a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В шахматах обратная пешка - это пешка, которая находится за всеми пешками одного цвета на соседних файлах и не может безопасно продвигаться. На диаграмме черная пешка на поле c6 обращена назад.
.
Пешки назад, как правило, являются позиционным недостатком, потому что их невозможно защитить пешками. Кроме того, противник может поставить фигуру, обычно коня, на лунку перед пешкой без всякого риска, что пешка ее унесет. Обратная пешка также не позволяет ладьям и ферзю своего владельца на одной вертикали атаковать фигуру, стоящую на лунке.
Если обратная пешка находится на полуоткрытой вертикали, как в этом случае, недостаток еще больше, поскольку пешка может быть легче атакована ладьей или ферзем соперника на c-файл. Фигуры могут стать слабыми, если они посвятят себя защите отсталой пешки, поскольку их обязанность защищать пешку не дает им возможности использовать их для других целей.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В современной дебютной теории есть несколько дебютов, в которых один из игроков намеренно берет пешку назад в обмен на какое-то другое преимущество, например как инициатива или лучше development . Отличный пример - Вариант Свешникова из Сицилианской защиты.
После ходов 1. e4 c5 2. Nf3 Nc6 3. d4 cxd4 4. Nxd4 Nf6 (или 4... e5 !? 5.Nb5 d6 - вариант Калашникова ) 5. Nc3 e5 !? 6. Ndb5 d6 (см. Диаграмму), черные имеют обратную пешку на d6, но теперь белые должны вынести смещение своих коней и подрыв своего центра после 7. Bg5 a6 8. Na3 b5 9. Bxf6 gxf6 ! 10. Nd5 (уклонение от угрожающей пешечной вилки коней) 10... f5! (или 10... Bg7 11.c3 [облегчая коню на a3 возможность вернуться в центр через Na3 –C2 – e3] 11... f5!) 11. c3 Bg7 и так далее.
Библиография