Хоральная кантата (Бах)

редактировать

Есть 52 хоральные кантаты автора Иоганн Себастьян Бах, сохранившиеся в хотя бы одна полная версия. Около 40 из них были составлены в течение его второго года обучения в качестве Томаскантора в Лейпциге, который начался после Троицкого воскресенья 4 июня 1724 года, и составляют основу его цикл хоральных кантат. Самая старая известная кантата Баха, ранняя версия Christ lag в Todes Banden, BWV 4, предположительно написанная в 1707 году, была хоральной кантатой. . Последней хоральной кантатой, которую он написал на втором году обучения в Лейпциге, была Wie schön leuchtet der Morgenstern, BWV 1, впервые исполненная в Вербное воскресенье 25 марта 1725 г. Через десять лет после этого он написал по крайней мере еще дюжину хоральных кантат и других кантат, которые были добавлены к его циклу хоральных кантат.

Лютеранские гимны, также известные как хоралы, занимают видное место в литургии этой деноминации. Хоральная кантата - это церковная кантата, основанная на едином гимне, его текст и мелодия. Бах не был первым, кто их сочинил, но для своего второго цикла кантатных лейпцигских кантат 1724-25 гг. Он разработал особый формат: в этом формате открывающая часть представляет собой хоральную фантазию в первой строфе гимна с мелодия гимна звучит как cantus firmus. Последняя часть - это четырехчастная гармонизация хоральной мелодии для хора, с последней строфой гимна в качестве текста. Хотя текст строф, используемых для внешних частей, был сохранен без изменений, текст внутренних частей кантаты, последовательность речитативов чередующихся с ариями, был перефразирован из внутреннего строфы гимна.

Содержание
  • 1 Контекст
  • 2 Хоральные кантаты Баха
    • 2.1 Пасха 1707 года?
    • 2.2 День Реформации 1723 года?
    • 2.3 Пасха 1724 года
    • 2.4 Первое воскресенье после Троицы 1724 года до Пасхи 1725 года
    • 2.5 Вознесение к Троице 1725
    • 2.6 Более поздние дополнения к циклу хоральных кантат
    • 2.7 Хоральные кантаты с неизвестной литургической функцией
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки
Контекст

Мартин Лютер выступал за использование народных гимнов во время богослужений. Он сам написал несколько, также работал над их мелодиями и помог опубликовать первый лютеранский гимн, Achtliederbuch, содержащий четыре его гимна, в 1524 году.

Лейпциг имел сильную традицию священного гимны. В 1690 году служитель Thomaskirche, Иоганн Бенедикт Карпцов объявил, что он будет проповедовать не только Евангелие, но и связанные с ним «добрые, красивые, старые, евангельские и христианские церкви». Лютеранский гимн », и что Иоганн Шелле, тогда музыкальный руководитель, исполнял гимн перед проповедью.

В обязанности Баха как органиста входило сопровождение коллективного пения, и он был знаком с лютеранские гимны. Некоторые из самых ранних церковных кантат Баха включают хоральные элементы, хотя обычно он включает их всего в одну или две части. Гимновые строфы чаще всего включаются в его кантаты как заключительный четырехчастный хорал. В своих страстях Бах использовал хоральные настройки для завершения сцены.

До Баха хоральные кантаты, то есть кантаты, полностью основанные как на тексте, так и на мелодии одного лютеранского гимна, были сочинены, в частности, Самуэлем Шайдтом, Иоганном Эразмом. Киндерманн, Иоганн Пахельбель и Дитерих Букстехуде. Себастьян Кнюпфер, Иоганн Шелле и Иоганн Кунау, предшественники Баха как Томаскантор, составили их. Современник Баха Кристоф Граупнер и Георг Филипп Телеман были композиторами хоральных кантат.

С момента своего назначения Томаскантором в Лейпциге в конце мая 1723 года до Троицкого воскресенья год спустя Бах представлял церковные кантаты для каждого воскресенья и праздника литургического года, его первый годовой цикл кантат. Его следующий второй цикл начался с участка по крайней мере 40 новых хоральных кантат, вплоть до Вербного воскресенья 1725 года. Неделей позже, на Пасху, он представил исправленную версию раннего запаздывания Христа в хорале Тодеса ​​Бандена. кантата.

Хоральные кантаты Баха

Самая старая известная хоральная кантата Баха, которая вполне могла быть первой сочиненной им кантатой, была, вероятно, написана в 1707 году для презентации в Мюльхаузене. Все последующие хоральные кантаты были написаны в Лейпциге. Там Бах начал сочинять хоральные кантаты как часть своего второго цикла кантат в 1724 году, через год после того, как был назначен Томаскантором. По крайней мере до 1735 года он внес поправки в этот цикл, превратив его в так называемый цикл хоральных кантат. С его 52 сохранившимися кантатами для известных случаев, из 64 для полного цикла кантат в таком городе, как Лейпциг, где в течение большей части пришествия и предоставлено время молчания, однако цикл остается незавершенным.

Возможно, вдохновение для начала цикла хоральных кантат в 1724 году связано с тем, что прошло ровно два столетия после публикации первых лютеранских гимнов. Первый из этих ранних гимнов - Achtliederbuch, содержащий восемь гимнов и пять мелодий. Четыре хоральные кантаты используют текст и / или мелодию гимна в этой ранней публикации (BWV 2, 9, 38 и 117 ). Другой гимн 1524 года - это Erfurt Enchiridion : BWV 62, 91, 96, 114, 121 и 178 основаны на гимнах из этой публикации. BWV 14 и 125 были основаны на гимнах из Eyn geystlich Gesangk Buchleyn, также опубликованных в 1524 году.

Обычный формат хорала Баха cantatas это:

  • Первая часть (или, когда кантата начинается с инструментальной симфонии, первая часть с вокалистами): хоровая часть, обычно хоральная фантазия, текст которой без изменений взят из первой строфы лютеранского гимна, на котором кантата основана. В этой части мелодия хорала чаще всего появляется как cantus firmus в части сопрано.
  • Внутренние движения: обычно от трех до пяти частей, которые представляют собой речитативы, чередующиеся с ариями, основанные на внутренних строфах. гимна. Для хоральных кантат Бах, премьера которых состоялась с 11 июня 1724 года по 25 марта 1725 года, текст этих внутренних движений почти всегда является перефразированием, произведенным неизвестным автором, внутренних строф гимна. Для хоральных кантат, написанных до и после этого периода, Бах часто использует неизмененный текст гимна для внутренних движений своих хоровых кантат. Когда текст всех строф гимна используется без изменений, это называется per omnes versus.
  • Последняя часть: четверо гомофоническая настройка для SATB голоса мелодии гимна, принимая неизмененную последнюю строфу гимна как текст.

Во времена Баха прихожане пели бы во время некоторых служб, на которых исполнялись кантаты, но неизвестно, была ли эта последняя строфа собрание присоединилось бы к хору в пении хоралов в самих кантатах. С другой стороны, хотя хоральные аранжировки Баха могут быть непростыми для певцов-любителей, иногда в исполнении кантат и страстей 21-го века участие публики поощряется. Например, Хор Монтеверди поощрял участие аудитории в представлении в 2013 году «Лага Христа» из кантаты Тодес Банден.

Легенда к сортируемой таблице
столбецсодержание
1BGЦифры относятся к 44 кантатам, уцелевшим в 18 веке в качестве частей для исполнения, хранящихся в Лейпциге: список следует за Дёрффелем в 27-м томе публикации Bach Gesellschaft (BG).
2K. (основной порядок)K номеров хронологического каталога цвангов для кантат Баха: в этом каталоге основная часть хоральных кантат объединена в диапазоне K 74–114. В этом каталоге кантата Дня Реформации Ein feste Burg ist unser Gott на 31 октября помещена между хоральными кантатами Троицы XXI и Троицы XXII 1724 года, а не несколькими годами позже. как и большинство других ученых.
3BWVНомер кантаты в Bach-Werke-Verzeichnis (каталог произведений Баха)
4cantataИмя кантата, автор: incipit (на немецком языке). Ссылки идут в отдельную статью о кантате.
5событиеУказывает, по какому случаю в литургическом году была написана церковная кантата Баха.
6BDBach Digital (BD): этот столбец содержит внешние ссылки на страницы "Bach Digital Work" на кантатах на веб-сайте bach-digital.de. Такие веб-страницы содержат ссылки на различные первоисточники, включая ранние рукописи (например, автографы Баха, если они существуют), и текст кантаты.. Не указаны на этом веб-сайте как хоральные кантаты:
  • BWV 58, 68 и 128: не хоральные кантаты в строгом смысле слова, тем не менее, принадлежащие к циклу хоральных кантат.
  • BWV 192: неполная кантата, три сохранившихся части которой, однако, основаны на одном гимне
7датаДата (даты) первой и / или других ранних постановок кантаты. Ссылки ведут к хронологическим записям в списке ниже
8гимнУказывает на лютеранский гимн, на котором основана кантата, представленный номером гимна Зан, если таковой имеется (с некоторыми гимнами связано более одной мелодии, число Зана является уникальным идентификатором мелодии гимна, используемой в кантате). За исключением нескольких незначительных вариаций в написании, название гимна совпадает с названием кантаты, указанным в столбце 4. Ссылки ведут к статье о гимне.
9годГод, связанный с гимном, обычно год первой публикации. Горизонтальная линия отделяет год, связанный с текстом гимна, от года, связанного с мелодией гимна (если он отличается). Ссылки ведут к записям в списке ниже, которые добавляют подробности о гимне.
10текст

мелодия

Автор текста гимна и композитор мелодии гимна, разделенные горизонтальной линией (если разные). Ссылки ведут на статьи об авторе и / или составителе гимна.
Цвета фона
ЦветОзначает
желтыйЛибретто кантаты состоит исключительно из неизмененного текста гимна
оранжево-коричневогоНе хоральная кантата в строгом смысле слова, но рассматриваемая как часть цикла
хоральные кантаты Баха
BGKBWVкантатаслучайдатаBDгимнгодтекст по

мелодия по

174004Христова запаздывание в Тодесе Бандене Пасха24 апреля 1707 г.. 8 апреля 1708. 9 апреля 1724 года. 1 апреля 1725 года00004. 00005 7012a 1524Лютер
2174020O Ewigkeit, du Donnerwort Trinity I.11 июня 1724 года00023 5820 1642

1642/1653

Рист

Шоп / Крюгер

2275002Ach Gott, vom Himmel sieh darein Trinity II18 июня 1724 г.00002 4431 1524Лютер
2376007Христос unser Herr зум Джордан кам Св. Джона Дей24 июня 1724 года00008 7246 1541Лютер

Вальтер ?

77135Ах герр, мичармен Зюндер Тринити III25 июня 1724 г.00167 5385a 1597Шнегасс

Хасслер

2778010Meine Seel erhebt den Herren Визит2 июля 1724 г.00012 Немецкий. Magnificat 1522
Лютер

Лютер ?

2579093Wer nur den lieben Gott läßt walten Trinity V9 июля 1724 г.00118 2778 1657Ноймарк
2880107Was willst du dich betrüben Trinity VII23 июля 1724 г.00132 5264b 1630Heermann
2981178Wo Gott der Herr nicht bei uns hält Trinity VIII30 июля 1724 г.00216 4441a 1524Йонас
3082094Был фрагментирован с начала Вельта Тринити IX6 августа 1724 года00119 5206b 1664Киндерманн

Фрич

3183101Нимм фон унс, герр, дю treuer Gott Тринити X13 августа 1724 г.00126 2561 1584Моллер

Лютер ?

84113Herr Jesu Christ, du höchstes Gut Trinity XI20 августа 1724 г.00138 4486 1588Ringwaldt
3385033Allein zu dir, Herr Jesu Христос Троица XIII3 сентября 1724 г.00043 7292b 1540

1512

Губерт

Хофхаймер

3486078Иезу, der du meine Seele Trinity XIV10 сентября 1724 г.00097 6804 1642Rist
3587099Was Gott tut, das ist wohlgetan Тринити XV17 сен 172400124 5629 1674Родигаст

Гасториус

3688008Liebster Gott, wenn werd ich sterben? Троица XVI24 сентября 1724 года. 17 сентября 1747 года00009. 00010 6634 c.1690

bef. 1697

Нойман

Веттер

89130Герр Готт, dich loben alle wir St. День Михаила29 сен 1724. и позже00158. 00159 0368 1554Эбер

Буржуа

3790114Ах, lieben Christen, seid getrost Троица XVII1 октября 1724 г.00139 4441a 1561

1524

Гигас
3891096Герр Христос, der einge Gottessohn Троица XVIII8 октября 172400121 4297a 1524

1455

Cruciger
3992005Wo soll ich fliehen hin Trinity XIX15 октября 1724 г.00006 2177 1630Heermann
93180Schmücke dich, o liebe Seele Trinity XX22 октября 1724 г.00218 6923 1649Франк, Дж.
4094038Aus tiefer Not schrei ich zu dir Trinity XXI29 октября 1724 г.00053 4437 1524Лютер
95080b. 080Ein feste Burg ist unser Gott День Реформации1723 или позже. 1727 или позже00101. 00099 7377 ок. 1529Лютер
96115Mache dich, mein Geist, bereit Тринити XXII5 ноября 1724 г.00140 6274a 1695Freystein
4197139Wohl dem, der sich auf seinen Gott Trinity XXIII12 ноября 1724 г.00171 1692
4298026Ach wie flüchtig, ach wie nichtig Trinity XXIV19 ноя 172400033 1887b 1652Франк, М.

Крюгер

4399116Du Friedefürst, Herr Jesu Christ Trinity XXV26 ноября 1724 г.00141 4373 1601Эберт
1100062Nun komm, der Heiden Heiland Адвент I3 декабря 1724 г.00078 1174 1524Лютер
2101091Gelobet seist du, Jesu Christ Рождество25 декабря 1724 г.. и позже00116. 00115 1947 1524Лютер
3102121Кристум вир соллен лобен шон Рождество 226 декабря 1724 г.00148 0297c 1524Лютер
4103133Ich freue mich in dir Рождество 327 декабря 172400163 5187 1697Ziegler
5104122Das neugeborne Kindelein Рождество I31 декабря 172400149 0491 1597Schneegass
6105041Jesu, nun sei gepreiset Новый год1 января 1725 года00056 8477a 1539Херманн
8106123Либстер Иммануэль, Херцог дер Фроммен Богоявление6 января 1725 г.00150 4932c 1679Фрич
9107124Meinen Jesum laß ich nicht Богоявление I7 января 1725 г.00151 3449 1658Кейманн

Хаммершмидт

10108003Ах Готт, Ви Манчес Херцелейд Богоявление II14 января 1725 г.00003 0533a 1587

1455

Моллер
109111Was mein Gott will, das g'scheh allzeit Крещение III21 января 1725 г.00136 7568 1547. 1555

1528

Альберт из Пруссия

де Сермиси

13110092Ich hab in Gottes Herz und Sinn Septuagesimae28 января 1725 г.00117 7568 1647

1528

Герхард

де Сермиси

12111125Мит Фри d und Freud ich fahr dahin Purification2 февраля 1725 г.00152 3986 1524Luther
14112126Erhalt uns, Herr, bei deinem Wort Sexagesimae4 февраля 1725 г.00153 0350 1541Лютер Йонас
15113127Herr Jesu Christ, wahr 'Mensch und Gott Estomihi11 февраля 1725 г.00154 2570 1557

1551

Эбер

Буржуа ?

16114001Wie schön leuchtet der Morgenstern Благовещение. Вербное воскресенье25 марта 172500001 8359 1599Николай
122128Auf Christi Himmelfahrt Allein Ascension 10 мая 172500156 1661
19125068Также hat Gott die Welt geliebt Пятидесятница 221 мая 1725 г.00085 5920 1675Liscow

Vopelius

deestIch ruf zu dir, Herr Jesu ChristTrinity III17 июня 1725 г.01669 7400 1529? / 31Агрикола
32129137Лобе ден Херрен, ден mächtigen König der Ehren Trinity XII19 августа 1725 г.00169 1912a 1680Неандр
20142129Gelobet sei дер Герр, Майн Готт Тринити8 июня 1727 г.00157 5206b 1665Олеарий
7161058Ах Готт, wie manches Herzeleid Новый год I5 января 1727. 1733 or 173400074. 00073 0533a 1587/1610

c.1455

Moller /Behm
172117Sei Lob und Ehr dem höchsten Gut ZZZ_unknown1728–173100142 1673

1524


Speratus

181192Монахиня алл Готт ZZZ_unknown173000233 5142 1636 (c.)

1647 (c.)

Ринкарт

Крюгер

18182112Der Herr ist mein getreuer Hirt Пасха II8 апреля 1731 г.00137 4457 1530Меуслин

Дециус

44184140Wachet auf, ruft uns die Stimme Trinity XXVII25 ноя 173100172 8405 1599Николай
24186177Ic h ruf zu dir, герр Йесу Христос Тринити IV6 июля 1732 г.00215 7400 1529? / 31Агрикола
26187009Es ist das Heil uns kommen her Trinity VI20 июля 1732 г.00011 4430 1524Speratus
188100Was Gott tut, das ist wohlgetan ZZZ_unknown1732–173500125 5629 1674Родигаст

Гасториус

189097In allen meinen Taten Trinity V?25 июля 1734?00122 2293b 1633Fleming
11196014Wär Gott nicht mit uns diese Zeit Epiphany IV30 января 1735 г.00016 4434 1524Лютер

Пасха 1707 года?

  • 24 апреля 1707 года (Пасха ): Христос лаг в Тодес Банден, BWV 4 (K 4), ранняя версия, предположительно была представлена ​​в Мюльхаузен. В этом случае это будет первая задокументированная кантата Баха: однако кантата полностью сохранилась только в ее более поздних версиях. Тогда это было сделано как образец для проверки должности органиста в церкви Divi Blasii в этом городе. Он повторил это 8 апреля 1708 года.

День Реформации 1723 года?

Пасха 1724 года

В течение своего первого года в Лейпциге Бах представил переработанную версию своей пасхальной кантаты 1707 года в Лейпциге:

  • 9 апреля 1724 года (Пасха): Христово отставание в Тодесе Бандене, BWV 4 (K 4), Лейпцигская версия, первое исполнение. Бах изменил последнюю часть, чтобы отразить текущую (хоральная установка из 4 частей). Первая версия (1707 и 1708) имела последний куплет (последняя часть) с той же музыкой, что и 1-й куплет (2-я часть).

Первое воскресенье после Троицы 1724 года до Пасхи 1725 года

Первые четыре хорала Кантаты, представленные в 1724 году, по всей видимости, образуют набор: Бах дал твердую песню хорала сопрано в первом, альту во втором, тенор в третьем и бас в четвертом. Он варьировал стиль хоральной фантазии в этих четырех кантатах: французская увертюра в BWV 20, хоральный мотет в BWV 2, итальянский концерт в BWV 7 и вокал. и инструментальный контрапункт в BWV 135.

Вознесение Троицы 1725

Две кантаты, начинающиеся с хоральной фантазии, обычно сгруппированные с хоральными кантатами

Более поздние дополнения к циклу хоральных кантат

После Троицы 1725 года Бах добавил к циклу хоральных кантат новые кантаты, по крайней мере до 1735 г.:

  • 19 августа 1725 г. (Trinity XII ): Lobe den Herren, den mächtigen König der Ehren, BWV 137, per omnes vs. chorale cantata.
  • 5 января 1727 г. (Новый год I = Рождество II; между Новым годом и Крещением в 1725 году не было воскресенья): Ах Готт, wie manches Herzeleid, BWV 58 (K 161), ранняя версия. Эта версия частично утеряна: часть континуо - это все, что осталось от ее средней части. Остальные четыре части в значительной степени идентичны версии этой кантаты 1730-х годов (но без гобоев во внешних частях).
  • 129 (1727)
  • 1727 или позже (31 октября, День Реформации): Ein feste Burg ist unser Gott, BWV 80 (K 95), вторая лейпцигская версия. Ранняя версия этой кантаты, BWV 80b, могла быть сочинена или исполнена еще в 1723 году. Партии трубы во второй лейпцигской версии, возможно, были позже добавлены У. Ф. Бах. «Ein feste Burg ist unser Gott » Лютера («Могущественная крепость - наш Бог»), вероятно, был написан и опубликован в конце 1520-х годов. Самая старая сохранившаяся гравюра находится в сборнике гимнов Эндрю Раушера за 1531 год.
  • 112 (1731)
  • 140 (1731)
  • 177 (1732)
  • 9 (1732)
  • 4 января 1733 года или 3 января 1734 года (Новый год I): Ach Gott, wie manches Herzeleid, BWV 58 (K 161), более поздняя версия, опубликованная Bach Gesellschaft в Vol. 12, с. 133 и сл.. В этой версии новая композиция заменяет третью часть, а во внешних частях добавлены гобои. Либретто кантаты Кристофа Биркмана не полностью соответствует формату хоральной кантаты, но кантата определенно задумывалась как дополнение к циклу. Кантата необычна тем, что объединяет текст двух гимнов (Мартина Моллера 1587 г. «Ach Gott, wie manches Herzeleid » и Мартина Бема 1610 г. ») Herr Jesu Christ, meins Lebens Licht ", исполняются на одну и ту же мелодию гимна 15-го века ) и заканчиваются хоральной фантазией вместо хорала из четырех частей. Мелодия гимна впервые появилась в Lochamer-Liederbuch (1451–1460). Таким образом, строго говоря, это не хоральная кантата.
  • 14 (1735)

Хоральные кантаты с неизвестной литургической функцией

Для некоторых хоральных кантат, написанных с 1728 по 1735 год, неизвестно, для каких случай, когда они были написаны, и должны ли они принадлежать к циклу:

Примечания
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-14 13:55:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте