Помехи (шахматы)

редактировать

В игре шахматы помеха возникает, когда линия между атакованная фигура и ее защитник прерывается жертвенно вставкой фигуры. Это шахматная тактика, которая возникает редко и поэтому часто игнорируется. Возможности для вмешательства редки, потому что защищаемый объект должен быть более ценным, чем принесенная в жертву фигура, а вмешательство должно само представлять угрозу.

Содержание
  • 1 Примеры
  • 2 Ссылки

.

Примеры
abcdefgh
8Chessboard480.svg c8 черный король d8 черная ладья f8 черная слон черная пешка a7 черная пешка b7 c7 черная пешка h7 черная пешка g6 черная пешка белая пешка e5 белый конь f5 h3 белая пешка белая пешка a2 d2 черный ферзь белый ферзь e2 белая пешка f2 белая пешка g2 e1 белая ладья g1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Белые на ход

В позиции слева белые, очевидно, будут вынуждены отвести коня с поля f5, потому что поля, на которые они могли бы продвинуться, все охраняются. Однако мешающий ход 1.Nd6 + прерывает защиту черного ферзя черной ладьей. Если черные сыграют либо 1... cxd6, либо 1... Bxd6, белые захватят ферзя черных. Следовательно, у черных нет лучшей игры, чем 1... Rxd6 2.exd6 Qxe2 3.Rxe2 Bxd6, уступая размен за пешку.

Более тонкий пример интерференции возникает, когда вставка прерывает две линии одновременно. В этом случае подвижная деталь не должна представлять угрозу сама по себе. Вместо этого он заставляет оппонента споткнуться о собственные ноги, так сказать, потому что захват атакующей фигуры обязательно сломает одну или другую линию защиты.

abcdefgh
8Chessboard480.svg b8 белая ладья d8 черная ладья белая пешка a7 черная пешка f7 h7 черный король g6 черная пешка h6 черная пешка f5 черный конь b4 белый конь e4 черный слон белый король a3 b3 белая пешка b2 белый слон c2 белая пешка d2 черная ладья div class=8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ход белых

В позиции справа белые находятся в материальном невыгодном положении и, очевидно, не могут ферзить пешку «а», поскольку черный слон охраняет ферзевое поле. Однако 1.Nd5! мешает слону и защите черных ладей друг от друга. Если 1... Bxd5, 2.Rxd8 сокрушает. Кроме того, если на 1.Nd5 ответят 1... R8xd5, это даст мат 2.Rh8. Лучшее, что могут сделать черные, это 1... R2xd5, нарушая защиту слона на a8 и позволяя 2.a8 = Q.

Хотя в реальной игре помехи случаются довольно редко, они часто встречаются в шахматных задачах. Устройство в последнем примере выше, в котором жертва происходит на пересечении линий защиты двух по-разному движущихся фигур, известно проблематикам как Новотный. Различные другие типы помех получают определенные имена в терминологии задачи, включая Гримшоу, Плачутта, где две части движутся ортогонально (см. красивый пример Тарраша ), и.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-24 04:12:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте