предложения и просто тасуя своего короля (Кмоч 1959 : 174–75).

Петросян против Хазаи
abcdefgh
8Chessboard480.svg черный король c8 a7 black queenчерная пешка c7 черная пешка d6 черная пешка a5 b5 белая пешка черная пешка c5 d5 white pawne5 black pawng5 black pawnh5 черная пешка белый конь a4 c4 white pawne4 white pawnf4 black pawna3 white pawnf3 белая пешка g3 black bishoph3 белая пешка a2 white kingb2 whi te queenбелая пешка g2 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Игра черных Петросян против Хазаи
abcdefgh
8Chessboard480.svg черный король c8 b6 black pawnчерная пешка d6 черная пешка a5 b5 белая пешка черная пешка c5 d5 white pawne5 black pawnc4 white pawne4 white pawnf4 black pawnh4 black pawna3 white pawnf3 белая пешка g3 black bishoph3 белая пешка a2 white kingd2 белый ферзь 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Белые не могут проникнуть в крепость черных.

Приведенный выше пример может показаться фантастическим, но черные достигли аналогичного периметра защиты в Аршак Петросян –Хазаи, Шильде 1970 (первая диаграмма). У черных сложный эндшпиль, так как белые могут атаковать и выиграть пешку «а» силой, а у них нет контригры. Черные попробовали необычный 45... Qb6 !?, на что белые ответили очевидным 46. Кxb6 +? На самом деле это критическая ошибка, позволяющая черным построить неприступную крепость. Белым следовало осуществить свой план по завоеванию пешки a черных, например, с 46.Qc1 (угрожая 47.Nxb6 + cxb6 48.h4! Gxh4 49.Qh1 и Qh3, выигрывая) Qa7 47.Qd2 с последующим Kb3, Nc3, Ka4, Na2 – c1 – b3. 46... cxb6 Теперь черные угрожают 47... h4, заблокировав всю доску своими пешками, поэтому белые пытаются открыть позицию. 47. h4 gxh4 48. Qd2 h3! 49. gxh3 Иначе 49... h2 ничья. 49... h4! (вторая диаграмма) Черные построили свою крепость и теперь могут сделать ничью, просто двигая своим королем. Единственный способ, которым белые могли попытаться прорвать крепость, - это жертва ферзя в какой-то момент (например, Qxa5 или Qxe5), но ни один из этих способов не дает белым шансов на победу, пока черные держат своего короля в центре. Игроки перетасовали своих королей и ферзя белых еще на шесть ходов, прежде чем согласились на ничью (Müller Pajeken 2008 : 200) (Soltis 1975 : 249–50).

Смирин против HIARCS
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная пешка b7 e7 black bishopg6 black kingчерная пешка f5 черная пешка a4 d4 white knightчерный слон e4 белая пешка f4 g4 черная пешка h4 black pawna3 white pawnc3 белая бис hop e3 white pawnb2 white pawnh2 белая пешка g1 white king8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 46.Kg1: белые видят пешечную крепость. Смирин против HIARCS
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная пешка b7 e6 black kingчерная пешка f5 черная пешка a4 b4 white pawnчерный слон e4 белая пешка f4 h4 black pawnc3 белый конь e3 white pawng3 black pawnh3 белая пешка b2 white pawng1 white king8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 51.Nc3: крепость построена.

В Смирин - HIARCS, матч Smirin-Computers 2002 г., супер-гроссмейстер, похоже, столкнулся с проблемой против компьютера, который имеет пара слонов , может связать белого короля с помощью... g3 и угрожает вторжением своим королем на светлые поля. Смирин же видел, что своими пешками он может построить крепость. Игра продолжилась 46... g3 47. h3! Удивительный ход, дающий черным грозную защищенную проходную на шестой горизонтали, но он начинает строить крепость белых, удерживая черных король из g4. 47... Bc5 48. Bb4! Теперь Смирин дает HIARCS выбор между разноцветным слоновым эндшпилем (в котором, кроме того, белые сыграют Be7 и выиграют пешку h если черный король подходит к центру) и концовка слона против коня, в которой Смирин представляет себе крепость. 48... Bxb4 49. axb4 Kf7 Черные могли попытаться предотвратить предстоящий маневр белых с помощью 49... Bd3, но тогда белые могли сыграть 50.Nf3 Kh5 (форсированный) 51.Nd4. 50. Кb5! Ke6 51. Nc3! Завершение строительства крепости. Теперь королю черных нет выхода, а его слон ничего не может сделать, поскольку белый король может помешать... Bf1, атакуя единственную пешку белых на светлом поле. Партия завершилась: 51... Bc2 52. Kg2 Kd6 53. Kg1 Kc6 54. Kg2 b5 55. Kg1 Bd3 56. Kg2 Be4 + 57. Kg1 Bc2 58. Kg2 Bd3 59. Kg1 Be4 60. Kf1 ½ – ½

Другие примеры

Вот еще несколько рисунков крепостей (Müller Pajeken 2008 : 183–215).

Крепости против слона

Мюллер и Паджекен
abcdefgh
8Chessboard480.svg a7 белый слон b7 черный король b6 white pawnc5 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ничья Мюллер и Паджекен
abcdefgh
8Chessboard480.svg b8 черный король a7 black pawna6 белая пешка b5 белый король d5 white bishop8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ничья

Крепости против коня

abcdefgh
8Chessboard480.svg a7 black knighte2 white kingh2 black pawnh1 черный король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Белые рисуют ходом 1.Kf2!
abcdefgh
8Chessboard480.svg b8 черный король a7 black pawna6 белая пешка c6 белый король b5 white knight8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ничья с любой стороны для хода

Крепости против ладьи

abcdefgh
8Chessboard480.svg черный король g8 b7 белая ладья h7 black pawne6 white kingg6 черная пешка c3 black bishopбелая пешка g3 h2 белая пешка 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Черные для хода ничьи с 1... h5!

Полу-крепость

Kling Horwitz, 1851
abcdefgh
8Chessboard480.svg f8 белый слон b7 black knightb6 черный король d5 white kinga4 white bishop8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Это полу-крепость, но белые побеждают за 45 ходов.
Таблицы Ломоносова
abcdefgh
8Chessboard480.svg f8 white kinga7 black kingбелый конь a4 f2 белая пешка белая пешка g2 c1 черный слон h1 black bishop8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ход белых, хотя черные маты в 193.

Эндшпиль между двумя слонами и конем считался ничьей более ста лет. Было известно, что временная оборонительная крепость на этой позиции может быть разрушена после ряда ходов, но предполагалось, что крепость может быть перестроена в другом углу. Компьютерные таблицы эндшпиля показывают, что слоны обычно побеждают, но на это требуется до 66 ходов. Чтобы вытеснить черных из временной крепости в углу, нужно несколько ходов; тогда точная игра слонами мешает черным сформировать крепость в другом углу. Положение на диаграмме считалось ничьей Клингом и Хорвицем, но компьютерный анализ показывает, что белые выигрывают за 45 ходов (либо матом, либо выигрышем коня). Все длинные победы в этом эндшпиле проходят через этот тип полукрепостной позиции (Nunn 1995 : 265ff).

Пинтер против Бронштейна, 1977
abcdefgh
8Chessboard480.svg c7 черный слон d5 black bishopg5 черный король e3 white kinge1 white knight8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция перед 68.Kd4

Эта партия между Йожефом Пинтером и Давидом Бронштейном демонстрирует человеческую игру в эндшпиле. У защитника есть две идеи: (1) держать короля подальше от края доски и (2) держать коня близко к королю. Белые достигают полукрепости после 71. Nb2!, который выпадает после 75... Kb5! . После 90 белые снова попадают в полукрепость в другом углу. Кg2 + . После 100. Ke3 белые больше не могут удерживать эту полукрепость, но после 112 формируют одну в другом углу. Кb7! . На 117-м ходу белые потребовали ничью по правилу пятидесяти ходов (Benko 2007 : 132–34,137).

Позиционная ничья

Портиш против Кавалека, 1978
abcdefgh
8Chessboard480.svg d7 black knightd6 black kinga5 белый слон a4 white pawnd4 white kingb3 white pawn8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ход белых

«Позиционная ничья» - это концепция, наиболее часто используемая в исследованиях эндшпиля и описывающая тупик, отличный от тупик. Обычно это повторение действий, в которых ни одна из сторон не может добиться прогресса или безопасно отклониться. Обычно преимущество материала уравновешивается позиционным преимуществом. Крепости и вечный шах являются примерами позиционных ничьих (Hooper Whyld 1992). Иногда они спасают ничью из положения, которое кажется безнадежным из-за материального дефицита (Giddens 2007 : 111) harvcol error: no target: CITEREFGiddens2007 (help ). Грандмастер Джон Нанн описывает позиционную ничью как позицию, в которой у одной стороны достаточно материала для нормальной победы, и он не подвергается прямой атаке, а является какой-то особенностью позиции (часто блокада ) не позволяет ему победить (Нанн 1981 : 68).

Простой пример показан в игре между Лайошем Портишем и Любомиром Кавалеком. Белые легко могли выиграть с помощью 1.Be1 Kc6 2.b4. Однако игра продолжилась 1. b4? Nb8 2. b5 Nc6 +! Единственный способ избежать угрожающего 3... Nxa5 - это 3.bxc6 Kxc6, но в результате получается ничья, потому что слон не того цвета, чтобы иметь возможность форсировать превращение ладейной пешки в (см. Выше, неправильный слон и неправильная ладейная пешка ) (Белявский и Михальчишин 2003 : 130 –35).

Пахман
abcdefgh
8Chessboard480.svg e5 black rookf5 black kinge4 черная ладья d3 белый слон f3 white king8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Любая сторона для хода

Людек Пахман приводит позицию в эндшпиле на диаграмме как простой пример позиционной ничьей. Белые на ходу просто делают выжидательные ходы слоном (Bb1 – c2 – d3). Что касается черных, «если они не желают допустить перехода к ничейному окончанию ладьи против слона, ему ничего не остается, кроме как непрерывно перемещать ладью на [e5] вверх и вниз по [вертикали е]». Пахман объясняет: «Нерешительный результат здесь противоречит принципам, касающимся ценности фигур, и вызван плохим положением черных фигур (связанная ладья на [e4])». (Пахман 1973 : 186–87).

Ботвинник против Кереса, 1951
abcdefgh
8Chessboard480.svg b7 белая ладья c7 белая пешка f7 black knightчерный король g7 h7 black pawnчерная пешка d6 f6 черная пешка g6 черная пешка d5 white pawne5 black pawne4 white pawnбелая пешка f4 c3 black rookбелая пешка g3 h2 белая пешка h1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 52.c7, ничья

Эта позиция из партии Михаила Ботвинника и Пола Кереса в 1951 году Чемпионат СССР заканчивается вничью, потому что черный король не может освободиться, а ладья должна оставаться на линии c- . Игроки согласились на ничью четырьмя ходами спустя (Гидденс 2007 : 111) ошибка harvcol: нет цели: CITEREFGiddens2007 (help ).

Тал против Фишера, 1962
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья c8 черная пешка f7 h7 черный король черная пешка d6 белая пешка f6 d5 white pawng5 black pawne4 white rookf4 black bishoph4 black pawnh3 белая пешка белая пешка g2 b1 white rookg1 white king8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 47... Kh7 Тал против Фишера
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная пешка d6 черный король f6 d5 белая ладья g5 black pawne4 white rookf4 black bishoph4 black pawnb3 black rookh3 белая пешка f2 white kingбелая пешка g2 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Конечная позиция, после 58.Re4

Первая диаграмма показывает позицию из игры между бывшими Чемпион мира Михаил Тал и будущий чемпион мира Бобби Фишер из Турнира претендентов 1962 года на Кюрасао. После 41 хода Таль имел преимущество, но Фишер пожертвовал разменом (ладья на коня). Партия была сделана вничью на 58-м ходу (Тимман 2005 : 55–56).

Бенко против Бонина
abcdefgh
8Chessboard480.svg e8 bla ck kinge7 black knightc6 black rookбелая пешка c5 e5 white queeng5 white pawnh5 white king8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ничья

В этой позиции из партии Пала Бенко и Международного Мастера Джея Бонина, белые осознали, что блокаду невозможно прорвать и несмотря на лишний материал, игра завершилась вничью (Бенко 2009 : 40).

Симхович, 1926 г.
abcdefgh
8Chessboard480.svg e8 белый король c7 black kinge7 white bishopчерная пешка f7 h7 white knightg6 черная пешка f5 белая пешка g5 white pawnh3 b lack pawna2 black bishop8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
белые играют и играют вничью
Симхович, 1926
abcdefgh
8Chessboard480.svg d7 черный король черная пешка f7 g7 white kingh7 white knightбелая пешка f6 g6 черная пешка h6 white bishopg5 white pawne4 black queena2 black bishop8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиционная ничья

Могут ли белые остановить пешку h от ферзя ? Позиция выглядит проигранной для белых, но у них есть защита, которая, похоже, противоречит правилам логики. Белые спокойно построят «крепость», которая укрывает их фигуры от атаки. Единственная слабость в «крепости» белых - пешка g. Эту пешку должен защищать слон, и единственное поле, где это можно сделать безопасно, - это поле h6.

1. Bf6! Белые угрожают остановить продвижение пешки h путем... Be5 +; построить крепость сразу не получается: 1.f6? h2 2.Kf8 h1 = Q 3.Kg7 (3.Kg8 Qg2 4.Bf8 Qa8 5.Kg7 Kd7 6.Kg8 Ke6 7.Kg7 Kf5 8.Kg8 Bb3 9.Kg7 Qh1− +) 3... Kd7 4.Bb4 Ke6 5.Bd2 Kf5 6.Be3 Qf3 7.Bd2 Qe2 8.Bc1 Qd1 9.Be3 Qd3 10.Bc1 Qc3− +; 1... Kd6 2. Be7 + 2.fxg6? Этот ход разрушает крепость 2... fxg6 3.Be7 + Kc6− +. Шахматные компьютерные программы испытывают трудности с оценкой «крепостных» позиций, потому что обычные значения фигур не применяются. 2... Ke5 3. Bd8! Белые могут рисовать по-другому, не нуждаясь в «крепости»: 3.fxg6 fxg6 4.Bd8 Kd6 5.Nf6! h2 6.Ne4 + Ke6 7.Nf2 Bd5 8.Bf6 h1 = Q 9.Nxh1 Bxh1 =; 3... Kd6 Угроза была... Bc7 + 4. Be7 + Kc6 Белые добились закрытия длинной диагонали a8 – h1. Единственный способ избежать этого - повторять ходы черными. Теперь белые могут построить свою «крепость», не беспокоясь о том, что ферзь по длинной диагонали попадет на задний ряд. 5. f6! h2 6. Bf8! h1 = Q 7. Bh6! с идеей 8.Kf8 и 9.Kg7. Белые будут в безопасности за барьером из пешек. Это позиционная ничья.

См. Также

Примечания

Литература

Последняя правка сделана 2021-05-20 12:18:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте