Перекрестная проверка

редактировать

В шахматах перекрестная проверка является тактикой , в котором проверка разыгрывается в ответ на проверку, особенно когда исходный чек блокируется фигурой, которая сама либо ставит чек, либо раскрывает обнаруженный чек из другого куска. Иногда этот термин распространяется на случаи, когда король выходит из-под шаха и показывает обнаруженный шах от другой фигуры (это также известно как королевский шах); это обычно не применяется к случаям, когда захватывается исходная контрольная фигура, но это применимо к случаям, когда проверка фактически является матом (поскольку нет термина «перекрестный мат»).

Перекрестный шах является важной тактикой при выигрыше некоторых эндшпилей, например, с двумя ферзями против одного, или ферзем и пешкой против ферзя.. В этих случаях защита обычно пытается выполнить вечный шах, а иногда более сильная сторона может остановить его только перекрестным чеком.

Содержание
  • 1 Примеры
    • 1.1 Игра Ботвинника против Минева
    • 1.2 Две ферзя против одной
    • 1.3 Задача Андерсона, 1919
    • 1.4 Задача Андерсона, 1961
  • 2 См. Также
  • 3 Ссылки
  • 4 Дополнительная литература
  • 5 Внешние ссылки

.

Примеры

В играх время от времени происходит перекрестная проверка. Это важная тактика для выигрыша эндшпилей, например, два ферзей против одного ферзя или ферзя и пешка против ферзя, где используется, чтобы остановить серию проверок оппонента и заставить разменять ферзей. Он также используется в некоторых шахматных задачах.

Партия Ботвинника против Минева

Ботвинник против Минева, 1954
abcdefgh
8Chessboard480.svgc7 черный круг белая пешка g7 c6 белый круг c5 white king d5 белый ферзь черный король a4 c4 белый круг d4 белый круг c2 черный круг f2 черный круг div class=g1 черный круг 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Черные, ход, сдались. Черные точки - это то место, где черный ферзь может сделать чек; белые точки - это то место, где белый ферзь может сделать перекрестный шах в ответ.

Перекрестные проверки в реальной игре редки, хотя они случаются, и в некоторых эндшпилях, особенно в ферзевых эндшпилях, они очень важны. Позиция, показанная справа, является последней позицией в знаменитом ферзевом эндшпиле из игры между Михаилом Ботвинником и Николаем Миневым, Амстердамская олимпиада, 1954. В показанной позиции после 91. Kc5 !!, черные сдались, потому что на многообещающие шахы 91... Qc7 +, 91... Qg1 +, 91... Qf2 + и 91... Qc2 + отвечают перекрестные проверки 92.Qc6 +, 92.Qd4 +, 92.Qd4 + и 92.Qc4 + соответственно, вынуждая размен ферзей во всех случаях, что приведет к превращению пешки и выигрышу игра базовым матом. Это важная тема в ферзевом эндшпиле: более слабая сторона часто дает серию шахов, и для них часто важно избегать упрощения перекрестных проверок, подобных этим, в ответ (Burgess 2000 : 102–3, 458–59), (Голомбек 1977). Если черный ферзь атакует пешку вместо проверки, это бесполезно, поскольку поле превращения пешки защищено ее ферзем.

Две ферзи против одной

Ботвинник против Равинского, 1944
abcdefgh
8Chessboard480.svgc8 черный ферзь белая пешка g7 g6 белый король черный король a4 f4 white queen 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Черные сдались после 126.Qf4 +. Возможное продолжение
abcdefgh
8Chessboard480.svgb8 черный ферзь e8 белый круг f8 белый король e7 белый ферзь f7 белый ферзь черный король a4 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Перекрестный контроль с выигрышем 135.Qee8 +.

На позиции слева от Ботвинника – Равинского черные сдались. При лучшей игре по таблице эндшпиля base 126... Kb3 127.Qf7 + Ka4 128.g8 = Q Qg4 + 129.Kh6 Qh4 + 130.Kg7 Qg3 + 131.Kf8 Qd6 + 132.Qe7 Qh6 + 133.Qgg7 Qf4 + 134.Qgf7 Qb8 + и позиция справа достигнута. Затем перекрестный шах 135.Qee8 + (или Qfe8 +) разветвляет короля и ферзя, форсирует размен и выигрывает игру.

Проблема Андерсона, 1919 г.

Г.Ф. Андерсон, 1919
abcdefgh
8Chessboard480.svgc7 белый король e7 белый ферзь f7 черная пешка h7 черный слон черная пешка c6 b5 черный король a3 белая ладья b3 белый слон c3 черная пешка черная ладья g3 b1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh

Перекрестные проверки относительно нечасты в реальной игре, но популярны в шахматных задачах, поскольку они дают относительно неочевидное решение. В задаче, показанной справа, белые должны за два хода сделать мат против любой защиты. Автор Г.Ф. Андерсона и впервые был опубликован в Il Secolo в 1919 году. Клавиша 1.Kd6, угрожающая 2.Qb7 #, дает черному королю два поля бегства, и два варианта используют эти : 1... Kb6 2.Bc2 # и 1... Kb4 2.Kxc6 #. Две другие защиты используют тот факт, что ключ подвергает белого короля шахам, и на них отвечают перекрестные проверки: 1... Rg6 + 2.Be6 # и 1... Rd3 + 2.Bd5 #.

Проблема Андерсона, 1961

Г. Ф. Андерсон, The Observer, 1961
abcdefgh
8Chessboard480.svgd8 белый ферзь черный слон f8 h8 черный конь a7 черная ладья черная пешка e7 h7 белый король a6 черный пешка c6 белая пешка d6 белая пешка белая пешка e6 белая пешка f6 черная пешка h6 белая ладья a5 белый конь c5 e5 черный король f5 черный конь h5 черный ладья c4 белый слон f4 белая ладья g4 белая пешка черная пешка e3 g3 белый слон h3 белый конь f2 черная пешка div class=b1 черный слон 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh

Задача справа, также написанная Г.Ф. Андерсоном (впервые опубликована в The Observer в 1961 году), а также двойник, особенности не менее пяти перекрестных проверок. Ключ - 1.Qb6 (угроза: 2.Ne4 #) со следующими вариантами:

1... exf6 + 2.Nb7 #
1... exd6 + 2.Nd7 #
1... Nd4 + 2.Rf5 #
1... Nxd6 + 2.Nd3 #
1... Nf-other + 2.Ne4 #
1... Kxf6 2.Qb2 #
1... Kxd6 2.Rd4 #
См. Также
Литература

Библиография

Дополнительная литература
  • Джон Райс, Chess Wizardry: The New ABC of Chess Problems (Лондон, Бэтсфорд, 1996)
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-16 09:35:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте