Шахматная стратегия

редактировать

Шахматная стратегия - аспект шахмат игры, связанный с оценкой шахматных позиций и постановкой целей и долгосрочные планы на будущее игры. Стратегически оценивая позицию, игрок должен учитывать такие факторы, как относительная ценность фигур на доске, пешечная структура, безопасность короля, расположение фигур и контроль над ними. ключевые квадраты и группы квадратов (например, диагонали, открытые файлы, и отдельные квадраты). Шахматная стратегия отличается от шахматной тактики, которая представляет собой аспект игры, связанный с пошаговой постановкой угроз и защиты. Некоторые авторы выделяют статические стратегические дисбалансы (например, наличие более ценных фигур или лучшую пешечную структуру), которые, как правило, сохраняются в течение многих ходов, от динамических дисбалансов (например, один игрок имеет преимущество в развитии фигур ), которые носят временный характер. Это различие влияет на скорость, с которой желанный план должен вступить в силу. Пока игроки не достигнут уровня мастерства, шахматная тактика имеет тенденцию в конечном итоге определять исход игры чаще, чем стратегия. Таким образом, многие шахматные тренеры подчеркивают, что изучение тактики является наиболее эффективным способом улучшить свои результаты в серьезной шахматной игре.

Самый простой способ оценить свою позицию - это подсчитать общую стоимость фигур с обеих сторон. Используемые для этой цели значения точек основаны на опыте. Обычно считается, что пешки приносят одно очко, кони и слоны по три очка, ладьи пять очков и ферзи девять баллов. Боевая ценность короля в эндшпиле составляет примерно четыре очка. Эти базовые значения изменяются другими факторами, такими как положение фигур (например, продвинутые пешки обычно более ценны, чем пешки на их исходных полях), координация между фигурами (например, пара слонов обычно лучше координируется, чем слон плюс конь) и тип позиции (кони обычно лучше в закрытых позициях с большим количеством пешек, в то время как слоны сильнее в открытые позиции ).

Еще одним важным фактором при оценке шахматных позиций является пешечная структура или пешечный скелет. Поскольку пешки являются наиболее неподвижными и наименее ценными из шахматных фигур, пешечная структура относительно статична и во многом определяет стратегический характер позиции. Слабые места в пешечной структуре, такие как изолированные, удвоенные или обратные пешки и лунки , однажды созданные, обычно постоянны. Поэтому следует проявлять осторожность, чтобы избежать их, если они не компенсируются другим ценным активом, например возможностью развития атаки.

Содержание

  • 1 Основные концепции оценки платы
    • 1.1 Пространство
    • 1.2 Контроль центра
    • 1.3 Инициатива
    • 1.4 Защищающие фигуры
    • 1.5 Обмен фигур
    • 1.6 Особые фигуры
      • 1.6.1 Пешки
      • 1.6.2 Кони
      • 1.6.3 Слоны
      • 1.6.4 Ладьи
      • 1.6.5 Ферзь
      • 1.6.6 Король
  • 2 соображения для успешной длинной позиции временное развертывание
    • 2.1 Начало
    • 2.2 Миддлгейм
    • 2.3 Финал
  • 3 Цитаты
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

.

Основные концепции оценки платы

A материальное преимущество применяется как стратегически, так и тактически. Как правило, большее количество фигур или совокупность более сильных фигур означает больше шансов на победу. Основное стратегическое и тактическое правило - захватывать фигуры противника, сохраняя свои собственные.

Епископы и рыцари называются второстепенными. конь примерно так же ценен, как слон, но менее ценен, чем ладья. Ладьи и ферзь называются основными фигурами. Слоны обычно считаются немного лучше коней в открытых позициях, например, ближе к концу игры, когда многие фигуры взяты, тогда как кони имеют преимущество в закрытых позициях. Наличие двух слонов (пара слонов ) является особенно мощным оружием, особенно если у противника нет одного или обоих слонов.

Три пешки, вероятно, будут более полезными, чем конь в эндшпиле, но в миттельшпиле конь часто более силен. Две второстепенные фигуры сильнее одиночной ладьи, а две ладьи чуть сильнее ферзя. Слон на полях того же цвета, что и игрок, немного более ценен в дебюте, так как он может атаковать уязвимое поле f7 / f2. Ладья более ценится, когда удваивает другой ладьей или ферзем; следовательно, сдвоенные ладьи стоят больше, чем две несвязанные ладьи .

Одна из часто используемых простых систем подсчета очков:

ЧастьСтоимость
Пешка1
Конь3
Слон3
Ладья5
Ферзь9

Используемая в Stockfish система подсчета очков:

PieceValue
Pawn1.98
Конь8,17
Епископ8,36
Ладья12,70
Королева25,21

В такой системе, отказ от коня или слона ради выигрыша ладьи («выигрыш обмен ») выгоден и стоит около двух пешек. При этом игнорируются такие сложности, как текущее положение и свобода задействованных фигур, но это хорошая отправная точка. В открытой позиции слоны более ценны, чем кони (пара слонов может легко стоить семь очков или больше в некоторых ситуациях); наоборот, в закрытой позиции слоны менее ценны, чем кони. Однако рыцарь в центре доски, которого нельзя взять, известен как форпост коня и угрожает нескольким экземплярам вилки. В таком случае конь намного дороже слона. Кроме того, у многих вещей есть партнер. Удвоив два коня, две ладьи, ладью и ферзя или слона и ферзя, фигуры могут стать сильнее, чем сумма отдельных фигур. Когда фигуры теряют партнера, их ценность немного снижается. король бесценен, так как его захват приводит к поражению этого игрока и завершает игру. Однако, особенно в эндшпиле, король также может быть боевой фигурой, и ему иногда присваивается боевая ценность в три с половиной очка.

Пробел

При прочих равных, сторона, которая контролирует больше пространства на доске, имеет преимущество. Больше места означает больше возможностей, которые можно использовать как тактически, так и стратегически. Игрок, у которого развиты все фигуры и нет тактических приемов или многообещающего долгосрочного плана, должен попытаться найти ход, который увеличивает его влияние, особенно в центре. Однако в некоторых дебютах один игрок на какое-то время соглашается на меньшее пространство, чтобы организовать контратаку в миттельшпиле. Это одна из концепций гипермодерна игры.

Самый простой способ получить пространство - это подтолкнуть пешечный скелет вперед. Однако нужно быть осторожным, чтобы не растянуться слишком сильно. Если противнику удастся провести защищенную фигуру в тылу врага, эта фигура может стать такой серьезной проблемой, что, возможно, придется обменять фигуру с более высокой стоимостью.

abcdefgh
8Chessboard480.svg a8 черная ладья d8 черный ферзь f8 черная ладья g8 черный король черная пешка a7 b7 черный слон c7 черная пешка d7 черный конь e7 черный слон черная пешка f7 g7 черная пешка h7 черная пешка b6 черная пешка черная пешка d6 черный конь f6 d5 белая пешка черная пешка e5 c4 белая пешка белая пешка e4 белая пешка a3 c3 белый конь белая пешка g3 b2 белая пешка белый конь e2 белая пешка f2 g2 белый слон h2 белая пешка a1 белая ладья белый слон c1 d1 белый ферзь белая ладья f1 g1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
У белых преимущество в пространстве.

Ларри Эванс дает метод оценки пространства. Метод (для каждой стороны) состоит в том, чтобы подсчитать количество атакованных или занятых клеток на стороне соперника. На этой диаграмме из Нимзо-Индийская защита черные атакуют четыре поля на стороне белых (d4, e4, f4 и g4). Белые атакуют семь полей на стороне черных доски (b5, c6, e6, f5, g5 и h6 - считая b5 дважды) и занимают одно поле (d5). У белых пространственное преимущество восемь к четырем, и черным тесно.

Контроль над центром

abcdefgh
8Chessboard480.svg a8 черная ладья b8 черный конь c8 черный слон d8 черный ферзь e8 черный король f8 черный слон g8 черный конь h8 черная ладья черная пешка a7 черная пешка b7 c7 черная пешка черная пешка d7 e7 черная пешка черная пешка f7 g7 черная пешка h7 черная пешка d5 черный крест черный крест e5 d4 черный крест черный крест e4 белая пешка a2 b2 белая пешка c2 белая пешка белая пешка d2 e2 белая пешка белая пешка f2 белая пешка g2 h2 белая пешка a1 белая ладья b1 белый конь белый слон c1 d1 белый ферзь e1 белый король f1 белый слон g1 белый конь белая ладья h1 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Центральные поля отмечены знаком «X».

Стратегия состоит в том, чтобы расставить фигуры так, чтобы они атаковали четыре центральных поля доски. Однако размещение фигуры на центральном квадрате не обязательно означает, что она контролирует центр, например, конь на центральном квадрате не атакует никакие центральные поля. И наоборот, фигура не обязательно должна находиться на центральной площади, чтобы контролировать центр. Например, слон может управлять центром издалека.

Контроль над центром обычно считается важным, потому что тактические сражения часто происходят вокруг центральных полей, откуда фигуры могут получить доступ к большей части доски. Центральное управление позволяет больше перемещаться и дает больше возможностей для атаки и защиты.

Шахматные дебюты пытаются контролировать центр, развивая фигуры. Гипермодернистские отверстия - это те отверстия, которые контролируют центр с помощью частей издалека (обычно сбоку, например, с помощью фианкетто ); более старые классические (или современные) дебюты контролируют его пешками.

Инициатива

Инициатива принадлежит игроку, который может делать угрозы, которые нельзя игнорировать, например, проверять короля противника. Таким образом, они ставят своего противника в положение, когда ему приходится использовать свои ходы, отвечая на угрозы, а не делая свои собственные, мешая развитию своих фигур. Игрок с инициативой обычно атакует, а другой игрок обычно защищается.

Защитные фигуры

Важно защищать свои фигуры, даже если они не находятся под прямой угрозой. Это помогает остановить возможные будущие кампании противника. Если защитник должен быть добавлен позже, это может стоить темпа или даже быть невозможным из-за вилки или обнаруженной атаки. Подход всегда защищать свои фигуры имеет антецедент в теории Арона Нимцовича, который назвал это «чрезмерной защитой». Точно так же, если кто-то видит незащищенные вражеские фигуры, он должен немедленно воспользоваться слабостью этих фигур.

Даже защищаемая часть может быть уязвима. Если защищающаяся фигура также защищает что-то еще, это называется переутомленной фигурой, и она может быть не в состоянии выполнить свою задачу. Когда есть более одной атакующей фигуры, количество защитников также должно быть увеличено, и их значения должны быть приняты во внимание. Помимо защиты фигур, также часто необходимо защищать ключевые квадраты, открытые ряды и задний ранг . Такие ситуации могут легко возникнуть, если пешечная структура слабая.

Обмен фишками

Обмен фишками означает захват вражеской фишки, а затем позволить захватить фишку той же ценности. Как показывает практика, обмен фигурами облегчает задачу защитника, у которого обычно меньше места для действий.

Обмен фишек обычно желателен для игрока с существующим преимуществом в материалах, поскольку это приближает эндшпиль. и тем самым оставляет оппоненту меньше возможностей для восстановления позиций. В эндшпиле даже пешечное преимущество может оказаться решающим. Обмен также приносит пользу игроку, на которого нападают, игроку, который контролирует меньшее пространство, и игроку с лучшей пешечной структурой.

При игре против более сильных игроков многие новички пытаются постоянно обмениваться фигурами, «чтобы упростить дело».. Однако более сильные игроки часто оказываются относительно сильнее в эндшпиле, тогда как ошибки более распространены в более сложном миттельшпиле.

Обратите внимание, что «размен » также может конкретно означать обмен ладьи на слона или коня. Фраза «повышение качества» означает взятие ладьи в обмен на слона или коня, поскольку это материально лучший обмен. И наоборот, «снижение качества» означает потерю ладьи, но захват слона или коня, что существенно хуже.

Особые фигуры

Пешки

Пример визуализации пешечных структур
abcdefgh
8Chessboard480.svg a8 черная ладья c8 черный слон e8 черная ладья g8 черный король черная пешка a7 черная пешка b7 d7 черный конь черная пешка f7 g7 черный слон h7 черная пешка черная пешка c6 d6 белая ладья черный конь f6 черная пешка g6 черная пешка e5 c4 белая пешка белая пешка e4 c3 белый конь белый слон e3 белый конь f3 h3 белая пешка белая пешка a2 b2 белая пешка белая пешка f2 белая пешка g2 белый король c1 f1 белый слон белая ладья h1 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
После 12... Re8 в Тарраше – Эйве, 1922...
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная пешка a7 черная пешка b7 черная пешка f7 h7 черная пешка черная пешка c6 черная пешка g6 черная пешка e5 c4 белая пешка белая пешка e4 h3 белая пешка белая пешка a2 b2 белая пешка белая пешка f2 белая пешка g2 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
... и его пешечный скелет («Формация Раузера»)

В эндшпиле проходные, не сдерживаемые вражескими пешками из продвижения, сильны, особенно если они продвигаются или защищаются другой пешкой. Проходная пешка на шестом ранге примерно такая же сильная, как конь или слон, и часто решает игру. (См. Также изолированная пешка, сдвоенные пешки, обратная пешка, соединенные пешки.)

Кони

Поскольку коней можно легко прогнать пешечными ходами, часто бывает выгодно разместить коней в лунках на позиции противника в качестве форпостов - поля, где их нельзя атаковать пешками. Такой рыцарь пятого ранга - сильное достоинство. Идеальная позиция для коня - это третий ряд соперника, когда его поддерживают одна или две пешки. Конь на краю или в углу доски контролирует меньше клеток, чем один на внутренней стороне доски, отсюда и поговорка: «Конь на краю тусклый!»

Короля и одного коня недостаточно, чтобы поставить мат противостоящему королю-одиночке (см. Эндшпиль с двумя конями ). Король и два коня могут поставить мат одинокому королю, но его нельзя заставить.

Слоны

Слон всегда остается на квадратах того цвета, на котором он был начат, поэтому, как только один из них уходит, квадраты этого цвета становится труднее контролировать. Когда это происходит, пешки, перемещенные на поля другого цвета, не блокируют слона, а пешки противника, находящиеся прямо перед ними, застревают на уязвимом цвете.

A фианкетированный епископ, например на g2 после пешки g2 – g3, может обеспечить сильную защиту рокированному королю на g1 и часто оказывает давление на длинную диагональ h1 – a8. После фианкетто отказ от слона может ослабить дыры в пешечной цепи; выполнение этого действия перед рокированным королем может повлиять на его безопасность.

В общем, слон примерно равен коню. В определенных обстоятельствах один может быть сильнее другого. Если игра «закрыта» с множеством взаимосвязанных пешечных построений, конь имеет тенденцию быть сильнее, потому что он может перепрыгивать через пешки, пока они блокируют слона. Слон также слаб, если его ограничивают собственные пешки, особенно если они заблокированы и на цвете слона. После потери слона оставшийся слон считается более слабым, так как теперь противник может планировать свои ходы так, чтобы играть в игру белого или черного цвета.

В открытой позиции с действиями с обеих сторон доски, слон имеет тенденцию быть сильнее из-за своего большого расстояния. Это особенно верно в эндшпиле; если проходные пешки бегут по противоположным сторонам доски, у игрока со слоном обычно больше шансов на победу, чем у игрока с конем.

Короля и слона недостаточно, чтобы поставить мат противостоящему одинокому королю, но два слона и один король легко ставят мат противостоящему одинокому королю.

Ладьи

Ладьи имеют больше возможностей для движения на полуоткрытых линиях (тех, у которых нет пешек своего цвета). Ладьи на седьмой ступени могут быть очень мощными, поскольку они атакуют пешки, которые могут быть защищены только другими фигурами, и они могут ограничивать вражеского короля его задней ступенью. Пара ладей на седьмой горизонтали игрока часто является признаком выигрышной позиции.

В миттельшпиле и эндшпиле с проходной правило Тарраша гласит, что ладьи, как друг, так и противник пешки, обычно самые сильные. за пешкой, а не перед ней.

Король и ладья - достаточный материал, чтобы поставить мат противостоящему королю-одиночке, хотя это немного сложнее, чем мат королем и ферзем; таким образом, ладья - важная фигура выше коня и слона.

Королева

Королевы - самые сильные фигуры. Они обладают большой мобильностью и могут одновременно угрожать множеству угроз. Они могут выступать в роли ладьи и слона одновременно. По этим причинам мат атаковать ферзя легче, чем атаки без него. Несмотря на свою мощь, королева также легко подвергается нападкам. Таким образом, обычно разумно подождать развития ферзя, пока не разовьются кони и слоны, чтобы предотвратить атаку ферзя второстепенными фигурами и потерю темпа. Когда пешка превращается в, большую часть времени она превращается в ферзя.

Король

В середине игры король часто лучше всего защищен в углу за своими пешками. Такая позиция для любого из игроков часто достигается рокировкой этим игроком. Однако, если ладьи и ферзь покидают первую ступень (обычно называемую задней ступенью этого игрока), то вражеская ладья или ферзь могут поставить мат королю, вторгшись в первую ступень, что обычно называется матом задней ступени. Перемещение одной из пешек перед королем (выполнение люфта ) может позволить ей отступить, но в противном случае может ослабить общую безопасность короля. Следовательно, нужно разумно балансировать между этими компромиссами.

Считается, что рокировка помогает защитить короля и часто «соединяет» две ладьи игрока вместе, так что две ладьи могут защищать друг друга. Это может уменьшить опасность протыкания шашлыка на задней линии, при котором король может быть проткнут, взяв ладью позади него.

Король может стать сильной фигурой в эндшпиле. При меньшем количестве материала быстрый мат становится менее важной задачей, а перемещение короля к центру доски дает ему больше возможностей для создания угроз и активного влияния на игру.

Соображения для успешного долгосрочного развертывания

Шахматная стратегия состоит из постановки и достижения долгосрочных целей во время игры - например, где разместить разные фигуры, - в то время как тактика концентрируется на немедленном маневре. Эти две части шахматного мышления нельзя полностью разделить, потому что стратегические цели в основном достигаются с помощью тактики, а тактические возможности основаны на предыдущей стратегии игры.

Из-за различных стратегических и тактических схем шахматная игра обычно делится на три отдельных этапа: Дебют, обычно первые 10-25 ходов, когда игроки развивают свои армии и расставляют сцена для предстоящей битвы; миттельшпиль, развитая фаза игры; и эндшпиль, когда большинство фигур разошлось и короли начинают принимать активное участие в борьбе.

Дебют

Дебют - это группа начальных ходов игры («начальные ходы»). Распознаваемые последовательности открывающих ходов называются дебютами и имеют такие названия, как Руи Лопес или Сицилианская защита. Они занесены в справочные издания, такие как Энциклопедия шахматных дебютов. Всем, кроме шахматистов, рекомендуется выбрать последний вариант либо изобрести новый вариант, либо следовать стандартному дебюту.

Существуют десятки различных дебютов, сильно различающихся по характеру от тихих позиционных. игра (например, Дебют Рети ) до очень агрессивной (например, Латвийский гамбит ). В некоторых начальных линиях точная последовательность, которая считается наилучшей для обеих сторон, рассчитана на 30–35 или более ходов. Профессиональные игроки годами изучают дебюты и продолжают делать это на протяжении всей своей карьеры, поскольку дебютная теория продолжает развиваться.

Основные стратегические цели большинства дебютов схожи:

  • Развитие: размещение (развитие) фигур (особенно слонов и коней) на полезных полях, где они влияют на игру.
  • Контроль центра: контроль над центральными полями позволяет относительно легко перемещать фигуры в любую часть доски, а также может иметь сковывающий эффект на оппонента.
  • Безопасность короля: правильный выбор времени рокировки может улучшить это.
  • Пешечная структура : Игроки стремятся избегать создания пешечных слабостей, таких как изолированные, сдвоенные или обратные пешки и пешечные острова.

Во время дебюта некоторые фигуры имеют распознанное оптимальное поле, которого они пытаются достичь. Следовательно, оптимальным вариантом может быть толкание пешек короля и ферзя на два шага с последующим перемещением коней так, чтобы они защищали центральные пешки и давали дополнительный контроль над центром. Затем можно развернуть защищенных конями слонов, чтобы связать коней и пешки противника. Оптимальный дебют заканчивается рокировкой, перемещением короля в безопасное место и развертыванием сильной задней линии и ладьи вдоль центральной линии .

Помимо этих основ, могут быть другие стратегические планы или тактические последовательности. задействован в открытии.

Большинство игроков и теоретиков считают, что белые в силу первого хода начинают игру с небольшим преимуществом. Черные обычно стремятся нейтрализовать преимущество белых и добиться равенства или развить динамическое взаимодействие в неуравновешенной позиции.

Миттельшпиль

Миттельшпиль - это часть игры, в которой разработано большинство фигур. Поскольку дебютная теория закончилась, игроки должны оценить позицию, составить планы, основанные на особенностях позиций, и в то же время учесть тактические возможности позиции.

Типовые планы или стратегические темы - например, атака меньшинства , то есть атака королевского фланга пешек против противника, у которого больше пешек на ферзевом фланге. - часто подходят только для некоторых пешечных структур, возникающих в результате определенной группы дебютов. Поэтому изучение дебютов должно быть связано с подготовкой планов, типичных для итоговых миттельшпилей.

Миддлейм также является фазой, когда встречается большинство комбинаций. Комбинации в миттельшпиле часто связаны с атакой на короля противника; некоторые типичные паттерны имеют свои собственные имена, например, Мате Бодена или комбинация Ласкера-Бауэра.

Еще один важный стратегический вопрос в миттельшпиле - нужно ли и как сокращать материал и трансформироваться в эндшпиль (т.е. упрощать ). Например, незначительные материальные преимущества обычно могут быть преобразованы в победу только в эндшпиле, и поэтому более сильная сторона должна выбрать подходящий способ достижения концовки. Не всякое сокращение материала подходит для этой цели; например, если одна сторона держит белопольного слона, а у соперника - чернопольного, преобразование в эндшпиль с слонами и пешками обычно выгодно только для более слабой стороны, потому что эндшпиль с слонов противоположных цветов, вероятно, будет ничья, даже с преимуществом в одну или две пешки.

Эндшпиль

abcdefgh
8Chessboard480.svg c8 черный король белая пешка c7 d6 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Пример цугцванг : сторона для движения имеет недостаток.

Эндшпиль (или конец игры, или концовка) - это этап игры, когда на доске остается несколько фигур. Есть три основных стратегических различия между ранними этапами игры и эндшпилем:

  • В конце игры пешки становятся более важными; эндшпиль часто вращается вокруг попытки повысить пешку, переместив ее на восьмую ступень.
  • Король, который должен быть защищен в миттельшпиле из-за угрозы мата, становится сильной фигурой в эндшпиле, и его часто ставят в центр доски, где он может защищать свои пешки, атаковать пешки противоположного цвета и препятствовать движению короля противника.
  • Цугцванг, недостаток, потому что игрок должен сделать ход, часто является фактором в эндшпиле и редко на других этапах игры. Например, на соседней диаграмме черные на ходу должны пойти 1... Kb7 и позволить белым получить ферзя после 2.Kd7, в то время как белые на ходу должны разрешить ничью либо после патового 1.Kc6, либо потерять последнюю пешку, перейдя куда угодно. else.

Эндшпиль можно классифицировать по типу фигур, оставшихся на доске. Базовые маты - это позиции, в которых у одной стороны есть только король, а у другой стороны одна или две фигуры, и они могут поставить мат противостоящему королю, причем фигуры работают вместе с их королем. Например, в королевском и пешечном эндшпиле участвуют только короли и пешки с одной или обеих сторон, а задача более сильной стороны состоит в том, чтобы продвинуть одну из пешек. Другие более сложные концовки классифицируются в зависимости от фигур на доске, кроме королей, например «ладейно-пешечное против ладейного эндшпиля ».

Цитаты

  • «Стратегия требует мысли; тактика требует наблюдения». - Макс Эйве
  • «Играть по учебникам - это нормально, до определенного уровня. Возможно, до уровня мастера, но не до гроссмейстера». - Владимир Крамник

См. Также

Литература

Библиография

  • Эванс, Ларри (1958). Новые идеи в шахматах. Питман (1984 Dover издание). ISBN 0-486-28305-4.
  • Силман, Джереми (1993). Как переоценить свои шахматы (3-е издание). Siles Press. ISBN 1-890085-00-6.
  • Джош Вайцкин (2002). Chessmaster 8000 Classroom

Дополнительная литература

Внешние ссылки

В Wikibook Chess есть страница по теме: Стратегия
Последняя правка сделана 2021-05-14 10:19:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте