В шахматах и подобных шахматах играх эндшпиль (или конец игры или окончание ) - это этап игры, когда на доске остается несколько фигур.
Граница между миттельшпилем и эндшпилем часто бывает нечеткой и может происходить постепенно или при быстрой размене нескольких пар фигур. Однако эндшпиль, как правило, имеет характеристики, отличные от миттельшпиля, и, соответственно, у игроков другие стратегические интересы. В частности, пешки становятся более важными, поскольку эндшпиль часто вращается вокруг попытки повысить пешку, продвинув ее на восьмой ранг . Король , которого необходимо защищать в миттельшпиле из-за угрозы мата, становится сильной фигурой в эндшпиле. Его можно поставить в центр доски и использовать как полезную атакующую фигуру.
По сравнению с шахматной дебютной теорией, которая часто меняется, уступая место миттельшпилям позициям, которые набирают и теряют популярность, теория эндшпиля менее подвержена изменениям. Многие люди составили этюды эндшпилей, эндшпильные позиции, которые решаются путем нахождения победы для белых, когда нет очевидного пути к победе, или ничьей, когда кажется, что белые должны проиграть.
Обычно в эндшпиле более сильная сторона (та, у которой больше материала с использованием стандартной системы подсчета очков ) должна попытаться обменять фигур (коней, слонов, ладей и ферзей ), избегая при этом размена пешек. Как правило, это упрощает превращение материального преимущества в выигранную игру. Защищающейся стороне следует стремиться к противоположному.
Шахматисты классифицируют эндшпиль по типу оставшихся фигур.
.
Эндшпиль можно разделить на три категории:
В этой статье обычно не рассматриваются исследования.
Эндшпиль - это когда осталось всего несколько фигур. Не существует строгого критерия, когда начинается эндшпиль, и разные эксперты придерживаются разных мнений (Fine 1952 : 430). Александр Алехин сказал: «Мы не можем определить, когда заканчивается середина игры и начинается эндшпиль» (Whitaker Hartleb 1960). Используя обычную систему для относительной ценности шахматной фигуры, Спилман считает, что эндшпиль - это позиции, в которых каждый игрок имеет тринадцать или меньше очков в материале (не считая король ). В качестве альтернативы, эндшпиль - это позиция, в которой можно активно использовать короля, но есть несколько известных исключений из этого (Speelman 1981 : 7–8). Минев характеризует эндшпиль как позиции с четырьмя или меньшим количеством фигур, кроме королей и пешек (Минев 2004 : 5). Некоторые авторы считают эндшпиль позициями без ферзей (например, Fine, 1952), в то время как другие считают позицию эндшпилем, когда у каждого игрока меньше ферзя плюс ладья в материале. Флир считает, что эндшпиль - это когда у каждого игрока есть не более одной фигуры (кроме королей и пешек), а позиции с большим количеством материала, где у каждого игрока не более двух фигур, - это «не совсем эндшпиль» (NQE), произносится как «nuckie» (Флир 2007 : 7–8).
Альбурт и Крогиус дают три характеристики эндшпиля: (Alburt Krogius 2000 : 12)
Некоторые составители задач считают, что эндшпиль начинается, когда игрок, который собирается сделать ход, может добиться победы или ничьей против любых вариантов ходов (Portisch Sárközy 1981 : vii).
Меднис и Крауч отрицательно подходят к вопросу о том, что представляет собой эндшпиль. Игра все еще продолжается в миттельшпиле, если элементы миттельшпиля все еще описывают позицию. Игра не в финале, если применимо следующее:
В эндшпилях с фигурами и пешками дополнительная пешка является выигрышным преимуществом от 50 до 60 процентов случаев. Он становится более решающим, если более сильная сторона также имеет позиционное преимущество (Euwe Meiden 1978 : xvi). Как правило, игрок с преимуществом материал пытается поменяться фишками и выйти в эндшпиль. В эндшпиле игроку с материальным преимуществом обычно следует пытаться разменять фигуры, но избегать размена пешек (Дворецкий и Юсупов 2008 : 134). Из этого правила есть несколько исключений: (1) концовки, в которых обе стороны имеют по две ладьи плюс пешки - у игрока с большим количеством пешек больше шансов на победу, если пара ладей не поменяна, и (2) слоны противоположного цвета с другими фигурами. - более сильная сторона должна избегать обмена другими фигурами. Также, когда все пешки находятся на одной стороне доски, часто более сильная сторона должна поменяться пешками, чтобы попытаться создать проходную.
В эндшпиле, как правило, игроку с большим количеством пешек лучше Избегайте частых разменов пешек, потому что шансы на победу обычно уменьшаются с уменьшением количества пешек. К тому же концовки с пешками по обе стороны доски выиграть намного легче. Пешечный эндшпиль с внешней проходной должен быть намного проще, чем миттельшпиль с ладьей впереди.
С недавним ростом компьютерных шахмат, разработкой стало создание баз данных эндшпиля, которые представляют собой таблицы сохраненных позиций, рассчитанных с помощью ретроградного анализа (такая база данных называется эндшпилем tablebase ). Программа, которая включает в себя знания из такой базы данных, может играть в идеальные шахматы при достижении любой позиции в базе данных.
Макс Эйве и Вальтер Мейден дают следующие пять обобщений:
Во многих ссылках есть разделы, посвященные основным, элементарным или фундаментальным матовым эндшпилям. Как правило, это эндшпиль без пешек, в котором одна или несколько фигур ставят мат одному королю. Например:
Некоторые авторы предпочитают добавлять эндшпиль из следующего списка (или других), чтобы составить список «основных матов»:
В сочетании с его королем, ферзем или ладья может легко поставить мат одинокому королю, но одна второстепенная фигура (слон или конь ) не могут. См. Wikibooks - Chess / The Endgame для демонстрации этих двух матов. Два слона (плюс их король) могут легко поставить мат одинокому королю, при условии, что слоны передвигаются по полям противоположного цвета. (Два или более слонов одного цвета не могут поставить мат.) Слон и конь (плюс их король) также могут поставить мат одинокому королю, хотя процедура мат длительная (до 33 ходов при правильной игре) и это сложно для игрока, который не знает правильной техники.
Два коня не могут форсировать мат против одинокого короля (см. Эндшпиль для двух коней ), но если у более слабой стороны также есть материал (помимо короля), иногда возможен мат. (Троицкий 2006 : 197–257) Шансы на победу с двумя конями незначительны, за исключением нескольких пешек. (Хаворт, Гай М.К. (2009). «Western Chess: Endgame Data». CentAUR.) Процедура может быть долгой и сложной. В соревновании правило пятидесяти ходов часто приводит к тому, что игра заканчивается вничью. (Хотя есть такая позиция на доске, которая позволяет двум коням поставить мат одинокому королю, для этого требуется неосторожный ход более слабой стороны.)
Королевские и пешечные эндшпили задействовать только королей и пешек с одной или обеих сторон. Международный мастер Сесил Парди сказал: «Пешечные окончания для шахмат такие же, как паттинг для гольфа». Любой эндшпиль с фигурами и пешками имеет возможность упростить в пешечное окончание (Nunn 2010 : 43).
В королевских и пешечных окончаниях лишняя пешка имеет решающее значение более чем в 90 процентах случаев (Euwe Meiden 1978 : xvi). Получение проходной имеет решающее значение (проходная - это пешка, у которой нет противоположной пешки на своей вертикали или на соседних линиях на пути к превращению). Нимзович однажды сказал, что проходная пешка имеет «тягу к расширению». Внешняя проходная особенно опасна. Смысл в этом - приманка - в то время как защищающийся король мешает ему встать в ферзь, атакующий король выигрывает пешки на другой стороне.
Оппозиция - важный прием, который используется для получения преимущества. Когда два короля находятся в оппозиции, они находятся в одном файле (или ранге ) с пустым квадратом, разделяющим их. Игрок, у которого есть ход, проигрывает противнику. Он должен переместить своего короля и позволить королю противника продвинуться вперед. Обратите внимание, однако, что противодействие - это средство для достижения цели, то есть проникновение во вражескую позицию. Если атакующий может проникнуть без сопротивления, он должен это сделать. Тактика триангуляции и цугцванга, а также теория соответствующих квадратов часто имеют решающее значение.
В отличие от большинства позиций, королевский и пешечный эндшпиль обычно можно проанализировать для окончательного вывода при наличии достаточного мастерства и времени. Ошибка в пешечном эндшпиле почти всегда превращает победу в ничью или ничью в проигрыш - шансов на восстановление мало. В этих эндшпилях важнее всего точность. В этих эндшпилях есть три фундаментальные идеи: противостояние, триангуляция и маневр Рети (Nunn 2007 : 113ff).
Мюллер и Лампрехт,. диаграмма 2.11
| (Müller Lamprecht 2001). диаграмма 2.03
|
Это один из самых простых эндшпилей. Ничья считается результатом, если защищающийся король может достичь поля перед пешкой или поля перед ней (или взять пешку) (Müller Lamprecht 2007 : 16,21). Если атакующий король может предотвратить это, король поможет пешке превратиться в ферзя или ладью, и мат может быть достигнут. ладьяная пешка является исключением, потому что король не может убраться с дороги своей пешки.
Конь и пешечное окончание отличаются умным маневрированием коней для захвата пешек противника. Хотя конь плохо гонится за проходной, это идеальная фигура для блокирования проходной. Кони не могут проиграть темп, поэтому конь и пешка имеют много общего с королевским и пешечным. В результате Михаил Ботвинник констатировал, что «конь на самом деле - пешечный». (Белявский и Михальчишин 2003 : 139)
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Обычно это ничья, поскольку коня можно пожертвовать за пешку, однако король и конь должны закрывать поля на пути пешки. Если пешка достигает седьмого ранга и поддерживается королем и конем, она обычно продвигается в и побеждает. В этой позиции ход белых выигрывает: 1. b6 Nb7! 2. Кe6! Na5 3. Kc8! N-любое 4. Nc7 # . Если черные переводят коня на любое другое поле на 2-м ходу, белые все равно играют Kc8, угрожая b7 + и превращением, если конь покинет защиту поля b7. Ход черных делает ничьи, начиная с 1... Nc4, потому что белые не могут получить темп (Fine Benko 2003 : 112–14).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Слон и пешечное окончание бывает двух совершенно разных вариантов. Если противостоящие слоны идут на поле одного цвета, подвижность слонов является решающим фактором. плохой слон - это слон, зажатый пешками своего цвета и несущий бремя защиты.
Приведенная рядом диаграмма из Мольнара-Надя, Венгрия, 1966 год, иллюстрирует концепции хорошего слона и плохого слона, оппозиции, цугцванга и внешней проходной пешки. Белые выигрывают ходом 1. e6! (освобождая e5 для своего короля) 1... Bxe6 2. Bc2! (угрожая Bxg6) 2... Bf7 3. Be4! (угрожая Bxc6) 3... Be8 4. Ke5! (захват соперника [т. Е. Короли находятся на двух ортогональных квадратах друг от друга, а другой игрок делает ход] и размещение черных в цугцванге - он должен либо двинуть своего короля, позволяя Король белых, чтобы прорваться, или его слон, допустивший решительное вторжение слона белых) 4... Bd7 5. Bxg6!
Центурини
| Центурини, 1856
|
Применяются два правила, данные Луиджи Чентурини в 19 веке:
Позиция на второй диаграмме показывает выигрышную позицию для белых, хотя она требует точной игры. конь пешка всегда выигрывает, если у защищающегося слона есть только одна длинная диагональ (Fine Benko 2003 : 155–56).
Портиш против Таля, 1965a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Эта позиция была достигнута в партии из Турнира претендентов 1965 года между Лайошем Портишем и бывшим Чемпион мира Михаил Таль. Белые должны точно защищаться и использовать ответный цугцванг. Часто у него есть только один или два хода, чтобы избежать проигрышной позиции. Черные не смогли добиться никакого прогресса, и на 83-м ходу игра завершилась вничью (Нанн 1995 : 169).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Окончания со слонами противоположного цвета, означающие, что один слон работает на светлых квадратах, а другой - на темных, печально известны своим рисунком характером. Многие игроки в плохой позиции спаслись от проигрыша, торгуя до такого эндшпиля. Они часто получаются вничью, даже если одна из сторон имеет преимущество в две пешки, поскольку более слабая сторона может создать блокаду на полях, на которых действует его слон. Более слабая сторона должна часто пытаться сделать своего слона плохим , помещая свои пешки на тот же цвет своего слона, чтобы защитить оставшиеся пешки, тем самым создавая неприступную крепость..
Текущая теория состоит в том, что слоны лучше коней примерно в 60% случаев в эндшпиле. Чем симметричнее пешечная структура , тем лучше для коня. Конь лучше всего подходит для форпоста в центре, особенно там, где его нелегко прогнать, тогда как слон наиболее силен, когда он может атаковать цели по обе стороны доски или серию квадратов одного цвета (Белявский и Михальчишин 1995 : 122).
Файн и Бенко (Fine Benko 2003 : 205) дают четыре вывода:
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Это ничья, если защищающийся король находится перед пешкой или достаточно близко. Защищающийся король может занимать поле перед пешкой противоположного цвета слону, и его нельзя прогнать. В противном случае атакующий может выиграть (Fine Benko 2003 : 206).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Это ничья, если защищающийся король находится перед пешкой или достаточно близко. Слон удерживается на диагонали, которую должна пересечь пешка, и конь не может одновременно блокировать слона и оттеснять защищающегося короля. В противном случае атакующий может выиграть (Fine Benko 2003 : 209).
Ладейные и пешечные окончания часто заканчиваются вничью, несмотря на то, что у одной из сторон есть лишняя пешка. (В некоторых случаях двух лишних пешек недостаточно для победы.) Дополнительную пешку сложнее преобразовать в победу в ладейно-пешечном эндшпиле, чем в любом другом типе эндшпиля, кроме слоновьего эндшпиля со слонами противоположных цветов. Ладейные окончания, вероятно, являются наиболее глубокими и хорошо изученными эндшпилями. На практике они представляют собой распространенный тип эндшпиля, встречающийся примерно в 10 процентах всех игр (включая те, которые не доходят до эндшпиля) (Emms 2008 : 7). Эти эндшпили случаются часто, потому что ладьи часто меняются последними. Умение хорошо играть в эти эндшпили - главный фактор, отличающий мастеров от любителей (Nunn 2007 : 125). Когда у обеих сторон по две ладьи и пешки, у более сильной стороны обычно больше шансов на победу, чем если бы у каждой была только одна ладья (Emms 2008 : 141).
Стоит отметить три практических правила относительно ладей:
Важная выигрышная позиция в ладья и пешка против ладейного эндшпиля - это так называемая позиция Лусены. Если сторона с пешкой может достичь позиции Лусены, он побеждает. Однако есть несколько важных приемов жеребьевки, таких как как позиция Филидора, защита заднего ряда (ладья на первом ряду, для ладейные пешки и только конь пешек ), лобовой защиты и короткой боковой защиты . Общее правило заключается в том, что король более слабой стороны до ферзевого поля пешка, игра - ничья, а в остальном - победа, но есть много исключений.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Обычно (но не всегда), когда защищающийся король может добраться до ферзевого поля пешки, игра заканчивается вничью (см. Позиция Филидора ), в противном случае атакующий обычно выигрывает (если это не ладья пешка) см. Позиция Лусены ) (Fine Benko 2003 : 294). Выигрышная процедура может быть очень сложной, и в некоторых позициях для победы требуется до шестидесяти ходов (Speelman, Tisdall Wade 1993 : 7). Если атакующая ладья находится на двух линиях пешки, то защищающийся король, атакующий обычно выигрывает (за некоторыми исключениями) (Fine Benko 2003 : 294). Ладья и пешка против ладьи - самый распространенный эндшпиль типа «фигура и пешка против фигуры» (Нанн 2007 : 148).
Самый сложный случай противостояния ладьи и пешки с ладьей происходит, когда атакующая ладья находится на расстоянии одной вертикали от пешки, защищающийся король отрезан на другой стороне. Зигберт Тарраш дал следующие правила для этого случая:
Для игрока, защищающегося от пешки на пятой или даже шестой горизонтали, чтобы добиться ничьей, даже после того, как его король был вытеснен с ферзевого поля, должен быть продуктом следующие условия: вертикаль, на которой стоит пешка, делит доску на две неравные части. Защищающаяся ладья должна стоять в более длинной части и давать чеки с фланга на как можно большем расстоянии от атакующего короля. Не менее чем расстояние в три линии позволяет ладье продолжать давать шах. Иначе на него в конце концов атак король. Защищающийся король должен стоять на меньшей части доски.
(См. Короткую боковую защиту в Ладья и пешка против ладейного эндшпиля.)
Контекст этой цитаты показывает, что это комментарий к тому факту, что небольшое преимущество в ладейно-пешечном эндшпиле с меньшей вероятностью превратится в победу. Марк Дворецкий назвал заявление «полушутливым, полусерьезным» (Дворецкий и Юсупов 2008 : 159). 458>Джон Эммс (Эммс 2008 : 41) и Джеймс Хауэлл (Howell 1997 : 36) приписывают цитату Тартаковеру, тогда как Дворецкий (Дворецкий 2006 : 158), Энди Солтис (Солтис 2003 : 52), Карстен Мюллер и Кауфельд и Керн (Kaufeld Kern 2011 : 167) приписывают это Таррашу. Джон Ватсон приписывается Таррашу «по легенде »и говорит, что статистика не подтверждает это утверждение (Watson 1998 : 81–82). Бенко задается вопросом, это связано с Василием Смысловым (Бенко 2007 : 186). Приписывание цитаты Таррашу может быть результатом путаницы между этой цитатой и правилами Тарраша относительно ладей. Источник цитаты в настоящее время не установлен. Бенко отметил, что хотя поговорка обычно произносится как она более верна, чем можно было бы подумать (Бенко 2007 : 189).
В ферзевом и пешечном окончании проходные пешки имеют первостепенное значение, потому что ферзь может сопроводите его на площадь королевы в одиночку. Продвижение проходной пешки перевешивает пешек количество. Защищающийся должен прибегнуть к вечной проверке. Эти концовки часто бывают очень долгими. Для примера ферзевого и пешечного эндшпиля см. Каспаров против мира - Каспаров выиграл, хотя у него было меньше пешек, потому что его было более продвинутым. Об окончании игры ферзь против пешки см. Эндшпиль ферзь против пешки.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Эндшпиль ферзь и пешка против ферзя вторым по распространенности эндшпилем "фигура и пешка против фигуры" после ладья и пешка против ладьи. Это очень сложно и играть. Человеческие науки не могли провести полный анализ до появления endgame tablebases (Nunn 2007 : 148). Эта комбинация является выигрышной реже, чем эквивалентный ладейный окончание.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Разница в материале между ладьей и второстепенной фигурой составляет примерно два очка или чуть меньше, что эквивалентно две пешки.
Если у обеих сторон есть пешки, результат зависит от того, сколько пешек есть у младшей фигуры для размена:
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В эндшпиле две второстепенные фигуры примерно эквивалентны ладье плюс одна пешка. пешечная структура важна. Две фигуры имеют преимущество, если пешки соперника слабы. Инициатива важнее в этом эндшпиле, чем в любом другом. Общий исход можно разбить по количеству пешек.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Без пешек это обычно ничья, но в некоторых позициях выигрывает любая из сторон. Ферзь и пешка обычно равны двум ладьям, если обе стороны имеют равное количество пешек. Две ладьи плюс одна пешка против ферзя также обычно вничью. В противном случае, эта сторона обычно выигрывает (Fine Benko 2003 : 566–67). Играя на ничью, защитник (сторона с меньшим неблагоприятным воздействием) должен стараться избежать воздействия, в котором ферзь и ладьи принудительно меняются в проигрышный пешечный эндшпиль.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Если пешек нет, позиция обычно ничейная, но в некоторых позициях выигрывает любая из сторон. Ферзь равен ладье и слону плюс одна пешка. Если у ферзя есть дополнительная пешка, он выигрывает, но с трудом. Ладья и слон плюс две пешки побеждают ферзя (Fine Benko 2003 : 563).
Филидор, 1777
| Д. Ponziani, 1782
|
Иоганн Бергер, 1914. (Файн и Бенко, диаграмма 1053)
| . Файн и Бенко, диаграмма 1054
|
Есть много случаев для одиночной фигуры против пешек. Положение пешек критическое.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Помимо основных матов, есть и другие концовки без пешек. На практике они встречаются нечасто. Двумя наиболее распространенными эндшпилями без пешек (когда у защиты есть фигура в дополнение к королю) являются (1) ферзь против ладьи и (2) ладья и слон против ладьи. Ферзь побеждает ладью - см. шахматный эндшпиль без пешек # Ферзь против ладьи. Ладья и слон против ладьи - это обычно теоретическая ничья, но защита сложна и есть выигрышные позиции (см. Ладья и слон против ладейного эндшпиля ).
Ладья стоит примерно две пешки плюс слона или коня. Слон и конь примерно стоят ладью и пешку, а ферзь стоит ладьи, второстепенной фигуры (слона или коня) и пешки (см. Шахматы относительная стоимость шт. ). Трех пешек часто бывает достаточно, чтобы победить легкую фигуру, но двух пешек - редко.
Однако, имея ладьи на доске, слон часто перевешивает пешки. Это связано с тем, что слон защищает от атак вражеской ладьи, в то время как собственная ладья слона атакует пешки противника и переводит ладью противника в пассив. Это относится к Правилу 2 с ладьями (см. Выше).
Слон обычно стоит больше, чем конь. Слон особенно ценен, когда на обоих флангах доски есть пешки, так как он может их быстро перехватить.
Табличные базы для эндшпиля внесли некоторые незначительные исправления в исторический анализ эндшпиля, но они также внесли некоторые более значительные в теорию эндшпиля. (Правило пятидесяти ходов не принимается во внимание в этих исследованиях.) Основные изменения теории эндшпиля в результате использования табличных баз включают (Müller Lamprecht 2001 : 8,400–406):
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В мае 2006 г. был объявлен рекордный 517-ходовой эндшпиль (см. Первую диаграмму). Марк Бурзучки нашел его с помощью программы, написанной Яковом Коновалем. Первый ход черных 1... Rd7 +, и белые выигрывают ладью за 517 ходов. Это было определено с использованием более простого для метода метода преобразования глубины в преобразование, который предполагает, что обе стороны стремятся соответственно свести игру к более простому выигрышному финалу. Такие эндшпили не обязательно должны строго оптимальную игру с других сторон, поскольку черные могут отсрочить мат, допустив более раннюю конверсию, или белые могут ускорить ее, отсрочив конверсию (или не сделав ее вообще). В сентябре 2009 года было обнаружено, что расстояние до сопряжения (преобразования) в этой позиции было 545 (см. Первую диаграмму). Позже те же исследователи подтвердили, что это (вместе с его вариациями) самый длинный эндшпиль из 7 человек без пешек, а с пешками самый длинный эндшпиль из 7 человек изображен на второй диаграмме. Белым требуется 6 ходов, чтобы превратить положение в коня (что ведет к позиции, аналогичной первой диаграмме), после чего требуется еще 543 хода, чтобы выиграть игру.
Правило пятидесяти ходов игнорировалась при вычислении этих результатов и продолжительности, и по состоянию на 2014 год эти игры не смогли состояться из-за правил семидесяти пяти ходов.
Эндшпиль можно классифицировать по материалу на доске. Стандартная система классификации перечисляет материал каждого игрока, включая королей, в следующем порядке: король, ферзь, слоны, кони, ладьи, пешки. Каждая фигура обозначается своим алгебраическим символом .
. Например, если у белых есть король и пешка, а у черных только король, эндшпиль классифицируется как КПК . Если у белых слонов и конь, а у черных ладья, эндшпиль классифицируется КБНКР . Обратите внимание, что KNBKR было бы неверным; слоны идут раньше коней.
В позициях с двумя или более епископами на доске может быть добавлена «подпись епископа», чтобы прояснить отношения между епископами. Были использованы два метода. Неформальный метод состоит в том, чтобы обозначить один цвет квадратов как «x», а другой цвет - как «y». Эндшпиль KBPKB может быть записан в виде KBPKB x-y, если слоны разноцветные, или KBPKB x-x, если слоны одного цвета. Более формальный метод - использовать четырехзначный суффикс вида abcd :
Таким образом, вышеупомянутый эндшпиль может быть записан как KBPKB_1001 для слонов разного цвета и KBPKB_1010 для слонов того же цвета.
В позициях с одной или несколькими ладьями на доске и когда один или оба игрока имеют одно или оба права на рокировку, может быть добавлена подпись рокировки, чтобы указать, какие права рокировки существуют. Метод заключается в использовании суффикса от одного до четырех символов, образованного путем пропуска до трех символов из строки KQkq .
Таким образом, эндшпиль, в котором у белых есть слон и ладья, а у черных ладья, можно записать KBRKR, если нет прав на рокировку, или KBRKR_Kq, если белые могут рокировать на стороне короля, а черные могут рокировать на ферзевом фланге. В случае, если позиция также имеет двух или более слонов, подпись рокировки следует за подписью слона, как в KBBNKRR_1100_kq .
GBR code - альтернативный метод классификации эндшпиля.
Энциклопедия шахматных окончаний - ECE от Chess Informant имела другую схему классификации, чем-то похожую на коды ECO, но она не получила широкого распространения. Полная система - это 53-страничный указатель, который содержался в книге «Лучшие концовки Капабланки и Фишера». Код начинается с буквы, представляющей самую сильную фигуру на доске, не считая королей. Порядок: ферзь, ладья, слон, конь, а затем пешка. (Фигурки используются для обозначения фигур.) Каждая из них имеет до 100 подклассов, например от R00 до R99 . Первая цифра - это код для фигур. Например, R0 содержит все эндшпили, в которых ладья против пешек и ладья против одинокого короля, R8 содержит эндшпиль с двумя ладьями, а R9 содержит концовки с более чем четырьмя штуками. Вторая цифра - это классификация по количеству пешек. Например, R30 содержит эндшпиль, в котором ладья против ладьи без пешек или с одной пешкой, а R38 - окончание ладья против ладьи, в котором у одного игрока есть две лишние пешки.
В таблице ниже перечислены наиболее распространенные концовки в реальных играх в процентах (процент игр, а не процент концовок; обычно пешки идут вместе с фигурами). (Müller Lamprecht 2001 : 11–12, 304)
Процент | штук | штук |
---|---|---|
8,45 | ладья | ладья |
6.76 | ладья и слон | ладья и конь |
3.45 | две ладьи | две ладьи |
3.37 | ладья и слон | ладья и слон (одного цвета) |
3.29 | слон | конь |
3,09 | ладья и конь | ладья и конь |
2.87 | король и пешки | король (и пешки) |
1.92 | ладья и слон | ладья и слон (противоположного цвета) |
1.87 | королева | ферзь |
1.77 | ладья и слон | ладья |
1,65 | слон | слон (того же цвета) |
1,56 | конь | конь |
1,51 | rook | слон |
1.42 | ладья и конь | ладья |
1.11 | слон | слон (противоположного цвета) |
1.01 | бишоп | пешки |
0.97 | ладья | конь |
0.92 | рыцарь | пешки |
0.90 | ферзь и малая фигура | ферзь |
0.81 | ладья | две второстепенные фигуры |
0,75 | ладья | пешки |
0,69 | королева | ладья и легкая фигура |
0,67 | ладья и пешка 316> | ладья (без пешек) |
0,56 | ладья и две пешки | ладья (без пешек) |
0,42 | ферзь | пешки |
0,40 | королева | ладья |
0,31 | королева | две ладьи |
0,23 | король и одна пешка | король |
0.17 | королева | малая фигура |
0.09 | ферзь и одна пешка | ферзь |
0.08 | королева | две второстепенные фигуры |
0.02 | слон и конь | король |
0,01 | королева | три второстепенные фигуры |
Есть много книг по эндшпилям, см. Литература по шахматным эндшпилям для получения большого списка и истории. Некоторые из самых популярных современных:
Темы эндшпиля
Конкретные эндшпиль
Библиография
The Wikibook Шахматы есть страница на тему: Финал |