Die Elenden sollen essen BWV 75 | |
---|---|
Церковная кантата от Дж. С. Бах | |
Николаикирхе, ок. 1850 | |
Событие | Первое воскресенье после Троицы |
Составлено | 1723 (1723): Кётэн |
Выполнено | 30 мая 1723 г. (1723-05-30): Лейпциг |
Движения | 14 в двух частях (7, 7) |
Текст кантаты | анонимный |
текст Библии | Псалтирь 22 : 26 |
Хорал | "Was Gott tut, das ist wohlgetan " |
Комментарий | Первая кантата в первом цикле кантат |
Вокал | SATB хор и соло |
Инструментальная |
|
Иоганн Себастьян Бах составил церковную кантату Die Elenden sollen essen (Несчастный должен есть), BWV 75, в Лейпциге в первое воскресенье после Троицы и впервые выполнила его 30 мая 1723 года. Сложная работа в двух частях из семи частей, каждая знаменует начало его первый годовой цикл кантат.
Бах составил кантату в решающий поворотный момент в его карьере. После различных должностей в церквях и при дворе он занял свой пост Томаскантора в Лейпциге в первое воскресенье после Троицы, исполнив эту кантату. Он начал амбициозный проект сочинения новой кантаты для каждого случая литургического года.
Произведение имеет необычную структуру, состоящую из 14 частей, разделенных на две симметричные части, которые будут выполняться до и после проповеди. Неизвестный поэт начинает свой текст цитатой из Псалма 22 и отходит от своих представлений о богатстве и бедности, богатстве и бедности и иллюстрирует контрасты. Вторая часть посвящена тому, чтобы быть бедным или богатым духом. Обе части завершаются строфой из гимна Самуэля Родигаста «Was Gott tut, das ist wohlgetan ».
Иоганн Себастьян Бах служил в нескольких церквях в качестве Кантора и органиста, а также при дворах Веймара и Кётен, когда он подал заявку на должность Томаскантора в Лейпциге. Ему было 38 лет, и он имел репутацию органиста и знатока органа. Он написал церковные кантаты, особенно похоронную кантату Actus tragicus около 1708 года. В Веймаре он начал проект, охватывающий все случаи литургического года, предоставляя по одной кантате в месяц в течение четырех лет, включая такие произведения, как as Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen, BWV 12 и Erschallet, ihr Lieder, BWV 172.
Бах составил кантату для В первое воскресенье после Троицы и впервые совершил его на службе в Николаикирхе 30 мая 1723 года, чтобы занять должность Томаскантора. С тех пор он отвечал за обучение Thomanerchor, выступления на регулярных службах в Thomaskirche, Nikolaikirche, Neue Kirche и Petrikirche. Он начал проект сочинения одной кантаты для каждого воскресенья и праздника литургического года, который Кристоф Вольф назвал «художественным мероприятием самого большого масштаба».
Предписанные чтения для воскресенья были взяты из Первого послания Иоанна, «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4: 16–21 ) и из Евангелия от Луки., притча о Богатом и Лазаре (Луки 16: 19–31 ). Неизвестный поэт начинает кантату стихом из псалма, Псалмов 22:26 (стих 27 в Библии Лютера): «Кроткие будут есть и насытятся; они будут хвалить Господь, ищущий Его: ваше сердце будет жить вовек », соединив Евангелие с Ветхим Заветом в качестве отправной точки. Более поздняя кантата по тому же случаю, Brich dem Hungrigen dein Brot, BWV 39 («преломляйте хлеб голодным»), аналогичным образом начинается с цитаты из Ветхого Завета. Поэт развивает контраст «Reichtum und Armut» (богатство и бедность, богатство и бедность) четырнадцатью тщательно продуманными частями, состоящими из двух частей, которые должны исполняться до и после проповеди. Поэт расширяет контраст «Reichtum und Armut» (богатство и бедность, богатый и бедный). Обе части завершаются строфой из гимна Самуэля Родигаста «Was Gott tut, das ist wohlgetan », строфа 2 в части 7, строфа 6 в части 14.
Партитура с автографом аккуратно написана на нелипцигской бумаге, вероятно, в то время как Бах все еще жил в Кётене. Лейпцигская хроника "Acta Lipsiensium academica" сообщала о светском мероприятии: "... führte... Hr. Joh. Sebastian Bach... mit gutem applauso seine erste Music auf" (... исполнено... с хорошим аплодисменты его первой музыке). «Хорошие аплодисменты» означает «большое одобрение», а не хлопки в ладоши. В другом переводе примечание звучит так: «... новый кантор и директор Collegium Musicum, герр Иоганн Себастьян Бах, приехавший сюда из княжеского двора Кетена, с большим успехом написал здесь свою первую музыку».
Кантата состоит из двух частей по семь частей в каждой, которые должны исполняться до и после проповеди. Он оценивается для четырех вокальных солистов (сопрано (S), альт (A), тенор (T) и бас (B)), четырехголосный хор SATB, труба (Тр), два гобоя (Обь), гобой d'amore ( Oa), две скрипки (Vl), альт (Va) и bassocontino (Bc), включая фагот. Две части из семи частей каждая составлены как одно и то же расположение чередующихся речитативов и арий с заключительным хоралом, только часть II открывается симфонией вместо хора. Продолжительность указана как 35 минут.
В следующей таблице движений подсчет очков соответствует Neue Bach-Ausgabe. Клавиши и тактовые размеры взяты из Альфреда Дюрра, с использованием символа для общего времени (4/4). Инструменты показаны отдельно для духовых и струнных, в то время как континуо, играющее повсюду, не показано.
No. | Название | Текст | Тип | Вокал | Ветер | Строки | Клавиша | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Die Elenden sollen essen | Псалмы 22:26 | Хор | SATB | 2Ob Fg | 2Vl Va | Ми минор |
|
2 | был hilft des Purpurs Majestät | anon. | Речитатив | B | 2Vl Va | |||
3 | Mein Jesus soll mein alles sein | anon. | Ария | T | Ob | 2Vl Va | G major | |
4 | Gott stürzet und erhöhet | anon. | Речитатив | T | ||||
5 | Ich nehme mein Leiden mit Freuden auf mich | anon. | Ария | S | Оа | Минор | 3/8 | |
6 | Indes schenkt Gott ein gut Gewissen | анон. | Речитатив | S | ||||
7 | Was Gott tut, das ist wohlgetan | Родигаст | Хорал | SATB | 2Ob | 2Vl Va | соль мажор |
No. | Название | Текст | Тип | Вокал | Ветер | Строки | Клавиша | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 | Sinfonia | Tr | 2Vl Va | G major | ||||
9 | Nur eines kränkt | anon. | Речитатив | A | 2Vl Va | |||
10 | Jesus macht mich geistlich reich | anon. | Ария | A | 2Vl унис. | ми минор | 3/8 | |
11 | Вер Нур в Джесу блейбт | анон. | Речитатив | B | ||||
12 | Mein Herze glaubt und liebt | anon. | Ария | B | Тр | Вл Ва | до мажор | |
13 | О Армут, der kein Reichtum gleicht | анон. | Речитатив | T | ||||
14 | Was Gott tut, das ist wohlgetan | Rodigast | Chorale | SATB | 2Ob | 2Vl Va | соль мажор | . |
Бах отметил это событие, создав вступительный припев, напоминающий французскую увертюру, с медленной первой частью, выделенной точками. ритм и быстрая фуга. Год спустя он выбрал ту же форму, чтобы начать свой второй годовой цикл хоральных кантат с O Ewigkeit, du Donnerwort, BWV 20. Композицию также можно рассматривать как прелюдию и фугу в большом масштабе. прелюдия снова состоит из двух частей, разделенных короткой интермедией, подобно песне в соответствии с различными идеями текста. В фуге на слова «Euer Herz soll ewiglich leben» (ваше сердце будет жить вечно) тема раскрывается трижды, снова разделенные интермедиями.
Четыре речитатива являются «секко», сопровождаемые только континуо, но первая часть каждой части - «аккомпаньато», оживленная струнами. В ариях голос и инструменты в основном имеют общие темы. Арии можно рассматривать как сюиту французских танцевальных движений, тенор а полонез, арию сопрано а Менуэт, альтовую арию а Passepied и басовая ария a Gigue. В последней арии труба открывает сеттинг, а затем виртуозно сопровождает бас-гитару, добавляя великолепия словам «Mein Herze glaubt und liebt» (Мое сердце верит и любит).
Музыка двух строфы хорала идентичны. Мелодия не является простой четырехчастной сеттингом, как в большинстве поздних кантат Баха, но голоса встроены в концерт оркестра под управлением скрипки I и гобоя I. Инструментальная тема заимствована из первой строчки хорала. Мелодия.
Симфония начала Части II, редко встречающаяся в кантатах Баха, особенно примечательна тем, что это хоральная фантазия на ту же хоральную мелодию. Мелодия играет труба, которая молчала на протяжении всей части I, как cantus firmus на фоне полифонической струнной настройки, еще раз подчеркивая «Was Gott tut, das ist wohlgetan» (What Бог делает это хорошо).
Записи в следующей таблице взяты из списка записей, предоставленного сайтом Bach Cantatas. Ансамбли, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованном исполнении, отмечены зеленым фоном.
Название | Дирижер / Хор / Оркестр | Солисты | Лейбл | Год | Орч. введите |
---|---|---|---|---|---|
Die Bach Kantate Vol. 38 | Гельмут Риллинг Франкфуртер Кантореи Bach-Collegium Stuttgart | Хэнсслер | 1970 (1970) | Камера | |
J. С. Бах: Das Kantatenwerk • Полные кантаты • Les Cantates, Folge / Vol. 19 | Густав Леонхардт Leonhardt-Consort |
| Тельдек | 1977 (1977) | Период |
Дж.С. Бах: Полные кантаты, том 6 | Тон Купман Амстердамский оркестр и хор барокко | Антуан Маршан | 1998 (1998) | Период | |
Дж. С. Бах: Кантаты Том 8 - Лейпцигские кантаты | Масааки Судзуки Коллегиум Баха Япония | BIS | 1998 (1998) | Период | |
Издание Баха, том 19 - Кантаты, том 10 | Питер Ян Леусинк Хор мальчиков Голландии Голландский коллегия Баха | Блестящая классика | 2000 (2000) | Период | |
Бах Кантаты Том 1: Лондонский Сити / Первое воскресенье после Трина | Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко | Soli Deo Gloria | 2000 ( 2000) | Период | |
J. С. Бах: Weinen, Klagen | Philippe Herreweghe Collegium Vocale Gent | Harmonia Mundi France | 2003 (2003)) | Период . |