Пешка (♙, ♟) - самая многочисленная фигура в игре шахматы и в большинстве случаев также самая слабая. Исторически он представляет собой пехоту, точнее, вооруженных крестьян или копейщиков. Каждый игрок начинает игру с восемью пешками, по одной на каждой клетке ранга непосредственно перед другими фигурами. (Белые пешки начинаются на a2, b2, c2, d2, e2, f2, g2, div class="ht"; черные пешки начинаются на a7, b7, c7, d7, e7, f7, g7, h7.)
Отдельные пешки упоминаются в файле , на котором они стоят. Например, говорят о «пешке" f "белых или" пешке "b" черных. В качестве альтернативы, на них можно ссылаться по фигуре, которая стояла в этом файле в начале игры, например «Королевская слоновая пешка белых» или «ферзевая конь-пешка черных». Также принято называть ладейную пешку , имея в виду любую пешку на линиях a или h, конь пешку (на файлах b или g), пешка слона (на файлах c или f), ферзевая пешка (на чертеже d), королевская пешка (на электронной чертеже) и центральная пешка ( в d- или e-файлах).
.
В отличие от других фигур, пешки не могут двигаться назад. Обычно пешка движется вперед на одно поле, но при первом движении пешка имеет возможность продвинуться на два поля. Пешки не могут использовать начальное продвижение на два поля, чтобы перепрыгнуть занятое поле или взять. Любая фигура, стоящая непосредственно перед пешкой, другом или противником, блокирует ее продвижение. На второй диаграмме пешка c4 может перейти на c5; пешка на е2 может перейти либо на е3, либо на е4.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В отличие от других фигур, пешка не захватывает в том же направлении, в котором она движется. Пешка захватывает вперед по диагонали одно поле влево или вправо (см. Схему).
Еще одно необычное правило - это захват на проходе. Это может произойти после того, как пешка продвинется на два поля, используя свой первоначальный вариант двухшагового хода, и пройденное поле атаковано вражеской пешкой. Вражеская пешка имеет право взять ходовую пешку «попутно» - как если бы она продвинулась только на одно поле. Захватывающая пешка перемещается на поле, через которое прошла перемещенная пешка (см. Схему), а перемещенная пешка удаляется с доски. Возможность взятия сдвинутой пешки на проходе должна быть реализована на ходу сразу же после двойного шага пешки, иначе она будет потеряна до конца игры.
Пример обычного взятияa | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
На проходе было добавлено в 15 веке, чтобы компенсировать недавно добавленное правило начального хода с двумя квадратами (Hooper Whyld 1992: 124). Без прохода пешка на своем начальном поле могла безопасно обойти поле, контролируемое продвинутой пешкой противника. На проходе - единственный взятие в шахматах, в котором взятая фигура не заменяет взятую фигуру на том же поле.
Пешка, которая продвигается до противоположной стороны доски (первая позиция противника), перемещается на другую фигуру по выбору этого игрока: ферзь, ладья, слон или конь одного цвета. Пешка немедленно (до следующего хода соперника) заменяется новой фигурой. Поскольку редко выбирается фигура, отличная от ферзя, повышение часто называют «ферзем». Когда выбирается какая-то другая часть, это называется недоработкой. Чаще всего выбирается фигура коня, используемая для выполнения мат или вилки для получения значительного чистого прироста материала. Недостаточное продвижение также используется в ситуациях, когда повышение до ферзя немедленно дает пат. Выбор продвижения не ограничивается захваченными предметами; таким образом, теоретически игрок может иметь на доске одновременно до десяти коней, десяти слонов, десяти ладей или девяти ферзей. Хотя такая крайность почти никогда не встречается на практике, в 11-й партии матча на первенство мира 1927 года Хосе Рауль Капабланка и Александр Алехин с 65 по 66 ходы играли по две ферзя. В то время как некоторые более тонкие наборы действительно включают дополнительного ферзя каждого цвета, большинство стандартных шахматных наборов не имеют дополнительных фигур, поэтому физическая фигура, используемая для замены продвинутой пешки на доске, обычно является той, которая была ранее взята. В неформальных играх, когда правильная фигура недоступна, второй ферзь часто обозначается переворачиванием ранее взятой ладьи или размещением двух пешек на одном поле. Однако в турнирных играх это неприемлемо и может привести к тому, что арбитр вынесет решение, что перевернутая фигура на самом деле ладья.
пешечная структура, расположение пешек на шахматной доске, в основном определяет стратегический колорит игры. В то время как другие фигуры обычно можно переместить в более выгодные позиции, если они временно плохо расположены, плохо расположенная пешка ограничена в своем движении и часто не может быть перемещена таким образом.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Так как пешки берутся по диагонали и могут быть заблокированы от движения прямо вперед, пешки противника могут заблокироваться диагональная пешечная цепочка из двух или более пешек каждого цвета, где каждый игрок контролирует клетки одного цвета. На диаграмме черные и белые сцепили свои пешки "d" и "е".
Здесь у белых есть долгосрочное пространственное преимущество. Белым будет легче, чем черным, найти хорошие поля для своих фигур, особенно с учетом королевского фланга . Черные, напротив, страдают от плохого слона на c8, который мешает черным пешкам найти хорошее поле или помочь на королевском фланге. С другой стороны, центральные пешки белых несколько растянуты и уязвимы для атаки. Черные могут подорвать пешечную цепь белых немедленным... c5 и, возможно, более поздним... f6.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Пешки на соседних рядах могут поддерживать друг друга в атаке и защите. Пешка, у которой нет дружественных пешек в соседних рядах, называется изолированной пешкой. Поле перед изолированной пешкой может стать стойкой слабостью. Любая фигура, поставленная прямо впереди, не только блокирует продвижение этой пешки, но и не может быть отогнана другими пешками.
На диаграмме у черных изолированная пешка на d5. Если убрать все фигуры, кроме королей и пешек, слабость этой пешки может оказаться фатальной для черных в эндшпиле. Однако в миттельшпиле у черных немного больше свободы передвижения, чем у белых, и они могут разменять изолированную пешку до того, как последует эндшпиль.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Пешка, которую не могут заблокировать или захватить вражеские пешки при их продвижении на переход, - это проходная. На схеме у белых защищенная проходная на c5, а у черных - внешняя проходная на h5. Поскольку в эндшпиле часто выигрывает игрок, который может первым продвинуть пешку, наличие проходной пешки в эндшпиле может иметь решающее значение, особенно защищенная проходная пешка (проходная, защищенная пешкой). В этом ключе пешечное большинство, большее количество пешек, принадлежащих одному игроку на одной стороне шахматной доски, является стратегически важным, потому что его часто можно превратить в проходную.
Положение на диаграмме может показаться примерно равным, потому что у каждой стороны есть король и три пешки, а позиции королей примерно равны. По правде говоря, белые выигрывают в этом эндшпиле благодаря защищенной проходной пешке, независимо от того, какой игрок ходит первым. Черный король не может находиться по обе стороны доски одновременно - для защиты изолированной пешки «h» и предотвращения продвижения пешки «c» в превращение. Таким образом, белые могут взять пешку h и затем выиграть партию (Fine Benko 2003 : 56).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
После взятия пешкой у игрока могут оказаться две пешки на одном файле , называемые сдвоенными пешками. Сдвоенные пешки значительно слабее, чем пешки, стоящие рядом, потому что они не могут защитить друг друга, их обычно нельзя одновременно защитить соседними пешками, а передняя пешка блокирует продвижение задней. На диаграмме черные играют в невыгодном стратегическом положении из-за сдвоенных пешек c.
Бывают ситуации, когда сдвоенные пешки дают некоторое преимущество, как правило, когда защита пешками последовательных полей в вертикали предотвращает вторжение фигур противника.
Сдвоенные и изолированные пешки обычно являются ощутимой слабостью. Одиночная фигура или пешка перед сдвоенными изолированными пешками блокирует их обоих и не может быть легко выбита. У игрока редко бывает три пешки в ряду, то есть тройные пешки.
В шахматном эндшпиле со слоном ладейная пешка может быть неправильной ладейной пешкой, в зависимости от цвета квадрата слона. Это приводит к тому, что некоторые позиции становятся ничьими, которые в противном случае были бы выигрышами.
Пешка берет свое начало в самой старой версии шахмат, чатуранга, а также присутствует во всех других значимых версиях игры. В чатуранге эта фигура двигалась прямо вперед, захватывая стороны (на один квадрат по диагонали вперед влево или вправо).
В средневековых шахматах была предпринята попытка сделать фигуры более интересными, при этом пешке каждой вертикали давалось название занятия простого человека. На доске слева направо эти титулы были:
Самый известный пример этого - найдено во второй книге, когда-либо напечатанной на английском языке, The Game and Playe of the Chesse. Предположительно, эта книга, напечатанная Уильямом Кэкстоном, рассматривалась как политическая комментарий об обществе как шахматная книга.
Способность перемещать два пространства и связанная с этим способность захвата на проходе были введены в Европе 15 века (см. На проходе § Исторический контекст ). Правило повышения было изменено в истории (см. История правила повышения ).
Хотя происхождение названия большинства других шахматных фигур очевидно, этимология пешки довольно неясна. Оно происходит от старофранцузского слова paon, которое происходит от средневекового латинского термина «пехотинец» и родственно с peon. В большинстве других языков слово, обозначающее пешку, аналогично происходит от paon, его латинского предка, или от другого слова, обозначающего пеший солдат. В некоторых языках пешка названа в честь термина, означающего «крестьянин» или «фермер», что отражает то, как низшие чины были мобилизованы в качестве пехотинцев в военное время: венгерский парашют, словенский кмет, немецкий бауэр, датский / норвежский / шведский бонде, латвийские бандиники. В ирландском языке иногда используется термин fichillín, уменьшительное от ficheall («шахматы»), хотя также используется термин «ceithearnach» («пехотинец»). На тайском языке пешка называется เบี้ย (bîia), что означает раковину каури или монету небольшой стоимости. По-турецки пешка называется piyon, заимствовано из французского слова Pion в XIX веке.
Пешка часто означает «того, кем легко манипулировать» или «того, кого приносят в жертву ради большой цели». Поскольку пешка - самая слабая фигура, ее часто используют метафорически, чтобы указать на незначительность или полную несостоятельность; например, «Она всего лишь пешка в их игре».
Unicode определяет две кодовые точки для пешки:
♙ U + 2659 Белая шахматная пешка (HTML ♙)
♟ U + 265F Черная шахматная пешка (HTML ♟)
Библиография
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Шахматными пешками. |