Was willst du dich betrüben | |
---|---|
BWV 107 | |
Хорал кантата по И.С.Баху | |
Партия сопрано для кантаты | |
Повод | Седьмое воскресенье после Троицы |
Хорал | « Был Willst ей Dich betrüben » по Иоганну Heermann |
Выполненный | 23 июля 1724 года: Лейпциг. ( 1724-07-23) |
Движения | 7 |
Вокал | |
Инструментальная |
|
Иоганн Себастьян Бах написал церковь кантата была Willst ей Dich betrüben (Почему ты горевать), BWV 107 в Лейпциге в седьмом воскресенье после Троицы и впервые исполнен 23 июля 1724 года хоральная кантаты основываются на словах Иоганна Heermann «с гимн в семи строфах « Was willst du dich betrüben » (1630).
Бах структурировал кантату, седьмое произведение в своем цикле хоральных кантат, в семи частях : две обрамляющие хоровые части, речитатив и необычная последовательность из четырех двудольных арий. Он записал произведение для трех солистов-вокалистов, хора из четырех частей и камерного ансамбля валторны в стиле барокко, чтобы усилить мелодию гимна во внешних частях, двух поперечных флейтах, двух гобоях д'амур, струнных и континуо. Это единственное известное произведение из его цикла хоральных кантат, в котором оригинальные слова остались неизменными.
Бах сочинил хоральную кантату в Лейпциге для Седьмого воскресенья после Троицы. Предписанные чтения для воскресенья взяты из Послания к Римлянам : «Я говорю человеческими терминами из-за ваших человеческих ограничений... возмездие за грех - смерть; а дар Божий - жизнь вечная» ( Римлянам 6: 19–19). 23 ), а из Евангелия от Марка - насыщение 4000 человек ( Марка 8: 1–9 ).
Иоганн Херманн, автор хоралаКантата основана на Johann Heermann «s гимна в семи строфах,„ Был Willst ей Dich betrüben “(1630), которая фокусируется на доверии к Богу, даже когда перед противниками, включая дьявол. Доверие к Богу - это тоже тема Евангелия. В отличие от хоральной кантаты второго цикла, текст в средних частях не меняется, а сохраняется per omnes versus (для всех строф). Однако средние части состоят из речитатива и четырех арий. Во времена Баха лечение было явно старомодным. Он использовал его один раз намного раньше в « Лаге Христа» в Todes Banden, BWV 4 (1707), а затем снова позже, как в Gelobet sei der Herr, mein Gott, BWV 129 (1726), хотя во втором цикле он не повторялся.. Джон Элиот Гардинер предполагает, что Бах наложил это ограничение на себя, как он сделал это с ограничением поместить cantus firmus в сопрано, альт, тенор и бас в первых четырех кантатах цикла. Гардинер комментирует «замысел семнадцатого века» по составлению неизмененного хорального текста по сравнению с настройками Штельцеля, Телеманна и Граупнера :
Но только Бах готов постоянно усложнять себе жизнь, как здесь, например, решив дословно включить все семь строф довольно малоизвестного хорала Иоганна Херманна 1630 года.… Бах принимает вызов: преодолеть ограничения быть ограниченным жестко структурированным гимном без однообразия и повторяемости.
Хоралы в публикации Хермана 1630 года Devoti musica cordis (Музыка преданного сердца), которая также включала « Herzliebster Jesu, was hast du verbrochen », первый хорал в « Страстях по Матфею» Баха, были описаны как «первый, в котором правильно а элегантное стихотворение Опица применялось к религиозным сюжетам,… отличавшимся большой глубиной и нежностью чувств, сильной любовью к Спасителю и серьезным, но не застенчивым смирением ».
Бах впервые исполнил кантату, седьмую дошедшую до нас кантату своего второго годового цикла, 23 июля 1724 года.
Бах структурировал кантату в семи частях, начиная с хоральной фантазии и заканчивая заключительным хоралом, как обычно в его хоральных кантатах, но с необычной последовательностью только одного речитатива и четырех арий, устанавливающих стихотворные строфы гимна. Он набрал его в течение трех солистов ( сопрано (S), тенор (Т) и бас ) (B), в четыре частях хора и камерный ансамбль Барокко из CORNO да Каччиа (Co), чтобы поддержать Chorale мелодии во внешнем движения, два flauti traversi (Ft), два гобоя d'amore (Oa), две скрипки (Vl), две альты (Va) и бассо континуо (Bc).
В следующей таблице движений оценка соответствует Neue Bach-Ausgabe, ключи даны для веймарской версии. Тактовый обеспечивается с помощью символа для общего времени (4/4).
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Was willst du dich betrüben | Heermann | Хоральная фантазия | SATB | Co 2Ft 2Oa | 2Vl 2Va | Си минор | |
2 | Denn Gott verlässet keinen | Heermann | Речитатив | B | 2Oa | Фа-диез минор | ||
3 | Auf ihn magst du es wagen | Heermann | Ария | B | 2Vl 2Va | Основным | ||
4 | Венн аух гляйх аус дер Хёллен | Heermann | Ария | Т | Ми минор | 3/4 | ||
5 | Er richts zu seinen Ehren | Heermann | Ария | S | 2Oa | Си минор | 12/8 | |
6 | Барабан ich mich ihm ergebe | Heermann | Ария | Т | 2 футов | Ре мажор | ||
7 | Herr, gib, daß ich dein Ehre | Heermann | Хорал | SATB | Co 2Ft 2Oa | 2Vl 2Va | Си минор | 6/8 |
Вступительный припев « Was willst du dich betrüben » («Почему ты хочешь утруждать себя») представляет собой хоральную фантазию с вокальной партией, встроенной в отдельный концерт инструментов. Кантус Firmus на мелодии « Von Gott будет ич Nicht Лассен » в длинных нот, частично украшенных, в сопрано и рога; нижние голоса в основном настроены на омофонию. Линии хорала не обрабатываются отдельно, но акцентируя форму бар (Stollen-Stollen-Abgesang) текста, 1 и 2 объединяют, 3 и 4 объединены, 5 одноместных и 6 до 8 объединены. Озвучивание деревянных духовых инструментов относительно богато.
Единственный речитатив « Denn Gott verlässet keinen, der sich auf ihn verläßt » («Ибо Бог не оставляет никого, кто вверяет себя Ему»), сопровождаемый гобоями d'amore, показывает расширенную мелизму в слове « Freuden » (радость) и завершается ариозо в последней строке с мелизмой на retten (спасение). Следующие четыре строфы составлены как арии, а не как типичные арии да капо, а в основном состоят из двух частей. Бах достигает вариации, изменяя тип голоса, тональность и размер. Он также меняет лад, чередуя мажор и минор, выражает различные аффекты, и он успешно «размывает» тактовую форму строф.
Первая ария « Auf ihn magst du es wagen » («В Нем вы можете осмелиться на все») изображает «сцену охоты» для баса и струнных. Бах играет на двойном значении немецкого слова erjagen, которое в тексте имеет значение «достигнуть большим усилием», но он выражает буквальное значение этого слова («охотиться») с помощью «возмутительной охотничьей трели» окуней.. Эта и последующие арии не являются ариями да капо, а следуют линейной форме стихотворения как двудольные структуры.
Вторая ария « Wenn auch gleich aus der Höllen » («Даже если из ада») для тенора и континуо начинается с резких слов о сатане как враге: « Wenn auch gleich aus der Höllen / der Satan wollte sich / dir selbst entgegenstellen / und toben wide dich »(« Даже если из ада сатана желает восстать против вас и излить на вас свой гнев »). Гардинер называет музыку «ярким пером сатаны и его уловок, исполненным с типично лютеранским вкусом». Ритм чередуется от 6/8 до 3/4 от одного такта к другому, но изменения нерегулярны и непредсказуемы. Басовая партия (с пометкой « Organo e Continuo ») «экстравагантно одушевлена и угловата. Альберт Швейцер сравнивает ее с изгибами огромного дракона».
Третья ария « Er richt's zu seinen Ehren » (аранжирует для вашей чести) для сопрано и двух гобоев д'амур начинается с приукрашенной версии хоральной мелодии, а последняя строка цитирует мелодию точно по словам » was Gott will, das geschicht »(« Чего хочет Бог, то и происходит »).
Четвертая ария, « Drum ich mich ihm ergebe » (Поэтому я посвящаю себя Ему), написана для тенора, флейт в унисон и приглушенной скрипки. Мелодический стиль существенно отличается от мелодии хорала, песноподобный.
Заключительный хорал « Herr, gib, daß ich dein Ehre » (Господь, даруй эту честь) состоит из четырех частей для голосов, но встроен в богатый оркестровый концерт Сицилиано. Строки хорала сгруппированы, как в первой строфе, снова выделяя строку 5, « O Vater, Sohn und Geist » («О, Отец, Сын и Дух») как миниатюрное славословие.
Записи в таблице взяты из списка записей из подборки на веб-сайте Bach Cantatas. Инструменты периода ансамблевой игры в исторически обоснованных выступлениях выделены зеленым фоном.
Заголовок | Дирижер / Хор / Оркестр | Солисты | Этикетка | Год | Орч. тип |
---|---|---|---|---|---|
Die Bach Kantate Vol. 43 год | Хельмут Риллинг Gächinger Kantorei Bach-Collegium Штутгарт | Hänssler | 1979 г. ( 1979) | ||
И. С. Бах: Das Kantatenwerk - Sacred Cantatas Vol. 6 | Густав Леонхардт Леонхардт-Консорт | Teldec | 1980 г. ( 1980) | Период | |
И. С. Бах: Кантаты | Филипп Херревег Collegium Vocale Gent | Девственная классика | 1991 г. ( 1991) | Период | |
Bach Edition Vol. 11 - Cantatas Vol. 5 | Питер Ян Леусинк Хор мальчиков Голландии Нидерландский Коллегиум Баха | Блестящая классика | 1999 г. ( 1999) | Период | |
И. С. Бах: Полные кантаты Vol. 12 | Тон Купман Амстердамский оркестр и хор в стиле барокко | Антуан Маршан | 2000 г. ( 2000) | Период | |
Бах Кантаты Vol. 4: Ансбах / Хаддинтон / В 6-е воскресенье после Троицы / В 7-е воскресенье после Троицы | Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко | Соли | 2000 г. ( 2000) | Период | |
JS Bach: Cantatas Vol. 23 - Кантаты из Лейпцига 1724 г. | Масааки Сузуки Коллегиум Баха Япония | БИС | 2002 г. ( 2002) | Период |