Трехкратное повторение

редактировать

В шахматах правило трехкратного повторения гласит, что игрок может потребовать нарисуйте, если одна и та же позиция встречается три раза. Правило также известно как повторение позиции и, в правилах USCF, как тройное вхождение позиции . Две позиции по определению являются "одинаковыми", если одинаковые типы фигур занимают одни и те же клетки, у одного и того же игрока есть ход, остальные права рокировки одинаковы и возможность взятия на проходе то же самое. Необязательно, чтобы повторяющиеся положения выполнялись последовательно. Обоснование правила заключается в том, что если позиция повторяется три раза, никакого реального прогресса не происходит, и игра гипотетически может продолжаться бесконечно.

Игра не считается ничьей автоматически, если позиция встречается в третий раз - один из игроков в свой ход должен потребовать ничью с арбитром. Заявление должно быть сделано либо до того, как сделать ход, который приведет к третьему повторению, либо после того, как противник сделает ход, производящий третье повторение. Напротив, правило пятикратного повторения требует, чтобы арбитр вмешался и объявил игру вничью, если одна и та же позиция встречается пять раз, и не требует никаких требований со стороны игроков.

Подобные правила существуют и в других абстрактных стратегических играх, таких как сянци и сёги (см. сенничите ).

Содержание

  • 1 Формулировка правила
  • 2 Примеры
    • 2.1 Фишер против Петросяна, 1971
    • 2.2 Капабланка против Ласкера, 1921
    • 2.3 Две игры между Алехиным и Ласкером, 1914
    • 2.4 Портиш против Корчного, 1970
    • 2.5 Каспаров против Deep Blue, 1997
    • 2.6 Кампария против Бо, 2018
    • 2.7 Начальная линия
  • 3 Повторение позиции для выигрыша времени
  • 4 Неправильные утверждения
    • 4.1 Карпов против Майлза, 1986
    • 4.2 Фишер против Спасского, 1972
  • 5 История правила
    • 5.1 Пиллсбери против Бёрна, 1898
  • 6 Другие игры
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

.

Формулировка правила

Соответствующие правила шахматных правил ФИДЕ резюмируются следующим образом:

Игра является ничьей если позиция встречается (как минимум) три раза за игру. (Промежуточные ходы не имеют значения.) Он должен быть заявлен игроком, чей ход ходит. Претензия предъявлена:
а. Если позиция вот-вот появится в третий раз, игрок, делающий заявку, сначала записывает свой ход в свой бланк и уведомляет арбитра , что они намереваются сделать этот ход.
or
b. Если позиция появилась в третий раз, игрок с ходом может потребовать ничью.
Позиции считаются одинаковыми, если
(1) тот же игрок имеет ход,
(2) фигуры одного вида и цвета занимают одни и те же клетки, и
(3) возможные ходы всех фигур одинаковы.
Согласно пункту (3) выше, позиции не являются считается таким же, если:
(a) в первой позиции пешка могла быть взята на проходе (по правилу на проходе в последующих позициях пешка не может быть захваченным на проходе), или
(b) любой из игроков потерял право на замок, т.е. либо король, либо одна из ладей были перемещены между повторениями позиции.

Хотя после последовательных ходов обычно происходит трехкратное повторение, нет требования, чтобы ходы были последовательными, чтобы заявление было действительным. Промежуточные позиции и ходы значения не имеют - они могут быть одинаковыми или разными. Правило применяется к позициям, а не к ходам.

Бессрочная проверка связана с правилом, так как приводит к повторению позиций.

Если заявление о ничьей неверно, противнику предоставляются дополнительные две минуты, должен быть сыгран письменный ход, если он является допустимым, и игра продолжается. Необоснованные претензии могут быть наказаны в соответствии с правилом 11.5, которое запрещает отвлекать или раздражать соперника. Даже если заявление неверно, любое заявление о ничьей также является предложением о ничьей, которое может принять оппонент.

Правило пятикратного повторения было введено в 2014 году, предусматривающее обязательную ничью в случае пятикратного повторения.

9.6 Если происходит одно или оба следующих события, то игра заканчивается вничью:

9.6.1 такая же позиция появлялась, как в 9.2.2, по крайней мере, пять раз.

Примеры

семнадцатая и восемнадцатая партия матча на первенство мира 1972 года в Рейкьявике между Бобби Фишером и Борисом Спасским были объявлены ничьи из-за трехкратного повтора. двадцатая партия была сыграна вничью после неправильной заявки (см. неправильные заявки ниже).

Фишер против Петросяна, 1971

Фишер против Петросяна, 1971
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная пешка a7 черная пешка b7 черная пешка f7 h7 черный король черная пешка c6 f6 черный ферзь черная пешка h6 d5 черная ладья белая пешка f5 f4 белая ладья белая пешка h3 a2 белая пешка белая пешка c2 белый ферзь e2 белая пешка f2 h1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 30.Qe2, 32.Qe2 и 34.Qe2

В третьей партии кандидатов 1971 года Финальный матч в Буэнос-Айресе между Бобби Фишером и Тиграном Петросяном, Петросян (с лучшей позицией) случайно позволил позицию после 30.Qe2 (см. диаграмму) повторить трижды. Продолжение игры:

30... Qe5
31. Фh5 Фf6
32. Фe2 (второй раз) Лe5
33. Qd3 Rd5?

и тогда Фишер написал свой следующий ход

34. Фe2 (в третий раз) ½-½

в его таблице результатов , что является третьим появлением позиции с ходом черных, и он потребовал привлечь. Сначала Петросян не понимал, что происходит. Между прочим, это был первый раз за всю его карьеру заявлена ​​ничья путем трехкратного повторения (Плисецкий и Воронков 2005 : 283–84), (Каспаров 2004 : 422–23), (Бирн 1971 : 682). Это также показывает, что промежуточные ходы не обязательно должны быть одинаковыми - только позиции.

Капабланка против Ласкера, 1921

Капабланка против Ласкера, 1921
abcdefgh
8Chessboard480.svg f8 черный король черная пешка a7 черная пешка f7 b6 черная пешка e6 черный ферзь f5 белая ладья g5 белый ферзь черная пешка h5 g4 черный конь белая пешка e3 a2 белая пешка b2 белая пешка g1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 34... h5, 36... Kf8 и 38... Kf8

Как отмечалось выше, один игроков должны требовать ничью путем трехкратного повторения, чтобы правило было применено, в противном случае игра продолжается. В пятой партии матча 1921 чемпионата мира по шахматам в Гаване между Хосе Раулем Капабланкой и Эмануэлем Ласкером, то же самое положение произошло три раз, но ничья не была заявлена. После 34... h5 (см. Диаграмму) ходы были:

35. Фd8 + Крg7
36. Фg5 + Крf8 (второй раз)
37. Фd8 + Крg7
38. Qg5 + Kf8 (третий раз)

Игра продолжилась; Ласкер ошибся, и подал в отставку на 46-м ходу. Капабланка повторил позицию, чтобы выиграть время на часах (т.е. сделать несколько быстрых ходов до контроля времени ) (Каспаров 2003 : 266–67). (Капабланка выиграл матч и стал чемпионом мира.)

Две партии между Алехиным и Ласкером, 1914

Алехин - Ласкер. Москва 1914
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья a8 d8 черный ферзь f8 черная ладья h8 черный король черная пешка a7 c7 черная пешка e7 черный слон черная пешка e6 f6 черный конь g6 белый ферзь черная пешка h6 черная пешка d5 c3 белый конь d3 белый слон a2 белая пешка b2 белая пешка белая пешка c2 белая пешка f2 белая пешка g2 h2 белая пешка a1 белая ладья g1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 16.Qg6
Ласкер vs Алехин. Св. Петербург 1914
abcdefgh
8Chessboard480.svg h8 черный ладья c7 черная пешка e7 черный слон черная пешка f7 черная пешка g7 h7 черная пешка черная пешка c6 черный король e6 белая пешка c5 черный конь e5 белый ферзь d4 e4 белый конь f3 черный ферзь a2 белая пешка b2 белая пешка белая пешка f2 h2 белая пешка a1 белая ладья c1 белый слон белая ладья d1 g1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 21.Qd4, 23.Kg1 и 25.Kg1

Игра между Александром Алехиным и чемпионом мира Эмануэлем Ласкером в Москва 1914 года завершилась короткой ничьей. После 16.Qg6 (см. Диаграмму) игроки согласились на ничью, потому что Алехин может форсировать троекратное повторение, например 16... Qe8 17.Qxh6 + Kg8 18.Qg5 + Kh8 19.Qh6 + (Hooper Whyld 1992) (при повторении позиции).

В первой партии между двумя игроками на турнире в Санкт-Петербурге 1914 года Алехин, на этот раз черными фигурами, после 21.Qd4 (см. Диаграмму) добился ничьей путем троекратное повторение с использованием аналогичного процесса (Bott Morrison 1966 : 14).

Портиш против Корчного, 1970

Портиш против Корчного, 1970
abcdefgh
8Chessboard480.svg c8 черный слон черный конь e8 f8 черная ладья g8 черный король черная пешка a7 d7 черная пешка черный конь f7 черная пешка g7 h7 черная пешка черная пешка e6 b5 черный ферзь белый конь c5 f4 белая пешка белая пешка a3 g3 белая пешка b2 белая пешка f2 белый ферзь белый слон g2 h2 белая пешка a1 белая ладья e1 белый король h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 21... Qb5 с лучшей позицией Портиша

Знаменитая ничья с троекратным повторением произошла в четвертой партии между Лайош Портиш и Виктор Корчной в Белграде в матче Россия (СССР) - Остальной мир 1970. После 21... Qb5 (см. Диаграмму), в явно лучшей позиции, Портиш позволил этой позиции повториться три раза и был раскритикован товарищем по команде Бобби Фишером за то, что позволил (Брэди 1973 : 163). Если бы Портиш выиграл игру, матч был бы равен ничьей. Продолжение игры:

22.Bf1 Qc6
23.Bg2 Qb5 (второй раз)
24.Bf1 Qc6
25.Bg2 ½-½

, позволяя черным претендовать на троекратное повторение. с 25... Qb5.

Каспаров против Deep Blue, 1997 год

Каспаров против Deep Blue, 1997
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная пешка a7 черная пешка b7 g7 белая пешка черный король b4 черная пешка c4 f4 белый конь b3 черный конь белая ладья e3 g3 белая пешка d2 черная ладья b1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 49... Kb4

В партии между Гарри Каспаровым и Deep Blue в Нью-Йорке 1997, партия закончилась ничьей по соглашению, потому что после 49... Kb4 (см. диаграмму), если белые сыграют 50.g8 = Q, черные могут форсировать вечный шах и требовать ничью после 54.Kb1 путем троекратного повторения (Hsu 2002 : 251–52):

50...Rd1+
51.Ka2, Kb2 или Kc2 Rd2 +
52.Kb1 (второй раз) Rd1 +
53.Ka2, Kb2 или Kc2 Rd2 +
54.Kb1 (третий раз)

Кампария против Бо, 2018

Кампария против Бо, 2018
abcdefgh
8Chessboard480.svg белая пешка a7 b7 черный король белая пешка f6 b5 белый король черная пешка d5 черная пешка h5 d4 белый слон черная пешка e4 белая пешка h4 белая пешка e3 c1 черная ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 60... Rc1, 62... Rc1, 68... Rc1, 73... Rc1 и 75... Rc1

Обнаружить пятикратное повторение может быть сложной задачей для арбитра. В игре Акшат Кампария против Ли Бо, Будапешт 2018 Ли дважды запросил ничью, просто сказав «повторение». Оба раза запрос был отклонен, потому что он был сделан неправильно в соответствии с правилом трехкратного повторения. Позже Ли был поставлен мат. Ли обсудил результат и в конце концов сказал «пять». Арбитр мог проверить пятикратное повторение на ходах 60, 62, 68, 73 и 75. Если бы правило пятикратного повторения не действовало, результат остался бы в силе, поскольку не было сделано правильного заявления о трехкратном повторении. Однако, согласно правилу пятикратного повторения, пятое появление позиции немедленно завершает игру, и последующие ходы становятся неактуальными. Таким образом, результат был отменен, и партия была объявлена ​​ничьей.

Начальная линия

Линия защиты Пирца
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья a8 черный конь b8 d8 белый конь черный король e8 h8 черный ладья черная пешка a7 черная пешка b7 черная пешка e7 h7 черная пешка черная пешка d6 черная пешка g6 черный слон b5 c5 черная пешка d4 черный слон f4 белая пешка g4 черный конь c3 белый конь a2 белая пешка b2 белая пешка белая пешка c2 белая пешка g2 h2 белая пешка a1 белая ладья c1 белый слон d1 белый ферзь e1 белый король h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 11.Nxd8

линия атаки Австрии из Защита Пирца была проанализирована до ничьей тройным повторением. После ходов 1.e4 d6 2.d4 Nf6 3.Nc3 g6 4.f4 Bg7 5.Nf3 c5 6.Bb5 + Bd7 7.e5 Ng4 8.e6 fxe6 9.Ng5 Bxb5! 10.Nxe6 Bxd4! 11.Nxd8 (см. Диаграмму) Черные могут форсировать вечный шах и сделать ничью следующими ходами:

11...Bf2+
12.Kd2 (впервые) Be3 +
13.Ke1 Bf2 +
14.Kd2 (второй раз) Be3 +
15.Ke1 Bf2 +
16.Kd2 (третий раз)

Повторение позиция для выигрыша времени

Игроки иногда повторяют позицию один раз не для того, чтобы рисовать, а для того, чтобы выиграть время на часах (когда используется приращение) или чтобы приблизиться к контролю времени (после этого они получат больше времени). Иногда игроки неправильно считают и непреднамеренно повторяют позицию более одного раза, что позволяет сопернику претендовать на ничью в неблагоприятной позиции. Игра между Пономаревым и Адамсом в Вейк-ан-Зее 2005 могла быть примером этого (Friedel 2005).

Неправильные утверждения

Даже лучшие игроки делали неверные заявления о ничьей в соответствии с этим правилом. Игра Карпова – Майлза является примером того, что право рокировки должно быть одинаковым во всех позициях. Партия Фишера – Спасского является примером того, что во всех трех позициях должен быть один и тот же ход игрока.

Карпов против Майлза, 1986

Карпов против Майлза, 1986
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья a8 черный король e8 f8 черный k слон h8 черный ладья черная пешка f7 черная пешка g7 h7 черная пешка черная пешка e6 b5 белый конь белая пешка e4 a2 белая пешка b2 черный конь белый слон d2 e2 белый король белая пешка g2 h2 белая пешка a1 белая ладья h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 22.Nb5, 24.Nb5 и 26.Nb5

Оговорка о праве на замок - тонкий, но важный вопрос. В игре между гроссмейстерами Анатолием Карповым и Тони Майлзом в Тилбурге 1986 года у Карпова оставалось меньше пяти минут на его часах, чтобы завершить указанное количество двигается или проигрывает игру. Он потребовал ничью путем повторения после тщательной проверки своего бланка, после чего ему было указано, что в первом случае позиции черный король имел право рокироваться, тогда как во втором и третьем - нет. Правила турнира предусматривали, что игрок наказывается тремя минутами своего времени за неправильные заявления, из-за которых флаг Карпова был на грани падения. К тому времени Майлз выиграл ничью. (Майлзу следовало бы с готовностью согласиться на ничью в этой позиции, но Карпов был близок к тому, чтобы проиграть партию из-за контроля времени.) После 22. Nb5 (см. Диаграмму) продолжение игры:

22... Ra4 (черные проигрывают рокировку на ферзевый фланг справа)
23. Кc3 Лa8
24. Nb5 (только в первый раз, черные проиграли рокировку на ферзевый фланг вправо) Ra4
25. Кc3 Лa8
26. Nb5 (только второй раз, черные проиграли рокировку на ферзевый фланг вправо) ½-½

Черные могли замкнуть королевский фланг в первый раз, когда позиция на диаграмме возникла, но не тогда, когда позиция повторилась.

Фишер против Спасского, 1972

Фишер против Спасского, 1972 год
abcdefgh
8Chessboard480.svg d6 черный король g6 черный слон черная пешка b5 черная пешка e5 черная пешка h5 черная пешка a4 черный конь d4 g4 черная пешка белая пешка a3 c3 белый король белый конь e3 g3 белая пешка b2 белая пешка белая пешка c2 h2 белая пешка e1 белый конь 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 48.Kc3, 50.Ne1 и 54... Nf4 (другой ход)

В двадцатой партии чемпионата мира по шахматам 1972 года между Бобби Фишером и Борисом Спасским, Фишер вызвал арбитра Лотара Шмида претендовать на ничью из-за троекратного повторения. Спасский не оспаривал это и подписал протокол до решения арбитра (Глигорич 1972 : 119). После согласования ничьей было указано, что такая позиция возникла после сорок восьмого (см. Диаграмму) и пятидесятого ходов белых, а также после пятьдесят четвертого хода черных. Таким образом, требование было фактически недействительным, потому что во всех трех случаях ход был не одним и тем же игроком, но результат ничьей остался (Александр 1972 : 137–38).

История правила

Пешт против Париса
abcdefgh
8Chessboard480.svg b8 черная ладья f8 черная ладья g8 черный король черная пешка a7 c7 черный слон черная пешка g7 h7 черная пешка черный конь b6 черная пешка c6 белый конь c5 черный слон f5 черная пешка c4 белая пешка d4 c3 белый конь a2 белая пешка b2 белая пешка белая ладья e2 белая пешка f2 белая пешка g2 h2 белая пешка a1 белая ладья c1 белый слон g1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 19.Nc5, 21.Nc5, 23.Nc5, 25.Nc5 и 27.Nc5

Правило формулировалось по-разному в разные периоды истории шахмат. В базе данных MegaCorr Тима Хардинга (собрание заочных шахмат партий) примечания к игре между городами Пешт и Париж, сыгранных между 1842 и 1845 годами, утверждают, что для получения ничьей необходимо повторение в шесть раз. Игра шла: 1.e4 e5 2.Nf3 Nf6 3.Nxe5 d6 4.Nf3 Nxe4 5.d4 d5 6.Bd3 Bd6 7.0-0 0-0 8.c4 Be6 9.Qc2 f5 10.Qb3 dxc4 11.Qxb7 c6 12.Bxe4 fxe4 13.Ng5 Bf5 14.Nc3 Qd7 15.Qxd7 Nxd7 16.Ngxe4 Bc7 17.Re1 Rab8 18.Re2 Nb6 19.Nc5 (см. Диаграмму) Bd6 20.N5e4 Bc7 21.Nc5 Bd6 22.N5e4 Bc7 23.Nc5 Bd6 24.N5e4 Bc7 25.Nc5 Bd6 26.N5e4 Bc7 27.Nc5 и теперь вместо шестикратного повторения ничьей с 27... Bd6 28.N5e4 Bc7 Париж разошелся с 27... Bd3 и проиграл партию.

Впервые такое правило использовалось на турнире в Лондоне в 1883 году, но было сказано расплывчато: «... если серия ходов повторяется три раза, противник может заявить о ничьей». В правилах первого официального матча чемпионата мира по шахматам 1886 между Вильгельмом Стейницем и Йоханнесом Цукертортом говорилось: «... если оба игрока повторяют одну и ту же серию ходов шесть раз подряд, затем любой игрок может потребовать ничью ». В двух играх одна и та же позиция повторялась трижды. Вскоре после этого правило было изменено, и теперь оно основано на позициях, а не на ходах, и на трех повторениях (McCrary 2004). Вытяжки этим методом раньше были редкостью (Brace 1977 : 236).

Первая редакция правила ФИДЕ от 1928 года уже определяет правило троекратного повторения без учета права на рокировку и захват на проходе. Дополнительное рассмотрение права на рокировку и захват en passant было неявно введено в 1975 году и явно сформулировано в 1985 году. До этого интерпретация ФИДЕ 1964 года установила то же самое (Harkness 1967 : 49).

Пиллсбери против Бёрна, 1898

Пиллсбери против Бёрна, 1898
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная пешка f7 g7 черный король b6 черная пешка черная пешка g6 черная пешка a5 черная пешка e5 черная пешка h5 белая пешка a4 белая пешка h4 b3 белая пешка e3 черный ферзь белая пешка f3 g3 белая пешка c2 белый ферзь g2 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 42... Qe3, 46... Kg7 и 50... Kg7

В этой игре Венского турнира 1898 года между Гарри Пиллсбери и Амос Берн, одна и та же позиция повторялась трижды, но в то время правила не могли претендовать на ничью. Турнир проводился по правилам Bilguer's Handbuch des Schachspiels (1843, с более поздними изданиями), в котором трехкратное правило было сформулировано как повторение ходов или последовательность действий. движется, а не позиция. После 42... Qe3 (см. Диаграмму) игра продолжилась:

43.Qb2 Kh6
44.Qc2 Kh7
45.Qb2 Kg8
46.Qc2 Kg7 (второй раз)
47.Qb2 Kh7
48.Qc2 Kh6
49.Qb2 Kh7
50.Qc2 Kg7 (третий раз)
51.Qb2

Согласно современным правилам, черные могли требовать ничью, сообщив арбитру о своем намерении сыграть 50... Kg7, создав ту же позицию, что и после 42... Qe3 и 46... Kg7. С другой стороны, после 51.Qb2 черные могли сразу же заявить о ничьей, потому что белые повторили позицию после 43.Qb2 и 47.Qb2. Берн выиграл игру (Гиддинс 2012 : 166–67).

Другие игры

Во многих абстрактных стратегических играх есть правила, прикрывающие повторение позиции. В одних играх это приводит к ничьей, в других повторение позиции запрещено.

В настоящее время сёги используют правило четырёхкратного повторения (千 日 手 сенничите), которое требуется для завершения вничью. У каждого игрока должны быть одинаковые фигуры в руке, а также одна и та же позиция на доске. Результат - ничья. Однако четырехкратное повторение с бесконечными проверками недопустимо и приводит не к ничьей, а к проигрышу проверяющего игрока.

В Сянци правила о повторении различаются для разных наборов правил, но, как правило, постоянные атаки (長 打 ), включая постоянную проверку, бессрочную угрмэйт И вечная погоня запрещены.

Аримаа не допускает трехкратного повторения одной и той же позиции с одним и тем же игроком.

В Go игрок не может сделать ход, который повторяет предыдущую позицию, как это произошло бы, если бы игрок немедленно отбил камень в ситуации ko.. Создание коугрозов является важным стратегическим аспектом Go.

См. Также

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 11:02:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте