O Ewigkeit, du Donnerwort BWV 20 | |
---|---|
Хоральная кантата по Дж. С. Бах | |
Николаикирхе, ок. 1850 | |
Событие | Первое воскресенье после Троицы |
Совершено | 11 июня 1724 года (1724-06-11): Лейпциг |
Движение | 11 из двух частей (7, 4) |
Текст кантаты | анонимный |
Хорал | «O Ewigkeit, du Donnerwort». от Иоганна Риста |
Вокал |
|
Инструментальная |
|
Иоганн Себастьян Бах составил церковную кантату O Ewigkeit, du Donnerwort (О вечность, ты, слово грома), BWV 20, в Лейпциге в первое воскресенье после Троицы и впервые выполнили его 11 июня 1724 года. кантата, которую он написал для своего цикла хоральных кантат, второго годового цикла, который он начал в Лейпциге. Кантата основана на гимне Иоганна Риста «O Ewigkeit, du Donnerwort » (1642) с хоральной мелодией Иоганна Шоп.
Бах сочинил кантату для Первое воскресенье после Троицы. Воскресенье знаменует начало второй половины литургического года, «в котором исследуются основные вопросы веры и учения». Годом ранее Бах вступил в должность Томаскантора в Лейпциге. Он отвечал за воспитание Thomanerchor, выступления на регулярных службах в Thomaskirche, Николаикирхе и других. Он начал проект сочинения одной кантаты для каждого воскресенья и праздника литургического года, который ученый Баха Кристоф Вольф назвал «художественным предприятием самого большого масштаба». В 1724 году в первое воскресенье после Троицы он начал проект по составлению исключительно хоральных кантат на основе главного лютеранского гимна по соответствующему случаю, начиная с этой кантаты. В Лейпциге была традиция уделять внимание гимнам. В 1690 году министр Thomaskirche, Иоганн Бенедикт Карпцов объявил, что он будет проповедовать также о песнях и что Иоганн Шелле, тогда музыкальный руководитель, исполнит песню перед проповедь. Бах написал около сорока хоральных кантат во втором цикле.
Предписанные чтения для воскресенья были взяты из Первого послания Иоанна «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4: 16–21 ), а также из Евангелия от Луки, притчи о Богатом и Лазаре (Луки 16: 19–31 ). Текст основан на гимне Иоганна Риста в 16 строфах «O Ewigkeit, du Donnerwort» с использованием 12 строф. Гимн, отражающий смерть и вечность, хорошо подходит к притче о богатом человеке, которому предстоит столкнуться со смертью и адом. Он имеет подзаголовок "Ernstliche Betrachtung der unendlichen Ewigkeit" (Серьезное рассмотрение бесконечной вечности). Текст трех строф 1, 8 и 12 остается без изменений, используется для частей 1, 7 и 11. Неизвестный автор перефразировал другие строфы хорала на речитативы и арий, обычно чередующихся и использующих одну строфу для одной части кантаты. Поэт объединил две строфы, 4 и 5, чтобы сформировать четвертую часть. Он использовал строки «Vielleicht ist dies der letzte Tag, kein Mensch weiß, wenn er sterben mag» (Возможно, это ваш последний день, никто не знает, когда он может die) из строфы 9 в части 9, которая в остальном основана на строфе 10. В части 10 он вставил намек на Евангелие. В целом он придерживается текста, что характерно для ранних кантат второго годового цикла Баха. Поэтом, возможно, был Андреас Штюбель, умерший в 1725 году, что может служить объяснением того, почему Бах не завершил полный цикл, а закончил его в Вербное воскресенье.
Тема хорала была составлена Иоганн Шоп за гимн "Wach auf, mein Geist, erhebe dich", который появился в его сборнике Himlische Lieder (Люнебург, 1642). Он присутствует во всех трех частях, в которых используется текст Риста.
Бах впервые исполнил кантату 11 июня 1724 года.
Бах разделил кантату на две части, которые должны были исполняться до и после проповеди. Часть I содержит семь частей, Часть II - четыре части. Первая часть начинается с хоральной фантазии, обе части завершаются той же четырехчастной постановкой двух других строф хорала. Внутренние движения - это в основном чередующиеся речитативы и арии, последняя ария - дуэт. Бах празднично записал произведение для трех солистов-вокалистов (альт (A), тенор (T) и бас (B)), четырех- партийный хор (SATB ) и инструментальный ансамбль барокко : tromba da tirarsi (Tt), три гобоя (об.), две скрипки (Vl), альт (Va) и bassocontino (Bc). Продолжительность указана как 31 минута.
В следующей таблице движений подсчет очков соответствует Neue Bach-Ausgabe. Клавиши , и тактовые размеры взяты из Альфреда Дюрра, с использованием символа для общего времени (4/4). Инструменты показаны отдельно для духовых и струнных, в то время как континуо, играющее повсюду, не показано.
No. | Название | Текст | Тип | Вокал | Ветер | Строки | Клавиша | Time |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | O Ewigkeit, du Donnerwort | Rist | Хоральная фантазия | SATB | Tt 3Ob | 2Vl Va | F major |
|
2 | Kein Unglück ist in Aller Welt zu finden | anon. | Речитатив | T | ||||
3 | Ewigkeit, du machst mir bange | anon. | Ария | T | 2Vl Va | до минор | 3/4 | |
4 | Gesetzt, es dau'rte der Verdammten Qual | anon. | Речитатив | B | ||||
5 | Gott ist gerecht in seinen Werken | anon. | Ария | B | 3Ob | |||
6 | O Mensch, errette deine Seele | anon. | Ария | A | 2Vl Va | Ре минор | 3/4 | |
7 | Solang ein Gott im Himmel lebt | Рист | Хорал | SATB | Tt 3Ob | 2Vl Va | F major |
No. | Название | Текст | Тип | Вокал | Ветер | Строки | Клавиша | Time |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 | Wacht auf, wacht auf, verlornen Schafe | anon. | Ария | B | Tt 3Ob | 2Vl Va | до мажор | |
9 | Верласс, o Mensch, die Wollust dieser Welt | анон. | Речитатив | A | ||||
10 | O Menschenkind, hör auf geschwind | anon. | Duet aria | AT | A minor | 3/4 | ||
11 | O Ewigkeit, du Donnerwort | Рист | Хорал | SATB | Tt 3Ob | 2Vl Va | Фа мажор | . |
Вступительный припев, начало не только кантаты, но и второго ежегодного цикла кантаты выполнено в стиле торжественной французской увертюры в типичных трех частях: медленное - быстрое (vivace ) - медленное. Французская увертюра была разработана, чтобы отметить въезд короля. Мелодия исполняется сопрано как cantus firmus в длинных нотах, дублированных слайдовой трубой. Хорал в тактовой форме . Первый столбец из трех строк обрабатывается в медленной части, второй столбец строк с 4 по 6 в быстром разделе, абгесанг строк 7 и 8 в заключительной медленной части. Низкие голоса в основном в гомофонии. Разработка тем происходит в оркестре. Восходящая тема медленной части в точечном ритме происходит от начала хоральной мелодии, тогда как тема быстрой части не связана с мелодией. Быстрая секция - это не строгая фуга. Баха, кажется, больше всего интересует иллюстрирование текста, Ewigkeit (вечность) передается длинными нотами в нижних голосах и инструментах, Donnerwort (громовое слово) появляется как внезапное изменение коротких нот с мелизмом в звуке. бас, на словах große Traurigkeit (великая печаль) нисходящая хроматическая линия, контрапункт в быстрой части, также появляется в голосах, erschrocken (испуганный) воспроизводится в резких ритмах, прерываемых паузами, сначала в оркестре, затем также в голоса, клебт (расщепление) - длинная нота в голосах. Джон Элиот Гардинер, проводивший паломничество к кантате Баха в 2000 году, резюмирует кантату: «Перед лицом непонятного и беспокоящая тема вечности, и особенно вечности ада, Бах воспламеняется как никогда раньше ».
Речитативы в основном секко, с ариозо только в части 9 на словах "Pracht, Hoffart, Reichtum, Ehr, und Geld" (великолепие, гордость, богатство, честь, и мы альт) из хорала. Арии контрастируют, интерпретируя текст в его аффекте и в отдельных фразах. Гардинер замечает о первой паре речитатива и арии:
Тенор продлевает настроение мучений... таранит темы тревоги, боли, ада и трепещущего сердца. Бах использует разнообразный тематический арсенал: длинные ноты и волнообразные дрожания, чтобы обозначить вечность, цепочки апподжатур, натянутые на извилистые фигуры, чтобы внушить страх, дикие бега для пламени и горения, сломанные фрагменты, хроматические и синкопированные, для трепещущего сердца. Внезапное молчание в конце фразы усиливает чувство бессвязности и ужаса. Тем не менее, вся эта расточительность драматических образов идеально и органично интегрирована в общий дизайн.
В части 8 призыв к пробуждению усиливается сигналами трубы и быстрыми гаммами, вызывающими Страшный суд. Первый мотив в части 10 исполняется двумя певцами дуэта на слова O Menschenkind («о дитя человека») и инструментально повторяется как намек на это предупреждение. Обе части кантаты завершаются одним и тем же хоралом из четырех частей, в котором, наконец, спрашивается: «Nimm du mich, wenn es dir gefällt, Herr Jesu, in dein Freudenzelt!» (Возьмите меня, Иисусе, если хотите, в блаженство своей палатки).
Записи в следующей таблице взяты из списка записей, представленного на веб-сайте Bach Cantatas. Ансамбли, играющие на исторических инструментах в исторически обоснованном исполнении, и хор из одного голоса на партию (OVPP ) отмечены зеленым фоном.
Название | Дирижер / Хор / Оркестр | Солисты | Лейбл | Год | Тип хора | Орх. тип |
---|---|---|---|---|---|---|
Die Bach Kantate Vol. 39 | Гельмут Риллинг Франкфуртер Кантореи Bach-Collegium Stuttgart | Хэнсслер | 1970 (1970) | |||
Дж. С. Бах: Das Kantatenwerk • Полные кантаты • Les Cantates, Folge / Vol. 5 | Николаус Харнонкур Concentus Musicus Wien | Тельдек | 1972 (1972) | Период | ||
J. С. Бах: Полные кантаты Vol. 10 | Тон Купман Амстердамский барочный оркестр и хор | Антуан Маршан | 1998 (1998) | Период | ||
Bach Edition Vol. 18 - Cantatas Vol. 9 | Питер Ян Леусинк Holland Boys Choir Нидерланды Bach Collegium | Brilliant Classics | 2000 (2000) | Период | ||
Бах Кантаты Vol. 1: Лондонский Сити / Первое воскресенье после Троицы | Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко | Soli Deo Глория | 2000 (2000) | Период | ||
Дж. С. Бах: Кантаты для первого и второго воскресенья после Троицы | Крейг Смит Хор и оркестр Emmanuel Music | Koch International | 2001 (2001) | |||
Дж. С. Бах: Кантаты Vol. 8 - Лейпцигские кантаты | Масааки Сузуки Коллегиум Баха Япония | BIS | 2002 (2002) | Период | ||
Дж. С. Бах: "O Ewigkeit du Donnerwort" - Cantatas BWV 2, 20 и 176 | Филипп Херревеге Collegium Vocale Gent | Harmonia Mundi France | 2002 (2002) | Период | ||
Дж. С. Бах: Кантаты на весь литургический год Vol. 7 Cantatas BWV 20 · 2 · 10 | Сигисвальд Куйкен La Petite Bande | Акцент | 2007 (2007) | OVPP | Период . |
Общие
Книги
Интернет-источники