Шахматный эндшпиль

редактировать

В шахматах и подобных шахматах играх эндшпиль (или конец игры или окончание ) - это этап игры, когда на доске остается несколько фигур.

Граница между миттельшпилем и эндшпилем часто бывает нечеткой и может происходить постепенно или при быстрой размене нескольких пар фигур. Однако эндшпиль, как правило, имеет характеристики, отличные от миттельшпиля, и, соответственно, у игроков другие стратегические интересы. В частности, пешки становятся более важными, поскольку эндшпиль часто вращается вокруг попытки повысить пешку, продвинув ее на восьмой ранг . Король , которого необходимо защищать в миттельшпиле из-за угрозы мата, становится сильной фигурой в эндшпиле. Его можно поставить в центр доски и использовать как полезную атакующую фигуру.

По сравнению с шахматной дебютной теорией, которая часто меняется, уступая место миттельшпилям позициям, которые набирают и теряют популярность, теория эндшпиля менее подвержена изменениям. Многие люди составили этюды эндшпилей, эндшпильные позиции, которые решаются путем нахождения победы для белых, когда нет очевидного пути к победе, или ничьей, когда кажется, что белые должны проиграть.

Обычно в эндшпиле более сильная сторона (та, у которой больше материала с использованием стандартной системы подсчета очков ) должна попытаться обменять фигур (коней, слонов, ладей и ферзей ), избегая при этом размена пешек. Как правило, это упрощает превращение материального преимущества в выигранную игру. Защищающейся стороне следует стремиться к противоположному.

Шахматисты классифицируют эндшпиль по типу оставшихся фигур.

Содержание

  • 1 Категории
  • 2 Начало эндшпиля
  • 3 Общие соображения
  • 4 Общие типы эндшпилей
    • 4.1 Основные маты
    • 4.2 Королевские и пешечные окончания
      • 4.2.1 Король и пешка против короля
    • 4.3 Конь и пешка против коня
      • 4.3.1 Конь и пешка против коня
    • 4.4 Окончания слона и пешки
      • 4.4.1 Слон и пешка против слона одного цвета
      • 4.4.2 Слоны разного цвета
    • 4.5 Слон против коня (с пешками)
      • 4.5.1 Слон и пешка против коня
      • 4.5.2 Конь и пешка против слона
    • 4.6 Ладья и пешка концовки
      • 4.6.1 Ладья и пешка против ладьи
      • 4.6.2 Цитата
    • 4.7 Ферзевые и пешечные окончания
      • 4.7.1 Ферзь и пешка против ферзя
    • 4.8 Ладья против второстепенной фигуры
    • 4.9 Две второстепенные фигуры против ладьи
    • 4.10 Ферзь против двух ладей
    • 4.11 Ферзь против ладьи и второстепенная фигура
    • 4.12 Ферзь против ладьи
    • 4.13 Фигура против пешек
    • 4.14 Окончания без пешек
  • 5 Позиции с материальным дисбалансом
  • 6 Влияние оснований стола по теории эндшпиля
  • 7 Самая продолжительная принудительная победа
  • 8 Классификация эндшпиля
  • 9 Таблица частот
  • 10 Цитаты
  • 11 Литература
  • 12 См. также
  • 13 Ссылки
  • 14 Дополнительная литература
  • 15 Внешние ссылки

.

Категории

Эндшпиль можно разделить на три категории:

  1. Теоретические эндшпили - позиции, в которых правильная линия игры общеизвестна и хорошо проанализирована, поэтому решение остается вопросом техники
  2. Практические эндшпили - позиции, возникающие в реальных играх, где умелая игра должна преобразовать ее в теоретическую эндшпильную позицию
  3. Артистические эндшпили (этюды ) - надуманные позиции, которые содержат теоретический финал, скрытый за проблемными осложнениями (Portisch Sárközy 1981 : vii).

В этой статье обычно не рассматриваются исследования.

Начало эндшпиля

Эндшпиль - это когда осталось всего несколько фигур. Не существует строгого критерия, когда начинается эндшпиль, и разные эксперты придерживаются разных мнений (Fine 1952 : 430). Александр Алехин сказал: «Мы не можем определить, когда заканчивается середина игры и начинается эндшпиль» (Whitaker Hartleb 1960). Используя обычную систему для относительной ценности шахматной фигуры, Спилман считает, что эндшпиль - это позиции, в которых каждый игрок имеет тринадцать или меньше очков в материале (не считая король ). В качестве альтернативы, эндшпиль - это позиция, в которой можно активно использовать короля, но есть несколько известных исключений из этого (Speelman 1981 : 7–8). Минев характеризует эндшпиль как позиции с четырьмя или меньшим количеством фигур, кроме королей и пешек (Минев 2004 : 5). Некоторые авторы считают эндшпиль позициями без ферзей (например, Fine, 1952), в то время как другие считают позицию эндшпилем, когда у каждого игрока меньше ферзя плюс ладья в материале. Флир считает, что эндшпиль - это когда у каждого игрока есть не более одной фигуры (кроме королей и пешек), а позиции с большим количеством материала, где у каждого игрока не более двух фигур, - это «не совсем эндшпиль» (NQE), произносится как «nuckie» (Флир 2007 : 7–8).

Альбурт и Крогиус дают три характеристики эндшпиля: (Alburt Krogius 2000 : 12)

  1. Эндшпиль благоприятствует агрессивному королю.
  2. Проходные пешки значительно увеличиваются в
  3. Цугцванг часто является фактором в эндшпиле и редко на других этапах игры.

Некоторые составители задач считают, что эндшпиль начинается, когда игрок, который собирается сделать ход, может добиться победы или ничьей против любых вариантов ходов (Portisch Sárközy 1981 : vii).

Меднис и Крауч отрицательно подходят к вопросу о том, что представляет собой эндшпиль. Игра все еще продолжается в миттельшпиле, если элементы миттельшпиля все еще описывают позицию. Игра не в финале, если применимо следующее:

  • лучше разработка ;
  • открыть файлы для атаки;
  • уязвимый король позиция;
  • неправильно поставленные фигуры (Mednis Crouch 1992 : 1).

Общие соображения

В эндшпилях с фигурами и пешками дополнительная пешка является выигрышным преимуществом от 50 до 60 процентов случаев. Он становится более решающим, если более сильная сторона также имеет позиционное преимущество (Euwe Meiden 1978 : xvi). Как правило, игрок с преимуществом материал пытается поменяться фишками и выйти в эндшпиль. В эндшпиле игроку с материальным преимуществом обычно следует пытаться разменять фигуры, но избегать размена пешек (Дворецкий и Юсупов 2008 : 134). Из этого правила есть несколько исключений: (1) концовки, в которых обе стороны имеют по две ладьи плюс пешки - у игрока с большим количеством пешек больше шансов на победу, если пара ладей не поменяна, и (2) слоны противоположного цвета с другими фигурами. - более сильная сторона должна избегать обмена другими фигурами. Также, когда все пешки находятся на одной стороне доски, часто более сильная сторона должна поменяться пешками, чтобы попытаться создать проходную.

В эндшпиле, как правило, игроку с большим количеством пешек лучше Избегайте частых разменов пешек, потому что шансы на победу обычно уменьшаются с уменьшением количества пешек. К тому же концовки с пешками по обе стороны доски выиграть намного легче. Пешечный эндшпиль с внешней проходной должен быть намного проще, чем миттельшпиль с ладьей впереди.

С недавним ростом компьютерных шахмат, разработкой стало создание баз данных эндшпиля, которые представляют собой таблицы сохраненных позиций, рассчитанных с помощью ретроградного анализа (такая база данных называется эндшпилем tablebase ). Программа, которая включает в себя знания из такой базы данных, может играть в идеальные шахматы при достижении любой позиции в базе данных.

Макс Эйве и Вальтер Мейден дают следующие пять обобщений:

  1. В концовках король и пешка лишняя пешка имеет решающее значение более чем в 90 процентах случаев..
  2. В эндшпиле с фигурами и пешками лишняя пешка дает выигрышное преимущество в 50-60% случаев. Он становится более решающим, если у более сильной стороны есть позиционное преимущество.
  3. Король играет важную роль в эндшпиле.
  4. Инициатива более важна в эндшпиле, чем в других фазах игры. В эндшпиле ладейный инициатива обычно стоит как минимум пешки.
  5. Две соединенные проходные пешки очень сильны. Если они достигают своего шестого ранга , они обычно столь же сильны, как ладья (Euwe Meiden 1978 : xvi – xvii).

Общие типы эндшпилей.

Основные маты

Во многих ссылках есть разделы, посвященные основным, элементарным или фундаментальным матовым эндшпилям. Как правило, это эндшпиль без пешек, в котором одна или несколько фигур ставят мат одному королю. Например:

  1. король и ферзь против короля
  2. король и ладья против короля
  3. король и два слона разного цвета против короля

Некоторые авторы предпочитают добавлять эндшпиль из следующего списка (или других), чтобы составить список «основных матов»:

  1. король, слон и конь против короля
  2. король и два коня против короля (не принудительный мат)
  3. король и три коня против короля
  4. король и пешка против короля
  5. король и два коня против короля и пешка
  6. король и ферзь против короля и ладьи

В сочетании с его королем, ферзем или ладья может легко поставить мат одинокому королю, но одна второстепенная фигура (слон или конь ) не могут. См. Wikibooks - Chess / The Endgame для демонстрации этих двух матов. Два слона (плюс их король) могут легко поставить мат одинокому королю, при условии, что слоны передвигаются по полям противоположного цвета. (Два или более слонов одного цвета не могут поставить мат.) Слон и конь (плюс их король) также могут поставить мат одинокому королю, хотя процедура мат длительная (до 33 ходов при правильной игре) и это сложно для игрока, который не знает правильной техники.

Два коня не могут форсировать мат против одинокого короля (см. Эндшпиль для двух коней ), но если у более слабой стороны также есть материал (помимо короля), иногда возможен мат. (Троицкий 2006 : 197–257) Шансы на победу с двумя конями незначительны, за исключением нескольких пешек. (Хаворт, Гай М.К. (2009). «Western Chess: Endgame Data». CentAUR.) Процедура может быть долгой и сложной. В соревновании правило пятидесяти ходов часто приводит к тому, что игра заканчивается вничью. (Хотя есть такая позиция на доске, которая позволяет двум коням поставить мат одинокому королю, для этого требуется неосторожный ход более слабой стороны.)

Королевские и пешечные окончания

Королевские и пешечные эндшпили задействовать только королей и пешек с одной или обеих сторон. Международный мастер Сесил Парди сказал: «Пешечные окончания для шахмат такие же, как паттинг для гольфа». Любой эндшпиль с фигурами и пешками имеет возможность упростить в пешечное окончание (Nunn 2010 : 43).

В королевских и пешечных окончаниях лишняя пешка имеет решающее значение более чем в 90 процентах случаев (Euwe Meiden 1978 : xvi). Получение проходной имеет решающее значение (проходная - это пешка, у которой нет противоположной пешки на своей вертикали или на соседних линиях на пути к превращению). Нимзович однажды сказал, что проходная пешка имеет «тягу к расширению». Внешняя проходная особенно опасна. Смысл в этом - приманка - в то время как защищающийся король мешает ему встать в ферзь, атакующий король выигрывает пешки на другой стороне.

Оппозиция - важный прием, который используется для получения преимущества. Когда два короля находятся в оппозиции, они находятся в одном файле (или ранге ) с пустым квадратом, разделяющим их. Игрок, у которого есть ход, проигрывает противнику. Он должен переместить своего короля и позволить королю противника продвинуться вперед. Обратите внимание, однако, что противодействие - это средство для достижения цели, то есть проникновение во вражескую позицию. Если атакующий может проникнуть без сопротивления, он должен это сделать. Тактика триангуляции и цугцванга, а также теория соответствующих квадратов часто имеют решающее значение.

В отличие от большинства позиций, королевский и пешечный эндшпиль обычно можно проанализировать для окончательного вывода при наличии достаточного мастерства и времени. Ошибка в пешечном эндшпиле почти всегда превращает победу в ничью или ничью в проигрыш - шансов на восстановление мало. В этих эндшпилях важнее всего точность. В этих эндшпилях есть три фундаментальные идеи: противостояние, триангуляция и маневр Рети (Nunn 2007 : 113ff).

Король и пешка против короля

Мюллер и Лампрехт,. диаграмма 2.11
abcdefgh
8Chessboard480.svg a5 белый король a4 белая пешка d4 черный король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ход белых побеждает ходом 1.Kb6. Ход черных делает ничью ходом 1... Kc5.
(Müller Lamprecht 2001). диаграмма 2.03
abcdefgh
8Chessboard480.svg d8 черный король d6 белый король e6 белая пешка 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Белые играют вничью. Черные проигрывают после 1... Ke8 2.e7 Kf7 3.Kd7 и ферзей.

Это один из самых простых эндшпилей. Ничья считается результатом, если защищающийся король может достичь поля перед пешкой или поля перед ней (или взять пешку) (Müller Lamprecht 2007 : 16,21). Если атакующий король может предотвратить это, король поможет пешке превратиться в ферзя или ладью, и мат может быть достигнут. ладьяная пешка является исключением, потому что король не может убраться с дороги своей пешки.

Конь и пешечное окончание

Конь и пешечное окончание отличаются умным маневрированием коней для захвата пешек противника. Хотя конь плохо гонится за проходной, это идеальная фигура для блокирования проходной. Кони не могут проиграть темп, поэтому конь и пешка имеют много общего с королевским и пешечным. В результате Михаил Ботвинник констатировал, что «конь на самом деле - пешечный». (Белявский и Михальчишин 2003 : 139)

Конь и пешка против коня

Файн и Бенко, диаграмма 228
abcdefgh
8Chessboard480.svg a8 черный король c7 белый король a5 черный конь белая пешка b5 c5 белый конь 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Игра белых побеждает; Черные играют вничью.

Обычно это ничья, поскольку коня можно пожертвовать за пешку, однако король и конь должны закрывать поля на пути пешки. Если пешка достигает седьмого ранга и поддерживается королем и конем, она обычно продвигается в и побеждает. В этой позиции ход белых выигрывает: 1. b6 Nb7! 2. Кe6! Na5 3. Kc8! N-любое 4. Nc7 # . Если черные переводят коня на любое другое поле на 2-м ходу, белые все равно играют Kc8, угрожая b7 + и превращением, если конь покинет защиту поля b7. Ход черных делает ничьи, начиная с 1... Nc4, потому что белые не могут получить темп (Fine Benko 2003 : 112–14).

Слон и пешечные окончания

Молнар против Надя, 1966
abcdefgh
8Chessboard480.svg e7 черный король f7 черный слон h7 черная пешка c6 черная пешка g6 черная пешка h6 белая пешка черная пешка b5 c5 белая пешка e 5 белая пешка белая пешка g5 b4 белая пешка f4 белый король белый слон b3 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ход белых. У белых хороший слон, у черных - плохой.

Слон и пешечное окончание бывает двух совершенно разных вариантов. Если противостоящие слоны идут на поле одного цвета, подвижность слонов является решающим фактором. плохой слон - это слон, зажатый пешками своего цвета и несущий бремя защиты.

Приведенная рядом диаграмма из Мольнара-Надя, Венгрия, 1966 год, иллюстрирует концепции хорошего слона и плохого слона, оппозиции, цугцванга и внешней проходной пешки. Белые выигрывают ходом 1. e6! (освобождая e5 для своего короля) 1... Bxe6 2. Bc2! (угрожая Bxg6) 2... Bf7 3. Be4! (угрожая Bxc6) 3... Be8 4. Ke5! (захват соперника [т. Е. Короли находятся на двух ортогональных квадратах друг от друга, а другой игрок делает ход] и размещение черных в цугцванге - он должен либо двинуть своего короля, позволяя Король белых, чтобы прорваться, или его слон, допустивший решительное вторжение слона белых) 4... Bd7 5. Bxg6!

Слон и пешка против слона того же цвета

Центурини
abcdefgh
8Chessboard480.svg g7 белый король f6 белая пешка g5 черный король h5 черный слон c4 белый слон 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ничья
Центурини, 1856
abcdefgh
8Chessboard480.svg белый король c8 d8 белый слон b7 белая пешка c6 черный король h2 черный слон 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Центурини показал, как ход белых побеждает. Белые также выигрывают, если черные идут (Müller Lamprecht 2001 : 13).

Применяются два правила, данные Луиджи Чентурини в 19 веке:

  • Игра считается ничьей, если защищающийся король может достичь любого поля перед пешкой, цвет которого противоположен этим квадратам. слоны едут дальше.
  • Если защищающийся король находится за пешкой, а атакующий король находится рядом с пешкой, защитник может сделать ничью, только если его король атакует пешку, у него есть сопротивление, а его слон может двигайтесь по двум диагоналям, каждая из которых имеет как минимум два доступных квадрата (кроме квадрата, на котором он находится) (Fine Benko 2003 : 152). Это относится к центральным пешкам и пешке слона , чье поле для продвижения не того же цвета, что и слон (Fine Benko 2003 : 154).

Позиция на второй диаграмме показывает выигрышную позицию для белых, хотя она требует точной игры. конь пешка всегда выигрывает, если у защищающегося слона есть только одна длинная диагональ (Fine Benko 2003 : 155–56).

Портиш против Таля, 1965
abcdefgh
8Chessboard480.svg d8 черный король a3 белый король черная пешка g3 a2 белый слон черный слон c2 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция перед 67.Bd5

Эта позиция была достигнута в партии из Турнира претендентов 1965 года между Лайошем Портишем и бывшим Чемпион мира Михаил Таль. Белые должны точно защищаться и использовать ответный цугцванг. Часто у него есть только один или два хода, чтобы избежать проигрышной позиции. Черные не смогли добиться никакого прогресса, и на 83-м ходу игра завершилась вничью (Нанн 1995 : 169).

Слоны противоположных цветов

abcdefgh
8Chessboard480.svg c7 черный король e7 черный слон c6 белый пешка d5 белый король e 5 белая пешка h5 белый слон 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Игра белыми, ничья. Белые выигрывают, если пешка находится на f5 вместо e5 (Fine Benko 2003 : 184–92).

Окончания со слонами противоположного цвета, означающие, что один слон работает на светлых квадратах, а другой - на темных, печально известны своим рисунком характером. Многие игроки в плохой позиции спаслись от проигрыша, торгуя до такого эндшпиля. Они часто получаются вничью, даже если одна из сторон имеет преимущество в две пешки, поскольку более слабая сторона может создать блокаду на полях, на которых действует его слон. Более слабая сторона должна часто пытаться сделать своего слона плохим , помещая свои пешки на тот же цвет своего слона, чтобы защитить оставшиеся пешки, тем самым создавая неприступную крепость..

Слон против коня (с пешками)

Текущая теория состоит в том, что слоны лучше коней примерно в 60% случаев в эндшпиле. Чем симметричнее пешечная структура , тем лучше для коня. Конь лучше всего подходит для форпоста в центре, особенно там, где его нелегко прогнать, тогда как слон наиболее силен, когда он может атаковать цели по обе стороны доски или серию квадратов одного цвета (Белявский и Михальчишин 1995 : 122).

Файн и Бенко (Fine Benko 2003 : 205) дают четыре вывода:

  1. В целом слон лучше, чем конь.
  2. Когда есть материальный перевес, разница между слоном и конем не очень важна. Однако слон обычно побеждает легче, чем конь.
  3. Если материал равный, позиция должна быть ничейной. Однако слон может использовать позиционные преимущества более эффективно.
  4. Когда большинство пешек того же цвета, что и слон (т.е. плохой слон), конь лучше.

Слон и пешка против коня

Мюллер и Лампрехт, диаграмма 5.02
abcdefgh
8Chessboard480.svg c8 черный король d6 белая пешка d5 белый король h5 черный конь h2 белый слон 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ход белых побеждает; Ход черных - ничьи.

Это ничья, если защищающийся король находится перед пешкой или достаточно близко. Защищающийся король может занимать поле перед пешкой противоположного цвета слону, и его нельзя прогнать. В противном случае атакующий может выиграть (Fine Benko 2003 : 206).

Конь и пешка против слона

Muller Lamprecht, диаграмма 5.23. (из Файна, 1941)
abcdefgh
8Chessboard480.svg c7 белый король d7 белая пешка белый конь d4 h4 черный слон f1 черный король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ход белых побеждает; Ход черных - ничьи.

Это ничья, если защищающийся король находится перед пешкой или достаточно близко. Слон удерживается на диагонали, которую должна пересечь пешка, и конь не может одновременно блокировать слона и оттеснять защищающегося короля. В противном случае атакующий может выиграть (Fine Benko 2003 : 209).

Ладейные и пешечные окончания

Ладейные и пешечные окончания часто заканчиваются вничью, несмотря на то, что у одной из сторон есть лишняя пешка. (В некоторых случаях двух лишних пешек недостаточно для победы.) Дополнительную пешку сложнее преобразовать в победу в ладейно-пешечном эндшпиле, чем в любом другом типе эндшпиля, кроме слоновьего эндшпиля со слонами противоположных цветов. Ладейные окончания, вероятно, являются наиболее глубокими и хорошо изученными эндшпилями. На практике они представляют собой распространенный тип эндшпиля, встречающийся примерно в 10 процентах всех игр (включая те, которые не доходят до эндшпиля) (Emms 2008 : 7). Эти эндшпили случаются часто, потому что ладьи часто меняются последними. Умение хорошо играть в эти эндшпили - главный фактор, отличающий мастеров от любителей (Nunn 2007 : 125). Когда у обеих сторон по две ладьи и пешки, у более сильной стороны обычно больше шансов на победу, чем если бы у каждой была только одна ладья (Emms 2008 : 141).

Стоит отметить три практических правила относительно ладей:

  1. ладьи почти всегда следует размещать позади проходных пешек, своих или соперников (правило Тарраша ). Заметным исключением является окончание ладьи и пешки против ладьи, если пешка не слишком далеко продвинулась. В этом случае лучшее место для ладьи соперника - перед пешкой.
  2. Ладьи очень плохие защитники по сравнению с их атакующей силой, поэтому часто полезно пожертвовать пешку ради активности.
  3. Ладья на седьмой горизонтали может сеять хаос среди пешек противника. Сила ладьи на седьмой горизонтали не ограничивается эндшпилем. Классический пример - Капабланка против Тартаковер, Нью-Йорк 1924 (см. аннотированная игра без диаграмм или доска Java )

Важная выигрышная позиция в ладья и пешка против ладейного эндшпиля - это так называемая позиция Лусены. Если сторона с пешкой может достичь позиции Лусены, он побеждает. Однако есть несколько важных приемов жеребьевки, таких как как позиция Филидора, защита заднего ряда (ладья на первом ряду, для ладейные пешки и только конь пешек ), лобовой защиты и короткой боковой защиты . Общее правило заключается в том, что король более слабой стороны до ферзевого поля пешка, игра - ничья, а в остальном - победа, но есть много исключений.

Ладья и пешка против ладьи

Fine Benko, диаграмма 646
abcdefgh
8Chessboard480.svg e8 белый король e7 белая пешка g7 черный король a2 черная ладья белая ладья f1 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Игра выигрывает, потому что Позиция Лусены. Черные играют вничью с 1... Ra8 +, либо из-за вечный шах или выигрыш пешки.

Обычно (но не всегда), когда защищающийся король может добраться до ферзевого поля пешки, игра заканчивается вничью (см. Позиция Филидора ), в противном случае атакующий обычно выигрывает (если это не ладья пешка) см. Позиция Лусены ) (Fine Benko 2003 : 294). Выигрышная процедура может быть очень сложной, и в некоторых позициях для победы требуется до шестидесяти ходов (Speelman, Tisdall Wade 1993 : 7). Если атакующая ладья находится на двух линиях пешки, то защищающийся король, атакующий обычно выигрывает (за некоторыми исключениями) (Fine Benko 2003 : 294). Ладья и пешка против ладьи - самый распространенный эндшпиль типа «фигура и пешка против фигуры» (Нанн 2007 : 148).

Самый сложный случай противостояния ладьи и пешки с ладьей происходит, когда атакующая ладья находится на расстоянии одной вертикали от пешки, защищающийся король отрезан на другой стороне. Зигберт Тарраш дал следующие правила для этого случая:

Для игрока, защищающегося от пешки на пятой или даже шестой горизонтали, чтобы добиться ничьей, даже после того, как его король был вытеснен с ферзевого поля, должен быть продуктом следующие условия: вертикаль, на которой стоит пешка, делит доску на две неравные части. Защищающаяся ладья должна стоять в более длинной части и давать чеки с фланга на как можно большем расстоянии от атакующего короля. Не менее чем расстояние в три линии позволяет ладье продолжать давать шах. Иначе на него в конце концов атак король. Защищающийся король должен стоять на меньшей части доски.

(См. Короткую боковую защиту в Ладья и пешка против ладейного эндшпиля.)

Цитата

  • «Вся ладья и пешечные окончания ничейные».

Контекст этой цитаты показывает, что это комментарий к тому факту, что небольшое преимущество в ладейно-пешечном эндшпиле с меньшей вероятностью превратится в победу. Марк Дворецкий назвал заявление «полушутливым, полусерьезным» (Дворецкий и Юсупов 2008 : 159). 458>Джон Эммс (Эммс 2008 : 41) и Джеймс Хауэлл (Howell 1997 : 36) приписывают цитату Тартаковеру, тогда как Дворецкий (Дворецкий 2006 : 158), Энди Солтис (Солтис 2003 : 52), Карстен Мюллер и Кауфельд и Керн (Kaufeld Kern 2011 : 167) приписывают это Таррашу. Джон Ватсон приписывается Таррашу «по легенде »и говорит, что статистика не подтверждает это утверждение (Watson 1998 : 81–82). Бенко задается вопросом, это связано с Василием Смысловым (Бенко 2007 : 186). Приписывание цитаты Таррашу может быть результатом путаницы между этой цитатой и правилами Тарраша относительно ладей. Источник цитаты в настоящее время не установлен. Бенко отметил, что хотя поговорка обычно произносится как она более верна, чем можно было бы подумать (Бенко 2007 : 189).

Ферзевый и пешечный конец

В ферзевом и пешечном окончании проходные пешки имеют первостепенное значение, потому что ферзь может сопроводите его на площадь королевы в одиночку. Продвижение проходной пешки перевешивает пешек количество. Защищающийся должен прибегнуть к вечной проверке. Эти концовки часто бывают очень долгими. Для примера ферзевого и пешечного эндшпиля см. Каспаров против мира - Каспаров выиграл, хотя у него было меньше пешек, потому что его было более продвинутым. Об окончании игры ферзь против пешки см. Эндшпиль ферзь против пешки.

Ферзь и пешка против ферзя

Мюллер и Лампрехт,. диаграмма 9.12A
abcdefgh
8Chessboard480.svg f7 белый ферзь g7 белый король c6 черный король h5 белая пешка e2 черный ферзь 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Игра выигрывает; Черные играют вничью.

Эндшпиль ферзь и пешка против ферзя вторым по распространенности эндшпилем "фигура и пешка против фигуры" после ладья и пешка против ладьи. Это очень сложно и играть. Человеческие науки не могли провести полный анализ до появления endgame tablebases (Nunn 2007 : 148). Эта комбинация является выигрышной реже, чем эквивалентный ладейный окончание.

Ладья противостепенной фигуры

Шерон, 1926 г.
abcdefgh
8Chessboard480.svg белая ладья e8 d6 черный слон d5 черный король d4 черная пешка e4 черная пешка e2 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Белые играют вничью; Игра черными побеждает (Müller Lamprecht 2001 : 273).

Разница в материале между ладьей и второстепенной фигурой составляет примерно два очка или чуть меньше, что эквивалентно две пешки.

  • Ладья и пешка против мелкой фигуры: обычно ладья выигрывает, но бывают ничьи. В частности, если пешка находится на своей шестой горизонтали и является пешкой слона или ладьей пешкой , а слон не контролирует поле поворота пешей пешкой, позиция ничья (де ла Вилья 2008 : 221). См. Неправильный слон.
  • Ладья против второстепенной фигуры: обычно ничья, но в некоторых случаях ладья выигрывает, см. шахматный эндшпиль без пешек.
  • Ладья против второстепенной фигуры и одной пешки: обычно ничья но ладья может выиграть.
  • Ладья против небольшой фигуры и двух пешек: обычно ничья, но второстепенная фигура может выиграть.
  • Ладья против второстепенной фигуры и трех пешек: победа для младшей фигуры.

Если у обеих сторон есть пешки, результат зависит от того, сколько пешек есть у младшей фигуры для размена:

  • Нет пешек для размена (т.е. одинаковое количество пешек на каждой стороне): ладья обычно побеждает.
  • Одна пешка для размена (т.е. у мелкой фигуры на одну пешку больше): ладья обычно побеждает, но это технически сложно. Если все работает на одной стороне доски, это обычно ничья.
  • Две пешки для размена: обычно это ничья. При наличии слона у любой стороны могут быть шансы на победу. С конем ладья может иметь шансы на победу, и защита коня затруднена, если пешки разбросаны.
  • Три пешки для размена: обычно это выигрыш для второстепенной фигуры (Хорошо Benko 2003 : 459ff).

Две незначительные фигуры против ладьи

Капабланка vs. Ласкер, 1914
abcdefgh
8Chessboard480.svg g8 черный король f7 черная пешка черная пешка g7 h7 черная пешка c5 белый конь b3 черная ладья белая пешка f3 d2 белый слон белая пешка g2 h2 белая пешка g1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Черные играют вничью (Muller Lamprecht 2001 : 23) ошибка harvcol: нет цели: CITEREFMullerLamprecht2001 (help ).

В эндшпиле две второстепенные фигуры примерно эквивалентны ладье плюс одна пешка. пешечная структура важна. Две фигуры имеют преимущество, если пешки соперника слабы. Инициатива важнее в этом эндшпиле, чем в любом другом. Общий исход можно разбить по количеству пешек.

  • Две фигуры имеют одну или несколько лишних пешек: всегда выигрыш для фигур.
  • Такое же количество пешек: обычно ничья, но две фигуры выигрывают чаще, чем ладья.
  • У ладьи одна дополнительная пешка: обычно ничья, но у любого из сторон могут быть шансы на победу, в зависимости от позиционных факторов.
  • У ладьи есть две дополнительные пешки: обычно победа для ладьи (Fine Benko 2003 : 449–58).

Ферзь против двух ладей

Леко vs. Крамник,. Чемпионат мира 2004 года
abcdefgh
8Chessboard480.svg a8 черная ладья g8 черный король f7 черная пешка h7 черная пешка g6 черная пешка черная ладья a5 h5 белая пешка f4 белый ферзь g4 белая пешка g3 белый король f2 белая пешка 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
В этой позиции Крамник () сыграл g5 и h6, маневрировал ладьей на f4 и, в конце концов, взял пешку назад белых. Онрал после того, как грубая ошибка вынудила размен ферзя и ладьи, и Леко подал в отставку.

Без пешек это обычно ничья, но в некоторых позициях выигрывает любая из сторон. Ферзь и пешка обычно равны двум ладьям, если обе стороны имеют равное количество пешек. Две ладьи плюс одна пешка против ферзя также обычно вничью. В противном случае, эта сторона обычно выигрывает (Fine Benko 2003 : 566–67). Играя на ничью, защитник (сторона с меньшим неблагоприятным воздействием) должен стараться избежать воздействия, в котором ферзь и ладьи принудительно меняются в проигрышный пешечный эндшпиль.

Ферзь против ладьи и противостепенной фигуры

ван Великий vs. Юсупов, 2000
abcdefgh
8Chessboard480.svg g8 черный король d6 белая ладья e6 черная пешка g6 черная пешка черная пешка b4 c3 черный ферзь e3 белая пешка f3 белый слон белая пешка g3 f2 белая пешка g2 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ход черных выиграл.

Если пешек нет, позиция обычно ничейная, но в некоторых позициях выигрывает любая из сторон. Ферзь равен ладье и слону плюс одна пешка. Если у ферзя есть дополнительная пешка, он выигрывает, но с трудом. Ладья и слон плюс две пешки побеждают ферзя (Fine Benko 2003 : 563).

Ферзь против ладьи

Филидор, 1777
abcdefgh
8Chessboard480.svg b8 черный король b7 черная ладья c6 белый король a5 белый ферзь 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Белые побеждают с ходом любой стороны.
Д. Ponziani, 1782
abcdefgh
8Chessboard480.svg f8 черный король g7 черная ладья e6 белый ферзь h1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
ход черных ничьи (Müller Lamprecht 2001).
  • Без пешек ферзь обычно побеждает, но это может быть сложно, и есть некоторые ничьи (см. Позиция Филидора # Ферзь против ладьи ).
  • Если у ладьи одна пешка, возможны позиции с ничьей, в зависимости от пешки. и близость ладьи и короля. См. крепость (шахматы) # Ладья и пешка против ферзя. В противном случае выигрывает ферзь.
  • Если у ладьи две соединенные пешки позиция обычно ничья. Для любых других двух пешек ферзь побеждает, за исключением позиций, где может быть достигнута крепость с одной пешкой.
  • Если у ладьи три или более пешки, позиция обычно является ничья, но в некоторых случаях выигрывает ферзь, а в некоторых - ладья.
  • Если у ферзя есть пешка или пешки, он выигрывает, за исключением необычных позиций (Fine Benko 2003 : 570–79).

Фигура против пешек

Иоганн Бергер, 1914. (Файн и Бенко, диаграмма 1053)
abcdefgh
8Chessboard480.svg белый ферзь a8 f4 черная пешка g4 черная пешка h4 черный король h3 черная пешка a1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Игра белых побеждает.
. Файн и Бенко, диаграмма 1054
abcdefgh
8Chessboard480.svg b8 белый ферзь черная пешка f3 черная пешка g3 h3 черный король h2 черная пешка a1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
играть белыми; черными wi нс

Есть много случаев для одиночной фигуры против пешек. Положение пешек критическое.

  • Незначительная фигура против пешек: Незначительная фигура против одной или двух пешек обычно является ничьей, если только пешки не продвинуты. Три пешки могут сыграть вничью или выиграть, в зависимости от того, насколько они продвинуты. Три связанных пешки побеждают слона, если все они преодолевают четвертый ряд (Fine Benko 2003 : 93ff, 129–30). Конь может сыграть вничью против трех связанных пешек, если ни одна из них не превышает их четвертую позицию (Müller Lamprecht 2001 : 62).
  • Ладья против пешек: если король ладьи не рядом, одна пешка ничьи и две пешки выигрывают. Если король ладьи рядом, ладья выигрывает одну или две пешки и делает ничью против трех. Обычно выигрывают четыре пешки, но ладья может сделать ничью, в зависимости от своей позиции. Более четырех пешек побеждают ладью (Fine Benko 2003 : 275,292–93).
  • Ферзь против пешек: ферзь может выиграть у любого количества пешек, в зависимости от того, насколько они продвинуты являются. Ферзь выиграет у восьми пешек на второй горизонтали, но одна пешка на седьмой может сыграть вничью (см. ферзь против пешечного эндшпиля ), а две продвинутые пешки могут выиграть (Fine Benko 2003 : 526ff).

Окончания без пешек

Fine Benko, диаграмма 967
abcdefgh
8Chessboard480.svg a8 черный король a7 черный конь a6 белый король b1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Игра белых побеждает; Черные играют вничью.

Помимо основных матов, есть и другие концовки без пешек. На практике они встречаются нечасто. Двумя наиболее распространенными эндшпилями без пешек (когда у защиты есть фигура в дополнение к королю) являются (1) ферзь против ладьи и (2) ладья и слон против ладьи. Ферзь побеждает ладью - см. шахматный эндшпиль без пешек # Ферзь против ладьи. Ладья и слон против ладьи - это обычно теоретическая ничья, но защита сложна и есть выигрышные позиции (см. Ладья и слон против ладейного эндшпиля ).

Позиции с материальным дисбалансом

Ладья стоит примерно две пешки плюс слона или коня. Слон и конь примерно стоят ладью и пешку, а ферзь стоит ладьи, второстепенной фигуры (слона или коня) и пешки (см. Шахматы относительная стоимость шт. ). Трех пешек часто бывает достаточно, чтобы победить легкую фигуру, но двух пешек - редко.

Однако, имея ладьи на доске, слон часто перевешивает пешки. Это связано с тем, что слон защищает от атак вражеской ладьи, в то время как собственная ладья слона атакует пешки противника и переводит ладью противника в пассив. Это относится к Правилу 2 с ладьями (см. Выше).

Слон обычно стоит больше, чем конь. Слон особенно ценен, когда на обоих флангах доски есть пешки, так как он может их быстро перехватить.

Влияние табличных баз на теорию эндшпиля

Табличные базы для эндшпиля внесли некоторые незначительные исправления в исторический анализ эндшпиля, но они также внесли некоторые более значительные в теорию эндшпиля. (Правило пятидесяти ходов не принимается во внимание в этих исследованиях.) Основные изменения теории эндшпиля в результате использования табличных баз включают (Müller Lamprecht 2001 : 8,400–406):

  • Ферзь против ладьи (см. Позиция Филидора # Ферзь против ладьи ). Здесь есть два изменения, позволяющих ладье лучше защищаться, но ферзь все равно побеждает. (a) Люди обычно выбирают защиту второго ряда с ладьей на второй горизонтали и королем нее (или симметричные позиции на других краях доски). Таблички показывают, что защита третьего ранга требует времени, чтобы прорваться, что трудно сделать человеку. (b) Люди предполагали, что ладья должна оставаться как можно ближе к королю как можно дольше, но показывают, что лучше всего отвести ладью от короля в какой-то более ранний момент (Nunn 2002 : 49ff).
  • Ферзь и пешка против ферзя. Tablebases показали, что это может быть выиграно гораздо в большем количестве позиций, чем предполагалось, но логика ходов в настоящее время вне человеческого понимания (Nunn 1995 : 265).
  • Ферзь против двух слонов. Это считалось ничьей из-за наличия позиции с рисунком крепость, но в большинстве случаев королева может выиграть, не позволяя слонам добраться до крепости. Однако может потребоваться до хода, чтобы добиться победы (Нанн 2002 : 290ff).
abcdefgh
8Chessboard480.svg f8 черный король f6 черный конь g6 черный конь c4 белый ферзь g3 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Эта позиция считалась ничьей, но ход белых побеждает. Некоторые похожие позиции фактически разыгрываются (например, с ферзем на е2).
  • Королева против двух рыцарей. Считалось, что это ничья, но у ферзя больше выигрышных позиций, чем считалось ранее. Кроме того, многие аналитики назвали позицию (см. Диаграмму), которая, по их мнению, была победа ферзя (Нанн 2002 : 300ff). На диаграмме белые ставят мат за 43 хода, начиная с 1. Qc7 (единственный выигрышный ход). Обратите внимание, что Нанн говорит: «Общий результат, несомненно, ничья, но есть много проигрышных позиций, некоторые из них очень длинные». С другой стороны, 73,44% позиций выигрывает ферзь, почти все остальные позиции, где сторона с двумя конями может сразу же захватить ферзя - 97,59% позиций со стороны ходом ферзя выигрываются этим. сторона. Однако эти проценты могут вводить в заблуждение другие «общие результаты», основанные на анализе гроссмейстеров с использованием данных табличной базы (Müller Lamprecht 2001 : 406), (Нанн 2002 : 324). Например, хотя почти 90 процентов всех этих позиций являются выигрышными для ферзя, обычно это ничья, если король не отделен от коней и они находятся на разумных полях (Müller Lamprecht 2001 : 339).
abcdefgh
8Chessboard480.svg f8 белый слон b7 черный конь b6 черный король d5 белый король белый слон a4 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Эта позиция считалась ничьей (Kling and Horwitz, 1851), но белые считывают.
  • Два слона против коня. Считается, что это ничья, но в целом слоны побеждают. Однако на это нужно до 66 ходов. Позиция на диаграмме считалась ничьей более ста лет, но табличные показывают, что белые выигрывают за 57 ходов. Все длинные победы проходят через этот тип полукрепостной позиции. Чтобы вытеснить черных из временной крепости в главе, нужно несколько ходов; затем точная игра слонами мешает черным создать временную крепость в другом (Нанн 1995 : 265ff). Перед компьютерным анализом Спилман назвал эту позицию неразрешенной, но «вероятно ничьей» (Speelman 1981 : 109).
  • Ферзь и слон против двух ладей. Считалось, что это ничья, но обычно побеждают ферзь и слон. Требуется до 84 ходов (Нанн 2002 : 367ff).
  • Ладья и слон против слона и коня, слоны противоположных цветов. Считалось, что это ничья, но ладья и слон обычно побеждают. Это занимает до 98 ходов (Nunn 2002 : 342ff). Магнус Карлсен успешно реализовал эту конфигурацию с ограничением в 50 ходов против Франсиско Вальехо Понса в 2019 году. Даже при лучшей игре со стартовой позиции РБ против БН более сильная сторона выиграла бы фигуру в пределах 50 ходов.
  • Ладья и слон против ладьи. Защита второго уровня была обнаружена с помощью tablebases (Hawkins 2012 : 198–200).

Самая длинная форсированная победа

abcdefgh
8Chessboard480.svg b7 черная ладья g5 черный конь f4 черный король b3 черный слон d2 белый король h2 белый конь h1 белый ферзь 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Лучший ход черных в этой позиции - 1... Rd7 +. Белые ставят мат на 545 ходов позже.
abcdefgh
8Chessboard480.svg b8 черный конь d8 черный король g7 белый ферзь f6 белый король g6 белая пешка h4 черный слон b3 черная ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Белые играют и выигрывают в 549.

В мае 2006 г. был объявлен рекордный 517-ходовой эндшпиль (см. Первую диаграмму). Марк Бурзучки нашел его с помощью программы, написанной Яковом Коновалем. Первый ход черных 1... Rd7 +, и белые выигрывают ладью за 517 ходов. Это было определено с использованием более простого для метода метода преобразования глубины в преобразование, который предполагает, что обе стороны стремятся соответственно свести игру к более простому выигрышному финалу. Такие эндшпили не обязательно должны строго оптимальную игру с других сторон, поскольку черные могут отсрочить мат, допустив более раннюю конверсию, или белые могут ускорить ее, отсрочив конверсию (или не сделав ее вообще). В сентябре 2009 года было обнаружено, что расстояние до сопряжения (преобразования) в этой позиции было 545 (см. Первую диаграмму). Позже те же исследователи подтвердили, что это (вместе с его вариациями) самый длинный эндшпиль из 7 человек без пешек, а с пешками самый длинный эндшпиль из 7 человек изображен на второй диаграмме. Белым требуется 6 ходов, чтобы превратить положение в коня (что ведет к позиции, аналогичной первой диаграмме), после чего требуется еще 543 хода, чтобы выиграть игру.

Правило пятидесяти ходов игнорировалась при вычислении этих результатов и продолжительности, и по состоянию на 2014 год эти игры не смогли состояться из-за правил семидесяти пяти ходов.

Классификация эндшпилей

Эндшпиль можно классифицировать по материалу на доске. Стандартная система классификации перечисляет материал каждого игрока, включая королей, в следующем порядке: король, ферзь, слоны, кони, ладьи, пешки. Каждая фигура обозначается своим алгебраическим символом .

. Например, если у белых есть король и пешка, а у черных только король, эндшпиль классифицируется как КПК . Если у белых слонов и конь, а у черных ладья, эндшпиль классифицируется КБНКР . Обратите внимание, что KNBKR было бы неверным; слоны идут раньше коней.

В позициях с двумя или более епископами на доске может быть добавлена ​​«подпись епископа», чтобы прояснить отношения между епископами. Были использованы два метода. Неформальный метод состоит в том, чтобы обозначить один цвет квадратов как «x», а другой цвет - как «y». Эндшпиль KBPKB может быть записан в виде KBPKB x-y, если слоны разноцветные, или KBPKB x-x, если слоны одного цвета. Более формальный метод - использовать четырехзначный суффикс вида abcd :

  • a= количество белых белопольных слонов
  • b= количество белых чернопольных слонов
  • c= количество черных белопольных слонов. слонов
  • d= количество черных чернопольных слонов

Таким образом, вышеупомянутый эндшпиль может быть записан как KBPKB_1001 для слонов разного цвета и KBPKB_1010 для слонов того же цвета.

В позициях с одной или несколькими ладьями на доске и когда один или оба игрока имеют одно или оба права на рокировку, может быть добавлена ​​подпись рокировки, чтобы указать, какие права рокировки существуют. Метод заключается в использовании суффикса от одного до четырех символов, образованного путем пропуска до трех символов из строки KQkq .

Таким образом, эндшпиль, в котором у белых есть слон и ладья, а у черных ладья, можно записать KBRKR, если нет прав на рокировку, или KBRKR_Kq, если белые могут рокировать на стороне короля, а черные могут рокировать на ферзевом фланге. В случае, если позиция также имеет двух или более слонов, подпись рокировки следует за подписью слона, как в KBBNKRR_1100_kq .

GBR code - альтернативный метод классификации эндшпиля.

Энциклопедия шахматных окончаний - ECE от Chess Informant имела другую схему классификации, чем-то похожую на коды ECO, но она не получила широкого распространения. Полная система - это 53-страничный указатель, который содержался в книге «Лучшие концовки Капабланки и Фишера». Код начинается с буквы, представляющей самую сильную фигуру на доске, не считая королей. Порядок: ферзь, ладья, слон, конь, а затем пешка. (Фигурки используются для обозначения фигур.) Каждая из них имеет до 100 подклассов, например от R00 до R99 . Первая цифра - это код для фигур. Например, R0 содержит все эндшпили, в которых ладья против пешек и ладья против одинокого короля, R8 содержит эндшпиль с двумя ладьями, а R9 содержит концовки с более чем четырьмя штуками. Вторая цифра - это классификация по количеству пешек. Например, R30 содержит эндшпиль, в котором ладья против ладьи без пешек или с одной пешкой, а R38 - окончание ладья против ладьи, в котором у одного игрока есть две лишние пешки.

Таблица частот

В таблице ниже перечислены наиболее распространенные концовки в реальных играх в процентах (процент игр, а не процент концовок; обычно пешки идут вместе с фигурами). (Müller Lamprecht 2001 : 11–12, 304)

Таблица частот финальной стадии
Процентштукштук
8,45ладьяладья
6.76ладья и слонладья и конь
3.45две ладьидве ладьи
3.37ладья и слонладья и слон (одного цвета)
3.29слонконь
3,09ладья и коньладья и конь
2.87король и пешкикороль (и пешки)
1.92ладья и слонладья и слон (противоположного цвета)
1.87королеваферзь
1.77ладья и слонладья
1,65слонслон (того же цвета)
1,56коньконь
1,51rookслон
1.42ладья и коньладья
1.11слонслон (противоположного цвета)
1.01бишоппешки
0.97ладьяконь
0.92рыцарьпешки
0.90ферзь и малая фигураферзь
0.81ладьядве второстепенные фигуры
0,75ладьяпешки
0,69королеваладья и легкая фигура
0,67ладья и пешка 316>ладья (без пешек)
0,56ладья и две пешкиладья (без пешек)
0,42ферзьпешки
0,40королеваладья
0,31королевадве ладьи
0,23король и одна пешкакороль
0.17королевамалая фигура
0.09ферзь и одна пешкаферзь
0.08королевадве второстепенные фигуры
0.02слон и конькороль
0,01королеватри второстепенные фигуры

Цитаты

  • «Чтобы улучшить свою игру, вы должны прежде всего изучить эндшпиль; ибо, в то время как концовки могут быть изучены и освоены сами по себе, миттельшпиль и дебют должны изучаться по отношению к эндшпилю ». (Курсив в оригинале.) (Capablanca 1966 : 19)
  • «... эндшпиль так же важен, как дебют и миттельшпиль... три из пяти потерь, понесенных Бронштейном в его ничьей... матче с Ботвинником в 1951 году. были вызваны слабой игрой в эндшпиле ». (Hooper Whyld 1992)
  • « Изучение дебюта - это просто запоминание ходов и надежда на ловушки, но изучение эндшпиля - это шахматы ». - Джошуа Вайцкин
  • «Если хочешь выиграть в шахматы, начни с концовки». - Ирвинг Чернев
  • «Повторение ходов в концовке может быть очень полезным. Помимо очевидного выигрыша времени на часах можно заметить, что сторона с преимуществом получает психологическую выгоду ». - Сергей Белавенец
  • « Нельзя переоценить, что важнейшую роль в пешечных окончаниях играет король ». - Зигберт Таррак h
  • «После неудачного дебюта есть надежда на середину игры. После неудачной середины остается надежда на эндшпиль. Но как только вы находитесь в эндшпиле, момент истины настал ». - Эдмар Меднис
  • « Терпение - самая ценная черта игрока в эндшпиле. »- Пал Бенко

Литература

Есть много книг по эндшпилям, см. Литература по шахматным эндшпилям для получения большого списка и истории. Некоторые из самых популярных современных:

  • Основные шахматные концовки, автор Рубен Файн и Пал Бенко, 1941, 2003, Маккей. ISBN 0-8129-3493-8. Издание 1941 года by Fine была первой из современных книг по эндшпилю на английском языке. Она была недавно отредактирована Бенко.
  • Руководство по эндшпилю Дворецкого, второе издание, Марк Дворецкий, 2006, Russel Enterprises. ISBN 1-888690-28-3. Современное руководство известного учителя шахмат.
  • Энциклопедия шахматных окончаний III - ладейные окончания 2, Андрас Адоржан, Александр Белявский, Светозар Глигорич, Роберт Хюбнер, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров, Виктор Корчной, Энтони Майлз, Николай Минев, Джон Нанн и Ян Тимман., 1986, Шахматный информатор, ISBN 86-7297-005-5. Полная книга с 1746 окончаниями, разделенными на группы согласно классификации ECE. Аннотация в Система шахматных знаков.
  • Essential Chess Endings: the Tournament Player's Guide, Джеймс Хауэлл, 1997, Бэтсфорд. ISBN 0-7134-8189-7. Маленькая, но всеобъемлющая книга.
  • Fundamental Chess Endings, Карстен Мюллер и Фрэнк Лампрехт, 2001, Gambit Publications. ISBN 1-901983-53-6. Высоко оценен - ​​всеобъемлющий и современный.
  • Секреты гроссмейстера: концовки, Эндрю Солтис, 1997, 2003, Thinker's Press, ISBN 0- 938650-66-1. Элементарная книга.
  • Только факты!: Знание в эндшпиле в одном томе, Лев Альбурт и Николай Крогиус, 2000, Newmarket Press. ISBN 1-889323-15-2. Хорошая вводная книга.
  • Курс эндшпиля Пандольфини, автор Брюс Пандольфини, 1988, Fireside, ISBN 0-671-65688-0. Множество коротких элементарных уроков эндшпиля.
  • Полный курс Сильмана по эндшпилю: от новичка до мастера, Джереми Силман, 2007, Siles Press, ISBN 1 -890085-10-3. Обладает уникальным подходом, в нем представлены материалы в порядке сложности и необходимости знать различные классы игроков. Он начинается с материала для абсолютного новичка и продолжается до материала уровня мастера.
  • Winning Chess Endings, Ясир Сейраван, 2003, Everyman Chess. ISBN 1-85744-348-9. Хорошая вводная книга.
  • Одна пешка спасает день: любимые исследования чемпиона мира, Сергей Ткаченко, 2017, ООО «Издательство« Элк энд Руби »ISBN 5-950-04334-0. 100 исследований, общей темой которых является то, что у белых остается только одна пешка в финале, но им удается выиграть или ничья.
  • Один конь спасает день: любимые этюды чемпиона мира, Сергей Ткаченко, 2017, Limited Ответственность Общества Издательский Дом Элк и Руби ISBN 5-950-04335-9. 100 исследований, общей темой которых является то, что белые заканчивают только одним конем в финале, но им удается выиграть или ничья.
  • Один епископ спасает день: любимые этюды чемпиона мира, Сергей Ткаченко, 2017, Limited Ответственность Общества Издательский Дом Элк и Руби ISBN 5-950-04336-7. 100 исследований, общей темой которых является то, что у белых остается только один слон в финале, но им удается выиграть или ничья.
  • Одна ладья спасает день: любимые этюды чемпиона мира, Сергей Ткаченко, 2017, Limited Ответственность Общества Издательский Дом Элк и Руби ISBN 5-950-04337-5. 100 исследований, общей темой которых является то, что в финале у белых остается только одна ладья, но им удается выиграть или ничья.

См. Также

Темы эндшпиля

Конкретные эндшпиль

Литература

Библиография

Дополнительная литература

Внешние ссылки

The Wikibook Шахматы есть страница на тему: Финал
Последняя правка сделана 2021-05-14 10:19:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте