Аннотационные символы шахмат

редактировать
Обозначение, показывающее, насколько хорош ход:‼ (блестяще),! (хорошо),⁉ (интересно),⁈ (сомнительно),? (ошибка),⁇ (грубая ошибка)

При аннотации шахмат партий комментаторы часто используют широко известные символы-аннотации. Знаки вопроса и восклицательные знаки, обозначающие плохой или хороший ход, в шахматной литературе встречаются повсеместно. Некоторые публикации, предназначенные для международной аудитории, такие как Chess Informant, содержат широкий спектр дополнительных символов, которые преодолевают языковые барьеры.

Обычными символами для оценки достоинств хода являются «??», «?», «?!», «!?», «!» И «!!». В этих случаях соответствующий символ ставится в тексте сразу после хода (например, Re7? Или Kh1!?, См. алгебраическая шахматная нотация ).

Использование этих символов аннотации является субъективным, поскольку разные аннотаторы используют одни и те же символы по-разному. Более того, использование символов аннотатором часто зависит от силы игрока: позиционная неверная оценка, которую аннотатор может дать знак "??" если его играет сильный гроссмейстер, может пройти незамеченным, если его играет новичок.

На использование аннотаторами знаков препинания также может влиять результат игры независимо от фактического качества хода; эту тенденцию иногда называют «аннотацией по результату».

Содержание
  • 1 Оценочные символы
    • 1.1 Перемещения
      • 1.1.1 ?? (Ошибка)
      • 1.1.2? (Ошибка)
      • 1.1.3?! (Сомнительный ход)
      • 1.1.4!? (Интересный ход)
      • 1.1.5! (Хороший ход)
      • 1.1.6 !! (Блестящий ход)
      • 1.1.7 Другое
    • 1.2 Альтернативные варианты использования
      • 1.2.1 Соглашение Нанна
      • 1.2.2 Подход Хюбнера
      • 1.2.3 Шахматная композиция
    • 1.3 Позиции
      • 1.3.1 = (Равно)
      • 1.3.2 + / = или ⩲ (Небольшой плюс для белого)
      • 1.3.3 = / + или ⩱ (Небольшой плюс для черного)
      • 1.3.4 +/– или ± (Ясный плюс для белых)
      • 1.3.5 - / + или ∓ (Ясный плюс для черных)
      • 1.3.6 + - (Решающее преимущество для белых)
      • 1.3.7 - + (Решающее преимущество для Черный)
      • 1.3.8 ∞ (Нечеткое)
      • 1.3.9 = / ∞ (Компенсация)
  • 2 Другие символы
    • 2.1 Связанные с перемещением
    • 2.2 Положения или условия
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки

.

Оценочные символы

Перемещения

Перемещают оценочные символы, увеличивая эффективность движения:

?? (Ошибка)

Двойной вопросительный знак "??" указывает на грубую ошибку, серьезную ошибку. Типичные ходы, на которые ставятся двойные вопросительные знаки, - это те, которые игнорируют тактику, которая дает существенный материал или игнорирует мат. Достойный «??» ход обычно приводит к немедленной потере позиции. Иногда этот знак используется для хода, который превращает выигранную позицию в ничью, возможно, потому, что комментатор считает, что ошибка не соответствует уровню мастерства игрока. Они происходят на всех уровнях игры со всеми соперниками-людьми.

? (Ошибка)

Один вопросительный знак «?» после хода указывает на то, что комментатор считает этот ход плохим, и его не следует использовать. Это часто приводит к потере темпа или материала. Ошибка может быть скорее стратегической, чем тактической; в некоторых случаях ход, получивший знак вопроса, может оказаться делом, которому трудно найти опровержение. Например, ход, игнорирующий предстоящую блестящую комбинацию оппонента, редко получит больше одного вопросительного знака.

Использование одинарного или двойного вопросительного знака является субъективным и может зависеть от силы игрока. Например, если новичок совершает серьезную стратегическую ошибку (например, принимает беспричинные пешечные слабости или разменяет на проигранный эндшпиль ) или пропускает тактическую последовательность, это может быть объяснено отсутствие навыков у новичка и будет поставлен только один вопросительный знак. Если бы мастер сделал такой же ход, некоторые комментаторы могли бы использовать двойной вопросительный знак, чтобы указать, что нельзя ожидать, что игрок, обладающий силой мастера, сделает такой слабый ход.

?! (Сомнительный ход)

Этот символ похож на "!?" (ниже), но обычно указывает на то, что аннотатор считает этот ход объективно плохим, хотя его трудно опровергнуть. Знак "?!" может также указывать на то, что аннотатор считает, что этот ход заслуживает критики, но не настолько плох, чтобы ставить знак «?». Жертва, ведущая к опасной атаке, от которой противник должен иметь возможность защищаться, если он хорошо играет, может получить знак «?!». С другой стороны, это может обозначать поступок, который объективно плох, но создает привлекательную ловушку.

!? (Интересный ход)

Знак "!?" - один из самых противоречивых символов. В разных книгах есть несколько разные определения. Среди определений есть «интересный, но, возможно, не лучший ход», «ход, заслуживающий внимания», «предприимчивый ход» и «рискованный ход». Обычно это указывает на то, что ход ведет к захватывающей или необузданной игре, но объективная оценка хода неясна. Также часто используется, когда игрок ловко ставит ловушку в проигранную позицию. Типичные ходы, получившие знак "!?" это те, которые предполагают спекулятивные жертвы или опасные атаки, которые могут оказаться стратегически несовершенными.

Эндрю Солтис в шутку назвал "!?" символ ленивого комментатора, который находит ход интересным, но не заботится о том, хорош он или плох.

! (Хороший ход)

В то время как вопросительные знаки указывают на плохие ходы, восклицательные знаки («!») Указывают на хорошие ходы, особенно те, которые вызывают удивление или требуют определенных навыков. Следовательно, аннотаторы обычно несколько консервативны в использовании этого символа.

Однако, когда игроки начинают делать правильный выбор, когда они сталкиваются с трудными решениями, комментаторы могут получить восклицательные знаки за несколько ходов. Типичными ходами, получающими восклицательный знак, являются сильные новинки открытия , своевременные прорывы, разумные жертвы и ходы, избегающие попадания в ловушки.

! ! (Блестящий ход)

Двойной восклицательный знак («!!») используется для очень сильных движений, таких как разумные жертвы большого количества материала и контр-интуитивные ходы, которые оказываются очень сильными. Например, в так называемой Игре века решение 13-летнего Бобби Фишера принести в жертву своего ферзя для стратегической атаки было отмечено комментаторами удвоением. восклицательный знак.

Другое

Некоторые авторы использовали три или более восклицательных знака («!!!») для исключительно блестящего хода. Например, в Ротлеви-Рубинштейн 1907, Ганс Кмох наградил 22... Rxc3 Рубинштейна тремя восклицательными знаками. Точно так же за исключительно грубую ошибку можно присудить три или более вопросительных знака («???»). По общему мнению шахматистов, эти символы не нужны.

Некоторые авторы использовали необычные комбинации вопросительных знаков и восклицательных знаков (например, «!!?», «?!?», «??!») Для особенно необычных или спорных ходов, но в них нет общепринятое значение и обычно используются в юмористических или развлекательных целях.

Иногда символ аннотации может быть заключен в круглые скобки, например «(?)», «(!)». Разные писатели использовали их по-разному; например, Саймон Уэбб использовал "(?)", чтобы указать на ход, который объективно обоснован, но, по его мнению, был плохим психологическим выбором, в то время как Роберт Хюбнер (см. ниже) использовал его для обозначения неточного хода, который усложняет задачу игрока.

Альтернативное использование

В некоторых системах эти символы используются по-разному.

Соглашение Нанна

В своей книге 1992 года «Секреты ладейных окончаний» и других книгах этой серии («Секреты концовок второстепенных пьес» и «Тайны концовок без пешек») Джон Нанн использует эти символы более конкретным образом в контексте эндшпилей, где оптимальная линия игры может быть определена с уверенностью:

  • ! Единственный ход, который сохраняет текущую оценку позиции: если позиция теоретически нарисована, это единственный ход, который не проигрывает; если позиция теоретически выиграна, это единственный ход, обеспечивающий победу. Знак "!" используется независимо от того, насколько тривиален рассматриваемый ход; единственное исключение - если это единственный разрешенный ход.
  • !! Особенно трудно найти "!" двигаться.
  • ? Ход, который отрицательно влияет на оценку позиции: если позиция была нарисована до хода, теперь она потеряна; если он был выигран до хода, он теперь тянется или проигрывается.
  • ?? Очевидно плохое "?" двигаться.
  • !? Ход, усложняющий задачу оппонента или облегчающую задачу самому себе; например, в теоретически проигранной позиции ход, который заставляет противника найти несколько "!" движется, чтобы победить.
  • ?! Ход, облегчающий задачу противника или усложняющий собственную задачу; например, в теоретически выигранной позиции ход, требующий нескольких последующих "!" ходы для победы (Нанн 1999).

Это соглашение использовалось в некоторых более поздних работах, таких как «Фундаментальные шахматные окончания» и «Секреты пешечных окончаний» Карстена Мюллера и Фрэнка Лампрехта, но можно с уверенностью предположить, что соглашение не используется, если не указано иное. Соглашение Нанна не может использоваться для аннотирования полных игр, потому что точную оценку позиции, как правило, нецелесообразно вычислять.

В 1959 году Эйве и Хупер так же использовали вопросительный знак: «... решающая ошибка...».

Подход Хюбнера

Немецкий гроссмейстер Роберт Хюбнер предпочитает еще более конкретное и ограниченное использование символов оценки ходов: «Я добавил вопросительные знаки к ходам, которые превращают выигрышную позицию в ничью или ничью в проигрышную, по моему мнению; ход, который превращает выигрышную игру в проигрышную, заслуживает двух вопросительных знаков... Я поставил вопросительные знаки в квадратных скобках ts на ходы, которые явно неточны и значительно усложняют задачу игрока... Нет восклицательных знаков, так как они не служат никакой полезной цели. В любом случае в анализе нужно указать лучший ход; восклицательный знак может указывать только на личное волнение комментатора. "

Шахматная композиция

Когда дается решение определенной шахматной задачи, также некоторые соглашения, которые стали общепринятой практикой:

  • Key ход отмечен хотя бы одним знаком "!"
  • Попробуйте ход отмечен знаком "?"
  • Опровержение попытки сделать попытку помечается знаком "!"
  • Когда двойное избегание является частью тематического содержания проблемы, избегайте двойных попыток (если указано) отмечены знаком «?»

Позиции

Эти символы указывают на стратегический баланс игровой позиции:

= (Равно)

Четная позиция: белое и черное имеют более или менее равные шансы.

+ / = или ⩲ (Небольшой плюс для белых)

Небольшое преимущество: у белых немного больше шансов.

= / + или ⩱ (Небольшой плюс для черных)

Небольшое преимущество: у черных немного больше шансов.

+/- или ± (Явный плюс для белых)

Явное преимущество: W у хайта гораздо больше шансов. Он также записывается как ±; другие подобные символы также могут быть написаны в этом стиле.

- / + или ∓ (Ясный плюс для черных)

Явное преимущество: у черных гораздо больше шансов. Он также записывается как ∓; другие подобные символы также могут быть написаны в этом стиле.

+ - (Решающее преимущество белых)

Решающее преимущество: белые имеют выигрышное преимущество.

- + (Решающий перевес черных)

Решающий перевес: у черных есть выигрышное преимущество.

∞ (Неясно)

Неясная позиция: неясно, у кого (если есть) есть преимущество. Часто используется, когда позиция сильно асимметрична, например У черных разрушенная пешечная структура, но опасная активная фигурная игра.

= / ∞ (Компенсация)

С компенсацией: Тот, кто не справляется с материалом , имеет компенсацию за это. Также может обозначать положение, которое неясно, но кажется аннотатору примерно одинаковым.

Другие символы

Существуют и другие символы, используемые различными шахматными движками и публикациями, такими как Chess Informant и Encyclopaedia of Chess Openings, при аннотации ходы или описание позиций.

, связанный с ходом

  • ⌓Лучше: указывает лучший ход, чем сделанный.
  • □Только: единственный разумный ход или единственный доступный ход.
  • Δ Идея: указывает план на будущее, поддерживаемый этим ходом.
  • ∇ Противодействие: указывает план противника, от которого защищает этот ход.
  • TN или N Новинка: ход, который является теоретической новинкой .

Позиции или условия

  • ↑ Инициатива: указывает на преимущество в инициативе.
  • → Атака: с атакой .
  • ⇄Противодействие: указывает, что игрок имеет контригру .
  • ↻или ↑↑ Development: указывает на лидерство в разработке .
  • ○Space: указывает, что больше space принадлежит одному игроку.
  • Time Trouble, он же Zeitnot: указывает, что у игрока осталось мало времени на часах.
  • Цугцванг
См. Также
Список литературы

Библиография

Последняя правка сделана 2021-05-14 10:18:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте