Гексагональные шахматы относятся к группе вариантов шахмат, играемых на досках, состоящих из шестиугольник ячейки . Самым известным является вариант Глинского, играемый на симметричной гексагональной доске с 91 ячейкой.
Поскольку каждая гексагональная ячейка не на краю доски имеет шесть соседних ячеек, увеличивается мобильность фигур по сравнению со стандартной ортогональной шахматной доской. (Например, ладья имеет шесть естественных направлений движения вместо четырех.) Обычно используются три цвета, чтобы никакие две соседние клетки не были одного цвета, и игровая фишка с ограниченным цветом, такая как ортодоксальные шахматы слон обычно приходит в наборах по три на игрока, чтобы поддерживать баланс в игре.
В различных вариантах используются доски на основе шестиугольника разных форм и размеров. На характер игры также влияет ориентация ячеек доски на 30 °; доска может быть ориентирована горизонтально (Веллиша, де Васа, Бруски) или вертикально (Глински, Шафрана, Маккуи). (Например, когда стороны шестиугольных ячеек обращены к игрокам, пешки обычно имеют одно прямое направление движения. Если на игровом поле варианта есть ячейка вершинами, обращенными к игрокам, пешки обычно имеют два наклонных направления движения вперед.) Шестисторонность симметричной шестиугольной игровой доски также привела к ряду вариантов для трех игроков.
Первые применения шахмат на шестиугольных досках, вероятно, произошли в середине XIX века, но два ранних примера не включали мат в качестве выигрышной цели. Все больше шахматных игр для досок с шестиугольниками стали появляться регулярно в начале 20 века. Игровые доски с шестигранными ячейками широко используются в стратегических играх в целом; например, они широко используются в современных wargaming.
Шестиугольные шахматы Глинского, изобретенные Владиславом Глинским в 1936 г. и впервые запущенная в Британии в 1949 г., "вероятно, самая популярная из шестиугольных шахматных игр". Игра была популярна в Восточной Европе, особенно в Польше, где родился Глински. В какой-то момент было более полумиллиона игроков, и было продано более 130 000 наборов досок. Книга Глинского «Правила гексагональных шахмат» была опубликована в 1973 году.
Игра ведется на вертикально ориентированной правильной гексагональной доске со сторонами длиной 6 ячеек, на которой 91 гексагональная ячейка трех цветов (светлая, темный и средний тон), средняя ячейка (или "шестигранник") обычно средний тон. Обычный набор шахматных фигур увеличивается на один слон и одну пешку. На плате имеется 11 файлов , отмеченных буквами a – l (буква j не используется), и 11 пронумерованных рангов (которые согните напильник на 60 ° f). Каждый ранг 1–6 содержит 11 клеток, ранг 7 (заполненный черными пешками в начальной расстановке) состоит из 9 клеток, ранг 8 - 7 и так далее. Ранг 11 содержит ровно одну ячейку: f11.
ходы ладьи | ходы слона |
ходы ферзя | ходы пешек, взятия, ячейки перехода |
ходы коня | ходы короля |
На диаграммах показано, как движется каждая фигура. Как и в ортодоксальных шахматах, конь может перепрыгивать другие фигуры; однако, в отличие от традиционных шахмат, два коня могут матировать короля, а конь также может выполнять триангуляцию. Три слона игрока, относящиеся к разным цветам, никогда не могут встретиться. ферзь движется как ладья плюс слон. В шахматах Глинского нет рокировки.
Пешки двигаются прямо вперед и захватывают наклонно вперед к соседней клетке (показано крестиками на схеме); направление хода пешки не диагональное, как ход слона, как в стандартных шахматах. Все пешки могут сделать двойной шаг из своих стартовых клеток. Если пешка берет из своей начальной клетки таким образом, что затем занимает начальную клетку другой пешки, она все еще может сделать двойной ход. Например, если пешка на е4 должна была взять черную фигуру на f5, пешка сохраняет возможность перейти на f7. Белая пешка в среднем ряду (ячейка f5) не может сделать двойной шаг в начальной настройке, поскольку целевая ячейка занята (черная пешка на f7), но двойной шаг можно сделать позже, когда ячейка будет пусто. На проходе также возможны взятия: например, если черная пешка на c7 на диаграмме перемещается на c5 одним ходом, белая пешка на b5 может ее взять: bxc6 . Пешки продвигаются на последнюю ячейку ряда; белые пешки продвигаются по клеткам на диаграмме, отмеченным звездочками.
Пат не является ничьей в шахматах Глинского, но все равно засчитывается меньше, чем мат. В турнирных играх игрок, совершивший пат, получает ⁄ 4 очка, а зашедший в тупик игрок (игрок без разрешенного хода) получает ⁄ 4 очка.
Существует числовое (или международное) представление. Все остальные детали точно такие же, как в числовой нотации ICCF, за исключением того, что здесь нет рокировки.
Изобретены советским геологом Исааком Григорьевичем Шафраном в 1939 году и зарегистрированы в 1956 году. Они демонстрировались на Всемирной шахматной выставке в г. Лейпциг в 1960 году.
Доска имеет форму неправильного шестиугольника с девятью файлами и десятью разрядами , из которых 70 ячеек против 91 на доске Глинского. Файлы помечены буквами от a до i; наклонные ряды, идущие по диагонали от 10 до 4 часов, пронумерованы от 1 до 10. Например (см. диаграмму), два короля начинают с e1 и e10; Ладьи белых начинаются на a1 и i5, ладьи черных - на a6 и i10. Каждый игрок называет левую сторону доски своим «ферзевым флангом», а правую сторону - «слоновым флангом»; обратите внимание, что они не коррелируют (фланг ферзя белых - фланг слонов черных).
Все фигуры, кроме пешек и королей, ходят и бьют точно так же, как в шахматах Глинского. В шахматах Шафрана первый ход пешки может привести к середине вертикали. (Таким образом, пешки d-, e- и f могут сделать трехшаговый начальный ход; пешки b-, c-, g- и h могут сделать сначала двойной шаг; и a- и i-пешки могут продвинуться только на один шаг.) Пешка берет по диагонали, как слон, но на один шаг (одна линия и одна линия). Когда пешка делает многошаговый ход, она может быть взята на проходе.
Рокировка и проход на проходНа схеме у черной пешки на d8 есть три возможных хода, но ни один из них не безопасен: после 1... d7 ее можно взять 2. exd7 ; после 1... d6 его можно захватить 2. exd7 e.p. или 2. cxd6 ; после 1... d5 он может быть взят на проходе любой пешкой.
Короли ходят как в шахматах Глинского, за исключением того, что рокировка разрешена в шахматах Шафрана (в отличие от Глинского или Маккуи). Действуют обычные ограничения. Это может быть длинная или короткая рокировка в любую сторону. Обозначение состоит из Q- или B- (указывает, используется ладья ферзя или слонов), за которыми следует 0-0-0 (длинная рокировка : король движется рядом с ладьей, и ладья перепрыгивает через нее) или 0-0 (короткая рокировка, король перемещается на одну клетку меньше). На диаграмме черный король на h10 рокировал длинный ферзевый фланг (1... Q-0-0-0 ), а черный король на c8 рокировал короткий слон (1... В-0-0 ). Рокировка обычно не увеличивает безопасность короля или не делает ладью более активной, но тем не менее она присутствует в игре для полноты картины.
Пат - это ничья в шахматах Шафрана.
Изобретен Хельге Э. де Ваза в 1953 году и впервые опубликован в журнале Joseph Boyer's Nouveaux Jeux d «Неортодоксы Echecs» (Париж, 1954). Доска в форме ромба состоит из 81 ячейки с начальной настройкой, как показано в измененной форме игры. Правила движения фигур такие же, как и у варианта Глинского, за исключением пешек. Рокировка разрешена, и короли начинают с противоположных крыльев доски.
Игроки могут рокировать либо коротко (0-0), либо длинный (0-0-0). При короткой рокировке король сдвигает две клетки; три клетки при длинной рокировке. Применяются другие стандартные правила и ограничения шахматной рокировки.
Пешки начинают на третьем ранге игроков. Пешка движется вперед к соседней клетке или (как вариант первого хода) на две клетки вперед в том же направлении. Пешка захватывает по диагонали вперёд в стороны (до клетки того же цвета, на которой стоит пешка).
Белая пешка на b3, поскольку она еще не двинулась, имеет четыре варианта хода (зеленые точки) и два способа взятия (красные точки). Белая пешка на g5 переместилась из своей начальной клетки, поэтому имеет два варианта хода и два способа взятия. Если черные перемещают пешку f7 на f6 или f5, белые могут ее взять, например: 1... f7-f5 2. g5xf6 ep На диаграмме белые имеют короткая рокировка (0-0), а черные имеют длинную рокировку (0-0-0).Изобретены Яковом Бруски в 1966 году. В игре используется неправильная шестиугольная доска, состоящая из 84 клеток. Правила движения фигур следующие: то же, что и шахматы Глинского, за исключением пешек, которых десять вместо девяти у Глинского.Другие отличия от Глинского: рокировка разрешена, короли начинают на противоположных крыльях доски; и ничьи приносят половину очка.
Игроки могут рокировать либо short (0-0), либо long (0-0-0). Король сдвигается на две клетки при короткой рокировке; на три клетки при длинной рокировке. Применяются обычные правила и ограничения рокировки.
Как и в алгебраической записи, каждая клетка обозначается комбинацией буквы и цифры. Ряды горизонтальны и обозначаются номерами 1–8. файлы прямые и наклонены под углом 30 ° к вертикали, обозначенной буквами a – l. Движения могут быть записаны в длинная алгебраическая нотация (LAN), чтобы избежать путаницы, например: 1. d2-f4, а не 1. df4 .
Пешка движется вперед на соседнюю клетку или (как вариант ее первого хода) на две клетки вперед в том же направлении. Если противник блокирует движение пешки в одном из двух направлений ее движения вперед, то эта пешка автоматически блокируется и в другом направлении. Но если блокирующий игрок является дружественной фигурой, эффект будет другим - пешка все еще может двигаться в незаблокированном направлении.
Белая пешка на c2, поскольку она еще не двинулась, имеет четыре варианта хода (зеленые точки) и три способа взятия (красные точки). Белая пешка на i3 переместилась из своей начальной клетки, поэтому имеет два варианта хода и два способа взятия. Белая пешка на g5 и черная пешка на h6 блокируют друг друга от любых ходов вперед. Но если черные переместят пешку f7 на f6 или f5, белые могут ее взять, например: 1... f7-f5 2. g5xf6 epПешка захватывает по диагонали вперед, чтобы ячейка того же цвета, на которой стоит пешка. Но только пешка в исходной ячейке может взять прямо вперед; как только пешка пошла, она может брать только в стороны. (Таким образом, если это не фланговая пешка, у неподвижной пешки есть три возможности взятия; у пешки, которая ходила, две.) На проходе в шахматах Бруски разрешены взятия.
Эти этюды применимы к шестиугольному варианту Бруски:
В 1978–79 Дэйв МакКуи и Ричард Ханикатт разработали еще один вариант шестиугольных шахмат, очень похожих на шахматы Глинского, с четырьмя отличиями: стартовый ряд (включающий семь пешек на сторону вместо девяти); ход пешки от взятия; пешки на вертикальной линии не допускаются к начальному двойному шагу; и пат засчитывается как ничья (игроки получают половину очка).
На этой диаграмме показан ход пешки в варианте МакКуи. Ход взятия соответствует ходу слона: например, если черная пешка на e8 продвигается на e6, белая пешка на d5 может ее захватить на проходе.
Ход пешкиВ исходной позиции пешки вертикальной линии f не могут продвинуться на два шага, как другие пешки. Пешки "f" также не защищены в дебютном ряду, и фактически задушенный мат будет результатом, если он будет взят конем, хотя такая возможность редко встречается в практической игре.
Эти исследования эндшпиля применимы как к вариантам Глински, так и к вариантам Маккуи:
ходы пешки | ходы короля |
ходы коня | ходы ладьи |
ходы слона | ходы ферзя |
Starchess is шестиугольный вариант, изобретенный венгерским учителем шахмат Ласло Полгаром. Доска представляет собой горизонтально ориентированную правильную гексаграмму, состоящую из 37 пронумерованных клеток. Из-за небольшого размера доски игры обычно заканчиваются быстрее, чем в стандартных шахматах.
У каждого игрока есть пять пешек, король, конь, слон, ладья и ферзь. Белые пешки начинаются в ячейках 5, 12, 18, 23 и 29; черные пешки в положениях 9, 15, 20, 26 и 33. В начале игры игроки поочередно размещают свои другие фигуры на клетках позади своих пешек (белые: 4, 11, 17, 22, 28; черные: 10, 16, 21, 27, 34). Как следствие, имеется (5!) ² = 14400 возможных настроек.
Пешки перемещаются на один шаг вертикально вперед и захватывают один шаг ортогонально влево-вперед или вправо-вперед, и имеют начальный вариант двойного шага (идентичный пешке Глинского); нет на проходе. Зона продвижения для белых пешек состоит из заднего ряда черных (клетки 10, 16, 21, 27 и 34), а для черных пешек - из заднего ряда белых (клетки 4, 11, 17, 22 и 28). Пешка, которая потеряла свой первоначальный вариант двойного шага из-за взятия, называется «хромой пешкой»; пешка, которая оказалась на клетках 2, 3, 35 или 36, называется «мертвой пешкой»; пешка на ячейках 1 или 37 называется «мумией».
Король перемещается на один шаг в любом ортогональном направлении; рокировки нет. Конь прыгает, два шага в любом ортогональном направлении, за которым следует один шаг в другом направлении (идентично коню Глинского). Ладья может двигаться на любое количество шагов, но только вертикально; слон может двигаться на любое количество шагов, но не по вертикали. Ферзь совмещает ходы ладьи и слона и, таким образом, может двигаться на любое количество шагов в любом ортогональном направлении (идентично ладье Глинского).
.
Библиография
вариант Глинского
Вариант МакКуи
вариант Шафрана
вариант Бруски