Хоральная фантазия - это тип большой композиции, основанной на мелодии хорала, оба работают для орган и вокальные настройки, например, вступительные части хоральных кантат Баха с хоральной мелодией в виде cantus firmus.
Хоральные фантазии впервые появились в 17 веке. века в произведениях северогерманских композиторов, таких как Генрих Шейдеман и Франц Тундер (которые, однако, редко использовали этот термин). В их произведениях каждая фраза хорала трактовалась по-разному, и таким образом становились крупными, секционными сочинениями с продуманным развитием мелодии хорала. К середине 18 века такого типа органной композиции практически не существовало.
Иоганн Себастьян Бах сначала использовал этот термин для обозначения целого ряда различных типов органного хорала (во время своего пребывания в Веймаре), а затем ограничил его использование большими композициями с мелодией хора, представленной в басу. Бах также написал движения, которые были описаны как хоральные фантазии для различных комбинаций певцов и инструментов, например, вступительные припевы его хоральных кантат и вступительные и заключительные части I части Страстей по Матфею. В вокальных произведениях хорал cantus firmus часто передается голосу сопрано.
В 19 веке хоральную фантазию возродил Макс Регер, применивший этот термин к монументальным произведениям, основанным на хоральных мелодиях.