Шахматная тактика

редактировать

В шахматах тактика относится к последовательности ходов, которые ограничивают возможности противника варианты и могут привести к ощутимой прибыли. Тактика обычно противопоставляется стратегии, в которой преимущества требуют больше времени для реализации, а противник менее ограничен в ответах.

Основные строительные блоки тактики - это последовательности ходов, в которых противник не может ответить на все угрозы, поэтому первый игрок осознает преимущество. Сюда входят вилки, вертел, батареи, обнаруженные атаки, подрыв, перегрузка, прогиб, штифт и натяг. Энциклопедия шахматных миттельшпилей дает следующие категории тактик: Двойная атака, Прорыв пешек, Блокада, Приманка, Обнаруженная атака, Пройденная пешка, рентгеновская атака, перехват, отклонение, булавка, уничтожение пешек, перегрузка, уничтожение Защита, Преследование (постоянная атака), Промежуточное движение и Космическое пространство.

Часто тактики более чем одного типа объединяются в комбинацию.

Содержание
  • 1 Атака и защита частей
  • 2 Получение материала
    • 2.1 Обнаруженная атака
    • 2.2 Вилка
    • 2.3 Штифт
    • 2.4 Шпилька
  • 3 Пешки
  • 4 Жертвоприношения
  • 5 Цугцванг
  • 6 Цвишенцуг
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

.

Атакующие и защищающиеся фигуры

Говорят, что фигура атакует (или угрожает) фигуре противника, если на следующем ходу она может взять эту фигуру. Считается, что фигура защищает (или защищает) фигуру цвета защитника, если в случае, если защищаемая фигура была взята противником, защитник мог немедленно отбить ее. Атака фигуры обычно, но не всегда (см. Жертвоприношение ), вынуждает противника ответить, если атакуемая фигура не защищена, или если атакующая фигура имеет меньшую ценность, чем атакованная.

Когда атакованная фигура является королем, у игрока есть ровно три варианта:

  • захватить атакующую фигуру;
  • переместить короля на свободное поле;
  • вставьте другую фигуру между ними (если атакующий не рыцарь и не находится непосредственно рядом с атакованным королем).

Когда атакованная фигура не является королем, у игрока есть больше возможностей:

  • захватить атакующего фигура;
  • переместить атакуемую фигуру на свободное или закрытое поле;
  • переместить атакуемую фигуру на другое поле атаки, чтобы вы могли выбрать, где будет происходить взятие;
  • вставить другую фигуру между ними (если атакующий не конь и не находится непосредственно рядом с атакованной фигурой - атакующие короли и пешки всегда рядом);
  • прикрывают атакованную фигуру, позволяя обмен равного, большего или меньшего значения;
  • зафиксировать атакующую часть, чтобы захват стал незаконным, невыгодным или менее разрушительным;
  • захватить другой кусок оппонент;
  • позволить атакуемой фигуре быть захваченной в жертву ради некоторого другого тактического преимущества; или для Tempo
  • используйте zwischenzug (создайте контр-угрозу равных, больших или меньших последствий).
Получение материала

Когда игрок может чтобы захватить фишку (фишки) соперника, не потеряв свою (или потеряв фишку меньшей ценности), считается, что игрок «выиграл материал »; то есть у оппонента останется меньше (или менее ценных) фигур на доске. Цель каждой базовой тактики - выиграть материал. На профессиональном уровне часто простая угроза материального ущерба (т.е. ожидаемая тактика) побуждает оппонента придерживаться альтернативной линии. В любительских играх, однако, тактика часто полностью реализуется - неожиданно для противника и приводит к материальной выгоде и соответствующему, возможно, решающему преимуществу. Материальной выгоды можно добиться с помощью нескольких различных тактик.

Обнаруженная атака

Обнаруженная атака - это ход, позволяющий атаковать другую фигуру. Фигура отодвигается, чтобы позволить дружественному слону, ладье или ферзю атаковать фигуру противника. Если атакованная фигура - король, ситуация называется обнаруженным шахом. Обнаруженные атаки являются мощными, поскольку перемещенная фигура может представлять вторую угрозу.

Особый случай обнаруженного шаха - это двойной шах, когда и обнаженная, и перемещаемая фигура атакуют вражеского короля. Двойная проверка всегда вынуждает оппонента сдвинуть короля, так как иначе защитить атаки с двух сторон невозможно.

Вилка

Каспаров против World Team, 1999
abcdefgh
8Chessboard480.svg a8 черная ладья e8 черный король h8 черная ладья a7 черная пешка b7 черная пешка белый конь c7 e7 черная пешка f7 черная пешка черный слон g7 h7 черная пешка c6 черный конь d6 черная пешка f6 черный конь g6 черная пешка белая пешка c4 e4 черный ферзь a2 белая пешка b2 белая пешка e2 белый конь белая пешка f2 g2 белая пешка div class=a1 белая ладья c1 белый слон d1 белый ферзь f1 белая ладья g1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Каспаров сыграл 12.Nc7 +, разветвив черного короля и ладью a8.

Вилка - это ход, при котором одна фигура используется для одновременной атаки двух или более фигур противника с целью достижения материального преимущества, поскольку противник может противостоять только одной из угроз. Кони часто используется для вилок, благодаря своей уникальной способности двигаться и прыгать. Обычная ситуация - конь, играемый на c2 или c7, угрожает и вражеской ладьей, и королю. Такие вилки с проверкой короля особенно эффективны, потому что правила шахмат вынуждают оппонента немедленно снять шах со своего короля. Противник не может выбрать защиту другой фигуры или использовать zwischenzug, чтобы усложнить ситуацию. Пешки также могут быть эффективны при развилке. Двигая пешку вперед, он может атаковать две фигуры - одну по диагонали влево, а другую по диагонали вправо.

ферзь также является отличной вилкой, так как она может двигаться в восьми разных направлениях. Однако вилка ферзя полезна, только если обе фигуры незащищены, или если одна незащищена, а другая - король противника. Ферзь - самая ценная атакующая фигура, поэтому брать защищаемую фигуру ей обычно невыгодно.

Вилочные атаки могут быть как относительными (то есть атакованные фигуры включают пешку [и], коня [и], слона [и], ладью [и] или ферзя [и]), так и абсолютными (одна из атакованные фигуры - король противника под шахом). Цели вилки не обязательно должны быть кусками, хотя это называется двойной атакой. Одна или несколько целей могут быть угрозой матом (например, разветвление лузового коня и создание батареи ферзя и слона, которая также создает угрозу матом) или подразумеваемой угрозой (например, ход конем, приводящий к развилке лузового коня). слона, а также грозит вилкой ферзя и ладьи противника).

Значок

Морфи против Консультационной команды, 1858
abcdefgh
8Chessboard480.svg e8 черный король черный слон f8 h8 черная ладья a7 черная пешка d7 черная ладья e7 черный ферзь f7 черная пешка черная пешка g7 h7 черная пешка f6 черный конь b5 белый слон e5 черная пешка g5 белый слон белая пешка e4 b3 белый ферзь a2 белая пешка b2 белая пешка c2 белая пешка белая пешка f2 g2 белая пешка div class=c1 белый король d1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 14.Rd1. Морфи имеет относительную связку с конем черных и абсолютную связку с ладьей d7.

Булавка - это ход, при котором фигура соперника не может двигаться, потому что при этом будет открыта более ценная (или уязвимая) фигура позади нее. Только слоны, ладьи и ферзи могут выполнять связку, поскольку они могут перемещаться более чем на одно поле по прямой. Если закрепленная фигура не может двигаться, потому что это приведет к шаху, булавка называется абсолютной. Если при перемещении закрепленной фигуры будет открыта фигура, не являющаяся королем, булавка называется относительной.

Шпажка

Шпажка - это движение, которое атакует две фигуры в линию, подобно булавке, за исключением того, что более ценная вражеская фишка находится перед фишкой меньшей ценности. После того, как более ценная фигура уходит, может быть взята меньшая фигура. Как и кегли, только ферзи, ладьи и слоны могут выполнять шампур, а атаки шампуром могут быть как абсолютными (более ценная фигура впереди - король, под шахом), так и относительными (фигура впереди - не король)..

Пример абсолютной атаки вертелом
Пешки

Пешки - наименее ценная шахматная фигура, поэтому часто используются для взятия защищаемых фигур. Одна пешка обычно заставляет более сильную фигуру, такую ​​как ладья или конь, отступить. Возможность разделить две фигуры противника продвижением пешки часто представляет собой угрозу. Или простой ход пешкой может выявить обнаруженную атаку. Когда пешки расположены по диагонали, и каждая пешка охраняется пешкой позади нее, они образуют стену или пешечную цепочку , защищающую любые дружественные фигуры позади них. Слабая пешечная структура с незащищенными или изолированными пешками перед более ценными фигурами может быть решающей слабостью. Пешка, которая продвинулась до противоположной стороны доски, превращается в любую другую фигуру, кроме короля.

Жертвоприношения
Колле против О'Хэнлона, 1930
abcdefgh
8Chessboard480.svg a8 черная ладья c8 черный слон d8 черный ферзь e8 черная ладья g8 черный король a7 черная пешка b7 черная пешка d7 черный конь f7 черная пешка черная пешка g7 h7 белый слон d6 черный слон e6 черная пешка d4 черная пешка белая пешка c3 f3 белый конь a2 белая пешка b2 белая пешка белая пешка f2 g2 белая пешка div class=a1 белая ладья c1 белый слон d1 белый ферзь e1 белая ладья g1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Колле сыграл 12.Bxh7 +, пример так называемого греческого подарочного жертвоприношения.

Жертва какого-то материала часто необходимо вывести позицию противника из равновесия, потенциально получив позиционное преимущество. Пожертвованный материал иногда позже компенсируется с последующей материальной выгодой. Жертвы пешек в дебюте известны как гамбиты ; они обычно предназначены не для получения материальной выгоды, а скорее для достижения более активной позиции.

Прямые атаки на врага король часто начинаются с жертвоприношения. Типичный пример - жертва слона на div class="ht" или h7 с проверкой короля, который обычно должен забирать слона. Это позволяет ферзю и рыцарю развить молниеносную атаку.

Цугцванг

Цугцванг (по-немецки «принуждение к движению») происходит, когда игрок вынужден сделать нежелательный ход. Игрок оказывается в невыгодном положении, потому что он предпочел бы отдать пас и не двигаться, но нужно сделать ход, который ослабит его позицию. Ситуации, связанные с цугцвангом, случаются редко, но когда они случаются, то почти всегда в эндшпиле, где меньше вариантов доступных ходов.

Zwischenzug

Zwischenzug (по-немецки «промежуточный ход») - это обычная тактика, при которой игрок, находящийся под угрозой, вместо прямого противостояния, представляет еще более разрушительную угрозу. Тактика часто предполагает новую атаку против ферзя или короля противника. Тогда противник может быть вынужден отреагировать на новую угрозу, отказавшись от предыдущей атаки.

Концепция zwischenzug часто упоминается как тактика, но вместо этого может быть правильно названа контр-тактикой. Эффект zwischenzug заключается в изменении статус-кво до того, как тактика может быть реализована. Почти повсеместное распространение zwischenzug делает длинные комбинации еще более редкими и впечатляющими.

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки
The Wikibook Chess есть страница по теме: Тактика
В Викибуке Шахматы есть страница по теме: Тактические упражнения
Последняя правка сделана 2021-05-14 10:19:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте