В шахматах правило трехкратного повторения гласит, что игрок может потребовать нарисуйте, если одна и та же позиция встречается три раза. Правило также известно как повторение позиции и, в правилах USCF, как тройное вхождение позиции . Две позиции по определению являются "одинаковыми", если одинаковые типы фигур занимают одни и те же клетки, у одного и того же игрока есть ход, остальные права рокировки одинаковы и возможность взятия на проходе то же самое. Необязательно, чтобы повторяющиеся положения выполнялись последовательно. Обоснование правила заключается в том, что если позиция повторяется три раза, никакого реального прогресса не происходит, и игра гипотетически может продолжаться бесконечно.
Игра не считается ничьей автоматически, если позиция встречается в третий раз - один из игроков в свой ход должен потребовать ничью с арбитром. Заявление должно быть сделано либо до того, как сделать ход, который приведет к третьему повторению, либо после того, как противник сделает ход, производящий третье повторение. Напротив, правило пятикратного повторения требует, чтобы арбитр вмешался и объявил игру вничью, если одна и та же позиция встречается пять раз, и не требует никаких требований со стороны игроков.
Подобные правила существуют и в других абстрактных стратегических играх, таких как сянци и сёги (см. сенничите ).
.
Соответствующие правила шахматных правил ФИДЕ резюмируются следующим образом:
Хотя после последовательных ходов обычно происходит трехкратное повторение, нет требования, чтобы ходы были последовательными, чтобы заявление было действительным. Промежуточные позиции и ходы значения не имеют - они могут быть одинаковыми или разными. Правило применяется к позициям, а не к ходам.
Бессрочная проверка связана с правилом, так как приводит к повторению позиций.
Если заявление о ничьей неверно, противнику предоставляются дополнительные две минуты, должен быть сыгран письменный ход, если он является допустимым, и игра продолжается. Необоснованные претензии могут быть наказаны в соответствии с правилом 11.5, которое запрещает отвлекать или раздражать соперника. Даже если заявление неверно, любое заявление о ничьей также является предложением о ничьей, которое может принять оппонент.
Правило пятикратного повторения было введено в 2014 году, предусматривающее обязательную ничью в случае пятикратного повторения.
9.6 Если происходит одно или оба следующих события, то игра заканчивается вничью:
семнадцатая и восемнадцатая партия матча на первенство мира 1972 года в Рейкьявике между Бобби Фишером и Борисом Спасским были объявлены ничьи из-за трехкратного повтора. двадцатая партия была сыграна вничью после неправильной заявки (см. неправильные заявки ниже).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В третьей партии кандидатов 1971 года Финальный матч в Буэнос-Айресе между Бобби Фишером и Тиграном Петросяном, Петросян (с лучшей позицией) случайно позволил позицию после 30.Qe2 (см. диаграмму) повторить трижды. Продолжение игры:
и тогда Фишер написал свой следующий ход
в его таблице результатов , что является третьим появлением позиции с ходом черных, и он потребовал привлечь. Сначала Петросян не понимал, что происходит. Между прочим, это был первый раз за всю его карьеру заявлена ничья путем трехкратного повторения (Плисецкий и Воронков 2005 : 283–84), (Каспаров 2004 : 422–23), (Бирн 1971 : 682). Это также показывает, что промежуточные ходы не обязательно должны быть одинаковыми - только позиции.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Как отмечалось выше, один игроков должны требовать ничью путем трехкратного повторения, чтобы правило было применено, в противном случае игра продолжается. В пятой партии матча 1921 чемпионата мира по шахматам в Гаване между Хосе Раулем Капабланкой и Эмануэлем Ласкером, то же самое положение произошло три раз, но ничья не была заявлена. После 34... h5 (см. Диаграмму) ходы были:
Игра продолжилась; Ласкер ошибся, и подал в отставку на 46-м ходу. Капабланка повторил позицию, чтобы выиграть время на часах (т.е. сделать несколько быстрых ходов до контроля времени ) (Каспаров 2003 : 266–67). (Капабланка выиграл матч и стал чемпионом мира.)
Алехин - Ласкер. Москва 1914
| Ласкер vs Алехин. Св. Петербург 1914
|
Игра между Александром Алехиным и чемпионом мира Эмануэлем Ласкером в Москва 1914 года завершилась короткой ничьей. После 16.Qg6 (см. Диаграмму) игроки согласились на ничью, потому что Алехин может форсировать троекратное повторение, например 16... Qe8 17.Qxh6 + Kg8 18.Qg5 + Kh8 19.Qh6 + (Hooper Whyld 1992) (при повторении позиции).
В первой партии между двумя игроками на турнире в Санкт-Петербурге 1914 года Алехин, на этот раз черными фигурами, после 21.Qd4 (см. Диаграмму) добился ничьей путем троекратное повторение с использованием аналогичного процесса (Bott Morrison 1966 : 14).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Знаменитая ничья с троекратным повторением произошла в четвертой партии между Лайош Портиш и Виктор Корчной в Белграде в матче Россия (СССР) - Остальной мир 1970. После 21... Qb5 (см. Диаграмму), в явно лучшей позиции, Портиш позволил этой позиции повториться три раза и был раскритикован товарищем по команде Бобби Фишером за то, что позволил (Брэди 1973 : 163). Если бы Портиш выиграл игру, матч был бы равен ничьей. Продолжение игры:
, позволяя черным претендовать на троекратное повторение. с 25... Qb5.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В партии между Гарри Каспаровым и Deep Blue в Нью-Йорке 1997, партия закончилась ничьей по соглашению, потому что после 49... Kb4 (см. диаграмму), если белые сыграют 50.g8 = Q, черные могут форсировать вечный шах и требовать ничью после 54.Kb1 путем троекратного повторения (Hsu 2002 : 251–52):
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Обнаружить пятикратное повторение может быть сложной задачей для арбитра. В игре Акшат Кампария против Ли Бо, Будапешт 2018 Ли дважды запросил ничью, просто сказав «повторение». Оба раза запрос был отклонен, потому что он был сделан неправильно в соответствии с правилом трехкратного повторения. Позже Ли был поставлен мат. Ли обсудил результат и в конце концов сказал «пять». Арбитр мог проверить пятикратное повторение на ходах 60, 62, 68, 73 и 75. Если бы правило пятикратного повторения не действовало, результат остался бы в силе, поскольку не было сделано правильного заявления о трехкратном повторении. Однако, согласно правилу пятикратного повторения, пятое появление позиции немедленно завершает игру, и последующие ходы становятся неактуальными. Таким образом, результат был отменен, и партия была объявлена ничьей.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
линия атаки Австрии из Защита Пирца была проанализирована до ничьей тройным повторением. После ходов 1.e4 d6 2.d4 Nf6 3.Nc3 g6 4.f4 Bg7 5.Nf3 c5 6.Bb5 + Bd7 7.e5 Ng4 8.e6 fxe6 9.Ng5 Bxb5! 10.Nxe6 Bxd4! 11.Nxd8 (см. Диаграмму) Черные могут форсировать вечный шах и сделать ничью следующими ходами:
Игроки иногда повторяют позицию один раз не для того, чтобы рисовать, а для того, чтобы выиграть время на часах (когда используется приращение) или чтобы приблизиться к контролю времени (после этого они получат больше времени). Иногда игроки неправильно считают и непреднамеренно повторяют позицию более одного раза, что позволяет сопернику претендовать на ничью в неблагоприятной позиции. Игра между Пономаревым и Адамсом в Вейк-ан-Зее 2005 могла быть примером этого (Friedel 2005).
Даже лучшие игроки делали неверные заявления о ничьей в соответствии с этим правилом. Игра Карпова – Майлза является примером того, что право рокировки должно быть одинаковым во всех позициях. Партия Фишера – Спасского является примером того, что во всех трех позициях должен быть один и тот же ход игрока.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Оговорка о праве на замок - тонкий, но важный вопрос. В игре между гроссмейстерами Анатолием Карповым и Тони Майлзом в Тилбурге 1986 года у Карпова оставалось меньше пяти минут на его часах, чтобы завершить указанное количество двигается или проигрывает игру. Он потребовал ничью путем повторения после тщательной проверки своего бланка, после чего ему было указано, что в первом случае позиции черный король имел право рокироваться, тогда как во втором и третьем - нет. Правила турнира предусматривали, что игрок наказывается тремя минутами своего времени за неправильные заявления, из-за которых флаг Карпова был на грани падения. К тому времени Майлз выиграл ничью. (Майлзу следовало бы с готовностью согласиться на ничью в этой позиции, но Карпов был близок к тому, чтобы проиграть партию из-за контроля времени.) После 22. Nb5 (см. Диаграмму) продолжение игры:
Черные могли замкнуть королевский фланг в первый раз, когда позиция на диаграмме возникла, но не тогда, когда позиция повторилась.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В двадцатой партии чемпионата мира по шахматам 1972 года между Бобби Фишером и Борисом Спасским, Фишер вызвал арбитра Лотара Шмида претендовать на ничью из-за троекратного повторения. Спасский не оспаривал это и подписал протокол до решения арбитра (Глигорич 1972 : 119). После согласования ничьей было указано, что такая позиция возникла после сорок восьмого (см. Диаграмму) и пятидесятого ходов белых, а также после пятьдесят четвертого хода черных. Таким образом, требование было фактически недействительным, потому что во всех трех случаях ход был не одним и тем же игроком, но результат ничьей остался (Александр 1972 : 137–38).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Правило формулировалось по-разному в разные периоды истории шахмат. В базе данных MegaCorr Тима Хардинга (собрание заочных шахмат партий) примечания к игре между городами Пешт и Париж, сыгранных между 1842 и 1845 годами, утверждают, что для получения ничьей необходимо повторение в шесть раз. Игра шла: 1.e4 e5 2.Nf3 Nf6 3.Nxe5 d6 4.Nf3 Nxe4 5.d4 d5 6.Bd3 Bd6 7.0-0 0-0 8.c4 Be6 9.Qc2 f5 10.Qb3 dxc4 11.Qxb7 c6 12.Bxe4 fxe4 13.Ng5 Bf5 14.Nc3 Qd7 15.Qxd7 Nxd7 16.Ngxe4 Bc7 17.Re1 Rab8 18.Re2 Nb6 19.Nc5 (см. Диаграмму) Bd6 20.N5e4 Bc7 21.Nc5 Bd6 22.N5e4 Bc7 23.Nc5 Bd6 24.N5e4 Bc7 25.Nc5 Bd6 26.N5e4 Bc7 27.Nc5 и теперь вместо шестикратного повторения ничьей с 27... Bd6 28.N5e4 Bc7 Париж разошелся с 27... Bd3 и проиграл партию.
Впервые такое правило использовалось на турнире в Лондоне в 1883 году, но было сказано расплывчато: «... если серия ходов повторяется три раза, противник может заявить о ничьей». В правилах первого официального матча чемпионата мира по шахматам 1886 между Вильгельмом Стейницем и Йоханнесом Цукертортом говорилось: «... если оба игрока повторяют одну и ту же серию ходов шесть раз подряд, затем любой игрок может потребовать ничью ». В двух играх одна и та же позиция повторялась трижды. Вскоре после этого правило было изменено, и теперь оно основано на позициях, а не на ходах, и на трех повторениях (McCrary 2004). Вытяжки этим методом раньше были редкостью (Brace 1977 : 236).
Первая редакция правила ФИДЕ от 1928 года уже определяет правило троекратного повторения без учета права на рокировку и захват на проходе. Дополнительное рассмотрение права на рокировку и захват en passant было неявно введено в 1975 году и явно сформулировано в 1985 году. До этого интерпретация ФИДЕ 1964 года установила то же самое (Harkness 1967 : 49).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В этой игре Венского турнира 1898 года между Гарри Пиллсбери и Амос Берн, одна и та же позиция повторялась трижды, но в то время правила не могли претендовать на ничью. Турнир проводился по правилам Bilguer's Handbuch des Schachspiels (1843, с более поздними изданиями), в котором трехкратное правило было сформулировано как повторение ходов или последовательность действий. движется, а не позиция. После 42... Qe3 (см. Диаграмму) игра продолжилась:
Согласно современным правилам, черные могли требовать ничью, сообщив арбитру о своем намерении сыграть 50... Kg7, создав ту же позицию, что и после 42... Qe3 и 46... Kg7. С другой стороны, после 51.Qb2 черные могли сразу же заявить о ничьей, потому что белые повторили позицию после 43.Qb2 и 47.Qb2. Берн выиграл игру (Гиддинс 2012 : 166–67).
Во многих абстрактных стратегических играх есть правила, прикрывающие повторение позиции. В одних играх это приводит к ничьей, в других повторение позиции запрещено.
В настоящее время сёги используют правило четырёхкратного повторения (千 日 手 сенничите), которое требуется для завершения вничью. У каждого игрока должны быть одинаковые фигуры в руке, а также одна и та же позиция на доске. Результат - ничья. Однако четырехкратное повторение с бесконечными проверками недопустимо и приводит не к ничьей, а к проигрышу проверяющего игрока.
В Сянци правила о повторении различаются для разных наборов правил, но, как правило, постоянные атаки (長 打 ), включая постоянную проверку, бессрочную угрмэйт И вечная погоня запрещены.
Аримаа не допускает трехкратного повторения одной и той же позиции с одним и тем же игроком.
В Go игрок не может сделать ход, который повторяет предыдущую позицию, как это произошло бы, если бы игрок немедленно отбил камень в ситуации ko.. Создание коугрозов является важным стратегическим аспектом Go.
| год публикации =
()